Меню Рубрики

Коррекции голоса при афонии

Будем тверды в достижении цели
и мягки в средствах ее достижения.
Аквавива.

Как приятно слышать размеренную, спокойную, негромкую речь. Невольно заслушиваешься и удивляешься способности красиво и правильно пользоваться свом речевым аппаратом.

В дошкольном возрасте очень часто встречаются нарушения речи, которые сопровождаются нарушениями речевой моторики. Это, чаще всего, дизартрия, ринолалия и другие функциональные расстройства. Дети дошкольного возраста часто разговаривают громко или тихо, зависит от темперамента и особенностей характера, не умеют понижать или повышать голос. Часто встречаются дети, которые говорят монотонно, без интонационной окраски, имеют назальный оттенок. Все эти нарушения могут быть исправлены в дошкольном возрасте и, не иметь осложнений в дальнейшем развитии. В речевых группах детского сада особенно заметны нарушения голоса, так как они могут сопровождать тяжелые нарушения речи. Своевременная помощь детям в коррекции голоса дает возможность устранять и другие нарушения речи.

Нарушения голоса оказывают весьма существенное влияние на общее развитие детей, их нервно – психическое состояние, формирование речи, так как голос имеет большое значение в процессе общения. Роль голоса велика в передаче интонации, которая определяет смысловую и эмоциональную стороны высказываний. Диапазон встречающихся нарушений — от полного отсутствия голоса (афония) до незначительных его изменений (дисфония). Степень отрицательного влияния нарушений голоса на личность в целом и отдельные ее проявления зависят от характера и глубины расстройства. В связи с этим возникает необходимость своевременного преодоления встречающихся у детей расстройств голоса. Эта задача может быть решена на основе правильной диагностики и использование правильных и своевременных методов коррекции.

Голосовая функция нередко оказывается нарушенной у детей. Голосовой аппарат – это дыхательные органы, голосовые связки, гортань, полости носа и рта. Причины расстройства голоса весьма разнообразны: заболевания гортани, носоглотки, ротоглотки, легких, бронхов и трохеи, даже сердца и сердечно – сосудистой системы. Голос характеризуется тембром, высотой и силой. От частоты колебания голосовых связок зависит высота голоса и характеризуется повышением и понижением тона, то есть сменой его от низкого к высокому и наоборот. Это основной тон голоса. Сила голоса зависит от амплитуды колебания голосовых связок и характеризуется громкостью. Это умение управлять голосовыми связками. Она зависит от уровня подсвязочного и надсвязочного давления и от степени смыкания голосовых связок. Также у голоса есть тембр, благодаря которому, мы узнаем друг друга – это индивидуальная окраска. Все компоненты голоса взаимосвязаны и реально существуют в единстве. Качество голоса может ухудшаться в результате заболеваний верхних дыхательных путей, при снижении слуха, при особенностях характера.

. Нарушения голоса связаны с парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых складок, мышц гортани, нарушениями их мышечного тонуса и ограничением их подвижности. У детей с речевыми диагнозами голос тихий, слабый, немодулированный, тембр глухой, с назальным оттенком, монотонный, темп замедленный. Несформированность произвольного сокращения мышц голосового аппарата может полностью исключить возможность вибрации голосовых складок, что будет резко нарушать процесс образования звонких согласных. Вибрация складок нарушается при слабости или парезах мышц голосового аппарата, сила голоса в этих условиях становится минимальной. Это проявляется при недостаточной работе коры больших полушарий, нарушении иннервации проводящих путей языкоглоточного и блуждающего нервов, нарушении мышечного тонуса. Одним из нарушений голоса, встречающихся у детей дошкольного возраста, является дисфония и афония. Афония – это полное отсутствие голоса. Дисфония – частичное нарушение высоты, силы и тембра. При дисфонии голос бывает слабый, хриплый. Если вовремя не обратить на это внимание, то нарушение может принять затяжной характер и привести к возникновению органических изменений в голосовом аппарате. К дисфонии могут привести постоянное перенапряжение голоса в результате слишком громкого разговора, пения, крика, несоблюдение основных правил гигиены голоса. Развитию дисфонии могут также способствовать аденоидные разрастания в носу, которые затрудняют носовое дыхание и приучают ребенка дышать ртом. При ротовом дыхании вдыхается воздух, который не очищается, не согревается и не увлажняется, как это бывает при носовом дыхании, вследствие чего возникают хронические воспалительные процессы в слизистой оболочке гортани, голос становится хриплым. Недостаточное небно-глоточное смыкание – причина назальности в речи.

Работа над голосом затрагивает все его качества: силу, высоту, длительность, тембр и их изменения в речевом процессе. Коррекционные воздействия следует строить на результатах обследования. Обследование голоса проводится вместе с основным, в начале года. Ребенку предлагается выполнить ряд упражнений.

  1. Длительность. Произнести короткий и длинный звук У – УУУУУУ (учитывается, как долго может ребенок тянуть звук и как отличает продолжительность).
  2. Сила. Нужно произнести сочетание звуков, слово или фразу тихо, громко и шепотом (учитывается различия между громкостью).
  3. Высота голоса. Подражать произнесению. Мычит корова — МУ, теленок – му (учитывается различие).
  4. Модуляция голоса. Самолет приближается и улетает УУУУУууууууУУУУУУ (учитывается умение повышать и понижать голос).

Данные заносятся в таблицу.

Ф.И. ребен-ка Длительность Сила Высота Модуляция
Короткий Длинный Тихо Громко Шепотом Высокий Низкий Понижение Понижение

Коррекционная работа строится по принципам:

  • Связь с медиками – специалистами.
  • Последовательность, систематичность.
  • Работа начинается с сохранных функции голоса.
  • Каждое упражнение проводиться до тех пор, пока ребенок полностью не усвоит.
  • Все упражнения подбираются от простого к сложному.
  • Терпение и доброжелательное отношение к детям.
  • Занятия по коррекции голоса должны включать в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику и лечебную физкультуру.

Вся работа строится после консультации с ЛОР – врачом. Следует помнить, что сила голоса индивидуальна и развивается постепенно. Формируя умение произносить гласные звуки, слоги, слова и фразы голосом повышенной громкости, нужно следить, чтобы не было излишнего форсирования звука, неприятных ощущений. Усиливая голос, дети не должны его повышать, поскольку это может привести к срыву голоса. Высота голоса индивидуальна: у одних детей основной тон ниже, у других – выше. В ходе работы над тембром, силой, высотой голоса создается основа для развития интонационно – выразительной стороной речи. Для коррекционных занятий можно сформировать подгруппы детей по сходным нарушениям.

При коррекции голоса большое значение имеют активизация мышц небной занавески, мягкого нёба, расслабление тонуса голосовых связок, мышц нижней челюсти. При любых нарушениях голоса необходимо провести следующую работу:

1. Активизация небной занавески:

  • вертикальные поглаживающие, разминающие, толчкообразные движения большим пальцем по направлению от верхних резцов до маленького язычка.
  • поперечные движения на границе твердого и мягкого неба, при выполнении этих движений активизируется еще и мышца задней стенки глотки.
  • при произношении звука [А] — растирающие движения по мягкому небу от верхних резцов до маленького язычка (рот широко открыт, раздражение идет от произношения).
  • быстрое, краткое произношение звука [А] с одновременными толчкообразными движениями по мягкому нёбу большим пальцем.

2. Гимнастика мягкого неба:

  • покашливание;
  • зевание;
  • глотание воды небольшими порциями;
  • имитация полоскания рта.

3. Упражнения для расслабления голосовых складок:

  • одновременно с поворотом головы влево – вправо произносить звуковую дорожку из гласных и-э-о-у-а-ы.

4. Гимнастика нижней челюсти:

  • открывание и закрывание рта, имитация жевания;
  • открывание рта с одновременным движением языка вперед, затем это упражнение с произношением звука [А] , вначале тихо, затем громко и с силой (чем шире рот, тем уже глотка, чем уже глотка, тем активнее мышцы задней стенки глотки).

Недостаточное небно-глоточное смыкание – причина назальности в речи, поэтому упражнения по активизации мышц нижней челюсти, мягкого неба и задней стенки глотки взаимосвязаны.

Дальше коррекционная работа ведется последовательно, все упражнения проводятся по порядку, отрабатываются. После усвоения можно переходить к следующему. Чаще всего нарушены все компоненты голоса, поэтому предлагаем упражнения сначала на развитие тембра голоса, затем – длительности, силы, высоты и интонационной выразительности речи также их можно чередовать.

Упражнения на развитие тембра и длительности вырабатывают звонкость, снижают напряжения мышц шеи и гортани, зажатость челюсти. Они придают речи ровность, гибкость и выносливость голоса, т. е. способность выдерживать продолжительную голосовую нагрузку, не теряя качества звучания.

Упражнение 1

И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки в замке над головой. Вдохнуть через нос, слегка прогнувшись назад. Наклоняясь вперед, медленно выдохнуть. При этом произносить каждый раз новый гласный: «а», «о», «у», «ы», «э».

  • «А» — руки вверх.
  • «О» — руки кольцом перед собой.
  • «У» — руки рупором.
  • «Ы» — руки овалом впереди.
  • «Э» — руки овалом сзади.

Упражнение 2

И.п. стоя, положить руки на грудь. Наклоняясь вперед, на выдохе произносить несколько гласных звуков, доводя продолжительность выдоха до 7—10 секунд.

Упражнение 3.

Произносить на выдохе нараспев слова, пословицы, поговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.

Мы в лес пойдем
(Дети поднимают руки в стороны и вверх)
Детей позовем: «Ay! Ay! ».
(Делают руки рупором)
Взял я лук и крикнул:
«Эх! Удивлю сейчас я всех!».
Натянул потуже лук,
Да стрела застряла вдруг!
И вокруг сказали все:
« Э__ э__ э__ э ».
Тарлапан Е

Упражнение 4.

Стоя или сидя, сделать короткий вдох через нос. Выдыхая, с закрытым ртом, без напряжения произносить с вопросительной интонацией «м» или «н», добиваясь при этом ощущения легкой вибрации в области носа и верхней губы.

Упражнение 5.

Глубоко вдохнуть. На одном выдохе произносить сначала коротко, а затем протяжно один из открытых слогов:

«Мо-моо, му-муу».
Рано-рано поутру
Пастушок: « Туру-ру-ру!».
А коровы вслед ему
Замычали: «Му-мууу».
И.Токмакова

Упражнение 1.

Плавно соединить руки округло перед собой (или над головой) и произнести протяжно: «О». Резко опустить соединенные руки вниз и произнести коротко: «О». То же с слогами, словами.

Упражнение 2.

Плавно развести руки в стороны и произнести протяжно: «А». Затем прямые руки соединить перед грудью и произнести: «У». Резко развести руки и коротко произнести: «А», соединить — «У».

Упражнение 3.

Стоя, развести руки в стороны, покачивая ими («самолет летит»), произнести протяжно: «В». Резко опустить руки вниз, присесть и произнести коротко: «В» («самолет сел»).

Умение изменять силу голоса – одно из важных его выразительных средств. Нужно научить ребенка говорить громко, но не «крикливо», четко, постепенно изменяя силу голоса — от громкого произнесения к среднему и тихому, и наоборот.

Упражнение 1.

Стоя разводить опущенные руки в стороны и тихо произносить: «А». Разводить руки в стороны от груди, чуть громче: «А». Руки над головой, громко: «А». Так же с другими гласными.

Упражнение 2.

Шагать на месте (ходить по кругу) под звучание бубна или барабана: громкие удары — шагать, поднимая высоко ноги и громко произнося: «топ-топ-топ», удары потише — шагать обычно, произнося: «топ-топ-топ» голосом разговорной громкости, тихие удары — слегка поднимать ноги и произносить звукосочетания тихо.

Мы хлопаем руками: «Хлоп-хлоп-хлоп».
Мы топаем ногами: «Топ-топ-топ».

Упражнение 3.

Сидя или стоя считать до 5 (10), с постепенным понижением силы голоса (от громкого до тихого), представляя, что спускаешься с верхнего этажа в подвал (и наоборот).

Упражнение 4.

Чтение стихотворения с изменением силы голоса с каждым куплетом. Смысловое содержание каждого куплета соответствует рекомендуемому изменению силы голоса, что облегчает его правильную подачу.

Была тишина, тишина, тишина. (Почти без голоса, одной артикуляцией).
Вдруг грохотом грома сменилась она. (Шепотом ) И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? (Голосом разговорной громкости).
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Наверно, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит. Уже барабанит! (очень громко)
А. Шибаев

Изменение высоты голоса – одно из наиболее значительных средств его выразительности. Она создает мелодику тона, т. е. движение голоса вверх и вниз. Мелодика тона окрашивает звучащее слово разнообразными оттенками чувства и мысли. Предлагаются упражнения на изменение высотной модуляции, которые способствуют развитию интонации, гибкости и постепенно расширяют объем голоса.

Упражнение 1.

Стоя разводить опущенные руки в стороны и произносить низким голосом: «О». Руки у груди, средним, нормальным голосом: «О». Руки вверху, высоким голосом: «О». Так же повторить с другими гласными и в сочетаниях с согласными типа «та—то—ту».

Упражнение 2.

Стоя медленно поднимать руки вверх, а затем опускать, произнося «У…..ту…» и т.д. вначале низким голосом, который постепенно повышается, а затем снижается. Так же и с другими согласными.

Игра «Самолет».

Самолет идет на взлет. (Произносят низким голосом, руки опущены: «У»). Самолет летит, в нем мотор гудит. (Высоким голосом, руки в стороны: «У»); Самолет садится. (Низким голосом, руки опущены, приседают: «У»).

Упражнение 3.

Чтение стихотворного материала, связанного с изменением высоты голоса.

Летит поезд во весь дух:
—Ух! Ух! Ух!
(Произносят высоким голосом, делая круговые движения согнутыми в локтях руками).
Загудел тепловоз:
«У-у-у-у».
(Низким голосом, останавливаются и гудят).
Домой деток повез:
«Ду-ду-ду ».
(Приседают).

«Ой! — воскликнул окунек,
— Я попался на крючок».
Произносят высоким голосом.
Сом сердито проворчал:
«Из-за шалости попал».
Низким голосом.
Ф. Бобылев

Маленькие ножки.
Бежали по дорожке:
Топ! Топ! Топ!
(Высоким голосом с одновременным легким ритмичным постукиванием двумя пальцами).
Большие ноги —
Шли по дороге:
Топ! Топ! Топ!
(Низким голосом, темп речи замедлен, пальцы тяжело стучат по столу).

Развитие интонации придает речи эмоциональную окраску, организует смысловую сторону речи при помощи логических интонации, отражают смысл слов, обладают силой воздействия на слушателя. Поэтому, предлагаются инсценировки русских народных сказок, стихов с подражанием героев, диалогов с различными интонациями.

Читайте также:  Сходство афонии и дисфонии

Упражнение 1.

Подражания различным эмоциональным состояниям, сопровождающиеся движениями тела, мимикой.

Боль: «А-а-а, у меня болит голова» — руки у головы, брови нахмурены, лицо изображает страдание.

Радость: «А-а-а! Ура! Не болит голова, мама пришла» — руки вверх, глаза широко открыты, рот в улыбке.

Вопрос: «А? Где? Кто там? Мама?» — руки в стороны, согнуты в локтях, брови подняты, рот приоткрыт.

Просьба: «А, аа-а, дай, помоги мне, иди ко мне, мама» — руки вперед, брови немного сдвинуты.

Усталость: «О, а, ох, ах, устал я» — руки опущены вниз, мышцы лица расслаблены.

Упражнение 2.

Игра-упражнение для развития выразительности мимики движений, голоса «Скажи и покажи». По картинкам предлагается назвать слова-антонимы, сопровождая речь выразительными жестами и мимикой: веселый — грустный, злой — добрый, удивленный — равнодушный.

Упражнение 3.

Обыгрывание повадок различных животных, характерных черт людей (изображение злой большой собаки, ласковой хитрой кошки, удивленной мамы и т.д.).

Упражнение 4.

Эмоциональная окраска картин типа: «Молодец!», «Ай-яй-яй, плохо!» и т.д.

Упражнение 5.

Выразительное чтение стихотворений, считалок, насыщенных интонационно-окрашенным материалом.

Те, кого охватит страх, произносят слово «Ах!»
Кто встречается с бедой, произносят слово «Ой!»
Кто отстанет от друзей, произносят слово «Эй!».
У кого захватит дух, произносят слово «Ух!».
А. Тетявкин

Упражнение 6.

Инсценировка доступных детям стихотворений, сказок («Колобок», «Теремок», «Три медведя» и т.д.).

Игры являются логическим продолжением упражнений и направлены на развитие сплоченности детского коллектива, внимания детей, чуткости аудио (слухового) восприятия и адекватного коммуникационного реагирования. В процессе этих игр дети овладевают темпоритмическими (интонация, система пауз) и динамическими (регулирование громкости голоса) характеристиками звучащей речи, учатся владеть своим голосовым аппаратом.

Игра «Магнитофон»

Для игры нужно изготовить или нарисовать карточки – символы

Вариант 1. «Воспроизведение»

Перед началом игры детям нужно продемонстрировать работу аудиотехники, чтобы дети могли убедиться и услышать, как магнитофон в точности воспроизводит записанную на пленку речь.

Основная задача участников игры в том, чтобы как можно точнее воспроизвести сказанное водящим.

Вариант 2. «Регулирование»

Продемонстрируйте детям возможности магнитофона: регулирование громкости и скорости воспроизведения записи. Используя символические изображения, нужно правильно отреагировать на команды. Дети воспроизводят речевой образец по определенному символу.

Вариант 3. «Наоборот»

Участники делятся на две команды или пары. Одна команда получает картинку с условным обозначением и задание воспроизвести что-либо в соответствии с ним. Задача других – с противоположным звучанием. Шепотом – громко, быстро – по слогам…

Вариант 4. «Фонограмма»

Перед началом игры можно предложить детям прослушать несколько записей из цикла «Голоса родной природы» и придумать им соответствующие названия. Взлет самолета, вьюга, дождь, шелест листьев, поезд… Предложите детям самим озвучить какой-нибудь шум (в лесу, на болоте, на кухне, пылесос, чирикание птиц). Запишите на магнитофон. Это очень интересно.

В этих играх можно петь, играть на музыкальных инструментах, рассказывать стихи, сказки, истории, воспроизводить звуки, слова, фразы, предложения за ведущим, самостоятельно или совместно. Также можно поработать с чистоговорками, скороговорками, пословицами, поговорками, звукоподражаниями.

Огромное значение в развитии голоса имеет речь взрослого. Чаще всего детям не удается выполнить упражнения с первого раза, хотя после показа педагога, ребенок справляется с заданием. Из этого следует, что речь педагога должна быть красивой, правильной, четкой, яркой и доброжелательной. Дети стремятся быть похожими на взрослых, и у них появляется желание исправлять свои дефекты в речи. Важно, чтобы детей окружали умные педагоги, с правильной, достойной подражанию, речью.

При правильной организации работы по коррекции голоса будут заметны следующие результаты:

  1. Голос у детей стал звонче и громче, приобрел модулированность, достаточную громкость, звонкость. Он стал легче, сильнее в процессе повседневного речевого общения. Дети свободно могут управлять своими голосовыми возможностями без напряжения.
  2. Активизировалась деятельность артикуляционного аппарата, движения стали ловкими и точными. Легче ставятся и автоматизируются дефектные звуки.
  3. Улучшения голоса положительно влияют на эмоциональную сферу, настроение. Дети становятся более активными, бодрыми, чувствуют себя полноправными членами детского коллектива. Улучшения голоса положительно влияет на характер ребенка, способствует нормальному общению с окружающими.
  4. Нормализировалось речевое диафрагмальное дыхание.
  5. Коррекция голоса положительно отражается на эмоционально – волевой сфере, появляется вера в свои силы и желание продолжать работу над улучшением качества голоса.
  6. Применение приемов улучшения качества голоса требует меньших усилий со стороны логопеда и ребенка, сокращается длительность логопедической работы.

источник

Афония (потеря голоса) – состояние потери звучности голоса, — возможность разговаривать только шепотом. Фактически, афония является отсутствием голоса.

При правильном и своевременном лечении афонии, голос возвращается к человеку в скором времени, а его тональность остается без каких-либо изменений.

Причин афонии, т.е. потери голоса множество. Рассмотрим из них наиболее встречающиеся:

  • простудные заболевания, которые вызывают воспаление и раздражение гортани и голосовых связок (грипп, ОРВИ);
  • воспалительные заболевания (бронхит, пневмония, ларингит, тонзиллит);
  • срыв или переутомление голоса (часто наблюдается у певцов, учителей, дикторов);
  • опухоли голосового аппарата;
  • врожденные патологии развития гортани;
  • раздражение гортани вследствие химических ожогов;
  • токсическое воздействие, из-за которого развивается спазм мышц гортани (загрязненный воздух, табачный дым);
  • травма голосового аппарата (например, во время проведения операции при введении специальных трубок в трахею или бронхи при общем наркозе, или же при проведении операции на щитовидной железе);
  • попадание инородного тела в дыхательный и голосовой аппараты;
  • стрессы, сильные волнения, страхи;
  • продолжительное дыхание очень сухим или очень холодным воздухом;
  • поражения центральной нервной системы (например, на фоне травмы головного мозга).

Истинная или гортанная афония. Развивается при различных заболеваниях гортани, которые влияют на правильность смыкания и вибрацию голосовых связок (например, при опухолях гортани).

Паралитическая афония. Возникает при нарушении функций нижнего гортанного нерва, который управляет большинством внутренних мышц гортани (например, травмирование гортанного нерва в результате проведения операции на щитовидной железе).

Спастическая афония. Развивается при спазме внутренних мышц гортани, в результате чего происходит сужение голосовой щели (например, при раздражении слизистой оболочки глотки и гортани химическими веществами).

Функциональная или истерическая афония. Возникает на фоне острого или хронического ларингита, нарушений рефлекторных механизмов на уровне коры головного мозга, длительного громкого крика или пения.

Афония не имеет своих четких признаков. Симптомы афонии могут указывать на сопутствующие заболевания или травмы, из-за которых возникла потеря голоса.

— боль в горле;
— затрудненное глотание;
— сиплость и хрипота;
— потеря голоса;
— невозможность нормально разговаривать (как обычно);
— спазм или паралич голосовых связок.

При отсутствии должного внимания признакам афонии, можно упустить шанс быстрого лечения серьезной болезни (например, рак гортани), которая и привела к потере голоса. Подобная ситуация может привести к полной потере голоса без возможности восстановления.

Конечно же, тут я хочу сделать поправку, что если Вам или Вашим знакомым врач выдвинул вердикт, что голос восстановить нельзя, это еще не значит что он прав! Как минимум, можно обратится к другому врачу, ну а если все силы исчерпаны, не отчаивайтесь, обратитесь к Господу, ведь для Него уж точно нет ничего невозможного! Тем более в Библии, в Новом Завете, есть замечательные примеры, когда не только немые от рождения начинали говорить, но и слепые видеть!

Для диагностики афонии используют следующие методы:

— общий осмотр, анализ анамнеза болезни;
— анализ мазка со слизистой ротоглотки (если при осмотре обнаружены признаки инфекции);
— ларингоскопию.

Если необходимо исключить опухоль, то назначают:

Курс лечения афонии назначает отоларинголог. Иногда, может потребоваться консультация невролога или терапевта.

Лечение афонии в основном зависит от причины её возникновения и может включать:

— прием лекарственных препаратов;
— прием средств народной медицины;
— физиопроцедуры;
— соблюдение покоя речевого аппарата;
— лечение болезни, вследствие которой возникла афония;
— операцию по удалению гортанной опухоли;
— удаление рубцов гортани.

Общие правила при лечении афонии:

— говорите только шепотом и как можно меньше;
— исключите из рациона холодное, горячее и острое, алкоголь и газировку;
— пейте, как можно больше теплой жидкости;
— ежедневно выпивайте по 1 домашнему куриному яйцу (после холодильника подержите яйцо в теплой воде, а потом употребляйте);
— увлажняйте воздух (для этого отлично подходит увлажнитель воздуха).

Перед употреблением народных средств, для восстановления голоса, обязательно проконсультируйтесь с лечащим врачом!

Чеснок. Каждый день принимайте отваренные дольки чеснока. Просто проварите зубчики до мягкости и удаления остроты.

Яйца. Ежедневно утром выпивайте 4 перепелиных или 2 куриных яйца (домашних).

Сок капусты. Принимайте свежевыжатый сок белокочанной капусты 3 раза в день по 0,5 стакана.

Хрен с мёдом. Смешайте в равных частях кашицу из хрена и мёда. Принимайте 1 ч. ложку каждый час.

Семена льна с яблоком и мёдом. Возьмите 1 ст. ложку семян льна, кожуру 1 яблока и 2 ч. ложки мёда. Залейте смесь 300 мл воды и варите 10 минут. Пейте отвар в теплом виде за 10 минут до еды 3 раза в день.

Алтей и лаванда. Возьмите по 2 ст. ложки цветков алтея и лаванды и залейте 600 мл кипятка. Дайте средству постоять минут 15-20. Используйте в теплом виде для полосканий горла, а также немножко пейте в течение дня.

Фенхель с молоком. При охриплости голоса взять 10 г плодов фенхеля, залить 1 л кипящего молока, настаивать 10 мин, добавить немного меда. Пить очень горячим и медленно по 2-3 стакана днем и 1 стакан перед сном.

Коровяк. 30 г сухих цветков коровяка отварите 10 минут в 0,5 л воды и процедите. В теплом виде полощите горло.

Картофель. Почистите картофель и отварите в небольшом количестве воды. Воду слейте, а картофель разомните и, накрывшись над картофелем, вдыхайте пар широко-раскрытым ртом, а выдыхайте носом.

Молодые побеги малины. 4 ст. ложки сушеных побегов малины залейте 2 стаканами воды и проварите на слабом огне 15 минут. Накройте и укутайте отвар и дайте постоять 30 минут. Процедите через 1 слой марли и доведите до кипения. Примите удобное положение и наклонитесь над кастрюлей, сверху накрывшись. Вдыхайте пар ртом, выдыхайте носом.

Чтобы предотвратить появление афонии, или хотя бы минимизировать возможности потери голоса, специалисты рекомендуют придерживаться следующих правил:

— регулируйте громкость своего голоса, давайте голосу отдохнуть;
— откажитесь от вредных привычек;
— закаляйте свой организм;
— принимайте витамины, а также старайтесь употреблять свежие овощи и фрукты;
— питайтесь правильно и сбалансировано;
— не употребляйте слишком холодные напитки;
— зимой, старайтесь дышать носом, не переохлаждайтесь;
— ведите активный образ жизни;
— соблюдайте режим сна;
— избегайте стрессовых ситуаций;
— храните подальше от детей бытовые чистящие и моющие средства.

источник

  • «Душа просит слова. «
  • Проектная деятельность
  • Акции и новости интернет-лавки
  • Аттестация
  • Билингвизм. Двуязычие.
  • Вакансии
  • Взаимодействие логопеда и воспитателя
  • Взаимодействие логопеда с родителями
  • Вузы, ведущие подготовку дефектологов (логопедов)
  • Дети с врожденной патологией ЦНС и ОДА
  • Дефектология в лицах
  • Документация логопеда
  • Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)
  • Игрушки для речевого развития
  • Издательство ЛОГОМАГ
  • Инновации в дефектологии
  • Информационный технологии в специальном образовании
  • Конкурсы для логопедов, дефектологов и их воспитанников
  • Конспекты занятий: черпаем идеи
  • Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций
  • Конференции, мастер-классы, повышение квалификации
  • Коррекционно-развивающие технологии
  • Коррекция и профилактика заикания
  • Курсовые и дипломные работы по дефектологии, логопедии, специальной педагогике
  • Лекотека
  • Логопедическая газета
  • Логопедическая работа при нарушениях голоса
  • Логопедические технологии
  • Логопедический массаж
  • Логоритмика
  • Материалы для психолого-педагогического исследования
  • Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи
  • Мелкая моторика и речь
  • Мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Немного теории для практики
  • Новости ГИЛЬДИИ
  • Новости интернет-магазина «ЛОГОМАГ»
  • Новости сайта
  • Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда
  • Обследование речевой деятельности
  • Онтогенез речевой деятельности
  • Описание занятий в центре
  • Проблемы дифференциальной диагностики
  • Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения
  • Работа с больными с афазией
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие слухового восприятия
  • Речевая гимнастика
  • Словарь
  • Современные и популярные методики развития детей
  • Специалисты центра «Логомаг»
  • Центр «Логомаг»
  • Что наша жизнь? Игра!
  • Школа Логопеда-волшебника
  • Шпаргалка студента-дефектолога
  • Персональные
  • Админ Админович
  • Валерия Ермакова
  • Гульназ Бадертдинова
  • Данильцева Марианна
  • Марианна Лынская
  • Мария Федосеева(Аркунова)
  • надежда азарова
  • Юлия Покровская

К итоговому экзамену по логопедии. Нарушения голоса → Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций

Конспекты составлены М.Лынской лично в пору ее обучения в МПГУ

Возникают, например, после оперативного вмешательства, когда задевается блуждающий нерв, иннервирующий г/с. Отмечается отсутствие при фонации приводящих движений на стороне поражения и отводящих – во время дыхания. При парезах отмечаются ослабленные, вялые колебания г/с с малой амплитудой и смещением слизистой оболочки. При параличах колебания при фонации отсутствуют. При парезах и параличах голос или отсутствует, или охриплый, сильное утомление при речи, поперхивание, кашель, затруднения дыхания.

Читайте также:  Характеристика детей с афонией

Специфичным нарушением голоса является голос после удаления гортани (ларингоэктомии) – физиологический голос становится полностью невозможным, с помощью логопеда вызывается пищеводный голос.

К профессиональным расстройствам голоса относятся функциональные патологии, которые возникают вследствие голосового переутомления, плохой постановки голоса, повышенной речевой нагрузки на фоне инфекционных заболеваний и психотравмирующих ситуаций. Длительно протекающие функциональные расстройства могут вызвать псевдоорганические наслоения: гиперимию слизистой гортани, отечность и утолщение голосовых складок. Одним из видов профессиональных нарушений является фонастения – нарушении координации дыхания и фонации, невозможность владеть голосом – усиливать и ослаблять его. Острые формы могут сопровождаться афонией.
Гипотонусная дисфония – обусловлена двусторонними парезами внутренних мышц гортани. Возникают при сильном перенапряжении голоса особенно на фоне инфекции. Голосовые складки полностью не смыкаются, между ними остается щель. Может быть легкая осиплость, либо афония с явлениями голосового утомления.
Гипертонусная дисфония – повышение тонуса в момент фонации. Возникает у лиц, форсирующих голос. Голос или не появляется, или появляется глухой звук. Иногда наблюдается смыкание вестибулярных складок, получается неприятный звук.
Основными профилактическими мерами предупреждения патологии голоса являются закаливание организма, овладение навыками диафрагмального дыхания и мягкой атакой голоса. Недопустимы курение, алкоголь, сильно горячая и холодная пища, так как все это раздражает слизистую гортани. Нельзя работать, когда болеешь. Необходимо наблюдаться у фониатра и лора, по возможности выполнять голосовые упражнения.

К органическим заболеваниям голосового аппарата относятся:
— дисфонии и афонии при хронических ларингитах
— парезах и параличах
— состояний после ларингоэктомии, резекции, удалении папиллом.
Ларингит приводит к несмыканию, субъективным неприятным ощущениям, появляется сильная утомляемость.
При парезах и параличах голос или отсутствует, или охриплый, сильное утомление при речи, поперхивание, кашель, затруднения дыхания.
Общие задачи для коррекции любого нарушения:
— раннее начало с целью предупреждения закрепления навыков неправильной голосоподачи и предупреждения невротизации личности
— выявление и включение компенсаторных возможностей организма
— ликвидация патологического способа голосоведения.
Для реализации этих задач требуется: активация нервно-мышечного аппарата гортани, предотвращение псевдоорганических проявлений, психотерапия, восстановление утраченных кинестезий или выработка новых, восстановление координации фонации и дыхания, автоматизация восстановленных функций.
Коррекция всех нарушений предполагает дыхательную гимнастику и/или «дутье в губную гармошку», которое используется для массажа. При коррекции нарушений голоса, кроме ларингоэктомированных применяется «мычание».
Специфические:
— при ларенгите – беззвучное произношение ы с сжатыми зубами для предотвращения покашливания.
Наиболее специфичной является методика по образованию пищеводного голоса. Включает 4 этапа. Первый – подготовительный. Второй – формирование псевдоголосовой щели и вызывание пищеводного голоса. Третий – автоматизация пищеводного голоса. Четвертый этап – расширение диапозона, модуляции и тембра нового голоса.

источник

Нарушениями голоса называют группу расстройств, сопровождающиеся частичной либо полной потерей фонации. Нарушения подобного рода характеры для пациентов, чьи профессии предусматривают активно задействованный речевой аппарат, длительные выступления, серьезные речевые нагрузки: учителя, лекторы, экскурсоводы, актеры, певцы, политики, ведущие. Подобные отклонения могут наблюдаться у подростковом в период пубертата, также у взрослых и детей, страдающих речевыми патологиями (заикание, афазия, дизартрия, алалия). По статистике, нарушения встречаются у 60% практикующих учителей, до 24% — в подростковом возрасте в период голосовых мутаций, у 41% деток с проблемами речевого аппарата.

Они автоматически тянут за собой ряд нервно-психический расстройств, снижают социальную активность пациентов, не дают возможность для полноценной коммуникации, развития речи. Если нарушения фиксируются еще с детства, то эти проблемы изначально ограничивают выбор будущей профессии. Проблемы подобного рода требуют своевременного лечения.

  • 13 236 пациентов сделали эту процедуру в нашей клинике. 568 из них пришли из других клиник потому, что там им не смогли помочь. Мы проводим эту процедуру по методике, разработанной в нашей клинике.
  • Врачи «Клиники АВС» не просто проводят процедуру, но и единственная в России клиника со своей авторской программой.

Запишитесь на прием по телефону
+7 (495) 132-16-07 или заполнив форму online

Администратор свяжется с Вами для подтверждения записи.
Конфиденциальность Вашего обращения гарантирована.

Описание Цена, руб.
Непрямая ларингоскопия (осмотр гортани) 600 рублей
Прием лечебно-диагностический ЛОР (фониатр) 1650 рублей
Смазывание слизистой носа, рта, гортани, слухового прохода 550 рублей
Составление плана лечения по фониатрии 1000 рублей
Эндоскопия гортани 1500 рублей
  • Процедура в день обращения
  • Ларингоскопия, физиотерапевтическая, аппаратная и медикоментозная терапия препаратами нового поколения

Чехонина Элла Мстиславовна

Врач-отоларинголог, фониатр, кандидат медицинских наук. Заслуженный врач Российской Федерации

Андрияшкин Дмитрий Вячеславович

Амутов Идрис Абдрахимович

Врач-отоларинголог, хирург, кандидат медицинских наук, врач высшей категории.

Кордоняну Татьяна Петровна

Врач оториноларинголог, ведущий специалист по лазерной хирургии

Врач-оториноларинголог высшей квалификационной категории, стаж работы более 20 лет. Постоянно практикующий ринохирург-эндоскопист.

Суриков Егор Владимирович

Врач-оториноларинголог, лор, кандидат медицинских наук

В зависимости от степени, причин расстройства фонации специалисты классифицируют их на такие виды:

  • Дисфония. Характеризируются неправильной силой голоса, его высотой и тембром. Человек выдает хриплые, глухие, сиплые звуки, в процессе речи голос часто неконтролированно срывается.
  • Афония. Полное отсутствие голосового звука. Пациент способен разговаривать исключительно шепотом. Он не может воспроизвести громкие звуки.
  • Фонастения. Это слабость в голосе.
  • Паталогические мутации. Связаны с неправильным функционированием речевого аппарата после хирургического вмешательства – в случае перенесенной операции на гортани.

Врачи, прежде чем лечить нарушения голоса, традиционно классифицируют их на две важные группы.

Проблемы, связанные с функциональными нарушениями:

  • Гортанный невроз.
  • Нарушения, связанные с гипер- или гипотонусом.
  • Истерическая афония.
  • Афония либо дистония психогенной этиологии.

Органические нарушения, вызванные ЛОР-заболеваниями:

  • Ларингиты в острой/хронической форме.
  • Нарушенная подвижность гортани.
  • Трахеиты, связанные с профессиональной детальностью.


К органическим причинам потери голоса отоларингологи причисляют всевозможные воспалительные процессы: травмы, сильные ожоги гортани, ларингиты хронического типа. Жизненные ситуации, имеющие острый психотравмирующий характер, относятся к центральным нарушениям речевого аппарата. В этом случае рекомендуются дополнительные консультации у психотерапевта. Чаще всего проблемы такого рода наблюдаются у женщин со склонностью к невротическим реакциям. Мутации голоса у подростков во многом зависят от эндокринной системы, которая проходит возрастные изменения. К процессу лечения нужно подключить эндокринолога в Москве. Частые нарушения голоса могут быть следствием регулярного курения.

Если у вас есть уже готовые анализы и медицинские заключения — врачи «Клиники АВС» предлагают их взять с собой. Это поможет вам сэкономить деньги и ускорить процесс определение диагноза и назначения эффективного лечения.

Отоларингологи нашей клиники «АВС» в Москве смогут поставить точный диагноз, учитывая данные в анамнезе пациента, результаты его осмотра и по необходимости – проведения дополнительных исследований. К таким методикам относятся непрямая ларингоскопия: манипуляция совершается с помощью лобной лампы, зеркальца. В случае, когда процедура не дала точного информативного результата, врач может провести осмотр гибким фиброоптическим ларингоскопом. Такой вид процедуры в Москве проводится под местной анестезией. Этот вид исследования дает возможность диагностировать опухоли, воспаления гортани, после чего назначается необходимая схема лечения.

Если был травмирован нерв гортани, возможен паралич голосовых связок. Обнаружив патологию данного типа, доктор нашей клиники в Москве проводит дополнительный осмотр. Он назначает обследование, которое поможет найти причини, спровоцировавшие такое состояние. Опытный специалист обязан, осматривая шею, исключить у пациента наличие зоба. Если обнаружены надключичные лимфоузлы в увеличенном состоянии, есть подозрение на развитие новообразование в пищеводе. Изучая органы грудной клетки, задача врача – исключить спадание легочной доли, воспаление плевры, что часто характерно для рака легких.

Только хорошо натянутые связки позволяют издавать четкие, правильные звуки. При любых проблемах с мышцами в связках нужно снять напряжение. Лечение предусматривает несколько методик с помощью медикаментов, физиотерапия или хирургическое вмешательство. Выбор курса лечения зависит от осложнений, степени проблемы, причин, которые ее вызывают.

Врач в клинике Москвы определяет оптимальные, самые эффективные варианты лечения в вашем случае.

  • «Мукалтин», «Флуимицил», «АЦЦ», «Бромгексидин» выводят мокроты, помогают при сухом кашле.
  • Раствор «Люголя» используется при обработке язв.
  • «Ингалипт», «Камфомент» — эффективные средства для ингаляций.
  • «Биопарокс» — мощное противогрибковое средств, помогает от хронического ларингита.

Если в течение 7 дней не проходит воспалительный процесс, в мокротах появились частички крови, гноя – будут дополнительно назначены антибиотики.

Традиционно используется как вспомогательный метод, в комплексе. Пациенту могут назначить:

  • Электрофорез.
  • Ультравысокочастотную терапию.
  • Микроволновую.
  • Соллюк для фронтального шейного отдела.

Ингаляции можно проводить самостоятельно дома. Облегчит эту процедуру наличие удобного домашнего ингалятора (небулайзера).

Операции на связках нужны при осложнениях, выявление злокачественных новообразований, очень низкой эффективности медикаментозного лечения. Операцию могут выполнить наши высококвалифицированные специалисты. Для положительного результата важным является правильное поведение пациента в послеоперационный период.

Важные правила реабилитации:

  • Первые сутки после операции нельзя разговаривать.
  • В течение 7 дней минимум нагружать связки, ограничить общение.
  • 2 часа после наркоза категорически запрещено употреблять пищу, напитки.
  • Старайтесь не кашлять.
  • Ограничьте проявление резких запахов, особенно табачного дыма.
  • Первую неделю не посещайте баню, бассейн, солярий.
  • На 7 дней откажитесь от приема острой еды.

Лечение пройдет успешно, если следить за своим здоровьем, не есть слишком холодную и горячую еду. Защищайтесь от холода, сквозняков, не отдыхайте под кондиционерами. Только так ваш период восстановления будет быстрым, легким, без каких-либо осложнений. В зависимости от вида заболевания могут дополнительно назначаться на непродолжительный период прием медикаментов, прохождение физиопроцедур. Получить любые консультации, пройти контрольный осмотр вы можете у наших специалистов.

Запишитесь на прием по телефону
+7 (495) 132-16-07 или заполнив форму online

Администратор свяжется с Вами для подтверждения записи.
Конфиденциальность Вашего обращения гарантирована.

Хочу сказать огромное спасибо Зарайской Зое Петровне, хожу теперь только к ней уже второй год. Отличный врач, подберет нужное лечение, всегда подробно ответит на волнующие вопросы, даже в нерабочее время.

Я делала липосакцию живота 4 месяца назад. Очень довольна. Мне 48 лет. В таком возрасте стройность сохранять тяжело, но живот остаётся плоским и больше не растёт. Рекомендую врача Волнянкину Татьяну. .

Отличная клиника! С удовольствием приду в следующий раз.

Виктория Александровна прекрасный врач и просто красавица. Руководству клиники — берегите такую жемчужину.

Хотелось бы выразить благодарность замечательному врачу Чехониной Элле Мстиславовне. После однократного приема у этого специалиста я избавился от проблемы, которая мучала меня (а также мою жену) на протяжении нескольких месяцев — от храпа. Огромное спасибо и низкий поклон Вам, Элла Мстиславовна.

Хочу оставить положительный отзыв о работе врача «АВС клиники» Измайловой Галины Николаевны. В прошлом году у меня начались проблемы с лицом, кожа у меня всегда была проблемной, но тогда началось что-то невероятное — лицо постоянно покрывалось огромными гнойниками. Была у гинеколога (думала проблемы.

Посещала клинику в марте 2012года.Хочу высказать огромную благодарность Зарайской Зое Петровне. Замечательный, внимательный,чуткий,тактичный опытный врач. Спасибо Вам огромное,Зоя Петровна.

Выражаю глубокую благодарность за высокий профессионализм Хальзевой Э.А. и Кузнецовой О.Н. Очень опытные врачи. Также большое спасибо администратору Гуле! Спасибо Вам и удачи в Вашем нелёгком деле с нами – пациентами! Замечательная клиника.

Спасибо стоматологическому отделению клиники. Врачи сумели вернуть мне и мужу здоровую и белоснежную улыбку.

От всей души поздравляю с Новым 2013 годом ЛОР врача Викторию Александровну Габедава. Хочу пожелать ей успехов и счастья в жизни! Большое ей спасибо за проведенное высокопрофессиональное лечение гайморита без прокола. У нее золотые руки и чуткое сердце, таких внимательных врачей в настоящее время оч.

Огромное спасибо Зарайской Зое Петровне за эффективное лечение моих недугов! Грамотный специалист и чуткая женщина — всем рекомендую.

Хочу выразить благодарность врачу гинекологу Сахновой Нурие Фаритовне за профессионализм, чуткое и внимательное отношение к людям. Длительное время наблюдалась у Вас в другом медицинском центре, неоднократно оперировалась и очень удачно, никаких последствий. Очень огорчилась, не застав Вас, когда в .

Сделала пластику груди у Самарцева Виктора Ивановича! Результатом очень довольна. С первых минут нашего знакомства я поняла, что оперироваться буду именно у него, т. е. общий язык был найден, а это самое главное при выборе специалиста. На консультации обговорили все нюансы предстоящей операции, оп.

Хочу выразить благодарность Крымкину Ю.М за его высокий профессионализм. Проведенная операция дала результат. Отдельное спасибо мед персоналу.

Добрый день! Хочу поблагодарить (пусть с большим «запазданием») лор -врача Чехонину Эллу Мстиславовну. Спасибо за индивидуальный подход, внимание и терпение. Это очень важно — объяснить, подсказать, пробовать новые методы лечения и не «отворачиваться» от хронических больных. Хочу пожелать здоровья, .

вас также могут заинтересовать:

Вопрос: Мне 52г, я иногородняя. Планирую сделать пластику половых губ и вагинопластику, какова стоимость с учетом- все включено, сколько необходимо находиться в клинике? Каковы противопоказания, какова подготовка? Спасибо

Ответ: Здравствуйте, Галина.
Проведение пластики половых губ возможно в условиях нашей клиники, вагинопластика — это только в условиях стационара, так как при этом необходимо использовать ширму. Но все эти вопросы решаются после осмотра гинеколога, анестезиолога и терапевта, так как могут быть противопоказани к операции у терапевта (учитывая возраст). По поводу цен Вы можете посмотреть на странице http://ginekologiya.klinika-abc.ru/voprosy-i-otvety-po-khirurgii.html ? там перечислены манипуляции, из которых складывается стоимость (за исключением сложности операции, так как ее можно определить лишь на осмотре). Но сначала нужен осмотр, чтобы определить тактику и составить план.

Читайте также:  Упражнения на коррекцию афонии

Вопрос: Добрый день!Подскажите насколько болезнена процедура «Лечение ронхопатии (храпа) — увулотомия», и сколько требуется таких продедур?Цена вопроса?

Ответ: Здравствуйте, Алексей.
Процедура безболезненная, но неприятная. Стоимость — 9200 рублей, Вам потребуется одна процедура.

Вопрос: Уважаемый доктор добрый день.Я оперный певец но сейчас не работаю потому что начались сильные проблеммы с голосом.Обращаюсь к вам с надеждой что вы мне поможете,подскажете что делать-я просто запутался.Я перепробовал все методы лечения но голос все равно очень плохо звучит.У меня поставили диагноз несколько лет назад гиперпластический ларингит.Пол года назад удалили с левой связки полип(удалили удачно)Голос после операции звучал очень хорошо-но меня последние годы очень беспокоит еще ощущение сухости во время пения по этому петь очень тяжело,верхние ноты стали браться с большим трудом,фальцет практически исчез.Я не узнаю свой голос.Еще к этому у меня обнаружили небольшой эзофагит. я эту болезнь пролечил препаратами которые мне назначил врач гастроэнтеролог(лечил 2 месяца).Изжога и забросы кислоты с пищевода исчезли.Летом в этом году мне посоветовали обратиться к одной травнице(женщине которая лечит все болезни травами)я решил пройти курс лечения своего желудка и печени. пил травы около двух месяцев настоянные на завареном овсе(овес покупал на рынке)Одним словом после двух месяцев лечения голос стал просто как будто не мой.Состояние дискомфорта усилилось настолько,что мне говорить теперь тяжело стало.Еще в придачу она мне предложила попробовать жевать»ЖИВИЦУ» это смола сосны.Сказала что очень хорошо для горла.В результате эта смола мне так высушила и обожгла горло что я сейчас с трудом даже говорю.У меня такое впечатление что и связки голосовые тоже обожжены.Сейчас мне посоветовал врач фониатр закапывать масляные витамины А и Е в нос.Принимать АЕВИТ+пить чай с белым шоколадом потому что в белом шоколаде есть масло какао которое будет мне обволакивать мое горло и слизистую и со временем должа слизистая востановиться.Посоветуйте пожалуйста уважаемый доктор может быть еще что-то и скажите правильно я сейчас все делаю.

Ответ: Здравствуйте, Иван.
К сожалению, я не мого заочно дать Вам совет, так как не вижу состояния гортани и голосовых складок. Записывайтесь на прием, на осмотре смогу подробно проконсультировать.

источник

Консультация на тему: «Голос. Виды нарушений голоса у детей. Коррекция и профилактика нарушений голоса у детей».

Для начала немного статистики: нарушения голоса различного генеза, по данным разных авторов, имеют распространенность от 1 до 49% у детей, от 2 до 45% у взрослых в зависимости от социальной принадлежности . Так, например, у лиц голосо-речевых профессий : певцов, актеров, педагогов, адвокатов и т.д., они составляют 40-55 %. Исследование нарушений голоса находятся на стыке таких дисциплин, как фониатрия, физиология, психиатрия, психология, логопедия, а также эндокринология, неврология, пульмонология.

Нарушения голоса у детей и подростков оказывают существенное влияние на их общее и речевое развитие. Степень отрицательного влияния нарушений голоса на формирование личности, на возможности социальной адаптации зависит от характера и глубины расстройства голосовой функции. В настоящее время нарушения голоса, связанные с различными заболеваниями голосового аппарата, весьма распространены как у детей, так и взрослых. Причины расстройства голоса могут быть многообразны. К ним относятся – заболевания гортани, носоглотки, лёгких; перенапряжения голоса; снижение слуха; заболевания нервной системы; несоблюдение гигиены разговорного и певческого голоса.

В механизме голосообразования принимают активное участие диафрагма, лёгкие, бронхи, трахея, гортань, глотка, носоглотка, полость носа. Органом голосообразования является гортань. Когда мы говорим, голосовые складки смыкаются. Выдыхаемый воздух давит на них, заставляя колебаться. Мышцы гортани, сокращаясь, обеспечивают движение голосовых складок. В результате чего возникает колебание частиц воздуха, эти колебания, передаваясь в окружающую среду, воспринимаются как звуки голоса. Когда мы молчим, голосовые складки расходятся, образуя голосовую щель. При шепоте голосовые складки сомкнуты не полностью и меньше трутся друг о друга. Поэтому при необходимости щадить голосообразующий аппарат рекомендуется говорить шепотом. Индивидуальную окраску и характерное звучание придают голосу верхние резонаторы: глотка, носоглотка, полость рта, полости носа и его придаточных пазух.

Итак , голос – это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластичных голосовых складок. Звук голоса – колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и разряжения. Источником звука человеческого голоса является гортань с её голосовыми складками.

Голос характеризуется следующими признаками:

Высотой, которая зависит от частоты колебаний голосовых складок и служит основным средством для передачи эмоциональной и смысловой выразительностью речи;

Громкостью или силой, которая зависит от степени смыкания и амплитуды колебания голосовых складок;

Тембром, который определяется формой колебания голосовых складок и наличием обертонов, присоединяемых к основному тону. Определённое сочетание обертонов создаёт индивидуальную окраску голоса. Тембр голоса изменяется в зависимости от возраста человека;

Диапазоном, т.е. количеством тонов. Диапазон голоса взрослого человека может изменяться в пределах 4-5 тонов, у детей в пределах 2-3 тонов.

Нарушение голоса – это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Существует два основных термина для обозначения патологии голоса: афония – полное отсутствие голоса; дисфония – частичные нарушения высоты, силы и тембра голоса. Помимо основных дефектов голоса – утраты силы, звучности, искажений тембра, отмечаются голосовое утомление и целый ряд субъективных ощущений, связанных с сенсорными расстройствами: это помехи, комок в горле, налипание пелёнок, постоянное «першение» с потребностью откашляться, давление и боли.

Все нарушения голоса подразделяются на органические и функциональные.

Функциональные расстройства связаны с временными изменениями в гортани, поэтому в процессе занятий восстанавливается нормально звучавший голос. При органических нарушениях наблюдаются стойкие изменения в строении гортани, голосовых складок и надставной трубы. В процессе занятий логопеду удаётся восстановить коммуникативную функцию голоса, но качество голоса (сила, высота, тембр) существенно отличаются от нормы. Остановимся подробнее на основных нарушениях голоса.

Функциональные нарушения голоса у детей встречаются реже, чем у взрослых. Наиболее распространенным нарушением голоса у детей является спастическая дисфония, которая возникает из-за перенапряжения голоса. Начало развития дисфонии наблюдается приблизительно в пятилетнем возрасте, наибольшая частота отмечается у детей в возрасте 8-10 лет. Дисфония чаще возникает у детей с повышенной активностью, любящих громко говорить, кричать. Обычно у таких детей утром голос ясный и чистый, а к вечеру появляется осиплость. Как правило, наряду с перенапряжением голоса при крике у детей наблюдается хронический тонзиллит, аденоиды, ларингит. Внезапное нарушение голоса может появиться у детей на фоне аллергического заболевания. Также могут способствовать возникновению дисфонии негигиенические условия фонации – пыль, дым, шум в помещении. У детей могут появляться органические изменения в гортани – узелки голосовой складки (так называемые «узелки крикунов»). Чаще всего они наблюдаются у мальчиков в возрасте от 5-10 лет. Основной причиной их появления является – перегрузка неокрепшего голосового аппарата в сочетании с характерными особенностями детей и неправильным отношением родителей и педагогов к развитию голоса. Наряду с этим нарушается и фонационное дыхание, которое становится поверхностным, напряженным и слабым. Голос становится хриплым.

Помимо спастической дисфонии у детей может наблюдаться — функциональная афония, то есть отсутствие голоса. Характерной ее чертой является нестойкость патологических изменений в гортани и возможность появление звучного голоса при кашле. В таких случаях голос восстанавливается под воздействием лечения и специальных упражнений. Также к функциональным нарушениям относится патологическая мутация голоса – физиологическое изменение голоса в переходном возрасте, которое сопровождается рядом изменений в голосе и голосообразующем аппарате.

Далее рассмотрим органические нарушения голоса, которые возникают вследствие анатомических изменений или хронических воспалительных процессов голосового аппарата, и в свою очередь подразделяются на центральные и периферические. К центральным нарушениям относят афонию и дисфонию. Чаще всего они наблюдаются у детей с дизартрией.

К периферическим нарушениям относятся расстройства голоса из-за патологических изменений в гортани. Причиной служат ларингиты, ожоги, травмы, опухоли, парезы мягкого нёба, расщелины нёба, рубцовый стеноз гортани после заболевания или микрохирургической операции.

В связи с анатомическими изменениями в гортани и голосовых складках возникает афония и дисфония органического происхождения. При афонии ребенок говорит только шепотом, голос не появляется даже при кашле. При дисфонии голос монотонный, хриплый, глухой, часто с назальным оттенком, быстро иссякающий.

Если подобные нарушения голоса возникают у ребенка в раннем возрасте, это приводит к значительным трудностям в речевом общении и к сужению социальных контактов.

Страдает, конечно, и речевое развитие. Задерживается накопление словаря, развитие грамматического строя речи, звукопроизношение. Характерны также — соматическая и психическая ослабленность, эмоциональные расстройства.

К периферическим нарушениям иногда относят и расстройства голоса у слабослышащих и глухих детей. В этих случаях изменяется высота, сила и тембр голоса из-за отсутствия или снижения акустического контроля за речью. У детей с нарушенным слухом чаще всего тихий, с назальным оттенком, фальцет. Из всего вышесказанного следует, что органические и функциональные афонии и дисфонии различаются по причинам, их вызвавшим, по ларингоскопической картине гортани и степени восстановления голоса.

Коррекция нарушений голоса у детей.

Восстановление голосовой функции у детей осуществляется комплексно совместными усилиями медицины и специализированной области логопедии – фонопедии. Артикуляционные дыхательные и голосовые упражнения сочетают с психотерапией, лечебной физкультурой и медикаментозным лечением. Вся коррекционно-логопедическая работа строится дифференцированно в зависимости от патологических проявлений каждого типа голосового расстройства. Однако, начальным этапом всегда является психотерапевтическая беседа, основная цель которой – убедить ребенка в возможности восстановления голоса, установить с ним контакт, включить его в активную работу, объяснив цели и задачи коррекции. Далее проводится артикуляционная и дыхательная гимнастика, лечебная физкультура. В начальном цикле занятий используют несложные артикуляционные упражнения, такие как гимнастика языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба, кашлевые движения, мычание. Одновременно тренируют длительное произнесение гласных звуков А-О-У, фрикативных согласных Ф, З, С, Ш, Х, В, Ж, затем глухих и звонких взрывных П, Т, К, Б, Д, Г. Собственно голосовые упражнения состоят из вызывания голоса, закрепления голоса и автоматизации процесса «голосоведения». Голос рекомендуется вызывать путем произнесения звука М и слога МУ, затем МУМ.

Основное содержание следующего цикла занятий – автоматизация полученного голоса путем произнесения слогов, слов, фраз и отработка высоты, силы, модуляции голоса.

Заключительный этап – введение вызванного голоса в повседневное речевое общение. Процесс восстановления голоса длится около 3-4 месяцев и более эффективен в возрасте 3-4 лет.

При функциональных нарушениях голоса основной задачей логопедической работы является преодоление стойкого фиксированного патологического рефлекса голосообразования. Поэтому проведение психотерапевтических бесед является необходимым условием. Вслед за беседой назначают режим молчания на 10-14 дней, после чего начинаются коррекционно-логопедические занятия, которые включают в себя артикуляционную и дыхательную гимнастики и голосовые упражнения. Артикуляционная гимнастика снимает напряжение с артикуляционного аппарата ребенка и способствует более активному участию органов артикуляции в процессе голосообразования. Дыхательная гимнастика развивает фонационное дыхание, особенно удлиненный сильный выдох.

У детей с функциональной афонией при попытках фонации появляется звучный кашель, что значительно облегчает и ускоряет этап вызывания звука голоса. На имитации «мычания», гласном звуке У голос обычно быстро вызывается. Далее он автоматизируется в слогах, словах, фразах со всеми гласными и согласными звуками.

Патологическая мутация также требует вмешательства логопеда. Наиболее часто встречается затянувшаяся мутация, когда голос приобретает высокое фальцетное звучание. Это физиологическое явление встречается у подростков в возрасте 13-15 лет. В своей работе логопед также использует артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения. Низкое положение гортани фиксируется при позевывании с открытым ртом, покашливании и т.д. В дальнейшем полученный голос закрепляется в слогах, словах, фразах, самостоятельной речи, пении песен.

При восстановлении функциональных расстройств особую роль приобретают профилактика и гигиена голоса. Личная профилактика нарушений голоса складывается из создания определенных условий быта, семьи, отдыха, режима жизни ребенка. К числу профилактических мер при дисфонии относится запрет на пение, нельзя громко декламировать и всячески перенапрягать голос. При остром начале заболевания рекомендуется режим молчания на 5-10 дней.

Особые условия необходимо соблюдать и во время мутации. Период мутации обычно длится 1,5 – 2 года, при разговоре голос мальчиков неожиданно срывается то на фальцет, то начинает басить, в этот период нужно щадить голос: не кричать, не петь громко, особенно в сырых, непроветренных помещениях. Если наблюдаются частые срывы голоса, обратиться к врачу фониатру. После периода мутации голос обретает свою индивидуальную окраску и 25-30 лет остается неизменным. Для детей дошкольного, младшего школьного возраста очень важны профилактические мероприятия, занятия дыхательной гимнастикой для того, чтобы предупредить нарушения голоса.

Родителям, педагогам при возникновении нарушения голоса, особенно если он принимает хронический характер, необходимо направить ребенка на консультацию к специалисту. Если раньше голосовые нарушения лечили, как правило, врачи-отоларингологи и фониатры, то в настоящее время, достигнуть положительных результатов можно только совместно с другими специалистами.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *