Меню Рубрики

Афония это расстройство речи

Люди давно привыкли к тому, что они обладают способностью разговаривать, поэтому воспринимают это явление как само собой разумеющееся. Человек может, не задумываясь, владеть речью и издавать различные звуки. А вот для некоторых людей голос – это важный инструмент, который они используют в своей профессиональной деятельности. К этой категории относятся учителя, артисты, певцы, политики и многие другие. Потеря голоса – это сигнал того, что в организме произошли какие-то нарушения. Поэтому не стоит пускать все на самотек, выжидая, что проблема уйдет сама. Необходимо обратиться за помощью к специалисту, который установит причины заболевания и предложит рациональное лечение.

Говоря научным языком, афония – это состояние, когда голос теряет звучность. Часто при этом человек может говорить шепотом, но порой и эта функция отсутствует. Во время кашля звуки могут проявляться, однако при определенных заболеваниях и он беззвучен. Иногда в процессе разговора у больного человека проскакивают тонкие нотки, но в большинстве случаев звучания голоса нет.

Дисфония имеет несколько другое значение, так называют тембральные изменения голоса. Человек способен издавать звуки, но его голос звучит сипло, гнусаво или хрипло. Такое состояние характеризуется как частичная потеря голоса, тогда как афония – это полное отсутствие звучания.

Существует целый ряд голосовых расстройств, которые характеризуются частичной или полной потерей звучания (фонации). Такие патологии чаще всего встречаются у людей, чья профессиональная деятельность связана с речевым аппаратом (артисты, вокалисты, учителя, телеведущие и т. д.). Нарушения фонации связаны с высокой нагрузкой на голосовые связки. У подростков такое состояние наблюдается в период полового созревания. Примерно от 6 до 24 % детей в этом возрасте испытывают нарушения фонации при мутации голоса.

Речевые патологии бывают различных видов:

Около 41 % детей сталкиваются в своей жизни с проблемами речи. Такие патологии негативно сказываются на психоневрологическом состоянии человека, не дают полноценно развить коммуникативные способности, ограничивают выбор профессиональной деятельности.

Дисфонии, афонии относят к медико-социальным проблемам, поэтому их изучением занимаются не только медицинские работники, но и педагоги.

Неправильное функционирование голосовых связок приводит к нарушениям звукообразования. Происходит полное или частичное несмыкание связок, из-за чего человек не может полноценно разговаривать, а то и вовсе не способен произносить какие-либо звуки. Причины афонии довольно разнообразны:

  • Воспалительные процессы в гортани при таких заболеваниях, как ларингит, дифтерия, ОРВИ.
  • Раздражение слизистых оболочек гортани при вдыхании дыма, различных веществ, вызывающих аллергическую реакцию. Холодный и сухой воздух также является раздражителем.
  • Наличие опухоли.
  • Неврологические заболевания.
  • Психологические состояния: стресс, волнение, нервное перенапряжение, в более редких случаях — психические расстройства.
  • Пороки врожденного характера, связанные с развитием аппарата связок.
  • Поражен нижний гортанный нерв.
  • Попадание небольших инородных тел в гортань.
  • Получение травмы. К этой категории можно отнести проведение операций на шее, а также постановку зонда для введения наркоза.

Нарушения голоса бывают двух типов классификации: органические и функциональные. Рассмотрим подробнее особенности каждого из них.

Причины при голосовых нарушениях органического типа делятся на два вида:

  • Центральные. Это когда афония и дисфония возникают вследствие анартрии и дизартрии. У человека нарушается работа голосового аппарата в связи с параличом или парезом связок, которые, в свою очередь, вызваны поражением нервной системы, а также патологиями ствола и коры головного мозга. Яркий пример такого состояния – заболевание ДЦП.
  • Периферические. Нарушение голоса возникает после перенесенных воспалительных заболеваний гортани (ларингит, ожог и т. д.). Сюда же относятся и анатомические изменения аппарата связок (опухоли, травмы, операции на гортани).

Нарушения голоса функционального типа, так же как и органические, бывают периферического и центрального вида. Афония голоса может возникнуть при психотравмирующей ситуации. Такое расстройство речи относят к центральным функциональным нарушениям. Чаще всего оно возникает у представительниц слабого пола, которые склонны к невротическим расстройствам.

Периферические нарушения часто связаны с большими нагрузками на голосовой аппарат. В переходном возрасте патологические голосовые мутации бывают вызваны нарушениями в работе эндокринной системы, перенапряжением связок, курением в раннем возрасте.

Гипертонусная дисфония и афония – это состояние, к развитию которого приводит чрезмерное форсирование голоса. Патология может быть вызвана двухсторонним миопатическим парезом гортани, который чаще всего возникает от сильного перенапряжения голоса во время заболевания дифтерией, ОРВИ и т. д.

Чтобы установить причину возникновения патологии, может потребоваться помощь таких специалистов:

Для постановки диагноза проводят диагностику:

  • Ларингоскопия помогает выявить воспалительные и анатомические изменения связок.
  • КТ и рентгенография выявляют опухоли в гортани.
  • Стробоскопия дает оценку функциональному состоянию складок голосового аппарата.
  • Электроглоттография определяет динамику изменений в голосе.

Логопед занимается исследованием голосовых характеристик.

Афония – это довольно серьезная патология, которая приводит практически к полной потере голоса. Причин её возникновения много, поэтому при появлении такой проблемы нельзя заниматься самолечением. Нужно как можно быстрее обратиться за помощью к доктору, так как от выявления первопричины заболевания будет зависеть выбор проведения терапии.

Важно следовать рекомендациям специалиста, в таком случае лечение будет проходить наиболее эффективно.

При афонии могут назначаться антигистамины, успокоительные средства, противомикробные препараты, а также ингаляции. Но выбор лечения подбирается индивидуально, так как напрямую зависит от первопричины появления патологии. В некоторых случаях, чтобы устранить проблему, требуется проведение операции.

Человек, столкнувшийся с таким заболеванием, как афония, для стабилизации своего состояния должен:

  • Полностью отказаться от спиртных напитков, кофе и различных специй, так как эти продукты могут вызывать раздражение слизистых оболочек гортани.
  • Соблюдать голосовой режим. Нужно как можно больше молчать. Запрещено кричать и петь, так как это дает лишнюю нагрузку на связки.
  • На время лечения отказаться от курения, потому что дым негативно влияет на голосовой аппарат. По той же причине рекомендуется исключить резкие запахи.

Лечение афонии можно проводить с помощью народных средств. Но здесь нужно помнить, что не все способы, используемые в народной медицине, хороши. Например, существует старинная традиция пить сырые яйца при проблемах с голосом. Ею очень часто пользуются вокалисты. Яйца действительно обладают полезными свойствами и оказывают положительный эффект на связки. Но в этом случае очень сильно возрастает риск заразиться сальмонеллой, а это весьма серьезное заболевание.

Очень часто при потере голоса люди начинают прогревать шею при помощи водочных компрессов и различных мазей с согревающим эффектом. Делать это категорически запрещено, так как причиной афонии может быть опухоль в гортани. Такая процедура лишь навредит больному. Если вы все же решились прибегнуть к прогреванию, предварительно проконсультируйтесь у врача, чтобы не нанести ущерба здоровью.

В качестве народного средства при афонии используют:

  • Ингаляции с отваром дубовой коры и ромашки с добавлением соды.
  • Сок из белокочанной капусты (свежевыжатый). Употребляют по 100 мл 3 раза в день.
  • Отвар из чесночных долек. Варить нужно до тех пор, пока зубчики не станут мягкими (это уберет остроту).

Чтобы избежать потери голоса, нужно соблюдать определенные правила:

  • Укреплять голосовые связки.
  • Необходимо следить за регулировкой громкости голоса, особенно если профессиональная деятельность связана с нагрузками на связки.
  • Полностью отказаться от курения и алкоголя.
  • Укрепить иммунную систему (правильное питание, занятия спортом, режим сна и т. д.).

Афония – это потеря голоса, которая может возникнуть у любого человека. В большинстве случаев такая патология довольно успешно поддается лечению. Главное — вовремя обратиться к врачу за своевременной помощью.

источник

1. Дисфония (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Патология голоса может возникать при различных заболеваниях: хронических ларингитах, парезах и параличах гортани; нарушения тонуса и подвижности голосовых связок гортани могут носить также функциональный характер (фонастения у лиц голосоречевых профессий, психогенная афония при неврозах). Полностью лишает голоса удаление (экстирпация) гортани по поводу злокачественной опухоли.

2. Брадилалия (брадифразия) и тахилалия (тахифразия) — патологически замедленный или патологически ускоренный темп речи. Эти расстройства связаны с центрально-обусловленными нарушениями реализации речевой программы (органическими или функциональными по своей природе).

При брадилалии звуки и слова сменяют друг друга в более замедленном темпе, хотя и произносятся правильно (при нормальном темпе речи обычно произносятся 10—12 звуков в секунду). Если слоги разделяются между собой короткими паузами, то речь становится скандированной. При брадилалии голос обычно монотонный, теряет свою модуляцию. Лицо амимичное, все движения замедленные и вялые. Замедленность отмечается также в сфере мышления, в переключении внимания.

При тахилалии может произноситься 20—30 звуков без резких искажений фонетики. При торопливости могут появляться расстройства речевого внимания, запинки, повторения, неясность произношения фраз, но при привлечении внимания происходит быстрое восстановление равновесия между внутренней и внешней речью. Лицам с тахилалией свойственна и общая моторная гиперактивность. Моторное беспокойство отмечается даже во время сна (дети мечутся в постели).

3. Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную (логоневроз) природу, возникает чаще в ходе речевого развития ребенка. К физиологическим (биологическим) симптомам заикания относятся речевые судороги, нарушения центральной нервной системы и физического здоровья, общей и речевой моторики. К психологическим (социальным) — речевые запинки и другие нарушения экспрессивной речи, феномен фиксированности на дефекте, логофобии, уловки и другие психологические особенности.

Главным внешним симптомом заикания являются речевые судороги. Их длительность в средних случаях составляет от 0,2 до 13 секунд, в тяжелых — до 90 секунд. При тонических судорогах имеет место короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц — тонус: «т-ополь» (черта после буквы означает судорожную паузу при произношении слова). При клонических судорогах наблюдается ритмическое повторение одних и тех же судорожных движений — клонус: «то—то—ноль». Могут наблюдаться не только клонические и тонические, но и смешанные (клонико-тонические) формы заикания.

4. Дислалия (косноязычие) — нарушение, недостатки звукопроизношения фонем при формально нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата.

В основе акустико-фонематической дислалии лежат недостатки в процессе узнавания и различения входящих в состав слова фонем (фонематических слух). Ребенок не распознает тот или иной акустический признак сложного звука (гора — «кора», жук — «щук», рыба — «лыба»). Все это мешает правильно воспринимать речь как самому говорящему, так и слушающему.

При артикуляторно-фонематической дислалии фонематический слух у ребенка сформирован полностью, но имеют место нарушения в моторном звене производства речи. При этом может быть не полностью сформирована артикуляторная база некоторых звуков, что приводит к замене нужного звука другим, более простым по артикуляции. В других случаях, что бывает наиболее часто, артикуляционная база сформирована, но принимается неправильное решение об использовании звука, вследствие чего звуковой облик слова становится неустойчивым (ребенок может произносить слова правильно и неправильно).

При артикуляторно-фонетической дислалии дефекты звуков обусловлены неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего в этих случаях неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному и окружающими распознается.

Для обозначения искаженного произношения звуков используются международные термины, образованные от названий букв греческого алфавита с помощью суффикса «изм»: ротацизм — дефект произношения «р», ламбдацизм — «л», гаммацизм — «г», хитизм — «х», каппацизм — «к», сигматизм — свистящих и шипящих звуков и др.

5.Ринолалия (гнусавость) — нарушение тембра голоса и звукопроизношения из-за анатомо-физиологических дефектов речевого аппарата (расщелины неба, нарушения резонансных свойств полостей носа и др.).

6.Дизартрия (косноязычие) — нарушение произношения без расстройства восприятия устной речи, чтения и письма, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата (паралич или парез речедвигательных мышц, что нередко встречается при детском церебральном параличе). Основными ее признаками являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего артикуляционной, моторики и речевого дыхания. Тонус речевой мускулатуры может быть как патологически повышенным, так и сниженным.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8090 — | 7758 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Дисфония – понятие, обозначающее нарушение голосовой функции, которое проявляется хрипотой, гнусавостью, слабостью и осиплостью. Полная потеря звучности голоса называется афонией. При безгласии сохраняется шепотная речь, появляются моменты дребезжащего голоса.

Дисфония возникает при нарушении работы голосового аппарата. У больных происходит частичное изменение высоты, тембра или силы голоса. Данное патологическое состояние встречается в любом возрасте и хорошо поддается лечению. Невозможность говорить нормальным голосом возникает по разным причинам. Среди них: простудные заболевания, чрезмерное перенапряжение голосовых связок, стресс и волнение.

Дисфония и афония — симптомы различных соматических и психоневрологических заболеваний: дифтерийного крупа, острого ларингита, катара, опухоли гортани, неврозов. Все больные с нарушением речевой функции должны быть тщательно обследованы. Лечение афонии и дисфонии зависит от причин, вызвавших эти недуги. Правильная и своевременная терапия обеспечивает быстрое возвращение голоса с его первоначальной тональностью.

По происхождению дисфония бывает органической и функциональной. Органическая возникает на фоне воспалительных заболеваний гортани, а функциональная — на фоне различных невротических изменений. После угасания патологических процессов в организме дисфония исчезает.

Читайте также:  Нарушение фонации дисфония афония

Функциональная дисфония подразделяется на 3 вида: гипотонусная, гипертонусная, гипо-гипертонусная.

Патогенетическая классификация дисфонии:

  • Мутационная дисфония встречается у мальчиков пубертатного возраста и отличается резким переходом голоса от высокого тона к низкому.
  • Психогенная дисфония обусловлена сильным психоэмоциональным перенапряжением.
  • Спастическая дисфония возникает при дискоординируемой гиперфункции дыхательной мускулатуры.

По длительности дисфонию подразделяют на кратковременную и стойкую.

Виды афонии:

  1. Паралитическая афония развивается при дисфункции нижнего гортанного нерва, который травмируется во время операций на органах шеи или поражается при инфекционной интоксикации. Причиной патологии также являются хронические заболевания нервной системы – сирингомиелия, сирингобульбия.
  2. Истинная афония возникает при поражении гортани, препятствующему надлежащему смыканию и достаточной вибрации связок. Острый или хронический ларингит, паралич гортанных мышц, новообразования — причины подобных изменений.
  3. Функциональная афония – отсутствие голоса, обусловленное функциональной недостаточностью голосовых мышц центрального происхождения. Развитию патологии способствует влияние стресса и психических травм на лабильную нервную систему больных.
  4. Спастическая афония возникает при спазматическом сокращении мышц гортани, сужающих голосовую щель. Судороги гортанных мышц делают щель настолько узкой, что у больных полностью пропадает голос.

Причины дисфонии и афонии подразделяют на две большие группы: врожденные и приобретенные.

  • Основной причиной дисфонии голосовых связок является врожденный порок развития гортани. У больных с нарушенной структурой хрящевой ткани провисает надгортанник, вход в гортань неполностью отрывается, что проявляется отрывистым и шумным вдохом. Это так называемый врожденный стридор или ларингомаляция, которая развивается в процессе эмбриогенеза после появления центров хондрификации.
  • Врожденный подголосовой стеноз гортани — частая причина сужения дыхательных путей в детском возрасте, проявляющегося дисфонией или афонией. Полное или частичное недоразвитие голосовых складок у детей сопровождается одышкой, хрипами, кашлем.
  • Ангиома гортани – сосудистая патология, являющаяся следствием нарушенного эмбрионального развития кровеносной и лимфатической систем. Развивается заболевание под воздействием инфекционных агентов, травматического повреждения, гормонального дисбаланса в гестационном периоде.

Заболевания, ставшие причиной дисфонии:

  1. Аллергия,
  2. Воспаление различных отделов респираторного тракта,
  3. Доброкачественные новообразования гортани,
  4. Заболевания неврологического характера,
  5. Астеническое состояние,
  6. Гормональный сбой,
  7. Миастения,
  8. Заболевания внутренних органов в стадии декомпенсации,
  9. Эндокринопатия,
  10. Гематологические заболевания,
  11. Остеохондроз шейного отдела позвоночника,
  12. Травмы голосового аппарата,
  13. Острые инфекционные заболевания – грипп, ОРВИ, ангина.

Факторы, провоцирующие дисфонию:

  • Стрессовые состояния,
  • Вынужденное долгое молчание,
  • Обструкция дыхательных путей инородными телами,
  • Длительный прием анаболиков,
  • Профессиональный фактор, связанный с постоянным напряжением голосовых связок,
  • Психологические факторы,
  • Операции на органах шеи,
  • Медикаментозное лечение,
  • Перенапряжение голоса в компании или шумном помещении,
  • Особенности микроклимата помещения – сырость, пыль, холод или жара,
  • Чрезмерное употребление алкогольных напитков,
  • Раздражение гортани вследствие химических ожогов,
  • Курение,
  • Пожилой возраст,
  • Частый и продолжительный визг и крик у детей,
  • Профессиональные вредности — запыленность или загазованность производственного помещения.

Функциональная дисфония часто приводит к формированию органической патологии гортани – атрофического ларингита. Регулярное воздействие провоцирующих факторов обычно имеет неблагоприятный исход. В горле развиваются различные патологии – опухоли, полипы, гематомы. Длительное перенапряжение голоса часто заканчивается хроническим ларингитом, а чрезмерное увлечение алкоголем способствует усиленному приливу крови к глотке, гиперемии и отеку слизистой оболочки гортани.

У детей дисфония развивается вследствие частых и громких криков, пения в высоком звуковом диапазоне. Голос у малышей становится хриплым при увеличении и воспалении аденоидов. Нарушенное носовое дыхание способствует попаданию в гортань холодного и неочищенного воздуха, что приводит к частым ларингитам и дисфонии.

У больных с дисфонией голос становится хриплым, изменяется его тембр или тональность. У детей появляется стридорозное дыхание — свистящее и шумное, обусловленное турбулентным воздушным потоком в дыхательных путях. Стридор является важным симптомом значительной обструкции гортани.

Дисфония сопровождается постоянной или периодической охриплостью и утомляемостью голоса. У больных ларингитом голос становится слабым и осипшим, возникает сухой мучительный кашель, речь затрудняется. По мере роста опухоли голос пропадает, остается лишь шепотная речь. Развивается афония.

  1. Гипотонусная форма проявляется гиперемией голосовых складок, формированием овальной или треугольной голосовой щели, глухим, слабым и сиплым голосом.
  2. Гипертонусная дисфония — тонический мышечный спазм гортани и судорожное сближение напряженных голосовых складок, сопровождающееся хрипотой и болью в горле.
  3. Симптомами гипо-гипертонусной дисфонии являются: сухость во рту, тремолирующий, вибрирующий голос, сбивчивость дыхания.
  4. Спастическая дисфония — самая тяжелая форма патология, имеющая острое начало, обусловленное психической травмой и длительным перенапряжением голоса. Он становится хриплым, слабым, вибрирующим, фальцетным, дрожащим, срывающимся. Мышцы затылка и шеи начинают болеть в результате постоянного спазма, боль в горле усиливается при глотании. Постепенно болевой синдром и дискомфортные ощущения в горле становятся невыносимыми и требуют срочного лечения.

При обнаружении перечисленных выше симптомов следует обратиться к ЛОР-врачу, пройти всестороннее обследование и комплексное лечение.

Диагностика нарушения голосовой функции заключается в опросе и осмотре больного. При сборе анамнеза особое внимание обращают на длительность патологии, наличие сопутствующих болезней и факторов, способствующих развитию дисфонии.

Физикальное и инструментальное обследование:

Исследование основных акустических параметров голоса,

  • Глоттография и электромиография,
  • Прямая или непрямая ларингоскопия,
  • Исследование ФВД (функции внешнего дыхания),
  • Эндофиброларингоскопия,
  • Микроларингостробоскопия,
  • Трахеоскопия при необходимости,
  • Рентгенография гортани,
  • КТ,
  • Клинические анализы крови и мочи,
  • Бактериологическое исследование отделяемого ротоглотки,
  • Биопсия при подозрении на онкопатологию.
  • Лечение дисфонии комплексное, направленное на устранение заболевания, ставшего ее причиной.

    Лекарственную терапию проводят на фоне голосового режима и ортофонического лечения.

    1. Настойка лимонника, женьшеня, прочие стимуляторы и витамины — препараты для лечения гипотонусной дисфонии, улучшающие микроциркуляцию голосовых складок и возвращающие нормальный голос.
    2. Психотропные препараты, нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты, спазмолитики показаны для лечения гиперкинетической дисфонии.
    3. Для лечения спастической дисфонии больным назначают «Гамма-аминомасляную кислоту», «Аминалон».
    4. Поливитамины, АТФ, «Стрихнин», «Прозерин», седативные средства и транквилизаторы назначают больным с различным формами дисфонии.
    5. Витаминные комплексы и сосудистые препараты показаны для улучшения функций органа и быстрого восстановления всего организма.
    6. Если причиной дисфонии стала острая вирусная инфекция, больным назначают голосовой режим, обильное теплое питье, противовирусные препараты, иммуномодуляторы. При воспалительных гортанных процессах используют антибиотики, полоскания горла, проведение ингаляций.

    К немедикаментозному лечению дисфонии относятся следующие методы:

    • Фонопедические упражнения для реабилитации голосовой функции,
    • Массажирование шеи,
    • Психотерапевтическое воздействие,
    • Логопедические и голосовые упражнения,
    • Бальнеотерапия,
    • Гидротерапия,
    • Иглорефлексотерапия,
    • Электросон,
    • Физиотерапия – электростимуляция мышц гортани диадинамическим током, гальванизация, дарсонвализация, амплипульс, электрофорез.

    Ларингопластика, имплантационная хирургия, трахеостомия и тиропластика — операции, проводимые при стойкой дисфонии, не поддающейся консервативному лечению. Чтобы восстановить голосовую функцию, хирурги иссекают рубцы со связок гортани, удаляют опухоли.

    Для лечения заболеваний, проявляющихся дисфонией, широко используют рецепты народной медицины. Водочный компресс и горчичники приводят к расширению сосудов, притоку крови к пораженной области, уменьшению признаков воспаления и устранению соответствующих симптомов.

    Больным с дисфонией полезно ежедневное употреблять сок моркови, одуванчика, репы, капусты. Куриные сырые яйца и вываренные до мягкости дольки чеснока улучшают состояние голосовых связок. Ингаляционное введение в организм отваров лекарственных трав обеспечивает их быстрое терапевтическое действие. Полезно принимать отвар семян льна с яблоком и медом, полоскать горло настоем алтея и лаванды, фенхеля и молока.

    Профилактические мероприятия при дисфонии включают:

    1. Раннее выявление и грамотное лечение инфекционных заболеваний ЛОР-органов,
    2. Режим молчания,
    3. Предупреждение ОРЗ и ОРВИ,
    4. Коррекция голосовой нагрузки у певцов, лекторов, ораторов,
    5. Обеспечение носового дыхания зимой,
    6. Борьба с вредными привычками,
    7. Укрепление нервной системы,
    8. Закаливание,
    9. Ведение здорового образа жизни,
    10. Правильное питание,
    11. Соблюдение оптимального режима труда и отдыха,
    12. Повышение иммунитета.

    При появлении первых признаков голосовых расстройств необходимо немедленно обратиться к врачу. Это значительно снижает риск развития тяжелых последствий при афонии. Патологические состояния, проявляющиеся хрипотой или полным отсутствием голоса, хорошо поддаются лечению. Голосовая функция быстро приходит в норму.

    источник

    Потеря голоса, при которой человек может говорить шепотом, называется афонией: это состояние в МБК-10 шифруют кодом R49.1. Это заболевание иногда путают с дисфонией. В отличии от неё, афония — это то, что вызывает полную потерю голоса: нет никакой осиплости, хрипоты — для говорения доступен только шепот. Между этими двумя заболеваниями есть один общий фактор — нарушение функции говорения, а механизм его возникновения отличается.

    Помимо отсутствия возможности говорить громко, возникают такие симптомы:

    • боль в области гортани;
    • затруднение при глотании;
    • спазмы в области голосовых связок.

    При проявлении симптомов афонии задачей доктора становится поиск причин этой патологии, ведь это расстройство является следствием другого заболевания — неврологического, психического, функционального или органического.

    Существует 4 разных формы афонии, которые разделены по 2 признакам — происхождение и механизм поражения.

    1. Истинная афония появляется, когда гортань поражается в результате разных форм инфекционных заболеваний, которые локализируются в области гортани. Например, при остром ларингите, дифтерийном крупе. Также причиной может быть паралич мышц гортани, возникающий в результате травм головы, инсульта. Ещё одна причина — новообразование, которое препятствует смыканию и вибрации связок.
    2. Паралитическая афония, которая становится результатом оперативных вмешательств на горле или следствием интокцикации, которая появилась на фоне инфекционного заболевания. Иногда паралитическая форма возникает из-за развития заболеваний нервной системы, например, сирингомиелии. Такое состояние наступает из-за того, что поражается нижний гортанный нерв.
    3. Спастическая форма в отличии от паралитической проявляется в виде спазма мышц гортани. Из-за такого сокращения щель между голосовыми связками становится узкой, а вибрация невозможной. Для этой формы характерно возникновение болей в области гортани, затруднения при глотании, потому что спазмированные мышцы не пропускают комок пищи.
    4. Афония, как функциональное нарушение — это результат нарушения рефлекторных механизмов, а также перенапряжения голосовых связок пением, криком. Также эту форму афонии называют психогенной, поскольку её причиной становится внутриличностный или социальный конфликт. Чаще всего такая форма возникает у женщин в результате стресса, истерии. Примерно так возникает истерический мутизм, при котором голос пропадает, а возможность смеяться, кашлять остаётся. Механизм возникновения при этом заключается в иррадиации сильного нервного импульса настолько, что в эту зону попадает отдел, отвечающий за контроль фонации.

    Одна форма этого заболевания может со временем перетекать в другую.

    Например, пациенту сделали операцию на щитовидной железе, что привело к потери голоса. Со временем функция восстановилась, а через время на фоне сильного эмоционального потрясения вновь пропал. Именно поэтому прежде, чем назначать схему лечения, нужно собрать анамнез, который поможет понять причины потери голоса.

    О том, что такое афония и чем она обусловлена, начали серьёзно заниматься уже в 50-хх годах. До Второй Мировой войны доктора останавливались только на том, что потеря голоса обусловлена психическими нарушениями, истероидными состояниями.

    Развитие диагностического инструментария и расширение спектра оперативных вмешательств обусловило расширение диапазона причин возникновения полной потери голоса:

    • Инфекционные заболевания гортани, из-за чего мягкие ткани воспаляются и спазмируются. К этой категории относятся и болезни нижних дыхательных путей, которые обуславливают развитие воспалительного процесса по пути прохождения воздуха.
    • Перенапряжение голосовых связок из-за профессиональной деятельности. В таких случаях может сначала развиваться дисфония, которая при отсутствии лечения переходит в афонию. Эта причина обуславливает развитие истинной или спастической афонии.
    • Новообразования в гортани.
    • Травматические повреждение в результате несчастных случаев или после медицинских манипуляций. Например, после интубации наблюдается органическая форма.
    • Токсические воздействия табачного дыма, окружающей среды с высокой концентрацией газов, а также работа в условиях горячих цехов на промышленных предприятиях — всё это провоцирует развитие патологии гортани.
    • Длительное нахождение в условиях холодного и сухого воздуха, что характерно для горной местности.
    • Психогенная природа: испуг, приступ огромного страха, нервное потрясение, конфликт с высоким зарядом эмоций — всё это провоцирует выброс большой дозы адреналина и расширение зоны возбуждения в коре головного мозга. Эта группа факторов обуславливает функциональную афонию.
    • Нарушение иннервации нижнего гортанного нерва, что происходит в 4 случаях: болезни нервной системы, кровоизлияния в мозг, травмы и операции. В таких случаях говорят об паралитической форме афонии.

    Комплексная диагностика помогает выявить истинные причины развития афонии. Для этого используют такой перечень исследований:

    • Сбор анамнеза и его детальный анализ.
    • Осмотр гортани с забором мазка со слизистой для установления причин развития воспалительного процесса.
    • Ларингоскопия для детального осмотра состояния слизистой
    • Для исключения развития опухолевых процессов назначают такой комплекс исследований: УЗИ, рентгенограмма, компьютерная томограмма области шеи и груди.
    • При наличии новообразований — биопсия.

    Также может возникнуть необходимость в консультациях невропатолога, эндокринолога, хирурга, психиатра, психолога.

    Терапия афонии предполагает комплексный подход. В одних случаях это антибактериальная и фитотерапия в сочетании с физиотерапевтическими процедурами, в других — комплекс психотерапии и дыхательной гимнастики. В любом из случаев нужно соблюдать голосовой режим, чтобы снизить нагрузку на голосовые связки.

    Более радикальные меры — это иссечение рубцов на голосовых складках, удаление опухоли. При спастической афонии возможен массаж воротниковой зоны, который способствует расслаблению мышц гортани. При их парезе прямое терапевтическое воздействие на область гортани никакого эффекта, к сожалению, не принесёт. Необходимо устранять именно неврологическую причину, поскольку в таких случаях паралитическая афония — это симптом, часть проявления картины другого заболевания.

    Предупредить можно только 2 типа афонии — органическую и спастическую. В группе риска находятся люди, чья профессиональная деятельность связанна с активным говорением, а также те, кто сталкивается с большим потоком людей. Первым нужно придерживаться голосового режима, вторым — принимать поливитамины, укреплять иммунитет, чтобы избежать осложнений в следствии ОРВИ, гриппа.

    Читайте также:  Нарушения устной речи афония

    Если на фоне эмоционального потрясения наблюдалось кратковременная потеря голоса, онемение, важно своевременно обратиться к психологу, психотерапевту, чтобы разобраться с причинами возникновения такой реакции и безопасным способом разрядить то эмоциональное напряжение, которое возникло в момент «онемения». Это и есть профилактика функциональной афонии.

    источник

    Афония – нарушение речи, которое возникает вследствие органических поражений или функциональных причин. Термин дословно переводится как отсутствие голоса. При афонии человек может разговаривать шепотом. Заболевание встречается редко, несет достаточно большой дискомфорт. Нарушение речи часто ведет к дезадаптации и ухудшению психологического состояния.

    Болезни, для которых характерен данный симптом:

    • Острые респираторные вирусные болезни.
    • Туберкулез гортани.
    • Сифилитическое поражение дыхательных путей.
    • Онкологические процессы.
    • Хронический ларингит.
    • Психогенные расстройства.
    • Аллергический отек гортани.

    Афония – потеря способности воспроизводить звуки. При этом сохраняется возможность речи шепотом. Проблема очень серьезная, поскольку для людей ряда профессий речь – главный инструмент (певцы, артисты, учителя, врачи). Афонию не нужно путать с дисфонией. Последняя характеризуется потерей звуков определенного тембра. В результате голос человека становится хриплым и гнусавым.

    Афония классифицируется на два кардинально различных вида в зависимости от характера изменений в звукообразующих структурах. К ним относят:

    • Функциональный вид – характеризуется отсутствием органических изменений. Это значит, что анатомическое и гистологическое строение гортани не нарушено. Потеря голоса имеет психогенный характер.
    • Органический вид – более распространен. Причины скрываются в патологических процессах, которые в той или иной мере изменяют нормальное строение структур гортани.

    Выделяют две формы заболевания:

    • Оборотную – характерна для хронического ларингита. Она возникает у людей, профессия которых связана с нагрузкой на речевой аппарат. Нормальный тембр голоса восстанавливается после периода «отдыха», когда человек мало разговаривает.
    • Необоротную – возникает при органических поражениях. Чаще при сифилисе, туберкулезе, онкологических процессах. Восстановление нормальной фонации затруднительно, а чаще невозможно.

    Потеря голоса – проблема, которая требует немедленного обращения к врачу для диагностики и лечения.

    Первое место среди причин развития афонии принадлежит респираторным вирусным инфекциям, которые поражают структуры гортани. Вследствие отека и воспалительного процесса голосовые связки теряют свои нормальные свойства. Это ведет к нарушению формирования звука.

    Функциональная афония чаще возникает после перенесенной психотравмирующей ситуации. Онкологические процессы гортани, так же как и туберкулез, не теряют свою актуальность, хотя встречаются реже.

    Отдельный вид афонии, который заслуживает большого внимания – аллергический. Он возникает в результате анафилактической реакции. Например, после укуса насекомого, приема медицинского препарата. Аллергический отек гортани возникает стремительно и требует неотложной помощи.

    Главный симптом афонии – отсутствие звуковой речи, при сохранении шепота. Однако афония чаще выступает одним из симптомов другой патологии и редко бывает самостоятельным заболеванием. При каких болезнях возникает афония и другие симптомы представлено в таблице ниже.

    Острые респираторные вирусные инфекции

    Общая вялость, быстрая утомляемость, повышение температуры тела. Часто возникает боль в горле, слезотечение, кашель

    Афония при сифилисе, как правило, возникает в третичном периоде. Характерны небольшие плотные опухоли (гуммы), которые располагаются в глотке и гортани. С прогрессированием болезни гуммы эволюционируют в язвы с некрозом и распадом анатомических структур гортани

    Потеря речи при опухолях гортани возникает после радикального (хирургического, лучевого) лечения

    Аллергический отек гортани

    Отек и покраснение миндалин, задней стенки глотки, трудность дыхания вплоть до удушья (асфиксии)

    Симптомы нарастают постепенно с продолжением нагрузки на речевой аппарат и восстанавливаются в обратной последовательности

    Сохраняется возможность привычного смеха и плача. Сопровождается психическими симптомами: раздражительностью, плаксивостью и депрессией

    Совет врача. При выявлении симптомов нарушения речевого аппарата как можно скорее обращайтесь за консультацией к специалисту

    Поскольку причины афонии довольно разнообразные, то спектр специалистов также широк. Самостоятельно установить причину часто затруднительно, поэтому нужно обратиться к терапевту. По результатам первичного осмотра и обследования человек при необходимости направляется к узкому специалисту. Им бывает:

    В случае возникновения симптомов аллергического отека нужно немедленно обратиться за экстренной медицинской помощью.

    Начинают обследование со сбора анамнеза, в ходе которого выясняют возможные провоцирующие факторы. Затем проводят внешний осмотр для выявления основной и сопутствующих патологий. На первом этапе назначаются простейшие методы лабораторных и инструментальных обследований:

    • Общий анализ крови и мочи.
    • Анализ крови на уровень глюкозы (для скрининга сахарного диабета).
    • Ультразвуковая и рентгенологическая диагностика.

    Как правило, пациент направляется к оториноларингологу. Специалист с помощью специальных зеркал осматривает гортаноглотку. При этом видно присутствие или отсутствие признаков специфического процесса. По результатам ЛОР-осмотра в большинстве случаев устанавливается предварительный диагноз и решается дальнейшая тактика лечения. При необходимости пациент направляется к другому узкому специалисту: онкологу, фтизиатру, психиатру или на другие методы диагностики.

    Для подтверждения диагноза используют такие современные методы:

    • КТ (компьютерная томография).
    • МРТ (магнитно-резонансная томография).
    • Пункционная биопсия – гистологическое исследование образцов тканей.

    После установления окончательной причины потери тембра голоса приступают к лечению.

    Комплексное лечение заболевания предусматривает три направления:

    • Этиотропное – направленное на причину возникновения болезни.
    • Патогенетическое – преследует цель разорвать механизмы развития патологического процесса.
    • Симптоматическое – для снятия основных симптомов.

    Курс лечения разный для каждой из патологий, которая вызывает афонию. Если в основе лежит психотравмирующая травма, то назначают антидепрессанты. Проводят психотерапевтические занятия.

    При аллергическом отеке гортани проводят неотложную помощь, которая состоит в применении противоаллергических, сосудосуживающих противоотечных средств. Хронический ларингит, который связан с профессией, требует «периода спокойствия».

    Прогноз для выздоровления зависит от патологии, которая вызвала афонию. При онкологических процессах, сифилисе, туберкулезе он в большинстве случаев пессимистичен. При функциональных нарушениях часто удается восстановить нормальную функцию речевого аппарата.

    Афония чаще выступает симптомом других заболеваний. Но она имеет серьезные последствия, поскольку речь – главный инструмент коммуникации. Отсутствие голоса ведет к изменению привычного образа жизни. Иногда это приводит к потере работы. Часто на этом фоне возникают неврозы и депрессии.

    Состоит в регулярном прохождении медицинских осмотров. Ведь их главная цель – вовремя обнаружить первые признаки развивающейся патологии и назначить своевременное и эффективное лечение.

    Важно! Афония – патология, которая сама по себе не несет опасности для жизни человека, но существенно ухудшает ее качество. Отсутствие звуковой речи сопровождает другие заболевания. Лечение афонии предусматривает устранение основного заболевания

    источник

    В настоящее время в логопе­дии существуют две классификации речевых нарушений — клинико-педагогическая и психолого-педагогическая (педагогическая).

    Эти классификации разработаны преимущественно по отношению к первичному нарушению речи у детей, т. е. по отношению к детям, у которых нет нарушений слуха и интеллекта.

    Все виды речевых нарушений, рассматриваемых в клинико-педагогической классификации, можно разделить на две большие группы: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.

    Нарушения устной речи,в свою очередь, могут быть разделены на два типа: 1) нарушения фонационного (внешнего) оформления произносительной стороны речи и 2) структурно-семантического (внутреннего) системного или полиморфного нарушения речи.

    Фонационные (от греч. Рhопе — звук, голос; фонация-голосообразование) речевые расстройства дифференцируются в зависи­мости от поражения того или иного звена: а) голосообразования, б) темпоритмической организации высказывания, в) интонацион­но-мелодического, г) звукопроизносительного. Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных сочетаниях. В за­висимости от этого выделяются следующие виды нарушений, для обозначения которых используются традиционно закрепившиеся термины:

    Афония (дисфония)— отсутствие или расстройство фонации вследствие па­тологических изменений голосового аппарата. (Синонимы: нару­шение голоса, нарушение фонации, фонаторные нарушения, во­кальные нарушения.) Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония). Может быть обусловлена органическими или функцио­нальными расстройствами голосообразующего механизма цент­рального или периферического характера и возникать на любом этапе развития ребенка. Нарушение может быть самостоятельным (изолированным) или входить в состав ряда других нарушений речи.

    Брадилалия— патологически замедленный темп речи. (Синоним — брадифразия.) Проявляется в замедленной артикуляции, вызванной нарушениями речевых центров в коре мозга. Может быть органи­ческой или функциональной по своей природе.

    Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. (Синоним-тахифразия.) Проявляется в ускоренной артикуляции. Является центрально обусловленной, органической или функциональной по своей при­роде.

    При замедленном темпе речь оказывается тягуче растянутой, вялой, монотонной, при ускоренном темпе — торопливой, стреми­тельной, напористой. Ускорение речи может сопровождаться аграмматизмами. Эти явления иногда выделяют как самостоятельные нарушения — баттаризм, парафразия. Брадилалия и тахилалия объединяются под общим названием—нарушения темпа речи. Следствием нарушения темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонационной выразитель­ности.

    Заикание—нарушение темпоритмической стороны речи, об­условленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. (Синоним-логоневроз.) Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развития ребенка в период перехода к фра­зовой речи и связано с резкой эмоционально-отрицательной реак­цией ребенка на какой-либо внешний раздражитель. Способствует возникновению заикания недостаточная устойчивость нервной сис­темы, иногда связанная с органическим поражением мозга. Причи­ной нарушения темпоритмической стороны речи при заикании явля­ются судороги различных частей периферического речевого аппа­рата—дыхательного, голосового, артикуляционного.

    Дислалия —нарушение звукопроизношения при нор­мальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. (Си­нонимы: косноязычие (устаревшее), дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем.) Прояв­ляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: искаженное произнесение звуков, замена звуков или их смешение. Дефект может быть обусловлен тем, что у ребенка не полностью или неправильно сформировалась артикуляторная база (набор артикуляционных позиций, необходимых для произнесения звуков). Традиционно принято различать механическую дислалию, связан­ную с анатомическими дефектами артикуляторного аппарата, и функциональную, причины которой лежат в неблагоприятных условиях развития речи или в нарушениях фонематического слуха.

    Ринолалия— нару­шения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. (Синоним: гнусавость). Проявляется в патологи­ческом изменении тембра голоса и искаженном звукопроизношении вследствие нарушения нормального участия носовой полости (носового резонатора) в голосообразовании. Через расщелину в мягком и твердом нёбе воздушная струя при звукообразовании проходит не только через рот, но и через полость носа. В этом случае все звуки речи становятся излишне назализованными (носо­выми), речь при этом малоразборчива, монотонна. Такую форму ринолалии принято называть открытой, в отличие от закрытой ринолалии, которая проявляется при нарушении нормальной про­ходимости носовой полости при аденоидах, опухолях носоглотки, искривлениях носовой перегородки, хронических воспалительных процессах носоглотки. При закрытой ринолалии носовой резонатор полностью или частично выключается из процесса звукообразова­ния и голос в этом случае лишается ряда обертонов, звучит глухо, искаженно звучат носовые звуки “м”, “н”.

    Дизартрия— нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью ин­нервации речевого аппарата. (Синоним: косноязычие). При дизартрии наблюдается несформированность всех звеньев механизма звукопроизношения, следствием чего являются голосовые и артикуляционно-фонетические дефекты. При тяжелой степени дизартрии (анартрии) полностью отсутст­вует звукопроизносительная сторона речи. В легких случаях, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о стертой форме дизартрии. В этом случае ее следует дифференцировать от дислалии (это может сде­лать только специалист-логопед).

    Дизартрия является следствием поражения ЦНС при детском церебральном параличе, но может возникнуть и на любом этапе развития ребенка как результат нейроинфекции и других мозговых заболеваний.

    Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформле­ния высказывания представлены двумя видами системных нару­шений: алалией и афазией.

    Алалия— отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. (Синони­мы: дисфазия, ранняя детская афазия, афазия развития, слухонемота (устаревшее).) Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах восприятия и воспроизведения речевого высказывания. Система языковых средств (фонематических, грамматических, лек­сических) не формируется. Нарушено управление речевыми дви­жениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогово­го состава слов.

    Алалия возникает при повреждении речевых областей больших полушарий головного мозга (центр Брока и центр Вернике). В свя­зи с этим различают моторную и сенсорную алалию. При моторной алалии в значительной степени сохраняется понимание обращен­ной обиходной речи и резко нарушена способность продуцировать речь. При сенсорной алалии резко нарушено понимание обращен­ной речи.

    Большое значение в практике логопедической работы имеет отграничение алалии (как первичного дефекта) от вторичных на­рушений речевого развития при умственной отсталости и наруше­ниях слуха.

    Афазия— полная или частичная утрата ранее сформированной речи, связанная с ло­кальными поражениями головного мозга: сосудистыми нарушения­ми, воспалительными процессами, черепномозговыми травмами. (Синонимы: распад, утрата речи.) Как правило, к афазии относят речевое нарушение, если оно произошло после трехлетнего возрас­та. В отличие от афазии взрослых выделяется детская, или ранняя, афазия. Различают следующие виды афазий:

    Амнестическая афазия— снижена способность называть предметы, хотя больной может их охарактеризовать. Если при этом подсказать первую букву или слог, то больной вспоминает необходимое назва­ние.

    Афферентная моторная афазия -нарушена способность отбирать необходимые звуки, больной постоянно сбивается на близкие по ар­тикуляции звуки. Может сопровождаться нарушением самостоятельного письма и письма под диктовку.

    Динамичная афазия— характеризуется нарушениями сложной уст­ной и письменной речевой деятельности. Больной сохраняет способ­ность повторять отдельные слова, называть предметы, понимает речь других людей, но не может формулировать фразы («телеграфный стиль»).

    Семантическая афазия— нарушено понимание логико-грамматичес­ких конструкций типа «сестра мужа» или «муж сестры», «оттепель перед морозами», пословиц, поговорок. Обычно сопровождается нарушениями счета, восприятия пространственных отношений.

    Сенсорная афазия — нарушается способность различать звуковой состав слова, возникают трудности в понимании звучащей речи.

    Читайте также:  Нарушение речи ринофонии афонии

    Эфферентная моторная афазия— проявляется в нарушениях прин­ципа последовательности. Больной может выговаривать отдельные звуки, но не способен объединить их даже в простые по форме сло­ва.

    В зависимости от зоны поражения, как и при алалии, выделяют две основные формы афазии—моторную и сенсорную. При мо­торной афазии поражается двигательный речевой центр (центр Брока) и, главным образом, нарушается экспрессивная сторона речи, т. е. ребенок теряет способность говорить, либо сохраняется способность произнесения лишь отдельных слов и коротких фраз. При сенсорной афазии поражается чувствительный (сенсорный) центр речи (центр Вернике), что ведет к нарушению импрессивной стороны (понимания) речи. Восприятие неречевых звуков обычно не нарушено. Встречается и такой вид нарушения речевой деятельности, как афония— утрата способности громко говорить. Больной может только шептать. Афония непродолжительно проявляется во время сильных волнений («пропал голос», «перехватило горло»), а как заболевание чаще всего — при неврозах.

    Нарушения письменной речиподразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен—продуктивный (нару­шение самого акта письма) или рецептивный (расстройство чте­ния).

    1. Дислексия—нарушение чтения, связанное с по­ражением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Проявляется в затруднении при распознавании и узнавании букв, при слиянии букв в слоги и слогов в слова, что приводит к замедленному, часто угадывающему характеру чтения, к непра­вильному воспроизведению звуковой формы слова, неправильному пониманию даже простейшего текста. Тяжелая степень этого на­рушения представляет собой алексию—полную неспособность к овладению навыком чтения. Ребенок не распознает буквы и слова, хотя хорошо их видит.

    2. Дисграфия—частичное специфическое расстрой­ство процесса письма. Проявляется в нестойких оптико-простран­ственных образах букв, в искажениях звуко-слогового состава слова и структуры предложения. В основе дисграфии у детей обыч­но лежит недоразвитие устной речи (кроме оптической формы), в частности неполноценность фонематического слуха, и недостатки произношения, препятствующие овладению фонетическим (звуковым) составом слова. Наиболее тяжелая степень этого наруше­ния —аграфия. Она может проявляться как в неспособности соединять буквы и слоги в слова, в пропусках букв и слогов, в пе­рекручивании слов, так и в полной потере способности писать.

    Психолого-педагогическая классификациявозникла в связи с необходимостью логопедического воздействия в условиях работы с коллективом детей (группой, классом). Для этого нужно было найти общие проявления речевого дефекта при разных формах аномального развития речи у детей. Такой подход требует пост­роения классификации на основе лингвистических и психологиче­ских критериев, среди которых учитываются структурные компонен­ты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной и письменной).

    Речевые нарушения в данной классификации подразделяются на две группы.

    Первая группа — нарушение средств общения(фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи).

    Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — нарушение про­цессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефек­тов восприятия и произношения фонем.

    Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные рече­вые расстройства, при которых нарушено формирование всех ком­понентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой ее стороне. В качестве общих признаков отмечаются: позднее на­чало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения, дефекты фонемообразования. Это недораз­витие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния (алалия) до развернутой, но с элемен­тами фонематического и лексико-грамматического недоразвития (дислалия).

    Вторая группа — нарушения в применении средств общения, куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавших­ся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.

    источник

    Голос – это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок.

    Звук голоса – колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волнсгущения и разрежения . Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками.

    Высота звука – субъективное восприятие органом слухачастоты колебательныхдвижений . Чем чаще совершаются периодические колебания воздуха, тем выше мы воспринимаем звук. Качество высоты звука зависит от частоты колебательных движений голосовых складок в 1 сек. Сколько смыканий и размыканий осуществляют они в процессе своих колебаний и сколько порций сгущенного подскладочного воздуха пропустят, такова будет и частота рожденного звука, т.е. высота тона. Измеряется в Гц.

    Сила голоса , его энергия, мощность определяются интенсивностью амплитудыколебаний голосовых складок и измеряются в децибелах . Чем больше амплитуда колебательных движений , тем сильнее звучит голос. Сила голоса находится в прямой зависимости от подскладочного давления воздуха, выдыхаемого из легких. При нарушении определенных координационных взаимоотношений между натяжением голосовых складок и воздушным давлением голос может потерять силу, звучность и изменить тембр.

    Тембр или окраска звука является существенной характеристикой качества голоса. Он отражает акустический состав сложных звуков и зависит от частоты и силы колебаний. Все звуки речи сложные. Они состоят из основного тона, определяющего высоту, и многочисленных обертонов более высокой, чем основной тон, частоты. Частота обертонов обычно в 2,3,4 и т.д. раз больше, чем частота основного тона голоса. Возникновение обертонов связано с тем, что голосовые складки колеблются не только своей длиной, воспроизводя основной тон, но и отдельными частями. Эти частичные тоны дают общую форму колебания, которая и определяет тембр.

    Резонанс – резкое возрастание амплитуды колебаний, возникающее при совпадении частоты колебаний внешней силы с частотой собственных колебаний системы. При фонации резонанс усиливает отдельные обертоны звука, возникающего в гортани, и вызывает совпадение колебаний воздуха в полостях грудной клетки и надставной трубки. Выделяют два основных резонатора – головной и грудной. Под головным (или верхним) понимаются полости, расположенные выше небного свода, в лицевой части головы. При использовании этого резонатора голос приобретает яркий полетный характер, а у говорящего возникает ощущение, что звук проходит через лицевые кости черепа. При грудномрезонировании ясно ощущается вибрация грудной клетки. Резонатором здесь могут быть единственные воздушные полости – трахея и крупные бронхи. Тембр голоса при этом мягкий. Хороший полноценный голос одновременно озвучивает головной и грудной резонаторы. Взаимосвязанная система резонаторов накапливает звуковую энергию и в свою очередь, влияет на источник колебаний – работу голосовых складок. Оптимальные условия для функции голосового аппарата появляются при создании в надскладочных полостях (надставной трубке) определенного сопротивления порциям подскладочного воздуха, который проходит сквозь колеблющиеся голосовые складки. Это сопротивление называют импедансом, при его создании голосовые складки работают с малой затратой энергии хорошим акустическим эффектом.

    Нарушение голоса – это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. (Волкова)

    Афония – полное отсутствие голоса .

    Дисфония – частичные нарушения высоты, силы и тембра голоса.

    Дисфония проявляется в хрипоте, гнусавости, слабости, осиплости голоса, свистящем и шумном дыхании (стридор), может быть мучительный кашель, речь затруднена.Утрата силы, звучности, искажений тембра, отмечаются голосовое утомление и целый ряд субъективных ощущений связанных с сенсорными расстройствами: помехи, комок в горле, налипание пленок, постоянное першение с потребностью откашляться, давление и боли. При афонии отсутствует голос, но сохраняется шепотная речь.

    Афония и дисфония могут быть как врожденными, так и приобретенными в любом возрасте. Хорошо поддаются лечению, при условии точного определения причин нарушения и своевременном начале терапии.Самостоятельно не исчезают. Спонтанное развитие дефекта всегда отрицательное.

    Нарушения голоса, как правило, не влияют на формирование речевой системы. Только особо тяжелая патология раннего возраста отрицательно сказывается на развитии речи. Это иногда наблюдается у детей с множественными папилломами и рубцовыми стенозами гортани, если заболевание началось до формирования речи.

    Многократные операции, нарушение дыхания через естественные пути при отсутствии голоса вызывают соматическуюослабленность ребенка и могут явиться причиной задержки психического развития и речи, отклонений в эмоционально-волевой сфере. Дети чувствуют свою неполноценность, становятся замкнутыми, неуравновешенными, капризными, с трудом вступают в контакт. Они с затруднениями овладевают правильным звукопроизношением, словарь их беден, что влияет на успешность обучения в школе. Такие осложненные случаи чаще встречаются в неблагополучных семьях, где детям не уделяют должного внимания. В более легких случаях НГ дети к своему состоянию относятся спокойно. Некоторые из них критически осознают дефект, стремятся к его устранению. Другие себя не слышат, остаются равнодушны к искаженному голосу.

    Взрослые независимо от степени дефекта тяжело переживают нарушения голоса. Одна из главных причин, определяющих остроту переживаний, — это роль голоса в трудовой деятельности. Длительное нарушение голоса создает угрозу профессиональной непригодности, которая при некоторой предрасположенности и астенизирующих факторах приводит к развитию невротического состояния. Появляется страх перед публичными выступлениями, общая утомляемость, неуверенность в себе, тревога, бессонница, пониженное настроение.

    Классификация нарушений голоса:

    По месту и причине возникновения Нарушения голоса делятся на:

    Центральные органические . Центральные парезы и параличи гортани зависят от поражения коры головного мозга, моста, продолговатого мозга, проводящих путей. У детей встречается при детском церебральном параличе.

    Центральные функциональные . Функциональная или психогенная афония. Возникает внезапно как реакция на психотравмирующую ситуацию у лиц, склонных к истерическим реакциям, чаще у девочек и женщин. При полном отсутствии голоса сохраняются звучный кашель и смех, что является важным диагностическим признаком. Форма несмыкания голосовых складок при обследовании очень изменчива, что также свидетельствует о психогенном характере нарушения. Функциональная афония может протекать длительно, а после восстановления голоса возможны рецидивы.

    Периферические органические. Дисфония и афония, возникшие в результате хронических ларингитов, парезов и параличей гортани, после удаления опухолей и папиллом, в результате рубцовых изменений гортани.

    Хронические ларингиты приводят к своеобразным изменениям слизистой оболочки гортани, а в дальнейшем и к поражению ее нервно-мышечного аппарата, что дает несмыкание голосовых складок, стойкий дефект голоса, сопровождающийся неприятными ощущениями в глотке и в гортани. Голос теряет нормальное звучание, появляется сильная утомляемость, вплоть до полной невозможности голосоведения.

    При травмах и инфекционных поражениях нижнегортанного и возвратного нерва возникают периферические парезы и параличи гортани. Более распространены односторонние нарушения, дающие нарушения голоса и\или дыхания.

    Часто причиной органических нарушений голоса являются опухоли и состояния после их удаления. Доброкачественные опухоли встречаются у детей и взрослых чаще злокачественных. Множественные папилломы чаще наблюдаются у детей, они могут распространяться по всей гортани и рецидивировать после удаления. Раннийпапилломатоз с нарушением голосовой и дыхательной функций может отрицательно влиять на формирование всей речи и личности ребенка.

    Врожденные органические периферические нарушения голоса:

    • Врожденный порок развития гортани. Возникает в процессе эмбриогенеза, у больных с нарушенной структурой хрящевой ткани провисает надгортанник, вход в гортань не полностью открывается, что проявляется отрывистым и шумным вдохом(это так называемый врожденный стридор).
    • Врожденный подголосовой стеноз гортани — частая причина сужения дыхательных путей в детском возрасте, проявляющегося дисфонией или афонией. Полное или частичное недоразвитие голосовых складок у детей сопровождается одышкой, хрипами, кашлем.
    • Ангиомагортани — сосудистая патология, являющаяся следствием нарушенного внутриутробного развития кровеносной и лимфатической систем. Развивается заболевание под воздействием инфекций, травматического повреждения, гормонального дисбаланса в гестационном периоде.

    Периферические функциональные . Наиболее распространенными и многообразными являются функциональные нарушения голоса. Они не сопровождаются воспалительными или какими-либо анатомическими изменениями гортани. Причинами функциональных периферических дисфоний и афоний могут быть: голосовое переутомление, плохая постановка голоса, различные инфекционные заболевания и влияние психических факторов.

    Функциональные периферические нарушения голоса:

    · Фонастения . Имеет профессиональный характер, развивается у лиц голосоречеых профессий. Проявляется фонасения в нарушении координации дыхания и голоса, невозможности управлять голосом – усиливать и ослаблять зучание

    · Гипотонусная афония и дисфония обусловлена, как правило, двусторонними миопатическими парезами, т.е. парезами внутренних мышц гортани. Они возникают при некоторых инфекциях (ОРВИ, гриппе, дифтерии), а также при сильном перенапряжении голоса. Страдают мышцы, суживающие голосовые складки. При функциональных нарушениях внутренних мышц гортани повреждение затрагивает одну мышцу, чаще одну пару мышц (поскольку почти все они парные). При гипотонусе голосовые складки в момент фонации полностью не смыкаются, между ними остается щель, форма которой зависит от того, какая пара мышц страдает. Патология голоса может проявляться от легкой осиплости до афонии с явлением голосового утомления, напряжения и боли в мышцах шеи, затылка и грудной клетки.

    · Гипертонусная афония и дисфония связаны с повышением тонуса голосовых мышц с преобладанием тонического спазма в момент фонации. Причины их возникновения полностью не изучены, но развиваются спастические дисфонии и афонии у лиц, форсирующих голос. Гипертонус может охватывать голосовые и вестибулярные складки. При попытках фонации голос не возникает совсем, или появляется резко искаженный, глухой звук. Иногда наблюдается отсутствие смыкания голосовых складок (гипотонус) с напряженным смыканием вестибулярных (гипертонус). Образующийся при этом специфический грубый, монотонный звук называют ложноскладочным.

    Перегрузка голосового аппарата при несоблюдении охранительного режима в период мутации может привести к нарушению функции внутренних мышц гортани в виде гипо- и гипертонуса.

    Причины возникновения нарушений голоса:

    Врожденный порок развития гортани.

    Врожденный подголосовой стеноз гортани

    Хронический ларингит, воспаление различных отделов дыхательной системы

    Доброкачественные и злокачественные новообразования гортани

    Травмы голосового аппарата

    Острые инфекционные заболевания (грипп, ОРВИ, ангина…)

    Обструкция дыхательных путей инородными телами

    Перенапряжение голоса, частый и продолжительный крик у детей

    источник

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *