Меню Рубрики

Фонопедические упражнения при афонии

Фонастения — нарушение голоса в ряде случаев, особенно на начальных стадиях, не сопровождаемое видимыми объективными изменениями в голосовом аппарате. Данное нарушение имеет профессиональный характер и развивается у лиц голосоречевых профессий. Проявляется фонастения в нарушении координации дыхания и фонации, невозможности владения голосом — усиливать и ослаблять звучание, в появлении детонации и ряда субъективных ощущений. Острые формы могут сопровождаться афонией.

В литературе нет единой точки зрения на причину возникновения фонастении. Одни исследователи считают причиной психические травмы и эмоциональные перегрузки. Другие видят причину в несоблюдении охранительного голосового режима при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей.

А. Митронович-Моджеевска относит фонастению к двигательным неврозам и считает ее врожденным координациионным нарушением. Аналогичные нарушения, возникающие вследствие перенапряжения и утомления голосового аппарата, она квалифицирует как ложную фонастению и четко разграничивает ее с врожденной. Отечественные исследователи такого разделения не придерживаются.

Гипотонусная дисфония (афония) обусловлена, как правило, двусторонними миопатическими парезами, т.е. парезами внутренних мышц гортани. Они возникают при некоторых инфекциях (ОРВИ, гриппе, дифтерии), а также при сильном перенапряжении голоса. Страдают мышцы, суживающие голосовые складки. При функциональных на-рушениях внутренних мышц гортани повреждение затрагивает одну мышцу, чаще одну пару мышц (поскольку почти все они парные). При гипотонусе голосовые складки в момент фонации полностью не смыкаются, между ними остается щель, форма которой зависит от того, какая пара мышц страдает (рис.). Патология голоса может проявляться от легкой осиплости до афонии с явлениями голосового утомления, напряжения и боли в мышцах шеи, затылка и грудной клетки.

Парез щиточерепаловидной мышцы (а);

парез поперечной черепаловидной мышцы (б);

комбинированный парез щиточерепаловидной

Гипертонусные (спастические) нарушения голоса связаны с повышением тонуса гортанных мышц с преобладанием тонического спазма в момент фонации. Причины их возникновения полностью не изучены, но развиваются спастические дисфонии и афонии у лиц, форсирующих голос.

Гипертонус может охватывать голосовые и вестибулярные складки. При попытках фонации голос или не возникает совсем, или появляется резко искаженный, глухой звук. Иногда наблюдается отсутствие смыкания голосовых складок (гипотонус) с напряженным смыканием вестибулярных (гипертонус). Образующийся при этом специфический грубый, монотонный звук называют ложноскладочным.

Перегрузка голосового аппарата при несоблюдении охранительного режима в период мутации может привести к нарушению функции внутренних мышц гортани в виде гипо- и гипертонуса.

Для восстановления нормальной функции голосового ап­парата при фонастении необходимо прежде всего выяснить причину ее возникновения. Если она развилась в результа­те постоянного форсирования голоса, нужно ограничить и упорядочить речевую нагрузку, а также избегать психотравмирующих ситуаций, которые могут отрицательно влиять на нервную систему. Удлинению фонационного выдоха, на­хождению дыхательной опоры уделяется постоянное вни­мание на фонопедических занятиях.

Поскольку явной охриплости при фонастении обычно не наблюдается, то функциональные тренировки сводятся к постановке голоса, нахождению удобной, комфортной его подачи с минимальной нагрузкой голосового аппарата. Пра­вильную индивидуальную для каждого позицию фонации легко подобрать при длительном произнесении звука м. Лицам с плохим музыкальным слухом можно рекомендо­вать пользоваться камертоном. Для этого камертон, звуча­щий соответственно высоте голоса, прикладывается к теме­ни, и голос как бы подстраивается к его звучанию. Это значительно облегчает нахождение и закрепление правиль­ных кинестезии голосоведения. Дальнейшие фонопедические упражнения не представляют трудностей и проводятся обычным порядком.

В восстановлении голоса при гипо- и гипертонусных на­рушениях в первую очередь необходимо работать над дыха­нием, установлением дыхательной опоры. Главная задача логопедической работы заключается в активизации голосо­вого аппарата при гипотонусных расстройствах и восстанов­лении координации, снятии излишнего напряжения при гипертонусе. После постановки диафрагмального дыхания, при гипотонусных расстройствах голоса можно провести упражнения комплекса Б, активизирующие внутренние мышцы гортани, а затем переходить к голосовым упражне­ниям в обычной последовательности. Голосовые упражне­ния произносятся на твердой атаке звука, затем переводят­ся на мягкую атаку.

При гипертонусных нарушениях вначале используется придыхательная атака звука. Она помогает ослаблению мышечного тонуса. С этой же целью выполняют дыхатель­ные упражнения комплекса А с озвучиванием.

Исходное положение — сидя на стуле.

  1. вдох через нос, выдох через нос, имитация стона;
  2. вдох через нос, выдох через рот со звуком а;
  3. вдох через рот, выдох через нос, имитация стона;

вдох через нос, удлиненный выдох через нос, имитация стона
с усилением в конце;

вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы с произне­сением двугубного, слегка оглушенного звука в;

вдох через нос, выдох через нос толчками, имитация преры­вистого стона.

Параллельно с этими упражнениями проводится мас­саж передней поверхности шеи для уменьшения напряже­ния мышц. Такие тренировки подготавливают голосовой аппарат к фонации, и произнесение громкого полнозвуч­ного соната м достигается у обучающихся данной группы довольно легко даже при афонии. После образования яс­ного полноценного «мычания» дальнейшие фонопедические упражнения затруднений не вызывают. Исключение составляют лица с многолетними нарушениями голоса, со стойкими навыками патологического голосообразования. В таких случаях каждая функциональная трениров­ка, каждое упражнение требует более длительной отра­ботки.

Восстановление голоса при психогенно-функциональной афонии представляет значительную трудность.

После тщательно продуманной психотерапевтической подготовки энергично приступают к вызыванию звучного голоса. Легче всего голос появляется от кашлевого толчка и введением его в слоги ка, ко, ку, ки, ке; затем как, кок, кук, кик, кек. Или от «жужжания» со слогами жа, жо, жу, жи,

Для закрепления полученного голоса в дальнейшем про­водятся голосовые упражнения. При различных нарушениях голоса в комплексе восста­новительного обучения на некоторых этапах применяются технические средства — приборы «И-2-М», «ВИР-4», «АИР-2 », слухофильтры Страхова. С помощью этих приборов улуч­шается контроль за тембром и силой голоса.

источник

Характерным признаком функциональных дисфоний яв­ляется отсутствие грубых органических изменений в горта­ни. Наблюдаемые иногда при данном заболевании незначи­тельные изменения являются вторичными: развиваются вследствие длительного неправильного голосоведения.

Наиболее часто функциональные дисфоний возникают на фоне неврологических состояний различной этиологии, по­этому больные с этой патологией в первую очередь нуж­даются в лечении у психиатра или психоневролога. Фо-нопедическую терапию целесообразно проводить на фоне медикаментозного или психотерапевтического лечения. Цель фонопедической терапии в данном случае — вызыва­ние звучного голоса и введение его в спонтанную речь с со­блюдением основных приемов физиологичного голосоведе­ния. Наиболее выраженный эффект обеспечивает тесный контакт психиатра и логопеда, так как проводимая в ходе логопедических занятий рациональная психотерапия дол­жна быть обязательно согласована с психиатром.

Звучный голос у данных больных может быть вызван с помощью различных приемов, которые не являются аб­солютными, так как самым важным для успеха лечения будет факт появления звучного голоса, что убеждает боль­ного в перспективности восстановления голосовой функ­ции. Наиболее вероятно вызывание голоса от кашлевого толчка, звуков к, ж, двугубного в с последующим введени­ем голоса в слоги с этими согласными. После появления воз­можности произносить слоги громко следует немедленно переходить к произнесению коротких слов и бытовых фраз с включением в них звуков, от которых был вызван голос, а затем сразу же стимулировать переход на общение голо­сом в быту.

При функциональной дисфоний, как ни при каких дру­гих голосовых расстройствах, требуется индивидуальный

фонопедическая терапия при функциональных дисфониях 109

подход к выбору фонопедических приемов и упражнений. Ме­тодику лечения необходимо подбирать строго дифференциро­ванно для каждого конкретного больного. Однако, учитывая специфику заболевания, не рекомендуется заставлять больных многократно повторять различные фонопедические упражне­ния, а нужно выбрать минимальное их количество, стремясь как можно быстрее убедить больного в том, что он может гово­рить голосом в быту и должен перейти на такое общение.

Многолетние катамнестические наблюдения позволяют сделать вывод об эффективности комплексного медикамен­тозного, психотерапевтического и фонопедического лечения данных больных.

Коррекция голоса при спастической дисфонии. Спасти­ческая дисфония — тяжелое нарушение голоса, проявляю­щееся в прерывистости и сдавленности звучания.

Клиническая картина спастической дисфонии была опи­сана довольно давно, однако до настоящего времени нет еди­ного мнения о достаточно эффективном методе лечения это­го тяжелого заболевания. Наиболее подробно комплексная система восстановительного лечения спастической дисфонии, разработанная и применяемая в Московском научно-исследо­вательском институте уха, горла и носа МЗ РСФСР, описана в работах под руководством Ю.С. Василенко (1980, 1984). По мнению авторов, спастическая дисфония является фун­кциональным нарушением, обусловленным дискоорди-нацией динамического процесса фонации. Ее чаще всего на­блюдали у женщин в возрасте 40—45 лет, перенесших психическую травму (смерть близких, автомобильную ката­строфу) или длительно находившихся в психотравмирую-Щей ситуации (конфликт в семье, на работе).

Больные со спастической дисфонией говорят монотонным, сдавленным, прерывающимся во время фонации голосом, сила которого непостоянна: она изменяется при произнесе­нии даже одной фразы от шепота до громкого нормального звучания. При этом фонаторные рефлексы — плач, смех, ка­шель — не нарушены. Отмечается выраженное сопутствую­щее напряжение мышц живота, шеи, иногда лица. Часто боль­ные говорят на задержанном вдохе или пытаются фонировать н а вдохе высоким фальцетным голосом, т. е. наблюдается полная дискоординация дыхания и фонации.

Логопедическое обследование, проведенное О.С. Орло­вой, позволило выявить у больных вялость артикуляцион­ной моторики, плохую переключаемость с одного артику­ляционного уклада на другой, повышенную двигательную утомляемость. У них отмечены нарушения и в общей двигательной сфере: движения неловкие, плохо коорди­нированные, общая вялость часто сменяется напряженнос­тью, затруднено удержание двигательной программы и от­мечается инертность двигательных актов.

О.С. Орлова выделила три группы больных в зависимости от выраженности спазмов, наличия голосового тремора, изменения тембра звучания за счет дополнительных призвуков, изменения тональности. При этом особое внимание уделялось характеру голосовой атаки, напря­женности наружных шейных мышц, состоянию артикуля­ционной и общей моторики, наличию синкенезий:

первая группа — I уровень нарушения: незначительные изменения голоса;

вторая группа — II уровень нарушения: умеренные изме­нения голоса;

третья группа — III уровень нарушения: тяжелые изме­нения голоса.

У больных первой группы голос слегка охриплый, при фо­нации наблюдаются единичные кратковременные спазмы. Показатели функционального состояния гортани — время максимальной фонации, скорость спада уровня звукового дав­ления, интенсивность — приближаются к норме. Слоговая разборчивость речи высокая — 58—72%.

Голос больных второй группы низкий, грубый, напряжен­ный, с ярко выраженными добавочными шумовыми призву­ками. Голос в потоке речи постоянно меняется — от твердо­го голосового начала к придыханию, нормальному звучанию и вновь патологическому. Иногда отмечается диплофония. У некоторых больных фонация сопровождается артикуля­ционными моторными судорогами, тиком век, судорожны­ми сокращениями лицевой и шейной мускулатуры.

Наиболее тяжело и стабильно все описанные выше симп­томы проявляются у больных третьей группы. Общение та­ких больных с окружающими крайне затруднено из-за спаз­мов, постоянно прерывающих напряженный, сдавленный,

фонопедическая терапия при функциональных дисфониях 111

хриплый голос. При этом слышен придыхательный шум. Голосовые модуляции крайне бедны, темп речи резко замед­лен. Больные не могут долго фонировать: время максималь­ной фонации у них 1—2 с. Судороги артикуляционной, ли­цевой и шейной мускулатуры постоянно сопутствуют фонации. Слоговая разборчивость речи низкая — 10—40%. Такое нарушение коммуникативной функции речи небезраз­лично для больных. В зависимости от фиксированности на дефекте О.С. Орлова и Л.Е. Гончарук (1983) выделяют так­же три группы больных.

Из изложенного выше ясно, что в лечении больных со спа­стической дисфонией должны участвовать оториноларинго­лог, психоневролог, физиотерапевт, однако ведущую роль в восстановлении голоса О.С. Орлова отводит коррекционной работе логопеда. Разработанная ею система логопедических занятий направлена на формирование и закрепление навы­ков правильного голосообразования и голосоведения. Весь курс восстановления голоса состоит из четырех этапов: I — подготовительный, II — подготовка физиологического и фо­национного дыхания, III — формирование нового механизма голосообразования, IV — закрепление навыков голосообра­зования и голосоведения. Курс стационарного лечения рас­считан на 30—35 дней при условии, что занятия с логопедом проводят 2 раза и самостоятельно 4—5 раз в день.

На подготовительном этапе проводят клиническое, пси­хологическое и педагогическое обследование больного. На основании полученных данных составляют план реабилита­ционных мероприятий. С целью активизации личности боль­ного, без сознательного участия которого трудно добиться успеха в лечении, коррекционно-педагогическую работу на­чинают с проведения рациональной психиатрии. Необходи­мо выработать адекватное отношение больного к нарушению голоса, убедить его в возможности добиться эффекта от ле­чения, чтобы он стал активным участником восстановитель­ного процесса.

На протяжении всего курса лечения в ходе индивидуальных бесед больному в доступной форме объясняют механизмы правильного голосообразования и голосоведения, суть и Цель каждого упражнения. В задачи подготовительного этапа входит также торможение навыков патологической

фонации и голосоведения. С этой целью больным назначают режим молчания. В период соблюдения режима молчания О.С. Орлова рекомендует им проводить артикуляционную гимнастику, позволяющую выработать умение произвольно расслаблять оральную мускулатуру, а также добиться легких, свободных и четких координированных движений нижней челюсти, губ и языка в полном объеме. Автор предлагает сле­дующие упражнения:

1) гимнастика для нижней челюсти: опускание и подни­
мание, перемещение вправо — влево, движения вниз и впе­
ред с возвратом в обычное положение;

Читайте также:  Отличие дисфонии от афонии

2) упражнения для губ: при фиксированном положении
нижней челюсти обнажить верхние и нижние зубы, пооче­
редно поднимать и опускать верхнюю и нижнюю губу; со­
брать губы в трубочку, а затем, обнажив верхние и нижние
зубы, оттянуть углы губ в стороны (беззвучная артикуляция
у, а затем и); закусить верхними зубами нижнюю губу, пос­
ле чего, преодолевая сопротивление, вернуться в исходное
положение; закусить нижними зубами верхнюю губу и по­
вторить упражнение;

3) гимнастика для мышц языка: широко открыв рот, удер­
живать расслабленный язык на дне полости рта на счет до
пяти; поочередно высовывать язык «лопатой» (широкий,
распластанный) и «жалом» (узкий, напряженный); кончик
языка поднять за верхние зубы, затем опустить вниз, пере­
местить вправо, влево, упереть в щеку, потом в другую; ши­
роко открыв рот, поочередно облизать кончиком языка вер­
хнюю и нижнюю губы; проталкивать язык сквозь сомкнутые
зубы;

4) упражнения для мышц мягкого нёба: широко открыть
рот и рассматривать в зеркале полость глотки (зевание), затем
закрыть рот и сделать зевок, не размыкая губ; имитировать
полоскание рта и горла воздухом. Все упражнения выполня­
ют медленно, плавно, четко, со зрительным контролем.

Параллельно с артикуляционной гимнастикой все боль­ные выполняют вибрационный и гигиенический самомассаж лица и шеи, который действует успокаивающе, снимает мышечную усталость, придает бодрость. При этом больные третьей группы выполняют только гигиенический само­массаж беззвучно, больные второй группы через некоторое

фонопедическая терапия при функциональных дисфониях 113

время подключают соноры м, н, л, р. В первой группе при­меняют и гигиенический, и вибрационный самомассаж: вна­чале беззвучный, затем в сочетании с сонорами и в заключе­ние со звонкими целевыми фонемами з, ж, в.

Основная цель II этапа — постановка физиологического и фонационного дыхания на занятиях лечебной физкульту­рой. Физические упражнения позволяют добиться полного равномерного дыхания, отработать его ритм, достичь пра­вильного соотношения вдоха и выдоха. При этом использу­ют упражнения с произвольным замедлением частоты ды­хания, что, по мнению О.С. Орловой, уменьшает скорость выдыхаемого воздуха и сопротивление при прохождении его через дыхательные пути, а это в конечном итоге также сни­жает напряжение артикуляционных и дыхательных мышц.

При проведении дыхательной гимнастики основное вни­мание уделяют воспитанию костоабдоминального дыхания. Выработку этого навыка начинают в положении лежа под тактильным контролем ладонями за движениями мышц живота и грудной клетки. Дыхательные упражнения боль­ные выполняют вначале беззвучно, а затем с протяжным произнесением глухих щелевых фонем с, ш, ф. На эффек­тивность этих упражнений указывает также Л.А. Зарицкий (1984). Упражнения выполняют в покое в положении лежа, затем сидя или стоя. Медленный темп упражнения способ­ствует уменьшению общего напряжения, позволяет добить­ся плавного выдоха и выработать правильные дыхательные кинестезии.

Для закрепления кинестезии расслабленной при дыхании гортани все названные выше авторы рекомендуют произно­сить тихим шепотом на придыхательной атаке слоги хахх, хохх, держа у губ маленькое зеркало. При правильном вы­полнении упражнения зеркало запотевает.

О.С. Орлова рекомендует через 5—7 дней приступать к ди­намичной дыхательной гимнастике, которая способствует формированию навыков дыхания при двигательной активно­сти. Задача динамической гимнастики — послужить коор­динирующим фактором дыхания и фонации. В процес­се восстановления голоса меняют темп и степень нагрузки на занятиях лечебной физкультурой. Однако следует помнить, ч то основная задача этих занятий — снять напряжение мышц

гортани. С этой целью рекомендуют следующие упражне­ния, косвенно влияющие на расслабление мышц голосово­го аппарата:

1) руки с напряжением вытянуть вперед, поочередно рас­
слабить кисти, предплечья и полностью мышцы рук;

2) руки с напряжением вытянуть в стороны, поочередно
расслабить кисти, предплечья и полностью мышцы рук;

3) круговые вращения головой: на два счета — вдох, на
четыре, шесть и восемь — выдох;

4) вдох — голову с напряжением повернуть к правому
плечу, на выдохе голову медленно перевести к левому пле­
чу. Повторить 3—4 раза и наклонить голову вниз, чтобы рас­
слабить мышцы шеи;

5) вдох — голову с напряжением закинуть назад, выдох —
наклонить вниз, расслабиться. Повторить упражнение, про­
износя при наклоне поочередно гласные звуки а, о, у.

Положительное влияние на речь оказывает также совер­шенствование общей моторики и координации. Можно при­менить упражнения на координацию движений для заикаю­щихся. Упражнения II этапа выполняют в течение 7—10 дней.

К голосовым упражнениям III этапа приступают только после согласования с фониатром. Занятия проводят строго ин­дивидуально. С больными первой и второй групп занятия на­чинают традиционно с легкого ненапряженного произнесения фонемы ж «в маску». Отрабатывают произнесение звука на мягкой атаке, с ощущением вибрации головного и грудного резонаторов. Внимание больного привлекают к ощущениям легкого щекотания губ и вибрации костей носа.

Позднее отрабатывают прямые и закрытые слоги, утри­рованно произнося фонему м. Аналогичные упражнения выполняют и с фонемой в. Эти упражнения подготавливают переход к тренировкам по произнесению односложных слов на звуки мин, которые начинаются с твердых фонем. Вна­чале больные произносят на выдохе по одному слову, затем по два, три и т. д.

Постепенно материал усложняют. Отрабатывают произ­несение последовательностей слогов со звуками мин — равноударно и с перемещением ударения. Для упражнений с двух-, трехсложными словами и фразами специально под­бирают материал, включающий из согласных фонем только

соноры и щелевые в прямых слогах, например: мама, мыла, машина, Марина; мама мыла Милу; мама мыло уронила. После соноров и щелевых фонем в упражнения вводят глу­хие смычные, а затем и звонкие смычные согласные звуки в порядке п, т, к; б,д,г — вначале твердые, а позднее мягкие варианты. Порядок отработки смычных согласных звуков аналогичный.

Больные третьей группы начинают с отработки беззвуч­ной артикуляции согласных и гласных звуков, а затем ше­потной речи. С ними прорабатывают мягкую подачу голоса на придыхательной атаке с опорой на глухие щелевые фоне­мы с, ш, х, ф. Больные произносят прямые слоги, выделяя длительно согласный звук.

О.С. Орлова указывает также на эффективность жеватель­ных упражнений по Фрешельсу; совершая жевательные дви­жения, больные произносят слоги хммахнна, хммохнно, хммухнну, хммэхннэ, хммихнни.

Эти упражнения позволяют снять напряжение с артику­ляционного аппарата и выбрать правильную тональность звучания. Автор наблюдал положительный эффект от заня­тий с корректофоном Деражне и аппаратом «отставленная речь» (АИР-2) благодаря замедленной речи и выключению слухового контроля.

Материал усложняют от слога к слову так же, как в пер­вой и второй группах. На звуки х, ш, ф подбирают однослож­ные, а затем двух- и трехсложные слова с ударением внача­ле на первом, а затем на последующих слогах. Тренировки длятся 15—20 дней.

Закрепление полученных навыков проводят в течение 5—7 дней по общепринятой логопедической методике. При­меняют приемы вначале сопряженной, затем отраженной речи, отрабатывают однословный и развернутый ответы на вопросы. При этом обращают внимание на соответствие лексики образовательному уровню и профессии больного. Затем больные читают стихи и прозу, пересказывают их и обсуждают. В этот период важно преодолеть страх речи, чему помогают функциональные тренировки, на которых больных побуждают заговорить с незнакомыми людьми, обратиться в справочное бюро по телефону, выступить с небольшим сообщением.

Описанную методику О.С. Орлова применяла в амбулатор­ных и стационарных условиях, она рекомендована к внедре­нию в практику. Курс лечения длился 30—35 дней. В резуль­тате, по данным автора, речь улучшилась у 85% больных, из них у 35% наступило выздоровление, главным образом у боль­ных первой и второй групп. У них исчезли спазмы и добавоч­ные шумовые придыхательные звуки при речи, объективно увеличились время максимальной фонации и ее интенсив­ность, уменьшилась скорость спада звукового давления, нор­мализовались ларингоскопическая и ларингостробоскопичес-кая картины, улучшилось общее соматическое и психическое состояние.

источник

время подключают соноры м, н, л, р. В первой группе при­меняют и гигиенический, и вибрационный самомассаж: вна­чале беззвучный, затем в сочетании с сонорами и в заключе­ние со звонкими целевыми фонемами з, ж, в.

Основная цель II этапа — постановка физиологического и фонационного дыхания на занятиях лечебной физкульту­рой. Физические упражнения позволяют добиться полного равномерного дыхания, отработать его ритм, достичь пра­вильного соотношения вдоха и выдоха. При этом использу­ют упражнения с произвольным замедлением частоты ды­хания, что, по мнению О.С. Орловой, уменьшает скорость выдыхаемого воздуха и сопротивление при прохождении его через дыхательные пути, а это в конечном итоге также сни­жает напряжение артикуляционных и дыхательных мышц.

При проведении дыхательной гимнастики основное вни­мание уделяют воспитанию костоабдоминального дыхания. Выработку этого навыка начинают в положении лежа под тактильным контролем ладонями за движениями мышц живота и грудной клетки. Дыхательные упражнения боль­ные выполняют вначале беззвучно, а затем с протяжным произнесением глухих щелевых фонем с, ш, ф. На эффек­тивность этих упражнений указывает также Л.А. Зарицкий (1984). Упражнения выполняют в покое в положении лежа, затем сидя или стоя. Медленный темп упражнения способ­ствует уменьшению общего напряжения, позволяет добить­ся плавного выдоха и выработать правильные дыхательные кинестезии.

Для закрепления кинестезии расслабленной при дыхании гортани все названные выше авторы рекомендуют произно­сить тихим шепотом на придыхательной атаке слоги хахх, хохх, держа у губ маленькое зеркало. При правильном вы­полнении упражнения зеркало запотевает.

О.С. Орлова рекомендует через 5—7 дней приступать к ди­намичной дыхательной гимнастике, которая способствует формированию навыков дыхания при двигательной активно­сти. Задача динамической гимнастики — послужить коор­динирующим фактором дыхания и фонации. В процес­се восстановления голоса меняют темп и степень нагрузки на занятиях лечебной физкультурой. Однако следует помнить, ч то основная задача этих занятий — снять напряжение мышц

И . И . Ермакова

гортани. С этой целью рекомендуют следующие упражне­ния, косвенно влияющие на расслабление мышц голосово­го аппарата:

1) руки с напряжением вытянуть вперед, поочередно рас­
слабить кисти, предплечья и полностью мышцы рук;

2) руки с напряжением вытянуть в стороны, поочередно
расслабить кисти, предплечья и полностью мышцы рук;

3) круговые вращения головой: на два счета — вдох, на
четыре, шесть и восемь — выдох;

4) вдох — голову с напряжением повернуть к правому
плечу, на выдохе голову медленно перевести к левому пле­
чу. Повторить 3—4 раза и наклонить голову вниз, чтобы рас­
слабить мышцы шеи;

5) вдох — голову с напряжением закинуть назад, выдох —
наклонить вниз, расслабиться. Повторить упражнение, про­
износя при наклоне поочередно гласные звуки а, о, у.

Положительное влияние на речь оказывает также совер­шенствование общей моторики и координации. Можно при­менить упражнения на координацию движений для заикаю­щихся. Упражнения II этапа выполняют в течение 7—10 дней.

К голосовым упражнениям III этапа приступают только после согласования с фониатром. Занятия проводят строго ин­дивидуально. С больными первой и второй групп занятия на­чинают традиционно с легкого ненапряженного произнесения фонемы ж «в маску». Отрабатывают произнесение звука на мягкой атаке, с ощущением вибрации головного и грудного резонаторов. Внимание больного привлекают к ощущениям легкого щекотания губ и вибрации костей носа.

Позднее отрабатывают прямые и закрытые слоги, утри­рованно произнося фонему м. Аналогичные упражнения выполняют и с фонемой в. Эти упражнения подготавливают переход к тренировкам по произнесению односложных слов на звуки мин, которые начинаются с твердых фонем. Вна­чале больные произносят на выдохе по одному слову, затем по два, три и т. д.

Постепенно материал усложняют. Отрабатывают произ­несение последовательностей слогов со звуками мин — равноударно и с перемещением ударения. Для упражнений с двух-, трехсложными словами и фразами специально под­бирают материал, включающий из согласных фонем только

фонопедическая терапия при функциональных дисфониях_________ 115

соноры и щелевые в прямых слогах, например: мама, мыла, машина, Марина; мама мыла Милу; мама мыло уронила. После соноров и щелевых фонем в упражнения вводят глу­хие смычные, а затем и звонкие смычные согласные звуки в порядке п, т, к; б,д,г — вначале твердые, а позднее мягкие варианты. Порядок отработки смычных согласных звуков аналогичный.

Больные третьей группы начинают с отработки беззвуч­ной артикуляции согласных и гласных звуков, а затем ше­потной речи. С ними прорабатывают мягкую подачу голоса на придыхательной атаке с опорой на глухие щелевые фоне­мы с, ш, х, ф. Больные произносят прямые слоги, выделяя длительно согласный звук.

О.С. Орлова указывает также на эффективность жеватель­ных упражнений по Фрешельсу; совершая жевательные дви­жения, больные произносят слоги хммахнна, хммохнно, хммухнну, хммэхннэ, хммихнни.

Эти упражнения позволяют снять напряжение с артику­ляционного аппарата и выбрать правильную тональность звучания. Автор наблюдал положительный эффект от заня­тий с корректофоном Деражне и аппаратом «отставленная речь» (АИР-2) благодаря замедленной речи и выключению слухового контроля.

Читайте также:  Препараты для лечения афонии

Материал усложняют от слога к слову так же, как в пер­вой и второй группах. На звуки х, ш, ф подбирают однослож­ные, а затем двух- и трехсложные слова с ударением внача­ле на первом, а затем на последующих слогах. Тренировки длятся 15—20 дней.

Закрепление полученных навыков проводят в течение 5—7 дней по общепринятой логопедической методике. При­меняют приемы вначале сопряженной, затем отраженной речи, отрабатывают однословный и развернутый ответы на вопросы. При этом обращают внимание на соответствие лексики образовательному уровню и профессии больного. Затем больные читают стихи и прозу, пересказывают их и обсуждают. В этот период важно преодолеть страх речи, чему помогают функциональные тренировки, на которых больных побуждают заговорить с незнакомыми людьми, обратиться в справочное бюро по телефону, выступить с небольшим сообщением.

И . И . Ермакова

Описанную методику О.С. Орлова применяла в амбулатор­ных и стационарных условиях, она рекомендована к внедре­нию в практику. Курс лечения длился 30—35 дней. В резуль­тате, по данным автора, речь улучшилась у 85% больных, из них у 35% наступило выздоровление, главным образом у боль­ных первой и второй групп. У них исчезли спазмы и добавоч­ные шумовые придыхательные звуки при речи, объективно увеличились время максимальной фонации и ее интенсив­ность, уменьшилась скорость спада звукового давления, нор­мализовались ларингоскопическая и ларингостробоскопичес-кая картины, улучшилось общее соматическое и психическое состояние.

Дмитриев Л.Б., Телеляева Л.М., Таптапова С.Л., Ермакова И.И. Фониатрия и фонопедия. — М., 1990.— С. 157—165.

Л.И. Вансовская

Воспитание голосовой функции

Воспитание голоса — это работа, которая обеспечи­вает возможность наилучшего использования голоса при ми­нимальной утомляемости голосовых складок. Работа по раз­витию голоса — трудоемкая, чрезвычайно индивидуальная и тонкая. Чтобы не принести вреда, необходим контроль спе­циалиста по постановке голоса. Важен тесный контакт с фо-ниатром (оторинолорингологом). Общие и трафаретные ре­комендации здесь не уместны. К.С. Станиславский говорит актерам, а это в полной мере можно адресовать и педагогам: «хорошие голоса в разговорной речи редки. Если же они встречаются, то оказываются недостаточными по силе и ди­апазону. Даже хороший от природы голос следует разви­вать не только для пения, но и для речи». При выработке навыков управления голосом привлекаются и активизиру­ются разные нервно-мышечные механизмы: слуховой, мы­шечный, голосовой (двигательный), проприоцептивный, зрительный, тактильный, кинестетический и общедвига­тельный.

На первых же занятиях выявляются недостатки голоса: высокое положение, чрезмерный зажим гортани, перенап­ряжение окологортанных мышц, нижней челюсти, вялость мягкого нёба, горловое, носовое звучание, крикливый, рез­кий или неустойчивый с провалами либо с затуханием го­лос. Типичной манерой разговора является высокое голосо-извлечение, использование высокого регистра, твердая атака либо вялость голоса, приводящие к быстрому утом­лению нервно-мышечного аппарата речи, а также глухость и монотонность — тембральная бедность голоса. Все инди­видуальные особенности и погрешности речевого звучания просто невозможно перечислить.

Правильной голосоподаче содействует так называемое «ос­новное положение». Оно складывается из нескольких после­довательных действий: 1) снятия напряжения в области плеч, шеи, затылочных мышц и гортани (представить свою голову и шею «цветком на стебельке»), 2) расслабления

Л . И . Вансовская

нижней челюсти и спинки языка, приемов активизации мягкого нёба («позевок»), а также 3) легкого расширения нижних отделов грудной клетки. Основное положение со­действует естественному и облегченному фонированию. Под наслоением привычек не спеша отыскивается индивидуаль­ный естественный голос, который возникает легко и сво­бодно.

1. Отработка навыка направленности, адресации и со­
бранности звучания.

2. Снятие сдавленности голоса путем расслабления мышц
шеи, гортани, плеч.

3. Достижение баланса мышечного тонуса и адекватной
работы нёбно-глоточного затвора; снятие зажатости нижней
челюсти — помехи свободному голосотечению.

4. Отработка ровности, устойчивости, звонкости, гибкос­
ти голоса стимуляцией слухового, тактильно-вибрационно­
го и мышечного контроля.

5. Выработка навыка уверенного, как доказательство, зву­
чания голоса при всякой высоте, силе и длительности.

6. Выработка выносливости и выдерживания голосовой
нагрузки без потери качества звучания; умения снижать
эмоциональное напряжение в тревожных ситуациях.

7. Применение различных тактик охраны голоса с целью
предотвращения патологических изменений голосового
тракта.

Примечание: каждое последующее упражнение начина­ют с расслабления (релаксации) мышц шеи, плеч, кистей рук, нижней челюсти, языка; дыхательной гимнастики, т. е. на выдохе произносят поочередно звуки ф, пф при со­бранности губ; с укрепления фонации во время настройки голоса.

Упражнение 1. А. Дыхание. Укрепление фонации начи­нается со звуков м, в или звукосочетания типа угу с закры­тым ртом, с нахождения наиболее удобной середины зву­чания и передней позиции звука. Вначале звучание осуществляется в виде коротких бросков (м, в, угу), а за­тем оно удлиняется: м, в, угууу, далее используются звуки ж, з, л, и, р, также произносимые длительно, устойчиво и свободно. Одновременно обращается внимание на устране-

Дата добавления: 2018-10-18 ; просмотров: 173 | Нарушение авторских прав

источник

Тяжелые формы дисфонии, устранить которые невозможно только медицинским лечением, серьезно усложняют жизнь больного, особенно, если речь идет о ребенке. Комфортное общение со взрослыми и сверстниками является залогом нормального психо-эмоционального развития. Наибольшую эффективность показывается коррекция дисфонии на занятиях у логопеда. Упражнения подбираются исходя из причин нарушения, его степени, возраста пациента.

Логопедические упражнения при дисфонии основываются на определенных принципах. Их четкое соблюдение позволяет построить процесс коррекции максимально эффективно. Вот основы коррекционной работы:

  1. Комплексный подход и тесное сотрудничество с другими специалистами.
  2. Последовательность и систематичность коррекции.
  3. Сохранение нормально функционирующих механизмов голосового аппарата.
  4. Методичность коррекционных заданий.
  5. Терпеливость и доброжелательность.

Коррекционная работа при дисфонии начинается после обследования с отоларингологом, а при необходимости – и другими врачами. Дополнительно учитываются индивидуальные особенности голоса. Некоторые люди просто не способны взять какие-то тональности. Заставляя больного усиливать звучание нужно учитывать это, чтобы не сорвать голоса и не потерять то звучание, которое сохранилось до момента коррекции.

Важно! Упражнения подбираются от простых к сложным и переход к следующему начинается не раньше, чем пациент усвоил предыдущее.

Всю логопедическую работу при дисфонии разделяют на 4 этапа. Они позволяют корректировать дефект не просто постепенно, а последовательно. Описание каждого этапа представлено ниже в таблице.

Этапы
Фонопедическая работа
Рациональная психотерапия
  • Изучение личности и сбор анамнеза заболевания
  • Выявление причин дисфонии и подбор методов устранения нарушения
  • Создание лечебного режима
Подготовительный этап
  • Подготовка функционального базиса голосового аппарата
  • Обучение правильной гигиене голоса
Тренировка слухового восприятия
  • Обучение способности различать голосовые дефекты
  • Развитие слухового восприятия
Постановочный этап
  • Непосредственно постановка правильного звучания голоса

В среднем длительность коррекционной работы при дисфонии составляет около полугода. После ее завершения больной еще некоторое время сопровождается путем наблюдения. Чтобы сравнить динамику изменений проводятся дополнительные обследования: ларингоскопическое и аудиологическое. Если их результаты удовлетворительны, коррекцию можно прекращать.

Направления коррекционной работы при дисфонии и афонии включают развитие пяти отдельных сторон голосового звучания:

  1. Стимуляция мышц небной занавески.
  2. Развитие тембра.
  3. Развитие устойчивости тональности.
  4. Развитие диапазона.
  5. Коррекция интонации и выразительности голоса.

Каждое из представленных направлений имеет собственные упражнения для коррекции дисфонии.

Поскольку в создании голосового звучания участвуют практически все мышцы голосового аппарата, работу необходимо проводить с каждой из них по отдельности. Примеры упражнений представлены в таблице.

Цель коррекции
Упражнения
Стимуляция небной занавески
  • Пальцевый массаж от верхних резцов до маленького язычка.
  • Пальцевый массаж твердого и мягкого неба поперечного движения.
  • Толчки по мягкому небу с произношением короткого звука А.
Гимнастика мягкого неба
  • Выпивание воды маленькими глотками
  • Искусственное покашливание и зевание
  • Выполнение движений, имитирующих полоскание ротовой полости
Релаксация голосовых складок
  • Поворачивание головы в стороны с произношением ряда гласных звуков
Гимнастика нижней челюсти
  • Выполнение упражнений, имитирующих жевание

Важно! Упражнения для стимуляции мышц проводятся в полном объеме на каждом занятии, а вся последующая работа ведется постепенно. Переход к новому виду упражнений начинается после освоения предыдущего.

Коррекция афонии и дисфонии была бы невозможна без работы над развитием тембра. Именно благодаря ему создается яркое звучание голоса. Упражнения позволяют также повысить выносливость голосового аппарата. Вот основные из них:

  1. Исходная поза – стоя, ноги на ширине плеч, руки над головой. Больному необходимо сделать носовой вдох и при этом немного прогнуться назад. На выдох делается медленный наклон вперед. Одновременно с дыхательной гимнастикой произносится гласный звук А.
  2. Исходная поза – стоя (или стоя на коленях) с руками на груди. Больному предлагается делать наклоны вперед и на выдохе произносить поочередно несколько гласных звуков. Продолжительность однократного выполнения должна составить примерно 10 секунд.
  3. Исходная поза – стоя, руки опущены. Пациенту необходимо нараспев произнести определенные фразы, содержащие в себе много гласных звуков с широко раскрытым ртом.

Когда работа с тембром завершена, начинается коррекция устойчивости и длительности звучания.

Все задания в этом блоке выполняются стоя:

  1. Больному дисфонией необходимо медленно соединить руки над головой и одновременно с этим протяжно произнести звук «О». Затем руки резко опускаются вниз с коротким звуком «О».
  2. Суть второго упражнения схожа с первым, но руки разводятся в стороны с протяжным А, а затем резко собираются вперед с коротким А.
  3. Руки разводятся в стороны и покачиваются по типу крыльев самолета, одновременно с этим произносится протяжный В. Завершается упражнение тем, что руки опускаются, а больной резко приседает с коротким звуком В.

Таким образом, достигается умение долго произносить звуки не меняя тембр и тональность.

Эти упражнения для коррекции дисфонии предполагают обучение самостоятельно изменять громкость звучания:

  1. Исходное положение – стоя с опущенными руками. В начале пациент тихо произносит А, а затем постепенно поднимает параллельно полу, затем вверх и вместе с тем усиливает громкость звучания. Упражнение проводится со всеми гласными по очереди.
  2. Больному предлагается ходить по кругу или на месте под звуки барабана, сопровождая их топотом: громким, если удары звучные и простым шагом, если они тихие. При этом голос дублирует действия произнесением словосочетания «топ-топ».
  3. Пациенту предлагается сосчитать до 10, постепенно изменяя силу голоса от громкого к тихому и наоборот.

В результате человек с дисфонией должен научиться не просто менять силу звучания, а делать это без крикливости и других резких звуков.

Здесь хорошо себя зарекомендовало простое упражнение на коррекцию дисфонии, которое называется «Самолет». Пациенту предлагается изобразить взлет и посадку. Сначала низким голосом и с опущенными руками произносится протяжный звук У, затем руки поднимаются в стороны и звучание становится более высоким, а при изображении посадки – снова низким. Таким образом появляется мелодика тона и изменяется высотная модуляция.

На развитие этой стороны речи оказывают хорошее влияние упражнения, сопровождающиеся яркой мимикой или движениям. Больному дисфонией необходимо изображать различные эмоциональные состояния: радость, усталость, болезненность и так далее.

Коррекция дисфонии и упражнения для развития голосовых навыков не отличаются особенной сложностью. Под наблюдением специалиста они дают хороший результат, возвращая нормальное звучание не только при этом нарушении, но и при афонии. Работа должна быть аккуратной и постепенной, а в остальном прогноз довольно положительный.

источник

Внезапно пропавший голос – неприятное состояние, особенно когда впереди выступление или деловые переговоры.

Чтобы узнать как сорвать голос, не нужно прилагать много усилий. Достаточно забыть про здоровый образ жизни (курение крепких сигарет, холодное пиво); испытать сильное волнение; дышать в мороз через рот; заболеть; надорвать голосовые связки криком (особенно если кричать шёпотом). Действуя подобным образом, можно расстаться с произношением звуков частично или полностью. В медицине такое явление называется афонией.

Голос пропадает по трем основным причинам:

А Отсутствие бережного отношения к голосовым связкам.

Голос исчезает после разговоров на повышенных тонах или долгих выступлений перед слушателями. Пение, крик, избыточная эмоциональность пагубно влияют на речевой аппарат человека. Чаще всего, сорванный голос бывает у дикторов, певцов и ораторов после сильного напряжения связок.

Б Инфицирование организма бактериями или вирусами.

Афония может возникнуть как в результате тяжелой болезни (сифилис, туберкулез, скарлатина), так и от обычной простуды. Чтобы потерять голос из-за простуды, достаточно расслабиться под кондиционером в жаркую погоду или поймать бактерии от заразного переносчика.

Следствием инфекционных заболеваний, часто становится ларингит – воспаление слизистых оболочек гортани. Симптомы ларингита: сухой кашель, першение, боль при глотании, затруднённое дыхание и температура. Если его не лечить, можно приобрести хроническую форму болезни.

В Другие факторы, провоцирующие потерю голоса.

В редких случаях к афонии приводят: сердечно-сосудистые болезни, гормональные сбои, нарушенный обмен веществ, стрессы, аллергические реакции, расстройства нервной системы.

С первыми симптомами афонии, нужно прекратить разговаривать и дать голосовым связкам отдых. Рекомендуется обратиться за помощью к доктору, который назначит дальнейшую схему лечения. Принимать медикаменты без консультации врача нельзя, это усугубит проблему и ухудшит общее состояние здоровья.

Читайте также:  Причины функциональной дисфонии и афонии

Фониатры отмечают, что дисфония, — иначе говоря, нарушение голоса , вследствие разных причин, — встречается все чаще. Причина кроется в том, что люди настолько привыкли к своим голосам, что не заботятся о голосовых связках должным образом. Человек может говорить целый день, даже не подозревая, какой нагрузке они подвергаются.

Для снятия излишнего напряжения со связок профессионалы рекомендуют ГОМЕОВОКС. Гомеовокс — лекарственный препарат, который был разработан специально для лечения ларингита и охриплости.

Этот препарат благоприятно воздействует на голосовую функцию и устраняет основные причины возникновения дисфонии.

Народная медицина предлагает решить эту проблему с помощью отваров и настоев, которые снимут боль и воспаление в горле. Такое лечение не всегда безопасно, потому что может вызвать аллергические реакции.

Помните – самостоятельное лечение не избавляет от посещения врача специалиста!

1 Репу с огорода измельчить, взять две столовых ложки и варить 15 минут в 250 мл воды. Принимать по 100 мл 4 раза в день.

2 Взять по 3 столовые ложки шалфея, мать-и-мачехи, эвкалипта, поместить в термос и залить одним литром кипящей воды. Настоять 2 часа, затем процедить и употреблять максимум по 30 мл 6 раз в сутки. Этот настой подходит для ингаляций.

3 Одну столовую ложку ягод калины поместить в термос, залить литром кипятка. Настоять 2 часа, процедить. Добавить мёд и употреблять ежедневно перед едой по две столовых ложки 4 раза в день.

4 Если необходимо восстановить голос быстро в домашних условиях, можно выпить перед сном тёплое пиво (утром появится способность говорить).

Тёплый глинтвейн также разогреет голосовые связки. Гоголь-моголь (1 яйцо) и 25 грамм коньяка, подойдут для восстановления голоса у взрослых. Коньяк и гоголь-моголь пьются, чередуясь: первый глоток – коньяк, последний – гоголь-моголь. После процедуры нельзя разговаривать до утра даже шёпотом, спать ложиться основательно утеплившись.

Экстренные средства возвращения голоса не устраняют причину недуга.

5 Ингаляции с добавлением эфирных масел кедра, чайного дерева, апельсина, лимона также помогут реабилитировать голос.

Опасные последствия наблюдаются в случае, когда голос теряет ребёнок трёх – четырёх лет. Часто подобное происходит при простуде. Ребёнок анатомически имеет более узкую голосовую щель, чем взрослый. Поэтому отёк развивается быстро, что может послужить закрытию голосовой щели до критического размера и привести к летальному исходу.

6 Если ребенок потерял голос, то возвращать его в домашних условиях нужно применяя следующие рекомендации:

  • Первые три дня разговаривать как можно меньше, желательно молчать.
  • Увеличить количество питья. Обильное употребление жидкости не должно вызывать отёки. При симптомах простуды отлично подойдут щелочные напитки: минеральная вода без газа, молоко с содой, отвары, бульоны, настои. Кислые, слишком горячие напитки давать нельзя.
  • Ребёнок должен получать тёплую варёную еду, полужидкую, приготовленную на пару или тушёную. Противопоказаны маринады, специи, солёные, острые блюда.
  • Комнату нужно периодически проветривать. Избавляться от чрезмерной сухости воздуха, развешивая мокрые полотенца или увлажняя помещение другими способами.
  • Использовать сосудосуживающие капли при такой простуде надо с осторожностью, так как они высушивают слизистую носа, гортань и глотку. После применения капель, ребёнок может испытывать дискомфорт.
  • Выполнять упражнения для голоса на протяжении десяти дней. После того как исчез голос, гимнастику нужно делать лёжа, по истечении двух дней – сидя. Сделать глубокий вдох и выдохнуть ртом. Затем вдох и выдох через сложенные трубочкой губы. Повторять по 10 подходов три раза в день.

Следуя рекомендациям, ребёнок быстрее восстановится. Риск перехода ларингита в хроническую форму будет минимальным, продолжительность медикаментозного лечения уменьшится.

Реабилитацией голоса и профилактикой подобных проблем педагогическими методами, занимается раздел логопедии – фонопедия. Фонопедические техники представляют собой эффективный, малоинвазивный метод восстановления, коррекции или раскрытия голосового потенциала детей и взрослых.

Занятия подбираются индивидуально. Программа содержит дыхательную и релаксационную гимнастику, тренинги, используются новейшие компьютерные технологии. После занятий с фонопедом, ребенок приобретает навыки правильного владения голосом.

Восстановить голосовые связки помогают специальные упражнения. Если систематически повторять восстанавливающий комплекс; делать упражнения, укрепляющие связки и горло, можно предупредить появление проблем с голосом в будущем. Дыхательные упражнения Стрельниковой отлично подходят в качестве лечебного и профилактического средства, так как они благотворно влияют на все части тела, включая связки.

7 Можно применять губную гармошку: дуть в неё на выдохе и вдохе, постепенно увеличивая время выполнения с двадцати секунд до одной минуты. Издаваемый звук должен быть ровным.

8 Отлично восстанавливают функционирование связок такие упражнения:

  • делать вдох и выдох через нос, при этом на выдохе растягивать И-И-И;
  • вдохнуть носом. Выдохнуть через рот, одновременно произнося А-А-А;
  • вдох и выдох, как и в предыдущем упражнении, на выдохе растягивать С-С-С;
  • то же. Выдыхая произносить Ш-Ш-Ш;
  • то же. Тянуть на выдохе Ф-Ф-Ф;
  • то же. Растягивать одновременно с выдохом Х-Х-Х.

Каждое упражнение выполнить шесть раз.

9 Снять напряжение с артикуляционного аппарата поможет «Зевающий лев»: открыть рот как можно шире, закинув назад голову, зевнуть, издавая характерный звук.

10 Частично сорванный голос можно вернуть, если делать следующие упражнения:

  • В положении лёжа сделать вдох. Дышать животом. Задержать дыхание и медленно выдыхать, одновременно проговаривая «С». Проделать в течение пяти минут. После повторить, но уже произнося «З», «Ш».
  • Вдохнуть в положении лёжа, задержаться, выдыхая тянуть «М» низким грудным голосом.
  • Напевать колыбельную мелодию звуком «М».
  • Тянуть «Н» с открытым ртом. Произносимый звук не должен дребезжать.

11 Растянуть связки и улучшить артикуляцию помогут эти упражнения:

  • в три подхода вдохнуть через нос – выдохнуть ртом;
  • делать вдох носом, выдох – через рот, одновременно потирая ладони;
  • вдохнуть носом, выдох – как будто нужно остудить горячий напиток;
  • вдох выполнить носом. Выдох шипящий, через рот;
  • вдох носом, выдох свистящий.
  • При возникших проблемах с голосом, нужно стараться говорить как можно меньше. Кричать или шептать нельзя. При шёпоте нагрузка на голосовые связки не снижается. Также нужно избегать пения.
  • Запрещено употреблять в пищу: очень горячее, холодное, острое; солёные продукты; лимоны; виноград.
  • Спиртное не рекомендуется, хотя алкогольные напитки в разумных количествах и при правильном применении, способны в домашних условиях быстро вернуть голос.

Потеря голоса – серьёзная проблема, так как речевой навык имеет огромное значение при взаимодействии людей. Предупредить неприятности поможет здоровый образ жизни, бережное отношение к голосовым связкам, а также занятия специальной гимнастикой, поддерживающей тонус мышц артикуляционного аппарата. Если голос пропал вследствие простуды, вернуть его несложно. Главное, вовремя начать лечение и строго придерживаться рекомендаций врача.
‘ alt=»»>

источник

Природа наделила человека удивительным, сложным музыкальным инструментом. Сегодня, навык коммуникации требуется везде и когда происходит потеря голоса, мы как будто теряем самое драгоценное, это мешает общению. В холодные дни зимы данная проблема особенно актуальная.

И причинами потери голоса может стать: инфекционные заболевания, такие как ларингит, тонзиллит. Повышенные голосовые нагрузки при крике или, например, при длительном ораторском действии, воздействие пыли, дыма, холодные напитки – факторы, влияющие на голосовой аппарат, состоящий из голосовых связок, расположенных в глубине гортани, и из глотки, ротовой и грудной полостей.

Сила звуковой окраски голоса, характерное произношение гласных и согласных звуков – это элементы, составляющие сложную систему. Чаще всего потеря голоса случается из-за нарушения работы связок, для таких нарушений не обязательно наличие каких-либо врожденных или приобретенных патологий голосового аппарата. Но голос садится, хрипнет и появляется шепот, а иногда и отсутствует вовсе из-за болезней горла. Если постоянно тренировать горло и связки, эти проблемы вас не коснутся или пройдут стороной.

Полезно выполнять следующий цикл упражнения:

Присесть на согнутых в коленях ногах, пятки поставить врозь, касаться одним большим пальцем другого, придерживаясь расстояния между коленями в 1-2 кулака. Спину держать прямой, руки на коленях. Сделать выдох, выдавливая весь воздух из себя, напрягая шею, горло и руки. Глаза широко открыты, максимально следует попробовать достать языком до подбородка. Эту позу сохранить 6-10 сек. Приняв первоначальное положение расслабиться. Когда через несколько вдохов и выдохов выровняется дыхание, нужно попытаться опять повторить эти же упражнения, выполнить нужно 6-10 таких подходов каждые два часа. Уже после двух раз почувствуете облегчение.

Следующий комплекс упражнений выручал не раз тех, у кого частично садился голос.

1.Исходное положение лежа. Вдыхая, следите за тем, чтобы дышал живот. Задержав дыхание сделать медленный выдох произнося букву «С». Упражнение выполняется 5 минут. Далее произносят звуки «З» и «Ш».

2. Далее все-то же самое, дыхание должно быть правильным, нужно тянуть долго согласную «М», стараясь, чтобы голос был низким грудным, а звук ровным.

3. Затем напевать согласную «м», с эффектом «забрасывания» кончика мелодии вверх, как при исполнении колыбельной мелодии.
4. С открытым ртом тянуть согласную «Н», контролировать, чтобы звук не дребезжал.

Запомните, если у Вас сорван голос, в первую очередь нужно больше молчать. Любой врач, прежде всего, назначит голосовой режим. Нельзя через силу петь, кричать, даже шептать, при шепоте, между прочим, нагрузка на связки такая же, как при крике.

В период лечения не рекомендуется употреблять горячее и слишком холодное, перченное и очень соленое, кислые цитрусовые, виноград, спиртные напитки.

Известно, что голосовой аппарат и дыхание неразрывный союз. Для лечения голосовых связок, идеально подходит дыхательная гимнастика по Стрельниковой. При её выполнении, включаются в работу все части тела, благодаря чему возникает общая физиологическая реакция всего организма, в том числе и голосовых связок.

Можно использовать губную гармошку дуть в нее на вдохе и выдохе, не отрываясь, звук должен быть ровным. Вдох и выдох начинать с 20 секунд, увеличивая до 1 минуты.

Великолепно влияет на восстановление функциональной способности голосовых связок ещё один комплекс упражнений:

1. вдох и выдох носом, на выдохе тянем звук И-И 5-6 раз;

2. вдох носом – выдох ртом, на выдохе тянем А-А 5-6 раз;

3. вдох носом – выдох ртом, на выдохе тянем С-С-С 5-6 раз;

4. вдох носом – выдох ртом, на выдохе тянем Ш-Ш-Ш 5-6 раз;

5. вдох носом – выдох ртом, на выдохе тянем Ф-Ф-Ф 5-6 раз;

6. вдох носом – выдох ртом, на выдохе тянем Х-Х-Х 5-6 раз. Упражнение под названием «Зевающий лев» отлично расслабляет мышцы челюсти и снимает напряжение с голосовых связок. Его выполняют, запрокинув голову назад, рот нужно открыть максимально широко, издавая при этом звук, напоминающий громкое зевание. Открытое горло приносит спокойствие и расслабление. Эффективными являются упражнения, помогающие растянуть голосовые связки и улучшить имеющуюся артикуляцию. Вдох должен быть глубоким.

· вдох носом, выдох через нос в три подхода.

· вдох носом, выдох через рот. Производить трение ладоней одну о другую.

· вдох носом, выдох напоминающий действие охладить дыханием горячий чай.

· вдох носом, выдох свистящий.

Эксперт-редактор: Мочалов Павел Александрович | д. м. н. врач-терапевт

Образование: Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова, специальность — «Лечебное дело» в 1991 году, в 1993 году «Профессиональные болезни», в 1996 году «Терапия».

Тяжело уснуть? Узнайте о 3 рекомендациях экспертов-сомнологов при бессонице

5 самых популярных диет для быстрого похудения

Лечение голосовых связок народными средствами

Чрезмерная нагрузка на голосовые связки, простудные заболевания, стресс могут стать причиной охриплости или потери голоса. Специалисты рекомендуют для восстановления способности к воспроизведению речи применить полное молчание. Также не следует напрягать голос в такой период, попытки произносить слова даже шепотом также вызывают не меньшее напряжение голосовых связок.

Отек голосовых связок

Голосовые связки – важный орган голосообразования. Это главный элемент средней части глотки. Они расположены по обе стороны гортани, натянуты спереди назад. Это эластичные образования, состоящие соединительномышечной ткани. Между голосовыми связками есть голосовая щель. Когда воздух выходит из легких, создается давление, способствующее сближению связок. Происходит натяжение и.

Парез голосовых связок

Гортань – орган верхних дыхательных путей, расположенный между глоткой и трахеей. Этот орган выполняет дыхательную функцию и образует голос. В гортани находятся голосовые связки, они поперечно натянуты и между ними имеется щель. Голос образуется в период колебаний голосовых связок, когда через голосовую щель проходит воздух. Мышечный аппарат гортани осуществляет свою.

Узелки на голосовых связках

Узелки на голосовых связках возникают из-за перегрузок голосовых связок. Это доброкачественные разрастания ткани, в большинстве случаев встречающиеся у людей голосовых профессий. Поначалу возникают небольшие уплотнения, со временем они слегка затвердевают и становятся похожими на мозоли. Если нагрузки не прекращаются, то узелки продолжают увеличиваться. Узелки формируются в.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *