Меню Рубрики

Специальные аппараты при афонии

На информационном ресурсе публикуются материалы о лечении заболеваний уха, горла, носа

Афонию классифицируют как функциональное нарушение нервно-мышечного голосового аппарата.
Вместе с афонией, функциональными нарушениями нервно-мышечного голосового аппарата являются также дисфонии (гипотонусная, гипертонусная, психогенная и др.) и фонастении.

Этиология и патогенез афонии. Этиологические и патогене­тические факторы развития и возникновения афонии различны.
Некоторые специалисты объясняют возникновение афонии исключительно неправильной дея­тельностью фонаторного аппарата, другие исследователи считают, что в основе расстройств иннервации гортани лежат нервно-психические за­болевания (истерия, неврастения, психастения, функциональные неврозы и др.).

На основании исследований, проведенных в последние годы, выделено три ведущих фактора в возникновении голосовых расстройств:
• психогенный,
• перенапряжение,
• функциональная неполноценность голосового аппарата.

Гипертонусная афония ( стойкое функциональное нарушение голоса) может развиться во время предшествующих заболеваний гортани (острый ларингит, парезы и др.).

Предрасполагающими факторами к возникновению афонии являются:
• физические перенапряжения,
• психические трав­мы,
• хронические интоксикации организма.

Клиника афонии. Многообразие форм функциональных наруше­ний голоса определяет различие их клинических проявлений.
Общими симптомами для дисфонии, афонии, фонастении являются по­стоянная или периодическая охриплость, утомляемость голоса.
Каждая форма заболевания имеет характерные для нее клини­ческие проявления.
При гипокинетической (паретической) афонии голосовые складки обычно слегка гиперемированные, при фонации образуется различной формы (оваль­ная, треугольная) щель.
Голос глухой, сиплый.
Для гиперкине­тической (спастической) афонии харак­терно состояние спастического гиперкинеза мышц гортани с пре­обладанием тонического спазма.
Во время фонации отмечается судорожное сближение голосовых складок и складок преддве­рия.
Голосовые складки не изменены, подвижны, при фонации находятся в состоянии резкого напряжения.

Гипотонусная афония — стойкое функциональ­ное нарушение голоса — характеризуется дискоординацией всех отделов голосового ап­парата.
При гипотонусной афонии определяется:
• гипотонус голосовых складок,
• неполное смыкание голосовой щели,
• снижение интенсивности голоса и нарушение его тембра.

Специальными психологическими обсле­дованиями Л. Е. Гончарук (1986) установлено, что стойкие функциональные нарушения голоса представляют собой не толь­ко заболевание гортани, а связаны с нарушением нервно-психи­ческой сферы.

Лечение афонии. Функциональные нарушения голоса являются не местным патологическим процессом в гортани, а связаны с различными нарушениями, заболеваниями и повышенной ла­бильностью нервной системы.
В связи с этим лечение этих боль­ных должно быть комплексным, включающим:
• психотерапию,
• дыхательную гимнастику,
• речевую и вокальную фонопедию,
• медикаментозную терапию.

Значительное место при лечении больных занимают физические методы лечения функциональных нарушений голоса, направленные главным образом на регуляцию дея­тельности центральной нервной системы и местное воздейст­вие на гортань.

Лечение функциональных афоний должно быть направлено на устранение патологического очага застойного торможения в коре большого мозга и восстановление нарушен­ных рефлекторных механизмов.
Для улучшения процессов об­мена и проведения возбуждения в межнейронных синапсах на­значается стимулирующая медикаментозная терапия:
• поливи­тамины,
• АТФ,
• стрихнин,
• прозерин (внутримышечные инъекции),
• седативные средства,
• транквилизаторы (триоксазин, тазепам) внутрь.

Медикаментозная терапия афонии проводится на фоне голосо­вого режима в комплексе с дыхательной гимнастикой и ортофоническим лечением.

Из физических методов лечения афонии для непосредственного воздействия на нервно-мышечный аппарат гортани назначают гальванизацию, электрофорез 0,1 % раствора стрихнина.
Один электрод с прокладкой размером 40×60 мм помещают на об­ласть гортани, другой электрод размером 60X80 мм распола­гают в области нижних шейных позвонков.
Сила тока до 3- 5 мА, по 10-20 мин, на курс 10-15 процедур.

По мнению М. А. Ратенберга (1973), хорошие результаты, особенно у больных с наличием парестезии, наблюдаются при местной дарсонвализации гортани.
Грибовидный электрод мед­ленно перемещают по передней поверхности шеи в течение 5-10 мин.
Назначают также вибрационный массаж гортани.

С целью стимуляции нервно-мышечного аппарата гортани показано воздействие фарадическим и диадинамическим тока­ми.
ДД-терапию нервно-мышечного аппарата гортани проводят токами — ритм синкопа.
Электроды 80X90 мм устанавливают у пластинок щитовидного хряща между нижней и средней третью грудиноключично-сосцевидной мышцы.
Начинают лечение с двухполупериодного волнового тока.
Сила тока до появления выраженных (но неболезненных) ощущений вибрации, по 10 мин, на курс до 15.
Хорошие резуль­таты отмечены при диадинамоэлектрофорезе прозерина.
Улуч­шение нарушенных в результате болезни периферического кро­вообращения и трофики тканей, наряду с нормализацией функ­ций вегетативной нервной системы обеспечивает лечебный эффект СМТ.

Важным фактором лечебного действия СМТ при функцио­нальных нарушениях голоса является их влияние на чувстви­тельную сферу нервной системы.
Воздействие этими токами вызывает ритмически упорядоченный поток импульсации с экстеро-, интеро- и проприорецепторов в центральную нервную систему.
Воздействие СМТ проводят раздвоенным электродом (30X40 мм каждый), располагают их на боковых поверхностях гортани впереди грудиноключично-сосцевидных мышц на уров­не нижней и средней трети (область двигательной точки диафрагмального нерва), другой электрод помещают в области ниж­них шейных позвонков.
Режим 1, род работы II, частота 75- 100 Гц, длительность полупериодов 2-3 с, глубина модуляций 50-100 %, по 10 мин, на курс 10-12.
При наличии болевого синдрома показано воздействие СМТ непосредственно на об­ласть гортани, при значительных нарушениях нейрогуморальной регуляции и трофики — на область шейных симпатических узлов.

С целью восстановления нарушенных рефлекторных механиз­мов в комплекс лечебных мероприятий необходимо включать рефлекторную терапию — воздействие физическими факторами (электрофорез 10 % раствора кальция хлорида) на «воротни­ковую» область, 15-20 процедур.

В. А. Тринос и соавт. (1984) предлагают при указанной патологии проводить электростимуляцию мышц гортани под за­щитой заглушения (чтобы больной не слышал своего собствен­ного голоса).
По мере улучшения фонации голосовыми склад­ками заглушение снимается.

Для лечения стойких функциональных нарушений голоса разработан комплекс, который включает поэтапное дифферен­цированное применение фонопедии, психотерапии, психопрофи­лактики и методов физической терапии, способствующих нор­мализации функции нервной системы.
Назначается седативная терапия, гидротерапия, гальванический воротник по Щербаку, дыхательные упражнения, целью которых является выработка правильного речевого дыхания.
Следует подчеркнуть важность точной дифференциальной диагностики характера поражения и причин, вызвавших заболевание, так как нерациональная тера­пия у этих больных способствует фиксации патологического со­стояния.

По данным некоторых исследователей низкочастотное ПеМП при определенных параметрах воздействия повышает микроцир­куляцию [Лозовецкая Л. Н., 1980; Ефанов О. И., 1981], увели­чивает мышечную работоспособность и двигательную активность [Лощиков В. Н., 1977], вызывает изменение тонуса вегетатив­ной нервной системы и условнорефлекторных связей [Боголю­бов В. М., 1981; Холодов Ю. А., 1982].
Особенности биологиче­ского действия низкочастотного ПеМП позволяют считать пато­генетически обоснованным использование этого метода в терапии афонии.
Магнитотерапия применялась у больных с функциональной гипотонусной дисфонией, спастической дисфонией и стойкой функцио­нальной афонией.
В зависимости от патологического процесса применялась стимулирующая (на область гортани) и релаксирующая (на сегментарно-рефлекторную зону) методика воз­действия.
Лечение афонии проводят от аппарата «Полюс-1».
Прямо­угольные индукторы торцовой частью (площадь 50×50 мм) без давления располагают контактно на правой и левой боковой поверхности гортани при горизонтальном направлении магнит­ных силовых линий .
Форма тока пульсирующая, режим непрерывный, величина магнитной индукции 25 мТ, про­должительность процедуры 20 мин, 15-20 процедур на курс.
Воздействие ПеМП на рефлекторно-сегментарную зону проводят прямоугольным индуктором, который торцовой частью (площадью 50X50 мм) устанавливают контактно на область проекции верхних шейных симпатических узлов (СII-CVI) паравертебральной области, рефлекторно связанных с гортанью.
Используют горизонтально направленные магнит­ные силовые линии синусоидальной формы тока в непрерывном режиме при величине магнитной индукции 25 мТ, продолжи­тельность процедуры 20 мин, ежедневно, на курс 20-25.
Лече­ние афонии проводят в комплексе с дыхательной и голосовой трени­ровкой.

При стойкой функциональной афонии лечение ПеМП следует начи­нать после длительного подготовительного этапа (дыхательная и голосовая тренировка).

Полученные данные позволяют счи­тать, что применение ПеМП в комплексе с голосовой и дыха­тельной тренировкой показано при различных формах функцио­нальных заболеваний гортани: при афонии, дисфонии и фонастении.
Для достижения максимального эффекта необходимо дифференцированное определение парамет­ров и зон воздействия магнитным полем в каждом конкретном случае [Василенко Ю. С, Николаевская В. П., Демченко Е. В., 1986].
При лечении больных с функциональными заболеваниями гортани широко следует использовать методы физической тера­пии, оказывающие нормализующее влияние на нервно-психи­ческий статус организма.
Назначают:
• бальнеотерапию (углекис­лые, йодобромные, жемчужные ванны),
• электрофорез кальция, брома, магния на «воротниковую» область,
• массаж «воротни­ковой» зоны,
• общий электрофорез кальция по Вермелю,
• общее УФ-облучение,
• лечебную физическую культуру и др.

Таким образом, в комплекс лечебных мероприятий при функ­циональных нарушениях голоса входят:
• психотерапия,
• медика­ментозные средства,
• ортофоническое лечение и методы физи­ческой терапии, направленные в основном на регуляцию дея­тельности центральной нервной системы,
• местное воздействие на гортань (афферентный воспринимающий аппа­рат).
Такая комплексная патогенетическая терапия, направлен­ная на различные, связанные между собой звенья патологиче­ского процесса, обеспечивает потенцированный эффект приме­няемых лечебных факторов и позволяет получить более благо­приятные результаты.

По материалам монографии Веры Петровны Николаевской «Физические методы лечения в оториноларингологии» М,»Медицина» 1989

источник

Афония (потеря голоса) – состояние потери звучности голоса, — возможность разговаривать только шепотом. Фактически, афония является отсутствием голоса.

При правильном и своевременном лечении афонии, голос возвращается к человеку в скором времени, а его тональность остается без каких-либо изменений.

Причин афонии, т.е. потери голоса множество. Рассмотрим из них наиболее встречающиеся:

  • простудные заболевания, которые вызывают воспаление и раздражение гортани и голосовых связок (грипп, ОРВИ);
  • воспалительные заболевания (бронхит, пневмония, ларингит, тонзиллит);
  • срыв или переутомление голоса (часто наблюдается у певцов, учителей, дикторов);
  • опухоли голосового аппарата;
  • врожденные патологии развития гортани;
  • раздражение гортани вследствие химических ожогов;
  • токсическое воздействие, из-за которого развивается спазм мышц гортани (загрязненный воздух, табачный дым);
  • травма голосового аппарата (например, во время проведения операции при введении специальных трубок в трахею или бронхи при общем наркозе, или же при проведении операции на щитовидной железе);
  • попадание инородного тела в дыхательный и голосовой аппараты;
  • стрессы, сильные волнения, страхи;
  • продолжительное дыхание очень сухим или очень холодным воздухом;
  • поражения центральной нервной системы (например, на фоне травмы головного мозга).

Истинная или гортанная афония. Развивается при различных заболеваниях гортани, которые влияют на правильность смыкания и вибрацию голосовых связок (например, при опухолях гортани).

Паралитическая афония. Возникает при нарушении функций нижнего гортанного нерва, который управляет большинством внутренних мышц гортани (например, травмирование гортанного нерва в результате проведения операции на щитовидной железе).

Спастическая афония. Развивается при спазме внутренних мышц гортани, в результате чего происходит сужение голосовой щели (например, при раздражении слизистой оболочки глотки и гортани химическими веществами).

Функциональная или истерическая афония. Возникает на фоне острого или хронического ларингита, нарушений рефлекторных механизмов на уровне коры головного мозга, длительного громкого крика или пения.

Афония не имеет своих четких признаков. Симптомы афонии могут указывать на сопутствующие заболевания или травмы, из-за которых возникла потеря голоса.

— боль в горле;
— затрудненное глотание;
— сиплость и хрипота;
— потеря голоса;
— невозможность нормально разговаривать (как обычно);
— спазм или паралич голосовых связок.

При отсутствии должного внимания признакам афонии, можно упустить шанс быстрого лечения серьезной болезни (например, рак гортани), которая и привела к потере голоса. Подобная ситуация может привести к полной потере голоса без возможности восстановления.

Конечно же, тут я хочу сделать поправку, что если Вам или Вашим знакомым врач выдвинул вердикт, что голос восстановить нельзя, это еще не значит что он прав! Как минимум, можно обратится к другому врачу, ну а если все силы исчерпаны, не отчаивайтесь, обратитесь к Господу, ведь для Него уж точно нет ничего невозможного! Тем более в Библии, в Новом Завете, есть замечательные примеры, когда не только немые от рождения начинали говорить, но и слепые видеть!

Для диагностики афонии используют следующие методы:

— общий осмотр, анализ анамнеза болезни;
— анализ мазка со слизистой ротоглотки (если при осмотре обнаружены признаки инфекции);
— ларингоскопию.

Если необходимо исключить опухоль, то назначают:

Курс лечения афонии назначает отоларинголог. Иногда, может потребоваться консультация невролога или терапевта.

Лечение афонии в основном зависит от причины её возникновения и может включать:

— прием лекарственных препаратов;
— прием средств народной медицины;
— физиопроцедуры;
— соблюдение покоя речевого аппарата;
— лечение болезни, вследствие которой возникла афония;
— операцию по удалению гортанной опухоли;
— удаление рубцов гортани.

Общие правила при лечении афонии:

— говорите только шепотом и как можно меньше;
— исключите из рациона холодное, горячее и острое, алкоголь и газировку;
— пейте, как можно больше теплой жидкости;
— ежедневно выпивайте по 1 домашнему куриному яйцу (после холодильника подержите яйцо в теплой воде, а потом употребляйте);
— увлажняйте воздух (для этого отлично подходит увлажнитель воздуха).

Перед употреблением народных средств, для восстановления голоса, обязательно проконсультируйтесь с лечащим врачом!

Чеснок. Каждый день принимайте отваренные дольки чеснока. Просто проварите зубчики до мягкости и удаления остроты.

Яйца. Ежедневно утром выпивайте 4 перепелиных или 2 куриных яйца (домашних).

Сок капусты. Принимайте свежевыжатый сок белокочанной капусты 3 раза в день по 0,5 стакана.

Хрен с мёдом. Смешайте в равных частях кашицу из хрена и мёда. Принимайте 1 ч. ложку каждый час.

Семена льна с яблоком и мёдом. Возьмите 1 ст. ложку семян льна, кожуру 1 яблока и 2 ч. ложки мёда. Залейте смесь 300 мл воды и варите 10 минут. Пейте отвар в теплом виде за 10 минут до еды 3 раза в день.

Читайте также:  Грубый лающий кашель осиплость голоса афония характерны

Алтей и лаванда. Возьмите по 2 ст. ложки цветков алтея и лаванды и залейте 600 мл кипятка. Дайте средству постоять минут 15-20. Используйте в теплом виде для полосканий горла, а также немножко пейте в течение дня.

Фенхель с молоком. При охриплости голоса взять 10 г плодов фенхеля, залить 1 л кипящего молока, настаивать 10 мин, добавить немного меда. Пить очень горячим и медленно по 2-3 стакана днем и 1 стакан перед сном.

Коровяк. 30 г сухих цветков коровяка отварите 10 минут в 0,5 л воды и процедите. В теплом виде полощите горло.

Картофель. Почистите картофель и отварите в небольшом количестве воды. Воду слейте, а картофель разомните и, накрывшись над картофелем, вдыхайте пар широко-раскрытым ртом, а выдыхайте носом.

Молодые побеги малины. 4 ст. ложки сушеных побегов малины залейте 2 стаканами воды и проварите на слабом огне 15 минут. Накройте и укутайте отвар и дайте постоять 30 минут. Процедите через 1 слой марли и доведите до кипения. Примите удобное положение и наклонитесь над кастрюлей, сверху накрывшись. Вдыхайте пар ртом, выдыхайте носом.

Чтобы предотвратить появление афонии, или хотя бы минимизировать возможности потери голоса, специалисты рекомендуют придерживаться следующих правил:

— регулируйте громкость своего голоса, давайте голосу отдохнуть;
— откажитесь от вредных привычек;
— закаляйте свой организм;
— принимайте витамины, а также старайтесь употреблять свежие овощи и фрукты;
— питайтесь правильно и сбалансировано;
— не употребляйте слишком холодные напитки;
— зимой, старайтесь дышать носом, не переохлаждайтесь;
— ведите активный образ жизни;
— соблюдайте режим сна;
— избегайте стрессовых ситуаций;
— храните подальше от детей бытовые чистящие и моющие средства.

источник

Миастению первым описал Еrb в 1878 году. В 1891 году Jolly назвал это заболевание myasthenia gravis pseudoparalytica. Это заболевание характеризуется слабостью и быстрой утомляемостью голоса даже в том случае, если больной очень тихо говорит. Голосовые связки находятся в состоянии контакта и колеблются в течение очень короткого времени, чрезвычайно быстро возникает полное прекращение функции. Функция резонаторной системы, как правило, нарушается. Замыкающее глоточное кольцо недостаточно сжимается во время фонации, в связи с чем часть воздуха проникает в носовую полость.

Открытая гнусавость является характерной чертой миастении. В начальных стадиях заболевания период утомления бывает очень коротким и очень быстро восстанавливается тембр и сила голоса. С течением времени периоды утомления удлинняются, а интервалы между ними укорачиваются, пока, наконец, не наступит полная афония. Кроме мышц голосового аппарата, при этом заболевании поражаются и мышцы лица: веки опущены и больной не может их поднять, мимика отсутствует. Лицо совершенно лишено выразительности. При плаче и смехе уголки рта не изменяют своего положения. Миастения может также развиваться в мышцах туловища и конечностей.

Для заболевания типично медленное постепенно прогрессирующее течение. В тех случаях, когда процесс распространяется на дыхательные мышцы, наступает смерть. Реакция мышц на воздействие электрического тока характеризуется тем, что мышца сокращается только в первом моменте. После серии кратковременных сокращений, мышца вообще перестаёт реагировать на электрическое раздражение; возрастает хронаксия мышц замыкающего глоточного кольца.

Лечение. При этом заболевании каждая стимулирующая терапия ухудшает состояние больного. Электропроцедуры приносят вред, фониатрические упражнения также противопоказаны. Хорошие результаты нам удалось получить, используя для лечения ионизацию головного мозга 2% Calcium chloratum (неполяризующимися электродами), а также после новокаиновой терапии. Значительное улучшение состояния отмечается после применения простигмина (0,5—1,0 мг внутримышечно).

Заболевание, для которого характерно полное отсутствие возможности издавать голос, называется афонией (aphonia). Принято различать два вида этого заболевания: 1) спастическую афонию и 2) парстическую афонию.

В каждом из этих двух видов заболевания можно обнаружить как признаки усиленного мышечного напряжения, так и дряблость мышц и координационные расстройства. Афония возникает неожиданно, и сразу же в такой форме, что больной не может произнести ни одного слова и объясняется только шепотом.

Спастическая афония обычно развивается у лиц, которые в связи с потребностями профессии постоянно форсируют голос. В данном случае спастическая афония является результатом перенапряжения голосового аппарата. Механизм возникновения этого заболевания напоминает писчую судорогу (mogigraphia), поэтому некоторые авторы называют спастическую афонию голосовой судорогой (mogiphonia). Афония может быть проявлением невроза, возникшего вследствие психического потрясения или чувства страха.

Причинами спастической афонии могут быть резаные раны, раны от ушибов шеи в области гортани. Спастическая афония может развиться рефлекторно в ответ на повреждения надгортанника. При особенно тяжелых формах заболевания возникает необходимость перемены профессии.

Спастическая афония может также быть следствием кровоизлияния в голосовые связки, наиболее частыми причинами которого являются: а) резкий крик от страха или же крик зовущего на помощь; б) неожиданный приступ болей, например, при родах, или упорные рвоты; в) специальная предрасположенность к кровоизлияниям при голосовых усилиях у женщин во время менструации. Состояние спастической афонии может продолжаться несколько дней, после чего голос полностью восстанавливается. Лица, у которых в течении заболевания отмечается склонность к рецидивам, не могут иметь вокальных профессий.

Паретическая или истерическая афония характеризуется функциональной недостаточностью и дряблостью мышц гортани, сближающих голосовые связки до средней линии и закрывающих голосовую щель. Для истерической афонии характерна внезапность потери голоса. При попытках издать голос голосовые связки не смыкаются, между их краями остаётся овальное отверстие. Парез поперечной черпаловидной мышцы при истерической афонии наблюдается очень редко, если же это случится, то во время фонации в заднем отделе голосовой щели образуется треугольное отверстие.

Чрезвычайно редко при описываемом заболевании отмечается двухсторонний парез мышц, закрывающих голосовую щель, т.е. главным образом боковых перстне-черпаловидных мышц, при этом щель между краями голосовых связок имеет форму ромба.

Характерной чертой истерической афонии является то, что паретическое состояние возникает то в одной, то в другой группе мышц. При диагносциро-вании истерической афонии большую помощь может оказать знание ряда расстройств чувствительности, наблюдающихся при этом заболевании; так для данного заболевания типично:
а) отсутствие чувствительности слизистой оболочки глотки,
б) отсутствие чувствительности конъюнктивы глаза,
в) ослабление или полное отсутствие глоточного и конъюнктивального рефлексов,
г) нарушение чувствительности различных участков кожи,
д) повышенная чувствительность в области сосков.

При истерической афонии состояние может неожиданно улучшиться без какой-либо видимой причины, иногда под влиянием изменения бытовых условий. Прогноз при данном заболевании, как правило, неблагоприятный.

Лечение спастической или истерической афонии должно быть фармакологическим и фониатрическим. Первое основано на тех же принципах, которых придерживаются при лечении неврозов; второе заключается в использовании вокальных методов восстановления голоса, целью которых является укрепление дыхательной системы, умение правильно использовать резонаторы и координировать функции отдельных элементов голосового аппарата.

источник

Понятие о функциональной афонии, виды афонии, причины ее воз­никновения • Психологические особенности людей с функциональ­ной афонией

Функциональная афония — отсутствие голоса, обусловленное функциональной недостаточностью голосовых мышц централь­ного происхождения, имеющей нейродинамический характер. В литературе это голосовое нарушение представлено под назва­ниями «истерическая афония», «психогенная афония». По дан­ным О. ВбЬте (1974), функциональная афония в 8 раз чаще диа­гностируется у женщин, чем у мужчин, а по наблюдениям Ю. С. Ва­силенко (2002), это соотношение составляет 12:1.

Одним из вариантов функциональной афонии является нару­шение способности к нормальному голосообразованию у людей, перенесших острые воспалительные заболевания гортани. Нару­шение развивается как результат закрепления шепотной речи, как бы заместителя голоса, и характерно для людей, обладающих весь­ма лабильной нервной системой.

Особенностью функциональной афонии служит отсутствие звуч­ного голоса при сохранной способности к достаточно громким кашлю и смеху. Причины возникновения афонии следует искать в изменениях деятельности ЦНС, а также среди последствий пси­хических травм различного характера и интенсивности.

Функциональная афония может оказаться единственным при­знаком перенесенного стресса, но чаще она представляет собой

одно из проявлений расстройства деятельности ЦНС по истери­ческому типу. Нарушение голоса, как правило, возникает внезап­но, чаще непосредственно после перенесенного стресса или на следующий день. Одновременно появляются ощущения комка в горле, боли в сердце, общая слабость, дрожание в теле.

У некоторых больных истерическая афония может приобретать хроническое течение. Однако в состоянии эмоционального напря­жения они способны закричать достаточно громко.

Поскольку острый и хронический стрессы являются фактора­ми, нарушающими баланс процессов возбуждения и торможе­ния, в результате могут развиться гипокинетический (паретиче-ский) и гиперкинетический (спастический) варианты функцио­нальной афонии. По данным Н. Е. Финченко (1967), паретическая форма афонии встречается значительно чаще и составляет около 80 % всех выявленных случаев.

При паретической форме ларингоскопическая картина напо­минает явления комбинированного пареза внутренних мышц гор­тани. Отмечается недостаточность закрытия голосовой щели либо на всем ее протяжении, либо на отдельных участках, что создает зияющие пространства различных конфигураций: в виде овала или треугольника с заостренной вершиной. Возможно компен­саторное смыкание вентрикулярных складок. При спастической форме на фоне попыток к фонации голосовые складки смыка­ются, наступает их резкое напряжение, однако вибрация отсут­ствует.

И при паретической, и при спастической формах функцио­нальной афонии, особенно при длительном течении заболева­ния, слизистая оболочка голосовых и вентрикулярных складок становится сухой, гиперемированной, покрывается корочками засохшего секрета. Микроларингоскопическое исследование про­водить невозможно из-за отсутствия колебательных движений го­лосовых складок.

Одним из проявлений двигательных расстройств при функцио­нальной афонии может стать затруднение дыхания, связанное с парадоксальным смыканием голосовых складок на вдохе. Характер­но, что днем в присутствии посторонних у больных отмечается шумное стридорозное дыхание, но когда во время разговора они отвлекаются, дыхание становится более свободным. Во время сна пациенты дышат совершенно спокойно. При ларингоскопии пери­оды, когда голосовые складки на вдохе располагаются почти у сред­ней линии (просвет составляет 1 — 2 мм при норме 14—16 мм), чередуются с периодами расхождения голосовых складок на пол­ный объем.

Больные жалуются на ощущение «комка» в горле, «налипа­ние» слизи, отсутствие звучного голоса. Они, как правило, стре­мятся подчеркнуть тяжесть заболевания, высказывают неверие в

возможность выздоровления и восстановления голоса. У истери­ческих субъектов нередки рецидивы афоний.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Афония – это состояние утери звучности речи, при котором человек способен разговаривать только шепотом.

Симптомы, сопровождающие афонию, могут быть признаками и других различных нарушений, поэтому, при их возникновении, необходимо обратиться к отоларингологу.

  • Отсутствие звучности голоса.
  • Сохранность шепотной речи.
  • Охриплость.
  • Спазм голосовых связок (внезапное сокращение мускулатуры гортани, в результате чего происходит полное закрытие голосовой щели, что сопровождается затрудненным вдохом).
  • Боль в горле.
  • Затруднение глотания (происходит в результате спазма гортани).
  • Истинная (или гортанная афония) — развивается при заболеваниях гортани, которые влияют на правильное смыкание и вибрацию истинных голосовых связок (например, при опухолях гортани и др.).
  • Паралитическая афония — как правило, развивается при нарушении функции нижнего гортанного нерва, который иннервирует (« управляет») большинство внутренних мышц гортани (например, при его травмировании в результате проведения операции на щитовидной железе).
  • Спастическая афония возникает при спазме внутренних мышц гортани, суживающих голосовую щель (например, при раздражении слизистой оболочки глотки и гортани едкими химическими веществами).
  • Функциональная афония (или истерическая) развивается, как правило, на фоне острого или хронического ларингита (воспаление гортани), нарушений рефлекторных механизмов на уровне коры головного мозга, длительного громкого крика (или пения).
  • Простудные заболевания (например, вирусы, являющиеся причиной развития ОРВИ) вызывают воспаление и раздражение гортани и голосовых связок.
  • Воспалительные заболевания бронхо-легочной системы (например, при тяжело протекающем бронхите (воспалении бронхов) или хроническом ларингите (воспаление гортани)).
  • Профессиональное утомление голоса (люди некоторых профессий, например, певцы, учителя, дикторы, которым постоянно приходится напрягать голосовые связки).
  • Опухоли голосового аппарата.
  • Врожденные пороки развития гортани (например, мембраны голосовой щели).
  • Травма голосового аппарата, например, в результате проведения операции (при интубации (введении специальных трубок в трахею или бронхи при общем наркозе) возможно повреждение гортани).
  • Попадание в дыхательный и голосовой аппараты инородных тел (в результате поперхивания едой, медикаментами (например, таблетками)).
  • Токсическое воздействие (например, табачным дымом, загрязненным воздухом). В результате развивается спазм мышц гортани.
  • Причины психологического характера (при внезапных и сильных волнениях, истерии, приступах сильного страха происходит выброс большого количества адреналина, голосовая щель при этом смыкается, пропадает способность говорить).
  • Продолжительное вдыхание очень холодного или сухого воздуха.
  • Нарушение иннервации гортани и голосовых складок (паралич и парез (обессиливание двигательной функции) гортани). Поражение нижнего гортанного нерва может стать последствием:
    • травмы (например, при операциях на щитовидной железе);
    • сдавления (например, опухолями легких, щитовидной железы, органов средостения, трахеи, пищевода и др.);
    • поражения центральной нервной системы (например, на фоне травмы головного мозга).

Врач ЛОР (отоларинголог) поможет при лечении заболевания

  • Анализ анамнеза заболевания (когда появились первые изменения голоса, что предшествовало данному факту и др.).
  • Общий осмотр (если при осмотре ротоглотки и пальпации (прощупывании) лимфатических узлов обнаружены признаки инфекционного заболевания, берется мазок со слизистой ротоглотки).
  • Микроскопическое исследование мазка с целью определения возбудителя воспалительного процесса.
  • Ларингоскопия (исследование гортани с помощью специального зеркала).
  • Ультразвуковое исследование, МРТ, компьютерная томография и другие методы — с целью исключения опухолевого процесса.
  • Возможна также консультация логопеда, терапевта, невролога.
  • Некоторые виды афоний (например, при нарушении иннервации гортани, при раке гортани) могут стать причиной полной утраты голоса.
  • Афонии, которые развиваются в результате простудных и воспалительных заболеваний бронхо-легочной системы, проходят самостоятельно (при условии своевременного и адекватного лечения).
  • Бережное отношение голосу: регулировать громкость речи, пения, стараться не разговаривать громко при низких температурах (на морозе)
  • Регулярное посещение отоларинголога, своевременное выявление и лечение воспалительных заболеваний верхних и нижних дыхательных путей.
  • Отказ от курения.
  • Укрепление иммунной и нервной систем (прием поливитаминов, полноценный ночной сон (не менее 8-ми часов) и др.).
Читайте также:  Фонопедические упражнения при афонии

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

Необходима консультация с врачом

Педиатрия Национальное руководство под ред. А.А. Баранова Издательство: ГЭОТАР-Медиа Год: 2009 г.
Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высш. учеб. Заведенийю Волкова Л.С. 2009 г.

  • Выбрать подходящего врача ЛОР (отоларинголог)
  • Сдать анализы
  • Получить от врача схему лечения
  • Выполнить все рекомендации

источник

Голос – это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок.

Звук голоса – колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волнсгущения и разрежения . Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками.

Высота звука – субъективное восприятие органом слухачастоты колебательныхдвижений . Чем чаще совершаются периодические колебания воздуха, тем выше мы воспринимаем звук. Качество высоты звука зависит от частоты колебательных движений голосовых складок в 1 сек. Сколько смыканий и размыканий осуществляют они в процессе своих колебаний и сколько порций сгущенного подскладочного воздуха пропустят, такова будет и частота рожденного звука, т.е. высота тона. Измеряется в Гц.

Сила голоса , его энергия, мощность определяются интенсивностью амплитудыколебаний голосовых складок и измеряются в децибелах . Чем больше амплитуда колебательных движений , тем сильнее звучит голос. Сила голоса находится в прямой зависимости от подскладочного давления воздуха, выдыхаемого из легких. При нарушении определенных координационных взаимоотношений между натяжением голосовых складок и воздушным давлением голос может потерять силу, звучность и изменить тембр.

Тембр или окраска звука является существенной характеристикой качества голоса. Он отражает акустический состав сложных звуков и зависит от частоты и силы колебаний. Все звуки речи сложные. Они состоят из основного тона, определяющего высоту, и многочисленных обертонов более высокой, чем основной тон, частоты. Частота обертонов обычно в 2,3,4 и т.д. раз больше, чем частота основного тона голоса. Возникновение обертонов связано с тем, что голосовые складки колеблются не только своей длиной, воспроизводя основной тон, но и отдельными частями. Эти частичные тоны дают общую форму колебания, которая и определяет тембр.

Резонанс – резкое возрастание амплитуды колебаний, возникающее при совпадении частоты колебаний внешней силы с частотой собственных колебаний системы. При фонации резонанс усиливает отдельные обертоны звука, возникающего в гортани, и вызывает совпадение колебаний воздуха в полостях грудной клетки и надставной трубки. Выделяют два основных резонатора – головной и грудной. Под головным (или верхним) понимаются полости, расположенные выше небного свода, в лицевой части головы. При использовании этого резонатора голос приобретает яркий полетный характер, а у говорящего возникает ощущение, что звук проходит через лицевые кости черепа. При грудномрезонировании ясно ощущается вибрация грудной клетки. Резонатором здесь могут быть единственные воздушные полости – трахея и крупные бронхи. Тембр голоса при этом мягкий. Хороший полноценный голос одновременно озвучивает головной и грудной резонаторы. Взаимосвязанная система резонаторов накапливает звуковую энергию и в свою очередь, влияет на источник колебаний – работу голосовых складок. Оптимальные условия для функции голосового аппарата появляются при создании в надскладочных полостях (надставной трубке) определенного сопротивления порциям подскладочного воздуха, который проходит сквозь колеблющиеся голосовые складки. Это сопротивление называют импедансом, при его создании голосовые складки работают с малой затратой энергии хорошим акустическим эффектом.

Нарушение голоса – это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. (Волкова)

Афония – полное отсутствие голоса .

Дисфония – частичные нарушения высоты, силы и тембра голоса.

Дисфония проявляется в хрипоте, гнусавости, слабости, осиплости голоса, свистящем и шумном дыхании (стридор), может быть мучительный кашель, речь затруднена.Утрата силы, звучности, искажений тембра, отмечаются голосовое утомление и целый ряд субъективных ощущений связанных с сенсорными расстройствами: помехи, комок в горле, налипание пленок, постоянное першение с потребностью откашляться, давление и боли. При афонии отсутствует голос, но сохраняется шепотная речь.

Афония и дисфония могут быть как врожденными, так и приобретенными в любом возрасте. Хорошо поддаются лечению, при условии точного определения причин нарушения и своевременном начале терапии.Самостоятельно не исчезают. Спонтанное развитие дефекта всегда отрицательное.

Нарушения голоса, как правило, не влияют на формирование речевой системы. Только особо тяжелая патология раннего возраста отрицательно сказывается на развитии речи. Это иногда наблюдается у детей с множественными папилломами и рубцовыми стенозами гортани, если заболевание началось до формирования речи.

Многократные операции, нарушение дыхания через естественные пути при отсутствии голоса вызывают соматическуюослабленность ребенка и могут явиться причиной задержки психического развития и речи, отклонений в эмоционально-волевой сфере. Дети чувствуют свою неполноценность, становятся замкнутыми, неуравновешенными, капризными, с трудом вступают в контакт. Они с затруднениями овладевают правильным звукопроизношением, словарь их беден, что влияет на успешность обучения в школе. Такие осложненные случаи чаще встречаются в неблагополучных семьях, где детям не уделяют должного внимания. В более легких случаях НГ дети к своему состоянию относятся спокойно. Некоторые из них критически осознают дефект, стремятся к его устранению. Другие себя не слышат, остаются равнодушны к искаженному голосу.

Взрослые независимо от степени дефекта тяжело переживают нарушения голоса. Одна из главных причин, определяющих остроту переживаний, — это роль голоса в трудовой деятельности. Длительное нарушение голоса создает угрозу профессиональной непригодности, которая при некоторой предрасположенности и астенизирующих факторах приводит к развитию невротического состояния. Появляется страх перед публичными выступлениями, общая утомляемость, неуверенность в себе, тревога, бессонница, пониженное настроение.

Классификация нарушений голоса:

По месту и причине возникновения Нарушения голоса делятся на:

Центральные органические . Центральные парезы и параличи гортани зависят от поражения коры головного мозга, моста, продолговатого мозга, проводящих путей. У детей встречается при детском церебральном параличе.

Центральные функциональные . Функциональная или психогенная афония. Возникает внезапно как реакция на психотравмирующую ситуацию у лиц, склонных к истерическим реакциям, чаще у девочек и женщин. При полном отсутствии голоса сохраняются звучный кашель и смех, что является важным диагностическим признаком. Форма несмыкания голосовых складок при обследовании очень изменчива, что также свидетельствует о психогенном характере нарушения. Функциональная афония может протекать длительно, а после восстановления голоса возможны рецидивы.

Периферические органические. Дисфония и афония, возникшие в результате хронических ларингитов, парезов и параличей гортани, после удаления опухолей и папиллом, в результате рубцовых изменений гортани.

Хронические ларингиты приводят к своеобразным изменениям слизистой оболочки гортани, а в дальнейшем и к поражению ее нервно-мышечного аппарата, что дает несмыкание голосовых складок, стойкий дефект голоса, сопровождающийся неприятными ощущениями в глотке и в гортани. Голос теряет нормальное звучание, появляется сильная утомляемость, вплоть до полной невозможности голосоведения.

При травмах и инфекционных поражениях нижнегортанного и возвратного нерва возникают периферические парезы и параличи гортани. Более распространены односторонние нарушения, дающие нарушения голоса и\или дыхания.

Часто причиной органических нарушений голоса являются опухоли и состояния после их удаления. Доброкачественные опухоли встречаются у детей и взрослых чаще злокачественных. Множественные папилломы чаще наблюдаются у детей, они могут распространяться по всей гортани и рецидивировать после удаления. Раннийпапилломатоз с нарушением голосовой и дыхательной функций может отрицательно влиять на формирование всей речи и личности ребенка.

Врожденные органические периферические нарушения голоса:

  • Врожденный порок развития гортани. Возникает в процессе эмбриогенеза, у больных с нарушенной структурой хрящевой ткани провисает надгортанник, вход в гортань не полностью открывается, что проявляется отрывистым и шумным вдохом(это так называемый врожденный стридор).
  • Врожденный подголосовой стеноз гортани — частая причина сужения дыхательных путей в детском возрасте, проявляющегося дисфонией или афонией. Полное или частичное недоразвитие голосовых складок у детей сопровождается одышкой, хрипами, кашлем.
  • Ангиомагортани — сосудистая патология, являющаяся следствием нарушенного внутриутробного развития кровеносной и лимфатической систем. Развивается заболевание под воздействием инфекций, травматического повреждения, гормонального дисбаланса в гестационном периоде.

Периферические функциональные . Наиболее распространенными и многообразными являются функциональные нарушения голоса. Они не сопровождаются воспалительными или какими-либо анатомическими изменениями гортани. Причинами функциональных периферических дисфоний и афоний могут быть: голосовое переутомление, плохая постановка голоса, различные инфекционные заболевания и влияние психических факторов.

Функциональные периферические нарушения голоса:

· Фонастения . Имеет профессиональный характер, развивается у лиц голосоречеых профессий. Проявляется фонасения в нарушении координации дыхания и голоса, невозможности управлять голосом – усиливать и ослаблять зучание

· Гипотонусная афония и дисфония обусловлена, как правило, двусторонними миопатическими парезами, т.е. парезами внутренних мышц гортани. Они возникают при некоторых инфекциях (ОРВИ, гриппе, дифтерии), а также при сильном перенапряжении голоса. Страдают мышцы, суживающие голосовые складки. При функциональных нарушениях внутренних мышц гортани повреждение затрагивает одну мышцу, чаще одну пару мышц (поскольку почти все они парные). При гипотонусе голосовые складки в момент фонации полностью не смыкаются, между ними остается щель, форма которой зависит от того, какая пара мышц страдает. Патология голоса может проявляться от легкой осиплости до афонии с явлением голосового утомления, напряжения и боли в мышцах шеи, затылка и грудной клетки.

· Гипертонусная афония и дисфония связаны с повышением тонуса голосовых мышц с преобладанием тонического спазма в момент фонации. Причины их возникновения полностью не изучены, но развиваются спастические дисфонии и афонии у лиц, форсирующих голос. Гипертонус может охватывать голосовые и вестибулярные складки. При попытках фонации голос не возникает совсем, или появляется резко искаженный, глухой звук. Иногда наблюдается отсутствие смыкания голосовых складок (гипотонус) с напряженным смыканием вестибулярных (гипертонус). Образующийся при этом специфический грубый, монотонный звук называют ложноскладочным.

Перегрузка голосового аппарата при несоблюдении охранительного режима в период мутации может привести к нарушению функции внутренних мышц гортани в виде гипо- и гипертонуса.

Причины возникновения нарушений голоса:

Врожденный порок развития гортани.

Врожденный подголосовой стеноз гортани

Хронический ларингит, воспаление различных отделов дыхательной системы

Доброкачественные и злокачественные новообразования гортани

Травмы голосового аппарата

Острые инфекционные заболевания (грипп, ОРВИ, ангина…)

Обструкция дыхательных путей инородными телами

Перенапряжение голоса, частый и продолжительный крик у детей

источник

Функциональной афонией называют расстройства голоса, возникающие чаще всего внезапно как реакция на психическую травму или длительно действующую психотравмирующую ситуацию. По мнению И. Максимова (1987), она представляет собой полисимптомную «неврологическую» форму истерии и встречается у людей, склонных к истерическим реакциям, чаще всего у девочек и женщин. Точнее было бы назвать функциональную афонию психогенной, или истерической. Согласно материалам разных исследований, данная патология распределяется у женщин и мужчин в соотношении 5:1.

Голос пропадает внезапно, но, как правило, сохраняется звучный кашель и смех, что может служить диагностическим признаком. Для общения с окружающими используется шепот. Иногда он очень слабый, во многих случаях напряженный, акцентуированный, порой на его фоне появляются звучные прорывы голоса, но весьма кратковременные, высокого сиплого тона. Ларингоскопия не всегда и не сразу выявляет функциональную неполноценность голосового аппарата. Голосовые складки могут иметь естественный перламутровый цвет и нормальную подвижность, но фонация отсутствует, так как, сближаясь, они не колеблются.

Возможны и другие варианты ларингоскопической картины — отмечается несмыкание голосовых складок различной формы по типу парезов внутренних мышц гортани, иногда наблюдается картина пареза одной половины гортани. При повторных осмотрах может обнаружиться непостоянство ларингостробоскопической картины — изменения формы голосовой щели: она то овальная, то в виде треугольника. В случаях длительного нарушения голоса появляется покраснение и сухость складок как следствие напряжения при попытках фонации, форсированного шепота. При этом характерна тенденция включения в фонацию вестибулярных складок.

При полном отсутствии голоса и выявлении описанной симптоматики с указанием на психическую травму в качестве этиологического фактора установление функциональной афонии не представляет трудностей.

Более сложна диагностика психогенных нарушений, когда они развертываются постепенно и проявляются в виде дисфонии. Нарушения такого типа свойственны людям с лабильной психикой, а провоцируют их перенесенные воспалительные заболевания верхних дыхательных путей и глотки, а иногда длительная и неразрешающаяся конфликтная ситуация. В подобных случаях психогенная дисфония распознается не сразу. Начинается местное лечение, не дающее улучшения; голос постепенно ухудшается, снижается его сила, звучность, усиливается охриплость. При этом голосовые складки розовые, сухие, появляется отечность вестибулярных складок, которые частично участвуют в акте фонации. Психогенные дисфонии такого типа обычно плохо распознаются, продолжаются длительно и могут перейти в афонию.

Если пациент своевременно не обращается к специалисту, то функциональная афония может закрепиться на длительное время, что ведет к большим трудностям восстановления голоса.

Отсутствие голоса сопровождается жалобами на ощущения «скрежета», «налипания пленок», «комка» в гортани. Характерны стремление всячески подчеркнуть тяжесть своего состояния, неверие в возможность обрести звучный голос, некоторые черты демонстративности поведения. Нарушение голоса приобретает характер «условной приятности и желательности», так как дает некоторые привилегии, например длительную нетрудоспособность при неблагоприятной обстановке на работе или особое отношение в семье.

Читайте также:  Голос при афонии у детей

Основой коррекционных занятий по устранению функциональной афонии является рациональная психотерапия. На первом занятии в форме доверительной беседы необходимо убедить человека, что его голос восстановится, что он, собственно, у него есть, только нарушилась возможность им пользоваться. Обязательно надо объяснить, что голосовой аппарат в норме, ибо при длительном безуспешном лечении многие считают, что страдают серьезным заболеванием гортани. Желательно выяснить, какого рода конфликт спровоцировал расстройства голоса, и попытаться найти пути его разрешения. Беседу следует проводить в непринужденной, но достаточно твердой форме. Чрезвычайно важно получить звучный голос уже на первом занятии, продемонстрировав таким образом наличие голоса.

Единого универсального метода для устранения функциональной афонии не существует. Используются различные приемы стимуляции звука голоса. Сохранный звучный кашель может послужить основой в таких попытках. По инструкции логопеда, сопряженно с ним, продуцируется несколько кашлевых толчков на сильном выдохе. Затем логопед, положив руку на подбородок пациента, резко опускает его вниз, получая при этом звук близкий к [а]. После нескольких повторений обучаемый проделывает это самостоятельно, слышит свой звучный голос и постепенно начинает осознанно формировать полноценный гласный. Следующий этап — произнесение слогов, как бы от кашлевого толчка: ка-ко-ку-ке-ки. Если они звучат полноценно, сразу же предлагается повторить за логопедом простые обиходные слова: да, нет, дай, возьми, положи, пойди, купи и т.д. После этого переход к фразовой речи уже не представляет трудностей.

Однако данный прием не всегда оказывается продуктивным. Тогда можно предложить имитировать стон на придыхательной атаке, сопровождая его активными жевательными движениями. Для облегчения к темени обучаемого прикладывается камертон, обычно С-128, так как его звучание соответствует и мужскому, и женскому тону голоса. С нескольких попыток издается стон — «мычание», к которому добавляются гласные [а, о, у, э, и] и формируются полнозвучные слоги. Аналогичный прием применяется при «нычании», т.е. от звука [н]. В дальнейшем для произнесения предлагаются слова, начинающиеся с первых ударных слогов типа: манка, море, мул, мера, мыло; набело, нож, нутрия, нефть, низкий и т.д. Постепенно приступают к тренировке произнесения рядов слов с первым ударным слогом, начинающимся со звонких согласных. На этом этапе обучаемые уже в состоянии свободно общаться нормальным, звучным голосом.

Все логопедические занятия проводятся при ларингоскопическом контроле, консультировании у психиатра и медикаментозном лечении, главным образом транквилизаторами. После восстановления голоса картина гортани соответствует норме с хорошей вибраторной функцией голосовых складок.

Необходимо отметить, что функциональные афонии склонны рецидивировать, так как они являются лишь симптомом невротического состояния. Возможны варианты, когда при любых эмоциональных нагрузках афония может возникать снова. Поэтому со всеми пациентами после того, как они начали общаться звучным голосом, желательно провести курс фонопедии по методике восстановления голоса при гипотонусных нарушениях. Перед такими занятиями дается твердая установка на то, что после завершения полного курса постановки голоса никаких срывов быть не должно. Курс фонопедии в данном случае носит психотерапевтический, превентивный, скорее, даже установочный характер. Продолжительность восстановительного обучения в среднем составляет 2 мес.

Рассмотрим пример постепенного развития функциональной афонии.

У П. Ю. К., девушки 14 лет, сложилась длительная конфликтная ситуация в школе, нарушились взаимоотношения с одноклассниками. Ей стало тяжело ходить в школу, общаться со сверстниками, отвечать на уроках, хотя успевала она хорошо. Постепенно, сначала в школе, затем и дома, у девушки начал «садиться» голос. Она обратилась в местную поликлинику (жила в небольшом поселке), где ей назначили курс ингаляций. Эффекта лечение не дало, и она была госпитализирована в оториноларингологическое отделение областной больницы. В больнице пациентка пробыла месяц, в течение которого проводилась физиотерапия, инъекции витаминов, вливания в гортань. На фоне лечения голос ухудшался и наступила афония. В таком состоянии она была выписана. В больнице никто не заподозрил психогенного характера расстройства голоса.

После консультации в одном из клинических институтов Москвы больная была направлена в фониатрическое отделение. К этому моменту нарушение голоса продолжалось уже около года. На приеме девушка общалась слабым, еле слышным шепотом. При осмотре гортани выявлено, что голосовые складки не смыкаются, остается щель в форме овала. Консультация психиатра специфических нарушений не выявила. Нарушение голоса можно было рассматривать как моносиндром у личности, склонной к истерическим реакциям.

Звучный голос удалось вызвать на втором занятии от «стона». Затем стали звучно произноситься слоги ма, мо, му, мэ, мы; на, но, ну, нэ, ны; потом перешли к словам с первым ударным слогом мак, море, мыло и т.д. Постепенно пациентка начала говорить звучным голосом. В заключение был проведен полный курс фонопедии по методике, принятой для гипотонусных расстройств голоса.

Сложность восстановления голоса в большей степени зависит от длительности нарушения, ошибочной первоначальной диагностики, безуспешного лечения и закрепления таким образом афонии.

Контрольные вопросы и задания

1. Какова причина возникновения функциональной афонии и дисфонии?

2. Назовите диагностические признаки психогенного расстройства голоса.

3. Какие черты личности свойственны людям с функциональной афонией?

4. У кого чаще возникает функциональная афония по тендерному признаку?

5. Опишите приемы, с помощью которых можно вызвать звучный голос.

6. Сравните протекание расстройства голоса при гипотонусных нарушениях и при функциональной афонии. Укажите их общие признаки и различия.

7. Объясните целесообразность проведения курса постановки голоса при функциональной афонии.

Дата добавления: 2014-12-17 ; просмотров: 3684 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник

Психогенная афония – это отсутствие голоса при попытках вербальной коммуникации, спровоцированное психической травмой. Пациенты утрачивают способность разговаривать, но шепотная речь остается сохранной. Они могут звучно кашлять, смеяться, реагировать громким голосом на эмоционально значимые ситуации – выражать междометиями испуг, гнев, ярость, восторг, удивление. Диагностика включает обследование отоларинголога, психиатра, психолога, фониатра. Для выявления психических причин развития болезни проводится клиническая беседа и психодиагностика, для исключения органических заболеваний гортани – ларингоскопия. Лечение предполагает психотерапию и фонологические занятия по восстановлению голоса.

Термин «афония» в переводе с греческого означает «отсутствие звука», определение «психогенная» указывает на особенности происхождения нарушения, его связь с психотравмой. Данное расстройство называют также функциональной, неорганической, истерической афонией в противовес исчезновению голоса в результате заболеваний гортани. Распространенность достоверно выше среди девушек и женщин. Эпидемиологические показатели растут в периоды социально-экономических кризисов, в России максимальное количество пациентов зарегистрировано в начале 1990-х и в 1998 году. В последнее время участились случаи заболеваемости среди подростков, что вероятно связано с возрастающей информационной нагрузкой.

Утрата голоса возникает как реакция на стрессовое состояние. Причины развития расстройства всегда индивидуальны, но исследователями выделяется предрасполагающая основа – конституциональные особенности, черты характера, а также ряд триггеров – событий, запускающих патологические процессы. Таким образом, риск психогенной афонии повышается при наличии следующих факторов:

  • Низкие адаптивные способности. Неумение противостоять стрессу бывает обусловлено врожденными психофизиологическими особенностями. Невротический ответ на изменяющиеся внешние условия характерен для лиц с неустойчивым типом высшей нервной деятельности (холерики, меланхолики).
  • Истероидный тип характера. Психогенное выпадение функций организма – немота, слепота, глухота, параличи – возникает подсознательно. Такой тип психической защиты свойственен людям истероидного склада.
  • Межличностные конфликты. Невозможность продуктивного разрешения разногласий провоцирует активацию психической защиты – утрату возможности вести диалог. Примером такой ситуации может быть ссора с супругом, недостаток внимания родителя, потеря рабочего места.
  • Фрустрация потребностей. Невозможность получить желаемое иногда проявляется подсознательным протестом – афонией. Непосредственной причиной расстройства становится недостаток внимания окружающих (мужа, возлюбленного, родителя), недостаточное признание в профессиональной деятельности, неудачи в бизнесе.

Патогенетической основой психогенной афонии является сочетание трех факторов: невротического фона, пусковой ситуации (психотравмы) и фиксации неправильного голосообразования по типу патологического условного рефлекса. С позиции психологии данное расстройство рассматривается как вариант истерической реакции. Утрата способности говорить – подсознательный механизм, позволяющий больному избежать ответственности в сложной ситуации и одновременно привлечь к себе внимание, заботу других людей.

На уровне физиологических процессов психогенная афония объясняется возникновением в коре головного мозга очага запредельного торможения в ответ на воздействие сильного раздражителя (переживания страха, гнева, фрустрации). Дисбаланс нейропередачи нарушает регуляцию голосообразования. Происходит дискоординация импульсов от коры мозга к мышцам гортани. Сохранность звучного кашля, плача, смеха подтверждает отсутствие патологии голосового аппарата.

По механизму развития и характеру течения различают два типа психогенной афонии: первая возникает внезапно и быстро устраняется правильно подобранными методами психотерапии, вторая формируется постепенно – от приступов к постоянному отсутствию голоса – и требует продолжительных периодических занятий по восстановлению звонкости. По характеру физиологических нарушений также выделяют две формы расстройства:

  • Гипофункциональная афония. Встречается наиболее часто. При осмотре гортани определяется хорошая подвижность гортани. Фонационные движения сопровождаются пониженным тонусом внутренних мышц, в результате чего сохраняется щель. Лечение направлено на активацию голосовых складок.
  • Гиперфункциональная афония. Подвижность гортанных стенок сохранена. Во время фонации складки смыкаются чрезмерно плотно из-за повышенного мышечного тонуса. Терапия ориентирована на расслабление голосового аппарата.

Расстройство проявляется полной потерей звучного голоса при попытках вербальной коммуникации. Пациенты общаются с помощью шепотной речи. В редких случаях нормальный голос заменяется чрезмерно высоким, «писклявым». Сохраняется привычный смех, плач (рыдания), кашель, фонация при зевании и чихании. Многие больные так же, как и до расстройства, вскрикивают при испуге или удивлении. Нарушение двигательной функции гортани проявляется дискоординацией речевого дыхания, артикуляции и голосообразования – больные пытаются озвучить речь, но не способны контролировать движения речевого аппарата, продолжительность и глубину вдохов и выдохов при разговоре.

Возможны нарушения сенсорной функции речевого аппарата. В таких случаях пациенты жалуются на повышенную чувствительность в гортани, дискомфортные ощущения – першение, боль, пощипывание, покалывание. Изменение секреции проявляется чувством сдавливания, присутствия инородного тела в горле. Дополнительно развиваются неврологические и психические симптомы: головные боли, слабость, неустойчивый фон настроения, раздражительность, плаксивость, депрессия, бессонница.

При отсутствии коррекционной и психотерапевтической помощи возможно усиление симптомов афонии вплоть до психогенного или истерического мутизма, когда больные утрачивают не только способность звучно говорить, но и общаться с окружающими шепотом, с помощью невербальных средств коммуникации. Социально-психологическими осложнениями расстройства являются депрессия, нарастание замкнутости, ограничение непосредственного общения, снижение интереса и успехов в учебе, профессиональной деятельности. Чем дольше длится афония, тем более массивная и продолжительная терапия необходима для ее устранения.

Чаще всего за диагностикой пациенты обращаются к отоларингологу, так как органические болезни гортани, приводящие к утрате голоса, более распространены, чем психогенная афония. После исключения лор-патологии обследование проводит врач-фониатр, а также психиатр либо психотерапевт. Полный комплекс процедур включает:

  • Сбор анамнеза. В ходе опроса выясняются жалобы, характер и длительность проявления симптомов. Отоларинголог уточняет наличие признаков, характерных для инфекционных, воспалительных, опухолевых заболеваний (переохлаждение, повышение температуры, кашель, боли). Психиатр расспрашивает о случаях невротических расстройств раньше, о воздействии стрессовых, психотравмирующих ситуаций перед потерей голоса.
  • Ларингоскопию. Проводится осмотр гортани при помощи специальных зеркал. При афонии определяется нормальная подвижность голосовых складок при вдохе (открываются) и выдохе (закрываются), различные изменения тонуса во время фонации. Врач также проводит пальпацию гортани и шеи, если подозревает инфекционное заболевание, направляет на лабораторные анализы (посев крови, мазок со слизистой). Для исключения опухолевых патологий назначаются инструментальные процедуры (рентгенография, МРТ гортани).
  • Психологическое исследование личности. На заключительном этапе диагностики используются комплексные личностные опросники: СМИЛ, тест Айзенка, 16-факторный опросник Кеттелла и другие. Дополнительно применяются проективные методики – рисуночные тесты, тесты цветовых выборов, интерпретации ситуаций. Для психогенной афонии характерно выявление истероидных черт (демонстративность, эгоцентричность, эмоциональная неустойчивость), повышенный уровень невротизации.

Тактика терапии определяется индивидуально, зависит от преобладания повышенного или пониженного мышечного тонуса гортани, выраженности невротических переживаний, депрессии. Коррекционными и терапевтическими мероприятиями занимаются различные специалисты: фонологи (фониаторы), логопеды, психологи, психотерапевты. Работа ведется в трех направлениях:

  • Нейролингвистическое программирование. Основой техник данного направления является отвлечение и опора на сохранное звучание при смехе, плаче, кашле. На занятиях пациенты учатся переходить от доступных звуков, например, «мычания», к более сложным. Используется методика рисования по Чевелевой, вырезание фигур с проговариванием, произнесение слов после эмоциональной и физической нагрузки.
  • Голосовые и дыхательные упражнения. Хороший эффект при лечении расстройства дают занятия с фонологом. Применяются техники глубокого и поверхностного дыхания с фиксацией напряжения и/или расслабления в области гортани. Из голосовых упражнений распространено выведение звука «в маску» (от звука к слову), беззвучная фонация, пение, мягкая, придыхательная и жесткая атака.
  • Психоанализ. При наличии истероидных черт и глубинного подсознательного конфликта афония может быть устранена посредством сеансов психоанализа. Понимание и принятие пациентом сработавших защитных механизмов психики позволяет найти ресурсы для актуализации и преодоления вытесненных переживаний. Психотерапия длительная, но результат отличается стойкостью, рецидивы крайне редки.

При своевременном обращении к специалистам психогенная афония успешно поддается коррекции. Лечение занимает от 1-2 занятий до полугода, продолжительность определяется характером расстройства и его длительностью. Профилактика сводится к выработке навыков продуктивного преодоления стрессов. Рекомендуется освоить техники позитивного мышления, релаксации, переключения внимания, практиковать умение благополучно разрешать конфликты. При возникновении непреодолимых препятствий необходимо уметь перестраивать план действий, корректировать цели, не фокусируясь на неудачах и негативных эмоциях.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *