Меню Рубрики

Голос при афонии у детей

Будем тверды в достижении цели
и мягки в средствах ее достижения.
Аквавива.

Как приятно слышать размеренную, спокойную, негромкую речь. Невольно заслушиваешься и удивляешься способности красиво и правильно пользоваться свом речевым аппаратом.

В дошкольном возрасте очень часто встречаются нарушения речи, которые сопровождаются нарушениями речевой моторики. Это, чаще всего, дизартрия, ринолалия и другие функциональные расстройства. Дети дошкольного возраста часто разговаривают громко или тихо, зависит от темперамента и особенностей характера, не умеют понижать или повышать голос. Часто встречаются дети, которые говорят монотонно, без интонационной окраски, имеют назальный оттенок. Все эти нарушения могут быть исправлены в дошкольном возрасте и, не иметь осложнений в дальнейшем развитии. В речевых группах детского сада особенно заметны нарушения голоса, так как они могут сопровождать тяжелые нарушения речи. Своевременная помощь детям в коррекции голоса дает возможность устранять и другие нарушения речи.

Нарушения голоса оказывают весьма существенное влияние на общее развитие детей, их нервно – психическое состояние, формирование речи, так как голос имеет большое значение в процессе общения. Роль голоса велика в передаче интонации, которая определяет смысловую и эмоциональную стороны высказываний. Диапазон встречающихся нарушений — от полного отсутствия голоса (афония) до незначительных его изменений (дисфония). Степень отрицательного влияния нарушений голоса на личность в целом и отдельные ее проявления зависят от характера и глубины расстройства. В связи с этим возникает необходимость своевременного преодоления встречающихся у детей расстройств голоса. Эта задача может быть решена на основе правильной диагностики и использование правильных и своевременных методов коррекции.

Голосовая функция нередко оказывается нарушенной у детей. Голосовой аппарат – это дыхательные органы, голосовые связки, гортань, полости носа и рта. Причины расстройства голоса весьма разнообразны: заболевания гортани, носоглотки, ротоглотки, легких, бронхов и трохеи, даже сердца и сердечно – сосудистой системы. Голос характеризуется тембром, высотой и силой. От частоты колебания голосовых связок зависит высота голоса и характеризуется повышением и понижением тона, то есть сменой его от низкого к высокому и наоборот. Это основной тон голоса. Сила голоса зависит от амплитуды колебания голосовых связок и характеризуется громкостью. Это умение управлять голосовыми связками. Она зависит от уровня подсвязочного и надсвязочного давления и от степени смыкания голосовых связок. Также у голоса есть тембр, благодаря которому, мы узнаем друг друга – это индивидуальная окраска. Все компоненты голоса взаимосвязаны и реально существуют в единстве. Качество голоса может ухудшаться в результате заболеваний верхних дыхательных путей, при снижении слуха, при особенностях характера.

. Нарушения голоса связаны с парезами мышц языка, губ, мягкого неба, голосовых складок, мышц гортани, нарушениями их мышечного тонуса и ограничением их подвижности. У детей с речевыми диагнозами голос тихий, слабый, немодулированный, тембр глухой, с назальным оттенком, монотонный, темп замедленный. Несформированность произвольного сокращения мышц голосового аппарата может полностью исключить возможность вибрации голосовых складок, что будет резко нарушать процесс образования звонких согласных. Вибрация складок нарушается при слабости или парезах мышц голосового аппарата, сила голоса в этих условиях становится минимальной. Это проявляется при недостаточной работе коры больших полушарий, нарушении иннервации проводящих путей языкоглоточного и блуждающего нервов, нарушении мышечного тонуса. Одним из нарушений голоса, встречающихся у детей дошкольного возраста, является дисфония и афония. Афония – это полное отсутствие голоса. Дисфония – частичное нарушение высоты, силы и тембра. При дисфонии голос бывает слабый, хриплый. Если вовремя не обратить на это внимание, то нарушение может принять затяжной характер и привести к возникновению органических изменений в голосовом аппарате. К дисфонии могут привести постоянное перенапряжение голоса в результате слишком громкого разговора, пения, крика, несоблюдение основных правил гигиены голоса. Развитию дисфонии могут также способствовать аденоидные разрастания в носу, которые затрудняют носовое дыхание и приучают ребенка дышать ртом. При ротовом дыхании вдыхается воздух, который не очищается, не согревается и не увлажняется, как это бывает при носовом дыхании, вследствие чего возникают хронические воспалительные процессы в слизистой оболочке гортани, голос становится хриплым. Недостаточное небно-глоточное смыкание – причина назальности в речи.

Работа над голосом затрагивает все его качества: силу, высоту, длительность, тембр и их изменения в речевом процессе. Коррекционные воздействия следует строить на результатах обследования. Обследование голоса проводится вместе с основным, в начале года. Ребенку предлагается выполнить ряд упражнений.

  1. Длительность. Произнести короткий и длинный звук У – УУУУУУ (учитывается, как долго может ребенок тянуть звук и как отличает продолжительность).
  2. Сила. Нужно произнести сочетание звуков, слово или фразу тихо, громко и шепотом (учитывается различия между громкостью).
  3. Высота голоса. Подражать произнесению. Мычит корова — МУ, теленок – му (учитывается различие).
  4. Модуляция голоса. Самолет приближается и улетает УУУУУууууууУУУУУУ (учитывается умение повышать и понижать голос).

Данные заносятся в таблицу.

Ф.И. ребен-ка Длительность Сила Высота Модуляция
Короткий Длинный Тихо Громко Шепотом Высокий Низкий Понижение Понижение

Коррекционная работа строится по принципам:

  • Связь с медиками – специалистами.
  • Последовательность, систематичность.
  • Работа начинается с сохранных функции голоса.
  • Каждое упражнение проводиться до тех пор, пока ребенок полностью не усвоит.
  • Все упражнения подбираются от простого к сложному.
  • Терпение и доброжелательное отношение к детям.
  • Занятия по коррекции голоса должны включать в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику и лечебную физкультуру.

Вся работа строится после консультации с ЛОР – врачом. Следует помнить, что сила голоса индивидуальна и развивается постепенно. Формируя умение произносить гласные звуки, слоги, слова и фразы голосом повышенной громкости, нужно следить, чтобы не было излишнего форсирования звука, неприятных ощущений. Усиливая голос, дети не должны его повышать, поскольку это может привести к срыву голоса. Высота голоса индивидуальна: у одних детей основной тон ниже, у других – выше. В ходе работы над тембром, силой, высотой голоса создается основа для развития интонационно – выразительной стороной речи. Для коррекционных занятий можно сформировать подгруппы детей по сходным нарушениям.

При коррекции голоса большое значение имеют активизация мышц небной занавески, мягкого нёба, расслабление тонуса голосовых связок, мышц нижней челюсти. При любых нарушениях голоса необходимо провести следующую работу:

1. Активизация небной занавески:

  • вертикальные поглаживающие, разминающие, толчкообразные движения большим пальцем по направлению от верхних резцов до маленького язычка.
  • поперечные движения на границе твердого и мягкого неба, при выполнении этих движений активизируется еще и мышца задней стенки глотки.
  • при произношении звука [А] — растирающие движения по мягкому небу от верхних резцов до маленького язычка (рот широко открыт, раздражение идет от произношения).
  • быстрое, краткое произношение звука [А] с одновременными толчкообразными движениями по мягкому нёбу большим пальцем.

2. Гимнастика мягкого неба:

  • покашливание;
  • зевание;
  • глотание воды небольшими порциями;
  • имитация полоскания рта.

3. Упражнения для расслабления голосовых складок:

  • одновременно с поворотом головы влево – вправо произносить звуковую дорожку из гласных и-э-о-у-а-ы.

4. Гимнастика нижней челюсти:

  • открывание и закрывание рта, имитация жевания;
  • открывание рта с одновременным движением языка вперед, затем это упражнение с произношением звука [А] , вначале тихо, затем громко и с силой (чем шире рот, тем уже глотка, чем уже глотка, тем активнее мышцы задней стенки глотки).

Недостаточное небно-глоточное смыкание – причина назальности в речи, поэтому упражнения по активизации мышц нижней челюсти, мягкого неба и задней стенки глотки взаимосвязаны.

Дальше коррекционная работа ведется последовательно, все упражнения проводятся по порядку, отрабатываются. После усвоения можно переходить к следующему. Чаще всего нарушены все компоненты голоса, поэтому предлагаем упражнения сначала на развитие тембра голоса, затем – длительности, силы, высоты и интонационной выразительности речи также их можно чередовать.

Упражнения на развитие тембра и длительности вырабатывают звонкость, снижают напряжения мышц шеи и гортани, зажатость челюсти. Они придают речи ровность, гибкость и выносливость голоса, т. е. способность выдерживать продолжительную голосовую нагрузку, не теряя качества звучания.

Упражнение 1

И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки в замке над головой. Вдохнуть через нос, слегка прогнувшись назад. Наклоняясь вперед, медленно выдохнуть. При этом произносить каждый раз новый гласный: «а», «о», «у», «ы», «э».

  • «А» — руки вверх.
  • «О» — руки кольцом перед собой.
  • «У» — руки рупором.
  • «Ы» — руки овалом впереди.
  • «Э» — руки овалом сзади.

Упражнение 2

И.п. стоя, положить руки на грудь. Наклоняясь вперед, на выдохе произносить несколько гласных звуков, доводя продолжительность выдоха до 7—10 секунд.

Упражнение 3.

Произносить на выдохе нараспев слова, пословицы, поговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.

Мы в лес пойдем
(Дети поднимают руки в стороны и вверх)
Детей позовем: «Ay! Ay! ».
(Делают руки рупором)
Взял я лук и крикнул:
«Эх! Удивлю сейчас я всех!».
Натянул потуже лук,
Да стрела застряла вдруг!
И вокруг сказали все:
« Э__ э__ э__ э ».
Тарлапан Е

Упражнение 4.

Стоя или сидя, сделать короткий вдох через нос. Выдыхая, с закрытым ртом, без напряжения произносить с вопросительной интонацией «м» или «н», добиваясь при этом ощущения легкой вибрации в области носа и верхней губы.

Упражнение 5.

Глубоко вдохнуть. На одном выдохе произносить сначала коротко, а затем протяжно один из открытых слогов:

«Мо-моо, му-муу».
Рано-рано поутру
Пастушок: « Туру-ру-ру!».
А коровы вслед ему
Замычали: «Му-мууу».
И.Токмакова

Упражнение 1.

Плавно соединить руки округло перед собой (или над головой) и произнести протяжно: «О». Резко опустить соединенные руки вниз и произнести коротко: «О». То же с слогами, словами.

Упражнение 2.

Плавно развести руки в стороны и произнести протяжно: «А». Затем прямые руки соединить перед грудью и произнести: «У». Резко развести руки и коротко произнести: «А», соединить — «У».

Упражнение 3.

Стоя, развести руки в стороны, покачивая ими («самолет летит»), произнести протяжно: «В». Резко опустить руки вниз, присесть и произнести коротко: «В» («самолет сел»).

Умение изменять силу голоса – одно из важных его выразительных средств. Нужно научить ребенка говорить громко, но не «крикливо», четко, постепенно изменяя силу голоса — от громкого произнесения к среднему и тихому, и наоборот.

Упражнение 1.

Стоя разводить опущенные руки в стороны и тихо произносить: «А». Разводить руки в стороны от груди, чуть громче: «А». Руки над головой, громко: «А». Так же с другими гласными.

Упражнение 2.

Шагать на месте (ходить по кругу) под звучание бубна или барабана: громкие удары — шагать, поднимая высоко ноги и громко произнося: «топ-топ-топ», удары потише — шагать обычно, произнося: «топ-топ-топ» голосом разговорной громкости, тихие удары — слегка поднимать ноги и произносить звукосочетания тихо.

Мы хлопаем руками: «Хлоп-хлоп-хлоп».
Мы топаем ногами: «Топ-топ-топ».

Упражнение 3.

Сидя или стоя считать до 5 (10), с постепенным понижением силы голоса (от громкого до тихого), представляя, что спускаешься с верхнего этажа в подвал (и наоборот).

Упражнение 4.

Чтение стихотворения с изменением силы голоса с каждым куплетом. Смысловое содержание каждого куплета соответствует рекомендуемому изменению силы голоса, что облегчает его правильную подачу.

Была тишина, тишина, тишина. (Почти без голоса, одной артикуляцией).
Вдруг грохотом грома сменилась она. (Шепотом ) И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? (Голосом разговорной громкости).
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Наверно, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит. Уже барабанит! (очень громко)
А. Шибаев

Изменение высоты голоса – одно из наиболее значительных средств его выразительности. Она создает мелодику тона, т. е. движение голоса вверх и вниз. Мелодика тона окрашивает звучащее слово разнообразными оттенками чувства и мысли. Предлагаются упражнения на изменение высотной модуляции, которые способствуют развитию интонации, гибкости и постепенно расширяют объем голоса.

Упражнение 1.

Стоя разводить опущенные руки в стороны и произносить низким голосом: «О». Руки у груди, средним, нормальным голосом: «О». Руки вверху, высоким голосом: «О». Так же повторить с другими гласными и в сочетаниях с согласными типа «та—то—ту».

Упражнение 2.

Стоя медленно поднимать руки вверх, а затем опускать, произнося «У…..ту…» и т.д. вначале низким голосом, который постепенно повышается, а затем снижается. Так же и с другими согласными.

Игра «Самолет».

Самолет идет на взлет. (Произносят низким голосом, руки опущены: «У»). Самолет летит, в нем мотор гудит. (Высоким голосом, руки в стороны: «У»); Самолет садится. (Низким голосом, руки опущены, приседают: «У»).

Упражнение 3.

Чтение стихотворного материала, связанного с изменением высоты голоса.

Летит поезд во весь дух:
—Ух! Ух! Ух!
(Произносят высоким голосом, делая круговые движения согнутыми в локтях руками).
Загудел тепловоз:
«У-у-у-у».
(Низким голосом, останавливаются и гудят).
Домой деток повез:
«Ду-ду-ду ».
(Приседают).

«Ой! — воскликнул окунек,
— Я попался на крючок».
Произносят высоким голосом.
Сом сердито проворчал:
«Из-за шалости попал».
Низким голосом.
Ф. Бобылев

Маленькие ножки.
Бежали по дорожке:
Топ! Топ! Топ!
(Высоким голосом с одновременным легким ритмичным постукиванием двумя пальцами).
Большие ноги —
Шли по дороге:
Топ! Топ! Топ!
(Низким голосом, темп речи замедлен, пальцы тяжело стучат по столу).

Развитие интонации придает речи эмоциональную окраску, организует смысловую сторону речи при помощи логических интонации, отражают смысл слов, обладают силой воздействия на слушателя. Поэтому, предлагаются инсценировки русских народных сказок, стихов с подражанием героев, диалогов с различными интонациями.

Упражнение 1.

Подражания различным эмоциональным состояниям, сопровождающиеся движениями тела, мимикой.

Боль: «А-а-а, у меня болит голова» — руки у головы, брови нахмурены, лицо изображает страдание.

Радость: «А-а-а! Ура! Не болит голова, мама пришла» — руки вверх, глаза широко открыты, рот в улыбке.

Вопрос: «А? Где? Кто там? Мама?» — руки в стороны, согнуты в локтях, брови подняты, рот приоткрыт.

Просьба: «А, аа-а, дай, помоги мне, иди ко мне, мама» — руки вперед, брови немного сдвинуты.

Усталость: «О, а, ох, ах, устал я» — руки опущены вниз, мышцы лица расслаблены.

Упражнение 2.

Игра-упражнение для развития выразительности мимики движений, голоса «Скажи и покажи». По картинкам предлагается назвать слова-антонимы, сопровождая речь выразительными жестами и мимикой: веселый — грустный, злой — добрый, удивленный — равнодушный.

Читайте также:  Психолого педагогическая с афонией

Упражнение 3.

Обыгрывание повадок различных животных, характерных черт людей (изображение злой большой собаки, ласковой хитрой кошки, удивленной мамы и т.д.).

Упражнение 4.

Эмоциональная окраска картин типа: «Молодец!», «Ай-яй-яй, плохо!» и т.д.

Упражнение 5.

Выразительное чтение стихотворений, считалок, насыщенных интонационно-окрашенным материалом.

Те, кого охватит страх, произносят слово «Ах!»
Кто встречается с бедой, произносят слово «Ой!»
Кто отстанет от друзей, произносят слово «Эй!».
У кого захватит дух, произносят слово «Ух!».
А. Тетявкин

Упражнение 6.

Инсценировка доступных детям стихотворений, сказок («Колобок», «Теремок», «Три медведя» и т.д.).

Игры являются логическим продолжением упражнений и направлены на развитие сплоченности детского коллектива, внимания детей, чуткости аудио (слухового) восприятия и адекватного коммуникационного реагирования. В процессе этих игр дети овладевают темпоритмическими (интонация, система пауз) и динамическими (регулирование громкости голоса) характеристиками звучащей речи, учатся владеть своим голосовым аппаратом.

Игра «Магнитофон»

Для игры нужно изготовить или нарисовать карточки – символы

Вариант 1. «Воспроизведение»

Перед началом игры детям нужно продемонстрировать работу аудиотехники, чтобы дети могли убедиться и услышать, как магнитофон в точности воспроизводит записанную на пленку речь.

Основная задача участников игры в том, чтобы как можно точнее воспроизвести сказанное водящим.

Вариант 2. «Регулирование»

Продемонстрируйте детям возможности магнитофона: регулирование громкости и скорости воспроизведения записи. Используя символические изображения, нужно правильно отреагировать на команды. Дети воспроизводят речевой образец по определенному символу.

Вариант 3. «Наоборот»

Участники делятся на две команды или пары. Одна команда получает картинку с условным обозначением и задание воспроизвести что-либо в соответствии с ним. Задача других – с противоположным звучанием. Шепотом – громко, быстро – по слогам…

Вариант 4. «Фонограмма»

Перед началом игры можно предложить детям прослушать несколько записей из цикла «Голоса родной природы» и придумать им соответствующие названия. Взлет самолета, вьюга, дождь, шелест листьев, поезд… Предложите детям самим озвучить какой-нибудь шум (в лесу, на болоте, на кухне, пылесос, чирикание птиц). Запишите на магнитофон. Это очень интересно.

В этих играх можно петь, играть на музыкальных инструментах, рассказывать стихи, сказки, истории, воспроизводить звуки, слова, фразы, предложения за ведущим, самостоятельно или совместно. Также можно поработать с чистоговорками, скороговорками, пословицами, поговорками, звукоподражаниями.

Огромное значение в развитии голоса имеет речь взрослого. Чаще всего детям не удается выполнить упражнения с первого раза, хотя после показа педагога, ребенок справляется с заданием. Из этого следует, что речь педагога должна быть красивой, правильной, четкой, яркой и доброжелательной. Дети стремятся быть похожими на взрослых, и у них появляется желание исправлять свои дефекты в речи. Важно, чтобы детей окружали умные педагоги, с правильной, достойной подражанию, речью.

При правильной организации работы по коррекции голоса будут заметны следующие результаты:

  1. Голос у детей стал звонче и громче, приобрел модулированность, достаточную громкость, звонкость. Он стал легче, сильнее в процессе повседневного речевого общения. Дети свободно могут управлять своими голосовыми возможностями без напряжения.
  2. Активизировалась деятельность артикуляционного аппарата, движения стали ловкими и точными. Легче ставятся и автоматизируются дефектные звуки.
  3. Улучшения голоса положительно влияют на эмоциональную сферу, настроение. Дети становятся более активными, бодрыми, чувствуют себя полноправными членами детского коллектива. Улучшения голоса положительно влияет на характер ребенка, способствует нормальному общению с окружающими.
  4. Нормализировалось речевое диафрагмальное дыхание.
  5. Коррекция голоса положительно отражается на эмоционально – волевой сфере, появляется вера в свои силы и желание продолжать работу над улучшением качества голоса.
  6. Применение приемов улучшения качества голоса требует меньших усилий со стороны логопеда и ребенка, сокращается длительность логопедической работы.

источник

4.1. Нарушения голоса у детей

Распространенность нарушений голоса у детей • Причины наруше­ний голоса в детском возрасте • Органические и функциональные нарушения голоса у детей • Влияние нарушений голоса на общее развитие и личность ребенка

Методы исследования голосового аппарата детей и взрослых практически аналогичны, однако исследователи детского возра­ста сталкиваются с определенного рода трудностями. Осмотр гор­тани у детей вследствие малых размеров, прикрытия входа в нее надгортанником и выраженного глоточного рефлекса весьма за­труднителен. Несмотря на все более широкое применение в дет­ской практике фиброволоконной оптики, довольно часто врачу приходится прибегать к проведению осмотра гортани под нар­козом.

В современной научной литературе имеются весьма разноречи­вые данные о распространенности нарушений голоса в детском возрасте. Отчасти существенная разница в данных, приводимых исследователями различных стран, обусловлена особенностями гигиены голоса у представителей различных народов; отчасти — несоответствием методических подходов к квалификации нор­мальной/нарушенной функции голосового аппарата в детском возрасте.

Так, американские ученые обнаруживают нарушения голоса у 6—9% жителей своей страны в возрасте 5—18 лет, что в среднем составило 3 млн. человек. F.B.Wilson (1971) выявил нарушения голоса (от незначительных до затрудняющих общение) у 76 % об­следованных им детей.

Японские исследователи (1984) отмечают нарушения голоса не более чем у 1 % японских детей, однако столь невысокая циф­ра объясняется тем, что скрининг проводился учителями, не име­ющими специальной подготовки. A.Zaliouk (1957) установил на­личие дисфонии у 21 % израильских школьников.

Для уточнения спорных вопросов о частоте и особенностях детских нарушений голоса Ю.С.Василенко и С.Е.Уланов (2002) провели исследование 2540 детей и подростков в возрасте от 5 до 17 лет. После анализа полученных данных авторы пришли к выводу о довольно значительной частоте таких заболеваний у детей и под­ростков: ее показатель составил 3,5 % от общего числа обследу­емых. Причем для детей — участников хоровых коллективов час­тота нарушений голоса возрастала до 8,03 %.

Нарушения голоса в детском возрасте могут проявляться в форме функциональных и органических дисфоний. Из функциональных голосовых нарушений в детском и подростковом возрасте чаще диагностируются гипотонусная (17,7%) и мутационная дисфо­ний (18,1 %), из органических—узелки голосовых складок (29,2%) и ларингит (19,4%).

Среди причин развития таких нарушений у детей большинство исследователей называют перенапряжение голоса, воспалитель­ные заболевания верхних дыхательных путей и психотравмирующие факторы.

Наиболее распространенным заболеванием является дисфония, обнаруживающая себя хронической охриплостью и нарушениями резонанса (чаще — гиперназальностью). Частота выявления дис­фоний находится в определенной зависимости от возраста детей. Максимальное число нарушений отмечается в возрастной груп­пе от 5 до 8 лет; по данным Ю. С. Василенко, нарушения голоса в дошкольном возрасте свойственны 23% обследованных. Объясня­ется это недостаточной зрелостью мышечных и нервных элемен­тов гортани, неправильной фонацией, а также голосовыми зло­употреблениями.

Органические нарушения голоса у детей встречаются чаще, чем функциональные. Установлена определенная взаимосвязь между полом и характером голосовых расстройств: у мальчиков чаще обнаруживаются гипогипертонусные дисфоний, у девочек — пси­хогенные афонии.

Основой возникновения голосовых нарушений служит чрезвы­чайная хрупкость голосового аппарата у детей. Так, по данным Л. Б.Дмитриева, при осмотре гортани непосредственно после 30— 45-минутного урока пения у большинства детей отмечаются те или иные патологические признаки — розоватая окраска слизис­той оболочки по свободному краю голосовых складок, недоста­точное их смыкание, нарушение вибрационной функции той или иной степени выраженности. Эти нарушения обнаруживаются в основном у тех школьников, которые жалуются на быструю утом­ляемость голоса.

Этиологию нарушений голоса у детей следует рассматривать в зависимости от механизмов нарушений фонации и сроков их про­явления.

Органические нарушения голоса у детей можно разделить на сле­дующие этиологические группы:

— врожденные аномалии строения и функции голосового аппа­рата;

Функциональные нарушения преимущественно обусловлены:

— несоблюдением гигиены певческого голоса;

— нарушениями использования голосового аппарата в период мутации;

— патологическими очагами в органах и системах, не входящих в состав голосового аппарата.

Особую группу составляют нарушения голоса, обусловленные потерей или недостаточностью слухового восприятия вследствие заболеваний органов слуха.

Рассмотрим подробнее каждый из выделенных вариантов на­рушений голоса у детей.

Органические нарушения голоса.В этой группе врожденные ано­малии оказываются наиболее распространенной причиной нару­шений голоса. Как правило, аномалии строения гортани обнару­живаются еще в периоде новорожденное™, так как они обуслов­ливают выраженные нарушения звучания голоса и зачастую сопровождаются отклонениями в функционировании системы дыхания (одышка, цианоз, учащение дыхания). Кардинальным симптомом врожденной патологии гортани является стридор — свистящий шум на вдохе и на выдохе вследствие анатомического или физиологического сужения воздухоносных путей. По особен­ностям стридора можно судить о локализации патологического процесса.

К распространенным вариантам аномалий строения гортани относятся: асимметрии строения гортани, наличие соединитель­нотканных перепонок и стенозов, борозд голосовой складки, ларингомаляции.

Значительный процент нарушений голоса у детей обусловлен патологией голосооформительной части голосового аппарата, в частности нёбно-глоточного клапана. Недостаточность нёбноглоточного клапана может вызвать дефекты, которые характеризу­ются комбинацией гиперназальности, гипоназальности и носовой эмиссии звука (фырканье).

Достаточно часто встречающейся причиной нарушений стано­вятся травмы гортани. У детей до 1,5 года травмы гортани преиму­щественно вызываются аспирацией инородных предметов или дли­тельной эндотрахеальной интубацией. В возрастной группе от 1,5 до 12 лет среди распространенных причин травм гортани также выступает аспирация инородных тел и последствия дорожно-транс­портных происшествий и длительной интубации. Отмечаются слу­чаи травмирования гортани в результате вдыхания токсичных или разъедающих веществ.

Травмы гортани могут сопровождаться повреждениями суста­вов и мышц или переломами хрящей, а также повреждениями голосовых мышц и слизистой оболочки.

Особого внимания логопедов требуют дети с долговременной трахеостомой (более 2 — 3 недель), в результате ношения которой в большинстве случаев возникает укорочение голосовых складок и соответственно повышение тональности голоса. Трахеостома мо­жет стать причиной развития рубцового стеноза гортани.

Во всех случаях травматических повреждений гортани неотъем­лемой частью лечения является фонопедическая коррекция голо­совых нарушений.

Новообразования гортани представляют собой довольно редкую патологию в детском возрасте. Наиболее часто «узелки» голосовых складок обнаруживаются у мальчиков — в 5 раз чаще, чем у дево­чек, причем большая распространенность приходится на возраст­ной период от 7 до 10 лет (Михайлова Г.Д., 1987). A.Yates и H.H.Dedo (1984) считают, что узелки голосовых складок состав­ляют до 17 % всех доброкачественных новообразований гортани. Локализация, форма и размеры подобных образований отличаются от таковых у взрослых. Располагаются они по свободному краю в средней трети голосовых складок и имеют широкое осно­вание. Преимущественно это двусторонние узелки. Весьма настораживающим является наблюдение, свидетельствующее о том, что данный вид патологии отмечается приблизительно у 10% детей, посещающих дошкольные учреждения, и не обнаруживается у де­тей, находящихся на домашнем воспитании.

Каждого ребенка с узелками голосовых складок необходимо обследовать для выяснения причин их возникновения и разработ­ки плана лечения.

Зачастую трудно установить, почему у одного ребенка узелки возникли, а у другого, который больше говорит и кричит, их нет. В настоящее время отсутствуют точные представления о том, по­чему голосовой аппарат у одних детей более адаптирован, чем у других. Повышенная активность детей, в силу которой они много кричат, по-видимому, все же служит причиной более частого воз­никновения узелков в детском возрасте.

Отчасти появление данных новообразований может быть обус­ловлено сочетанием наследственной предрасположенности и пе­ренапряжения голоса.

Основной тактикой коррекции голоса при данной патологии становится включение ребенка в долговременную фонопедическую работу, рассчитанную на 3 — 6 месяцев, и лишь при ее неэффективности — хирургическое воздействие.

Вторым по распространенности вариантом новообразований гортани у детей является паппиломатоз гортани. Наибольшее зна­чение имеют такие варианты течения болезни, при которых ребе-

нок неоднократно подвергается хирургическому вмешательству и длительное время носит трахеотомическую трубку.

Функциональные нарушения голоса у детей.Наиболее распрос­траненным поводом для возникновения таких нарушений являет­ся перенапряжение голосового аппарата. Следует при этом отме­тить, что оно преимущественно оказывается следствием непра­вильных речевых навыков, которые формируются у детей под влиянием подражания окружающим людям, имеющим либо на­рушения голоса, либо патологическую привычку к использова­нию твердой или придыхательной атаки, либо чересчур громкий голос. Вместе с тем они могут наблюдаться и у детей с лабильной нервной системой.

Усилению патологического состояния также способствует ис­пользование в игре звуковых имитаций нефизиологических зву­ков (гул самолета, визг сирены и т.п.) или пребывание ребенка в условиях повышенного шума.

Перенапряжение голоса обусловливает возникновение тонусных нарушений в мышцах гортани (преимущественно по типу гипотонуса) или фонастении у детей с врожденной слабостью нервно-мышечного аппарата.

По мнению Л.Б.Дмитриева, Л. М.Телеляевой и некоторых дру­гих авторов, многие дефекты голосообразования являются след­ствием неправильного пения и нерационального режима пользова­ния голосом в детском возрасте, в частности у мальчиков в период мутации, а также в до- и послемутационном периодах. Дети зача­стую перенимают у взрослых манеру пения, причем возникаю­щие технические трудности преодолевают путем перенапряжения голосового аппарата или его отдельных частей. При стробоскопи­ческом обследовании гортани у поющих детей часто отмечается неестественный, несвойственный детскому голосу грудной харак­тер колебаний, характерный для голоса взрослых. У поющих детей могут наблюдаться такие же болезненные состояния голосового ап­парата, как и у взрослых, начиная от обычного воспаления голосо­вых складок до типичных «певческих узелков». В большинстве слу­чаев эти заболевания обусловлены неправильным режимом пения, нерациональным голосовым режимом. Соответственно для сохра­нения функциональной активности голосового аппарата «поющих» детей необходимо строгое соблюдение правил гигиены голоса.

Мутация, как отмечалось ранее (см. гл. 1), — явление физиоло­гическое. Однако при нарушении темпа или динамики ее прохож­дения возможно возникновение различных вариантов дисфонии той или иной степени выраженности.

Причинами изменения голоса в период мутации считаются нарушения координации функций наружных и внутренних мышц гортани и отсутствие согласованности между дыханием и фона­цией. Такие нарушения проявляются в самых различных формах:

— упорно сохраняющемся фальцете;

— болевых ощущениях при фонации;

— неудержимом рефлекторном кашле как результате чрезвы­чайного раздражения слизистой оболочки голосовых складок;

— сохранении «детского» тембра голоса у взрослых мужчин с нормально сформированной гортанью;

— мутационном ларингите. Коррекционно-педагогическая работа при таких нарушениях

должна быть направлена на обучение методам правильного голо­соведения с учетом гормонально обусловленных анатомических изменений в голосообразующей части.

Причиной многих функциональных нарушений голоса у де­тей, особенно изменений способности к его модификации по высоте тона, громкости и другим качественным характеристикам, являются психические нарушения или плохая приспособляемость к окружающей среде (Curtis M., 1967).

В качестве предрасполагающих факторов в подобных случаях можно выделить: особенности личности, патологию характера, эмоциональную лабильность, нарушения взаимодействия между ребенком и родителями. Эти причины и обстоятельства зачастую тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Психические воздействия и травмы нередко вызывают расстройства голоса, причинной ос­новой которых являются изменения тонуса голосовых мышц и координации между различными отделами голосового аппарата, в частности охриплость, резкость, придыхание, потеря (или, на­оборот, повышение) громкости, ринофония, афония. Так, чрез­мерная агрессивность может сказаться в привычке говорить очень громко, охриплость может быть тесно связана с отрицательными эмоциями и психической травмой (Leden H. von, 1958, 1965). Эмо­циональные факторы, неосознаваемые конфликты и фрустрация, приводящие к чрезмерному напряжению, могут провоцировать гиперфункциональные нарушения голоса. Психогенная афония у детей часто служит симптомом сильного эмоционального потря­сения и в то же время способом ухода от сложной жизненной ситуации.

Читайте также:  Психогенная афония или истерический мутизм

Особую выраженность голосовые нарушения приобретают у эмоционально неуравновешенных детей с психотическими или невротическими расстройствами. Основными симптомами «беды» в данном случае становятся отклонения от нормального тембра, громкости и высоты тона.

Следует отметить, что не только нарушения функционирова­ния нервной системы могут приводить к возникновениям непо­ладок с голосом, но и сами по себе нарушения голоса и сопут­ствующие данному заболеванию факторы могут обусловить появ­ление невротических расстройств. На состояние ребенка оказывает влияние слишком большое число факторов, в частности: астенический синдром, ослабление сопротивляемости и приспособляе­мости организма, снижение темпа формирования высших психи­ческих функций, явления госпитализма.

Е. С.Алмазова (1973) выделяет три группы детей, характери­стики которых различаются в зависимости от изменения эмоцио­нально-волевой сферы под влиянием заболевания голосового ап­парата:

1-я группа — в нее включены дети, на которых болезнь на­кладывает особый отпечаток. Они ослаблены физически, угнете­нье относятся весьма безнадежно к своему состоянию, воля к выздоровлению и восстановлению голоса отсутствует. Чаще всего они неуравновешенны, раздражительны, плаксивы, склонны к аффектам. Поведение неустойчивое, установление контакта за­труднено.

2-я группа — ее составляют дети, которых не угнетают ни болезнь, ни отсутствие голоса. Они безразличны к своему состоя­нию, стремление выздороветь и восстановить голос отсутствует. Как правило, эти дети недисциплинированны, некритичны. В кон­такт вступают легко, по характеру, скорее, добродушны. Такие особенности поведения отчасти объясняются меньшей длитель­ностью заболевания гортани.

3-я группа — в нее входят дети, у которых не обнаруживает­ся значительных изменений в эмоционально-волевой сфере. Они терпеливо относятся к медицинским манипуляциям, отличаются уравновешенностью настроения, контактностью, дисциплиниро­ванностью, критическим отношением к своему дефекту, желани­ем выздороветь и восстановить голос.

Данная классификация показывает, что нарушения голоса мо­гут в значительной степени влиять на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка, его поведение и формирование личности в целом. Приобретенные изменения в соматической и психиче­ской сферах подчас сохраняются на долгие годы, делая этих детей инвалидами, препятствуя самореализации.

Именно поэтому успешность восстановительной работы опре­деляется не только чисто биологическими факторами и методами логопедического воздействия, но и воздействием наличность больного ребенка.

Длительно текущее заболевание голосового аппарата помимо влияния на личность детей значительно сказывается и на их рече­вом развитии. При отсутствии голоса в сензитивные периоды раз­вития речи вторично нарушается звукопроизношение, искажает­ся динамика становления коммуникативной функции. У детей с заболеваниями гортани нарушение/отсутствие голоса делает не­возможным вербальное общение или сильно его ограничивает, что, в свою очередь, снижает, а порой и исключает стимуляцию мышечной активности артикуляционного аппарата. Возникают изменения, проявляющиеся в вялости, неловкости движений. Ше­пот, образующийся в условиях неточной, вялой артикуляции, слаб, малоразборчив, а при длительном ношении трахеостомы приоб­ретает «квакающий» характер. Наиболее доступными остаются звуки [п], [т], [к].

Речь таких детей монотонна, отрывиста, с примесью шумов, малопонятна для окружающих, неприятна на слух. В ее общем потоке выделяются лишь взрывные глухие переднеязычные; соноры и гласные остаются беззвучными.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Афония (потеря голоса) – состояние потери звучности голоса, — возможность разговаривать только шепотом. Фактически, афония является отсутствием голоса.

При правильном и своевременном лечении афонии, голос возвращается к человеку в скором времени, а его тональность остается без каких-либо изменений.

Причин афонии, т.е. потери голоса множество. Рассмотрим из них наиболее встречающиеся:

  • простудные заболевания, которые вызывают воспаление и раздражение гортани и голосовых связок (грипп, ОРВИ);
  • воспалительные заболевания (бронхит, пневмония, ларингит, тонзиллит);
  • срыв или переутомление голоса (часто наблюдается у певцов, учителей, дикторов);
  • опухоли голосового аппарата;
  • врожденные патологии развития гортани;
  • раздражение гортани вследствие химических ожогов;
  • токсическое воздействие, из-за которого развивается спазм мышц гортани (загрязненный воздух, табачный дым);
  • травма голосового аппарата (например, во время проведения операции при введении специальных трубок в трахею или бронхи при общем наркозе, или же при проведении операции на щитовидной железе);
  • попадание инородного тела в дыхательный и голосовой аппараты;
  • стрессы, сильные волнения, страхи;
  • продолжительное дыхание очень сухим или очень холодным воздухом;
  • поражения центральной нервной системы (например, на фоне травмы головного мозга).

Истинная или гортанная афония. Развивается при различных заболеваниях гортани, которые влияют на правильность смыкания и вибрацию голосовых связок (например, при опухолях гортани).

Паралитическая афония. Возникает при нарушении функций нижнего гортанного нерва, который управляет большинством внутренних мышц гортани (например, травмирование гортанного нерва в результате проведения операции на щитовидной железе).

Спастическая афония. Развивается при спазме внутренних мышц гортани, в результате чего происходит сужение голосовой щели (например, при раздражении слизистой оболочки глотки и гортани химическими веществами).

Функциональная или истерическая афония. Возникает на фоне острого или хронического ларингита, нарушений рефлекторных механизмов на уровне коры головного мозга, длительного громкого крика или пения.

Афония не имеет своих четких признаков. Симптомы афонии могут указывать на сопутствующие заболевания или травмы, из-за которых возникла потеря голоса.

— боль в горле;
— затрудненное глотание;
— сиплость и хрипота;
— потеря голоса;
— невозможность нормально разговаривать (как обычно);
— спазм или паралич голосовых связок.

При отсутствии должного внимания признакам афонии, можно упустить шанс быстрого лечения серьезной болезни (например, рак гортани), которая и привела к потере голоса. Подобная ситуация может привести к полной потере голоса без возможности восстановления.

Конечно же, тут я хочу сделать поправку, что если Вам или Вашим знакомым врач выдвинул вердикт, что голос восстановить нельзя, это еще не значит что он прав! Как минимум, можно обратится к другому врачу, ну а если все силы исчерпаны, не отчаивайтесь, обратитесь к Господу, ведь для Него уж точно нет ничего невозможного! Тем более в Библии, в Новом Завете, есть замечательные примеры, когда не только немые от рождения начинали говорить, но и слепые видеть!

Для диагностики афонии используют следующие методы:

— общий осмотр, анализ анамнеза болезни;
— анализ мазка со слизистой ротоглотки (если при осмотре обнаружены признаки инфекции);
— ларингоскопию.

Если необходимо исключить опухоль, то назначают:

Курс лечения афонии назначает отоларинголог. Иногда, может потребоваться консультация невролога или терапевта.

Лечение афонии в основном зависит от причины её возникновения и может включать:

— прием лекарственных препаратов;
— прием средств народной медицины;
— физиопроцедуры;
— соблюдение покоя речевого аппарата;
— лечение болезни, вследствие которой возникла афония;
— операцию по удалению гортанной опухоли;
— удаление рубцов гортани.

Общие правила при лечении афонии:

— говорите только шепотом и как можно меньше;
— исключите из рациона холодное, горячее и острое, алкоголь и газировку;
— пейте, как можно больше теплой жидкости;
— ежедневно выпивайте по 1 домашнему куриному яйцу (после холодильника подержите яйцо в теплой воде, а потом употребляйте);
— увлажняйте воздух (для этого отлично подходит увлажнитель воздуха).

Перед употреблением народных средств, для восстановления голоса, обязательно проконсультируйтесь с лечащим врачом!

Чеснок. Каждый день принимайте отваренные дольки чеснока. Просто проварите зубчики до мягкости и удаления остроты.

Яйца. Ежедневно утром выпивайте 4 перепелиных или 2 куриных яйца (домашних).

Сок капусты. Принимайте свежевыжатый сок белокочанной капусты 3 раза в день по 0,5 стакана.

Хрен с мёдом. Смешайте в равных частях кашицу из хрена и мёда. Принимайте 1 ч. ложку каждый час.

Семена льна с яблоком и мёдом. Возьмите 1 ст. ложку семян льна, кожуру 1 яблока и 2 ч. ложки мёда. Залейте смесь 300 мл воды и варите 10 минут. Пейте отвар в теплом виде за 10 минут до еды 3 раза в день.

Алтей и лаванда. Возьмите по 2 ст. ложки цветков алтея и лаванды и залейте 600 мл кипятка. Дайте средству постоять минут 15-20. Используйте в теплом виде для полосканий горла, а также немножко пейте в течение дня.

Фенхель с молоком. При охриплости голоса взять 10 г плодов фенхеля, залить 1 л кипящего молока, настаивать 10 мин, добавить немного меда. Пить очень горячим и медленно по 2-3 стакана днем и 1 стакан перед сном.

Коровяк. 30 г сухих цветков коровяка отварите 10 минут в 0,5 л воды и процедите. В теплом виде полощите горло.

Картофель. Почистите картофель и отварите в небольшом количестве воды. Воду слейте, а картофель разомните и, накрывшись над картофелем, вдыхайте пар широко-раскрытым ртом, а выдыхайте носом.

Молодые побеги малины. 4 ст. ложки сушеных побегов малины залейте 2 стаканами воды и проварите на слабом огне 15 минут. Накройте и укутайте отвар и дайте постоять 30 минут. Процедите через 1 слой марли и доведите до кипения. Примите удобное положение и наклонитесь над кастрюлей, сверху накрывшись. Вдыхайте пар ртом, выдыхайте носом.

Чтобы предотвратить появление афонии, или хотя бы минимизировать возможности потери голоса, специалисты рекомендуют придерживаться следующих правил:

— регулируйте громкость своего голоса, давайте голосу отдохнуть;
— откажитесь от вредных привычек;
— закаляйте свой организм;
— принимайте витамины, а также старайтесь употреблять свежие овощи и фрукты;
— питайтесь правильно и сбалансировано;
— не употребляйте слишком холодные напитки;
— зимой, старайтесь дышать носом, не переохлаждайтесь;
— ведите активный образ жизни;
— соблюдайте режим сна;
— избегайте стрессовых ситуаций;
— храните подальше от детей бытовые чистящие и моющие средства.

источник

Дисфония – понятие, обозначающее нарушение голосовой функции, которое проявляется хрипотой, гнусавостью, слабостью и осиплостью. Полная потеря звучности голоса называется афонией. При безгласии сохраняется шепотная речь, появляются моменты дребезжащего голоса.

Дисфония возникает при нарушении работы голосового аппарата. У больных происходит частичное изменение высоты, тембра или силы голоса. Данное патологическое состояние встречается в любом возрасте и хорошо поддается лечению. Невозможность говорить нормальным голосом возникает по разным причинам. Среди них: простудные заболевания, чрезмерное перенапряжение голосовых связок, стресс и волнение.

Дисфония и афония — симптомы различных соматических и психоневрологических заболеваний: дифтерийного крупа, острого ларингита, катара, опухоли гортани, неврозов. Все больные с нарушением речевой функции должны быть тщательно обследованы. Лечение афонии и дисфонии зависит от причин, вызвавших эти недуги. Правильная и своевременная терапия обеспечивает быстрое возвращение голоса с его первоначальной тональностью.

По происхождению дисфония бывает органической и функциональной. Органическая возникает на фоне воспалительных заболеваний гортани, а функциональная — на фоне различных невротических изменений. После угасания патологических процессов в организме дисфония исчезает.

Функциональная дисфония подразделяется на 3 вида: гипотонусная, гипертонусная, гипо-гипертонусная.

Патогенетическая классификация дисфонии:

  • Мутационная дисфония встречается у мальчиков пубертатного возраста и отличается резким переходом голоса от высокого тона к низкому.
  • Психогенная дисфония обусловлена сильным психоэмоциональным перенапряжением.
  • Спастическая дисфония возникает при дискоординируемой гиперфункции дыхательной мускулатуры.

По длительности дисфонию подразделяют на кратковременную и стойкую.

Виды афонии:

  1. Паралитическая афония развивается при дисфункции нижнего гортанного нерва, который травмируется во время операций на органах шеи или поражается при инфекционной интоксикации. Причиной патологии также являются хронические заболевания нервной системы – сирингомиелия, сирингобульбия.
  2. Истинная афония возникает при поражении гортани, препятствующему надлежащему смыканию и достаточной вибрации связок. Острый или хронический ларингит, паралич гортанных мышц, новообразования — причины подобных изменений.
  3. Функциональная афония – отсутствие голоса, обусловленное функциональной недостаточностью голосовых мышц центрального происхождения. Развитию патологии способствует влияние стресса и психических травм на лабильную нервную систему больных.
  4. Спастическая афония возникает при спазматическом сокращении мышц гортани, сужающих голосовую щель. Судороги гортанных мышц делают щель настолько узкой, что у больных полностью пропадает голос.

Причины дисфонии и афонии подразделяют на две большие группы: врожденные и приобретенные.

  • Основной причиной дисфонии голосовых связок является врожденный порок развития гортани. У больных с нарушенной структурой хрящевой ткани провисает надгортанник, вход в гортань неполностью отрывается, что проявляется отрывистым и шумным вдохом. Это так называемый врожденный стридор или ларингомаляция, которая развивается в процессе эмбриогенеза после появления центров хондрификации.
  • Врожденный подголосовой стеноз гортани — частая причина сужения дыхательных путей в детском возрасте, проявляющегося дисфонией или афонией. Полное или частичное недоразвитие голосовых складок у детей сопровождается одышкой, хрипами, кашлем.
  • Ангиома гортани – сосудистая патология, являющаяся следствием нарушенного эмбрионального развития кровеносной и лимфатической систем. Развивается заболевание под воздействием инфекционных агентов, травматического повреждения, гормонального дисбаланса в гестационном периоде.

Заболевания, ставшие причиной дисфонии:

  1. Аллергия,
  2. Воспаление различных отделов респираторного тракта,
  3. Доброкачественные новообразования гортани,
  4. Заболевания неврологического характера,
  5. Астеническое состояние,
  6. Гормональный сбой,
  7. Миастения,
  8. Заболевания внутренних органов в стадии декомпенсации,
  9. Эндокринопатия,
  10. Гематологические заболевания,
  11. Остеохондроз шейного отдела позвоночника,
  12. Травмы голосового аппарата,
  13. Острые инфекционные заболевания – грипп, ОРВИ, ангина.

Факторы, провоцирующие дисфонию:

  • Стрессовые состояния,
  • Вынужденное долгое молчание,
  • Обструкция дыхательных путей инородными телами,
  • Длительный прием анаболиков,
  • Профессиональный фактор, связанный с постоянным напряжением голосовых связок,
  • Психологические факторы,
  • Операции на органах шеи,
  • Медикаментозное лечение,
  • Перенапряжение голоса в компании или шумном помещении,
  • Особенности микроклимата помещения – сырость, пыль, холод или жара,
  • Чрезмерное употребление алкогольных напитков,
  • Раздражение гортани вследствие химических ожогов,
  • Курение,
  • Пожилой возраст,
  • Частый и продолжительный визг и крик у детей,
  • Профессиональные вредности — запыленность или загазованность производственного помещения.

Функциональная дисфония часто приводит к формированию органической патологии гортани – атрофического ларингита. Регулярное воздействие провоцирующих факторов обычно имеет неблагоприятный исход. В горле развиваются различные патологии – опухоли, полипы, гематомы. Длительное перенапряжение голоса часто заканчивается хроническим ларингитом, а чрезмерное увлечение алкоголем способствует усиленному приливу крови к глотке, гиперемии и отеку слизистой оболочки гортани.

У детей дисфония развивается вследствие частых и громких криков, пения в высоком звуковом диапазоне. Голос у малышей становится хриплым при увеличении и воспалении аденоидов. Нарушенное носовое дыхание способствует попаданию в гортань холодного и неочищенного воздуха, что приводит к частым ларингитам и дисфонии.

Читайте также:  Различие афонии и дисфонии

У больных с дисфонией голос становится хриплым, изменяется его тембр или тональность. У детей появляется стридорозное дыхание — свистящее и шумное, обусловленное турбулентным воздушным потоком в дыхательных путях. Стридор является важным симптомом значительной обструкции гортани.

Дисфония сопровождается постоянной или периодической охриплостью и утомляемостью голоса. У больных ларингитом голос становится слабым и осипшим, возникает сухой мучительный кашель, речь затрудняется. По мере роста опухоли голос пропадает, остается лишь шепотная речь. Развивается афония.

  1. Гипотонусная форма проявляется гиперемией голосовых складок, формированием овальной или треугольной голосовой щели, глухим, слабым и сиплым голосом.
  2. Гипертонусная дисфония — тонический мышечный спазм гортани и судорожное сближение напряженных голосовых складок, сопровождающееся хрипотой и болью в горле.
  3. Симптомами гипо-гипертонусной дисфонии являются: сухость во рту, тремолирующий, вибрирующий голос, сбивчивость дыхания.
  4. Спастическая дисфония — самая тяжелая форма патология, имеющая острое начало, обусловленное психической травмой и длительным перенапряжением голоса. Он становится хриплым, слабым, вибрирующим, фальцетным, дрожащим, срывающимся. Мышцы затылка и шеи начинают болеть в результате постоянного спазма, боль в горле усиливается при глотании. Постепенно болевой синдром и дискомфортные ощущения в горле становятся невыносимыми и требуют срочного лечения.

При обнаружении перечисленных выше симптомов следует обратиться к ЛОР-врачу, пройти всестороннее обследование и комплексное лечение.

Диагностика нарушения голосовой функции заключается в опросе и осмотре больного. При сборе анамнеза особое внимание обращают на длительность патологии, наличие сопутствующих болезней и факторов, способствующих развитию дисфонии.

Физикальное и инструментальное обследование:

Исследование основных акустических параметров голоса,

  • Глоттография и электромиография,
  • Прямая или непрямая ларингоскопия,
  • Исследование ФВД (функции внешнего дыхания),
  • Эндофиброларингоскопия,
  • Микроларингостробоскопия,
  • Трахеоскопия при необходимости,
  • Рентгенография гортани,
  • КТ,
  • Клинические анализы крови и мочи,
  • Бактериологическое исследование отделяемого ротоглотки,
  • Биопсия при подозрении на онкопатологию.
  • Лечение дисфонии комплексное, направленное на устранение заболевания, ставшего ее причиной.

    Лекарственную терапию проводят на фоне голосового режима и ортофонического лечения.

    1. Настойка лимонника, женьшеня, прочие стимуляторы и витамины — препараты для лечения гипотонусной дисфонии, улучшающие микроциркуляцию голосовых складок и возвращающие нормальный голос.
    2. Психотропные препараты, нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты, спазмолитики показаны для лечения гиперкинетической дисфонии.
    3. Для лечения спастической дисфонии больным назначают «Гамма-аминомасляную кислоту», «Аминалон».
    4. Поливитамины, АТФ, «Стрихнин», «Прозерин», седативные средства и транквилизаторы назначают больным с различным формами дисфонии.
    5. Витаминные комплексы и сосудистые препараты показаны для улучшения функций органа и быстрого восстановления всего организма.
    6. Если причиной дисфонии стала острая вирусная инфекция, больным назначают голосовой режим, обильное теплое питье, противовирусные препараты, иммуномодуляторы. При воспалительных гортанных процессах используют антибиотики, полоскания горла, проведение ингаляций.

    К немедикаментозному лечению дисфонии относятся следующие методы:

    • Фонопедические упражнения для реабилитации голосовой функции,
    • Массажирование шеи,
    • Психотерапевтическое воздействие,
    • Логопедические и голосовые упражнения,
    • Бальнеотерапия,
    • Гидротерапия,
    • Иглорефлексотерапия,
    • Электросон,
    • Физиотерапия – электростимуляция мышц гортани диадинамическим током, гальванизация, дарсонвализация, амплипульс, электрофорез.

    Ларингопластика, имплантационная хирургия, трахеостомия и тиропластика — операции, проводимые при стойкой дисфонии, не поддающейся консервативному лечению. Чтобы восстановить голосовую функцию, хирурги иссекают рубцы со связок гортани, удаляют опухоли.

    Для лечения заболеваний, проявляющихся дисфонией, широко используют рецепты народной медицины. Водочный компресс и горчичники приводят к расширению сосудов, притоку крови к пораженной области, уменьшению признаков воспаления и устранению соответствующих симптомов.

    Больным с дисфонией полезно ежедневное употреблять сок моркови, одуванчика, репы, капусты. Куриные сырые яйца и вываренные до мягкости дольки чеснока улучшают состояние голосовых связок. Ингаляционное введение в организм отваров лекарственных трав обеспечивает их быстрое терапевтическое действие. Полезно принимать отвар семян льна с яблоком и медом, полоскать горло настоем алтея и лаванды, фенхеля и молока.

    Профилактические мероприятия при дисфонии включают:

    1. Раннее выявление и грамотное лечение инфекционных заболеваний ЛОР-органов,
    2. Режим молчания,
    3. Предупреждение ОРЗ и ОРВИ,
    4. Коррекция голосовой нагрузки у певцов, лекторов, ораторов,
    5. Обеспечение носового дыхания зимой,
    6. Борьба с вредными привычками,
    7. Укрепление нервной системы,
    8. Закаливание,
    9. Ведение здорового образа жизни,
    10. Правильное питание,
    11. Соблюдение оптимального режима труда и отдыха,
    12. Повышение иммунитета.

    При появлении первых признаков голосовых расстройств необходимо немедленно обратиться к врачу. Это значительно снижает риск развития тяжелых последствий при афонии. Патологические состояния, проявляющиеся хрипотой или полным отсутствием голоса, хорошо поддаются лечению. Голосовая функция быстро приходит в норму.

    источник

    Проявления ОРВИ ( ринит, фарингит и др.), как и хронические очаги инфекции (гайморит, тонзиллит, аденоидит), могут иметь непосредственную связь с более глубокими процессами в бронхах и легких. Бледность слизистой оболочки носа, сенной насморк либо хронический аллергический ринит (консультация детский аллерголог поликлиника «Маркушка») характерны для больных с респираторной аллергией. Затруднение носового дыхания часто бывает следствием разрастания аденоидных вегетаций, реже — искривления носовой перегородки. Ребенок имеет характерное выражение лица, его рот приоткрыт, могут быть периорбитальные тени, в последующем может наблюдаться деформация лицевого черепа.

    Степень нарушения носового дыхания можно определить по способности ребенка дышать с закрытым ртом, а также (у старших детей) по скорости струи воздуха, выдыхаемого через одну ноздрю, ощущаемой рукой обследующего.

    Охриплость голоса или его осиплость может возникать при различных состояниях.

    Наиболее выраженной и тяжелой формой является афония. Основными причинами афонии являются следующие.

    Острая инфекция слизистой оболочки гортани, острый вирусный ларингит, «ложный» круп (вирусный стенозирующий ларинготрахеит), дифтерийный круп. Прививка от дифтерии детям — детский медицинский центр «Маркушка».

    Хронические инфекции: хронические синуситы и бронхиты, туберкулез гортани.

    Изменения голосовых связок иного характера: обусловленные сухостью дыхательных путей (при преимущественном дыхании через рот); синдромом крупа (вследствие сильного загрязнения воздуха, прежде всего раздражающими газами), невоспалительного отека слизистой оболочки дыхательных путей (при заболеваниях, сопровождающихся гипопротеинемией, гипотиреозом, при котором гипотиреоидный отек голосовых связок обусловливает хриплый, низкий «хрюкающий» голос); опухолями голосовых связок, (преимущественно папилломами, узелками); параличом голосовых связок, например при поражении возвратного нерва или функциональных нарушениях (фонастения).

    Нефизиологические взаимоотношения при образовании звука приводят к перенапряжению голосовых связок, голос как бы «перехватывает». После длительного разговора появляются охриплость и утомление.

    Так называемая истерическая афония редко наблюдается у детей и легко распознается, так как голос у ребенка становится беззвучным, но при кашле слышны ясные и четкие звуки. Причины психогенной афонии следует искать в актуальных для ребенка жизненных проблемах.

    Стридор — дыхательный шум, который возникает при прохождении воздушного потока через суженный участок дыхательных путей. Стридор всегда указывает на сужение дыхательных путей. Он может быть в фазе вдоха (инспираторный стридор), в фазе выдоха (экспираторный стридор) или в обеих фазах дыхания (смешанный стридор). Во всех случаях стридор указывает на серьезные затруднения дыхания и служит признаком диспноэ.

    Острая обструкция верхних дыхательных путей вследствие сужения гортани и бронхов — самая частая причина острой дыхательной недостаточности у детей. К частому возникновению ее предрасполагают следующие факторы: узкие дыхательные пути, рыхлая клетчатка подсвязочного пространства гортани, склонность детей к ларингоспазму, относительная слабость дыхательных мышц. В подсвязочном пространстве при вирусных поражениях, аллергических состояниях, травматизации быстро возникает отек и прогрессирует угрожающий жизни стеноз. На фоне узких дыхательных путей у детей раннего возраста отек в 1 мм приводит к сужению просвета до 50 %.

    К развитию синдрома обструкции верхних дыхательных путей предрасполагают также атопическая, экссудативно-катаральная и лимфатическая аномалии конституции, загрязненный воздух (в том числе пассивное курение), железодефицитные состояния, паратрофия. Основной причиной являются вирусные инфекции, реже — бактериальные.

    Этиологические факторы вызывают катаральные (вирусы), отечные (аллергия), отечно-инфильтративные (вирусы, аллергия, химические и физические агенты), фибринозные и фибринозно-гнойные (дифтерия, стрептококки), язвенно-некротические (дифтерия, стафилококки и другие бактерии) изменения слизистой оболочки гортани.

    Инспираторный стридор наблюдается при изменениях со стороны дыхательных путей: сужение полости носа, сужение глотки перед входом в гортань, сужение в области гортани.

    Смешанный, инспираторный и экспираторный, стридор может указывать на трахеобронхит.

    Наиболее частой причиной высокой обструкции дыхательных путей у детей является острый стенозирующий ларинготрахеит, имеющий вирусную (вирус парагриппа, аденовирус и др.) или сочетанную вирусно-бактериальную (стафилококк или кишечная палочка) этиологию.

    Различаются четыре степени стеноза гортани.
    I степень (компенсированный круп) характеризуется охриплостью голоса до афонии, сухим, лающим, навязчивым, упорным кашлем. Инспираторная одышка, стридор, дыхательная недостаточность возникают у больного при нагрузке (крик, плач, кормление, кашель и т.д.). В покое одышки нет, тахикардия соответствует лихорадке.

    Для II степени (неполной компенсации) наряду с охриплостью голоса и лающим кашлем характерны стридорозное дыхание, слышимое «на расстоянии», инспираторная одышка с участием в акте дыхания вспомогательной мускулатуры (раздувание крыльев носа, втягивание межреберных промежутков, мягких тканей шеи), которая резко усиливается при нагрузке.

    При III степени (декомпенсированный круп) общее состояние тяжелое, беспокойство сменяется периодами адинамии, вялости, заторможенности. Наблюдаются выраженная дыхательная недостаточность, появляются признаки сердечной недостаточности (цианоз губ, кончика языка, носа, пальцев, увеличение печени, застойные явления в легких, аритмия, снижение АД).

    IV степень (асфиктическая) характеризуется бледно-цианотичными кожными покровами, периодически усиливающимся цианозом, аритмичным, парадоксальным дыханием, брадикардией, артериальной гипотензией, остановкой сердечной деятельности и дыхания. Только ИВЛ в комплексе с реанимационными мероприятиями по поддержанию сердечной деятельности могут сохранить жизнь.

    В основе острого аллергического отека гортани лежат анафилактические реакции, состояние характеризуется острым началом, обычно ночью, повторными приступами, чаще в весенне-летний период. В большинстве случаев развивается у детей с отягощенным аллергологическим анамнезом. Лихорадка и интоксикация отсутствуют.

    Эпиглоттит представляет собой инфекционное поражение надгортанника и прилежащих тканей и характеризуется постепенным началом, интоксикацией с гипертермией до 40 град. С, тахикардией, беспокойством. Чаще болеют дети в возрасте 3-7 лет. Не следует на дому пытаться осмотреть гортань, грубо дотрагиваться до корня языка ложкой, шпателем, так как это может вызвать остановку дыхания. Транспортировку детей с подозрением на эпиглоттит осуществляют только в положении сидя.

    Инородные тела гортани и трахеи — одна из наиболее частых причин асфиксии и внезапной декомпенсации дыхания. Чаще всего инородные тела наблюдаются у детей в возрасте 1-3 лет, у мальчиков вдвое чаще, чем у девочек. Особенно велик риск аспирации небольших предметов, таких как семечки, орехи, камешки и др. При аспирации в дыхательные пути могут попадать пища, желудочное содержимое при рвоте или пассивном затекании (регургитации) у детей первых месяцев жизни, недоношенных, при глубоких комах. Ребенок может также вдохнуть куски твердой пищи, в результате чего возможно молниеносное развитие асфиксии. Примерно в половине случаев инородные тела локализуются в трахее и могут перемещаться от подсвязочного пространства до бифуркации трахеи, вызывая периодические приступы удушья. При локализации инородного тела в бронхах может происходить рефлекторный спазм бронхиол, приводящий к внезапному появлению признаков бронхиальной обструкции с резким удлинением выдоха.

    Инородное тело дыхательных путей, как правило, сопровождается появлением острого приступообразного, часто мучительного кашля, удушья и резкого беспокойства у здорового ребенка. Аспирацию инородного тела следует предполагать также при внезапном появлении свистящего дыхания или длительного, необъяснимого кашля, при локальном ателектазе или вздутии на рентгенограмме. Типичными осложнениями аспирации инородных тел являются трахеобронхит, пневмония, ателектаз, а при длительном их сохранении — бронхоэктатическая болезнь. Окружающие взрослые, иногда с точностью до минут, отмечают появление у ребенка внезапной одышки или удушья, кашля, рвоты, цианоза или покраснения лица со слезами на глазах. Важно выяснить, не были ли доступны ребенку мелкие предметы, твердые пищевые продукты и др. При подозрении на инородное тело дыхательных путей ребенку оказывают немедленную медицинскую помощь (детский отоларинголог — детская клиника «Маркушка»).

    Истинный круп при дифтерии обусловлен образованием фибринозных пленок на голосовых связках, проявляется грубым лающим кашлем, который теряет звучность, развиваются полная афония и затруднение дыхания. Часто начинается с ангины с наличием на миндалинах плотного грязно-серого налета с неприятным запахом, значительного отека зева. Характерны интоксикация, увеличение и отечность подчелюстных лимфоузлов, отек подкожной клетчатки шеи.

    Заболевания ребенка, детей с нарушением глотания и появлением дыхательной недостаточности из-за поражения лимфатического аппарата и подкожной клетчатки шеи

    Существует также группа заболеваний, при которых преимущественно нарушаются процессы глотания и вторично возникает дыхательная недостаточность из-за поражения лимфатического аппарата и подкожной клетчатки шеи. Это заглоточный и паратонзиллярный абсцессы, инфекционный мононуклеоз, ангина Людвига.

    Односторонний отек нёбных миндалин, гиперемия, набухание нёбных дужек наряду с интоксикацией, лихорадкой, саливацией, болью при глотании характерны для паратонзиллярного абсцесса. Сходную симптоматику дает заглоточный абсцесс, но при осмотре зева отмечаются отек, гиперемия и выбухание задней стенки глотки.

    Обструктивное затруднение дыхания у ребенка во сне — частая жалоба родителей. Оно сопровождается периодическим ночным храпом, дыханием через открытый рот, появлением во сне периодического втягивания межреберий, надключичных ямок, подвздошной области, энурезом, необычными позами и другими расстройствами сна. Обычно причиной таких расстройств являются увеличенные миндалины кольца Пирогова-Вальдейера. Причиной обструктивного затруднения дыхания во сне могут быть также воронкообразная грудь, дефекты прикуса. Днем у детей могут быть сонливость, головные боли, рассеянность.

    Экспираторный стридор обычно возникает при сужении бронхов, при тяжелом спастическом бронхите, бронхиальной астме, аспирации инородного тела, сдавлении бронхов увеличенными лимфатическими узлами и злокачественными неходжкинскими лимфомами в области корней легких.

    Синдром острой бронхиальной обструкции легче возникает у детей раннего возраста, так как просвет бронхов у них существенно уже, чем у взрослых. В генезе синдрома играют роль отек стенки бронхиол, обтурация бронхов скопившимся секретом, слизью, гнойными корками (дискриния) и, наконец, спазм бронхиальной мускулатуры.

    У детей первых трех лет жизни синдром острой бронхиальной обструкции почти всегда обусловлен воспалительным отеком слизистой оболочки бронхиол (бронхиолит).

    При бронхиальной астме у детей первых лет жизни бронхоспазм выражен минимально, нарушение бронхиальной проходимости возникает в результате отека слизистой оболочки бронхов и гиперкринии. Приступу обычно предшествует период предвестников, характеризующийся насморком, кашлем, слезотечением, нередко кратковременной субфебрильной температурой тела. Во время приступа над легкими выслушиваются не только сухие, но и разнокалиберные влажные хрипы. Чем старше ребенок, тем большую роль в генезе приступа играет бронхо-шасгический компонент. При этом укорачивается период предвестников, одышка приобретает отчетливо экспираторный характер, а над легкими при аускультации сухие свистящие хрипы превалируют над жужжащими и влажными.

    источник

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *