Меню Рубрики

Конспект занятия при афонии

Конспект занятия при дисфонии. Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции дисфонии. Подготовительный этап

Название Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции дисфонии. Подготовительный этап
Дата 24.06.2018
Размер 32 Kb.
Формат файла
Имя файла Конспект занятия при дисфонии.doc.doc
Тип Конспект
#47713

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции дисфонии. Подготовительный этап.
Цель: учить связной развернутой и звучной речи.

— развитие фонематической стороны речи

-развитие пониматийной стороны речи
Оборудование: картинка с изображением леса, вырезанные цветы, поляны, горох, фасоль, чистая тетрадь, карточки с буквами.
Орг. момент: «Здравствуй (имя ребенка). Сегодня к нам в гости на занятие пришел Мишка, лесной житель. А какие сказки про мишку ты знаешь?

Итак, в гостях у нас Мишка. Посмотри какой он у нас красивый, какая у него улыбка! Давай улыбнемся ему! А что еще ты видишь у Мишки? А какого он цвета? Что есть у него такого, чего нет у нас?

Вот у меня есть стишок про Мишку, повторяй за мной»

Задание №1 Артикуляционная и дыхательная гимнастика

-«А сейчас мы с тобой вспомним сказку о Веселом Язычке и покажем ее Мишке»

1. Открываем ротик-дом, Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин язычок, Он удобно в нем живет

Двери губы гибкие, Могут стать улыбкою

Могут в трубочку собраться, Могут снова улыбаться

На качелях оказался, вверх взлетал и вниз спускался

Надоели превращенья, лижет язычок варенье

А теперь наш язычок, моет небо-потолок .

2. Упражнения для мягкого неба и глотки

-позевывать с открытым и закрытым ртом, зевать с широким открыванием рта и шумным втягиванием воздуха,

-покашливать с широко открытым ртом с силой сжимая кулаки, покашливать высунув язык

-произносить звуки К, Г, Т, Д,

— вдохнуть носом, выдохнуть через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки

— вдохнуть носом, плавно выдохнуть через неплотно сомкнутые губы

-упражнение футбол
Задание №2 « Мишка принес красивую картинку, а еще много цветов, давай украсим нашу картинку цветами, давай сначала в правый верхний угол, в нижний левый угол, в левый верхний угол, в нижний правый угол» ребенок расставляет в указанные места.
Задание №3 Развитие фонематического слуха.

« А ты знаешь откуда к нам пришел Мишка (из леса)Выполним с тобой такое задание, я буду называть слова, а ты хлопни в ладоши когда услышишь слово связанное с лесом» Предлагаются следующие слова – сосна, дуб, машина, вилка, земляника, берлога, гриб, стол, береза, стул, малина, белка, кружка, лиса, волк.
Задание 4 Развитие мелкой моторики

«Смотри, Мишка рассыпал горох и фасоль и все смешалось, давай мы горох уберем в одну сторону, а фасоль в другую» Ребенок выполняет задание.

Задание 5 «А сейчас Мишка предлагает тебе выполнить графические схемы с следующими словами (с анализом)» – дуб, сосна, медведь, берлога, малина, белка,

Сколько в слове дуб слогов?

Руки в стороны — наклоны в стороны — повороты вправо – влево – наклон вниз — подняться, потянуться и опять назад вернуться(руки опустили в спокойном состоянии).

«Мишка наш торопыжка, перепутал все буквы гласные и согласные, мы с тобой ему поможем разобраться где же здесь гласные и согласные»

Ребенку показывают следующие гласные и согласные:

К,Т, Е, М, Т, О, П, Л, У, Д, А, Ф, Х, Ы, И, Э, С, Я, Б, Ю

«А теперь пропоем с тобой все гласные». Ребенок пропевает гласные звуки – аааа, оооо, уууу и т.д.
Задание №8 Составить предложения

« Поможем Мишке составить с словами предложения»
1.медведь, в, зима, впадать, спячка, берлога

источник

Селезнева Т.А. Конспект занятий в детском саду

Как приятно слышать размеренную, спокойную, негромкую речь. Невольно заслушиваешься и удивляешься способности красиво и правильно пользоваться свом речевым аппаратом.

В дошкольном возрасте очень часто встречаются нарушения речи, которые сопровождаются нарушениями речевой моторики. Это, чаще всего, дизартрия, ринолалия и другие функциональные расстройства. Дети дошкольного возраста часто разговаривают громко или тихо, зависит от темперамента и особенностей характера, не умеют понижать или повышать голос. Часто встречаются дети, которые говорят монотонно, без интонационной окраски, имеют назальный оттенок. Все эти нарушения могут быть исправлены В дошкольном возрасте и, не иметь осложнений в дальнейшем развитии. В речевых группах детского сада особенно заметны нарушения голоса, так как они могут сопровождать тяжелые нарушения речи. Своевременная помощь детям в коррекции голоса дает возможность устранять и другие нарушения речи.

Нарушения голоса оказывают весьма существенное влияние на общее развитие детей, их нервно – психическое состояние, формирование речи, так как голос имеет большое значение в процессе общения. Роль голоса велика в передаче интонации, которая определяет смысловую и эмоциональную стороны высказываний. Диапазон встречающихся нарушений — от полного отсутствия голоса (афония) до незначительных его изменений (дисфония). Степень отрицательного влияния нарушений голоса на личность в целом и отдельные ее проявления зависят от характера и глубины расстройства. В связи с этим возникает необходимость своевременного преодоления встречающихся у детей расстройств голоса. Эта задача может быть решена на основе правильной диагностики и использование правильных и своевременных методов коррекции.

Голосовая функция нередко оказывается нарушенной у детей. Голосовой аппарат – это дыхательные органы, голосовые связки, гортань, полости носа и рта. Причины расстройства голоса весьма разнообразны: заболевания гортани, носоглотки, ротоглотки, легких, бронхов и трохеи, даже сердца и сердечно – сосудистой системы. Голос характеризуется тембром, высотой и силой. От частоты колебания голосовых связок зависит высота голоса и характеризуется повышением и понижением тона, то есть сменой его от низкого к высокому и наоборот. Это основной тон голоса. Сила голоса зависит от амплитуды колебания голосовых связок и характеризуется громкостью. Это умение управлять голосовыми связками. Она зависит от уровня подсвязочного и надсвязочного давления и от степени смыкания голосовых связок. Также у голоса есть тембр, благодаря которому, мы узнаем друг друга – это индивидуальная окраска. Все компоненты голоса взаимосвязаны и реально существуют в единстве. Качество голоса может ухудшаться в результате заболеваний верхних дыхательных путей, при снижении слуха, при особенностях характера.

. Нарушения голоса связаны с парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых складок, мышц гортани, нарушениями их мышечного тонуса и ограничением их подвижности. У детей с речевыми диагнозами голос тихий, слабый, немодулированный, тембр глухой, с назальным оттенком, монотонный, темп замедленный. Несформированность произвольного сокращения мышц голосового аппарата может полностью исключить возможность вибрации голосовых складок, что будет резко нарушать процесс образования звонких согласных. Вибрация складок нарушается при слабости или парезах мышц голосового аппарата, сила голоса в этих условиях становится минимальной. Это проявляется при недостаточной работе коры больших полушарий, нарушении иннервации проводящих путей языкоглоточного и блуждающего нервов, нарушении мышечного тонуса. Одним из нарушений голоса, встречающихся у детей дошкольного возраста, является дисфония и афония. Афония – это полное отсутствие голоса. Дисфония – частичное нарушение высоты, силы и тембра. При дисфонии голос бывает слабый, хриплый. Если вовремя не обратить на это внимание, то нарушение может принять затяжной характер и привести к возникновению органических изменений в голосовом аппарате. К дисфонии могут привести постоянное перенапряжение голоса в результате слишком громкого разговора, пения, крика, несоблюдение основных правил гигиены голоса. Развитию дисфонии могут также способствовать аденоидные разрастания в носу, которые затрудняют носовое дыхание и приучают ребенка дышать ртом. При ротовом дыхании вдыхается воздух, который не очищается, не согревается и не увлажняется, как это бывает при носовом дыхании, вследствие чего возникают хронические воспалительные процессы в слизистой оболочке гортани, голос становится хриплым. Недостаточное небно-глоточное смыкание – причина назальности в речи.

Работа над голосом затрагивает все его качества: силу, высоту, длительность, тембр и их изменения в речевом процессе. Коррекционные воздействия следует строить на результатах обследования. Обследование голоса проводится вместе с основным, в начале года. Ребенку предлагается выполнить ряд упражнений.

  1. Длительность. Произнести короткий и длинный звук У – УУУУУУ (учитывается, как долго может ребенок тянуть звук и как отличает продолжительность).
  2. Сила. Нужно произнести сочетание звуков, слово или фразу тихо, громко и шепотом (учитывается различия между громкостью).
  3. Высота голоса. Подражать произнесению. Мычит корова — МУ, теленок – му (учитывается различие).
  4. Модуляция голоса. Самолет приближается и улетает УУУУУууууууУУУУУУ (учитывается умение повышать и понижать голос).

Данные заносятся в таблицу.

Ф.И. ребен-ка Длительность Сила Высота Модуляция
Короткий Длинный Тихо Громко Шепотом Высокий Низкий Понижение Понижение

Коррекционная работа строится по принципам:

  • Связь с медиками – специалистами.
  • Последовательность, систематичность.
  • Работа начинается с сохранных функции голоса.
  • Каждое упражнение проводиться до тех пор, пока ребенок полностью не усвоит.
  • Все упражнения подбираются от простого к сложному.
  • Терпение и доброжелательное отношение к детям.
  • Занятия по коррекции голоса должны включать в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику и лечебную физкультуру.

Вся работа строится после консультации с ЛОР – врачом. Следует помнить, что сила голоса индивидуальна и развивается постепенно. Формируя умение произносить гласные звуки, слоги, слова и фразы голосом повышенной громкости, нужно следить, чтобы не было излишнего форсирования звука, неприятных ощущений. Усиливая голос, дети не должны его повышать, поскольку это может привести к срыву голоса. Высота голоса индивидуальна: у одних детей основной тон ниже, у других – выше. В ходе работы над тембром, силой, высотой голоса создается основа для развития интонационно – выразительной стороной речи. Для коррекционных занятий можно сформировать подгруппы детей по сходным нарушениям.

При коррекции голоса большое значение имеют активизация мышц небной занавески, мягкого нёба, расслабление тонуса голосовых связок, мышц нижней челюсти. При любых нарушениях голоса необходимо провести следующую работу:

1. Активизация небной занавески:

  • вертикальные поглаживающие, разминающие, толчкообразные движения большим пальцем по направлению от верхних резцов до маленького язычка.
  • поперечные движения на границе твердого и мягкого неба, при выполнении этих движений активизируется еще и мышца задней стенки глотки.
  • при произношении звука [А] — растирающие движения по мягкому небу от верхних резцов до маленького язычка (рот широко открыт, раздражение идет от произношения).
  • быстрое, краткое произношение звука [А] с одновременными толчкообразными движениями по мягкому нёбу большим пальцем.

2. Гимнастика мягкого неба:

  • покашливание;
  • зевание;
  • глотание воды небольшими порциями;
  • имитация полоскания рта.

3. Упражнения для расслабления голосовых складок:

  • одновременно с поворотом головы влево – вправо произносить звуковую дорожку из гласных и-э-о-у-а-ы.

4. Гимнастика нижней челюсти:

  • открывание и закрывание рта, имитация жевания;
  • открывание рта с одновременным движением языка вперед, затем это упражнение с произношением звука [А] , вначале тихо, затем громко и с силой (чем шире рот, тем уже глотка, чем уже глотка, тем активнее мышцы задней стенки глотки).

Недостаточное небно-глоточное смыкание – причина назальности в речи, поэтому упражнения по активизации мышц нижней челюсти, мягкого неба и задней стенки глотки взаимосвязаны.

Дальше коррекционная работа ведется последовательно, все упражнения проводятся по порядку, отрабатываются. После усвоения можно переходить к следующему. Чаще всего нарушены все компоненты голоса, поэтому предлагаем упражнения сначала на развитие тембра голоса, затем – длительности, силы, высоты и интонационной выразительности речи также их можно чередовать.

Упражнения на развитие тембра и длительности вырабатывают звонкость, снижают напряжения мышц шеи и гортани, зажатость челюсти. Они придают речи ровность, гибкость и выносливость голоса, т. е. способность выдерживать продолжительную голосовую нагрузку, не теряя качества звучания.

Упражнение 1

И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки в замке над головой. Вдохнуть через нос, слегка прогнувшись назад. Наклоняясь вперед, медленно выдохнуть. При этом произносить каждый раз новый гласный: «а», «о», «у», «ы», «э».

  • «А» — руки вверх.
  • «О» — руки кольцом перед собой.
  • «У» — руки рупором.
  • «Ы» — руки овалом впереди.
  • «Э» — руки овалом сзади.

Упражнение 2

И.п. стоя, положить руки на грудь. Наклоняясь вперед, на выдохе произносить несколько гласных звуков, доводя продолжительность выдоха до 7—10 секунд.

Упражнение 3.

Произносить на выдохе нараспев слова, пословицы, поговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.

Мы в лес пойдем
(Дети поднимают руки в стороны и вверх)
Детей позовем: «Ay! Ay! ».
(Делают руки рупором)
Взял я лук и крикнул:
«Эх! Удивлю сейчас я всех!».
Натянул потуже лук,
Да стрела застряла вдруг!
И вокруг сказали все:
« Э__ э__ э__ э ».
Тарлапан Е

Упражнение 4.

Стоя или сидя, сделать короткий вдох через нос. Выдыхая, с закрытым ртом, без напряжения произносить с вопросительной интонацией «м» или «н», добиваясь при этом ощущения легкой вибрации в области носа и верхней губы.

Упражнение 5.

Глубоко вдохнуть. На одном выдохе произносить сначала коротко, а затем протяжно один из открытых слогов:

«Мо-моо, му-муу».
Рано-рано поутру
Пастушок: « Туру-ру-ру!».
А коровы вслед ему
Замычали: «Му-мууу».
И.Токмакова

Упражнение 1.

Плавно соединить руки округло перед собой (или над головой) и произнести протяжно: «О». Резко опустить соединенные руки вниз и произнести коротко: «О». То же с слогами, словами.

Упражнение 2.

Плавно развести руки в стороны и произнести протяжно: «А». Затем прямые руки соединить перед грудью и произнести: «У». Резко развести руки и коротко произнести: «А», соединить — «У».

Упражнение 3.

Стоя, развести руки в стороны, покачивая ими («самолет летит»), произнести протяжно: «В». Резко опустить руки вниз, присесть и произнести коротко: «В» («самолет сел»).

Умение изменять силу голоса – одно из важных его выразительных средств. Нужно научить ребенка говорить громко, но не «крикливо», четко, постепенно изменяя силу голоса — от громкого произнесения к среднему и тихому, и наоборот.

Упражнение 1.

Стоя разводить опущенные руки в стороны и тихо произносить: «А». Разводить руки в стороны от груди, чуть громче: «А». Руки над головой, громко: «А». Так же с другими гласными.

Упражнение 2.

Шагать на месте (ходить по кругу) под звучание бубна или барабана: громкие удары — шагать, поднимая высоко ноги и громко произнося: «топ-топ-топ», удары потише — шагать обычно, произнося: «топ-топ-топ» голосом разговорной громкости, тихие удары — слегка поднимать ноги и произносить звукосочетания тихо.

Мы хлопаем руками: «Хлоп-хлоп-хлоп».
Мы топаем ногами: «Топ-топ-топ».

Упражнение 3.

Сидя или стоя считать до 5 (10), с постепенным понижением силы голоса (от громкого до тихого), представляя, что спускаешься с верхнего этажа в подвал (и наоборот).

Упражнение 4.

Чтение стихотворения с изменением силы голоса с каждым куплетом. Смысловое содержание каждого куплета соответствует рекомендуемому изменению силы голоса, что облегчает его правильную подачу.

Была тишина, тишина, тишина. (Почти без голоса, одной артикуляцией).
Вдруг грохотом грома сменилась она. (Шепотом ) И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? (Голосом разговорной громкости).
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Наверно, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит. Уже барабанит! (очень громко)
А. Шибаев

Изменение высоты голоса – одно из наиболее значительных средств его выразительности. Она создает мелодику тона, т. е. движение голоса вверх и вниз. Мелодика тона окрашивает звучащее слово разнообразными оттенками чувства и мысли. Предлагаются упражнения на изменение высотной модуляции, которые способствуют развитию интонации, гибкости и постепенно расширяют объем голоса.

Упражнение 1.

Стоя разводить опущенные руки в стороны и произносить низким голосом: «О». Руки у груди, средним, нормальным голосом: «О». Руки вверху, высоким голосом: «О». Так же повторить с другими гласными и в сочетаниях с согласными типа «та—то—ту».

Упражнение 2.

Стоя медленно поднимать руки вверх, а затем опускать, произнося «У…..ту…» и т.д. вначале низким голосом, который постепенно повышается, а затем снижается. Так же и с другими согласными.

Игра «Самолет».

Самолет идет на взлет. (Произносят низким голосом, руки опущены: «У»). Самолет летит, в нем мотор гудит. (Высоким голосом, руки в стороны: «У»); Самолет садится. (Низким голосом, руки опущены, приседают: «У»).

Упражнение 3.

Чтение стихотворного материала, связанного с изменением высоты голоса.

Летит поезд во весь дух:
—Ух! Ух! Ух!
(Произносят высоким голосом, делая круговые движения согнутыми в локтях руками).
Загудел тепловоз:
«У-у-у-у».
(Низким голосом, останавливаются и гудят).
Домой деток повез:
«Ду-ду-ду ».
(Приседают).

«Ой! — воскликнул окунек,
— Я попался на крючок».
Произносят высоким голосом.
Сом сердито проворчал:
«Из-за шалости попал».
Низким голосом.
Ф. Бобылев

Маленькие ножки.
Бежали по дорожке:
Топ! Топ! Топ!
(Высоким голосом с одновременным легким ритмичным постукиванием двумя пальцами).
Большие ноги —
Шли по дороге:
Топ! Топ! Топ!
(Низким голосом, темп речи замедлен, пальцы тяжело стучат по столу).

Развитие интонации придает речи эмоциональную окраску, организует смысловую сторону речи при помощи логических интонации, отражают смысл слов, обладают силой воздействия на слушателя. Поэтому, предлагаются инсценировки русских народных сказок, стихов с подражанием героев, диалогов с различными интонациями.

Упражнение 1.

Подражания различным эмоциональным состояниям, сопровождающиеся движениями тела, мимикой.

Боль: «А-а-а, у меня болит голова» — руки у головы, брови нахмурены, лицо изображает страдание.

Радость: «А-а-а! Ура! Не болит голова, мама пришла» — руки вверх, глаза широко открыты, рот в улыбке.

Вопрос: «А? Где? Кто там? Мама?» — руки в стороны, согнуты в локтях, брови подняты, рот приоткрыт.

Просьба: «А, аа-а, дай, помоги мне, иди ко мне, мама» — руки вперед, брови немного сдвинуты.

Усталость: «О, а, ох, ах, устал я» — руки опущены вниз, мышцы лица расслаблены.

Упражнение 2.

Игра-упражнение для развития выразительности мимики движений, голоса «Скажи и покажи». По картинкам предлагается назвать слова-антонимы, сопровождая речь выразительными жестами и мимикой: веселый — грустный, злой — добрый, удивленный — равнодушный.

Упражнение 3.

Обыгрывание повадок различных животных, характерных черт людей (изображение злой большой собаки, ласковой хитрой кошки, удивленной мамы и т.д.).

Упражнение 4.

Эмоциональная окраска картин типа: «Молодец!», «Ай-яй-яй, плохо!» и т.д.

Упражнение 5.

Выразительное чтение стихотворений, считалок, насыщенных интонационно-окрашенным материалом.

Те, кого охватит страх, произносят слово «Ах!»
Кто встречается с бедой, произносят слово «Ой!»
Кто отстанет от друзей, произносят слово «Эй!».
У кого захватит дух, произносят слово «Ух!».
А. Тетявкин

Упражнение 6.

Инсценировка доступных детям стихотворений, сказок («Колобок», «Теремок», «Три медведя» и т.д.).

Игры являются логическим продолжением упражнений и направлены на развитие сплоченности детского коллектива, внимания детей, чуткости аудио (слухового) восприятия и адекватного коммуникационного реагирования. В процессе этих игр дети овладевают темпоритмическими (интонация, система пауз) и динамическими (регулирование громкости голоса) характеристиками звучащей речи, учатся владеть своим голосовым аппаратом.

Игра «Магнитофон»

Для игры нужно изготовить или нарисовать карточки – символы

Вариант 1. «Воспроизведение»

Перед началом игры детям нужно продемонстрировать работу аудиотехники, чтобы дети могли убедиться и услышать, как магнитофон в точности воспроизводит записанную на пленку речь.

Основная задача участников игры в том, чтобы как можно точнее воспроизвести сказанное водящим.

Вариант 2. «Регулирование»

Продемонстрируйте детям возможности магнитофона: регулирование громкости и скорости воспроизведения записи. Используя символические изображения, нужно правильно отреагировать на команды. Дети воспроизводят речевой образец по определенному символу.

Вариант 3. «Наоборот»

Участники делятся на две команды или пары. Одна команда получает картинку с условным обозначением и задание воспроизвести что-либо в соответствии с ним. Задача других – с противоположным звучанием. Шепотом – громко, быстро – по слогам…

Вариант 4. «Фонограмма»

Перед началом игры можно предложить детям прослушать несколько записей из цикла «Голоса родной природы» и придумать им соответствующие названия. Взлет самолета, вьюга, дождь, шелест листьев, поезд… Предложите детям самим озвучить какой-нибудь шум (в лесу, на болоте, на кухне, пылесос, чирикание птиц). Запишите на магнитофон. Это очень интересно.

В этих играх можно петь, играть на музыкальных инструментах, рассказывать стихи, сказки, истории, воспроизводить звуки, слова, фразы, предложения за ведущим, самостоятельно или совместно. Также можно поработать с чистоговорками, скороговорками, пословицами, поговорками, звукоподражаниями.

Огромное значение в развитии голоса имеет речь взрослого. Чаще всего детям не удается выполнить упражнения с первого раза, хотя после показа педагога, ребенок справляется с заданием. Из этого следует, что речь педагога должна быть красивой, правильной, четкой, яркой и доброжелательной. Дети стремятся быть похожими на взрослых, и у них появляется желание исправлять свои дефекты в речи. Важно, чтобы детей окружали умные педагоги, с правильной, достойной подражанию, речью.

При правильной организации работы по коррекции голоса будут заметны следующие результаты:

  1. Голос у детей стал звонче и громче, приобрел модулированность, достаточную громкость, звонкость. Он стал легче, сильнее в процессе повседневного речевого общения. Дети свободно могут управлять своими голосовыми возможностями без напряжения.
  2. Активизировалась деятельность артикуляционного аппарата, движения стали ловкими и точными. Легче ставятся и автоматизируются дефектные звуки.
  3. Улучшения голоса положительно влияют на эмоциональную сферу, настроение. Дети становятся более активными, бодрыми, чувствуют себя полноправными членами детского коллектива. Улучшения голоса положительно влияет на характер ребенка, способствует нормальному общению с окружающими.
  4. Нормализировалось речевое диафрагмальное дыхание.
  5. Коррекция голоса положительно отражается на эмоционально – волевой сфере, появляется вера в свои силы и желание продолжать работу над улучшением качества голоса.
  6. Применение приемов улучшения качества голоса требует меньших усилий со стороны логопеда и ребенка, сокращается длительность логопедической работы.
  1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. М., 2005
  2. Белошеева А.А., Голышева В.А., Неволина Г.Л., Окунева Г.Ю.Нервно – психические расстройства у детей. Речевые нарушения у детей. Пермь, 1999
  3. Микляева Н.В. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. М., 2004
  4. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков. С. – П., 2006
  5. Журнал « Логопед» 2004, № 1, с. 17.
  6. Журнал « Логопед» 2005, № 4, с. 94

Ещё конспекты занятий в детском саду:
Новогодний утренник «Белоснежка в гостях у гномов»
Факультативное занятие по развитию тонкой моторики рук и речевой деятельности в 1-м классе
Занятие по обучению чтению по методике Н.А. Зайцева в старшей логопедической группе
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по познавательному развитию: «Моя мама лучше всех»
Опыт работы по использованию игровых технологий в детском саду компенсирующего вида
Путешествие в мир звуков
| логопедическая | логопедические занятия | работа | вакансии работа | коррекции | коррекция зрения | нарушений | дети с нарушениями | голоса | голосы | дошкольников | развитие дошкольников | детский | детский сад | Страничка логопеда | Логопедическая работа по коррекции нарушений голоса у дошкольников Детский сад
Реклама:

Распечатать Логопедическая работа по коррекции нарушений голоса у дошкольников. Детский сад 50. Конспект занятия
Поделится ссылкой Логопедическая работа по коррекции нарушений голоса у дошкольников. Детский сад 50. Конспект занятия с друзьями в:

источник

При органических заболеваниях гортани голос самостоятельно, т.е. без специальных логопедических занятий, обычно не восстанавливается. Но иногда в результате определенных голосовых усилий, хирургического и медикаментозного лечения у ребенка появляется громкий голос. Качество этого голоса зависит от полноценности функции истинных голосовых складок, степени их участия в процессе фонации, деятельности резонаторов и дыхательного аппарата. Обычно это голос слабый, тихий, иссякающий (по силе), монотонный, низкий, тремолирующий (по высоте), грубый, хриплый, маломодулированный, сдавленный, зажатый, гортанно-резкий, с массой добавочных призвуков (по тембру). Подобное нарушение высоты, силы и тембра голоса укладывается в картину дисфонии. Восстановление качества голоса придисфонии — весьма сложная задача, подчас более трудная, чем вызывание звука голоса. Связано это с тем, что у ребенка закрепляется патологический рефлекс голосообразования, и он не помнит нормального звучания своего голоса. Кроме того, такой голос обычно образуется при компенсаторном участии ложных голосовых складок в процессе фонации (ложносвязочный голос), в результате чего появляется хриплый, гортанный оттенок. Поэтому перед логопедом стоит задача улучшить качество звучания голоса, активизировать деятельность истинных голосовых складок, ротоглоточного резонатора и дыхательной системы. Активизация истинных голосовых складок требует специальных упражнений: стона или имитации мычания, подражания голубиному воркованию, кашля, произнесения гласного а на твердой атаке массажа гортани. При произнесении звука м на стоне внимание ребенка фиксируется на наиболее легком, удобном и красивом звучании голоса. Тактильно-вибрационный, зрительный и слуховой контроль помогают настроить голос на звонкость, собранность и полетность. В процессе имитации мычания поиски правильной голосоподачи помогают получить звучание голоса в «позиции резонатора», т.е. в ротовой позиции, при минимальном напряжении мышц гортани и брюшного пресса. При этом улучшается качество звучащего голоса (его громкость и звонкость) за счет включения в фонацию деформированных истинных голосовых складок в ущерб напряженным и излишне активизировавшимся ложным голосовым складкам. Далее звук м соединяется с гласными в прямых и обратных слогах сначала в среднем регистре голоса. Затем голос повышается и понижается, усиливается и ослабляется при произнесении гласных, согласных, слогов. При этом логопед обращает внимание ребенка на правильное формирование звуков в ротоглоточной полости. Последовательность постановки звуков при дисфонии и афонии идентичная. Отличие методических приемов восстановления и развития голоса при афонии и дисфонии заключается в следующем:

Использование имитации стона или мычания при афонии и дисфонии преследует разные цели. В первом случае — это вызывание звука голоса, во втором — это фиксация слуха, зрения, тактильно-вибрационных ощущений ребенка на наиболее легком, сильном и красивом звучании голоса. Вызывание голоса — обычно самый длительный этап (около одного месяца) в процессе восстановительного обучения. При дисфонии самый длительный период — развитие высоты, силы, тембра голоса, постановка певческого голоса и улучшение мелодико-интонационной стороны речи. Это связано с тем, что закрепившаяся условно-рефлекторная связь требует долгой и кропотливой перестройки. Логопедическую работу при дисфонии целесообразно начинать с детьми более старшего возраста (6-7 лет), так как постоянный контроль за качеством звучащего голоса возможен лишь при сознательном отношении ребенка к своему дефекту.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 651 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

При органических заболеваниях гортани голос самостоятельно, т.е. без специальных логопедических занятий, обычно не восстанавливается. Но иногда в результате определенных голосовых усилий, хирургического и медикаментозного лечения у ребенка появляется громкий голос. Качество этого голоса зависит от полноценности функции истинных голосовых складок, степени их участия в процессе фонации, деятельности резонаторов и дыхательного аппарата. Обычно это голос слабый, тихий, иссякающий (по силе), монотонный, низкий, тремолирующий (по высоте), грубый, хриплый, маломодулированный, сдавленный, зажатый, гортанно-резкий, с массой добавочных призвуков (по тембру). Подобное нарушение высоты, силы и тембра голоса укладывается в картину дисфонии.Восстановление качества голоса при дисфонии — весьма сложная задача, подчас более трудная, чем вызывание звука голоса. Связано это с тем, что у ребенка закрепляется патологический рефлекс голосообразования, и он не помнит нормального звучания своего голоса. Кроме того, такой голос обычно образуется при компенсаторном участии ложных голосовых складок в процессе фонации (ложносвязочный голос), в результате чего появляется хриплый, гортанный оттенок. Поэтому перед логопедом стоит задача улучшить качество звучания голоса, активизировать деятельность истинных голосовых складок, ротоглоточного резонатора и дыхательной системы.Активизация истинных голосовых складок требует специальных упражнений: стона или имитации мычания, подражания голубиному воркованию, кашля, произнесения гласного а на твердой атаке массажа гортани.При произнесении звука м на стоне внимание ребенка фиксируется на наиболее легком, удобном и красивом звучании голоса. Тактильно-вибрационный, зрительный и слуховой контроль помогают настроить голос на звонкость, собранность и полетность. В процессе имитации мычания поиски правильной голосоподачи помогают получить звучание голоса в «позиции резонатора», т.е. в ротовой позиции, при минимальном напряжении мышц гортани и брюшного пресса. При этом улучшается качество звучащего голоса (его громкость и звонкость) за счет включения в фонацию деформированных истинных голосовых складок в ущерб напряженным и излишне активизировавшимся ложным голосовым складкам. Далее звук м соединяется с гласными в прямых и обратных слогах сначала в среднем регистре голоса. Затем голос повышается и понижается, усиливается и ослабляется при произнесении гласных, согласных, слогов. При этом логопед обращает внимание ребенка на правильное формирование звуков в ротоглоточной полости. Последовательность постановки звуков при дисфонии и афонии идентичная.Отличие методических приемов восстановления и развития голоса при афонии и дисфонии заключается в следующем:1. Использование имитации стона или мычания при афонии и дисфонии преследует разные цели. В первом случае — это вызывание звука голоса, во втором — это фиксация слуха, зрения, тактильно-вибрационных ощущений ребенка на наиболее легком, сильном и красивом звучании голоса. Вызывание голоса — обычно самый длительный этап (около одного месяца) в процессе восстановительного обучения.2. При дисфонии самый длительный период — развитие высоты, силы, тембра голоса, постановка певческого голоса и улучшение мелодико-интонационной стороны речи. Это связано с тем, что закрепившаяся условно-рефлекторная связь требует долгой и кропотливой перестройки. Логопедическую работу при дисфонии целесообразно начинать с детьми более старшего возраста (6-7 лет), так как постоянный контроль за качеством звучащего голоса возможен лишь при сознательном отношении ребенка к своему дефекту.25. Фонастения — это расстройства функционального характера в виде потери голоса, охриплости. При фонастении, как правило, отсутствуют ларингоскопические изменения. Встречается у лиц, перенапрягающих голос. Фонастения может возникать после воспалений гортани при исчезновении воспалительных явлений, после психических травм и нервных переживаний, связанных с напряжением голоса. Может возникать внезапно и длиться долго. Лечение — устранение причин, вызвавших фонастению, фарадизация гортани.

Коррекция голоса при фонастении начинается с анализа данных осмотра гортани врачом оториноларингологом или фониатром и тщательного сбора анамнеза. Последнее особенно важно для выбора тактики проведения фонопедии, если больной поступил после консультации оториноларинголога, а не специалиста фониатра. Изучение анамнестических данных позволяет более точно установить характер голосового нарушения, т.е. время возникновения затрудняющих голосообразование признаков, в частности бывали ли у данного человека ощущения «слабости» голоса с момента, как он себя помнит, или нарушение проявилось только с началом активной голосовой работы. Такие сведения дают возможность разграничить врожденную дискоординацию голосового аппарата от приобретенной в процессе большой голосовой нагрузки при отсутствии правильной постановки голоса. Фонопедия проводится во всех случаях, однако ее эффективность при врожденной функциональной недостаточности ниже. Таким пациентам приходится приспосабливаться к возможностям своего голоса — избегать длительной голосовой нагрузки. Например, учителям, преподавателям вузов не брать в один день много рабочих часов, методический день стараться поставить в середину недели, во время проведения занятий научиться распределять голосовую нагрузку.Причиной возникновения фонастении профессионального характера является повышенная голосовая нагрузка при лабильности психических процессов. Занятия по восстановлению голоса следует начинать с воздействия убеждением в возможности восстановления голоса, т. е. с проведения рациональной психотерапии. Важно правильно найти отправную точку, чтобы это воздействие стало эффективным.

26. Функциональной афонией называют расстройства голоса, возникающие чаще всего внезапно как реакция на психическую травму или длительно действующую психотравмирующую ситуацию. По мнению И. Максимова (1987), она представляет собой полисимптомную «неврологическую» форму истерии и встречается у людей, склонных к истерическим реакциям, чаще всего у девочек и женщин. Точнее было бы назвать функциональную афонию психогенной, или истерической. Согласно материалам разных исследований, данная патология распределяется у женщин и мужчин в соотношении 5:1.Голос пропадает внезапно, но, как правило, сохраняется звучный кашель и смех, что может служить диагностическим признаком. Для общения с окружающими используется шепот. Иногда он очень слабый, во многих случаях напряженный, акцентуированный, порой на его фоне появляются звучные прорывы голоса, но весьма кратковременные, высокого сиплого тона. Ларингоскопия не всегда и не сразу выявляет функциональную неполноценность голосового аппарата. Голосовые складки могут иметь естественный перламутровый цвет и нормальную подвижность, но фонация отсутствует, так как, сближаясь, они не колеблются.Отсутствие голоса сопровождается жалобами на ощущения «скрежета», «налипания пленок», «комка» в гортани. Характерны стремление всячески подчеркнуть тяжесть своего состояния, неверие в возможность обрести звучный голос, некоторые черты демонстративности поведения. Нарушение голоса приобретает характер «условной приятности и желательности», так как дает некоторые привилегии, например длительную нетрудоспособность при неблагоприятной обстановке на работе или особое отношение в семье.Основой коррекционных занятий по устранению функциональной афонии является рациональная психотерапия. На первом занятии в форме доверительной беседы необходимо убедить человека, что его голос восстановится, что он, собственно, у него есть, только нарушилась возможность им пользоваться. Обязательно надо объяснить, что голосовой аппарат в норме, ибо при длительном безуспешном лечении многие считают, что страдают серьезным заболеванием гортани. Желательно выяснить, какого рода конфликт спровоцировал расстройства голоса, и попытаться найти пути его разрешения. Беседу следует проводить в непринужденной, но достаточно твердой форме. Чрезвычайно важно получить звучный голос уже на первом занятии, продемонстрировав таким образом наличие голоса.Единого универсального метода для устранения функциональной афонии не существует. Используются различные приемы стимуляции звука голоса. Сохранный звучный кашель может послужить основой в таких попытках. По инструкции логопеда, сопряженно с ним, продуцируется несколько кашлевых толчков на сильном выдохе. Затем логопед, положив руку на подбородок пациента, резко опускает его вниз, получая при этом звук близкий к [а]. После нескольких повторений обучаемый проделывает это самостоятельно, слышит свой звучный голос и постепенно начинает осознанно формировать полноценный гласный. Следующий этап — произнесение слогов, как бы от кашлевого толчка: ка-ко-ку-ке-ки. Если они звучат полноценно, сразу же предлагается повторить за логопедом простые обиходные слова: да, нет, дай, возьми, положи, пойди, купи и т.д. После этого переход к фразовой речи уже не представляет трудностей.Однако данный прием не всегда оказывается продуктивным. Тогда можно предложить имитировать стон на придыхательной атаке, сопровождая его активными жевательными движениями. Для облегчения к темени обучаемого прикладывается камертон, обычно С-128, так как его звучание соответствует и мужскому, и женскому тону голоса. С нескольких попыток издается стон — «мычание», к которому добавляются гласные [а, о, у, э, и] и формируются полнозвучные слоги. Аналогичный прием применяется при «нычании», т.е. от звука [н]. В дальнейшем для произнесения предлагаются слова, начинающиеся с первых ударных слогов типа: манка, море, мул, мера, мыло; набело, нож, нутрия, нефть, низкий и т.д. Постепенно приступают к тренировке произнесения рядов слов с первым ударным слогом, начинающимся со звонких согласных. На этом этапе обучаемые уже в состоянии свободно общаться нормальным, звучным голосом.Все логопедические занятия проводятся при ларингоскопическом контроле, консультировании у психиатра и медикаментозном лечении, главным образом транквилизаторами. После восстановления голоса картина гортани соответствует норме с хорошей вибраторной функцией голосовых складок.Необходимо отметить, что функциональные афонии склонны рецидивировать, так как они являются лишь симптомом невротического состояния. Возможны варианты, когда при любых эмоциональных нагрузках афония может возникать снова. Поэтому со всеми пациентами после того, как они начали общаться звучным голосом, желательно провести курс фонопедии по методике восстановления голоса при гипотонусных нарушениях. Перед такими занятиями дается твердая установка на то, что после завершения полного курса постановки голоса никаких срывов быть не должно. Курс фонопедии в данном случае носит психотерапевтический, превентивный, скорее, даже установочный характер. Продолжительность восстановительного обучения в среднем составляет 2 мес.

источник

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей 5–6 лет

Тамара Фролова
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей 5–6 лет

фронтального логопедического занятия по развитию фонетико- фонематической стороны речи у детей 5-6 лет в группе компенсирующей направленности

Подготовила: учитель-логопед

Цели занятия:

— познакомить детей со звуком О и способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки.

Коррекционно-развивающие:

развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

развивать голос и дыхание;

развивать фонематические процессы;

— закреплять понятия «звук», «слово»;

развивать умение выделять гласный звук в начале слов.

-воспитывать речевое внимание детей.

Оборудование: сюжетная картинка «Девочка охает» для звукоподражания, схема для характеристики звуков, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, зеркала по количеству детей, предметные картинки со звуком О в начале слова в ударной позиции, дидактическое пособие «Паровозик». Массажные мячи (для каждого ребенка).

Логопед: послушайте ряды слов. Выделите в каждом ряду лишнее слово.

2. Развитие общей моторики. «Грибок».

Мы грибок найдем. Маршируют.

Светло-шоколадной. Изображают шапочку.

3. Развитие мелкой моторики. «Я мячом круги катаю».

Дети совершают мячом круговые движения.

Делают движения вверх-вниз.

Сжимают мяч поочередно левой и правой рукой.

Перекидывают мяч из одной руки в другую.

4. Развитие артикуляционной моторики.

«Окошко закрывается и открывается» — спокойное открывание и закрывание рта.

«Почесывание» нижней и верхней губ зубами.

— высунуть язык, «покусать» его зубами, произнося: дя-дя-дя-дя…

«Болтушка». Широким языком поводить по верхней губе вперед-назад, произнося: бл-бл-бл…

5. Работа над развитием дыхания и голоса.

Вдохнуть и на выдохе произносить: О.

6. Обьявление темы занятия.

Логопед выставляет сюжетную картинку, на которой больная девочка лежит на кровати.

Логопед. Посмотрите, Оля заболела и охает: О-о-о». какой она звук произносит? (О.) Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком О.

7. Акустико-артикуляционный образ звука.

Хоровое и индивидуальное произнесение звука О, с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: губы вытянуты вперед, воздух выходит свободно, не встречает преграду. Звук О-гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета.

Дети рассказывают на что похожа буква О.

9. Развитие фонематического слуха.

Дети называют картинки, которые выставлены на доске. После этого часть детей выходят к доске и выбирают только картинки, в названии которых звук О находится в начале слова. Если ответ правильный – ребенок забирает картинку и возвращается на свое место.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Руки в стороны развел,

10. Закрепление звуков в слогах.

Логопед утрированно произносит слог ОП и вместе с детьми проводит его анализ.

Логопед: Сколько звуков я произнесла? Назовите первый звук. (О.) назовите второй звук. (П) О___ это какой звук? (Гласный, обозначаем фишкой красного цвета.) А звук П? (согласный обозначаем фишкой зеленого цвета.)

Выложите из фишек слог ОП. (Дети выкладывают схему слога ОП.) Покажите звук О на схеме. (Дети указывают на синюю фишку.) Сколько в этой схеме гласных звуков? (Один.) сколько согласных звуков? (Один.)

Таким же образом проводится анализ звукосочетаний ОУ, ОА.

10. Закрепление звуков в словах.

Дети, у которых на столах есть картинки со звуком О в начале слова, меняются ими с товарищами. Со второй частью детей проводится игра «Домик». Ребята подходят к макету домика, вставляют картинку в первое окошко (так как звук в названии этих картинок находится в начале слова) и объясняют с свои действия. (Звук О находится в начале слова «окунь».)

11. Закрепление звука в предложениях.

Составление предложений по картинкам. Дети отвечают на вопросы логопеда: «Где живет окунь?» (Окунь живет в воде.); и. т. д.

12. Закрепление звука в тексте.

Ом-ом-ом- плывет по реке сом.

Ок-ок-ок – выпил Ваня вкусный сок.

От-от-от- в зоопарке бегемот.

Ох-ох-ох – вырос на грядке горох.

13. Итог занятия.

Логопед: Как охала Оля? (О-о-о.) Какой это звук? Назовите слова, которые начинаются со звука О.

14. Оценка работы детей.

Конспект фронтального логопедического занятия Конспект фронтального логопедического занятия с обучающимися 2 класса с ФФНР по теме «Времена года. Зима.» Учитель-логопед: Колпакова.

Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Посуда» для детей старшего дошкольного возраста Цель. Обогащение словаря детей на тему “Посуда”. Программное содержание: 1) коррекционно-образовательные задачи: — обогащать знания детей.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи Тема: Мой дом Возрастная группа: старшая Речевое нарушение: ОНР 3 уровня Продолжительность: 35 минут Тип занятия: занятие по овладению.

«Транспорт». Звук [ф]». Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи для детей с ОВЗ Тема: «Транспорт». Звук «Ф». Задачи: Коррекционно-развивающие: — развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, словесно-логическое.

Конспект фронтального логопедического занятия с обучающимися 1 класса с системным недоразвитием речи Тема: Звук и буква З. Цель: Формирование ритмико-мелодико-интонационной базы языка Задачи: коррекционно-образовательные: • закрепить символ.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе детей с ОНР. Тема: Фрукты. Цель: активизация, расширение и закрепление знаний воспитанников о фруктах, о труде взрослых, сезонных работах в саду. Задачи: Познавательные:.

Конспект фронтального занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи Конспект фронтального занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, проведенного студенткой 42 группы Тарасовой Юлией Евгеньевной.

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи в подготовительной группе детей с ОНР (III уровня) Тема: «Зима» Цель: совершенствовать навык пересказывания теста «В зимнем парке» Образовательный результат: • используют номинативный, предикативный.

Конспект открытого фронтального логопедического занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе детей с ОНР Тема: «Звук и буква У». Лексическая тема: «Игрушки». Цель: Закреплять правильное произношение звука [у], познакомить с буквой У. Задачи:.

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе на тему «В поисках золотого ключика». Тема: В поисках золотого ключика. Программное содержание: закрепить знание детей о звуках; дифференцировать гласные и согласные звуки. Выполнять.

источник

Конспект фронтального логопедического занятия по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников (методика В. И. Селиверстова) Памятка для детей для профилактики нарушений голоса

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Речевая карта на ребенка дошкольного возраста с заиканием..……………….2

Конспект фронтального логопедического занятия при заикании на этапе ограничения речи (в режиме молчания). ……………………………………….5

Конспект фронтального логопедического занятия по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников (методика В.И.Селиверстова)………………………………………………………………. 8

Памятка для детей для профилактики нарушений голоса..…………………..15

Речевая карта на ребенка дошкольного возраста с заиканием

Фамилия, имя ребенка Бочаров Николай, 6 лет 2 мес.

Дата рождения 4 февраля 2004г.

№ д/с _________________ г. ______________.

Жалобы родителей нарастающие запинки в речи, спотыкания

Сведения о родителях отец: Бочаров Алексей Петрович, 44 года,

образование высшее, экономист.

мать: Филиппова Алина Ивановна, 31 год,

образование среднее специальное, бухгалтер.

1. От какой беременности ребенок от первой беременности

2. Характер беременности беременность без патологии

3. Как протекали роды роды в срок, со стимуляцией

4. Вес и рост ребенка при рождении 2 кг 800 г

5. Вскармливание искусственное

6. Раннее психомоторное развитие:

а. когда стал сидеть 7 мес.

б. когда стал ходить 1 год

в. когда появились зубы 6 мес.

г. болезни до года аденовирусная инфекция, простуды

д. болезни после года эпидемический паротит, грипп

е. поведение до года беспокойный, плохой сон

д. с какого возраста нарушение речи в возрасте 3х лет

ж. занимался ли с логопедом +

з. течение заикания с момента возникновения рецидивирующее

особенности личности ребенка беспокоен, возбудим, обидчив, плаксив, раздражителен

устойчивость внимания, сосредоточенность, память внимание неустойчиво, память хорошая, долго не может сосредоточиться

дисциплина дома и в детском саду дома дисциплина не соблюдается, ребенок является кумиром семьи, в детском саду часто отказывается подчиняться

речевая активность высокая речевая активность, легко вступает в беседу

состояние общей моторики наблюдается моторная неловкость

строение и подвижность речевого аппарата прикус N, объем движений органов артикуляции ограничен, переключаемость с одного уклада на другой затруднена, тонус мышц языка, губ, щек повышен. Затруднен ………… языка, тремор кончика языка, переходящий в гиперкинез. Гиперметрия, гипертрофия языка, отечность. Звукопроизношение в норме.

в каких видах речи выражено заикание:

б. отраженная речь с легким заиканием

д. пересказ заикание в умеренной степени

ж. ритмизированная речь без заикания

9. дыхание вне фонации и речи; при фонации и речи верхнеключичный тип дыхания, дыхание прерывистое при фонации, речевой выдох разорванный

10. локализация и тип судорог судороги тоно-клонического типа с преобладанием тонических.

а. судороги дыхательного аппарата возникают ……………………………

б. голосового аппарата смыкательный гортанный спазм, вокальные судороги

в. артикуляторные судороги языка, губ губная, судорога Фрешельса, судорога кончика, спинки, корня языка, подъязычная судорога, судорога мягкого неба, смыкательная: губная. …………………………………….

11. трудные звуки, слоги согласные звуки [ г,] [ т] [ д ] [ п ] [ к] и их мягкие варианты, слоги с данными звуками, а также в сочетаниях [ тр ], [ др ] и т.д.

12. сопутствующие движения синкинезии рук, головы в процессе речи

13. наличие эмболофразий ну, вот, это, еще

Конспект фронтального логопедического занятия при заикании на этапе ограничения речи (в режиме молчания)

Цели и задачи занятия : вызывать релаксацию мышечного аппарата верхних конечностей по контрасту с напряжением, развитие общей моторики, развитие мелкой моторики рук, развитие речевого дыхания, воспитание внимания, выдержки, умения работать в коллективе, тренировка быстрого включения в деятельность.

Оборудование: наборы разноцветных палочек, сухие осенние листья, картинки с изображением геометрических фигур, фишки, кубики.

Логопед: «Здравствуйте, ребята. Тихо-тихо садятся сначала девочки, затем еще тише — мальчики».

Коррекция нарушения моторики средствами релаксации

логопед: «мы с вами хотим быть сильными, храбрыми и отважными. Для этого нам надо потренироваться.

логопед (с показом): взяли тяжелую гирю правой рукой, поднимаем вверх, подняли, подержали, бросили (дети с напряжением поднимают медленно правую руку вверх, затем расслабленно бросают ее вдоль туловища, то же с левой рукой). Мы поднимаем тяжелую штангу двумя руками. Нагнулись штангу взяли, поднимаем, поднимаем, вверх потянулись руками, держим штангу, бросили. (дети расслабленно бросают руки вдоль туловища ). Мы сильные (дети с напряжением сгибают руки в локтях и прижимают сжатые кулачки к груди). Мы слабые. (руки расслабленно падают вниз. Повторяют 3-4 раза).

Логопед: Мы отдыхаем после зарядки. Сядьте на стульчики удобно. Руки лежат на коленках. Глазки закройте, отдохните… (послушайте какая музыка звучит, сначала тихо, затем усиливается и звучит 2 — 3 минуты). Хорошо отдохнули. А теперь глазки открыли. Глазки на меня.

3. Группировка геометрических фигур с учетом формы

Логопед : « Сейчас у нас осень. Листья опадают с деревьев, на них дует ветер и они разлетаются. Посмотрите (показ). А теперь вы будете ветерками. Подул ветерок и листья колышутся. Вдыхаем носом, выдыхаем ртом».

5. Развитие мелкой моторики рук

Выкладывание из палочек двух цветов предмета по образцу. Дается задание «сложи узор». За правильное и точное выполнение задание дети награждаются фишками.

6. Логоритмика. Развитие общей моторики

На первые 2 строчки – делают четкие шаги по кругу на каждое слово.

На вторые 2 строчки – бег на мысочках, но не быстро.

На третьи 2 строчки – прыжки на месте.

На последние 3 строчки – стоя на месте, повернувшись в круг поочередно ставят на пятку правую и левую ноги.

На последнюю строчку – руки на пояс, топают на месте.

Повтор движений еще раз в другую сторону.

7. Дидактическая игра «Кто больше соберет?»

На ковре рассыпаны кубики небольшого размера. По свистку дети по парам начинают собирать кубики и складывать в корзинки. При этом разрешается брать в руки только по одному предмету. По свистку дети заканчивают собирать. Подсчитыватся число кубиков. За успешное выполнение задания выдается фишка.

8. Подведение итогов занятия

Подсчитывает набранные за занятие фишки каждого ребенка. Логопед на доске в большой таблице отмечает звездочками успехи каждого ребенка, озвучивая их достижения. «Молодцы, ребята. Сегодня вы потрудились хорошо, работали активно».

Конспект фронтального логопедического занятия по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников (методика В.И.Селиверстова)

Цели: совершенствовать навык плавной, интонированной речи без заикания, учить детей выделять морфему НИЦА из слов, учить детей осуществлять синтез (склеивание) морфем ………………………………………………. формировать навык практического применения слов сложной слоговой структуры, Развивать тактильное восприятие, слуховую память, регулирующую функцию речи.

Слова, сложные по семантике:

Объяснение семантики слов через создание проблемной ситуации.

источник

Фонастения — нарушение голоса в ряде случаев, особенно на начальных стадиях, не сопровождаемое видимыми объективными изменениями в голосовом аппарате. Данное нарушение имеет профессиональный характер и развивается у лиц голосоречевых профессий. Проявляется фонастения в нарушении координации дыхания и фонации, невозможности владения голосом — усиливать и ослаблять звучание, в появлении детонации и ряда субъективных ощущений. Острые формы могут сопровождаться афонией.

В литературе нет единой точки зрения на причину возникновения фонастении. Одни исследователи считают причиной психические травмы и эмоциональные перегрузки. Другие видят причину в несоблюдении охранительного голосового режима при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей.

А. Митронович-Моджеевска относит фонастению к двигательным неврозам и считает ее врожденным координациионным нарушением. Аналогичные нарушения, возникающие вследствие перенапряжения и утомления голосового аппарата, она квалифицирует как ложную фонастению и четко разграничивает ее с врожденной. Отечественные исследователи такого разделения не придерживаются.

Гипотонусная дисфония (афония) обусловлена, как правило, двусторонними миопатическими парезами, т.е. парезами внутренних мышц гортани. Они возникают при некоторых инфекциях (ОРВИ, гриппе, дифтерии), а также при сильном перенапряжении голоса. Страдают мышцы, суживающие голосовые складки. При функциональных на-рушениях внутренних мышц гортани повреждение затрагивает одну мышцу, чаще одну пару мышц (поскольку почти все они парные). При гипотонусе голосовые складки в момент фонации полностью не смыкаются, между ними остается щель, форма которой зависит от того, какая пара мышц страдает (рис.). Патология голоса может проявляться от легкой осиплости до афонии с явлениями голосового утомления, напряжения и боли в мышцах шеи, затылка и грудной клетки.

Парез щиточерепаловидной мышцы (а);

парез поперечной черепаловидной мышцы (б);

комбинированный парез щиточерепаловидной

Гипертонусные (спастические) нарушения голоса связаны с повышением тонуса гортанных мышц с преобладанием тонического спазма в момент фонации. Причины их возникновения полностью не изучены, но развиваются спастические дисфонии и афонии у лиц, форсирующих голос.

Гипертонус может охватывать голосовые и вестибулярные складки. При попытках фонации голос или не возникает совсем, или появляется резко искаженный, глухой звук. Иногда наблюдается отсутствие смыкания голосовых складок (гипотонус) с напряженным смыканием вестибулярных (гипертонус). Образующийся при этом специфический грубый, монотонный звук называют ложноскладочным.

Перегрузка голосового аппарата при несоблюдении охранительного режима в период мутации может привести к нарушению функции внутренних мышц гортани в виде гипо- и гипертонуса.

Для восстановления нормальной функции голосового ап­парата при фонастении необходимо прежде всего выяснить причину ее возникновения. Если она развилась в результа­те постоянного форсирования голоса, нужно ограничить и упорядочить речевую нагрузку, а также избегать психотравмирующих ситуаций, которые могут отрицательно влиять на нервную систему. Удлинению фонационного выдоха, на­хождению дыхательной опоры уделяется постоянное вни­мание на фонопедических занятиях.

Поскольку явной охриплости при фонастении обычно не наблюдается, то функциональные тренировки сводятся к постановке голоса, нахождению удобной, комфортной его подачи с минимальной нагрузкой голосового аппарата. Пра­вильную индивидуальную для каждого позицию фонации легко подобрать при длительном произнесении звука м. Лицам с плохим музыкальным слухом можно рекомендо­вать пользоваться камертоном. Для этого камертон, звуча­щий соответственно высоте голоса, прикладывается к теме­ни, и голос как бы подстраивается к его звучанию. Это значительно облегчает нахождение и закрепление правиль­ных кинестезии голосоведения. Дальнейшие фонопедические упражнения не представляют трудностей и проводятся обычным порядком.

В восстановлении голоса при гипо- и гипертонусных на­рушениях в первую очередь необходимо работать над дыха­нием, установлением дыхательной опоры. Главная задача логопедической работы заключается в активизации голосо­вого аппарата при гипотонусных расстройствах и восстанов­лении координации, снятии излишнего напряжения при гипертонусе. После постановки диафрагмального дыхания, при гипотонусных расстройствах голоса можно провести упражнения комплекса Б, активизирующие внутренние мышцы гортани, а затем переходить к голосовым упражне­ниям в обычной последовательности. Голосовые упражне­ния произносятся на твердой атаке звука, затем переводят­ся на мягкую атаку.

При гипертонусных нарушениях вначале используется придыхательная атака звука. Она помогает ослаблению мышечного тонуса. С этой же целью выполняют дыхатель­ные упражнения комплекса А с озвучиванием.

Исходное положение — сидя на стуле.

  1. вдох через нос, выдох через нос, имитация стона;
  2. вдох через нос, выдох через рот со звуком а;
  3. вдох через рот, выдох через нос, имитация стона;

вдох через нос, удлиненный выдох через нос, имитация стона
с усилением в конце;

вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы с произне­сением двугубного, слегка оглушенного звука в;

вдох через нос, выдох через нос толчками, имитация преры­вистого стона.

Параллельно с этими упражнениями проводится мас­саж передней поверхности шеи для уменьшения напряже­ния мышц. Такие тренировки подготавливают голосовой аппарат к фонации, и произнесение громкого полнозвуч­ного соната м достигается у обучающихся данной группы довольно легко даже при афонии. После образования яс­ного полноценного «мычания» дальнейшие фонопедические упражнения затруднений не вызывают. Исключение составляют лица с многолетними нарушениями голоса, со стойкими навыками патологического голосообразования. В таких случаях каждая функциональная трениров­ка, каждое упражнение требует более длительной отра­ботки.

Восстановление голоса при психогенно-функциональной афонии представляет значительную трудность.

После тщательно продуманной психотерапевтической подготовки энергично приступают к вызыванию звучного голоса. Легче всего голос появляется от кашлевого толчка и введением его в слоги ка, ко, ку, ки, ке; затем как, кок, кук, кик, кек. Или от «жужжания» со слогами жа, жо, жу, жи,

Для закрепления полученного голоса в дальнейшем про­водятся голосовые упражнения. При различных нарушениях голоса в комплексе восста­новительного обучения на некоторых этапах применяются технические средства — приборы «И-2-М», «ВИР-4», «АИР-2 », слухофильтры Страхова. С помощью этих приборов улуч­шается контроль за тембром и силой голоса.

источник

Читайте также:  Дисфония афония у детей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *