Меню Рубрики

Нарушение голосообразования дисфония и афония

Дисфония – это что такое? Определение этого термина будет дано в материалах рассматриваемой статьи. Также мы расскажем о причинах этого патологического процесса, представим его симптомы и способы лечения.

Дисфония – это что такое? Этим медицинским термином обозначают качественное нарушение голоса, которое характеризуется охриплостью, гнусавостью и осиплостью. Если имеет место полная потеря голоса, то такое состояние называют афонией.

Как было сказано выше, дисфония – это изменение голоса, возникающее из-за нарушенной работы голосового аппарата. Такой патологический процесс может наблюдаться не только у взрослого человека, но и у ребенка. Кстати, причин для его развития существует великое множество. О них мы расскажем чуть далее.

По сообщениям специалистов, рассматриваемое состояние имеет 2 разные формы. Рассмотрим их особенности прямо сейчас.

Для такого состояния характерно отсутствие каких-либо серьезных патологических изменений, а также воспаления в гортани. В связи с этим функциональная дисфония, лечение которой будет описано ниже, представляет собой не очень длительный процесс. Кстати, развитию такого состояния могут способствовать различные невротические состояния.

Существует несколько видов функциональной дисфонии. К ним относят следующие:

  • Гипотонусная — характеризуется понижением мышечного тонуса голосовых складок, а также появлением быстрой утомляемости и охриплостью голоса.
  • Гипертонусная — характеризуется повышением мышечного тонуса голосовых складок, а также охриплостью голоса и болью в горле.
  • Мутационная — проявляется в основном у мальчиков в процессе полового созревания. Для такого вида дисфонии характерна неустойчивость голоса, а также резкий переход от высокого тона к низкому.

Это патология, проявляющаяся вследствие воспалительного процесса в гортани (из-за ларингита, ларинготрахеита). После угасания воспаления дисфония исчезает. Такой вид изменения голоса иногда называют кратковременным.

Причиной развития такого патологического состояния у детей является врожденный дефект гортани, заключающийся в неправильном развитии хрящей гортани, в том числе надгортанника. Такая аномалия приводит к пролабированию последнего, а также неполному открытию входа в гортань. Это состояние проявляется отрывистым и довольно шумным вдохом. В медицинской практике подобное явление называют ларингомаляцией, или врожденным стридором.

Помимо врожденных дефектов хрящей, специалисты выделяют и сосудистые аномалии гортани, то есть формирование ангиом, или так называемых сосудистых опухолей. Возникают они из-за нарушения развития лимфатических и кровеносных сосудов в эмбриональном периоде.

Причины дисфонии могут быть связаны и с недоразвитием или полным отсутствием голосовых складок. При их врожденной дисфункции у малышей проявляются симптомы, которые очень схожи с такими признаками бронхиальной астмы, как приступы одышки, хрипы и стридоры.

Нельзя не отметить и то, что причиной развития органической дисфонии нередко являются хронические или острые патологии аллергического, воспалительного, онкологического или неврологического характера в различных отделах гортани или нижних дыхательных путях.

Почему возникает дисфония функциональная? Такое состояние может быть спровоцировано следующими факторами:

  • стрессовые состояния;
  • обструкция, или так называемое нарушение просвета верхних дыхательных путей (из-за попадания в них инородных тел);
  • заболевания легких, сердца, эндокринной системы и сосудов;
  • нарушенная работа половых желез, щитовидной железы или надпочечников;
  • использование анаболиков (гормоноподобных стероидных веществ);
  • анемия, гипо- и авитаминозы;
  • профессия, связанная с постоянным использованием голоса (преподавательская деятельность, вокал);
  • болезни шейного отдела позвоночника (остеопороз, артроз и прочие);
  • хирургическое вмешательство в области шеи (то есть при повреждении голосового аппарата гортани);
  • психические и неврологические расстройства;
  • медикаментозное лечение (изменение голоса под влиянием каких-либо препаратов);
  • последствия заболеваний инфекционного характера (медленное восстановление или необратимые изменения в слизистой гортани после перенесенного острого инфекционного процесса).

Симптомы дисфонии связаны с качественным нарушением голоса. В процессе развития такой болезни у человека появляется охриплость. Также у него заметно меняется тембр или тональность.

Что касается детей, то такое состояние у них нередко сопровождается стридором, то есть громким и грубым звуком, который возникает при вдохе и выдохе из-за прохождения воздуха через просвет (суженный) гортани.

Лечить дисфонию следует только после обращения к врачу. Для диагностики такого патологического состояния специалисты обязаны в первую очередь опросить и осмотреть больного. В ходе этого они вываляют:

  • характер расстройства (боли в горле, охриплость, слабость голоса, быстрое переутомление и т. д.);
  • длительность патологического процесса;
  • сопутствующие острые и хронические болезни, на фоне которых возникла частичная потеря голоса (например, воспаление ротоглотки бактериального или вирусного характера);
  • факторы, которые влияют на развитие дисфонии (чтение вслух, пение, понижение или повышение тембра голоса и прочее).

Физикальное обследование пациента при развитии дисфонии включает в себя следующее:

  • Исследование (акустическое) голоса при нагрузке. Для этого пациента просят прочесть какую-либо статью, в ходе чего измеряют амплитуду и частоту его голоса.
  • Ларингоскопия – это визуальное исследование гортани. Такой метод является самым важным и объективным. Существует несколько видов ларингоскопии (непрямая, прямая и микроларингоскопия). Они позволяют оценить функциональность голосовых складок, а также состояние слизистых оболочек гортани.
  • Рентгеновская и компьютерная томография гортани.
  • Денситометрия – это оценка плотности кости в шейном отделе позвоночника. Такое обследование необходимо для выявления остеопороза или артроза.

Также следует отметить, что ввиду множества различных причин возникновения дисфонии, пациенту требуется консультация ряда специалистов, в том числе хирурга, логопеда, эндокринолога, терапевта, фониатора и отоларинголога.

Для выявления воспалительного процесса в гортани пациента могут отправить на:

  • общий анализ крови и мочи (для исключения воспалительных явлений, а также оценки уровня форменных элементов и гемоглобина в крови);
  • биохимический анализ крови (для оценки уровня гормонов паращитовидной и щитовидной желез, надпочечников, а также макро- и микроэлементов).

Как следует лечить заболевание? Подход к терапии дисфонии должен быть комплексным. Требуется воздействие на этиопатогенетические факторы. Другими словами, лечить необходимо не только общесоматические болезни и соматоморфные расстройства, но и очаги хронической инфекции.

Целью терапии такого состояния является повышение выносливости голосового аппарата, а также формирование навыков устойчивой фонации.

Чаще всего для лечения функциональной дисфонии используют немедикаментозные методы. К ним относят фонопедию, артикуляционную и дыхательную гимнастику. Также активно применяют массаж воротниковой зоны, психо-, иглорефлексо- и физиотерапию.

В качестве физиотерапевтических процедур при гипотонусной дисфонии больному назначают электростимуляцию мышц гортани посредством диадинамических токов, а также электрофорез и амплипульс.

Что касается мутационной дисфонии, то она не требует специального лечения, за исключением терапии сопутствующих заболеваний, фонопедии и рациональной психотерапии.

Нельзя не отметить и то, что при таком патологическом процессе больным нередко назначают и различные медикаменты. При гипотонусной дисфонии врачи рекомендуют использовать такие стимулирующие средства, как корни и корневища элеутерококка колючего, витамины группы В, а также неостигмина метилсульфат. Такие препараты улучшают микроциркуляцию голосовых складок и возвращают нормальный голос.

При ложноскладковой фонации и гипо-гипертонусной дисфонии пациенту проводят местное и общее противовоспалительное лечение гипертрофического ларингита.

Что касается терапии спастической дисфонии, то ее осуществляют вместе с неврологами. Для этого используют ГАМК-ергические препараты, массаж мышц шеи, блокады мышц гортани и фонофорез.

При стойкой и выраженной гипотонусной дисфонии пациенту показаны тиропластика и имплантационная хирургия. Их целью является усиление аддукции голосовых складок. При наблюдении ложноскладковой фонации, которая сопровождается гипертрофией вестибулярных складок, оперативное лечение заключается в удалении этих патологических участков.

В послеоперационный период, кроме противовоспалительного лечения, проводят стимулирующую терапию и фонопедию, которые направлены на повышение тонуса голосовых складок.

Для восстановления нормального голоса некоторым людям требуется продолжать фонопедию на протяжении нескольких месяцев. Если дисфония возникла у лиц голосоречевых профессий, то им необходимо длительное наблюдение с постоянной корректировкой голосовой нагрузки.

Также больному следует напомнить, что изменение голоса представляет собой явный признак заболевания голосового аппарата. Это требует незамедлительного обращения к оториноларингологу. Невыполнение всех предписаний врача может привести к формированию патологии гортани.

источник

Нарушения голоса — это полное или частичное отсутствие фонации или ее расстройство, вызванное патологическими изменениями в голосообразующих органах.

В медицине есть два термина, обозначающих нарушения голоса. Это афония — абсолютная потеря голоса, дисфония — ухудшение его качества, силы и окраски звука. Но эти термины обозначают лишь степень выраженности патологии. Причиной развития всех расстройств являются различные патологические изменения в голосообразующих органах. Кроме таких распространенных расстройств голоса, как утрата силы или видоизменение тембра, существует еще голосовое переутомление и огромное количество ощущений, связанных с сенсорными нарушениями, например, частое першение в горле, вызывающее кашель, комок в горле, помехи. Эти признаки нарушений имеются практически при каждой патологии, но проявляются они неодинаково.

Время от времени с нарушениями голоса сталкивается практически каждый человек. Заболевание возникает одинаково часто в разных возрастных группах. За последние 20 лет данная патология стала встречаться гораздо чаще. Это объясняется расширением количества процедур по реаниматологии. На данный момент врачи вынуждены проводить детям некоторые виды операций, чтобы спасти им жизнь. К сожалению, побочным эффектом таких вмешательств часто становится нарушение голоса.

Кроме того, с каждым годом количество больных хроническим ларингитом увеличивается. Попытки самостоятельно заниматься пением часто приводят к избыточным нагрузкам на голосовые связки и увеличивают риск развития патологий голоса. При несвоевременной медицинской помощи эти дети рискуют навсегда остаться с неполноценным голосовым аппаратом.

Согласно статистике, сегодня 60 человек из 10 тысяч имеют хронические заболевания голосообразующих органов. Около 30-40% людей голосоречевых профессий страдают данными заболеваниями. Очень часто разные расстройства голоса диагностируются у педагогов и работников детских воспитательных заведений.

Коррекция нарушений голоса — важнейшая задача логопедии. Не так давно врачи разработали систему педагогического воздействия для людей с нарушениями голоса, назвав ее фонопедия. Фонопедия — это педагогическое воздействие, суть которого заключается в выполнении различных упражнений для улучшения дыхания и функций нервно-мышечного аппарата верхней части дыхательного горла. В ходе занятий пациенты учатся говорить с минимальной нагрузкой на артикуляционный аппарат и добиваться при этом наилучшего акустического эффекта.

В медицине нарушения голоса делятся по степени проявления расстройства на:

  • дисфонию — расстройство, при котором уменьшается сила голоса, изменяется его окраска и высота. При дисфонии голос хрипнет, понижается, становится осипшим;
  • афонию — расстройство, во время которого голос исчезает полностью. При афонии человек может только шептать.

По механизму развития данные нарушения делятся на:

Исходя из локализации поражений голосового аппарата, расстройства голоса бывают:

  • центральными — расстройство голоса, возникшее в результате патологических процессов, происходящих в середине голосового аппарата;
  • периферическими — патологические изменения происходят в периферической части голосового аппарата.

К нарушениям голоса часто приводят следующие факторы:

  • параличи и парезы голосообразующих органов;
  • патологические процессы в коре или структуре головного мозга, в проводящих нервных путях;
  • ДЦП;
  • наличие воспалительных процессов в голосовых связках;
  • неправильное строение голосового аппарата;
  • воспаление гортани хронического характера;
  • травмы или ожоги верхней части дыхательного горла;
  • наличие новообразований в горле;
  • наличие рубцов в гортани после операции;
  • операция по удалению верхней части дыхательного горла;
  • психическая травма;
  • заболевания эндокринной сферы;
  • вредные привычки;
  • операции, в ходе которых удаляются гортань и голосовые связки;
  • принадлежность к женскому полу.

При длительном воспалении гортани нарушение голоса происходит из-за разрушения нейромышечного синапса и неполного смыкания голосовых связок. Данное состояние сопровождается такими симптомами, как повышенная утомляемость, изменения звучания голоса, а иногда и полное его отсутствие. Ларингит могут сопровождать такие неприятные симптомы, как боль, першение, царапанье.

Признаки органических нарушений, вызванных наличием новообразований в верхней части дыхательного горла, усиливаются по мере их роста. После операций на гортани пациенты всегда сталкиваются с голосовыми расстройствами. При полном удалении гортани пациент полностью теряет голос, его дыхание сбивается.

При парезах гортани, а также атрофических параличах голос часто исчезает полностью или становится хриплым. Это состояние часто сопровождает рефлекторный кашель, сбои в дыхании и речевое переутомление. При этом нарушение звучания голоса и дыхания могут сильно усугубить состояние.

Анартрия и дизартрия сопровождаются понижением голоса. Кроме того, он становится слишком тихим и однотонным.

Органические нарушения голоса часто являются причиной отставания детей в речевом развитии. Такие дети неправильно произносят звуки, им сложнее адаптироваться в обществе, что может стать причиной низкой самооценки. При возникновении нарушений голоса в зрелом возрасте человек может стать профессионально непригодным.

Наиболее часто нарушения голоса вызывают функциональные болезни голосового аппарата, то есть когда его двигательная функция остается в норме, нет анатомических изменений.

Одним из самых частых нарушений голоса является фонастения. С ней часто сталкиваются люди речевых профессий. Реже она возникает в результате переутомления, ослабления защитных сил организма, психотравмирующих ситуаций. Обычно пациенты в данном случае жалуются на чрезмерную утомляемость голоса, невозможность долго разговаривать, возникновение охриплости после разговора, болевые ощущения в горле и наружных мышцах гортани.

Гипотонусная дисфония, возникшая из-за пареза гортани, повлекшего за собой несмыкание голосовых связок, сопровождается осиплостью, быстрой утомляемостью. Такие больные часто вынуждены говорить шепотом.

Судорожное сжатие гортанных мышц может спровоцировать возникновение гипертонусной дисфонии. При ней голос огрубевает и глухо звучит. Человек, страдающий афонией, полностью утрачивает свой голос.

При патологической мутации переменчивость голоса сохраняется и после окончания подросткового возраста.

Практически все больные с функциональным нарушением голоса жалуются на охриплость и осиплость, неспособность контролировать звучание голоса.

Наиболее точный диагноз при голосовых нарушениях врач может поставить, исходя из данных анамнеза, осмотра и некоторых других видов исследования.

Для диагностики может понадобиться проведение непрямой ларингоскопии, осуществляемой при помощи зеркала и лобной лампы. Если данная процедура не дала необходимого результата, ее можно провести с помощью гибкого фиброоптического ларингоскопа. Данная процедура выполняется под местным обезболиванием. При остром воспалении гортани у пациента можно увидеть покраснение гортани без наличия отделяемого. С помощью данного исследования можно обнаружить также доброкачественные и злокачественные опухоли гортани.

Читайте также:  Что объединяет афония розацея аллопеция

При травмировании гортанного нерва у пациента может произойти паралич голосовой связки с одной стороны. При обнаружении данной патологии врач должен провести дополнительное обследование для обнаружения факторов, спровоцировавших это состояние.

Во время обследования шеи врач должен исключить наличие зоба. При обнаружении увеличенных в размерах надключичных лимфоузлов врач может заподозрить у пациента наличие новообразований в пищеводе.

Во время обследования органов грудной клетки специалист должен исключит у пациента спадание доли легкого и воспаление плевры, что часто сопровождает рак легких.

В некоторых случаях может понадобиться проведение лабораторных и инструментальных исследований, которые включают в себя:

  • СОЭ — выполняется при воспалении гортани, новообразованиях;
  • РГК — при злокачественных опухолях легких;
  • тензилоновая проба — для пациентов с аутоиммунными нервно-мышечными заболеваниями;
  • компьютерная томография шейного отдела — назначается больным раком гортани или щитовидной железы для определения ее стадии;
  • компьютерная томография органов грудной клетки — выполняется при опухолях в легких, увеличении диаметра грудной аорты;
  • эндоскопия — назначается при подозрении на рак пищевода;
  • аортография дуги аорты;
  • ОАК — назначается пациентам с воспалением гортани;
  • биопсия — при опухолях щитовидной железы.

Некоторым больным рекомендуется дополнительно обследоваться у фониатра и невропатолога.

Лечение нарушений голоса необходимо начинать по принципу «чем раньше, тем лучше». Это нужно для предупреждения закрепления навыков аномального голосоведения и улучшения прогноза заболевания.

Для нормализации функций голосового аппарата необходимо выяснить точную причину нарушения. Если причиной заболевания стала слишком большая нагрузка на голосовые связки, рекомендуется уменьшить речевую нагрузку. Кроме этого, рекомендуется избегать стрессовых ситуаций, которые могут негативно отразиться на ЦНС.

Перед проведением работы по выработке правильных голосовых навыков пациенту рекомендуется пройти курс лечебной физкультуры и научиться правильно дышать. Таких пациентов логопеды учат находить опору дыхания и удлинять фонационный выдох.

Кроме этого, врач может назначить массаж шеи и проведение физиотерапевтических процедур. При органических причинах нарушения голоса специалист может проводить медикаментозную терапию, а в некоторых случаях даже назначить хирургическое лечение заболевания ЛОР-органов. При этом наилучшего результата можно добиться, используя медикаментозную терапию в сочетании с различными упражнениями.

Также врач может порекомендовать проведение дыхательной гимнастики и выполнение фонопедических упражнений. Нарушение голоса у детей лечат логопеды и ЛОР-врачи. Лечение детей нужно проводить как можно раньше. Это необходимо для того, чтобы патология не мешала им в дальнейшем полноценно жить и работать.

Огромное количество заболеваний — включая болезни дыхательной системы, а также системы органов, обеспечивающих циркуляцию крови в организме, патологии эндокринной сферы и слухового аппарата, вредные факторы, травмы голосового аппарата — может спровоцировать расстройство голоса. Результат от лечения зависит от множества факторов, включая причины, вызвавшие патологию, и начало проведения лечения. При сильных видоизменениях голосового аппарата или параличах голос часто невозможно восстановить до прежнего состояния, хотя и можно улучшить его звучание. Функциональные нарушения голоса обычно устраняются полностью, хотя у некоторых пациентов, не выполняющих указания логопеда, случаются рецидивы заболевания. Огромную роль также играет желание пациента вылечиться.

Профилактика нарушений голоса заключается в отказе от вредных привычек — таких, как курение и употребление алкоголя. Также не рекомендуется громко разговаривать и петь, кричать на морозе. Рекомендуется проводить профилактику и своевременное лечение простудных заболеваний. При простудах нужно придерживаться голосового режима. Людям голосоречевых профессий рекомендуется научиться диафрагмальному дыханию и правильной подаче голоса.

При обнаружении каких-либо подозрительных симптомов нужно как можно скорее обратиться к врачу.

источник

На протяжении всей истории развития логопедии исследователи стремились к созданию классификации речевых нарушений, охватывающей все их многообразие. Но и в настоящее время проблема классификации остается одной из актуальных не только для логопедии, но и других научных дисциплин, изучающих нарушения речевой деятельности. Сложность классификации речевых нарушений обусловлена рядом причин, среди которых ведущее место занимает недостаточная изученность самого механизма речи, а также несовпадение во взглядах исследователей на вопрос о принципах, на основе которых она должна быть построена.

Таким образом, в настоящее время в отечественной логопедии в обращении находятся две классификации речевых нарушений:

· Психолого-педагогическая (педагогическая) (по Р.Е.Левиной).

Клинико-педагогическая классификация опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, но, в отличие от чисто клинической, выделяемые в ней виды речевых нарушений не привязываются строго к формам заболеваний. Она ориентирована в основном на коррекцию дефекта речи, на разработку дифференцированного подхода к их преодолению и нацелена на предельную детализацию видов и форм речевых нарушений, поэтому основывается на дедуктивном подходе (от общего к частному).

Исходя из потребностей логопедического воздействия, выделяют следующие критерии, позволяющие представить, что нарушено в речи, и на основе этого отграничить одно речевое нарушение от другого по признаку отграничения: 1) нарушения формы речи (устной или письменной); 2) нарушенного вида речевой деятельности применительно к каждой из форм: для устной – нарушение говорения или слушания, для письменной – письма или чтения; 3) нарушенного этапа (звена) порождения или восприятия речи: применительно к продуктивным видам речевой деятельности (говорению и письму). Существенным является разграничение нарушений, связанных с этапами внутреннего или внешнего оформления высказывания. 4) нарушение операций, осуществляющих оформление высказывания на том или другом этапе процесса порождения или восприятие речи; 5) нарушенных средств оформления высказываний.

Каждый из выделенных критериев при описании того или другого речевого нарушения может быть представлен более дифференцированно, что позволит в отдельных видах обнаружить подвиды, имеющие значение для логопедического действия. Дополняя картину того или иного нарушения можно провести дифференциацию сходных по внешним проявлениям дефектов на основе следующих данных: 1) какими факторами обусловлено нарушение речи (социальными или биологическими); 2) на каком фоне оно развивается (органическом или функциональном); 3) в каком звене речевой функциональной системы локализуется (центральном или периферическом); 4) какова глубина (степень) нарушения центральных или периферических аппаратов речи; 5) время его наступления. [8, с. 58-60].

Нарушения речи
Нарушения устной речи Нарушения письменной речи
дисграфия дислексия
Структурно-семантическое системное (внутреннее) нарушение речи Нарушения фонационного (внешнего) оформления произносительной стороны речи
афазия алалия
Нарушения темпоритмической стороны Нарушения звукопроизношения Нарушения голосообразования
заикание брадилалия тахилалия дислалия дизартрия ринолалия дисфония

Нарушения устной речи различают 2 типов:

1) нарушения фонационного (внешнего) оформления произвольной стороны речи. Они дифференцируются в зависимости от поражения того или иного звена:

а) голосообразования (дисфония, афония);

б) темпо-ритмической стороны (интонационно – мелодической) (брадилалия, тахилалия, логоневроз);

В) звуко-произносительной (дизартрия, дислалия, ринолалия).

Дисфония (афония)отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения. Проявляется либо в отсутствии фонации (голоса – афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка. Органическая наблюдается при острых и хронических заболеваниях гортани, воспалительных процессах, порезах гортанных мышц, опухолях, рубцовых изменениях голосовых связок. Афония функциональная наблюдается при истерии и других неврозах.

Брадилалия – патологически замедленный темп речи. Синоним: брадифразия. Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной. Брадифразия – чрезмерно замедленная речь с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляцией. Встречается при некоторых нервных заболеваниях и при олигофрении. Брадифразия обычно представляет собой частное проявление замедленных процессов, общей вялости, заторможенности. Брадифразия преодолевается путем специальных логопедических речевых движений. Помимо логопедических занятий, при брадифразии в некоторых случаях проводится лечение по назначению врача – психоневролога.

Тахилалия – патологически ускоренный темп речи. Синоним: тахифразия. Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной.

При замедленном темпе речь оказывается тягуче растянутой, вяло й, монотонной. При ускоренном темпе – торопливой, стремительной, напористой. Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонационной выразительности. Ускорение речи может сопровождаться аграмматизмами. Эти явления иногда выделяют как самостоятельные нарушения, выраженные в терминах баттаризм, парафразия. В случаях, когда патологически ускоренная речь сопровождается необоснованными паузами, запинками, спотыканием, она обозначается термином – полтерн.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синоним: логоневроз. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развития ребенка (подробнее смотри Хрестоматия к разделу).

Р.М. Боскис называет заикание заболеванием, в основе которого лежат речевые затруднения, связанные с оформлением более или менее сложных высказываний, требующих для своего оформления построение фразы. По ее мнению, причинами могут быть: косноязычие, недостаточный запас слов, патологическое развитие произношения, межзубная речь, тахилалия, ринолалия. При комплексной психолого-терапевтической помощи, индивидуальной работе педагога заикание может быть исправлено (или значительно ослаблено).

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Синонимы: косноязычие (устарвшее), дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем.

Проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: в искаженном (ненормированном) произнесении звуков, в заменах (субституциях) звуков или в их смешении. Дефект может быть обусловлен тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база (не усвоен весь набор артикуляторных позиций, необходимых для произнесения звуков) или неправильно сформировались артикуляторные позиции, вследствие чего продуцируются ненормированные звуки. Особую группу составляют нарушения, обусловленные анатомическими дефектами артикуляционного аппарата.

При анатомических дефектах нарушения носят органический характер, а при их отсутствии – функциональный. Нарушение возникает обычно в процессе развития речи ребенка; в случаях травматического повреждения периферического аппарата – в любом возрасте

Описанные дефекты являются избирательными, и каждый из них имеет статус самостоятельного нарушения. Однако наблюдаются и такие, в которых оказываются вовлеченными одновременно несколько звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания. К таким относятся ринолалия и дизартрия.

Ринолалиянарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Синонимы: гнусавость (устаревшее), палатолалия.

Проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. При ринолалии наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи (а не отдельных, как при дислалии).при этом дефекте часто встречаются и просодические нарушения, речь при ринолалии мало разборчива (невнятная), монотонная. Такое нарушение резонанса происходит в результате неправильного направления голосовой и дыхательной струи вследствие механических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого неба. Различают три формы ринолллалии: открытую, закрытую, смешанную.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Наблюдаются несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты. Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи.

Дизартрия является следствием органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам. По локализации поражения ЦНС выделяют различные формы дизартрии. По тяжести нарушения различают степень проявления дизартрии.

Чаще всего дизартрия возникает вследствие рано приобретенного церебрального паралича, но может возникнуть на любом этапе развития ребенка вследствие нейроинфекций и других мозговых заболеваний.

источник

Голос – это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок.

Звук голоса – колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волнсгущения и разрежения . Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками.

Высота звука – субъективное восприятие органом слухачастоты колебательныхдвижений . Чем чаще совершаются периодические колебания воздуха, тем выше мы воспринимаем звук. Качество высоты звука зависит от частоты колебательных движений голосовых складок в 1 сек. Сколько смыканий и размыканий осуществляют они в процессе своих колебаний и сколько порций сгущенного подскладочного воздуха пропустят, такова будет и частота рожденного звука, т.е. высота тона. Измеряется в Гц.

Сила голоса , его энергия, мощность определяются интенсивностью амплитудыколебаний голосовых складок и измеряются в децибелах . Чем больше амплитуда колебательных движений , тем сильнее звучит голос. Сила голоса находится в прямой зависимости от подскладочного давления воздуха, выдыхаемого из легких. При нарушении определенных координационных взаимоотношений между натяжением голосовых складок и воздушным давлением голос может потерять силу, звучность и изменить тембр.

Тембр или окраска звука является существенной характеристикой качества голоса. Он отражает акустический состав сложных звуков и зависит от частоты и силы колебаний. Все звуки речи сложные. Они состоят из основного тона, определяющего высоту, и многочисленных обертонов более высокой, чем основной тон, частоты. Частота обертонов обычно в 2,3,4 и т.д. раз больше, чем частота основного тона голоса. Возникновение обертонов связано с тем, что голосовые складки колеблются не только своей длиной, воспроизводя основной тон, но и отдельными частями. Эти частичные тоны дают общую форму колебания, которая и определяет тембр.

Резонанс – резкое возрастание амплитуды колебаний, возникающее при совпадении частоты колебаний внешней силы с частотой собственных колебаний системы. При фонации резонанс усиливает отдельные обертоны звука, возникающего в гортани, и вызывает совпадение колебаний воздуха в полостях грудной клетки и надставной трубки. Выделяют два основных резонатора – головной и грудной. Под головным (или верхним) понимаются полости, расположенные выше небного свода, в лицевой части головы. При использовании этого резонатора голос приобретает яркий полетный характер, а у говорящего возникает ощущение, что звук проходит через лицевые кости черепа. При грудномрезонировании ясно ощущается вибрация грудной клетки. Резонатором здесь могут быть единственные воздушные полости – трахея и крупные бронхи. Тембр голоса при этом мягкий. Хороший полноценный голос одновременно озвучивает головной и грудной резонаторы. Взаимосвязанная система резонаторов накапливает звуковую энергию и в свою очередь, влияет на источник колебаний – работу голосовых складок. Оптимальные условия для функции голосового аппарата появляются при создании в надскладочных полостях (надставной трубке) определенного сопротивления порциям подскладочного воздуха, который проходит сквозь колеблющиеся голосовые складки. Это сопротивление называют импедансом, при его создании голосовые складки работают с малой затратой энергии хорошим акустическим эффектом.

Читайте также:  Что объединяет эти четыре слова афония розацея аллопеция экзофтальм

Нарушение голоса – это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. (Волкова)

Афония – полное отсутствие голоса .

Дисфония – частичные нарушения высоты, силы и тембра голоса.

Дисфония проявляется в хрипоте, гнусавости, слабости, осиплости голоса, свистящем и шумном дыхании (стридор), может быть мучительный кашель, речь затруднена.Утрата силы, звучности, искажений тембра, отмечаются голосовое утомление и целый ряд субъективных ощущений связанных с сенсорными расстройствами: помехи, комок в горле, налипание пленок, постоянное першение с потребностью откашляться, давление и боли. При афонии отсутствует голос, но сохраняется шепотная речь.

Афония и дисфония могут быть как врожденными, так и приобретенными в любом возрасте. Хорошо поддаются лечению, при условии точного определения причин нарушения и своевременном начале терапии.Самостоятельно не исчезают. Спонтанное развитие дефекта всегда отрицательное.

Нарушения голоса, как правило, не влияют на формирование речевой системы. Только особо тяжелая патология раннего возраста отрицательно сказывается на развитии речи. Это иногда наблюдается у детей с множественными папилломами и рубцовыми стенозами гортани, если заболевание началось до формирования речи.

Многократные операции, нарушение дыхания через естественные пути при отсутствии голоса вызывают соматическуюослабленность ребенка и могут явиться причиной задержки психического развития и речи, отклонений в эмоционально-волевой сфере. Дети чувствуют свою неполноценность, становятся замкнутыми, неуравновешенными, капризными, с трудом вступают в контакт. Они с затруднениями овладевают правильным звукопроизношением, словарь их беден, что влияет на успешность обучения в школе. Такие осложненные случаи чаще встречаются в неблагополучных семьях, где детям не уделяют должного внимания. В более легких случаях НГ дети к своему состоянию относятся спокойно. Некоторые из них критически осознают дефект, стремятся к его устранению. Другие себя не слышат, остаются равнодушны к искаженному голосу.

Взрослые независимо от степени дефекта тяжело переживают нарушения голоса. Одна из главных причин, определяющих остроту переживаний, — это роль голоса в трудовой деятельности. Длительное нарушение голоса создает угрозу профессиональной непригодности, которая при некоторой предрасположенности и астенизирующих факторах приводит к развитию невротического состояния. Появляется страх перед публичными выступлениями, общая утомляемость, неуверенность в себе, тревога, бессонница, пониженное настроение.

Классификация нарушений голоса:

По месту и причине возникновения Нарушения голоса делятся на:

Центральные органические . Центральные парезы и параличи гортани зависят от поражения коры головного мозга, моста, продолговатого мозга, проводящих путей. У детей встречается при детском церебральном параличе.

Центральные функциональные . Функциональная или психогенная афония. Возникает внезапно как реакция на психотравмирующую ситуацию у лиц, склонных к истерическим реакциям, чаще у девочек и женщин. При полном отсутствии голоса сохраняются звучный кашель и смех, что является важным диагностическим признаком. Форма несмыкания голосовых складок при обследовании очень изменчива, что также свидетельствует о психогенном характере нарушения. Функциональная афония может протекать длительно, а после восстановления голоса возможны рецидивы.

Периферические органические. Дисфония и афония, возникшие в результате хронических ларингитов, парезов и параличей гортани, после удаления опухолей и папиллом, в результате рубцовых изменений гортани.

Хронические ларингиты приводят к своеобразным изменениям слизистой оболочки гортани, а в дальнейшем и к поражению ее нервно-мышечного аппарата, что дает несмыкание голосовых складок, стойкий дефект голоса, сопровождающийся неприятными ощущениями в глотке и в гортани. Голос теряет нормальное звучание, появляется сильная утомляемость, вплоть до полной невозможности голосоведения.

При травмах и инфекционных поражениях нижнегортанного и возвратного нерва возникают периферические парезы и параличи гортани. Более распространены односторонние нарушения, дающие нарушения голоса и\или дыхания.

Часто причиной органических нарушений голоса являются опухоли и состояния после их удаления. Доброкачественные опухоли встречаются у детей и взрослых чаще злокачественных. Множественные папилломы чаще наблюдаются у детей, они могут распространяться по всей гортани и рецидивировать после удаления. Раннийпапилломатоз с нарушением голосовой и дыхательной функций может отрицательно влиять на формирование всей речи и личности ребенка.

Врожденные органические периферические нарушения голоса:

  • Врожденный порок развития гортани. Возникает в процессе эмбриогенеза, у больных с нарушенной структурой хрящевой ткани провисает надгортанник, вход в гортань не полностью открывается, что проявляется отрывистым и шумным вдохом(это так называемый врожденный стридор).
  • Врожденный подголосовой стеноз гортани — частая причина сужения дыхательных путей в детском возрасте, проявляющегося дисфонией или афонией. Полное или частичное недоразвитие голосовых складок у детей сопровождается одышкой, хрипами, кашлем.
  • Ангиомагортани — сосудистая патология, являющаяся следствием нарушенного внутриутробного развития кровеносной и лимфатической систем. Развивается заболевание под воздействием инфекций, травматического повреждения, гормонального дисбаланса в гестационном периоде.

Периферические функциональные . Наиболее распространенными и многообразными являются функциональные нарушения голоса. Они не сопровождаются воспалительными или какими-либо анатомическими изменениями гортани. Причинами функциональных периферических дисфоний и афоний могут быть: голосовое переутомление, плохая постановка голоса, различные инфекционные заболевания и влияние психических факторов.

Функциональные периферические нарушения голоса:

· Фонастения . Имеет профессиональный характер, развивается у лиц голосоречеых профессий. Проявляется фонасения в нарушении координации дыхания и голоса, невозможности управлять голосом – усиливать и ослаблять зучание

· Гипотонусная афония и дисфония обусловлена, как правило, двусторонними миопатическими парезами, т.е. парезами внутренних мышц гортани. Они возникают при некоторых инфекциях (ОРВИ, гриппе, дифтерии), а также при сильном перенапряжении голоса. Страдают мышцы, суживающие голосовые складки. При функциональных нарушениях внутренних мышц гортани повреждение затрагивает одну мышцу, чаще одну пару мышц (поскольку почти все они парные). При гипотонусе голосовые складки в момент фонации полностью не смыкаются, между ними остается щель, форма которой зависит от того, какая пара мышц страдает. Патология голоса может проявляться от легкой осиплости до афонии с явлением голосового утомления, напряжения и боли в мышцах шеи, затылка и грудной клетки.

· Гипертонусная афония и дисфония связаны с повышением тонуса голосовых мышц с преобладанием тонического спазма в момент фонации. Причины их возникновения полностью не изучены, но развиваются спастические дисфонии и афонии у лиц, форсирующих голос. Гипертонус может охватывать голосовые и вестибулярные складки. При попытках фонации голос не возникает совсем, или появляется резко искаженный, глухой звук. Иногда наблюдается отсутствие смыкания голосовых складок (гипотонус) с напряженным смыканием вестибулярных (гипертонус). Образующийся при этом специфический грубый, монотонный звук называют ложноскладочным.

Перегрузка голосового аппарата при несоблюдении охранительного режима в период мутации может привести к нарушению функции внутренних мышц гортани в виде гипо- и гипертонуса.

Причины возникновения нарушений голоса:

Врожденный порок развития гортани.

Врожденный подголосовой стеноз гортани

Хронический ларингит, воспаление различных отделов дыхательной системы

Доброкачественные и злокачественные новообразования гортани

Травмы голосового аппарата

Острые инфекционные заболевания (грипп, ОРВИ, ангина…)

Обструкция дыхательных путей инородными телами

Перенапряжение голоса, частый и продолжительный крик у детей

источник

Способность человека к голосообразованию основана на трех основных компонентах. Первым из них являются легкие, обеспечивающие движение вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Второй представлен голосовыми складками, в результате вибрации которых образуется звук. Глотка и полость рта являются фильтром, проходя через который, звук превращается доступные для понимания слова.

От способности человека к образованию голоса зависит его способность к общению, личная и профессиональная жизнь. Поскольку человек обладает голосом с рождения, многие недооценивают его важность до развития того или иного заболевания. Охриплость представляет собой очень распространенную проблему. В любой отдельно взятый промежуток времени в США от охриплости страдает около 20 миллионов человек.

а) Терминология. Охриплость представляет собой нарушение качества человеческого голоса. Дисфонией называется изменение голосообразования, влияющее на способность человека к нормальному общению. В основе дисфонии может лежать анатомическое нарушение, функциональное нарушение, либо их сочетание.

Причины могут разниться от прогностически благоприятной дисфонии напряжения до более серьезных неврологических или онкологических заболеваний. Ключом к правильном диагностике и лечению являются всесторонний сбор анамнеза и тщательный осмотр пациента, обязательно включающий детальную визуализацию голосовых складок.

б) Дифференциальный диагноз нарушений голоса (дисфонии):
• Инфекционная природа (вирусная, бактериальная, грибковая). Грибковые инфекции в большинстве случаев встречаются у пациентов, регулярно использующих ингаляционные стероиды.
• Воспалительные причины. Ларингофарингеальный рефлюкс, носоглоточный затек, аллергия, повышенная голосовая нагрузка.
• Фонотравматические изменения. Кисты, узелки, полипы, рубцы голосовых складок. Чаще всего они возникают в среднем слизисто-мышечном слое гортани, где эффект натяжения голосовых складок наиболее выражен.
• Доброкачественные новообразования. Рецидивирующий респираторный папилломатоз, зернисто-клеточные опухоли.
• Первичные злокачественные новообразования, включая плоскоклеточный рак и опухоли малых слюнных желез. Вторичные злокачественные новообразования, чаще всего инвазивный рак щитовидной железы и рак трахеи.

• Неврологические заболевания. Спастическая дисфония, тремор, болезнь Паркинсона.
• Глоточная недостаточность. Парез и паралич голосовых складок, пресбиларингит. У пациентов данной группы отмечаются повышенная утомляемость голоса и снижение максимального времени фонации.
• Сосудистые опухоли. Гемангиомы, варикозное расширение вен, расширение (эктазия) сосудов. Могут приводить к кровоизлияниям в поверхностный слой собственной пластинки голосовых складок.
• Системные заболевания, включая ревматоидный артрит и амилоидоз. Ревматоидный артрит часто сопровождается нарушением подвижности голосовых складок. Амилоидоз характеризуется появлением дольчатых образований на уровне голосовой щели.

• Травмы, включая интубационную травму, прямую тупую и проникающую травмы. Постинтубационная охриплость встречается достаточно часто, в большинстве случаев она вызвана фиксацией перстнечерпаловидного сустава или повреждением возвратного гортанного нерва. Тупые и проникающие травмы в качестве причины охриплости встречаются реже.
• Повреждение блуждающего или возвратного гортанного нерва. Его причиной может стать новообразование, ятрогенная травма, наличие заболеваний ствола мозга, шеи, грудной клетки.
• Наиболее частой причиной пареза голосовых складок является ятрогенное повреждение возвратного гортанного нерва. Риск повреждения нерва имеется при внутричерепных операциях, операциях на органах и сосудах шеи (сонных артериях, щитовидной железе, пищеводе, позвоночнике), операциях на органах и сосудах грудной клетки (на легких, сердце, сосудах).
• Функциональные расстройства, например, дисфония напряжения.

Модель голосообразования «источник-фильтр».
Легкие обеспечивают энергию воздушного потока, из которого на уровне голосовых складок образуется звук с базовой частотой и обертонами.
Затем эти частоты модифицируются в голосовом тракте.

в) Сбор анамнеза при нарушении голоса (дисфонии). Тщательный сбор анамнеза является основой диагностики охриплости. У пациента следует уточнить следующие моменты:
1. Начало: острое или постепенное. Постепенное нарастание симптомов характерно для неврологического заболевания или злокачественной опухоли. Внезапное появление охриплости может наблюдаться при кровоизлиянии или дисфонии напряжения.
2. Продолжительность симптомов.
3. Обстоятельства начала заболевания.
4. Наличие сопутствующих симптомов, например, нарушений глотания или одышки, часто может свидетельствовать о серьезных заболеваниях гортани.
5. Факторы, облегчающие состояние пациента. Стойкая охриплость скорее всего вызвана каким-либо анатомическим нарушением.
6. Социальный анамнез, включая стаж курения и употребление алкоголя.
7. Голосовые нагрузки, как в профессиональной, так и в повседневной жизни.

г) Осмотр при нарушении голоса. Всем пациентам с охриплостью проводится полный осмотр органов головы и шеи. Особое внимание уделяется функции черепных нервов. Оцениваются подвижность, наличие паралича или пареза, признаки дегенерации языка и мягкого неба. Для определения дополнительных образований, например, увеличенных лимфоузлов или опухолей щитовидной железы, необходимо пропальпировать шею.

Для постановки верного диагноза необходим эндоскопический осмотр гортани. При выполнении ларингоскопии необходимо обращать внимание на следующие факторы:
Общее состояние структур гортани. Оцениваются состояние надгортанника, положение черпаловидных хрящей, грушевидные синусы, позадиперстневидная область, щель преддверия, истинные голосовые складки.
Аддукция и абдукция голосовых складок. Ограничение подвижности может иметь либо неврологическую природу, например, повреждение гортанного нерва, либо быть следствием механической фиксации (при ревматоидном артрите или посттравматическом рубцовом процессе).
Состояние эпителия голосовых складок. Лейкоплакия может быть результатом гиперкератоза, который часто бывает признаком клеточной дисплазии или малигнизации. Эритроплакия чаще, чем лейкоплакия, сочетается с малигнизацией.
Сосуды голосовых складок. В норме они проходят параллельно медиальному краю складки. Проходящие перпендикулярно к ним сосуды часто указывают на фонотравматическое поражение. Разрыв сосудов может быть признаком папилломы или злокачественного новообразования, их расширение чаще встречается при травме поверхностного слоя собственной пластинки.
Симметричность голосовых складок, включая состояние эпителия, сосудистого рисунка, высоты складок. Важно осматривать обе голосовые складки на предмет аномалий, т.к. фонотравматические повреждения часто бывают двусторонними. Также необходимо обращать внимание на высоту складок, т.к. паралич голосовых складок может привести к дисфонии при разнице в высоте двух складок.

Непрямой осмотр гортани при помощи гортанного зеркала сохраняет свою значимость по нескольким причинам. Непрямая ларингоскопия выполняется очень быстро, позволяя осмотреть гортань в целом. К сожалению, время исследования ограничено из-за рвотного рефлекса и, невозможна фотодокументация.

Читайте также:  Что такое афония голоса

Гортань можно осмотреть через рот, используя жесткий 70° эндоскоп. Лучше всего выполняется у пациентов с умеренным рвотным рефлексом. Также при жесткой эндоскопии может использоваться галогеновый или стробоскопический источник света. Благодаря большому диаметру эндоскопа достигается хорошее освещение. При использовании цифровой камеры изображение может быть увеличено и записано.
Запись позволяет хирургу повторно ознакомиться с результатами обследования уже после его выполнения, а также отслеживать изменения в состоянии пациента.

Трансназальная гибкая ларингоскопия позволяет осмотреть гортань в процессе связной речи. Сама гортань находится в более физиологическом положении, чем при выполнении жесткой чрезротовой эндоскопии. Также считается, что гибкая ларингоскопия позволяет более точно оценить движения гортани. Осмотр может проводиться либо обычным гибким фиброларингоскопом, либо с ларингоскопом с чипом на дистальном конце.

Качество изображения и освещение лучше у последнего, но использование ограничивается высокой стоимостью. Трансназальные фиброскопы могут использоваться с галогеновым, ксеноновым или стробоскопическим светом.

Наличие стробоскопического источника света позволяет врачу осмотреть голосовые складки в режиме «замедленного времени». Для этого частота мерцания источника света должны быть откалибрована относительно частоты колебания голосовых складок. Для этого на шею пациента на уровне пластинки щитовидного хряща размещают специальный микрофон.

В «замедленном» режиме можно оценить слизистую волну голосовых складок, амплитуду их движений, наличие неподвижных сегментов, закрытие по фазам, периодичность колебаний. Стробоскопия является одним из ключевых методов обследования пациента с охриплостью.

д) Лучевые методы обследования при нарушении голоса (дисфонии). КТ с контрастным усилением помогает в диагностике инвазивных злокачественных процессов и травм гортани. При нарушении подвижности голосовых складок обязательно выполняется КТ или МРТ с целью исключения сдавления возвратного гортанного нерва. В область исследования должен входить весь путь блуждающего нерва от основания черепа до дуги аорты.

е) Электромиография. Электромиография помогает определить прогноз у пациентов с нейрогенным нарушением подвижности голосовых складок через 2-6 месяцев после начала заболевания. Она также позволяет дифференцировать нейрогенные и механические причины нарушений подвижности, особенно при интубационной травме и использоваться для диагностики пареза голосовых складок.

ж) Посев на флору. В редких случаях отделяемое из гортани может быть исследовано на грибковые или бактериальные возбудители. Чаще всего это требуется при ларингите, не поддающемся консервативному лечению.

з) Гистологическое исследование. При подозрении на злокачественное новообразование биопсия выполняется либо амбулаторно, либо в условиях операционной.

Положение и очертание голосовых складок во фронтальной проекции и при виде через просвет гортани во время фаз колебательного цикла.
График в центре отображает изменения давления потока воздуха.
(1) Голосовая щель полностью закрыта. (2) Расхождение нижних краев голосовых складок.
(3,4) Постепенное расхождение голосовых складок. (5) Расхождение центральных и верхних отделов голосовых складок.
(6) Голосовая щель полностью раскрыта (7-9). Смыкание нижних краев голосовых складок.
(10) Полное смыкание нижних краев голосовых складок. Верхние края частично сомкнуты.

и) Лечение нарушения голоса (дисфонии). Поскольку в основе дисфонии может лежать сочетание нескольких разных факторов, необходимо проведение тщательного диагностического обследования. Из-за вариабельности причин дисфонии описать все возможные методы ее лечения крайне затруднительно. Как правило, уже после первичного осмотра становятся ясны дальнейшие этапы диагностики и необходимость в дополнительных методах. Например, при подозрении на нейрогенную дисфонию необходима консультация невролога, специализирующегося на двигательных расстройствах.

При подозрении на инфекционную природу заболевания используются соответствующие противовирусные, антибактериальные, противогрибковые препараты. Противогрибковые препараты для полоскания и глотания использовать не рекомендуется, т.к. они обладают только местным действием. Показана системная противогрибковая терапия, например, флуконазолом.

Приводить к нарушениям голоса может ларингофарингеальный рефлюкс. Он часто становится причиной легкой охриплости, желания «прочистить горло», ощущения кома в горле. В основе лечения ларингофарингеального рефлюкса лежит изменение образа жизни, в первую очередь диеты. Пациентам рекомендуется избегать кислой пищи, уменьшить объем порций. Могут быть показаны ингибиторы протоновой помпы, принимать которые следует за 30 минут до еды.

При рините с постназальным затеком эффективными могут быть орошения полости носа солевыми растворами, топические кортикостероиды, антигистаминные, антихолинэргические препараты. Может потребоваться тщательное обследование на предмет аллергического ринита и/или хронического риносинусита.

При многих заболеваниях голоса ведущим компонентом лечения является фонопедия. Регулярные занятия у фонопеда позволяют улучшить качество голоса и эффективность фонации. Они особенно показаны пациентам с функциональными дисфониями, а также дисфониями, требующими хирургического лечения (занятия показаны как до, так и после проведения операции).

При наличии нарушений голосовых складок, не поддающихся консервативному лечению, показано выполнение микрофонохирургических операций.

При рецидивирующем респираторном папилломатозе пациентам часто требуются неоднократные оперативные вмешательства. К адъювантным методам лечения относится лазеротерапия и индол-3-карбинол. Некоторым пациентам помогает цидофовир.

У пациентов, страдающих от спастической дисфонии, и, реже, тремора, эффективно лечение ботулотоксином.

Пациентам с глоточной недостаточностью рекомендуются фонопедические упражнения. Во многих случаях может потребоваться аугментация голосовой складки, которая выполняется либо методом инъекционной ларингопластики, либо тиропластики I типа.

При одностороннем параличе голосовых складок показано выполнение тиропластики I типа, которая может сочетаться с аддукцией черпаловидного хряща.

и) Ключевые моменты:
• Охриплость представляет собой нарушение качества человеческого голоса. Дисфонией называется изменение качества голоса, влияющее на способность человека к нормальному общению.
• И хотя ларингофарингеальный рефлюкс присутствует у многих пациентов с дисфонией, даже при его наличии необходимо детальное обследование.
• Этиология дисфонии часто многофакторная. Правильная постановка диагноза зависит от сбора анамнеза и тщательного осмотра, особенно эндоскопического.
• Ларинговидеостробоскопия позволяет оценить движения голосовых складок в псевдо замедленном режиме. В «замедленном» режиме можно оценить слизистую волну голосовых складок, амплитуду их движений, наличие неподвижных сегментов, закрытие по фазам, периодичность колебаний.
• При нарушении подвижности голосовых складок обязательно выполняется КТ или МРТ с целью исключения сдавления возвратного гортанного нерва. В область исследования должен входить весь путь блуждающего нерва от основания черепа до дуги аорты.

источник

Дисфония – это нарушение голоса и речи, проявляющаяся осиплостью, гнусавостью и выраженной хрипотой при разговоре. Полная потеря голоса называется афония, при которой звучность речи теряется, хотя часто сохраняется возможность разговаривать шепотом. Эти состояния не являются самостоятельными заболеваниями, и всегда развиваются на фоне других патологий соматического или психогенного генеза. Дисфония у детей может быть врожденной, обусловленной аномалиями развития или опухолевыми образованиями. Частой причиной нарушения речи и голоса во взрослом возрасте становятся инфекционные процессы в ротоглотке, длительные и сильные стрессы. Все нарушения голоса дисфония и афония, достаточно легко поддаются коррекции и не угрожают жизни пациента.

Несмотря на достаточно очевидные симптомы, афония и дисфония в логопедии требуют тщательной и дифференциальной диагностики. Это важно, поскольку видов заболевания множество, и коррекционная работа проводится разными способами. Первоначальную диагностику проводит оториноларинголог. Среди основных методов исследования нужно отметить:

  • определение акустических характеристик голоса;
  • электромиография;
  • глоттография;
  • ларингоскопия;
  • эндофиброларингоскопия;
  • рентгенография, КТ или МРТ гортани;
  • по показаниям – трахеоскопия.

Обязательно проводится бактериологическое исследование отделяемого ротоглотки. Если есть подозрение на онкологический процесс, проводится биопсия с последующим цитологическим исследованием полученного образца ткани. После диагностики выбирается оптимальная методика логопедической работы при афонии или дисфонии.

Принято выделять несколько разновидностей дисфонии и афонии. Самыми тяжелыми расстройствами являются врожденные. Чаще всего они обусловлены нарушениями в работе ЦНС или аномалиями развития, поэтому требуют длительного и упорного лечения.

Приобретенные нарушения речи в большинстве случаев устраняются физиотерапевтическими процедурами и логопедическими упражнениями. В ряде случаев требуется помощь психолога. Несмотря на схожесть симптомов разных форм дисфонии и афонии, принципы их коррекции несколько отличаются.

Не каждый вид расстройства речи поддается быстрой коррекции. К примеру, органическая дисфония требует достаточно длительного лечения, с участием оториноларинголога и логопеда. В ряде случаев может потребоваться помощь невролога. Органическая дисфония развивается в следующих случаях:

  • нарушения анатомии ротоглотки при опухолевых процессах, после хирургических вмешательств или травм;
  • хронические воспаления бактериальной или вирусной природы;
  • поражения нервов – периферических или центральных.

Органическая патология чаще всего проявляется в виде гипер- или гипотонуса голосовых складок. Голос становится хриплым, «дребезжащим», при разговоре пациент отмечает быструю утомляемость и возникновение болевого синдрома в горле.

Под термином психогенная дисфония подразумевается расстройство речи, возникающее в результате психических расстройств различного характера. В отличии от других видов дисфоний, психогенное расстройство всегда развивается стремительно, неожиданно для самого пациента. В большинстве случаев такое нарушение речи появляется одновременно с сильным психоэмоциональным перенапряжением.

Психогенная дисфония голоса протекает достаточно мягко. Как правило, голос пациента становится сдавленным, голосообразование неустойчивое, отмечается склонность к постоянному изменению тембра. Болевой синдром отсутствует, усталости при длительном разговоре не возникает. Лечение заключается в выполнении специальных логопедических упражнений и психотерапии.

До начала процесса полового созревания голосовой аппарат у юношей и девушек практически идентичен. С началом активной деятельности половых желез начинается выраженный рост гортани, в большей степени выраженный у мальчиков. Это провоцирует понижение тембра голоса на 1-1,5 октавы. Мутационная дисфония является физиологическим состоянием, которое протекает в три этапа.

Этап
Признаки
Предмутационный Происходит сужение привычного диапазона, появляется быстрая утомляемость при разговоре, высокие ноты в голосе утрачиваются. На голосовых складках скапливается большое количество слизи.
Мутационный Резко меняется механизм голосообразования, увеличивается кадык, акустические изменения выражены максимально. Тембр голоса непостоянный, появляются охриплость и баритональные/басовые нотки.
Постмутационный Формируется постоянный тембр, исчезает охриплость. Нередко подросток отмечает быструю утомляемость при разговоре. Продолжительность этапа – до 2-х лет

Интересно! Мутационная дисфония голоса не требует медицинского вмешательства. Вмешательство логопеда может потребоваться вокалистам, а также в случае появления трудностей с произношением отдельных звуков.

В отечественной логопедической практике термин дисфония палатина или палатофония не используется – более актуальным является понятие ринолалия. Она представляет собой расстройство артикуляции и голосообразующей функции. Чаще всего патология обусловлена дефектами строения речевого аппарата, в результате которых нарушается нормальный процесс нёбно-глоточного смыкания.

При таком диагнозе часто требуется операция, дисфония этого вида может приводить к нарушению функции дыхания, а также существенно затруднять прием пищи. Особенно опасна патология для новорожденных. Ринолалия в детском возрасте часто сочетается с задержкой психоречевого развития, могут наблюдаться неврологические симптомы – нистагм, гиперрефлексия, птоз.

Важно! Несмотря на то, что дисфония и афония горла не являются жизнеугрожающими состояниями, требуется оперативная коррекционная работа. Она особенно актуальна в детском возрасте, поскольку велик риск развития сопутствующих расстройств – дисграфии или дислексии, лечение которых требует намного больше времени.

Это патология, характеризующаяся отсутствием голоса при попытках вербальной коммуникации. При этом, часто сохраняется возможность разговаривать шепотом. Такое состояние может называться истерическая афония, поскольку основной причиной становится психологические факторы. Среди них – истероидный тип характера, межличностные конфликты, психотравмы, фрустрация потребностей (невозможность получить желаемое).

Психогенная афония приводит к полной невозможности разговаривать звучным голосом. Но при этом сохраняется обычный смех, фонация при чихании и кашле. В редких случаях такая афония приводит не к потере голоса, а к его замене на чрезмерно высокий, «писклявый». Этот вид патологии сопровождается неприятными ощущениями в горле, к которым добавляются головная боль, бессонница, раздражительность, депрессивное состояние.

Такая афония голоса развивается только на фоне тяжелых поражений гортани. Это могут быть опухоли, рубцовые изменения после ожогов или травм, аномалии развития. Все это приводит к невозможности полного смыкания голосовых связок. Такая афония носит характер органического поражения, поэтому лечение осуществляется сразу несколькими специалистами – от логопеда и ЛОР-врача до невролога и терапевта.

Истинная афония характерна для такого заболевания, как ларингит. Это воспаление слизистой оболочки горла, которое нередко затрагивает и голосовые связки. Афония при ларингите требует срочного вмешательства врача и достаточно интенсивного лечения основного заболевания. Только сняв воспаление можно избавиться от афонии, в противном случае есть риск хронизации заболевания и усиления симптомов афонии. Такая афония у детей и взрослых часто сопровождается мучительным кашлем, что связано с утолщением голосовых складок и скоплением на них слизи.

Осиплость и афония могут становиться следствием поражения центральной нервной системы. Это один из самых тяжелых видов патологии, который не всегда поддается коррекции. Афония центрального происхождения развивается на фоне таких патологий:

  • боковой амиотрофический склероз;
  • ДЦП;
  • поражения головного мозга различного генеза (инфекции, травмы, инсульты);
  • рассеянный склероз;
  • миастения.

Болезнь афония, возникающая на фоне поражений ЦНС всегда носит тяжелый характер. К потере голоса присоединяются другие симптомы, как правило, неврологического характера. Это могут быть головные боли, головокружение, онемение конечностей, парезы.

Афония или дисфония, логопедическая работа при которых проводится своевременно и грамотно, чаще всего легко поддается коррекции. Медикаментозная терапия направлена на устранение того заболевания, которое стало причиной расстройства речи. К ней добавляются:

  • фонопедические упражнения, ускоряющие реабилитацию;
  • логопедические упражнения;
  • гидро- и бальнеотерапия;
  • массаж области шеи;
  • иглорефлексотерапия;
  • электросон;
  • физиотерапевтические процедуры.

Любое нарушение голосообразования (афония) протекает достаточно индивидуально. В большинстве случаев прогноз для пациента благоприятный. С устранением причины расстройства речи, она быстро восстанавливается в полном объеме, склонности к рецидивам не отмечается. Исключение составляет истерическая афония, в психологии она считается достаточно тяжелой, и требует длительной психотерапии.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *