Меню Рубрики

Охарактеризовать состояние голосового аппарата при функциональной афонии

На информационном ресурсе публикуются материалы о лечении заболеваний уха, горла, носа

Афонию классифицируют как функциональное нарушение нервно-мышечного голосового аппарата.
Вместе с афонией, функциональными нарушениями нервно-мышечного голосового аппарата являются также дисфонии (гипотонусная, гипертонусная, психогенная и др.) и фонастении.

Этиология и патогенез афонии. Этиологические и патогене­тические факторы развития и возникновения афонии различны.
Некоторые специалисты объясняют возникновение афонии исключительно неправильной дея­тельностью фонаторного аппарата, другие исследователи считают, что в основе расстройств иннервации гортани лежат нервно-психические за­болевания (истерия, неврастения, психастения, функциональные неврозы и др.).

На основании исследований, проведенных в последние годы, выделено три ведущих фактора в возникновении голосовых расстройств:
• психогенный,
• перенапряжение,
• функциональная неполноценность голосового аппарата.

Гипертонусная афония ( стойкое функциональное нарушение голоса) может развиться во время предшествующих заболеваний гортани (острый ларингит, парезы и др.).

Предрасполагающими факторами к возникновению афонии являются:
• физические перенапряжения,
• психические трав­мы,
• хронические интоксикации организма.

Клиника афонии. Многообразие форм функциональных наруше­ний голоса определяет различие их клинических проявлений.
Общими симптомами для дисфонии, афонии, фонастении являются по­стоянная или периодическая охриплость, утомляемость голоса.
Каждая форма заболевания имеет характерные для нее клини­ческие проявления.
При гипокинетической (паретической) афонии голосовые складки обычно слегка гиперемированные, при фонации образуется различной формы (оваль­ная, треугольная) щель.
Голос глухой, сиплый.
Для гиперкине­тической (спастической) афонии харак­терно состояние спастического гиперкинеза мышц гортани с пре­обладанием тонического спазма.
Во время фонации отмечается судорожное сближение голосовых складок и складок преддве­рия.
Голосовые складки не изменены, подвижны, при фонации находятся в состоянии резкого напряжения.

Гипотонусная афония — стойкое функциональ­ное нарушение голоса — характеризуется дискоординацией всех отделов голосового ап­парата.
При гипотонусной афонии определяется:
• гипотонус голосовых складок,
• неполное смыкание голосовой щели,
• снижение интенсивности голоса и нарушение его тембра.

Специальными психологическими обсле­дованиями Л. Е. Гончарук (1986) установлено, что стойкие функциональные нарушения голоса представляют собой не толь­ко заболевание гортани, а связаны с нарушением нервно-психи­ческой сферы.

Лечение афонии. Функциональные нарушения голоса являются не местным патологическим процессом в гортани, а связаны с различными нарушениями, заболеваниями и повышенной ла­бильностью нервной системы.
В связи с этим лечение этих боль­ных должно быть комплексным, включающим:
• психотерапию,
• дыхательную гимнастику,
• речевую и вокальную фонопедию,
• медикаментозную терапию.

Значительное место при лечении больных занимают физические методы лечения функциональных нарушений голоса, направленные главным образом на регуляцию дея­тельности центральной нервной системы и местное воздейст­вие на гортань.

Лечение функциональных афоний должно быть направлено на устранение патологического очага застойного торможения в коре большого мозга и восстановление нарушен­ных рефлекторных механизмов.
Для улучшения процессов об­мена и проведения возбуждения в межнейронных синапсах на­значается стимулирующая медикаментозная терапия:
• поливи­тамины,
• АТФ,
• стрихнин,
• прозерин (внутримышечные инъекции),
• седативные средства,
• транквилизаторы (триоксазин, тазепам) внутрь.

Медикаментозная терапия афонии проводится на фоне голосо­вого режима в комплексе с дыхательной гимнастикой и ортофоническим лечением.

Из физических методов лечения афонии для непосредственного воздействия на нервно-мышечный аппарат гортани назначают гальванизацию, электрофорез 0,1 % раствора стрихнина.
Один электрод с прокладкой размером 40×60 мм помещают на об­ласть гортани, другой электрод размером 60X80 мм распола­гают в области нижних шейных позвонков.
Сила тока до 3- 5 мА, по 10-20 мин, на курс 10-15 процедур.

По мнению М. А. Ратенберга (1973), хорошие результаты, особенно у больных с наличием парестезии, наблюдаются при местной дарсонвализации гортани.
Грибовидный электрод мед­ленно перемещают по передней поверхности шеи в течение 5-10 мин.
Назначают также вибрационный массаж гортани.

С целью стимуляции нервно-мышечного аппарата гортани показано воздействие фарадическим и диадинамическим тока­ми.
ДД-терапию нервно-мышечного аппарата гортани проводят токами — ритм синкопа.
Электроды 80X90 мм устанавливают у пластинок щитовидного хряща между нижней и средней третью грудиноключично-сосцевидной мышцы.
Начинают лечение с двухполупериодного волнового тока.
Сила тока до появления выраженных (но неболезненных) ощущений вибрации, по 10 мин, на курс до 15.
Хорошие резуль­таты отмечены при диадинамоэлектрофорезе прозерина.
Улуч­шение нарушенных в результате болезни периферического кро­вообращения и трофики тканей, наряду с нормализацией функ­ций вегетативной нервной системы обеспечивает лечебный эффект СМТ.

Важным фактором лечебного действия СМТ при функцио­нальных нарушениях голоса является их влияние на чувстви­тельную сферу нервной системы.
Воздействие этими токами вызывает ритмически упорядоченный поток импульсации с экстеро-, интеро- и проприорецепторов в центральную нервную систему.
Воздействие СМТ проводят раздвоенным электродом (30X40 мм каждый), располагают их на боковых поверхностях гортани впереди грудиноключично-сосцевидных мышц на уров­не нижней и средней трети (область двигательной точки диафрагмального нерва), другой электрод помещают в области ниж­них шейных позвонков.
Режим 1, род работы II, частота 75- 100 Гц, длительность полупериодов 2-3 с, глубина модуляций 50-100 %, по 10 мин, на курс 10-12.
При наличии болевого синдрома показано воздействие СМТ непосредственно на об­ласть гортани, при значительных нарушениях нейрогуморальной регуляции и трофики — на область шейных симпатических узлов.

С целью восстановления нарушенных рефлекторных механиз­мов в комплекс лечебных мероприятий необходимо включать рефлекторную терапию — воздействие физическими факторами (электрофорез 10 % раствора кальция хлорида) на «воротни­ковую» область, 15-20 процедур.

В. А. Тринос и соавт. (1984) предлагают при указанной патологии проводить электростимуляцию мышц гортани под за­щитой заглушения (чтобы больной не слышал своего собствен­ного голоса).
По мере улучшения фонации голосовыми склад­ками заглушение снимается.

Для лечения стойких функциональных нарушений голоса разработан комплекс, который включает поэтапное дифферен­цированное применение фонопедии, психотерапии, психопрофи­лактики и методов физической терапии, способствующих нор­мализации функции нервной системы.
Назначается седативная терапия, гидротерапия, гальванический воротник по Щербаку, дыхательные упражнения, целью которых является выработка правильного речевого дыхания.
Следует подчеркнуть важность точной дифференциальной диагностики характера поражения и причин, вызвавших заболевание, так как нерациональная тера­пия у этих больных способствует фиксации патологического со­стояния.

По данным некоторых исследователей низкочастотное ПеМП при определенных параметрах воздействия повышает микроцир­куляцию [Лозовецкая Л. Н., 1980; Ефанов О. И., 1981], увели­чивает мышечную работоспособность и двигательную активность [Лощиков В. Н., 1977], вызывает изменение тонуса вегетатив­ной нервной системы и условнорефлекторных связей [Боголю­бов В. М., 1981; Холодов Ю. А., 1982].
Особенности биологиче­ского действия низкочастотного ПеМП позволяют считать пато­генетически обоснованным использование этого метода в терапии афонии.
Магнитотерапия применялась у больных с функциональной гипотонусной дисфонией, спастической дисфонией и стойкой функцио­нальной афонией.
В зависимости от патологического процесса применялась стимулирующая (на область гортани) и релаксирующая (на сегментарно-рефлекторную зону) методика воз­действия.
Лечение афонии проводят от аппарата «Полюс-1».
Прямо­угольные индукторы торцовой частью (площадь 50×50 мм) без давления располагают контактно на правой и левой боковой поверхности гортани при горизонтальном направлении магнит­ных силовых линий .
Форма тока пульсирующая, режим непрерывный, величина магнитной индукции 25 мТ, про­должительность процедуры 20 мин, 15-20 процедур на курс.
Воздействие ПеМП на рефлекторно-сегментарную зону проводят прямоугольным индуктором, который торцовой частью (площадью 50X50 мм) устанавливают контактно на область проекции верхних шейных симпатических узлов (СII-CVI) паравертебральной области, рефлекторно связанных с гортанью.
Используют горизонтально направленные магнит­ные силовые линии синусоидальной формы тока в непрерывном режиме при величине магнитной индукции 25 мТ, продолжи­тельность процедуры 20 мин, ежедневно, на курс 20-25.
Лече­ние афонии проводят в комплексе с дыхательной и голосовой трени­ровкой.

При стойкой функциональной афонии лечение ПеМП следует начи­нать после длительного подготовительного этапа (дыхательная и голосовая тренировка).

Полученные данные позволяют счи­тать, что применение ПеМП в комплексе с голосовой и дыха­тельной тренировкой показано при различных формах функцио­нальных заболеваний гортани: при афонии, дисфонии и фонастении.
Для достижения максимального эффекта необходимо дифференцированное определение парамет­ров и зон воздействия магнитным полем в каждом конкретном случае [Василенко Ю. С, Николаевская В. П., Демченко Е. В., 1986].
При лечении больных с функциональными заболеваниями гортани широко следует использовать методы физической тера­пии, оказывающие нормализующее влияние на нервно-психи­ческий статус организма.
Назначают:
• бальнеотерапию (углекис­лые, йодобромные, жемчужные ванны),
• электрофорез кальция, брома, магния на «воротниковую» область,
• массаж «воротни­ковой» зоны,
• общий электрофорез кальция по Вермелю,
• общее УФ-облучение,
• лечебную физическую культуру и др.

Таким образом, в комплекс лечебных мероприятий при функ­циональных нарушениях голоса входят:
• психотерапия,
• медика­ментозные средства,
• ортофоническое лечение и методы физи­ческой терапии, направленные в основном на регуляцию дея­тельности центральной нервной системы,
• местное воздействие на гортань (афферентный воспринимающий аппа­рат).
Такая комплексная патогенетическая терапия, направлен­ная на различные, связанные между собой звенья патологиче­ского процесса, обеспечивает потенцированный эффект приме­няемых лечебных факторов и позволяет получить более благо­приятные результаты.

По материалам монографии Веры Петровны Николаевской «Физические методы лечения в оториноларингологии» М,»Медицина» 1989

источник

Дисфония – понятие, обозначающее нарушение голосовой функции, которое проявляется хрипотой, гнусавостью, слабостью и осиплостью. Полная потеря звучности голоса называется афонией. При безгласии сохраняется шепотная речь, появляются моменты дребезжащего голоса.

Дисфония возникает при нарушении работы голосового аппарата. У больных происходит частичное изменение высоты, тембра или силы голоса. Данное патологическое состояние встречается в любом возрасте и хорошо поддается лечению. Невозможность говорить нормальным голосом возникает по разным причинам. Среди них: простудные заболевания, чрезмерное перенапряжение голосовых связок, стресс и волнение.

Дисфония и афония — симптомы различных соматических и психоневрологических заболеваний: дифтерийного крупа, острого ларингита, катара, опухоли гортани, неврозов. Все больные с нарушением речевой функции должны быть тщательно обследованы. Лечение афонии и дисфонии зависит от причин, вызвавших эти недуги. Правильная и своевременная терапия обеспечивает быстрое возвращение голоса с его первоначальной тональностью.

По происхождению дисфония бывает органической и функциональной. Органическая возникает на фоне воспалительных заболеваний гортани, а функциональная — на фоне различных невротических изменений. После угасания патологических процессов в организме дисфония исчезает.

Функциональная дисфония подразделяется на 3 вида: гипотонусная, гипертонусная, гипо-гипертонусная.

Патогенетическая классификация дисфонии:

  • Мутационная дисфония встречается у мальчиков пубертатного возраста и отличается резким переходом голоса от высокого тона к низкому.
  • Психогенная дисфония обусловлена сильным психоэмоциональным перенапряжением.
  • Спастическая дисфония возникает при дискоординируемой гиперфункции дыхательной мускулатуры.

По длительности дисфонию подразделяют на кратковременную и стойкую.

Виды афонии:

  1. Паралитическая афония развивается при дисфункции нижнего гортанного нерва, который травмируется во время операций на органах шеи или поражается при инфекционной интоксикации. Причиной патологии также являются хронические заболевания нервной системы – сирингомиелия, сирингобульбия.
  2. Истинная афония возникает при поражении гортани, препятствующему надлежащему смыканию и достаточной вибрации связок. Острый или хронический ларингит, паралич гортанных мышц, новообразования — причины подобных изменений.
  3. Функциональная афония – отсутствие голоса, обусловленное функциональной недостаточностью голосовых мышц центрального происхождения. Развитию патологии способствует влияние стресса и психических травм на лабильную нервную систему больных.
  4. Спастическая афония возникает при спазматическом сокращении мышц гортани, сужающих голосовую щель. Судороги гортанных мышц делают щель настолько узкой, что у больных полностью пропадает голос.

Причины дисфонии и афонии подразделяют на две большие группы: врожденные и приобретенные.

  • Основной причиной дисфонии голосовых связок является врожденный порок развития гортани. У больных с нарушенной структурой хрящевой ткани провисает надгортанник, вход в гортань неполностью отрывается, что проявляется отрывистым и шумным вдохом. Это так называемый врожденный стридор или ларингомаляция, которая развивается в процессе эмбриогенеза после появления центров хондрификации.
  • Врожденный подголосовой стеноз гортани — частая причина сужения дыхательных путей в детском возрасте, проявляющегося дисфонией или афонией. Полное или частичное недоразвитие голосовых складок у детей сопровождается одышкой, хрипами, кашлем.
  • Ангиома гортани – сосудистая патология, являющаяся следствием нарушенного эмбрионального развития кровеносной и лимфатической систем. Развивается заболевание под воздействием инфекционных агентов, травматического повреждения, гормонального дисбаланса в гестационном периоде.

Заболевания, ставшие причиной дисфонии:

  1. Аллергия,
  2. Воспаление различных отделов респираторного тракта,
  3. Доброкачественные новообразования гортани,
  4. Заболевания неврологического характера,
  5. Астеническое состояние,
  6. Гормональный сбой,
  7. Миастения,
  8. Заболевания внутренних органов в стадии декомпенсации,
  9. Эндокринопатия,
  10. Гематологические заболевания,
  11. Остеохондроз шейного отдела позвоночника,
  12. Травмы голосового аппарата,
  13. Острые инфекционные заболевания – грипп, ОРВИ, ангина.

Факторы, провоцирующие дисфонию:

  • Стрессовые состояния,
  • Вынужденное долгое молчание,
  • Обструкция дыхательных путей инородными телами,
  • Длительный прием анаболиков,
  • Профессиональный фактор, связанный с постоянным напряжением голосовых связок,
  • Психологические факторы,
  • Операции на органах шеи,
  • Медикаментозное лечение,
  • Перенапряжение голоса в компании или шумном помещении,
  • Особенности микроклимата помещения – сырость, пыль, холод или жара,
  • Чрезмерное употребление алкогольных напитков,
  • Раздражение гортани вследствие химических ожогов,
  • Курение,
  • Пожилой возраст,
  • Частый и продолжительный визг и крик у детей,
  • Профессиональные вредности — запыленность или загазованность производственного помещения.
Читайте также:  Нарушение речи ринофонии афонии

Функциональная дисфония часто приводит к формированию органической патологии гортани – атрофического ларингита. Регулярное воздействие провоцирующих факторов обычно имеет неблагоприятный исход. В горле развиваются различные патологии – опухоли, полипы, гематомы. Длительное перенапряжение голоса часто заканчивается хроническим ларингитом, а чрезмерное увлечение алкоголем способствует усиленному приливу крови к глотке, гиперемии и отеку слизистой оболочки гортани.

У детей дисфония развивается вследствие частых и громких криков, пения в высоком звуковом диапазоне. Голос у малышей становится хриплым при увеличении и воспалении аденоидов. Нарушенное носовое дыхание способствует попаданию в гортань холодного и неочищенного воздуха, что приводит к частым ларингитам и дисфонии.

У больных с дисфонией голос становится хриплым, изменяется его тембр или тональность. У детей появляется стридорозное дыхание — свистящее и шумное, обусловленное турбулентным воздушным потоком в дыхательных путях. Стридор является важным симптомом значительной обструкции гортани.

Дисфония сопровождается постоянной или периодической охриплостью и утомляемостью голоса. У больных ларингитом голос становится слабым и осипшим, возникает сухой мучительный кашель, речь затрудняется. По мере роста опухоли голос пропадает, остается лишь шепотная речь. Развивается афония.

  1. Гипотонусная форма проявляется гиперемией голосовых складок, формированием овальной или треугольной голосовой щели, глухим, слабым и сиплым голосом.
  2. Гипертонусная дисфония — тонический мышечный спазм гортани и судорожное сближение напряженных голосовых складок, сопровождающееся хрипотой и болью в горле.
  3. Симптомами гипо-гипертонусной дисфонии являются: сухость во рту, тремолирующий, вибрирующий голос, сбивчивость дыхания.
  4. Спастическая дисфония — самая тяжелая форма патология, имеющая острое начало, обусловленное психической травмой и длительным перенапряжением голоса. Он становится хриплым, слабым, вибрирующим, фальцетным, дрожащим, срывающимся. Мышцы затылка и шеи начинают болеть в результате постоянного спазма, боль в горле усиливается при глотании. Постепенно болевой синдром и дискомфортные ощущения в горле становятся невыносимыми и требуют срочного лечения.

При обнаружении перечисленных выше симптомов следует обратиться к ЛОР-врачу, пройти всестороннее обследование и комплексное лечение.

Диагностика нарушения голосовой функции заключается в опросе и осмотре больного. При сборе анамнеза особое внимание обращают на длительность патологии, наличие сопутствующих болезней и факторов, способствующих развитию дисфонии.

Физикальное и инструментальное обследование:

Исследование основных акустических параметров голоса,

  • Глоттография и электромиография,
  • Прямая или непрямая ларингоскопия,
  • Исследование ФВД (функции внешнего дыхания),
  • Эндофиброларингоскопия,
  • Микроларингостробоскопия,
  • Трахеоскопия при необходимости,
  • Рентгенография гортани,
  • КТ,
  • Клинические анализы крови и мочи,
  • Бактериологическое исследование отделяемого ротоглотки,
  • Биопсия при подозрении на онкопатологию.
  • Лечение дисфонии комплексное, направленное на устранение заболевания, ставшего ее причиной.

    Лекарственную терапию проводят на фоне голосового режима и ортофонического лечения.

    1. Настойка лимонника, женьшеня, прочие стимуляторы и витамины — препараты для лечения гипотонусной дисфонии, улучшающие микроциркуляцию голосовых складок и возвращающие нормальный голос.
    2. Психотропные препараты, нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты, спазмолитики показаны для лечения гиперкинетической дисфонии.
    3. Для лечения спастической дисфонии больным назначают «Гамма-аминомасляную кислоту», «Аминалон».
    4. Поливитамины, АТФ, «Стрихнин», «Прозерин», седативные средства и транквилизаторы назначают больным с различным формами дисфонии.
    5. Витаминные комплексы и сосудистые препараты показаны для улучшения функций органа и быстрого восстановления всего организма.
    6. Если причиной дисфонии стала острая вирусная инфекция, больным назначают голосовой режим, обильное теплое питье, противовирусные препараты, иммуномодуляторы. При воспалительных гортанных процессах используют антибиотики, полоскания горла, проведение ингаляций.

    К немедикаментозному лечению дисфонии относятся следующие методы:

    • Фонопедические упражнения для реабилитации голосовой функции,
    • Массажирование шеи,
    • Психотерапевтическое воздействие,
    • Логопедические и голосовые упражнения,
    • Бальнеотерапия,
    • Гидротерапия,
    • Иглорефлексотерапия,
    • Электросон,
    • Физиотерапия – электростимуляция мышц гортани диадинамическим током, гальванизация, дарсонвализация, амплипульс, электрофорез.

    Ларингопластика, имплантационная хирургия, трахеостомия и тиропластика — операции, проводимые при стойкой дисфонии, не поддающейся консервативному лечению. Чтобы восстановить голосовую функцию, хирурги иссекают рубцы со связок гортани, удаляют опухоли.

    Для лечения заболеваний, проявляющихся дисфонией, широко используют рецепты народной медицины. Водочный компресс и горчичники приводят к расширению сосудов, притоку крови к пораженной области, уменьшению признаков воспаления и устранению соответствующих симптомов.

    Больным с дисфонией полезно ежедневное употреблять сок моркови, одуванчика, репы, капусты. Куриные сырые яйца и вываренные до мягкости дольки чеснока улучшают состояние голосовых связок. Ингаляционное введение в организм отваров лекарственных трав обеспечивает их быстрое терапевтическое действие. Полезно принимать отвар семян льна с яблоком и медом, полоскать горло настоем алтея и лаванды, фенхеля и молока.

    Профилактические мероприятия при дисфонии включают:

    1. Раннее выявление и грамотное лечение инфекционных заболеваний ЛОР-органов,
    2. Режим молчания,
    3. Предупреждение ОРЗ и ОРВИ,
    4. Коррекция голосовой нагрузки у певцов, лекторов, ораторов,
    5. Обеспечение носового дыхания зимой,
    6. Борьба с вредными привычками,
    7. Укрепление нервной системы,
    8. Закаливание,
    9. Ведение здорового образа жизни,
    10. Правильное питание,
    11. Соблюдение оптимального режима труда и отдыха,
    12. Повышение иммунитета.

    При появлении первых признаков голосовых расстройств необходимо немедленно обратиться к врачу. Это значительно снижает риск развития тяжелых последствий при афонии. Патологические состояния, проявляющиеся хрипотой или полным отсутствием голоса, хорошо поддаются лечению. Голосовая функция быстро приходит в норму.

    источник

    Голос – это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок.

    Звук голоса – колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волнсгущения и разрежения . Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками.

    Высота звука – субъективное восприятие органом слухачастоты колебательныхдвижений . Чем чаще совершаются периодические колебания воздуха, тем выше мы воспринимаем звук. Качество высоты звука зависит от частоты колебательных движений голосовых складок в 1 сек. Сколько смыканий и размыканий осуществляют они в процессе своих колебаний и сколько порций сгущенного подскладочного воздуха пропустят, такова будет и частота рожденного звука, т.е. высота тона. Измеряется в Гц.

    Сила голоса , его энергия, мощность определяются интенсивностью амплитудыколебаний голосовых складок и измеряются в децибелах . Чем больше амплитуда колебательных движений , тем сильнее звучит голос. Сила голоса находится в прямой зависимости от подскладочного давления воздуха, выдыхаемого из легких. При нарушении определенных координационных взаимоотношений между натяжением голосовых складок и воздушным давлением голос может потерять силу, звучность и изменить тембр.

    Тембр или окраска звука является существенной характеристикой качества голоса. Он отражает акустический состав сложных звуков и зависит от частоты и силы колебаний. Все звуки речи сложные. Они состоят из основного тона, определяющего высоту, и многочисленных обертонов более высокой, чем основной тон, частоты. Частота обертонов обычно в 2,3,4 и т.д. раз больше, чем частота основного тона голоса. Возникновение обертонов связано с тем, что голосовые складки колеблются не только своей длиной, воспроизводя основной тон, но и отдельными частями. Эти частичные тоны дают общую форму колебания, которая и определяет тембр.

    Резонанс – резкое возрастание амплитуды колебаний, возникающее при совпадении частоты колебаний внешней силы с частотой собственных колебаний системы. При фонации резонанс усиливает отдельные обертоны звука, возникающего в гортани, и вызывает совпадение колебаний воздуха в полостях грудной клетки и надставной трубки. Выделяют два основных резонатора – головной и грудной. Под головным (или верхним) понимаются полости, расположенные выше небного свода, в лицевой части головы. При использовании этого резонатора голос приобретает яркий полетный характер, а у говорящего возникает ощущение, что звук проходит через лицевые кости черепа. При грудномрезонировании ясно ощущается вибрация грудной клетки. Резонатором здесь могут быть единственные воздушные полости – трахея и крупные бронхи. Тембр голоса при этом мягкий. Хороший полноценный голос одновременно озвучивает головной и грудной резонаторы. Взаимосвязанная система резонаторов накапливает звуковую энергию и в свою очередь, влияет на источник колебаний – работу голосовых складок. Оптимальные условия для функции голосового аппарата появляются при создании в надскладочных полостях (надставной трубке) определенного сопротивления порциям подскладочного воздуха, который проходит сквозь колеблющиеся голосовые складки. Это сопротивление называют импедансом, при его создании голосовые складки работают с малой затратой энергии хорошим акустическим эффектом.

    Нарушение голоса – это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. (Волкова)

    Афония – полное отсутствие голоса .

    Дисфония – частичные нарушения высоты, силы и тембра голоса.

    Дисфония проявляется в хрипоте, гнусавости, слабости, осиплости голоса, свистящем и шумном дыхании (стридор), может быть мучительный кашель, речь затруднена.Утрата силы, звучности, искажений тембра, отмечаются голосовое утомление и целый ряд субъективных ощущений связанных с сенсорными расстройствами: помехи, комок в горле, налипание пленок, постоянное першение с потребностью откашляться, давление и боли. При афонии отсутствует голос, но сохраняется шепотная речь.

    Афония и дисфония могут быть как врожденными, так и приобретенными в любом возрасте. Хорошо поддаются лечению, при условии точного определения причин нарушения и своевременном начале терапии.Самостоятельно не исчезают. Спонтанное развитие дефекта всегда отрицательное.

    Нарушения голоса, как правило, не влияют на формирование речевой системы. Только особо тяжелая патология раннего возраста отрицательно сказывается на развитии речи. Это иногда наблюдается у детей с множественными папилломами и рубцовыми стенозами гортани, если заболевание началось до формирования речи.

    Многократные операции, нарушение дыхания через естественные пути при отсутствии голоса вызывают соматическуюослабленность ребенка и могут явиться причиной задержки психического развития и речи, отклонений в эмоционально-волевой сфере. Дети чувствуют свою неполноценность, становятся замкнутыми, неуравновешенными, капризными, с трудом вступают в контакт. Они с затруднениями овладевают правильным звукопроизношением, словарь их беден, что влияет на успешность обучения в школе. Такие осложненные случаи чаще встречаются в неблагополучных семьях, где детям не уделяют должного внимания. В более легких случаях НГ дети к своему состоянию относятся спокойно. Некоторые из них критически осознают дефект, стремятся к его устранению. Другие себя не слышат, остаются равнодушны к искаженному голосу.

    Взрослые независимо от степени дефекта тяжело переживают нарушения голоса. Одна из главных причин, определяющих остроту переживаний, — это роль голоса в трудовой деятельности. Длительное нарушение голоса создает угрозу профессиональной непригодности, которая при некоторой предрасположенности и астенизирующих факторах приводит к развитию невротического состояния. Появляется страх перед публичными выступлениями, общая утомляемость, неуверенность в себе, тревога, бессонница, пониженное настроение.

    Классификация нарушений голоса:

    По месту и причине возникновения Нарушения голоса делятся на:

    Центральные органические . Центральные парезы и параличи гортани зависят от поражения коры головного мозга, моста, продолговатого мозга, проводящих путей. У детей встречается при детском церебральном параличе.

    Центральные функциональные . Функциональная или психогенная афония. Возникает внезапно как реакция на психотравмирующую ситуацию у лиц, склонных к истерическим реакциям, чаще у девочек и женщин. При полном отсутствии голоса сохраняются звучный кашель и смех, что является важным диагностическим признаком. Форма несмыкания голосовых складок при обследовании очень изменчива, что также свидетельствует о психогенном характере нарушения. Функциональная афония может протекать длительно, а после восстановления голоса возможны рецидивы.

    Периферические органические. Дисфония и афония, возникшие в результате хронических ларингитов, парезов и параличей гортани, после удаления опухолей и папиллом, в результате рубцовых изменений гортани.

    Хронические ларингиты приводят к своеобразным изменениям слизистой оболочки гортани, а в дальнейшем и к поражению ее нервно-мышечного аппарата, что дает несмыкание голосовых складок, стойкий дефект голоса, сопровождающийся неприятными ощущениями в глотке и в гортани. Голос теряет нормальное звучание, появляется сильная утомляемость, вплоть до полной невозможности голосоведения.

    При травмах и инфекционных поражениях нижнегортанного и возвратного нерва возникают периферические парезы и параличи гортани. Более распространены односторонние нарушения, дающие нарушения голоса и\или дыхания.

    Часто причиной органических нарушений голоса являются опухоли и состояния после их удаления. Доброкачественные опухоли встречаются у детей и взрослых чаще злокачественных. Множественные папилломы чаще наблюдаются у детей, они могут распространяться по всей гортани и рецидивировать после удаления. Раннийпапилломатоз с нарушением голосовой и дыхательной функций может отрицательно влиять на формирование всей речи и личности ребенка.

    Врожденные органические периферические нарушения голоса:

    • Врожденный порок развития гортани. Возникает в процессе эмбриогенеза, у больных с нарушенной структурой хрящевой ткани провисает надгортанник, вход в гортань не полностью открывается, что проявляется отрывистым и шумным вдохом(это так называемый врожденный стридор).
    • Врожденный подголосовой стеноз гортани — частая причина сужения дыхательных путей в детском возрасте, проявляющегося дисфонией или афонией. Полное или частичное недоразвитие голосовых складок у детей сопровождается одышкой, хрипами, кашлем.
    • Ангиомагортани — сосудистая патология, являющаяся следствием нарушенного внутриутробного развития кровеносной и лимфатической систем. Развивается заболевание под воздействием инфекций, травматического повреждения, гормонального дисбаланса в гестационном периоде.
    Читайте также:  Нарушение речи при афонии

    Периферические функциональные . Наиболее распространенными и многообразными являются функциональные нарушения голоса. Они не сопровождаются воспалительными или какими-либо анатомическими изменениями гортани. Причинами функциональных периферических дисфоний и афоний могут быть: голосовое переутомление, плохая постановка голоса, различные инфекционные заболевания и влияние психических факторов.

    Функциональные периферические нарушения голоса:

    · Фонастения . Имеет профессиональный характер, развивается у лиц голосоречеых профессий. Проявляется фонасения в нарушении координации дыхания и голоса, невозможности управлять голосом – усиливать и ослаблять зучание

    · Гипотонусная афония и дисфония обусловлена, как правило, двусторонними миопатическими парезами, т.е. парезами внутренних мышц гортани. Они возникают при некоторых инфекциях (ОРВИ, гриппе, дифтерии), а также при сильном перенапряжении голоса. Страдают мышцы, суживающие голосовые складки. При функциональных нарушениях внутренних мышц гортани повреждение затрагивает одну мышцу, чаще одну пару мышц (поскольку почти все они парные). При гипотонусе голосовые складки в момент фонации полностью не смыкаются, между ними остается щель, форма которой зависит от того, какая пара мышц страдает. Патология голоса может проявляться от легкой осиплости до афонии с явлением голосового утомления, напряжения и боли в мышцах шеи, затылка и грудной клетки.

    · Гипертонусная афония и дисфония связаны с повышением тонуса голосовых мышц с преобладанием тонического спазма в момент фонации. Причины их возникновения полностью не изучены, но развиваются спастические дисфонии и афонии у лиц, форсирующих голос. Гипертонус может охватывать голосовые и вестибулярные складки. При попытках фонации голос не возникает совсем, или появляется резко искаженный, глухой звук. Иногда наблюдается отсутствие смыкания голосовых складок (гипотонус) с напряженным смыканием вестибулярных (гипертонус). Образующийся при этом специфический грубый, монотонный звук называют ложноскладочным.

    Перегрузка голосового аппарата при несоблюдении охранительного режима в период мутации может привести к нарушению функции внутренних мышц гортани в виде гипо- и гипертонуса.

    Причины возникновения нарушений голоса:

    Врожденный порок развития гортани.

    Врожденный подголосовой стеноз гортани

    Хронический ларингит, воспаление различных отделов дыхательной системы

    Доброкачественные и злокачественные новообразования гортани

    Травмы голосового аппарата

    Острые инфекционные заболевания (грипп, ОРВИ, ангина…)

    Обструкция дыхательных путей инородными телами

    Перенапряжение голоса, частый и продолжительный крик у детей

    источник

    Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

    У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

    Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

    Функциональная дисфония — нарушение голосовой функции, характеризующееся неполным смыканием голосовых связок при отсутствии патологических изменений в гортани; наблюдается при невротических состояниях.

    Фонастения, афония (функциональная афония), гипотонусная дисфония, (гипокинетическая, гипофункциональная дисфония), гипертонусная дисфония (гиперкинетическая, гиперфункциональная дисфония), гипо-гипертонусная дисфония (вестибулярно-складковый, ложноскладковый голос).

    Заболевание диагностируют у 40% больных с расстройством голосовой функции. Стойкие гипотонусные дисфонни составляют 80% в структуре функциональных расстройств голосообразования.

    Скрининг голосовых расстройств осуществляют путём опенки голоса на слух, его соответствия полу и возрасту пациента. Изменение высоты, тембра, силы и рабочего диапазона голоса, быстрая его утомляемость, нарушение фонационного дыхания, разборчивости и плавности речи свидетельствует о заболевании голосового аппарата,

    В зависимости от типа голосоведения и характера смыкания голосовых складок различают: афонию; гипо-, гипер- и гипо- гипертонусную дисфоний. По этиопатогенетическому фактору выделяют мутационную, психогенную и спастическую диефонию.

    Причины функциональной дисфонии

    Основными этиологическими факторами развития функционального расстройства голоса считают конституциональные, анатомические, врождённые особенности голосового аппарата, перенапряжение голоса, психотравмирующие факторы, ранее перенесённые заболевания дыхательных путей, астенический синдром любой этиологии. Гипотонусные расстройства могут формироваться и на фоне длительного молчания, а также после хирургических вмешательств на гортани при атрофии голосовых складок. Тревожные и депрессивные расстройства — причина развития функциональной дисфоний в 29,4% и при спастической дисфоний в 7,1% случаев. У 52% пациентов с функциональной дисфонией диагностируют гормональные расстройства, чаще заболевания щитовидной железы. Другие причины — неврологические заболевания, такие, как болезнь Паркинсона и миастения, черепно-мозговая травма, нарушение мозгового кровообращения и др.

    Патогенез функциональной дисфонии

    Функциональные дисфонии — проявление нарушения процессов на разных уровнях условно рефлекторных взаимоотношений. С течением времени они приобретают характер патологии преимущественно периферического отдела голосового аппарата — гортани.

    Функциональные изменения обратимы, но в ряде случаев могут приводить к органическим изменениям гортани. Например, длительно текущая гипотонусная дисфония или психогенная афония приводит к развитию атрофического ларингита с формированием борозды голосовой складки. Одновременно с этим формируется ложноскладковая фонация, которая вызывает гипертрофию вестибулярных складок. Гиперкинетическая дисфония — причина формирования стойких нарушений микроциркуляции голосовых складок и появления гранулём, язв, полипов, узелков и другой патологии гортани. У пожилых пациентов развитие функциональных расстройств голосовой функции обусловлено возрастными изменениями гортани и организма в целом; для них характерны гипотонусные дисфонии.

    Механизм развития заболевания во время мутации голоса связан с дискоординацией перехода от фальцетного механизма голосообразования к грудному. В период мутации происходит изменение частоты основного тона, связанного с увеличением гортани. У мальчиков высота голоса понижается на октаву, голосовые складки удлиняются на 10 мм и утолщаются. У девочек высота голоса понижается на 3-4 полутона, а длина голосовых складок изменяется на 4 мм В норме мутация завершается в течение 3-6 мес. Причинами патологической мутации могут быть гормональные нарушении и психоэмоциональные факторы.

    Патогенез развития спастической дисфонии до сих пор окончательно не изучен. Заболевание относят к фокальным формам мышечной дистонии наряду с такой нозологией, как спастическая кривошея, писчий спазм и др.

    Симптомы функциональной дисфонии

    Клиническая картина функциональной дисфонии обусловлена нарушением голосовой функции той или иной степени выраженности.

    Гипотонусная дисфония — нарушение голосовой функции, обусловленное понижением тонуса голосовых складок и других мышц, участвующих в галосообразовании. Отмечается быстрая утомляемость голоса, придыхательная охриплость.

    Гипертонусная дисфония — нарушение голосовой функции, обусловленное повышением тонуса голосовых складок. Фонация осуществляется с напряжением мышц шеи, голос резкий, охриплость выраженная.

    Гипо-гипертонусная дисфония (вестибулярно-складковый голос) — нарушение голосовой функции за счёт понижения тонуса голосовых складок с формированием фонации на уровне вестибулярных складок с последующим развитием их гипертрофии.

    Афония — отсутствие звучности голоса при сохранении шепотной речи.

    Психогенная дисфония или афония — расстройство голосовой функции, ведущим этиологическим фактором которого считают психогенный.

    Мутационная дисфония — нарушения голоса, возникающие в период мутации.

    Спастическая дисфония — нарушение голоса, характеризующееся напряжённо-сдавленной прерывистой фонацией, дрожанием, охриплостью, нарушением расборчивости речи. Различают абдукторную и аддукторную формы. Во время речи отмечается подёргивание диафрагмы. Диагностируют нарушение артикуляции, изменения в психоэмоциональной сфере. Клинико-неврологическое обследование выявляет органическую патологию в виде дистонических синдромов (типа писчего и блефароспазма, кривошеи и др.).

    Диагностика функциональной дисфонии

    Для функциональной дисфонии характерно длительное расстройство голосовой функции — несколько недель, месяцев и даже лет. Отмечается её нестабильность, ухудшение голоса после нагрузки, на фоне ухудшения общего состояния, после перенесённых вирусных инфекций.

    Большое значение для диагностики голосовых расстройств, особенно функциональной природы, имеет субъективная оценка голоса, которую можно дополнить нагрузочными тестами (например, чтением вслух в течение 40 мин), а также психологическим тестированием с целью выявления соматоформных расстройств. Во время прослушивания речи обращают внимание на тональность, силу, рабочий динамический диапазон, тембр, особенности голосовой атаки, дикцию, характер фонационного дыхания, работу артикуляционного аппарата, состояние шейной мускулатуры и осанку обследуемого.

    Для дифференциальной диагностики голосовых расстройств проводят ларинго- микроларинго-, микроларингостробо-, вибеоларингостробо-, эндофиброларинго-, трахеоскопию, акустический анализ голоса, определение времени максимальной фонации, спектральный компьютерный анализ голоса, оценку функции внешнего дыхании, глото- и электромиографию, рентгеновскую томографию гортани и трахеи, КТ гортани.

    При гипотонусной дисфонии микроларингоскопическое исследование выявляет неполное замыкание голосовой щели при фонации. Форма её может быть различной — в виде вытянутого овала, линейной щели или треугольника в задней трети голосовых складок. Для атрофической формы характерно истончение края голосовой складки в виде бороздки, атрофия голосовых складок. Микроларингостробоскопическое исследование позволяет выявить преобладание ослабленных фонаторных колебаний голосовых складок малой или средней амплитуды, равномерных по частоте. Смещение слизистой оболочки по краю голосовой складки определяется довольно чётко. Акустическое исследование выявляет уменьшение времени максимальной фонации в среднем до 11 с, снижение интенсивности голоса у женщин до 67 дБ, у мужчин — до 73 дБ. При атрофической форме фонаторные колебания отсутствуют или асинхронны по частоте и амплитуде, для всех больных характерно неполное замыкание голосовой щели. Смещение слизистой оболочки по свободному краю не определяется. При афонии отмечают отсутствие смыкания голосовых складок при ларингоскопии.

    Ларингоскопическая картина при гипертонусной дисфонии характеризуется усилением сосудистого рисунка, слизистая оболочка часто гиперемирована, при фонации отмечается пересмыкание голосовых складок. Постепенно происходит формирование ложноскладкового голоса. При микроларингостробоскопии характерны удлинение фазы смыкания, колебания малой амплитуды с незначительным смещением слизистой оболочки по краю. Гинертонусная дисфония часто приводит к развитию гранулём, узелков, кровоизлияний голосовых складок, хронического ларингита. При длительном течении формируется ложноскладковый голос. Развивается гипертрофия вестибулярных складок. В некоторых случаях голосовые складки не просматриваются, а при фонации визуализируется смыкание вестибулярных.

    При мутационной дисфонии лариноскопическая картина может быть нормальной; иногда обнаруживают усиление сосудистого рисунка голосовых складок, овальную щель при фонации или треугольную — в задних отделах гортани («мутационный треугольник»).

    При абдукторной форме спастической дисфонии микроларингоскопичеекая картина характеризуется признаками гиперфункциональной дисфонии: пересмыканием голосовых складок, ложноскладковой фонацией и дрожанием голосовых складок, усилением сосудистого рисунка. При аддукторной форме голосовые складки не смыкаются при фонации, образуя щель но всей длине.

    Дифференциальная диагностика необходима в случае афонии с двусторонним параличом гортани, когда у пациента сохраняется озвученный кашель. Возможно проведение теста с заглушением. При утрате слухового контроля за голосом возможно его полное восстановление.

    Показания к консультации других специалистов

    В процессе диагностики и лечения расстройств голосовой функции требуется мультидисциплинарный подход с привлечением к процессу реабилитации невролога, эндокринолога, психиатра и фонопеда.

    Лечение функциональной дисфонии

    Подход к лечению функциональных дисфонии должен быть комплексным. Необходимо воздействие на этиопатогенетические факторы: лечение общесоматических заболеваний, соматоморфных расстройств, санация очагов хронической инфекции.

    Формирование правильных навыков устойчивой фонации, повышение выносливости голосового аппарата.

    Показания к госпитализации

    Госпитализация показана при необходимости проведения хирургического лечения.

    Самый эффективный метод лечения функциональных расстройств голосовых функций — фонопедия. артикуляционная и дыхательная гимнастика, Активно применяют иглорефлексо-, психо- и физиотерапию, массаж воротниковой зоны. Из физиотерапевтических методов при гипотонусной дисфонии рекомендуют применять электростимуляцию мышц гортани диадинамическими токами, амплипульс, электрофорез на гортань с неостигмина метилсульфатом. Мутационная дисфония не требует специальной терапии, за исключением лечения сопутствующих заболеваний, рациональной психотерапии и фонопедии.

    Лекарственная терапия при гипотонусной дисфонии включает стимулирующие средства (элеутерококка колючего корневища и корни, витамины группы В, неостигмина метилсульфат 10-15 мг внутрь 2 раза в день в течение 2 недели, и улучшающие микроциркуляцию голосовых складок препараты.

    При гипотипертонусной дисфонии и ложноскладковой фонации проводят общую и местную противовоспалительную терапию гипертрофического ларингита.

    Лечение спастической дисфонии проводят совместно с неврологами. Применяют ГАМК-ергические препараты, блокады мышц гортани, массаж мышц шеи и фонофорез.

    При выраженной стойкой гипотонусной дисфонии показаны имплантационная хирургия или тиропластика, цель которых — усиление аддукции голосовых складок. При ложноскладковой фонации с гипертрофией вестибулярных складок хирургическое лечение заключается в удалении гипертрофированных участков вестибулярных складок. В послеоперационном периоде, помимо противовоспалительной терапии, проводят фонопедию и стимулирующее лечение, направленное на повышение тонуса истинных голосовых складок.

    В некоторых случаях необходимо продолжать фонопедию в течение нескольких месяцев. При лечении лиц голосоречевых профессий, особенно вокалистов, требуется длительное наблюдение с коррекцией голосовой нагрузки.

    Следует напомнить пациенту о том, что изменение голоса — симптом заболевания голосового аппарата, требующего обращения к оториноларингологу для диагностики голосового расстройства; невыполнение рекомендаций врача, и том числе по гигиене голоса, может привести к формированию органической патологии гортани.

    Читайте также:  Моторная алалия и афония

    При функциональной дисфонии сроки нетрудоспособности индивидуальны, составляют в среднем 14-21 день.

    Чаще благоприятный. Стойкое нарушение голосовой функции, длительный характер течения приводит к к ухудшению коммуникации пациента. Функциональные нарушения голоса при отсутствии надлежащей терапии снижают трудоспособность практически здоровых лиц, создают угрозу трудоспособности.

    Профилактика расстройства голосовой функции заключается и первую очередь в соблюдении гигиены голоса, формировании правильных навыков фонации, постановке речевого и певческого голоса, особенно у лиц голосо-речевых профессий. Большое значение имеют своевременная диагностика и лечение общесоматических заболеваний, приводящих к развитию дисфоний.

    [1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8]

    источник

    Функциональной афонией называют расстройства голоса, возникающие чаще всего внезапно как реакция на психическую травму или длительно действующую психотравмирующую ситуацию. По мнению И. Максимова (1987), она представляет собой полисимптомную «неврологическую» форму истерии и встречается у людей, склонных к истерическим реакциям, чаще всего у девочек и женщин. Точнее было бы назвать функциональную афонию психогенной, или истерической. Согласно материалам разных исследований, данная патология распределяется у женщин и мужчин в соотношении 5:1.

    Голос пропадает внезапно, но, как правило, сохраняется звучный кашель и смех, что может служить диагностическим признаком. Для общения с окружающими используется шепот. Иногда он очень слабый, во многих случаях напряженный, акцентуированный, порой на его фоне появляются звучные прорывы голоса, но весьма кратковременные, высокого сиплого тона. Ларингоскопия не всегда и не сразу выявляет функциональную неполноценность голосового аппарата. Голосовые складки могут иметь естественный перламутровый цвет и нормальную подвижность, но фонация отсутствует, так как, сближаясь, они не колеблются.

    Возможны и другие варианты ларингоскопической картины — отмечается несмыкание голосовых складок различной формы по типу парезов внутренних мышц гортани, иногда наблюдается картина пареза одной половины гортани. При повторных осмотрах может обнаружиться непостоянство ларингостробоскопической картины — изменения формы голосовой щели: она то овальная, то в виде треугольника. В случаях длительного нарушения голоса появляется покраснение и сухость складок как следствие напряжения при попытках фонации, форсированного шепота. При этом характерна тенденция включения в фонацию вестибулярных складок.

    При полном отсутствии голоса и выявлении описанной симптоматики с указанием на психическую травму в качестве этиологического фактора установление функциональной афонии не представляет трудностей.

    Более сложна диагностика психогенных нарушений, когда они развертываются постепенно и проявляются в виде дисфонии. Нарушения такого типа свойственны людям с лабильной психикой, а провоцируют их перенесенные воспалительные заболевания верхних дыхательных путей и глотки, а иногда длительная и неразрешающаяся конфликтная ситуация. В подобных случаях психогенная дисфония распознается не сразу. Начинается местное лечение, не дающее улучшения; голос постепенно ухудшается, снижается его сила, звучность, усиливается охриплость. При этом голосовые складки розовые, сухие, появляется отечность вестибулярных складок, которые частично участвуют в акте фонации. Психогенные дисфонии такого типа обычно плохо распознаются, продолжаются длительно и могут перейти в афонию.

    Если пациент своевременно не обращается к специалисту, то функциональная афония может закрепиться на длительное время, что ведет к большим трудностям восстановления голоса.

    Отсутствие голоса сопровождается жалобами на ощущения «скрежета», «налипания пленок», «комка» в гортани. Характерны стремление всячески подчеркнуть тяжесть своего состояния, неверие в возможность обрести звучный голос, некоторые черты демонстративности поведения. Нарушение голоса приобретает характер «условной приятности и желательности», так как дает некоторые привилегии, например длительную нетрудоспособность при неблагоприятной обстановке на работе или особое отношение в семье.

    Основой коррекционных занятий по устранению функциональной афонии является рациональная психотерапия. На первом занятии в форме доверительной беседы необходимо убедить человека, что его голос восстановится, что он, собственно, у него есть, только нарушилась возможность им пользоваться. Обязательно надо объяснить, что голосовой аппарат в норме, ибо при длительном безуспешном лечении многие считают, что страдают серьезным заболеванием гортани. Желательно выяснить, какого рода конфликт спровоцировал расстройства голоса, и попытаться найти пути его разрешения. Беседу следует проводить в непринужденной, но достаточно твердой форме. Чрезвычайно важно получить звучный голос уже на первом занятии, продемонстрировав таким образом наличие голоса.

    Единого универсального метода для устранения функциональной афонии не существует. Используются различные приемы стимуляции звука голоса. Сохранный звучный кашель может послужить основой в таких попытках. По инструкции логопеда, сопряженно с ним, продуцируется несколько кашлевых толчков на сильном выдохе. Затем логопед, положив руку на подбородок пациента, резко опускает его вниз, получая при этом звук близкий к [а]. После нескольких повторений обучаемый проделывает это самостоятельно, слышит свой звучный голос и постепенно начинает осознанно формировать полноценный гласный. Следующий этап — произнесение слогов, как бы от кашлевого толчка: ка-ко-ку-ке-ки. Если они звучат полноценно, сразу же предлагается повторить за логопедом простые обиходные слова: да, нет, дай, возьми, положи, пойди, купи и т.д. После этого переход к фразовой речи уже не представляет трудностей.

    Однако данный прием не всегда оказывается продуктивным. Тогда можно предложить имитировать стон на придыхательной атаке, сопровождая его активными жевательными движениями. Для облегчения к темени обучаемого прикладывается камертон, обычно С-128, так как его звучание соответствует и мужскому, и женскому тону голоса. С нескольких попыток издается стон — «мычание», к которому добавляются гласные [а, о, у, э, и] и формируются полнозвучные слоги. Аналогичный прием применяется при «нычании», т.е. от звука [н]. В дальнейшем для произнесения предлагаются слова, начинающиеся с первых ударных слогов типа: манка, море, мул, мера, мыло; набело, нож, нутрия, нефть, низкий и т.д. Постепенно приступают к тренировке произнесения рядов слов с первым ударным слогом, начинающимся со звонких согласных. На этом этапе обучаемые уже в состоянии свободно общаться нормальным, звучным голосом.

    Все логопедические занятия проводятся при ларингоскопическом контроле, консультировании у психиатра и медикаментозном лечении, главным образом транквилизаторами. После восстановления голоса картина гортани соответствует норме с хорошей вибраторной функцией голосовых складок.

    Необходимо отметить, что функциональные афонии склонны рецидивировать, так как они являются лишь симптомом невротического состояния. Возможны варианты, когда при любых эмоциональных нагрузках афония может возникать снова. Поэтому со всеми пациентами после того, как они начали общаться звучным голосом, желательно провести курс фонопедии по методике восстановления голоса при гипотонусных нарушениях. Перед такими занятиями дается твердая установка на то, что после завершения полного курса постановки голоса никаких срывов быть не должно. Курс фонопедии в данном случае носит психотерапевтический, превентивный, скорее, даже установочный характер. Продолжительность восстановительного обучения в среднем составляет 2 мес.

    Рассмотрим пример постепенного развития функциональной афонии.

    У П. Ю. К., девушки 14 лет, сложилась длительная конфликтная ситуация в школе, нарушились взаимоотношения с одноклассниками. Ей стало тяжело ходить в школу, общаться со сверстниками, отвечать на уроках, хотя успевала она хорошо. Постепенно, сначала в школе, затем и дома, у девушки начал «садиться» голос. Она обратилась в местную поликлинику (жила в небольшом поселке), где ей назначили курс ингаляций. Эффекта лечение не дало, и она была госпитализирована в оториноларингологическое отделение областной больницы. В больнице пациентка пробыла месяц, в течение которого проводилась физиотерапия, инъекции витаминов, вливания в гортань. На фоне лечения голос ухудшался и наступила афония. В таком состоянии она была выписана. В больнице никто не заподозрил психогенного характера расстройства голоса.

    После консультации в одном из клинических институтов Москвы больная была направлена в фониатрическое отделение. К этому моменту нарушение голоса продолжалось уже около года. На приеме девушка общалась слабым, еле слышным шепотом. При осмотре гортани выявлено, что голосовые складки не смыкаются, остается щель в форме овала. Консультация психиатра специфических нарушений не выявила. Нарушение голоса можно было рассматривать как моносиндром у личности, склонной к истерическим реакциям.

    Звучный голос удалось вызвать на втором занятии от «стона». Затем стали звучно произноситься слоги ма, мо, му, мэ, мы; на, но, ну, нэ, ны; потом перешли к словам с первым ударным слогом мак, море, мыло и т.д. Постепенно пациентка начала говорить звучным голосом. В заключение был проведен полный курс фонопедии по методике, принятой для гипотонусных расстройств голоса.

    Сложность восстановления голоса в большей степени зависит от длительности нарушения, ошибочной первоначальной диагностики, безуспешного лечения и закрепления таким образом афонии.

    Контрольные вопросы и задания

    1. Какова причина возникновения функциональной афонии и дисфонии?

    2. Назовите диагностические признаки психогенного расстройства голоса.

    3. Какие черты личности свойственны людям с функциональной афонией?

    4. У кого чаще возникает функциональная афония по тендерному признаку?

    5. Опишите приемы, с помощью которых можно вызвать звучный голос.

    6. Сравните протекание расстройства голоса при гипотонусных нарушениях и при функциональной афонии. Укажите их общие признаки и различия.

    7. Объясните целесообразность проведения курса постановки голоса при функциональной афонии.

    Дата добавления: 2014-12-17 ; просмотров: 3697 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

    источник

    Понятие о функциональной афонии, виды афонии, причины ее воз­никновения • Психологические особенности людей с функциональ­ной афонией

    Функциональная афония — отсутствие голоса, обусловленное функциональной недостаточностью голосовых мышц централь­ного происхождения, имеющей нейродинамический характер. В литературе это голосовое нарушение представлено под назва­ниями «истерическая афония», «психогенная афония». По дан­ным О. ВбЬте (1974), функциональная афония в 8 раз чаще диа­гностируется у женщин, чем у мужчин, а по наблюдениям Ю. С. Ва­силенко (2002), это соотношение составляет 12:1.

    Одним из вариантов функциональной афонии является нару­шение способности к нормальному голосообразованию у людей, перенесших острые воспалительные заболевания гортани. Нару­шение развивается как результат закрепления шепотной речи, как бы заместителя голоса, и характерно для людей, обладающих весь­ма лабильной нервной системой.

    Особенностью функциональной афонии служит отсутствие звуч­ного голоса при сохранной способности к достаточно громким кашлю и смеху. Причины возникновения афонии следует искать в изменениях деятельности ЦНС, а также среди последствий пси­хических травм различного характера и интенсивности.

    Функциональная афония может оказаться единственным при­знаком перенесенного стресса, но чаще она представляет собой

    одно из проявлений расстройства деятельности ЦНС по истери­ческому типу. Нарушение голоса, как правило, возникает внезап­но, чаще непосредственно после перенесенного стресса или на следующий день. Одновременно появляются ощущения комка в горле, боли в сердце, общая слабость, дрожание в теле.

    У некоторых больных истерическая афония может приобретать хроническое течение. Однако в состоянии эмоционального напря­жения они способны закричать достаточно громко.

    Поскольку острый и хронический стрессы являются фактора­ми, нарушающими баланс процессов возбуждения и торможе­ния, в результате могут развиться гипокинетический (паретиче-ский) и гиперкинетический (спастический) варианты функцио­нальной афонии. По данным Н. Е. Финченко (1967), паретическая форма афонии встречается значительно чаще и составляет около 80 % всех выявленных случаев.

    При паретической форме ларингоскопическая картина напо­минает явления комбинированного пареза внутренних мышц гор­тани. Отмечается недостаточность закрытия голосовой щели либо на всем ее протяжении, либо на отдельных участках, что создает зияющие пространства различных конфигураций: в виде овала или треугольника с заостренной вершиной. Возможно компен­саторное смыкание вентрикулярных складок. При спастической форме на фоне попыток к фонации голосовые складки смыка­ются, наступает их резкое напряжение, однако вибрация отсут­ствует.

    И при паретической, и при спастической формах функцио­нальной афонии, особенно при длительном течении заболева­ния, слизистая оболочка голосовых и вентрикулярных складок становится сухой, гиперемированной, покрывается корочками засохшего секрета. Микроларингоскопическое исследование про­водить невозможно из-за отсутствия колебательных движений го­лосовых складок.

    Одним из проявлений двигательных расстройств при функцио­нальной афонии может стать затруднение дыхания, связанное с парадоксальным смыканием голосовых складок на вдохе. Характер­но, что днем в присутствии посторонних у больных отмечается шумное стридорозное дыхание, но когда во время разговора они отвлекаются, дыхание становится более свободным. Во время сна пациенты дышат совершенно спокойно. При ларингоскопии пери­оды, когда голосовые складки на вдохе располагаются почти у сред­ней линии (просвет составляет 1 — 2 мм при норме 14—16 мм), чередуются с периодами расхождения голосовых складок на пол­ный объем.

    Больные жалуются на ощущение «комка» в горле, «налипа­ние» слизи, отсутствие звучного голоса. Они, как правило, стре­мятся подчеркнуть тяжесть заболевания, высказывают неверие в

    возможность выздоровления и восстановления голоса. У истери­ческих субъектов нередки рецидивы афоний.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    источник

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *