Меню Рубрики

Функциональная и органическая афония

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Функциональная дисфония — нарушение голосовой функции, характеризующееся неполным смыканием голосовых связок при отсутствии патологических изменений в гортани; наблюдается при невротических состояниях.

Фонастения, афония (функциональная афония), гипотонусная дисфония, (гипокинетическая, гипофункциональная дисфония), гипертонусная дисфония (гиперкинетическая, гиперфункциональная дисфония), гипо-гипертонусная дисфония (вестибулярно-складковый, ложноскладковый голос).

Заболевание диагностируют у 40% больных с расстройством голосовой функции. Стойкие гипотонусные дисфонни составляют 80% в структуре функциональных расстройств голосообразования.

Скрининг голосовых расстройств осуществляют путём опенки голоса на слух, его соответствия полу и возрасту пациента. Изменение высоты, тембра, силы и рабочего диапазона голоса, быстрая его утомляемость, нарушение фонационного дыхания, разборчивости и плавности речи свидетельствует о заболевании голосового аппарата,

В зависимости от типа голосоведения и характера смыкания голосовых складок различают: афонию; гипо-, гипер- и гипо- гипертонусную дисфоний. По этиопатогенетическому фактору выделяют мутационную, психогенную и спастическую диефонию.

Причины функциональной дисфонии

Основными этиологическими факторами развития функционального расстройства голоса считают конституциональные, анатомические, врождённые особенности голосового аппарата, перенапряжение голоса, психотравмирующие факторы, ранее перенесённые заболевания дыхательных путей, астенический синдром любой этиологии. Гипотонусные расстройства могут формироваться и на фоне длительного молчания, а также после хирургических вмешательств на гортани при атрофии голосовых складок. Тревожные и депрессивные расстройства — причина развития функциональной дисфоний в 29,4% и при спастической дисфоний в 7,1% случаев. У 52% пациентов с функциональной дисфонией диагностируют гормональные расстройства, чаще заболевания щитовидной железы. Другие причины — неврологические заболевания, такие, как болезнь Паркинсона и миастения, черепно-мозговая травма, нарушение мозгового кровообращения и др.

Патогенез функциональной дисфонии

Функциональные дисфонии — проявление нарушения процессов на разных уровнях условно рефлекторных взаимоотношений. С течением времени они приобретают характер патологии преимущественно периферического отдела голосового аппарата — гортани.

Функциональные изменения обратимы, но в ряде случаев могут приводить к органическим изменениям гортани. Например, длительно текущая гипотонусная дисфония или психогенная афония приводит к развитию атрофического ларингита с формированием борозды голосовой складки. Одновременно с этим формируется ложноскладковая фонация, которая вызывает гипертрофию вестибулярных складок. Гиперкинетическая дисфония — причина формирования стойких нарушений микроциркуляции голосовых складок и появления гранулём, язв, полипов, узелков и другой патологии гортани. У пожилых пациентов развитие функциональных расстройств голосовой функции обусловлено возрастными изменениями гортани и организма в целом; для них характерны гипотонусные дисфонии.

Механизм развития заболевания во время мутации голоса связан с дискоординацией перехода от фальцетного механизма голосообразования к грудному. В период мутации происходит изменение частоты основного тона, связанного с увеличением гортани. У мальчиков высота голоса понижается на октаву, голосовые складки удлиняются на 10 мм и утолщаются. У девочек высота голоса понижается на 3-4 полутона, а длина голосовых складок изменяется на 4 мм В норме мутация завершается в течение 3-6 мес. Причинами патологической мутации могут быть гормональные нарушении и психоэмоциональные факторы.

Патогенез развития спастической дисфонии до сих пор окончательно не изучен. Заболевание относят к фокальным формам мышечной дистонии наряду с такой нозологией, как спастическая кривошея, писчий спазм и др.

Симптомы функциональной дисфонии

Клиническая картина функциональной дисфонии обусловлена нарушением голосовой функции той или иной степени выраженности.

Гипотонусная дисфония — нарушение голосовой функции, обусловленное понижением тонуса голосовых складок и других мышц, участвующих в галосообразовании. Отмечается быстрая утомляемость голоса, придыхательная охриплость.

Гипертонусная дисфония — нарушение голосовой функции, обусловленное повышением тонуса голосовых складок. Фонация осуществляется с напряжением мышц шеи, голос резкий, охриплость выраженная.

Гипо-гипертонусная дисфония (вестибулярно-складковый голос) — нарушение голосовой функции за счёт понижения тонуса голосовых складок с формированием фонации на уровне вестибулярных складок с последующим развитием их гипертрофии.

Афония — отсутствие звучности голоса при сохранении шепотной речи.

Психогенная дисфония или афония — расстройство голосовой функции, ведущим этиологическим фактором которого считают психогенный.

Мутационная дисфония — нарушения голоса, возникающие в период мутации.

Спастическая дисфония — нарушение голоса, характеризующееся напряжённо-сдавленной прерывистой фонацией, дрожанием, охриплостью, нарушением расборчивости речи. Различают абдукторную и аддукторную формы. Во время речи отмечается подёргивание диафрагмы. Диагностируют нарушение артикуляции, изменения в психоэмоциональной сфере. Клинико-неврологическое обследование выявляет органическую патологию в виде дистонических синдромов (типа писчего и блефароспазма, кривошеи и др.).

Диагностика функциональной дисфонии

Для функциональной дисфонии характерно длительное расстройство голосовой функции — несколько недель, месяцев и даже лет. Отмечается её нестабильность, ухудшение голоса после нагрузки, на фоне ухудшения общего состояния, после перенесённых вирусных инфекций.

Большое значение для диагностики голосовых расстройств, особенно функциональной природы, имеет субъективная оценка голоса, которую можно дополнить нагрузочными тестами (например, чтением вслух в течение 40 мин), а также психологическим тестированием с целью выявления соматоформных расстройств. Во время прослушивания речи обращают внимание на тональность, силу, рабочий динамический диапазон, тембр, особенности голосовой атаки, дикцию, характер фонационного дыхания, работу артикуляционного аппарата, состояние шейной мускулатуры и осанку обследуемого.

Для дифференциальной диагностики голосовых расстройств проводят ларинго- микроларинго-, микроларингостробо-, вибеоларингостробо-, эндофиброларинго-, трахеоскопию, акустический анализ голоса, определение времени максимальной фонации, спектральный компьютерный анализ голоса, оценку функции внешнего дыхании, глото- и электромиографию, рентгеновскую томографию гортани и трахеи, КТ гортани.

При гипотонусной дисфонии микроларингоскопическое исследование выявляет неполное замыкание голосовой щели при фонации. Форма её может быть различной — в виде вытянутого овала, линейной щели или треугольника в задней трети голосовых складок. Для атрофической формы характерно истончение края голосовой складки в виде бороздки, атрофия голосовых складок. Микроларингостробоскопическое исследование позволяет выявить преобладание ослабленных фонаторных колебаний голосовых складок малой или средней амплитуды, равномерных по частоте. Смещение слизистой оболочки по краю голосовой складки определяется довольно чётко. Акустическое исследование выявляет уменьшение времени максимальной фонации в среднем до 11 с, снижение интенсивности голоса у женщин до 67 дБ, у мужчин — до 73 дБ. При атрофической форме фонаторные колебания отсутствуют или асинхронны по частоте и амплитуде, для всех больных характерно неполное замыкание голосовой щели. Смещение слизистой оболочки по свободному краю не определяется. При афонии отмечают отсутствие смыкания голосовых складок при ларингоскопии.

Ларингоскопическая картина при гипертонусной дисфонии характеризуется усилением сосудистого рисунка, слизистая оболочка часто гиперемирована, при фонации отмечается пересмыкание голосовых складок. Постепенно происходит формирование ложноскладкового голоса. При микроларингостробоскопии характерны удлинение фазы смыкания, колебания малой амплитуды с незначительным смещением слизистой оболочки по краю. Гинертонусная дисфония часто приводит к развитию гранулём, узелков, кровоизлияний голосовых складок, хронического ларингита. При длительном течении формируется ложноскладковый голос. Развивается гипертрофия вестибулярных складок. В некоторых случаях голосовые складки не просматриваются, а при фонации визуализируется смыкание вестибулярных.

При мутационной дисфонии лариноскопическая картина может быть нормальной; иногда обнаруживают усиление сосудистого рисунка голосовых складок, овальную щель при фонации или треугольную — в задних отделах гортани («мутационный треугольник»).

При абдукторной форме спастической дисфонии микроларингоскопичеекая картина характеризуется признаками гиперфункциональной дисфонии: пересмыканием голосовых складок, ложноскладковой фонацией и дрожанием голосовых складок, усилением сосудистого рисунка. При аддукторной форме голосовые складки не смыкаются при фонации, образуя щель но всей длине.

Дифференциальная диагностика необходима в случае афонии с двусторонним параличом гортани, когда у пациента сохраняется озвученный кашель. Возможно проведение теста с заглушением. При утрате слухового контроля за голосом возможно его полное восстановление.

Показания к консультации других специалистов

В процессе диагностики и лечения расстройств голосовой функции требуется мультидисциплинарный подход с привлечением к процессу реабилитации невролога, эндокринолога, психиатра и фонопеда.

Лечение функциональной дисфонии

Подход к лечению функциональных дисфонии должен быть комплексным. Необходимо воздействие на этиопатогенетические факторы: лечение общесоматических заболеваний, соматоморфных расстройств, санация очагов хронической инфекции.

Формирование правильных навыков устойчивой фонации, повышение выносливости голосового аппарата.

Показания к госпитализации

Госпитализация показана при необходимости проведения хирургического лечения.

Самый эффективный метод лечения функциональных расстройств голосовых функций — фонопедия. артикуляционная и дыхательная гимнастика, Активно применяют иглорефлексо-, психо- и физиотерапию, массаж воротниковой зоны. Из физиотерапевтических методов при гипотонусной дисфонии рекомендуют применять электростимуляцию мышц гортани диадинамическими токами, амплипульс, электрофорез на гортань с неостигмина метилсульфатом. Мутационная дисфония не требует специальной терапии, за исключением лечения сопутствующих заболеваний, рациональной психотерапии и фонопедии.

Лекарственная терапия при гипотонусной дисфонии включает стимулирующие средства (элеутерококка колючего корневища и корни, витамины группы В, неостигмина метилсульфат 10-15 мг внутрь 2 раза в день в течение 2 недели, и улучшающие микроциркуляцию голосовых складок препараты.

При гипотипертонусной дисфонии и ложноскладковой фонации проводят общую и местную противовоспалительную терапию гипертрофического ларингита.

Лечение спастической дисфонии проводят совместно с неврологами. Применяют ГАМК-ергические препараты, блокады мышц гортани, массаж мышц шеи и фонофорез.

При выраженной стойкой гипотонусной дисфонии показаны имплантационная хирургия или тиропластика, цель которых — усиление аддукции голосовых складок. При ложноскладковой фонации с гипертрофией вестибулярных складок хирургическое лечение заключается в удалении гипертрофированных участков вестибулярных складок. В послеоперационном периоде, помимо противовоспалительной терапии, проводят фонопедию и стимулирующее лечение, направленное на повышение тонуса истинных голосовых складок.

В некоторых случаях необходимо продолжать фонопедию в течение нескольких месяцев. При лечении лиц голосоречевых профессий, особенно вокалистов, требуется длительное наблюдение с коррекцией голосовой нагрузки.

Следует напомнить пациенту о том, что изменение голоса — симптом заболевания голосового аппарата, требующего обращения к оториноларингологу для диагностики голосового расстройства; невыполнение рекомендаций врача, и том числе по гигиене голоса, может привести к формированию органической патологии гортани.

При функциональной дисфонии сроки нетрудоспособности индивидуальны, составляют в среднем 14-21 день.

Чаще благоприятный. Стойкое нарушение голосовой функции, длительный характер течения приводит к к ухудшению коммуникации пациента. Функциональные нарушения голоса при отсутствии надлежащей терапии снижают трудоспособность практически здоровых лиц, создают угрозу трудоспособности.

Профилактика расстройства голосовой функции заключается и первую очередь в соблюдении гигиены голоса, формировании правильных навыков фонации, постановке речевого и певческого голоса, особенно у лиц голосо-речевых профессий. Большое значение имеют своевременная диагностика и лечение общесоматических заболеваний, приводящих к развитию дисфоний.

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8]

источник

Голос – это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок.

Звук голоса – колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волнсгущения и разрежения . Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками.

Высота звука – субъективное восприятие органом слухачастоты колебательныхдвижений . Чем чаще совершаются периодические колебания воздуха, тем выше мы воспринимаем звук. Качество высоты звука зависит от частоты колебательных движений голосовых складок в 1 сек. Сколько смыканий и размыканий осуществляют они в процессе своих колебаний и сколько порций сгущенного подскладочного воздуха пропустят, такова будет и частота рожденного звука, т.е. высота тона. Измеряется в Гц.

Сила голоса , его энергия, мощность определяются интенсивностью амплитудыколебаний голосовых складок и измеряются в децибелах . Чем больше амплитуда колебательных движений , тем сильнее звучит голос. Сила голоса находится в прямой зависимости от подскладочного давления воздуха, выдыхаемого из легких. При нарушении определенных координационных взаимоотношений между натяжением голосовых складок и воздушным давлением голос может потерять силу, звучность и изменить тембр.

Тембр или окраска звука является существенной характеристикой качества голоса. Он отражает акустический состав сложных звуков и зависит от частоты и силы колебаний. Все звуки речи сложные. Они состоят из основного тона, определяющего высоту, и многочисленных обертонов более высокой, чем основной тон, частоты. Частота обертонов обычно в 2,3,4 и т.д. раз больше, чем частота основного тона голоса. Возникновение обертонов связано с тем, что голосовые складки колеблются не только своей длиной, воспроизводя основной тон, но и отдельными частями. Эти частичные тоны дают общую форму колебания, которая и определяет тембр.

Резонанс – резкое возрастание амплитуды колебаний, возникающее при совпадении частоты колебаний внешней силы с частотой собственных колебаний системы. При фонации резонанс усиливает отдельные обертоны звука, возникающего в гортани, и вызывает совпадение колебаний воздуха в полостях грудной клетки и надставной трубки. Выделяют два основных резонатора – головной и грудной. Под головным (или верхним) понимаются полости, расположенные выше небного свода, в лицевой части головы. При использовании этого резонатора голос приобретает яркий полетный характер, а у говорящего возникает ощущение, что звук проходит через лицевые кости черепа. При грудномрезонировании ясно ощущается вибрация грудной клетки. Резонатором здесь могут быть единственные воздушные полости – трахея и крупные бронхи. Тембр голоса при этом мягкий. Хороший полноценный голос одновременно озвучивает головной и грудной резонаторы. Взаимосвязанная система резонаторов накапливает звуковую энергию и в свою очередь, влияет на источник колебаний – работу голосовых складок. Оптимальные условия для функции голосового аппарата появляются при создании в надскладочных полостях (надставной трубке) определенного сопротивления порциям подскладочного воздуха, который проходит сквозь колеблющиеся голосовые складки. Это сопротивление называют импедансом, при его создании голосовые складки работают с малой затратой энергии хорошим акустическим эффектом.

Читайте также:  Катаральная афония что это

Нарушение голоса – это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. (Волкова)

Афония – полное отсутствие голоса .

Дисфония – частичные нарушения высоты, силы и тембра голоса.

Дисфония проявляется в хрипоте, гнусавости, слабости, осиплости голоса, свистящем и шумном дыхании (стридор), может быть мучительный кашель, речь затруднена.Утрата силы, звучности, искажений тембра, отмечаются голосовое утомление и целый ряд субъективных ощущений связанных с сенсорными расстройствами: помехи, комок в горле, налипание пленок, постоянное першение с потребностью откашляться, давление и боли. При афонии отсутствует голос, но сохраняется шепотная речь.

Афония и дисфония могут быть как врожденными, так и приобретенными в любом возрасте. Хорошо поддаются лечению, при условии точного определения причин нарушения и своевременном начале терапии.Самостоятельно не исчезают. Спонтанное развитие дефекта всегда отрицательное.

Нарушения голоса, как правило, не влияют на формирование речевой системы. Только особо тяжелая патология раннего возраста отрицательно сказывается на развитии речи. Это иногда наблюдается у детей с множественными папилломами и рубцовыми стенозами гортани, если заболевание началось до формирования речи.

Многократные операции, нарушение дыхания через естественные пути при отсутствии голоса вызывают соматическуюослабленность ребенка и могут явиться причиной задержки психического развития и речи, отклонений в эмоционально-волевой сфере. Дети чувствуют свою неполноценность, становятся замкнутыми, неуравновешенными, капризными, с трудом вступают в контакт. Они с затруднениями овладевают правильным звукопроизношением, словарь их беден, что влияет на успешность обучения в школе. Такие осложненные случаи чаще встречаются в неблагополучных семьях, где детям не уделяют должного внимания. В более легких случаях НГ дети к своему состоянию относятся спокойно. Некоторые из них критически осознают дефект, стремятся к его устранению. Другие себя не слышат, остаются равнодушны к искаженному голосу.

Взрослые независимо от степени дефекта тяжело переживают нарушения голоса. Одна из главных причин, определяющих остроту переживаний, — это роль голоса в трудовой деятельности. Длительное нарушение голоса создает угрозу профессиональной непригодности, которая при некоторой предрасположенности и астенизирующих факторах приводит к развитию невротического состояния. Появляется страх перед публичными выступлениями, общая утомляемость, неуверенность в себе, тревога, бессонница, пониженное настроение.

Классификация нарушений голоса:

По месту и причине возникновения Нарушения голоса делятся на:

Центральные органические . Центральные парезы и параличи гортани зависят от поражения коры головного мозга, моста, продолговатого мозга, проводящих путей. У детей встречается при детском церебральном параличе.

Центральные функциональные . Функциональная или психогенная афония. Возникает внезапно как реакция на психотравмирующую ситуацию у лиц, склонных к истерическим реакциям, чаще у девочек и женщин. При полном отсутствии голоса сохраняются звучный кашель и смех, что является важным диагностическим признаком. Форма несмыкания голосовых складок при обследовании очень изменчива, что также свидетельствует о психогенном характере нарушения. Функциональная афония может протекать длительно, а после восстановления голоса возможны рецидивы.

Периферические органические. Дисфония и афония, возникшие в результате хронических ларингитов, парезов и параличей гортани, после удаления опухолей и папиллом, в результате рубцовых изменений гортани.

Хронические ларингиты приводят к своеобразным изменениям слизистой оболочки гортани, а в дальнейшем и к поражению ее нервно-мышечного аппарата, что дает несмыкание голосовых складок, стойкий дефект голоса, сопровождающийся неприятными ощущениями в глотке и в гортани. Голос теряет нормальное звучание, появляется сильная утомляемость, вплоть до полной невозможности голосоведения.

При травмах и инфекционных поражениях нижнегортанного и возвратного нерва возникают периферические парезы и параличи гортани. Более распространены односторонние нарушения, дающие нарушения голоса и\или дыхания.

Часто причиной органических нарушений голоса являются опухоли и состояния после их удаления. Доброкачественные опухоли встречаются у детей и взрослых чаще злокачественных. Множественные папилломы чаще наблюдаются у детей, они могут распространяться по всей гортани и рецидивировать после удаления. Раннийпапилломатоз с нарушением голосовой и дыхательной функций может отрицательно влиять на формирование всей речи и личности ребенка.

Врожденные органические периферические нарушения голоса:

  • Врожденный порок развития гортани. Возникает в процессе эмбриогенеза, у больных с нарушенной структурой хрящевой ткани провисает надгортанник, вход в гортань не полностью открывается, что проявляется отрывистым и шумным вдохом(это так называемый врожденный стридор).
  • Врожденный подголосовой стеноз гортани — частая причина сужения дыхательных путей в детском возрасте, проявляющегося дисфонией или афонией. Полное или частичное недоразвитие голосовых складок у детей сопровождается одышкой, хрипами, кашлем.
  • Ангиомагортани — сосудистая патология, являющаяся следствием нарушенного внутриутробного развития кровеносной и лимфатической систем. Развивается заболевание под воздействием инфекций, травматического повреждения, гормонального дисбаланса в гестационном периоде.

Периферические функциональные . Наиболее распространенными и многообразными являются функциональные нарушения голоса. Они не сопровождаются воспалительными или какими-либо анатомическими изменениями гортани. Причинами функциональных периферических дисфоний и афоний могут быть: голосовое переутомление, плохая постановка голоса, различные инфекционные заболевания и влияние психических факторов.

Функциональные периферические нарушения голоса:

· Фонастения . Имеет профессиональный характер, развивается у лиц голосоречеых профессий. Проявляется фонасения в нарушении координации дыхания и голоса, невозможности управлять голосом – усиливать и ослаблять зучание

· Гипотонусная афония и дисфония обусловлена, как правило, двусторонними миопатическими парезами, т.е. парезами внутренних мышц гортани. Они возникают при некоторых инфекциях (ОРВИ, гриппе, дифтерии), а также при сильном перенапряжении голоса. Страдают мышцы, суживающие голосовые складки. При функциональных нарушениях внутренних мышц гортани повреждение затрагивает одну мышцу, чаще одну пару мышц (поскольку почти все они парные). При гипотонусе голосовые складки в момент фонации полностью не смыкаются, между ними остается щель, форма которой зависит от того, какая пара мышц страдает. Патология голоса может проявляться от легкой осиплости до афонии с явлением голосового утомления, напряжения и боли в мышцах шеи, затылка и грудной клетки.

· Гипертонусная афония и дисфония связаны с повышением тонуса голосовых мышц с преобладанием тонического спазма в момент фонации. Причины их возникновения полностью не изучены, но развиваются спастические дисфонии и афонии у лиц, форсирующих голос. Гипертонус может охватывать голосовые и вестибулярные складки. При попытках фонации голос не возникает совсем, или появляется резко искаженный, глухой звук. Иногда наблюдается отсутствие смыкания голосовых складок (гипотонус) с напряженным смыканием вестибулярных (гипертонус). Образующийся при этом специфический грубый, монотонный звук называют ложноскладочным.

Перегрузка голосового аппарата при несоблюдении охранительного режима в период мутации может привести к нарушению функции внутренних мышц гортани в виде гипо- и гипертонуса.

Причины возникновения нарушений голоса:

Врожденный порок развития гортани.

Врожденный подголосовой стеноз гортани

Хронический ларингит, воспаление различных отделов дыхательной системы

Доброкачественные и злокачественные новообразования гортани

Травмы голосового аппарата

Острые инфекционные заболевания (грипп, ОРВИ, ангина…)

Обструкция дыхательных путей инородными телами

Перенапряжение голоса, частый и продолжительный крик у детей

источник

Понятие о функциональных дисфониях • Этиология функциональных нарушений голосовой функции • Классификация функциональных на­рушений голоса

Под функциональными дисфониями голосового аппарата пони­мают нарушения голоса, при которых не выявляется органиче­ских повреждений.

Механизм их возникновения заключается в нарушении коор­динации процессов дыхания, голоса, артикуляции и проявляется множеством субъективных симптомов, которые распределяются на две основные группы — общеневрологические и местные рас­стройства.

К общеневрологическим расстройствам относят своеобразное поведение больного: тревожные и мрачные переживания, угне­тенное состояние, опасение неблагоприятного исхода лечения, повышенную раздражительность, неустойчивость настроения, вспыльчивость, иногда апатию, нарушение сна. Местные прояв­ления характеризуются изменением голоса, сенсорными и секре­торными расстройствами.

Функциональные голосовые нарушения преимущественно на­блюдаются у людей, ослабленных различными соматическими и инфекционными заболеваниями, страдающих хроническими за­болеваниями верхних дыхательных путей, а также пользующихся неправильной техникой фонации и дыхания. Акустические про­явления функциональных дисфонии не имеют ярко выраженной специфичности и на слух сходны с другими вариантами наруше­ний функции голосового аппарата, характеризуются искажения­ми силы и тембра голоса, изменением его диапазона.

За последние годы резко возросло число людей, страдающих Функциональными расстройствами голосового аппарата, что свя­зано, по мнению многих исследователей, с увеличением нагруз­ки на нервную систему и психику человека. Заболевания горта­ни, затрудняющие речевое общение, снижают работоспособность и для многих создают угрозу профессиональной непригодности. Рассмотрим отдельные формы функциональных нарушений го­лоса.

Квалификация дисфонии как функциональной осуществляет­ся по принципу «от противного», т.е., если при тщательном ос­мотре у пациента с акустическими нарушениями не обнаружива­ются органические повреждения голосового аппарата, такие дис­фонии квалифицируют как функциональные.

Анализировать этиологию дисфонии можно с двух позиций: во-первых, исходя из определения ядра патологического процесса в голосовом аппарате, обусловившего нарушения акустических свойств голоса и возникновение патологических ощущений у больного, и, во-вторых, учитывая своеобразие патологического фактора, нарушившего координированную работу голосового ап­парата.

Первая точка зрения принадлежит М.И.Фомичеву (1949), ко­торый все причины возникновения функциональных нарушений голоса делит на три группы: 1) патологические изменения в мыш­цах гортани; 2) патологические изменения в органах и систе­мах, принимающих участие в голосообразовании; 3) патологи­ческие изменения в органах и системах, не входящих в голосо­вой аппарат.

Вторая позиция отражена в работах J. Perello (1962), который выделяет дисфонии, возникшие на почве патологического воз­действия механического фактора при неправильном использова­нии голосового аппарата или превышающем физиологические возможности нормального человека, и обозначает их как фонопонозы (от греч. ‘работа’). Дисфонии, возникшие под влия­нием психогенных или неврогенных факторов, он обозначает как фононеврозы.

Данная классификация позволяет разделить все этиологиче­ские факторы, вызывающие функциональные дисфонии, на неврогенные и поногенные. Неврогенные факторы чаще всего пред­ставлены неврозами вследствие нарушений баланса процессов воз­буждения и торможения преимущественно у людей, обладающих неврогенной предрасположенностью. Поногенные факторы явля­ются следствием перенапряжения голосового аппарата, наруше­ний гигиены голоса, значительных голосовых нагрузок, работы в условиях неблагоприятной внешней среды.

Знание причинного (этиологического) фактора играет важную роль в определении путей коррекции, в частности оптимального сочетания медицинского, педагогического и психологического воздействия.

А.Т. Рябченко (1964) считает, что в этиологии функциональ­ных расстройств участвуют два фактора: невротическое состояние больного, которое возникает еще до появления симптомов забо­левания, и пусковой момент — испуг, страх, болезнь. Функцио­нальные нарушения наблюдаются у людей, соматически ослаб­ленных, страдающих хроническими заболеваниями верхних дыхательных путей и органов, не входящих в состав голосового ап­парата, а также пользующихся неправильной техникой фонации и дыхания.

При гипофункции наблюдается выраженное истощение нерв­но-мышечных элементов — астения периферического или цент­рального типа. В данном случае на первое место выходит пато­генный фактор. При гиперфункции на передний план, как пра­вило, выступает психогенный фактор. Характерной особенностью людей, страдающих функциональными дисфониями, является наличие признаков нарушения баланса процессов возбуждения и торможения в ЦНС, или так называемый двигательный не­вроз (Максимов И., 1987). У большинства больных задолго до раз­вития дисфонии отмечаются признаки вегетососудистых наруше­ний, неустойчивость артериального давления, лабильность пуль­са, гипергидроз.

А. Т. Рябченко указывает, что в анамнезе у 90% больных дис­фониями зафиксированы сильный стресс, жизненные трудности или необходимость подавлять свои желания и чувства. Все это сверх­сильные раздражители возбудительного или тормозного процесса. Чаще всего функциональная дисфония обнаруживается у слабых, неуравновешенных личностей. Наиболее яркие клинические и аку­стические проявления функциональных дисфонии возникают на фоне нарушений высшей нервной деятельности, истерии, невра­стении или психастении.

По мнению И.Максимова, чисто функциональных наруше­ний голосовой функции не существует, так как практически всегда тщательный анализ обнаруживает те или иные патологические органические признаки в голосовом аппарате, которые могут служить как причиной, так и следствием нарушений его функционирования. Так, при неправильном выборе разговорной тональности или при фонировании «не своим голосом» отмеча­ются выраженные нарушения кровоснабжения гортани, сопро­вождающиеся гиперемией, что в свою очередь является призна­ком органического нарушения. В то же время при восстановле­нии адекватной тональности эта «функциональная» гиперемия быстро исчезает. Данный пример иллюстрирует одну из форм перехода «функционального» нарушения в «органическое» и об­ратно. Кроме того, доказано, что значительная часть органи­ческих нарушений в своей основе имеют неправильное исполь­зование голосового аппарата. Так, узелки голосовых складок не­редко оказываются следствием неправильно осуществляемой фонации.

В настоящее время существуют несколько подходов к класси­фикации дисфонии. Первый основан на характеристике степени крушений голосовой функции, согласно которой выделяют афо­нию и дисфонию (Mc.Leod, А.Т. Рябченко).

Второй подход учитывает этиологический фактор, обусловив­ший возникновение дисфонии. В русле данного направления вы­деляют фонопонозы и фононеврозы (J.Perello), постановочную алиментарную и мутационную дисфонии (А. Р.Хантамиров, В.Д.Тахтамышев).

Читайте также:  Моторная алалия и афония

Третий подход основывается на распределении дисфонии в зависимости от характера тонусных нарушений в мышцах голосо­вых складок. Согласно данной классификации (см. с. 35—36) выде­ляют гиперфункциональные (гипертонусные) и гипофункциональ­ные (гипотонусные) дисфонии (V. Barth, T. Pilogen, Ch. Deuster, Ю, С. Василенко). Дополнительно выделяют спастическую дисфонию и фонастению, а также паретическую и спастическую афо­нии (Л.Б.Дмитриев, Л.М.Телеляева, С.Л.Таптапова, И.И.Ерма­кова).

Данный подход в сочетании с учетом этиологии голосового расстройства наиболее приемлем для организации патогенетиче­ски обоснованной коррекционно-педагогической работы и об­учения навыкам правильного голосоведения. Таким образом, в фонопедической работе целесообразно использовать следующую клас­сификацию:

источник

Осиплость, хрипота, изменение тембра голоса — всё это признаки дисфонии. Это заболевание, указывающие на более глубокие патологии, спровоцировали нарушения работы голосовых связок.

Код болезни R49 (международная классификация МКБ 10).

История выделения болезни в отдельный кластер интересна тем, что сначала признавали её исключительно женским заболеванием. Причина — она диагностировалась у женщин после истерики. Так было до начала Второй мировой войны. Потом дисфонию называли «военной»: из-за сильнейшего стресса после военных действий люди, независимо от пола, теряли голос. Дальнейшее исследование показало, что у дисфонии намного больше причин, чем стресс. Точно так, как и форм.

Различают 2 формы заболевания:

Этот тип называют ещё гипокинетическая дисфония, т. е. — отсутствие силы мышц для выдачи звука. Для неё характерно наличие воспаления в гортани: ларингит, ларинготрахеит, фарингит. Обычно сиплость и охриплость проходят после антибактериального лечения.

Полное отсутствие голоса при сохранении возможности говорить шепотом называют афонией. Часто дисфония без лечения перерастает в афонию.

Возникает из-за не смыкания голосовых связок.

Различают 4 вида этой формы болезни:

Снижение силы голоса, осиплость в результате снижения тонуса голосовых связок. В норме они эластичны. Это форма заболевания часто возникает после ларингоскопии, а также заболеваний, при которых больной молчит: коматозные состояния, параличи. Также она характерна в качестве признака возрастных изменений, при которых практически все мышцы теряют тонус. Именно поэтому у пожилых людей голос становится тише.

Опасность гипотонусной дисфонии в том, что развивается атрофический ларингит, из-за чего у больного образовываются борозды голосовых связок: становится тяжело говорить. Иногда тяжелобольные дети с сохранностью познавательных функций мозга могут отказываться от функции говорения, как способа коммуникации, из-за гипотонуса связок.

Возникает при спазматическом смыкании голосовых связок. При говорении больной испытывает боль как в самом горле, так и в мышцах шеи. Голос отличается охриплостью. Иногда его звучание ассоциируют со скрипом не смазанной двери.

Это комбинированное нарушение функций голосовых связок, при котором они расслаблены, а вестибулярные складки гортани напряжены. Голос становится сдавленным и сухим.

У детей в период полового созревания происходит резкий скачок роста отдельных частей тела и органов. При этом наблюдается дискоординация между размерами гортани и голосовых связок. Это явление часто называют «ломкой голоса». Принято считать, что она характерна только для мальчиков. На самом деле она происходит и у девочек, однако не так заметна для окружающих. В этот период у юношей голосовые складки становятся длиннее почти на 1 см, поэтому высота голоса снижается практически на октаву. У девочек это всего лишь несколько полутонов, потому что голосовые складки удлиняются на 3-4 мм.

Мутационная дисфония по физиологическим причинам длится не больше 6 месяцев. При гормональных сбоях и психоэмоциональных нагрузках происходит патологическая мутация голоса.

Возникает из-за перенапряжения мышц, участвующих в звукообразовании и дыхании. Речь становится неразборчивой, дрожит, звуки нечёткие, голос хриплый. При таком спазматическом нарушении речи параллельно с этим заболеваниям наблюдаются и другие болезни, которые характеризуются чрезмерным напряжением мышц. Например, кривошея.

У органической и функциональной дисфонии разные картины развития.

Причинами органического нарушения могут быть:

  • врождённая расщелина между губой и нёбом (характерно для ринолалии) в результате патологий эмбрионального развития, опухолевых процессов и травм в области носоглотки. Симптомы — задержка развития речи, ребёнок пробует произносить звуки после 2 лет жизни, это получается трудно, что заметно по гримасам. При расщелинах нёба возникает очень характерный звук, из-за чего это нарушение выделили в отдельную категорию — дисфония палатина или палатофония;
  • наличие комка сосудов в гортани. Такое нарушение — результат сбоев при эмбриогенезе. Это сосудистая аномалия;
  • голосовые складки недоразвиты или вовсе отсутствуют. В их толще находятся голосовые связки. При такой патологии симптомы напоминают бронхиальную астму: ребёнок пытается выдать звук, а похоже это на приступ задышки;
  • сужение просвет гортани из-за опухолевых процессов, аллергической, воспалительной отёчности.

Причины функциональной дисфонии:

  1. сбой работы эндокринной системы из-за болезни, приёма анаболиков, гормональных препаратов;
  2. попадание инородных тел, операции на гортани;
    спазм из-за неврологических нарушений, в результате стресса или как следствие психических расстройств;
  3. заболевания костной и хрящевой тканей в шейном отделе позвоночника: меняется структура ткани, что влечёт за собой изменения в строении всей шеи;
  4. астенический синдром, авитаминоз;
  5. нагрузка на речевой аппарата из-за особенностей профессии: наблюдается у вокалистов, педагогов, ораторов;
  6. как последствие инфекционного заболевания.

При стойких формах дисфонии наблюдается наличие нескольких причин, сопряжённых между собой.

Например, астенический синдром с авитаминозом, который провоцирует заболевания инфекционной природы.

Дисфония — это уже следствие других нарушений, функционального или органического происхождения. Именно поэтому важно собрать максимально подробную информацию о работе организма.

Диагностикой и лечением дисфонии занимается лор. На первом этапе обследования собирается анамнез:

  • как долго наблюдается такое расстройство;
  • что именно беспокоит: утомляемость, боли, охриплость, сиплость;
  • факторы, которые могли спровоцировать болезнь: пение, крик, изменения тембра голоса;
  • наличие инфекционных заболеваний, предшествующих расстройству голоса.

После этого доктор принимает решение о перечне физикальных обследований. Это может быть:

  1. акустическая диагностика во время нагрузки на голосовой аппарат;
  2. ларингоскопия — осмотр слизистых оболочек гортани в состоянии покоя и при вибрации;
  3. компьютерная томограмма области шеи;
  4. консультация невропатолога, хирурга, логопеда, эндокринолога, фонопеда;
    при изменении структуры костной ткани — денситометрия.

Далее пациент направляется на лабораторную диагностику:

  • развёрнутый анализ крови, исследование мочи;
  • биохимия крови на предмет показателей по гормонам, микроэлементам.

Список диагностических процедур назначается одновременно или каскадно: при малой информативности одного исследования, назначают другое, которое поможет обнаружить причину.

Лечение дисфонии — это комплексный подход к устранению патологии голосового аппарата. Сочетаются медикаментозные и немедикаментозные методики, возможно назначение операции.

Медикаментозное лечение: назначают препараты, которые улучшают циркуляцию крови в гортани, а также нейростимуляторы. При хронических воспалительных процессах — антибиотики, асептики. В комплексе с ними — фитопрепараты.

Немедикаментозное лечение: фонопедическая гимнастика, занятия с логопедом, массаж, психотерапия, иглоукалывание.

Хирургическое вмешательство: тиропластика, имплантация недостающих элементов костной, хрящевой ткани.

Если у пациента уже наблюдалось нарушение голоса на фоне психоэмоциональных перегрузок, то при повторном появлении дисфонии рекомендуют длительную психотерапию.

При инфекционных заболеваниях горла важен голосовой режим и своевременная медикаментозная терапия. Согласно статистике, на восстановление голоса при запущенных ЛОР-инфекциях может уходить 20-30 дней. Курс поливитаминов, избегание переохлаждения и перегрузок голосовых связок помогут избежать как краткосрочной, так и длительной дисфонии.

источник

Нарушения голоса разделяются на центральные и пе­риферические, каждое из них может бытьорганическимифункциональным.

Большинство нарушений проявляются как самостоятельные, причинами их возникновения являются заболевания и различные изменения только голосово­го аппарата. Но они могут сопутствовать и другим более тя­желым нарушениям речи, входя в структуру дефекта при афазии, дизартрии, ринолалии, заикании.

Механизм нарушений голоса зависит от характера изме­нений нервно-мышечного аппарата гортани, прежде всего — от подвижности и тонуса голосовых складок, который про­является обычно в виде гипо- или гипертонуса, реже в соче­тании того и другого.

Говоря о функциональных нарушениях голоса, следует выделять: афонию(полное отсутствие голоса) идисфонию, проявляющуюся в изменении высоты, силы и тембра голоса.

При афонии больной говорит шепотом различной громкости и внятности. При попытках фонации на кашле появляется громкий звук голоса (в отличие от органических нарушений). При этом напрягаются мышцы шеи, гортани, брюшного пресса, краснеет лицо. Возникновение на кашле громкого голоса является важным методом диагностики функциональных расстройств голоса. Этот факт имеет и прогностическое значение, он указывает на возможность быстрого восстановления голоса.

При дисфонии качественная характеристика голоса страдает неравномерно, часто меняется в зависимости от действия различных внешних и внутренних факторов (самочувствия больного, его настроения, времени года, времени дня, погоды и т.д.). Своеобразно проявляется дисфония при перенапряжении голоса и истерическом неврозе.

Отсутствие анатомических изменений в строении гортани вселяет надежду в возможности полного восстановления голоса, т. е. нормально звучащего. Но длительное течение функциональных нарушений подчас приводит к стойкому расстройству голосообразования, появлению атрофических изменений в гортани и перерастанию функциональных нарушений в органические расстройства голоса.

заболевания желез внутренней секреции и половых желез

заболевания сердечно-сосудистой системы, пищеварительного тракта, органов дыхания

воздействие внешних вредностей (пыль, курение, алкоголь и пр.)

механические повреждения голосового аппарата, послеоперационные последствия

последствия простудных заболеваний

нарушение центральных механизмов голосообразования

В целом выделяют две группы причин нарушений голоса:

органические,ведущие к анатомическому изменению строения периферического отдела голосового аппарата или его центрального отдела

функциональные, в результате действия которых страдает функция голосового аппарата

Истерический мутизм— мгновенно наступившая потеря голоса, чаще всего у лиц невротического склада, с психогенной этиологией

Афония— полное отсутствие голоса, возможна только шепотная речь

Дисфония— нарушение высоты, силы, тембра голоса. Проявления:голос слабый или громкий, слишком высокий или слишком низкий,монотонный, с металлической окраской, сиплый, хриплый, лающий и т. п.

Фонастения — голосовая слабость или быстрая истощаемость голоса

Нарушение голоса после ларингоэктомии(операция на гортани)

По этиопатогенетическим механизмам.

Выделяет две группы нарушений голоса (органические и функциональные):

источник

Функциональной афонией называют расстройства голоса, возникающие чаще всего внезапно как реакция на психическую травму или длительно действующую психотравмирующую ситуацию. По мнению И. Максимова (1987), она представляет собой полисимптомную «неврологическую» форму истерии и встречается у людей, склонных к истерическим реакциям, чаще всего у девочек и женщин. Точнее было бы назвать функциональную афонию психогенной, или истерической. Согласно материалам разных исследований, данная патология распределяется у женщин и мужчин в соотношении 5:1.

Голос пропадает внезапно, но, как правило, сохраняется звучный кашель и смех, что может служить диагностическим признаком. Для общения с окружающими используется шепот. Иногда он очень слабый, во многих случаях напряженный, акцентуированный, порой на его фоне появляются звучные прорывы голоса, но весьма кратковременные, высокого сиплого тона. Ларингоскопия не всегда и не сразу выявляет функциональную неполноценность голосового аппарата. Голосовые складки могут иметь естественный перламутровый цвет и нормальную подвижность, но фонация отсутствует, так как, сближаясь, они не колеблются.

Возможны и другие варианты ларингоскопической картины — отмечается несмыкание голосовых складок различной формы по типу парезов внутренних мышц гортани, иногда наблюдается картина пареза одной половины гортани. При повторных осмотрах может обнаружиться непостоянство ларингостробоскопической картины — изменения формы голосовой щели: она то овальная, то в виде треугольника. В случаях длительного нарушения голоса появляется покраснение и сухость складок как следствие напряжения при попытках фонации, форсированного шепота. При этом характерна тенденция включения в фонацию вестибулярных складок.

При полном отсутствии голоса и выявлении описанной симптоматики с указанием на психическую травму в качестве этиологического фактора установление функциональной афонии не представляет трудностей.

Более сложна диагностика психогенных нарушений, когда они развертываются постепенно и проявляются в виде дисфонии. Нарушения такого типа свойственны людям с лабильной психикой, а провоцируют их перенесенные воспалительные заболевания верхних дыхательных путей и глотки, а иногда длительная и неразрешающаяся конфликтная ситуация. В подобных случаях психогенная дисфония распознается не сразу. Начинается местное лечение, не дающее улучшения; голос постепенно ухудшается, снижается его сила, звучность, усиливается охриплость. При этом голосовые складки розовые, сухие, появляется отечность вестибулярных складок, которые частично участвуют в акте фонации. Психогенные дисфонии такого типа обычно плохо распознаются, продолжаются длительно и могут перейти в афонию.

Если пациент своевременно не обращается к специалисту, то функциональная афония может закрепиться на длительное время, что ведет к большим трудностям восстановления голоса.

Отсутствие голоса сопровождается жалобами на ощущения «скрежета», «налипания пленок», «комка» в гортани. Характерны стремление всячески подчеркнуть тяжесть своего состояния, неверие в возможность обрести звучный голос, некоторые черты демонстративности поведения. Нарушение голоса приобретает характер «условной приятности и желательности», так как дает некоторые привилегии, например длительную нетрудоспособность при неблагоприятной обстановке на работе или особое отношение в семье.

Основой коррекционных занятий по устранению функциональной афонии является рациональная психотерапия. На первом занятии в форме доверительной беседы необходимо убедить человека, что его голос восстановится, что он, собственно, у него есть, только нарушилась возможность им пользоваться. Обязательно надо объяснить, что голосовой аппарат в норме, ибо при длительном безуспешном лечении многие считают, что страдают серьезным заболеванием гортани. Желательно выяснить, какого рода конфликт спровоцировал расстройства голоса, и попытаться найти пути его разрешения. Беседу следует проводить в непринужденной, но достаточно твердой форме. Чрезвычайно важно получить звучный голос уже на первом занятии, продемонстрировав таким образом наличие голоса.

Читайте также:  Коррекционная работа при афонии

Единого универсального метода для устранения функциональной афонии не существует. Используются различные приемы стимуляции звука голоса. Сохранный звучный кашель может послужить основой в таких попытках. По инструкции логопеда, сопряженно с ним, продуцируется несколько кашлевых толчков на сильном выдохе. Затем логопед, положив руку на подбородок пациента, резко опускает его вниз, получая при этом звук близкий к [а]. После нескольких повторений обучаемый проделывает это самостоятельно, слышит свой звучный голос и постепенно начинает осознанно формировать полноценный гласный. Следующий этап — произнесение слогов, как бы от кашлевого толчка: ка-ко-ку-ке-ки. Если они звучат полноценно, сразу же предлагается повторить за логопедом простые обиходные слова: да, нет, дай, возьми, положи, пойди, купи и т.д. После этого переход к фразовой речи уже не представляет трудностей.

Однако данный прием не всегда оказывается продуктивным. Тогда можно предложить имитировать стон на придыхательной атаке, сопровождая его активными жевательными движениями. Для облегчения к темени обучаемого прикладывается камертон, обычно С-128, так как его звучание соответствует и мужскому, и женскому тону голоса. С нескольких попыток издается стон — «мычание», к которому добавляются гласные [а, о, у, э, и] и формируются полнозвучные слоги. Аналогичный прием применяется при «нычании», т.е. от звука [н]. В дальнейшем для произнесения предлагаются слова, начинающиеся с первых ударных слогов типа: манка, море, мул, мера, мыло; набело, нож, нутрия, нефть, низкий и т.д. Постепенно приступают к тренировке произнесения рядов слов с первым ударным слогом, начинающимся со звонких согласных. На этом этапе обучаемые уже в состоянии свободно общаться нормальным, звучным голосом.

Все логопедические занятия проводятся при ларингоскопическом контроле, консультировании у психиатра и медикаментозном лечении, главным образом транквилизаторами. После восстановления голоса картина гортани соответствует норме с хорошей вибраторной функцией голосовых складок.

Необходимо отметить, что функциональные афонии склонны рецидивировать, так как они являются лишь симптомом невротического состояния. Возможны варианты, когда при любых эмоциональных нагрузках афония может возникать снова. Поэтому со всеми пациентами после того, как они начали общаться звучным голосом, желательно провести курс фонопедии по методике восстановления голоса при гипотонусных нарушениях. Перед такими занятиями дается твердая установка на то, что после завершения полного курса постановки голоса никаких срывов быть не должно. Курс фонопедии в данном случае носит психотерапевтический, превентивный, скорее, даже установочный характер. Продолжительность восстановительного обучения в среднем составляет 2 мес.

Рассмотрим пример постепенного развития функциональной афонии.

У П. Ю. К., девушки 14 лет, сложилась длительная конфликтная ситуация в школе, нарушились взаимоотношения с одноклассниками. Ей стало тяжело ходить в школу, общаться со сверстниками, отвечать на уроках, хотя успевала она хорошо. Постепенно, сначала в школе, затем и дома, у девушки начал «садиться» голос. Она обратилась в местную поликлинику (жила в небольшом поселке), где ей назначили курс ингаляций. Эффекта лечение не дало, и она была госпитализирована в оториноларингологическое отделение областной больницы. В больнице пациентка пробыла месяц, в течение которого проводилась физиотерапия, инъекции витаминов, вливания в гортань. На фоне лечения голос ухудшался и наступила афония. В таком состоянии она была выписана. В больнице никто не заподозрил психогенного характера расстройства голоса.

После консультации в одном из клинических институтов Москвы больная была направлена в фониатрическое отделение. К этому моменту нарушение голоса продолжалось уже около года. На приеме девушка общалась слабым, еле слышным шепотом. При осмотре гортани выявлено, что голосовые складки не смыкаются, остается щель в форме овала. Консультация психиатра специфических нарушений не выявила. Нарушение голоса можно было рассматривать как моносиндром у личности, склонной к истерическим реакциям.

Звучный голос удалось вызвать на втором занятии от «стона». Затем стали звучно произноситься слоги ма, мо, му, мэ, мы; на, но, ну, нэ, ны; потом перешли к словам с первым ударным слогом мак, море, мыло и т.д. Постепенно пациентка начала говорить звучным голосом. В заключение был проведен полный курс фонопедии по методике, принятой для гипотонусных расстройств голоса.

Сложность восстановления голоса в большей степени зависит от длительности нарушения, ошибочной первоначальной диагностики, безуспешного лечения и закрепления таким образом афонии.

Контрольные вопросы и задания

1. Какова причина возникновения функциональной афонии и дисфонии?

2. Назовите диагностические признаки психогенного расстройства голоса.

3. Какие черты личности свойственны людям с функциональной афонией?

4. У кого чаще возникает функциональная афония по тендерному признаку?

5. Опишите приемы, с помощью которых можно вызвать звучный голос.

6. Сравните протекание расстройства голоса при гипотонусных нарушениях и при функциональной афонии. Укажите их общие признаки и различия.

7. Объясните целесообразность проведения курса постановки голоса при функциональной афонии.

Дата добавления: 2014-12-17 ; просмотров: 3689 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник

Дисфония – это нарушение голоса и речи, проявляющаяся осиплостью, гнусавостью и выраженной хрипотой при разговоре. Полная потеря голоса называется афония, при которой звучность речи теряется, хотя часто сохраняется возможность разговаривать шепотом. Эти состояния не являются самостоятельными заболеваниями, и всегда развиваются на фоне других патологий соматического или психогенного генеза. Дисфония у детей может быть врожденной, обусловленной аномалиями развития или опухолевыми образованиями. Частой причиной нарушения речи и голоса во взрослом возрасте становятся инфекционные процессы в ротоглотке, длительные и сильные стрессы. Все нарушения голоса дисфония и афония, достаточно легко поддаются коррекции и не угрожают жизни пациента.

Несмотря на достаточно очевидные симптомы, афония и дисфония в логопедии требуют тщательной и дифференциальной диагностики. Это важно, поскольку видов заболевания множество, и коррекционная работа проводится разными способами. Первоначальную диагностику проводит оториноларинголог. Среди основных методов исследования нужно отметить:

  • определение акустических характеристик голоса;
  • электромиография;
  • глоттография;
  • ларингоскопия;
  • эндофиброларингоскопия;
  • рентгенография, КТ или МРТ гортани;
  • по показаниям – трахеоскопия.

Обязательно проводится бактериологическое исследование отделяемого ротоглотки. Если есть подозрение на онкологический процесс, проводится биопсия с последующим цитологическим исследованием полученного образца ткани. После диагностики выбирается оптимальная методика логопедической работы при афонии или дисфонии.

Принято выделять несколько разновидностей дисфонии и афонии. Самыми тяжелыми расстройствами являются врожденные. Чаще всего они обусловлены нарушениями в работе ЦНС или аномалиями развития, поэтому требуют длительного и упорного лечения.

Приобретенные нарушения речи в большинстве случаев устраняются физиотерапевтическими процедурами и логопедическими упражнениями. В ряде случаев требуется помощь психолога. Несмотря на схожесть симптомов разных форм дисфонии и афонии, принципы их коррекции несколько отличаются.

Не каждый вид расстройства речи поддается быстрой коррекции. К примеру, органическая дисфония требует достаточно длительного лечения, с участием оториноларинголога и логопеда. В ряде случаев может потребоваться помощь невролога. Органическая дисфония развивается в следующих случаях:

  • нарушения анатомии ротоглотки при опухолевых процессах, после хирургических вмешательств или травм;
  • хронические воспаления бактериальной или вирусной природы;
  • поражения нервов – периферических или центральных.

Органическая патология чаще всего проявляется в виде гипер- или гипотонуса голосовых складок. Голос становится хриплым, «дребезжащим», при разговоре пациент отмечает быструю утомляемость и возникновение болевого синдрома в горле.

Под термином психогенная дисфония подразумевается расстройство речи, возникающее в результате психических расстройств различного характера. В отличии от других видов дисфоний, психогенное расстройство всегда развивается стремительно, неожиданно для самого пациента. В большинстве случаев такое нарушение речи появляется одновременно с сильным психоэмоциональным перенапряжением.

Психогенная дисфония голоса протекает достаточно мягко. Как правило, голос пациента становится сдавленным, голосообразование неустойчивое, отмечается склонность к постоянному изменению тембра. Болевой синдром отсутствует, усталости при длительном разговоре не возникает. Лечение заключается в выполнении специальных логопедических упражнений и психотерапии.

До начала процесса полового созревания голосовой аппарат у юношей и девушек практически идентичен. С началом активной деятельности половых желез начинается выраженный рост гортани, в большей степени выраженный у мальчиков. Это провоцирует понижение тембра голоса на 1-1,5 октавы. Мутационная дисфония является физиологическим состоянием, которое протекает в три этапа.

Этап
Признаки
Предмутационный Происходит сужение привычного диапазона, появляется быстрая утомляемость при разговоре, высокие ноты в голосе утрачиваются. На голосовых складках скапливается большое количество слизи.
Мутационный Резко меняется механизм голосообразования, увеличивается кадык, акустические изменения выражены максимально. Тембр голоса непостоянный, появляются охриплость и баритональные/басовые нотки.
Постмутационный Формируется постоянный тембр, исчезает охриплость. Нередко подросток отмечает быструю утомляемость при разговоре. Продолжительность этапа – до 2-х лет

Интересно! Мутационная дисфония голоса не требует медицинского вмешательства. Вмешательство логопеда может потребоваться вокалистам, а также в случае появления трудностей с произношением отдельных звуков.

В отечественной логопедической практике термин дисфония палатина или палатофония не используется – более актуальным является понятие ринолалия. Она представляет собой расстройство артикуляции и голосообразующей функции. Чаще всего патология обусловлена дефектами строения речевого аппарата, в результате которых нарушается нормальный процесс нёбно-глоточного смыкания.

При таком диагнозе часто требуется операция, дисфония этого вида может приводить к нарушению функции дыхания, а также существенно затруднять прием пищи. Особенно опасна патология для новорожденных. Ринолалия в детском возрасте часто сочетается с задержкой психоречевого развития, могут наблюдаться неврологические симптомы – нистагм, гиперрефлексия, птоз.

Важно! Несмотря на то, что дисфония и афония горла не являются жизнеугрожающими состояниями, требуется оперативная коррекционная работа. Она особенно актуальна в детском возрасте, поскольку велик риск развития сопутствующих расстройств – дисграфии или дислексии, лечение которых требует намного больше времени.

Это патология, характеризующаяся отсутствием голоса при попытках вербальной коммуникации. При этом, часто сохраняется возможность разговаривать шепотом. Такое состояние может называться истерическая афония, поскольку основной причиной становится психологические факторы. Среди них – истероидный тип характера, межличностные конфликты, психотравмы, фрустрация потребностей (невозможность получить желаемое).

Психогенная афония приводит к полной невозможности разговаривать звучным голосом. Но при этом сохраняется обычный смех, фонация при чихании и кашле. В редких случаях такая афония приводит не к потере голоса, а к его замене на чрезмерно высокий, «писклявый». Этот вид патологии сопровождается неприятными ощущениями в горле, к которым добавляются головная боль, бессонница, раздражительность, депрессивное состояние.

Такая афония голоса развивается только на фоне тяжелых поражений гортани. Это могут быть опухоли, рубцовые изменения после ожогов или травм, аномалии развития. Все это приводит к невозможности полного смыкания голосовых связок. Такая афония носит характер органического поражения, поэтому лечение осуществляется сразу несколькими специалистами – от логопеда и ЛОР-врача до невролога и терапевта.

Истинная афония характерна для такого заболевания, как ларингит. Это воспаление слизистой оболочки горла, которое нередко затрагивает и голосовые связки. Афония при ларингите требует срочного вмешательства врача и достаточно интенсивного лечения основного заболевания. Только сняв воспаление можно избавиться от афонии, в противном случае есть риск хронизации заболевания и усиления симптомов афонии. Такая афония у детей и взрослых часто сопровождается мучительным кашлем, что связано с утолщением голосовых складок и скоплением на них слизи.

Осиплость и афония могут становиться следствием поражения центральной нервной системы. Это один из самых тяжелых видов патологии, который не всегда поддается коррекции. Афония центрального происхождения развивается на фоне таких патологий:

  • боковой амиотрофический склероз;
  • ДЦП;
  • поражения головного мозга различного генеза (инфекции, травмы, инсульты);
  • рассеянный склероз;
  • миастения.

Болезнь афония, возникающая на фоне поражений ЦНС всегда носит тяжелый характер. К потере голоса присоединяются другие симптомы, как правило, неврологического характера. Это могут быть головные боли, головокружение, онемение конечностей, парезы.

Афония или дисфония, логопедическая работа при которых проводится своевременно и грамотно, чаще всего легко поддается коррекции. Медикаментозная терапия направлена на устранение того заболевания, которое стало причиной расстройства речи. К ней добавляются:

  • фонопедические упражнения, ускоряющие реабилитацию;
  • логопедические упражнения;
  • гидро- и бальнеотерапия;
  • массаж области шеи;
  • иглорефлексотерапия;
  • электросон;
  • физиотерапевтические процедуры.

Любое нарушение голосообразования (афония) протекает достаточно индивидуально. В большинстве случаев прогноз для пациента благоприятный. С устранением причины расстройства речи, она быстро восстанавливается в полном объеме, склонности к рецидивам не отмечается. Исключение составляет истерическая афония, в психологии она считается достаточно тяжелой, и требует длительной психотерапии.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *