Меню Рубрики

Характеристика детей с афонией

Дисфония и афония – это состояния, сопровождающиеся нарушением голосовой функции в различной степени. Если при дисфонии голос сохраняется, но становится хриплым или гнусавым, при афонии происходит полная потеря звучности. При этом сохраняется возможность разговаривать шепотом. Дисфония и афония не являются самостоятельными заболеваниями, они всегда становятся следствием других соматических и психоневрологических патологий. Своевременная терапия, в большинстве случаев, позволяет полностью восстановить голосовую функцию.

Причины афонии и дисфонии многочисленны. Эти патологии подразделяются на врожденные и приобретенные. Врожденные патологии обусловлены пороками развития, сильным сужением дыхательных путей разной степени, или ангиомой – опухолью, развивающейся из стенок кровеносных сосудов. Последняя часто развивается на фоне инфекционных заболеваний во время беременности.

Другие причины афонии и дисфонии могут быть следующие:

  • новообразования гортани;
  • осложнения инфекционных процессов ЛОР-органов (ангины, ларингиты);
  • слабость мышц глотки;
  • декомпенсированные патологии внутренних органов;
  • гормональные сбои в организме;
  • травмы шеи или гортани;
  • заболевания неврологического профиля;
  • чрезмерное или длительное напряжение голосовых связок;
  • инородные предметы в дыхательных путях;
  • ожоги.

Причины дисфонии сильно влияют на прогноз заболевания. Как правило, если удается вылечить заболевание, приведшее к расстройству голоса, симптомы афонии полностью исчезают. Нужно выделить и ряд факторов, которые непосредственно не приводят к нарушению голоса, но существенно повышают риск развития афонии. К ним относятся:

  • частые простудные заболевания;
  • пагубные привычки – большое количество спиртного, курение;
  • привычка разговаривать на повышенных тонах;
  • длительное молчание;
  • прием некоторых лекарственных средств (к примеру, анаболических гормонов);
  • вынужденное пребывание в сыром, холодном помещение;
  • постоянные стрессовые ситуации;
  • профессиональные вредности – высокая запыленность, воздействие химикатов.

Вне зависимости от основной причины возникновения, дисфония хорошо поддается лечению, и не представляет серьезной опасности для человека. Перед началом лечения важно дифференцировать афонию от дисфонии, поскольку принципы терапии этих заболеваний несколько отличаются.

Симптом
Дисфония Афония
Звучность речи Сохранена Отсутствует
Болевой синдром в горле Отсутствует Выражен
Затруднения при глотании Чаще отсутствуют Присутствуют
Спазм голосовых связок Нет Чаще присутствует
Ощущение инородного тела в горле Чаще имеется Отмечается редко

Важно! Если причиной афонии становится длительное психоэмоциональное перенапряжение, велик риск рецидива даже после успешного лечения. Рекомендуется длительный курс психотерапии.

Основные клинические симптомы афонии (осиплость голоса) заключаются отсутствии звучной речи при сохраненной шепотной. Потеря возможности нормально разговаривать присутствует вне зависимости от причины афонии. Присутствуют и другие симптомы осиплости голоса (афония):

  • сильная охриплость даже при разговоре шепотом;
  • боль в горле в состоянии покоя, усиливается при разговоре;
  • спазмы голосовых связок;
  • сложности при глотании твердой пищи;
  • затрудненный вдох.

Это основные симптомы афонии. К ним могут присоединяться и общие – в зависимости от того, какое именно заболевание стало причиной заболевания. Среди наиболее частых можно выделить повышенную температуру тела, общую слабость, перепады настроения, головную боль. В большинстве случаев общие симптомы проходят достаточно быстро.

Общие симптомы дисфонии достаточно многочисленны, но все они связаны с изменением тембра и тональности голоса. К основным признакам нужно отнести:

  • свистящее дыхание, которое слышно издалека;
  • сильная охриплость голоса;
  • утомляемость мышц гортани при разговоре;
  • сухой, непродуктивный кашель;
  • боль в горле;
  • сухость слизистых полости рта.

Существует несколько форм патологии, для каждой из которой можно выделить наиболее характерные симптомы.

Симптомы спастической дисфонии напрямую зависят от степени стеноза голосовых связок, и могут меняться практически ежедневно. Чаще всего этот тип патологии характеризуется напряженным, натянутым голосом. Окружающие часто отмечают его неестественность. Сам пациент отмечает быструю утомляемость при разговоре, возникновение болевого синдрома в горле. Этот тип заболевания нередко становится причиной афонии – голос становится практически беззвучным, «воздушным». Одной из особенностей спастической формы патологии является то, что при пении голос часто может быть нормальным, но при обычном разговоре его характеристики резко меняются.

Функциональная дисфония развивается на фоне различных воспалительных заболеваний ЛОР-органов. Если причину патологии не устранить вовремя, может развиваться афония, с полным отсутствием даже шепотной речи. Симптомы функциональной дисфонии гортани следующие:

  • сильная охриплость/осиплость;
  • непроизвольный переход на шепот при длительном разговоре;
  • постоянное изменение тональности;
  • сужение диапазона голоса;
  • раздвоенность тона.

Лечение заключается в терапии того заболевания, которое стало причиной расстройства голоса.

Симптомы мутационной дисфонии в полной мере проявляются у юношей в период полового созревания. Основным проявлением становится невозможность воспроизводить высокие ноты, резкое снижение тембра голоса, осиплость. Болевой синдром отсутствует, часто присоединяется кашель с обильным слизистым отделяемым. Резко увеличивается кадык – до 1,5-2х раз. Лечения не требуется, это состояние никогда не становится причиной полной потери голоса.

источник

Понятие о функциональной афонии, виды афонии, причины ее воз­никновения • Психологические особенности людей с функциональ­ной афонией

Функциональная афония — отсутствие голоса, обусловленное функциональной недостаточностью голосовых мышц централь­ного происхождения, имеющей нейродинамический характер. В литературе это голосовое нарушение представлено под назва­ниями «истерическая афония», «психогенная афония». По дан­ным О. ВбЬте (1974), функциональная афония в 8 раз чаще диа­гностируется у женщин, чем у мужчин, а по наблюдениям Ю. С. Ва­силенко (2002), это соотношение составляет 12:1.

Одним из вариантов функциональной афонии является нару­шение способности к нормальному голосообразованию у людей, перенесших острые воспалительные заболевания гортани. Нару­шение развивается как результат закрепления шепотной речи, как бы заместителя голоса, и характерно для людей, обладающих весь­ма лабильной нервной системой.

Особенностью функциональной афонии служит отсутствие звуч­ного голоса при сохранной способности к достаточно громким кашлю и смеху. Причины возникновения афонии следует искать в изменениях деятельности ЦНС, а также среди последствий пси­хических травм различного характера и интенсивности.

Функциональная афония может оказаться единственным при­знаком перенесенного стресса, но чаще она представляет собой

одно из проявлений расстройства деятельности ЦНС по истери­ческому типу. Нарушение голоса, как правило, возникает внезап­но, чаще непосредственно после перенесенного стресса или на следующий день. Одновременно появляются ощущения комка в горле, боли в сердце, общая слабость, дрожание в теле.

У некоторых больных истерическая афония может приобретать хроническое течение. Однако в состоянии эмоционального напря­жения они способны закричать достаточно громко.

Поскольку острый и хронический стрессы являются фактора­ми, нарушающими баланс процессов возбуждения и торможе­ния, в результате могут развиться гипокинетический (паретиче-ский) и гиперкинетический (спастический) варианты функцио­нальной афонии. По данным Н. Е. Финченко (1967), паретическая форма афонии встречается значительно чаще и составляет около 80 % всех выявленных случаев.

При паретической форме ларингоскопическая картина напо­минает явления комбинированного пареза внутренних мышц гор­тани. Отмечается недостаточность закрытия голосовой щели либо на всем ее протяжении, либо на отдельных участках, что создает зияющие пространства различных конфигураций: в виде овала или треугольника с заостренной вершиной. Возможно компен­саторное смыкание вентрикулярных складок. При спастической форме на фоне попыток к фонации голосовые складки смыка­ются, наступает их резкое напряжение, однако вибрация отсут­ствует.

И при паретической, и при спастической формах функцио­нальной афонии, особенно при длительном течении заболева­ния, слизистая оболочка голосовых и вентрикулярных складок становится сухой, гиперемированной, покрывается корочками засохшего секрета. Микроларингоскопическое исследование про­водить невозможно из-за отсутствия колебательных движений го­лосовых складок.

Одним из проявлений двигательных расстройств при функцио­нальной афонии может стать затруднение дыхания, связанное с парадоксальным смыканием голосовых складок на вдохе. Характер­но, что днем в присутствии посторонних у больных отмечается шумное стридорозное дыхание, но когда во время разговора они отвлекаются, дыхание становится более свободным. Во время сна пациенты дышат совершенно спокойно. При ларингоскопии пери­оды, когда голосовые складки на вдохе располагаются почти у сред­ней линии (просвет составляет 1 — 2 мм при норме 14—16 мм), чередуются с периодами расхождения голосовых складок на пол­ный объем.

Больные жалуются на ощущение «комка» в горле, «налипа­ние» слизи, отсутствие звучного голоса. Они, как правило, стре­мятся подчеркнуть тяжесть заболевания, высказывают неверие в

возможность выздоровления и восстановления голоса. У истери­ческих субъектов нередки рецидивы афоний.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Дисфония – понятие, обозначающее нарушение голосовой функции, которое проявляется хрипотой, гнусавостью, слабостью и осиплостью. Полная потеря звучности голоса называется афонией. При безгласии сохраняется шепотная речь, появляются моменты дребезжащего голоса.

Дисфония возникает при нарушении работы голосового аппарата. У больных происходит частичное изменение высоты, тембра или силы голоса. Данное патологическое состояние встречается в любом возрасте и хорошо поддается лечению. Невозможность говорить нормальным голосом возникает по разным причинам. Среди них: простудные заболевания, чрезмерное перенапряжение голосовых связок, стресс и волнение.

Дисфония и афония — симптомы различных соматических и психоневрологических заболеваний: дифтерийного крупа, острого ларингита, катара, опухоли гортани, неврозов. Все больные с нарушением речевой функции должны быть тщательно обследованы. Лечение афонии и дисфонии зависит от причин, вызвавших эти недуги. Правильная и своевременная терапия обеспечивает быстрое возвращение голоса с его первоначальной тональностью.

По происхождению дисфония бывает органической и функциональной. Органическая возникает на фоне воспалительных заболеваний гортани, а функциональная — на фоне различных невротических изменений. После угасания патологических процессов в организме дисфония исчезает.

Функциональная дисфония подразделяется на 3 вида: гипотонусная, гипертонусная, гипо-гипертонусная.

Патогенетическая классификация дисфонии:

  • Мутационная дисфония встречается у мальчиков пубертатного возраста и отличается резким переходом голоса от высокого тона к низкому.
  • Психогенная дисфония обусловлена сильным психоэмоциональным перенапряжением.
  • Спастическая дисфония возникает при дискоординируемой гиперфункции дыхательной мускулатуры.

По длительности дисфонию подразделяют на кратковременную и стойкую.

Виды афонии:

  1. Паралитическая афония развивается при дисфункции нижнего гортанного нерва, который травмируется во время операций на органах шеи или поражается при инфекционной интоксикации. Причиной патологии также являются хронические заболевания нервной системы – сирингомиелия, сирингобульбия.
  2. Истинная афония возникает при поражении гортани, препятствующему надлежащему смыканию и достаточной вибрации связок. Острый или хронический ларингит, паралич гортанных мышц, новообразования — причины подобных изменений.
  3. Функциональная афония – отсутствие голоса, обусловленное функциональной недостаточностью голосовых мышц центрального происхождения. Развитию патологии способствует влияние стресса и психических травм на лабильную нервную систему больных.
  4. Спастическая афония возникает при спазматическом сокращении мышц гортани, сужающих голосовую щель. Судороги гортанных мышц делают щель настолько узкой, что у больных полностью пропадает голос.

Причины дисфонии и афонии подразделяют на две большие группы: врожденные и приобретенные.

  • Основной причиной дисфонии голосовых связок является врожденный порок развития гортани. У больных с нарушенной структурой хрящевой ткани провисает надгортанник, вход в гортань неполностью отрывается, что проявляется отрывистым и шумным вдохом. Это так называемый врожденный стридор или ларингомаляция, которая развивается в процессе эмбриогенеза после появления центров хондрификации.
  • Врожденный подголосовой стеноз гортани — частая причина сужения дыхательных путей в детском возрасте, проявляющегося дисфонией или афонией. Полное или частичное недоразвитие голосовых складок у детей сопровождается одышкой, хрипами, кашлем.
  • Ангиома гортани – сосудистая патология, являющаяся следствием нарушенного эмбрионального развития кровеносной и лимфатической систем. Развивается заболевание под воздействием инфекционных агентов, травматического повреждения, гормонального дисбаланса в гестационном периоде.

Заболевания, ставшие причиной дисфонии:

  1. Аллергия,
  2. Воспаление различных отделов респираторного тракта,
  3. Доброкачественные новообразования гортани,
  4. Заболевания неврологического характера,
  5. Астеническое состояние,
  6. Гормональный сбой,
  7. Миастения,
  8. Заболевания внутренних органов в стадии декомпенсации,
  9. Эндокринопатия,
  10. Гематологические заболевания,
  11. Остеохондроз шейного отдела позвоночника,
  12. Травмы голосового аппарата,
  13. Острые инфекционные заболевания – грипп, ОРВИ, ангина.

Факторы, провоцирующие дисфонию:

  • Стрессовые состояния,
  • Вынужденное долгое молчание,
  • Обструкция дыхательных путей инородными телами,
  • Длительный прием анаболиков,
  • Профессиональный фактор, связанный с постоянным напряжением голосовых связок,
  • Психологические факторы,
  • Операции на органах шеи,
  • Медикаментозное лечение,
  • Перенапряжение голоса в компании или шумном помещении,
  • Особенности микроклимата помещения – сырость, пыль, холод или жара,
  • Чрезмерное употребление алкогольных напитков,
  • Раздражение гортани вследствие химических ожогов,
  • Курение,
  • Пожилой возраст,
  • Частый и продолжительный визг и крик у детей,
  • Профессиональные вредности — запыленность или загазованность производственного помещения.

Функциональная дисфония часто приводит к формированию органической патологии гортани – атрофического ларингита. Регулярное воздействие провоцирующих факторов обычно имеет неблагоприятный исход. В горле развиваются различные патологии – опухоли, полипы, гематомы. Длительное перенапряжение голоса часто заканчивается хроническим ларингитом, а чрезмерное увлечение алкоголем способствует усиленному приливу крови к глотке, гиперемии и отеку слизистой оболочки гортани.

У детей дисфония развивается вследствие частых и громких криков, пения в высоком звуковом диапазоне. Голос у малышей становится хриплым при увеличении и воспалении аденоидов. Нарушенное носовое дыхание способствует попаданию в гортань холодного и неочищенного воздуха, что приводит к частым ларингитам и дисфонии.

У больных с дисфонией голос становится хриплым, изменяется его тембр или тональность. У детей появляется стридорозное дыхание — свистящее и шумное, обусловленное турбулентным воздушным потоком в дыхательных путях. Стридор является важным симптомом значительной обструкции гортани.

Дисфония сопровождается постоянной или периодической охриплостью и утомляемостью голоса. У больных ларингитом голос становится слабым и осипшим, возникает сухой мучительный кашель, речь затрудняется. По мере роста опухоли голос пропадает, остается лишь шепотная речь. Развивается афония.

  1. Гипотонусная форма проявляется гиперемией голосовых складок, формированием овальной или треугольной голосовой щели, глухим, слабым и сиплым голосом.
  2. Гипертонусная дисфония — тонический мышечный спазм гортани и судорожное сближение напряженных голосовых складок, сопровождающееся хрипотой и болью в горле.
  3. Симптомами гипо-гипертонусной дисфонии являются: сухость во рту, тремолирующий, вибрирующий голос, сбивчивость дыхания.
  4. Спастическая дисфония — самая тяжелая форма патология, имеющая острое начало, обусловленное психической травмой и длительным перенапряжением голоса. Он становится хриплым, слабым, вибрирующим, фальцетным, дрожащим, срывающимся. Мышцы затылка и шеи начинают болеть в результате постоянного спазма, боль в горле усиливается при глотании. Постепенно болевой синдром и дискомфортные ощущения в горле становятся невыносимыми и требуют срочного лечения.
Читайте также:  Специальные аппараты при афонии

При обнаружении перечисленных выше симптомов следует обратиться к ЛОР-врачу, пройти всестороннее обследование и комплексное лечение.

Диагностика нарушения голосовой функции заключается в опросе и осмотре больного. При сборе анамнеза особое внимание обращают на длительность патологии, наличие сопутствующих болезней и факторов, способствующих развитию дисфонии.

Физикальное и инструментальное обследование:

Исследование основных акустических параметров голоса,

  • Глоттография и электромиография,
  • Прямая или непрямая ларингоскопия,
  • Исследование ФВД (функции внешнего дыхания),
  • Эндофиброларингоскопия,
  • Микроларингостробоскопия,
  • Трахеоскопия при необходимости,
  • Рентгенография гортани,
  • КТ,
  • Клинические анализы крови и мочи,
  • Бактериологическое исследование отделяемого ротоглотки,
  • Биопсия при подозрении на онкопатологию.
  • Лечение дисфонии комплексное, направленное на устранение заболевания, ставшего ее причиной.

    Лекарственную терапию проводят на фоне голосового режима и ортофонического лечения.

    1. Настойка лимонника, женьшеня, прочие стимуляторы и витамины — препараты для лечения гипотонусной дисфонии, улучшающие микроциркуляцию голосовых складок и возвращающие нормальный голос.
    2. Психотропные препараты, нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты, спазмолитики показаны для лечения гиперкинетической дисфонии.
    3. Для лечения спастической дисфонии больным назначают «Гамма-аминомасляную кислоту», «Аминалон».
    4. Поливитамины, АТФ, «Стрихнин», «Прозерин», седативные средства и транквилизаторы назначают больным с различным формами дисфонии.
    5. Витаминные комплексы и сосудистые препараты показаны для улучшения функций органа и быстрого восстановления всего организма.
    6. Если причиной дисфонии стала острая вирусная инфекция, больным назначают голосовой режим, обильное теплое питье, противовирусные препараты, иммуномодуляторы. При воспалительных гортанных процессах используют антибиотики, полоскания горла, проведение ингаляций.

    К немедикаментозному лечению дисфонии относятся следующие методы:

    • Фонопедические упражнения для реабилитации голосовой функции,
    • Массажирование шеи,
    • Психотерапевтическое воздействие,
    • Логопедические и голосовые упражнения,
    • Бальнеотерапия,
    • Гидротерапия,
    • Иглорефлексотерапия,
    • Электросон,
    • Физиотерапия – электростимуляция мышц гортани диадинамическим током, гальванизация, дарсонвализация, амплипульс, электрофорез.

    Ларингопластика, имплантационная хирургия, трахеостомия и тиропластика — операции, проводимые при стойкой дисфонии, не поддающейся консервативному лечению. Чтобы восстановить голосовую функцию, хирурги иссекают рубцы со связок гортани, удаляют опухоли.

    Для лечения заболеваний, проявляющихся дисфонией, широко используют рецепты народной медицины. Водочный компресс и горчичники приводят к расширению сосудов, притоку крови к пораженной области, уменьшению признаков воспаления и устранению соответствующих симптомов.

    Больным с дисфонией полезно ежедневное употреблять сок моркови, одуванчика, репы, капусты. Куриные сырые яйца и вываренные до мягкости дольки чеснока улучшают состояние голосовых связок. Ингаляционное введение в организм отваров лекарственных трав обеспечивает их быстрое терапевтическое действие. Полезно принимать отвар семян льна с яблоком и медом, полоскать горло настоем алтея и лаванды, фенхеля и молока.

    Профилактические мероприятия при дисфонии включают:

    1. Раннее выявление и грамотное лечение инфекционных заболеваний ЛОР-органов,
    2. Режим молчания,
    3. Предупреждение ОРЗ и ОРВИ,
    4. Коррекция голосовой нагрузки у певцов, лекторов, ораторов,
    5. Обеспечение носового дыхания зимой,
    6. Борьба с вредными привычками,
    7. Укрепление нервной системы,
    8. Закаливание,
    9. Ведение здорового образа жизни,
    10. Правильное питание,
    11. Соблюдение оптимального режима труда и отдыха,
    12. Повышение иммунитета.

    При появлении первых признаков голосовых расстройств необходимо немедленно обратиться к врачу. Это значительно снижает риск развития тяжелых последствий при афонии. Патологические состояния, проявляющиеся хрипотой или полным отсутствием голоса, хорошо поддаются лечению. Голосовая функция быстро приходит в норму.

    источник

    Осиплость, хрипота, изменение тембра голоса — всё это признаки дисфонии. Это заболевание, указывающие на более глубокие патологии, спровоцировали нарушения работы голосовых связок.

    Код болезни R49 (международная классификация МКБ 10).

    История выделения болезни в отдельный кластер интересна тем, что сначала признавали её исключительно женским заболеванием. Причина — она диагностировалась у женщин после истерики. Так было до начала Второй мировой войны. Потом дисфонию называли «военной»: из-за сильнейшего стресса после военных действий люди, независимо от пола, теряли голос. Дальнейшее исследование показало, что у дисфонии намного больше причин, чем стресс. Точно так, как и форм.

    Различают 2 формы заболевания:

    Этот тип называют ещё гипокинетическая дисфония, т. е. — отсутствие силы мышц для выдачи звука. Для неё характерно наличие воспаления в гортани: ларингит, ларинготрахеит, фарингит. Обычно сиплость и охриплость проходят после антибактериального лечения.

    Полное отсутствие голоса при сохранении возможности говорить шепотом называют афонией. Часто дисфония без лечения перерастает в афонию.

    Возникает из-за не смыкания голосовых связок.

    Различают 4 вида этой формы болезни:

    Снижение силы голоса, осиплость в результате снижения тонуса голосовых связок. В норме они эластичны. Это форма заболевания часто возникает после ларингоскопии, а также заболеваний, при которых больной молчит: коматозные состояния, параличи. Также она характерна в качестве признака возрастных изменений, при которых практически все мышцы теряют тонус. Именно поэтому у пожилых людей голос становится тише.

    Опасность гипотонусной дисфонии в том, что развивается атрофический ларингит, из-за чего у больного образовываются борозды голосовых связок: становится тяжело говорить. Иногда тяжелобольные дети с сохранностью познавательных функций мозга могут отказываться от функции говорения, как способа коммуникации, из-за гипотонуса связок.

    Возникает при спазматическом смыкании голосовых связок. При говорении больной испытывает боль как в самом горле, так и в мышцах шеи. Голос отличается охриплостью. Иногда его звучание ассоциируют со скрипом не смазанной двери.

    Это комбинированное нарушение функций голосовых связок, при котором они расслаблены, а вестибулярные складки гортани напряжены. Голос становится сдавленным и сухим.

    У детей в период полового созревания происходит резкий скачок роста отдельных частей тела и органов. При этом наблюдается дискоординация между размерами гортани и голосовых связок. Это явление часто называют «ломкой голоса». Принято считать, что она характерна только для мальчиков. На самом деле она происходит и у девочек, однако не так заметна для окружающих. В этот период у юношей голосовые складки становятся длиннее почти на 1 см, поэтому высота голоса снижается практически на октаву. У девочек это всего лишь несколько полутонов, потому что голосовые складки удлиняются на 3-4 мм.

    Мутационная дисфония по физиологическим причинам длится не больше 6 месяцев. При гормональных сбоях и психоэмоциональных нагрузках происходит патологическая мутация голоса.

    Возникает из-за перенапряжения мышц, участвующих в звукообразовании и дыхании. Речь становится неразборчивой, дрожит, звуки нечёткие, голос хриплый. При таком спазматическом нарушении речи параллельно с этим заболеваниям наблюдаются и другие болезни, которые характеризуются чрезмерным напряжением мышц. Например, кривошея.

    У органической и функциональной дисфонии разные картины развития.

    Причинами органического нарушения могут быть:

    • врождённая расщелина между губой и нёбом (характерно для ринолалии) в результате патологий эмбрионального развития, опухолевых процессов и травм в области носоглотки. Симптомы — задержка развития речи, ребёнок пробует произносить звуки после 2 лет жизни, это получается трудно, что заметно по гримасам. При расщелинах нёба возникает очень характерный звук, из-за чего это нарушение выделили в отдельную категорию — дисфония палатина или палатофония;
    • наличие комка сосудов в гортани. Такое нарушение — результат сбоев при эмбриогенезе. Это сосудистая аномалия;
    • голосовые складки недоразвиты или вовсе отсутствуют. В их толще находятся голосовые связки. При такой патологии симптомы напоминают бронхиальную астму: ребёнок пытается выдать звук, а похоже это на приступ задышки;
    • сужение просвет гортани из-за опухолевых процессов, аллергической, воспалительной отёчности.

    Причины функциональной дисфонии:

    1. сбой работы эндокринной системы из-за болезни, приёма анаболиков, гормональных препаратов;
    2. попадание инородных тел, операции на гортани;
      спазм из-за неврологических нарушений, в результате стресса или как следствие психических расстройств;
    3. заболевания костной и хрящевой тканей в шейном отделе позвоночника: меняется структура ткани, что влечёт за собой изменения в строении всей шеи;
    4. астенический синдром, авитаминоз;
    5. нагрузка на речевой аппарата из-за особенностей профессии: наблюдается у вокалистов, педагогов, ораторов;
    6. как последствие инфекционного заболевания.

    При стойких формах дисфонии наблюдается наличие нескольких причин, сопряжённых между собой.

    Например, астенический синдром с авитаминозом, который провоцирует заболевания инфекционной природы.

    Дисфония — это уже следствие других нарушений, функционального или органического происхождения. Именно поэтому важно собрать максимально подробную информацию о работе организма.

    Диагностикой и лечением дисфонии занимается лор. На первом этапе обследования собирается анамнез:

    • как долго наблюдается такое расстройство;
    • что именно беспокоит: утомляемость, боли, охриплость, сиплость;
    • факторы, которые могли спровоцировать болезнь: пение, крик, изменения тембра голоса;
    • наличие инфекционных заболеваний, предшествующих расстройству голоса.

    После этого доктор принимает решение о перечне физикальных обследований. Это может быть:

    1. акустическая диагностика во время нагрузки на голосовой аппарат;
    2. ларингоскопия — осмотр слизистых оболочек гортани в состоянии покоя и при вибрации;
    3. компьютерная томограмма области шеи;
    4. консультация невропатолога, хирурга, логопеда, эндокринолога, фонопеда;
      при изменении структуры костной ткани — денситометрия.

    Далее пациент направляется на лабораторную диагностику:

    • развёрнутый анализ крови, исследование мочи;
    • биохимия крови на предмет показателей по гормонам, микроэлементам.

    Список диагностических процедур назначается одновременно или каскадно: при малой информативности одного исследования, назначают другое, которое поможет обнаружить причину.

    Лечение дисфонии — это комплексный подход к устранению патологии голосового аппарата. Сочетаются медикаментозные и немедикаментозные методики, возможно назначение операции.

    Медикаментозное лечение: назначают препараты, которые улучшают циркуляцию крови в гортани, а также нейростимуляторы. При хронических воспалительных процессах — антибиотики, асептики. В комплексе с ними — фитопрепараты.

    Немедикаментозное лечение: фонопедическая гимнастика, занятия с логопедом, массаж, психотерапия, иглоукалывание.

    Хирургическое вмешательство: тиропластика, имплантация недостающих элементов костной, хрящевой ткани.

    Если у пациента уже наблюдалось нарушение голоса на фоне психоэмоциональных перегрузок, то при повторном появлении дисфонии рекомендуют длительную психотерапию.

    При инфекционных заболеваниях горла важен голосовой режим и своевременная медикаментозная терапия. Согласно статистике, на восстановление голоса при запущенных ЛОР-инфекциях может уходить 20-30 дней. Курс поливитаминов, избегание переохлаждения и перегрузок голосовых связок помогут избежать как краткосрочной, так и длительной дисфонии.

    источник

    Голос – это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок.

    Звук голоса – колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волнсгущения и разрежения . Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками.

    Высота звука – субъективное восприятие органом слухачастоты колебательныхдвижений . Чем чаще совершаются периодические колебания воздуха, тем выше мы воспринимаем звук. Качество высоты звука зависит от частоты колебательных движений голосовых складок в 1 сек. Сколько смыканий и размыканий осуществляют они в процессе своих колебаний и сколько порций сгущенного подскладочного воздуха пропустят, такова будет и частота рожденного звука, т.е. высота тона. Измеряется в Гц.

    Сила голоса , его энергия, мощность определяются интенсивностью амплитудыколебаний голосовых складок и измеряются в децибелах . Чем больше амплитуда колебательных движений , тем сильнее звучит голос. Сила голоса находится в прямой зависимости от подскладочного давления воздуха, выдыхаемого из легких. При нарушении определенных координационных взаимоотношений между натяжением голосовых складок и воздушным давлением голос может потерять силу, звучность и изменить тембр.

    Тембр или окраска звука является существенной характеристикой качества голоса. Он отражает акустический состав сложных звуков и зависит от частоты и силы колебаний. Все звуки речи сложные. Они состоят из основного тона, определяющего высоту, и многочисленных обертонов более высокой, чем основной тон, частоты. Частота обертонов обычно в 2,3,4 и т.д. раз больше, чем частота основного тона голоса. Возникновение обертонов связано с тем, что голосовые складки колеблются не только своей длиной, воспроизводя основной тон, но и отдельными частями. Эти частичные тоны дают общую форму колебания, которая и определяет тембр.

    Резонанс – резкое возрастание амплитуды колебаний, возникающее при совпадении частоты колебаний внешней силы с частотой собственных колебаний системы. При фонации резонанс усиливает отдельные обертоны звука, возникающего в гортани, и вызывает совпадение колебаний воздуха в полостях грудной клетки и надставной трубки. Выделяют два основных резонатора – головной и грудной. Под головным (или верхним) понимаются полости, расположенные выше небного свода, в лицевой части головы. При использовании этого резонатора голос приобретает яркий полетный характер, а у говорящего возникает ощущение, что звук проходит через лицевые кости черепа. При грудномрезонировании ясно ощущается вибрация грудной клетки. Резонатором здесь могут быть единственные воздушные полости – трахея и крупные бронхи. Тембр голоса при этом мягкий. Хороший полноценный голос одновременно озвучивает головной и грудной резонаторы. Взаимосвязанная система резонаторов накапливает звуковую энергию и в свою очередь, влияет на источник колебаний – работу голосовых складок. Оптимальные условия для функции голосового аппарата появляются при создании в надскладочных полостях (надставной трубке) определенного сопротивления порциям подскладочного воздуха, который проходит сквозь колеблющиеся голосовые складки. Это сопротивление называют импедансом, при его создании голосовые складки работают с малой затратой энергии хорошим акустическим эффектом.

    Нарушение голоса – это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. (Волкова)

    Афония – полное отсутствие голоса .

    Дисфония – частичные нарушения высоты, силы и тембра голоса.

    Дисфония проявляется в хрипоте, гнусавости, слабости, осиплости голоса, свистящем и шумном дыхании (стридор), может быть мучительный кашель, речь затруднена.Утрата силы, звучности, искажений тембра, отмечаются голосовое утомление и целый ряд субъективных ощущений связанных с сенсорными расстройствами: помехи, комок в горле, налипание пленок, постоянное першение с потребностью откашляться, давление и боли. При афонии отсутствует голос, но сохраняется шепотная речь.

    Читайте также:  Состояние дыхания при афонии

    Афония и дисфония могут быть как врожденными, так и приобретенными в любом возрасте. Хорошо поддаются лечению, при условии точного определения причин нарушения и своевременном начале терапии.Самостоятельно не исчезают. Спонтанное развитие дефекта всегда отрицательное.

    Нарушения голоса, как правило, не влияют на формирование речевой системы. Только особо тяжелая патология раннего возраста отрицательно сказывается на развитии речи. Это иногда наблюдается у детей с множественными папилломами и рубцовыми стенозами гортани, если заболевание началось до формирования речи.

    Многократные операции, нарушение дыхания через естественные пути при отсутствии голоса вызывают соматическуюослабленность ребенка и могут явиться причиной задержки психического развития и речи, отклонений в эмоционально-волевой сфере. Дети чувствуют свою неполноценность, становятся замкнутыми, неуравновешенными, капризными, с трудом вступают в контакт. Они с затруднениями овладевают правильным звукопроизношением, словарь их беден, что влияет на успешность обучения в школе. Такие осложненные случаи чаще встречаются в неблагополучных семьях, где детям не уделяют должного внимания. В более легких случаях НГ дети к своему состоянию относятся спокойно. Некоторые из них критически осознают дефект, стремятся к его устранению. Другие себя не слышат, остаются равнодушны к искаженному голосу.

    Взрослые независимо от степени дефекта тяжело переживают нарушения голоса. Одна из главных причин, определяющих остроту переживаний, — это роль голоса в трудовой деятельности. Длительное нарушение голоса создает угрозу профессиональной непригодности, которая при некоторой предрасположенности и астенизирующих факторах приводит к развитию невротического состояния. Появляется страх перед публичными выступлениями, общая утомляемость, неуверенность в себе, тревога, бессонница, пониженное настроение.

    Классификация нарушений голоса:

    По месту и причине возникновения Нарушения голоса делятся на:

    Центральные органические . Центральные парезы и параличи гортани зависят от поражения коры головного мозга, моста, продолговатого мозга, проводящих путей. У детей встречается при детском церебральном параличе.

    Центральные функциональные . Функциональная или психогенная афония. Возникает внезапно как реакция на психотравмирующую ситуацию у лиц, склонных к истерическим реакциям, чаще у девочек и женщин. При полном отсутствии голоса сохраняются звучный кашель и смех, что является важным диагностическим признаком. Форма несмыкания голосовых складок при обследовании очень изменчива, что также свидетельствует о психогенном характере нарушения. Функциональная афония может протекать длительно, а после восстановления голоса возможны рецидивы.

    Периферические органические. Дисфония и афония, возникшие в результате хронических ларингитов, парезов и параличей гортани, после удаления опухолей и папиллом, в результате рубцовых изменений гортани.

    Хронические ларингиты приводят к своеобразным изменениям слизистой оболочки гортани, а в дальнейшем и к поражению ее нервно-мышечного аппарата, что дает несмыкание голосовых складок, стойкий дефект голоса, сопровождающийся неприятными ощущениями в глотке и в гортани. Голос теряет нормальное звучание, появляется сильная утомляемость, вплоть до полной невозможности голосоведения.

    При травмах и инфекционных поражениях нижнегортанного и возвратного нерва возникают периферические парезы и параличи гортани. Более распространены односторонние нарушения, дающие нарушения голоса и\или дыхания.

    Часто причиной органических нарушений голоса являются опухоли и состояния после их удаления. Доброкачественные опухоли встречаются у детей и взрослых чаще злокачественных. Множественные папилломы чаще наблюдаются у детей, они могут распространяться по всей гортани и рецидивировать после удаления. Раннийпапилломатоз с нарушением голосовой и дыхательной функций может отрицательно влиять на формирование всей речи и личности ребенка.

    Врожденные органические периферические нарушения голоса:

    • Врожденный порок развития гортани. Возникает в процессе эмбриогенеза, у больных с нарушенной структурой хрящевой ткани провисает надгортанник, вход в гортань не полностью открывается, что проявляется отрывистым и шумным вдохом(это так называемый врожденный стридор).
    • Врожденный подголосовой стеноз гортани — частая причина сужения дыхательных путей в детском возрасте, проявляющегося дисфонией или афонией. Полное или частичное недоразвитие голосовых складок у детей сопровождается одышкой, хрипами, кашлем.
    • Ангиомагортани — сосудистая патология, являющаяся следствием нарушенного внутриутробного развития кровеносной и лимфатической систем. Развивается заболевание под воздействием инфекций, травматического повреждения, гормонального дисбаланса в гестационном периоде.

    Периферические функциональные . Наиболее распространенными и многообразными являются функциональные нарушения голоса. Они не сопровождаются воспалительными или какими-либо анатомическими изменениями гортани. Причинами функциональных периферических дисфоний и афоний могут быть: голосовое переутомление, плохая постановка голоса, различные инфекционные заболевания и влияние психических факторов.

    Функциональные периферические нарушения голоса:

    · Фонастения . Имеет профессиональный характер, развивается у лиц голосоречеых профессий. Проявляется фонасения в нарушении координации дыхания и голоса, невозможности управлять голосом – усиливать и ослаблять зучание

    · Гипотонусная афония и дисфония обусловлена, как правило, двусторонними миопатическими парезами, т.е. парезами внутренних мышц гортани. Они возникают при некоторых инфекциях (ОРВИ, гриппе, дифтерии), а также при сильном перенапряжении голоса. Страдают мышцы, суживающие голосовые складки. При функциональных нарушениях внутренних мышц гортани повреждение затрагивает одну мышцу, чаще одну пару мышц (поскольку почти все они парные). При гипотонусе голосовые складки в момент фонации полностью не смыкаются, между ними остается щель, форма которой зависит от того, какая пара мышц страдает. Патология голоса может проявляться от легкой осиплости до афонии с явлением голосового утомления, напряжения и боли в мышцах шеи, затылка и грудной клетки.

    · Гипертонусная афония и дисфония связаны с повышением тонуса голосовых мышц с преобладанием тонического спазма в момент фонации. Причины их возникновения полностью не изучены, но развиваются спастические дисфонии и афонии у лиц, форсирующих голос. Гипертонус может охватывать голосовые и вестибулярные складки. При попытках фонации голос не возникает совсем, или появляется резко искаженный, глухой звук. Иногда наблюдается отсутствие смыкания голосовых складок (гипотонус) с напряженным смыканием вестибулярных (гипертонус). Образующийся при этом специфический грубый, монотонный звук называют ложноскладочным.

    Перегрузка голосового аппарата при несоблюдении охранительного режима в период мутации может привести к нарушению функции внутренних мышц гортани в виде гипо- и гипертонуса.

    Причины возникновения нарушений голоса:

    Врожденный порок развития гортани.

    Врожденный подголосовой стеноз гортани

    Хронический ларингит, воспаление различных отделов дыхательной системы

    Доброкачественные и злокачественные новообразования гортани

    Травмы голосового аппарата

    Острые инфекционные заболевания (грипп, ОРВИ, ангина…)

    Обструкция дыхательных путей инородными телами

    Перенапряжение голоса, частый и продолжительный крик у детей

    источник

    Нарушения голоса разделяются на центральные и пе­риферические, каждое из них может бытьорганическимифункциональным.

    Большинство нарушений проявляются как самостоятельные, причинами их возникновения являются заболевания и различные изменения только голосово­го аппарата. Но они могут сопутствовать и другим более тя­желым нарушениям речи, входя в структуру дефекта при афазии, дизартрии, ринолалии, заикании.

    Механизм нарушений голоса зависит от характера изме­нений нервно-мышечного аппарата гортани, прежде всего — от подвижности и тонуса голосовых складок, который про­является обычно в виде гипо- или гипертонуса, реже в соче­тании того и другого.

    Говоря о функциональных нарушениях голоса, следует выделять: афонию(полное отсутствие голоса) идисфонию, проявляющуюся в изменении высоты, силы и тембра голоса.

    При афонии больной говорит шепотом различной громкости и внятности. При попытках фонации на кашле появляется громкий звук голоса (в отличие от органических нарушений). При этом напрягаются мышцы шеи, гортани, брюшного пресса, краснеет лицо. Возникновение на кашле громкого голоса является важным методом диагностики функциональных расстройств голоса. Этот факт имеет и прогностическое значение, он указывает на возможность быстрого восстановления голоса.

    При дисфонии качественная характеристика голоса страдает неравномерно, часто меняется в зависимости от действия различных внешних и внутренних факторов (самочувствия больного, его настроения, времени года, времени дня, погоды и т.д.). Своеобразно проявляется дисфония при перенапряжении голоса и истерическом неврозе.

    Отсутствие анатомических изменений в строении гортани вселяет надежду в возможности полного восстановления голоса, т. е. нормально звучащего. Но длительное течение функциональных нарушений подчас приводит к стойкому расстройству голосообразования, появлению атрофических изменений в гортани и перерастанию функциональных нарушений в органические расстройства голоса.

    заболевания желез внутренней секреции и половых желез

    заболевания сердечно-сосудистой системы, пищеварительного тракта, органов дыхания

    воздействие внешних вредностей (пыль, курение, алкоголь и пр.)

    механические повреждения голосового аппарата, послеоперационные последствия

    последствия простудных заболеваний

    нарушение центральных механизмов голосообразования

    В целом выделяют две группы причин нарушений голоса:

    органические,ведущие к анатомическому изменению строения периферического отдела голосового аппарата или его центрального отдела

    функциональные, в результате действия которых страдает функция голосового аппарата

    Истерический мутизм— мгновенно наступившая потеря голоса, чаще всего у лиц невротического склада, с психогенной этиологией

    Афония— полное отсутствие голоса, возможна только шепотная речь

    Дисфония— нарушение высоты, силы, тембра голоса. Проявления:голос слабый или громкий, слишком высокий или слишком низкий,монотонный, с металлической окраской, сиплый, хриплый, лающий и т. п.

    Фонастения — голосовая слабость или быстрая истощаемость голоса

    Нарушение голоса после ларингоэктомии(операция на гортани)

    По этиопатогенетическим механизмам.

    Выделяет две группы нарушений голоса (органические и функциональные):

    источник

    Классификация нарушений речи

    Виды речевых нарушений, выделяемых в клинико-педагогической характеристик:

    Нарушения письменной речи

    Дети с нарушениями речи — это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

    По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.

    М.Е. Хватцев впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, особо подчеркнув их тесное взаимодействие. Он также выделил органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические и психоневрологические причины.

    К органическим причинам были отнесены недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а также различные органические нарушения периферических органов речи. Им были выделены органические центральные (поражения мозга) и органические периферические причины (поражения органа слуха, расщепление нёба и другие морфологические изменения артикуляционного аппарата).

    Функциональные причины М.Е. Хватцев объяснил учением И.П. Павлова о нарушениях соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Он подчеркивал взаимодействие органических причин.

    К психоневрологическим причинам он относил умственную отсталость, нарушения памяти, внимания и другие расстройства психических функций.

    Важную роль М.Е. Хватцев отводил и социально-психологическим причинам, понимая под ними различные неблагоприятные влияния окружающей среды.

    Таким образом, им впервые было обосновано понимание этиологии речевых расстройств на основе диалектического подхода к оценке причинно-следственных связей в патологии речи.

    Итак, под причиной нарушения речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их воздействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.

    Концепция развития психики, разработанная Л.С. Выготским, составляет методологическую основу изучения причин нарушений речевого развития в детском возрасте. Подчеркивая связь психического развития с воздействием окружающей среды, он ввел понятие социальной ситуации развития. Она представляет собой сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, являющихся специфичными для каждого возрастного этапа.

    В основе созревания речевой функциональной системы лежит афферентация, т.е. поступление из внешнего мира через различные анализаторы, в первую очередь слуховой анализатор, разнообразных сигналов и, прежде всего, речевых. В связи с этим роль речевого окружения и речевого общения очень велика, и их недостаточность может быть одной из основных причин, нарушающих формирование речи.

    Развитие речи задерживается при неблагоприятных внешних условиях: отсутствие эмоционально положительного окружения, сверхшумное окружение.

    Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (нечеткость произношения, заикание, нарушение темпа речи и др.) могут иметь в своей основе подражание.

    Речевые нарушения часто возникают при различных психических травмах (испуг, переживания в связи с разлукой с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье и т.д.). Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребенка психогенные речевые расстройства: мутизм, невротическое заикание. Эти речевые нарушения по классификации М.Е. Хватцева условно могут быть отнесены к функциональным.

    К функциональным нарушениям речи относятся также нарушения, связанные с неблагоприятными воздействиями на организм ребенка: общая физическая ослабленность, незрелость, обусловленная недоношенностью или внутриутробной патологией, заболевания внутренних органов, рахит, нарушение обмена веществ.

    Таким образом, любое общее или нервно-психическое заболевание ребенка первых лет жизни обычно сопровождается нарушениями речевого развития.

    У детей с аномалиями и пороками развития мозга часто наблюдаются множественные, так называемые, дизамбриогенетические стигмы в виде асимметрии черепа, аномалии нёба (высокое «готическое» нёбо, уплощенное нёбо, раздвоенная губа), дефекты развития верхней челюсти, аплазия нижней челюсти, микрогнатия, прогнатия и др. Примером речевых расстройств, возникающих под влиянием воздействия неблагоприятных факторов на развивающийся плод, может быть открытая ринолалия, возникающая вследствие врожденной расщелины нёба.

    Таким образом, при оценке роли экзогенно-органического фактора в возникновении речевых расстройств в детском возрасте необходимо учитывать: время, характер и локализацию повреждения, особенности пластичности нервной системы ребенка, а также степень сформированности речевой функции в момент повреждения мозга.

    Определенное значение в этиологии речевых нарушений у детей имеют и наследственные факторы. В некоторых случаях наследственные факторы выступают как ведущие причины. В литературе приводятся данные о том, что ринолалия, обусловленная расщелиной нёба в 10-30% случаев может быть связана с наследственными факторами (П.Г. Светлов, 1962г., А.Я.Пискунов, 1960 и др.).

    Читайте также:  Упражнения на коррекцию афонии

    По данным С.А. Гриднева (1976) наследственная отягощенность среди заикающихся составляет 17,5%. Отмечается роль наследственных факторов в возникновении нарушений письменной речи (дисграфии, дислексии).

    Итак, этиологические факторы, вызывающие нарушение речи, сложны и полиморфны. Наиболее часто встречаются сочетания наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушения созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов.

    Разрабатывая вопросы классификации речевых нарушений у детей, исследователи разделились на два направления: одни сохранили традиционную номенклатуру речевых нарушений, имеющую обращение к общей логопедии, но наполнили ее новым содержанием, другие отказались от традиционной для логопедии номенклатуры речевых нарушений и ввели новую группировку.

    Таким образом, в настоящее время в отечественной логопедии в обращении находится две классификации речевых нарушений. Одна – клинико-педагогическая, другая – психолого-педагогическая, или педагогическая (по Р.Е. Левиной).

    Клинико-педагогическая классификация опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной, но, в отличие от чисто клинической, выделяемые в ней виды речевых нарушений не привязываются строго к формам заболеваний.

    В данной классификации ведущая, определяющая роль отводится психолого-лингвистическим критериям. На их основе картина речевого нарушения описывается в терминах и понятиях, направляющих внимание логопеда на те явления, которые должны стать объектом логопедического воздействия. С этой целью вводятся критерии, позволяющие выделить основные группы, а также основные формы и виды нарушений.

    Исходя из потребностей логопедического воздействия, выделяют следующие критерии, позволяющие представить то, что нарушено в речи, и на основе этого ограничить одно речевое нарушение от другого по признаку ограничения:

    Нарушения формы речи (устной или письменной);

    Нарушения вида речевой деятельности применительно к каждой их форм: для устной – говорения или слушания, для письменной – письма или чтения;

    Нарушения этапа (звена) порождения или восприятия речи применительно к продуктивным видам речевой деятельности (говорению и письму). Существенным является разграничение нарушений, связанных с этапами внутреннего и внешнего оформления высказывания.

    Применительно к рецептивным видам речевой деятельности (слушанию или чтению) существенным является разграничение нарушений, относящихся к сенсорному или рецептивному этапу;

    Нарушения операций, осуществляющих оформление высказываний на том или другом этапе процесса порождения или восприятия речи;

    Нарушения средств оформления высказывания: существенным представляется разграничение языковых и произносительных единиц, так как каждому этапу порождения или восприятия речи присущи свои наборы единиц, по отношению к которым осуществляются операции отбора и комбинирования.

    Клиническим (в сочетании с этиопатогенетическими) критериям в данной классификации отводится роль уточняющих. Они не могут быть ведущими для педагогической квалификации речевых нарушений, но для врача являются средством анализа.

    Эти критерии ориентированы не столько на само речевое нарушение, сколько на объяснение анатомо-физиологического субстрата его нарушения и причин возникновения. При нарушении одного и того же субстрата, также как и при действии одних и тех же причин, могут возникать также и в силу различных причин. Эти критерии способны оказать большую помощь при их квалификации. Дополняя картину того или иного нарушения, выделенного на основе психолингвистических критериев, ориентированных на педагогический процесс логопедического воздействия, они позволяют провести дифференциацию сходных по внешним проявлениям дефектов на основе следующих данных:

    Какими факторами обусловлено нарушение речи (социальными или биологическими);

    На каком фоне оно развивается (органическом или функциональном);

    В каком звене речевой функциональной системы локализуется (центральном или периферическом);

    Какова глубина (степень) нарушения центрального или периферических аппаратов речи;

    Эти данные важны для логопеда, так как они направляют внимание на тот анатомофизиологический механизм (субстрат) нарушения, который нуждается в коррекции, и вместе с тем позволяет прогнозировать сроки и возможные результаты логопедического воздействия.

    Данные указывают логопеду, в каких случаях логопедическое воздействие является достаточным для преодоления речевого нарушения, а в каких случаях необходима организация комплексного медико-педагогического воздействия.

    ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ В КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ( по Р.Е. Левиной)

    Все виды нарушений, рассматриваемые в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная.

    Нарушения устной речи

    Они могут быть разделены на два типа:

    Фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи;

    Структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными или полиморфными нарушениями речи.

    Расстройства фонационного оформления высказывания могут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена:

    темпоритмической организации высказывания;

    Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных комбинациях, в зависимости от чего в логопедии выделяются следующие виды нарушений, для обозначения которых существуют традиционно закрепившиеся термины:

    Дисфония (афония) – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

    Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения.

    Проявляется либо в отсутствие фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и может возникнуть на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи.

    Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

    Синонимы: косноязычие (устаревшее), дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем.

    Проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: в искажении (ненормированном) произнесении звуков, в заменах (субституциях) звуков или в их смешении. Дефект может быть обусловлен тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база (не усвоен весь набор артикуляционных позиций, необходимых для произнесения звуков) или неправильно сформировались артикуляторные позиции, вследствие чего продуцируются ненормированные звуки. Особую группу составляют нарушения, обусловленные анатомическими дефектами артикуляционного аппарата. В психолингвистическом аспекте нарушения произношения рассматриваются либо как следствие несформированности операций различения и узнавания фонем (дефекты восприятия), либо как несформированность операций отбора и реализации (дефекты продуцирования), либо как нарушение условий реализации звуков.

    При анатомических дефектах нарушения носят органический характер, а при их отсутствии – функциональный.

    Нарушение возникает обычно в процессе развития речи ребенка, в случаях травматического повреждения периферического аппарата в любом возорасте.

    Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомофизиологическими дефектами речевого аппарата

    Синонимы: гнусавость (устаревшее), палатолалия.

    Проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. При ринолалии наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи (а не отдельных, как при дислалии). При этом дефекте часто встречаются и просодические нарушения, речь при ринолалии мало разборчива (невнятная), монотонная. В отечественной логопедии к ринолалии принято относить дефекты, обусловленные врожденными расщелинами нёба, т.е. грубыми анатомическими нарушениями артикуляторного аппарата. В ряде зарубежных работ такие нарушения обозначаются терминами «палатолалия» (от латинского palatum – нёбо). Все остальные случаи назализованного произношения звуков, обусловленные функциональными или органическими нарушениями различной локализации, в этих работах называют ринолалией. В отечественных работах явления назализованного произношения без грубых артикуляционных нарушений относят к ринофонии.

    Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

    Наблюдается несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты.

    Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи.

    В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой форме. Эти случаи необходимо отличать от дислалии.

    Дизартрия является следствием органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам.

    По локализации поражения ЦНС выделяют различные формы дизартрии. Чаще всего дизартрия возникает вследствие рано приобретенного церебрального паралича, но может возникнуть на любом этапе развития ребенка вследствие нейроинфекции и других мозговых заболеваний.

    Бралилалия – патологически замедленный темп речи.

    Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной.

    Тахиламия – патологически ускоренный темп речи.

    Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, органической или функциональной.

    Заикание – нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

    Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развития ребенка.

    Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания представлены двумя видами: алалией и афазией.

    Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

    Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается несформированной речевая деятельность ребенка. Система языковых средств (фонематических, грамматических, лексических) не формируется, страдает мотивационно-побудительный уровень речеподражания. Наблюдаются грубые семантические дефекты. Нарушено управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слов.

    Встречается несколько вариантов алалии в зависимости от того, какие речевые механизмы не сформированы, и какой из их этапов (уровней) преимущественно страдает.

    Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

    Синонимы: распад, утрата речи.

    У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекций или опухолей мозга, после того как речь уже сформирована. Если такое нарушение произошло в возрасте до 3 лет, то исследователи воздерживаются от диагноза афазия.

    Если же нарушение произошло в более старшем возрасте, говорят об афазии. В отличие от афазии взрослых есть детская или ранняя афазия.

    Нарушения письменной речи

    Их подразделяют на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен. При нарушении продуктивного вида отмечается расстройство письма, при нарушении рецептивной письменной деятельности – расстройства чтения.

    Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения.

    Проявляется в затруднении опознавания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.

    Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.

    Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений. В случае несформированности процессов чтения и письма (в ходе обучения) говорят об алексии и аграфии.

    Нарушения письма и чтения у детей необходимо отличать от утраты умений и навыков письма и чтения, т.е. дисклексий (алексий) и дисграфий (аграфий), возникающих при афазиях.

    Таким образом, в логопедии выделяются одиннадцать форм речевых нарушений, девять из них составляют нарушения устной речи на разных этапах ее порождения и реализации и две – нарушения письменной речи, выделяемые в зависимости от нарушенного процесса.

    Нарушения устной речи:

    Нарушения письменной речи:

    Психолого-педагогическая классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости ее педагогическом процессе, коим является логическое воздействие для работы с коллективом детей (учебной группы, класса).

    Для этого потребовалось найти общие проявления дефекта при разных формах аномального развития речи у детей, особенно те, которые актуальны для коррекционного обучения. Такой подход потребовал другого принципа группировки нарушений: не от общего к частному, а от частного к общему. Это позволило строить ее на основе лингвистических и психологических критериев, среди которых учитываются структурные компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной и письменной).

    Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы.

    Первая группа – нарушения средств общения (фонетики-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи).

    Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

    Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

    В качестве общих признаков отмечаются позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения, дефекты фонемообразования.

    Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребенка общее недоразвитие подразделяется на 3 уровня.

    Вторая группа – нарушения в применении средств общения: заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средств общения.

    Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.

    Таким образом, в данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи, нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из внешних признаков.

    В классификации отражается последовательная опора на принцип системного подхода, на основе которого учитываются два соотношения: соотношение нарушений в системе речевой деятельности и соотношение нарушений как одного из психических процессов с другими сторонами психики ребенка, развитие которых тесно связано с речью.

    источник

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *