Меню Рубрики

Назофарингит у детей сестринский уход

Назофарингит (по англ. «common cold» – простуда) – респираторное заболевание, характеризующееся повышением температуры, насморком, болью в горле, кашлем, ухудшением общего самочувствия ребенка.

В первую очередь вирус поражает верхние дыхательные пути. Заболеванию чаще иных подвержены дети, посещающие детские сады и школы, поскольку в таких местах вирус легко распространяется. В статье расскажем о том, как лечить острый назофарингит, и не допустить развитие его хронической формы.

Назофарингит передается воздушно-капельным путем. Легко развивается, если иммунитет малыша ослаблен после предыдущей болезни или на фоне нового заболевания. Период заболеваемости чаще выпадает на начало весны, когда организма ребенка еще не набрал сил после зимы. Назофарингит чаще всего имеет вирусную природу, реже – бактериальную и аллергическую.

В зависимости от степени тяжести протекания заболевания различают две основные формы:

  1. Острый назофарингит, характеризующийся острым течением, очевидными симптомами и вирусным происхождением.
  2. Хронический назофарингит — болезнь детей с плохой иммунной системой и патологиями со стороны дыхательной системы. Если острая форма заболевания не дает улучшений в течение 3-4 недель после начала лечения, заболевание можно считать хроническим.

Как правило, дети болеют острой формой заболевания. Это острая вирусная инфекция, которая поражает респираторный тракт. Резко повышается температура, появляется насморк.

Острый назофарингит у детей начинается быстро. Инкубационный период длится всего 2-3 после инфицирования. На третий день симптоматика особенно выражена, а к пятому наблюдается резкое угасание симптомов. Заболевание может длится до 14 дней.

При возможных осложнениях лечение корректируется и длится дольше обычного.

Дети могут переболеть назофарингитом несколько раз в год. Этому есть ряд причин. Самая главная из них – вирусы, которые малыш может «подцепить», находясь в окружении своих сверстников.

Главный источник заражения – больной ребенок или вирусоноситель. Вирус может переноситься в слизистую через грязные руки после контакта с больным. Особенно это опасно для детей со сниженным иммунитетом или только что выздоровевших. Не до конца восстановившийся организм легко восприимчив к влиянию извне.

Еще одним фактором, способствующим заболеванию, является острый ринит. Это своего рода предшественник острого назофарингита. У ребенка заложен нос, дыхание происходит через рот. В связи с этим воздух проходит несогретым и неочищенным, что резко повышает риск заболеть.

Симптоматика заболевания широка, варьируется в зависимости от возраста маленького пациента и степени инфицированности. Грудные дети особенно тяжело переносят заболевание.

Среди главных симптомов выделяют:

  • повышение температуры;
  • обильный насморк;
  • беспокойство;
  • отказ от груди или смеси;
  • ребенок тяжело засыпает и плохо спит.

Дети старшего возраста часто жалуются на головные боли, першение в горле. К основным симптомам прибавляются:

  • насморк,
  • чихание,
  • кашель с затрудненным отхождением мокроты.

Ухудшается общее самочувствие, появляется сонливость, апатия, вялость, ребенок отказывается от еды. Симптомы могут сохраняться до 7 дней. Остаточный кашель — до 10.

При первых признаках заболевания домой вызывается участковый педиатр, который осуществит первый осмотр и дает направление к отоларингологу. Зачастую сам педиатр назначает лечение, основываясь на симптомах, описываемых родителями, и проведенном осмотре.

Чаще всего при диагностике применяются два типа обследований:

  • Первичный осмотр включает в себя оценку задней стенки носоглотки. При назофарингите фолликулы миндалин видоизменяются, увеличиваясь в размерах. Врачи называют это явление «синдромом брусчатки».
  • Лабораторная диагностика назначается в случае затяжного характера заболевания. Она включает в себя общий анализ мочи и клинический анализ крови.

Анализ мочи обязателен для детей с повышенной температурой. Делается для исключения инфекции мочевыводящих путей.

Анализ крови целесообразен при наличии стандартных симптомов недуга. Он необходим для того, чтобы выявить истинную природу вируса-возбудителя и понять необходимость использования антибиотика.

Дополнительная диагностика необходимо только в случае подозрения на пневмонию, когда температура не спадает более трех дней и присутствуют некоторые признаки воспаления легких. В этих случаях назначается рентгенография органов грудной клетки. Очень редко проводят взятие мазка с задней стенки глотки.

Симптомы и лечение неразрывно связаны, поэтому для определения методов терапии важно описать педиатру или ЛОРу какие из симптомов наиболее выражены и беспокоят ребенка. Вопрос о назначении противовирусной терапии решается наблюдающим ребенка врачом, однако в большинстве случаев она не требуется.

Лечение острой формы проводится в домашних условиях. Это правило не распространяется на малышей до года, поскольку у них велики риски осложнений. Терапия включает в себя следующее.

Методы лечения Описание терапии
Противовирусная терапия, в том числе лечение феронами Лечение допустимо только в случае диагностически доказанной вирусной природы заболевания. Прием медикаментов назначается в 1-2 сутки начала недуга.

Чаще всего детям назначаются «Эргоферон», «Анаферон», «Орвирем», ректальные свечи «Виферон». Дозы лекарственных средств подбираются индивидуально.

Кроме того, нередко интерфероны закапывают в нос на протяжении всей болезни. Это капли «Деринат», «Гриппферон».

Симптоматическая терапия
  • При сильном насморке рекомендуется использование физраствора для промывания полости носа. Процедура проводится лежа. Для отсасывания слизи из носа малышей первого года жизни используются специальные аспираторы. После очищения полости возможно использование сосудосуживающих капель при сильной заложенности носа либо на ночь.
  • При высокой температуре педиатры советуют обтереть ребенка прохладной водой, дать парацетамол или ибупрофен в форме свечей, сиропа.
  • Жаропонижающие средства уместно давать при температуре 38,5 детям старше 3–х месяцев, и при повышении до 38-38,5 градусов у малышей до 3-х месяцев. Каждый случай индивидуален, поэтому применение жаропонижающих возможно и при температуре 38 градусов, если ребенок плохо переносит лихорадочное состояние.
  • Купирование кашля проводится теплым и обильным питьем. Различные отхаркивающие средства неэффективны. При першении в горле рекомендуются полоскания, детям старше 6 лет разрешены леденцы и таблетированная форма препаратов. Например, «Фарингосепт». Детям до года назначается «Мирамистин» по 1 впрыскиванию 3-4 раза в день.

Не показаны, а также не неэффективны при назофарингите:

  • иммуномодулирующие препараты,
  • противокашлевые, отхаркивающие, муколитики,
  • паровые и аэрозольные ингаляции,
  • антигистаминные средства.

Постельный режим – обязательное условие лечения. Соблюдение некоторых важных правил поможет ребенку быстрее поправиться:

  1. обильное питье, легкая ненавязчивая пища, разрешены витамины;
  2. подушку лучше положить повыше: малышу будет проще откашляться и легче дышать;
  3. ежедневная влажная уборка, проветривание, увлажнение воздуха, поддержание в комнате температуры не выше 22 градусов.

Большой популярностью пользуются и народные методы. При лечении детей следует избегать настоек на спиртовой основе. Среди самых простых и доступных способов лечения обозначены следующие:

  1. Теплое молоко с добавлением в него масла и меда. Вкус немного неприятен, но напиток славится своей эффективностью. Не рекомендован малышам с аллергией на ингредиенты.
  2. Горячие ножные ванны с ромашкой и хвоей. После процедуры ребенку тщательно надевают носки и укладывают под теплое одеяло. Ванны недопустимо делать малышам с повышенной температурой.
  3. Напиток из протёртой калины и меда. Ягоды калины растереть, добавить мед и залить кипятком. Пить как обычный чай.

Антибактериальная терапия при назофарингите не эффективна. Антибиотики не только не убивают вирус, но и провоцируют дальнейшие осложнения в развитии заболевания. Изменение цвета выделений из носа с прозрачного до зеленого не является признаком присоединения бактериальной инфекции.

Осложнения, требующие антибактериальной терапии, имеют характерные признаки и характеризуются:

  • заложенным носов до 14 дней и болезненностью лица (может указывать на бактериальный синусит),
  • щелчками, сопровождающимися болью, и заложенностью уха (может указывать на острый средний отит).

На фоне назофарингита может также развиться пневмония или обостриться хроническое заболевание. Поэтому антибиотики могут быть назначены при:

  • хронической патологии легких,
  • иммунодефиците.

Появление хронического назофарингита обусловлено неправильной работой слизистых желез, в том числе полная или частичная атрофия оболочки носа. В таком случае в носу отсутствует слизь, которая задерживает микробы и вирусы, обезвоживание слизистой носа провоцирует сухость во рту, затрудненное глотание и дискомфорт при дыхании.

Детям хроническая форма несвойственна, поскольку для подобных изменений в носоглотке требуется длительный период времени. Бить тревогу нужно тогда, когда симптомы заболевания не проходят в течение 21 дня. Тогда ребенку требуется комплексное обследование.

Доктор Комаровский настоятельно рекомендует начинать лечение с взятия мазка с задней стенки носоглотки. Выявление конкретного вируса позволит назначить правильно лечение.

Кроме того, доктор утверждает, что вся суть проблемы в закрытых форточках и неимоверно сухом воздухе в помещении, где ребенок живет.

Поскольку большая часть детских фарингитов имеют вирусную природу происхождения, то применение антибиотиков Комаровским полностью отрицается. Не стоит сразу же бежать в аптеку за списком выписанных препаратов, если местный педиатр только лишь осмотрел ребенка. Сначала все анализы, и только потом лечение.

Комаровский настаивает, что лечение должно включать в себя:

  • обильное питье,
  • частые проветривания в комнате,
  • максимально влажный воздух в помещении.

Плюсом идет орошение носоглотки и глотки солевым раствором, который легко приготовить: на литр кипяченой воды добавляется чайная ложка соли. Вместо такого раствора можно использовать аптечный физраствор. Если ребенку позволяет возраст, но допустимо орошение полости «Мирамистином».

В качестве профилактического средства педиатр рекомендует максимально укреплять иммунитет и заботиться о качестве слюны ребенка: чем больше влажность и чем больше малыш пьет, тем качественнее защитная функция слюны.

Способов обезопасить своего ребенка от назофарингита несколько:

  • тщательное мытье рук с мылом после прогулки;
  • в пик заболеваемости рекомендовано носить защитные маски;
  • ежедневная влажная уборка с применением дезинфицирующих средств;
  • закаливание;
  • в детских садах и школах важно вовремя заметить больного ребенка и изолировать его до полного выздоровления;
  • вакцинация против гриппа.

источник

Категория: Сестринское дело в педиатрии/Болезни органов дыхания

Фарингит — острый или хронический воспалительный процесс в слизистой оболочке задней стенки глотки, чаще вирусной или бактериальной природы.

Чаще всего причиной развития фарингита являются бактерии или вирусы. Вирусный фарингит составляет около 70% всех воспалительных процессов в слизистой оболочке глотки. В роли возбудителей может выступать аденовирус, вирус парагриппа, риновирус, короновирусы или цитомегаловирус. Бактериальный фарингит обычно вызывается стрептококками. В некоторых случаях возможно развитие грибкового фарингита (обычно – у больных с нарушенным иммунитетом или после длительного лечения антибиотиками).

Фарингит может быть острым или хроническим. Острый фарингит обычно протекает диффузно и охватывает все отделы глотки. Хронический фарингит, как правило, имеет более четкую локализацию и поражает верхний, средний или нижний отдел глотки. Однако, выделение отдельных видов хронического фарингита в зависимости от локализации всегда производится с долей условности.

Читайте также:  Чем лечить бактериальный назофарингит у ребенка

Острый фарингит чаще всего развивается в сочетании с другими патологиями верхних дыхательных путей (грипп, ОРВИ). Начальное заболевание вызывается вирусами. Затем активизируются бактерии, которые всегда находятся в носоглотке и лишь при ослаблении организма начинают бурно развиваться. При остром фарингите нос заложен, дыхание осуществляется через рот, что ведёт к прониканию в глотку аденовирусов и гноеродных микробов.

Если острый фарингит не лечить, заглушая различными пастилками, леденцами и спреями, то из острой фазы он может перейти в хроническую. Хронический фарингит часто не является самостоятельным заболеванием, а может быть проявлением патологии желудочно-кишечного тракта: хронического гастрита, панкреатита, холецистита. В этом случае местное лечение без ликвидации основной причины заболевания, устойчивого эффекта не даёт. Тонзиллит, кариес, болезни сердца, легких, почек также могут способствовать развитию хронического фарингита. Различают следующие формы хронического фарингита:

  • катаральную;
  • гипертрофическую;
  • атрофическую.

Мероприятия по лечению фарингита включают в себя следующие манипуляции и процедуры:

  • полоскание горла после приёма пищи 3-4 раза в день травяными и антисептическими растворами: раствором хлорофилипта, ротокана, морской соли, эвкалипта;
  • употребление таблеток или леденцов с антибактериальной составляющей: стрепсилс, фалиминт, ларипронт, фарингосепт;
  • орошение глотки 2-4 раза в день аэрозолями, содержащими антибиотики (ингалипт, каметон, гексорал, стопангин, биопарокс и другие);
  • физиотерапия (УВЧ, кварц);
  • витаминотерапия и использование иммуномоделирующих препаратов.

Очень маленькие дети полоскать горло ещё не могут, поэтому им назначают только обильное питьё и орошение горла антисептиком. Детям до двух лет все аэрозоли нужно применять с осторожностью, так как возможен спазм голосовой щели.

  1. Бисярина В.П. Детские болезни с уходом за детьми и анатомо-физиологическими особенностями детского возраста — Москва: Медицина, 1981.
  2. Тульчинская В. Д., Соколова Н. Г., Шеховцова Н. М Сестринское дело в педиатриии. Серия ‘Медицина для вас’. Ростов н/Д: Феникс, 2000.

источник

Тема: Сестринский уход при заболеваниях органов дыхания у детей

4-Острый стенозирующий ларинготрахеит ( клиника стеноза

1-4 ст., помощь на догоспитальном этапе)

5 – Острый бронхит ( клиника, лечение)

6 – Острый обструктивный бронхит;

8 – Острая пневмония: классификация, клиника, лечение. Особенности течения пневмонии у новорожденных

9- интерстициальная пневмония

10- Бронхиальная астма: особенности клиники и лечения у детей.

Заболевания органов дыхания.

1. Вирусы (риносинтициальный, аденовирус, вирусы гриппа и парагриппа).

2. Микроорганизмы ( стрептококки, стафилококки и пневмококки).

3. Аллергены (чаще всего пыльца растений, шерсть домашних животных, домашняя пыль и др.).

— неблагоприятный преморбидный фон (ЭКД, ЛГД, гипотрофия, рахит, анемия)

— неблагоприятные социально – бытовые условия

— АФО строения органов дыхания – узость просветов дыхательных путей,быстрое развитие отёка слизистой гортани и др.

-это воспаление слизистой оболочки носа, вызывается чаще всего риновирусами.

Клиника: — начало заболевания постепенное;

— появляется лёгкое недомогание, затруднение носового дыхания, м. б. чихание;

— появляются водянисто – слизистые выделения из носа, которые в дальнейшем могут стать слизисто – гнойными;

— температура нормальная, редко субфебрильная;

У детей раннего возраста протекает тяжело т. к. нарушается акт дыхания и сосания.

Начало внезапное, температура нормальная , резко возникает заложенность носа из-за отёка слизистой и появляются обильные водянисто-слизистые выделения.

— капли в нос в начале сосудосуживающие ( длянос, називин, назол и др.) и противовирусные ( интерферон , гриппферон и др. ) При присоединении вторичной инфекции – протаргол, пиносол и др.

— Ножные ванны, горчичные носочки. Физиотерапия (УФО, УВЧ – на пятки).

При аллергическом рините – антигистаминные препараты , капли в нос – кромогексал, виброцил.

Осложнения ринита: воспаление придаточных пазух гайморит, фронтит и отит – воспаление среднего уха.

— это воспаление слизистой задней стенки глотки.

— отмечается першение в горле, сухость, умеренные боли при глотании, сухой кашель.

— при осмотре – слизистая задней стенки глотки зернистая, отечная, гиперемирована, иногда по ней стекает слизь.

— это воспаление слизистой оболочки гортани (вызывается чаще вирусами парагриппа и гриппа).

клиника — осиплость голоса, лающий кашель, субфебрильная температура, общее недомоганием;

— при осмотре – гиперемия и отёк слизистой глотки ( при правильном лечении к 5-7 дню температура нормализуется, кашель становится продуктивным, ребёнок начинает выздоравливать. В противном случае воспалительный процесс переходит па голосовые связки и подвязочное пространство, возникают осложнения.

Острый стенозирующий ларинготрахеит

— это воспаление слизистой оболочки гортани, связок и трахеи.

К симптомам ларингита (осиплость голоса, лающий кашель) присоединяются симптомы стеноза гортани.

Выделяют 4 степени тяжести стеноза гортани

1 степень ( стеноз компенсированный):

— дыхание становится шумным, появляется небольшой цианоз носогубного треугольника;

— одышки в покое нет, она появляется при беспокойстве ребенка (при крике, во время кормления).

— тахикардия соответствует температуре ( на 1 градус выше нормы t – ЧСС увеличивается на 10-20 ударов в 1 мин.)

2 степень (неполная компенсация):

Ребенок становится беспокойным, чаше возникают периоды затруднённого дыхания, сопровождаясь втяжением податливых мест грудной клетки при вдохе ( межрёберных промежутков, ярёмной ямки, над и подключичных ямок );

— одышка в покое инспираторного характера;

— тахикардия не соответствует температуре;

— ребенок бледный, температура повышена до 38гр. и ↑.

цианоз носогубного треугольника и конечностей;

— дыхание в лёгких ослаблено.

— отмечается значительное затруднение дыхания с выраженным втяжением податливых мест грудной клетки;

— ребёнок крайне беспокойный ( он испуган, мечется в постели);

— кожа цианотичная, температура повышена до высоких цифр;

— появляются первые признаки сердечно- сосудистой недостаточности (цианоз губ и языка, влажные хрипы в легких).

4 степень (стадия асфиксии):

Сознание спутано, дыхание частое и поверхностное, пульс нитевидный, брадикардия.

Лечение только в стационаре! Т.к. тяжесть нарастает очень быстро.

Помощь на догоспитальном этапе:.

1.Вызвать скорую помощь для госпитализации

2. Успокоить ребенка, снять стесняющую одежду

3. Обеспечить теплый, влажный воздух ( или паровые ингаляции )

4. Теплое щелочное питье давать маленькими порциями и часто ( минеральная вода, чай, молоко с содой).

5. Горячие ручные или ножные ванны (t воды 40°).

6.Горчичники на икроножные мышцы.

7. В нос сосудосуживающие капли (нафтизин, галазолин).

8. Спазмалитики (но-шпа, папаверин) по назначению врача или фельдшера СП

9. Жаропонижающие (парацетамол-10 мг/кг )

В стационаре проводятся ингаляции с муко- и бронхолитиками, в/в инфузионная терапия, антибиотики, гормоны – в тяжелых случаях, мочегонные.

При стенозе 3-4 ст.- лечение в реанимации.

Это воспаление слизистой оболочки бронхов.

— нарушается самочувствие, температура субфебрильная до 38,5 гр.;

— в легких жёсткое дыхание, выслушиваются сухие хрипы, но могут быть и влажные разнокалиберные , проводного характера, над обеими лёгочными полями, непостоянные. Длительность заболевания 1-2 недели, к 5-7 дню температура понижается, кашель становится продуктивным.

У детей с преморбидным фоном (ЭКД, ЛГД, гипотрофия, рахит, анемия) может наблюдается затяжное течение до 3-4 недель.

Лечение чаще на дому, но у детей до 1 года и ослабленных в стационаре:

— постельный режим только на период повышения температуры;

— обильное тёплое, щелочное питье;

— фитотерапия (отвары трав: мать – и – мачеха, фиалка, чебрец, калина и др.);

— отвлекающая терапия на грудную клетку( компрессы, растирки);

— отхаркивающие средства (мукалтин, пертусин, корень солодки; микстура с термопсисом, бромгексин, лазолван);

— антигистаминные – детям с аллергией и аллергическим бронхитом;

антибиотики (только детям раннего возраста и ослабленным) дают с
целью предупреждения осложнений, при выраженной интоксикации.

— Противовирусные препараты (гриппферон, виферон, арбидол).

Острый обструктивный бронхит

Встречается у детей раннего возраста. К клинике простого бронхита присоединяется обструкция (отёк слизистой , спазм бронхов и их закупорка вязкой обильной мокротой). При этом отмечается удлиненный, свистящий выдох т.е. одышка экспираторного характера).

Лечение то же + бронхолитики ( беродуал), в тяжёлых случаях гормоны.

— воспаление мелких бронхов и бронхиол. Встречается чаще у грудных детей. Состояние очень тяжёлое, температура повышена, выражена одышка до 60-90 в минуту экспираторного или смешанного характера.

При осмотре: цианоз кожи или мраморность, тахикардия. В лёгких выслушивается масса влажных хрипов мелкопузырчатых и крепитирующих над обеими лёгочными полями, а при полной обструкции дыхание не прослушивается .

Аусткультативная картина в лёгких при бронхитах в течение суток постоянно меняется (хрипы то есть , то нет).

Лечение в стационаре как при обструктивном бронхите, но здесь обязательно а/б, дезинтоксикационная терапия, противовирусные препараты ,ингаляции с муколитиками и бронхолитиками.

— это воспаление легочной ткани. Встречается очень часто, особенно у детей раннего возраста. Вызывается чаще кокками (пневмококками, стафилококками); гемофильной палочкой, хламидиями, микоплазмами, у новорожденных – вирусами.

Классификация пневмонии по локализации процесса:

1- Очаговая – (очаги диаметром 0,3-0,5-1 см чаше всего в верхней и средней долях легкого). Процесс может быть двух- или односторонний.

2 – Сегментарная – процесс занимает полностью один сегмент.

3 – Полисегментарная –воспалительный процесс распространяется на несколько сегментов. Вариант полисегментарной – крупозная пневмония, которая вызывается пневмококками, процесс занимает целую долю (верхнюю или нижнюю) чаще правого лёгкого. Встречается редко, протекает тяжело.

Интерстициальная — воспаление соединительной ткани лёгкого.

Клиника (общая): начало постепенное, чаще на фоне ОРЗ на 3-5 день; может быть острое – при крупозной пневмонии

— температура высокая, плохо поддается снижению
жаропонижающими средствами;

— выраженная интоксикация: вялость, слабость, сильная головная боль , отказ от еды;

— бледность и мраморность кожи, параорбитальный цианоз и цианоз носогубного треугольника;

— у детей раннего возраста может быть абдоминальный синдром (боли в животе, срыгивание и рвота);

— кашель (в начале сухой, затем с мокротой);

— может быть одышка смешанного или инспираторного характера, ЧДД больше 40- у старших детей, больше 50-60 у младших;

— при перкуссии отмечается притупление легочного звука над очагом воспаления;

— при аускультации- дыхание жёсткое, над очагом воспаления в первые дни ослаблено, затем появляются влажные, постоянные, хрипы (в одном месте), не связанные с актом дыхания, мелкопузырчатые или крепитирующие.

Читайте также:  Чем лечить назофарингит комаровский

— на Rg – грамме видны очаги инфильтрации в виде затемнений.

— в общем анализе крови-лейкоцитоз со сдвигом влево, СОЭ↑.

Особенности пневмонии у новорожденных:

— температура не высокая (субфебрильная);

— выражена ДН (цианоз, одышка до 80-100 в минуту, раздувание крыльев носа при дыхании);

— при аускультации хрипы не выслушиваются.

1- Госпитализируют новорожденных и детей раннего возраста , старшие дети могут лечиться амбулаторно.

2- Режим щадящий – младших детей необходимо чаще брать на руки для улучшения вентиляции лёгких. У старших детей постельный режим только на время повышения температуры.

3- Организация питьевого режима (в острый период объем жидкости ↑на 700- 1000 мл).

4- Диета: полноценное питание по возрасту.

5- Антибиотики в/м , в/в или энтерально, в зависимости от тяжести состояния (амоксициллин, аугментин,флемоксин-солютаб). При крупозной пневмонии сочетание цефалоспоринов с пенициллинами, при подозрении на микоплазменную инфекцию (амоксициллин, азитромицин).

6- Дезинтоксикационная терапия (в/в капельно глюкозо-солевые растворы).

8- Симптоматическое лечение (жаропонижающие, бронхо – и муколитики ).

9- Фитотерапия (см. лечение бронхитов)

10- Физиолечение (УВЧ, электрофорез с лекарственными препаратами, ЛФК, массаж, кислород, дренажное положение).

11- Диспансерное наблюдение в течение года.

Вызывается вирусами, пневмоцистами, микоплазмами, реже грибами и стафилококками. Она встречается у недоношенных и новорожденных, а чаще в школьном возрасте – у ослабленных детей на фоне дистрофии, аллергического диатеза, ИДС.

Клиники: появляются симптомы интоксикации, повышение температуры. Быстро развивается дыхательная недостаточность: ЧД 80-100 в минуту, выраженный цианоз, дыхание ослабленное, хрипы не выслушиваются, тахикардия. Кашель частый, мучительный, приступообразный. На рентгенограмме – отмечается снижение прозрачности ткани легкого.

Это заболевание, характеризующееся обратимой обструкцией дыхательных путей, вызванной хроническим аллергическим воспалением и гиперреактивностью бронхов. БА проявляется у детей периодически возникающим приступообразным кашлем и приступами удушья.

Наследственная предрасположенность к аллергии. Факторы, вызывающие сенсибилизацию организма:

— бытовые (домашняя пыль, содержащая микроскопических
клещей)

— пыльцевые (пыльца растений, деревьев, трав)

— эпидермальные (шерсть, волосы, перхоть животных)

Способствуют возникновению заболевания у ребенка – осложненное течение беременности у матери, нерациональное питание, табачный дым.

Обострение заболевания могут вызвать:

— физическое и эмоциональное напряжение;

— неблагоприятные погодные условия (сырость, туман);

— загрязнение окружающей среды (дым, химические выбросы).

Клиника:У детей приступу удушья предшествует период предвестников, который длится от нескольких часов до 2-3 суток. Ребенок становится беспокойным, раздражительным, нарушается сон, появляется чихание, заложенность и серозные выделения из носа, навязчивый сухой кашель и головная боль.

Приступ удушья – чаще развивается ночью, появляется чувство нехватки воздуха, экспираторная одышка. Вдох короткий, выдох в 2-3 раза длиннее вдоха. На расстоянии слышны свистящие хрипы. Старшие дети принимают вынужденное положение: сидя, наклонившись вперед. В дыхании учувствует вспомогательная мускулатура, беспокоит кашель с вязкой густой, трудно отделяемой мокротой. При перкуссии грудной клетки – коробочный звук, при аускультации – дыхание ослаблено, большое количество сухих и влажных хрипов. В конце приступа выделяется густая мокро

Если приступы не купируются 6-8 часов развивается астматический статус, при этом нарастают признаки ДН: усиливается эмфизема, выслушивается вначале множество сухих и влажных хрипов, которые затем исчезают, дыхание становится резко ослабленным («немое легкое»). Развивается гипоксическая кома: состояние крайне тяжелое, сознание отсутствует, общий цианоз, дыхание редкое поверхностное, гипотония.

1- разобщение с причинно значительным аллергеном;

2- воздействие на хроническое аллергическое воспаление бронхов –
(базисная терапия);

3 – проведение мероприятий по купированию приступа астмы.

При лечении бронхиальной астмы предпочтителен ингаляционный путь введения препарата — это позволяет получить быстрый эффект. Медикаментозное лечение проводится под контролем ФВД ( функции внешнего дыхания).

В качестве базисной терапии применяют:

2. Ингаляционные кортикостероиды (ИКС) и системные кортикостероиды – метилпреднизолон (бекламетазон).

В период приступа БА – назначают следующие бронхолитические препараты:

1- В2— адреномиметики короткого действия (сальбутамол, фенотерол и др.;

2 – теофиллины короткого действия (эуфиллин) в сочетании с преднизолоном (в/в капельно).

Часто используют при приступе БА комбинированные препараты- беродуал, дитэк. Они оказывают более длительный эффект.

Больных с тяжёлым приступом или астматическим статусом переводят в отделение интенсивной терапии.

В постприступном периоде ребенок продолжает получать базисную терапию до достижения устойчивой ремиссии.

Введение ингаляционных аэрозолей проводится с помощью небулайзера.

Небулайзер — приспособление, обеспечивающее поступление раствора лекарственного препарата в смеси с кислородом через маску, под давлением .

источник

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

· Выявите проблемы больного ребёнка.

· Составьте план сестринского ухода с обоснованием

· Продемонстрируйте технику оксигенотерапии с применением носового катетера.

1. Нарушены потребности: двигаться, выделять, спать, поддержание нормальной температуры тела, адаптации, поддерживать безопасность свою и окружающих, общаться, учиться.

Ø Дефицит знаний о заболевании, способах лечения и профилактики

Ø Повышение температуры тела

Ø Риск аспирации рвотными массами

Ø Риск развития осложнений

Ø Риск заражения окружающих

Повышение температуры тела

Краткосрочная: снизить температуру тела в течение трёх дней

Долгосрочная: устранить симптомы заболевания через 10 – 14 дней.

План сестринского вмешательства

Независимые сестринские вмешательства:

— Обеспечение пациентке постельного режима и психического покоя

— Организация регулярной влажной уборки и проветривания палаты

— Обеспечения обильного приёма жидкости

— Для снятия симптомов интоксикации

— Обеспечение приёма пищи небольшими порциями по аппетиту, обязательный приём витаминизированной пищи и питья

— Снижение нагрузки на желудочно – кишечный тракт

— Повышение защитных сил организма

— Обеспечение ухода за кожей и слизистыми (влажные обтирания кожи, полоскание полости рта)

— Профилактика инфицирования кожи и слизистых

— Обеспечение смены нательного и постельного белья по мере необходимости

— Создание комфортных условий

— Измерение температуры тела 2 раза в день, наблюдение за состоянием больной

— Контроль состояния пациентки

— Раннее выявление осложнений

— Проведение беседы о заболевании с ребёнком и с родственниками

— Для устранения дефицита знаний

— Осознанное участие в уходе

— Выполнит назначения врача:

— применит физические методы охлаждения,

— введёт жаропонижающие средства,

— введёт средства этиотропной терапии

Участковая медсестра активно посетила ребёнка 4 лет с диагнозом: ОРВИ.

При сестринском обследовании были получены следующие данные: ребёнок стал плохо кушать, беспокоит кашель, который усилился и носит характер сухого, болезненного. Со слов мамы болен второй день. Сначала был насморк, кашель, затем повысилась температура до 38,20.

Объективно: ребёнок активный, температура 37,30, носовое дыхание затруднено, слизистые выделения из носовых ходов, частый сухой кашель, частота дыхания 28 в 1 минуту, частота сердечных сокращений – 112 в 1 минуту, зев умеренно гиперемирован, налётов нет.

1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено.

2. Выявите проблемы больного ребёнка.

4. Составьте план сестринского ухода с обоснованием

5. Продемонстрируйте технику проведения горячей ножной ванны.

1. Нарушены потребности: дышать, питаться, спать, поддержание нормальной температуры тела, адаптации, поддерживать безопасность свою и окружающих, общаться.

Ø Неэффективное очищение дыхательных путей

Ø Повышение температуры тела

Ø Дефицит знаний о заболевании, способах лечения и профилактики

Ø Риск развития осложнений

Ø Риск инфицирования окружающих

Краткосрочная — кашель станет влажным и безболезненным к концу недели

Долгосрочная – устранить кашель и другие симптомы заболевания к моменту выписки.

План сестринского вмешательства

— Обеспечение тёплого обильного питья, дополнительного витаминизированного питания

— Для облегчения кашля и повышения защитных сил организма

— Проведение беседы о заболевании

— Устранения дефицита знаний

— Профилактика возможных осложнений

— Обеспечит проведение регулярной влажной уборки и проветривания помещения

— Проконтролирует приём лекарственных препаратов по назначению врача

— Выполнит назначения врача:

— введёт лекарственные средства

— обеспечит и обучит мать выполнению простейших физиопроцедур (горчичники, горячие ножные ванны, паровые ингаляции)

В инфекционное отделение госпитализирован ребёнок с диагнозом: ОРВИ, стенозирующий ларинготрахеит.

При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: температура тела ребёнка 36,40, пульс 130 ударов в 1 минуту, частота дыхательных движений 40 в 1 минуту. Кожные покровы бледные, чистые. Дыхание шумное, с затруднённым вдохом. Во время вдоха втягиваются межрёберные промежутки, надкдючичные области, яремная ямка. У ребёнка сухой лающий кашель. В лёгких пуэрильное дыхание, тоны сердца приглушены. Сон беспокойный. Физиологические отправления не нарушены.

1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено.

2. Выявите проблемы больного ребёнка.

4. Составьте план сестринского ухода с обоснованием

5. Обучите мать методам увлажнения воздуха.

1. Нарушены потребности: дышать, спать, адаптации, поддерживать безопасность свою и окружающих, общаться.

Ø Неэффективное очищение дыхательных путей

Ø Дефицит знаний о заболевании, способах лечения и профилактики

Ø Риск присоединения осложнений

Краткосрочная – у ребёнка улучшится дыхание через 1 – 2 суток

Долгосрочная – устранить симптомы заболевания через 7 – 10 дней.

План сестринского вмешательства

— Обеспечение спокойной обстановки

— Обеспечение доступа свежего воздуха, создание возвышенного положения (порекомендовать взять ребёнка на руки)

— Контроль состояния пациента (подсчёт дыхательных движений, пульса)

— Профилактика ухудшения состояния

— Проведение беседы с матерью о заболевании, способах лечения и профилактики

— Устранения дефицита знаний

— Обучения приёмам оказания помощи на дому

— Выполнение назначений врача:

— постановка масляных горчичников

— введение лекарственных препаратов

— дача увлажнённого кислорода

К Вам обратилась мама ребёнка 9 месяцев с жалобами на повышение теипературы тела до 37,50. У ребёнка проявления экссудативно – катарального диатеза. Ночью внезапно проснулся, стал беспокойным, появился лающий кашель, удушье, затруднён вдох. Голос осипший.

При осмотре: Состояние ребёнка средней степени тяжести, беспокоен. В дыхании участвует межрёберная мускулатура. На щеках шелушение, гиперемия кожи. Из носа серозное отделяемое. В зеве – гиперемия. В лёгких – жёсткое дыхание.

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.

3. Продемонстрируйте технику постановки масляных горчичников.

1. Стенозирующий ларинготрахеит (ложный круп, вирусный круп)

Ø Вызвать машину скорой помощи

Ø Успокоить ребёнка и маму

Ø Обеспечить приток свежего воздуха и возвышенное положение

Читайте также:  Чем лечить назофарингит кашель

Ø Создать повышенную влажность воздуха в помещении

Ø Дать тёплое щелочное питьё

Ø Госпитализировать в стационар

В медицинский кабинет детского сада воспитатель привела ребёнка 4 лет с жалобами на вялость, бледность, отказ от еды.

При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: ребёнок плачет, не контактен, зовёт маму. Температура тела 39,50. Дыхание носовое, свободное. Кожные покровы бледные, чистые, конечности холодные. Язык слегка обложен белым налётом. В зеве лёгкая гиперемия миндалин, частота дыхательных движений 30 в 1 минуту, пульс 140 ударов в 1 минуту. Живот обычной формы, участвует в акте дыхания. Стула не было. Мочится свободно.

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.

3. Продемонстрируйте технику внутримышечного введения папаверина.

1. Гипертермический синдром, «бледная гипертермия».

Ø Вызвать врача или машину скорой помощи

Ø Сообщить родителям о состоянии ребёнка

Ø Обеспечить ребёнку постельный режим

Ø Согреть (укрыть одеялом, грелку к ногам)

Ø Обеспечить доступ свежего воздуха

Ø Контролировать состояние ребёнка (подсчёт пульса, частоты дыхательных движений, температуры тела)

Ø Приготовить антипиретики

S. По 1 таблетке 2 раза в день ребёнку 7 лет в течение 3 дней.

S. По 1 таблетке 3 раза в день до еды ребёнку 10 лет в течение 3 дней.

S. По 1 таблетке 3 раза в день, растворив в небольшом количестве воды, в течение 5 дней.

S. По 3 – 4 капли каждые 15 – 20 минут в течение 3 – 4 часов, затем 4 – 5 раз в сутки в течение 3 суток.

Rp: Viferoni – 1 150 000 ME

S. По 1 свече ректально 2 раза в сутки в течение 5 дней ребёнку 1 года.

DS: По 2 капли 3 раза в день ребёнку 2 лет.

В 1 мл содержится 10 000 МЕ препарата.

II. Симптоматическая терапия.

1. Жаропонижающие препараты.

S. По ½ таблетки (100 мг) ребёнку 1 года при температуре.

Rp: Susp. Nurofeni for Children 100 мл

DS: По 5 мл 3 раза в сутки ребёнку 3 лет.

Детяммесяцев 2,5 мл 3 раза в день

1 – 3 года — по 5 мл 3 раза в день

4 – 6 лет — по 7,5 мл 3 раза в день

7 – 9 лет – по 10 мл 3 раза в день

10 – 12 лет – по 15 мл 3 раза в день

Нурофен (Ибупрофен) в таблетках по 0,2 для детей старше 12 лет принимать после еды.

2. Средства, применяемые при рините

Rp: Sol. Nazivini 0,01% — 10 мл

DS: По 1 – 2 капли в каждый носовой ход ребёнку 6 месяцев.

DS: По 1 – 2 капли в каждый носовой ход ребёнку 3 раза в день ребёнку 5 лет.

Для любого возраста в растворе и в виде спрея

DS: По 1 впрыскиванию в каждый носовой ход 2 раза в день в течение 3 дней ребёнку 6 лет.

DS: По 15 капель ребёнку 4 лет 4 раза в день

Сироп: 3 – 6 лет – 5 мл 3 раза в сутки

6 – 12 лет – 10 мл 3 раза в сутки

Старше 12 лет – 15 мл в сутки

Капли: с 2 месяцев до 1 года – 10 капель 4 раза в день

1 — 3 года – 15 капель 4 раза в день

Старше 3 лет – 25 капель 4 раза в день

S. ¾ таблетки ребёнку 10 лет не разжёвывая

25 – 50 mg 3 – 4 раза в сутки:

DS: 2,5 мл каждые 4 часа ребёнку 5 лет.

Старше 12 лет – 10 мл каждые 4 часа

DS: По 10 мл 3 раза в день ребёнку 10 лет

3 – 10 лет – 5 мл 3 раза в сутки

Старше 10 лет 10 мл 3 раза в сутки

S. По 1 таблетке 3 раза в день ребёнку 10 лет вне зависимости от приёма пищи с большим количеством воды

До 6 лет – 2 mg 3 раза в сутки

6 – 14 лет – 4 mg 3 раза в сутки

С 14 лет – 8 mg 3 раза в сутки

DS: По 2,5 мл ребёнку 4 лет.

До 2 лет – 2,5 мл 2 раза в день

2- 5 лет – 2,5 мл 3 раза в сутки

5 – 12 лет – 5 мл 2 – 3 раза в сутки

С 12 лет – 10 мл 3 раза в сутки

Rp: Inf. Herbae Thermopsidi 0,1 – 100ml

DS: По 1 десертной ложке 3 раза в день ребёнку 5 лет

До 2 лет – 1 ч. Л. 3 раза в день

Дошкольникам – 1 дес. ложка 3 раза в день

Школьникам – 1 столовая ложка 3 раза в день (из расчёта 0,2 – 200 мл)

Rp: Inf. Rad. Altaeae 2, 0 – 100 ml

DS: По 1 чайной ложке 4 раза в день ребёнку 5 лет.

DS: По 1 чайной ложке 3 раза в день ребёнку 5 лет

До 3 лет – ½ чайных ложки 3 раза в день

Дошкольникам – 1 чайная ложка 3 раза в день

Школьникам – 1 дес. Ложка 3 раза в день

S. По 1 таблетке 3 раза в день ребёнку 7 лет, растворив в 1/3 стакана воды, выпить перед едой.

Дошкольникам – ½ таблетки 3 раза в день

Школьникам – 1 таблетка 3 – 4 раза в день

Rp: Elixir pectoralis 25 ml

DS: По 5 капель 3 раза в день ребёнку 3 лет

Состав: экстракт корня солодки, анисовое масло, этиловый спирт, водный аммиак, дистиллированная вода

На приём столько капель сколько лет ребёнку.

VII. Тестовые задания для самоконтроля

ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

1. Жалобы ребёнка при остром рините

4) Слизисто – серозные выделения из носа

2. Ложный круп развивается при

3. Источник болезни при гриппе

4) Носитель – реконвалесцент

4. Основной путь передачи гриппа

5. При оценке дыхания у ребёнка не определяют

6. Инкубационный период при аденовирусной инфекции

7. Излюбленное место локализации вируса гриппа

3) Слизистая ротовой полости

8. Для парагриппа характерно

2) Более выраженная, чем при гриппе интоксикация

9. Возбудитель острых заболеваний верхних дыхательных путей

10. Аденовирус преимущественно поражает

ВЫБЕРИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

1. Симптомы аденовирусной инфекции

1) Субфебрильная температура

2) Гнойные выделения из глаз

6) Увеличение лимфатических узлов

3. Для снижения температуры у детей применяют

4. Противокашлевые препараты

5. Травы, обладающие отхаркивающим действием

7. Препараты специфического лечения ОРВИ

3) Цианоз носогубного треугольника

5) Гнойные налёты на миндалинах

9. Анатомические особенности верхних дыхательных путей у детей

3) Сформированы все пазухи носа

4) Длинный слёзно – носовой канал

5) Сухая слизистая оболочка

10. Характер поражения дыхательных путей при парагриппе

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО

1. В общем анализе крови при ОРВИ отмечается снижение содержания …

2. При сухом кашле показаны … препараты

3. Муколитические средства способствуют отхождению …

4. Введение вакцины против гриппа – это профилактика

5. Частоту дыхательных движений необходимо подсчитывать в состоянии

6. Вдыхание жидких лекарственных веществ называется терапия

7. Мазок из зева и носа необходимо отправить в лабораторию

8. … – основной жаропонижающий препарат в детской практике

9. Эуфиллин водится с целью снятия …

10. Стенотическое дыхание – это признак ….

VIII. Эталоны ответов к тестам самоконтроля.

С выбором одного правильного ответа

С выбором нескольких правильных ответов

Вставьте пропущенное слово

Респираторно – синцитиальная инфекция

X. Эталон ответов к терминам.

1. Ринит – острое воспаление слизистой оболочки носа.

2. Фарингит – острое воспаление слизистой оболочки глотки.

3. Ларингит – острое воспаление слизистой оболочки гортани.

4. Тонзиллит – острое воспаление миндали.

5. Ингаляция – это вдыхание распылённых в воздухе жидких или твёрдых веществ.

6. Аэрозоль – вещество, распылённое в воздухе.

7. Ингалятор – прибор для введения аэрозоля в дыхательные пути.

8. Грипп – острое вирусное заболевание, вызываемое различными серотипами вируса гриппа, передающееся воздушно – капельным путём и характеризующееся лихорадкой, токсикозом и поражением респираторного тракта.

9. Парагрипп – острое вирусное заболевание, характеризующееся умеренной интоксикацией и катаром верхних дыхательных путей с преимущественным поражением слизистых оболочек носа и гортани.

10. Аденовирусная инфекция – острое инфекционное заболевание, характеризующееся лихорадкой, умеренно выраженной интоксикацией, поражением слизистых оболочек дыхательных путей, конъюнктивы глаз, лимфоидной тканью.

11. Риновирусная инфекция – острое вирусное заболевание дыхательных путей, протекающее с преимущественным поражением слизистой оболочки носоглотки.

12. РС – инфекция – острое вирусное заболевание, протекающее с преимущественным поражением нижних дыхательных путей (бронхов и бронхиол)

Учебно – методическое пособие содержит дополнительную информацию к теоретическому материалу лекций и учебника.

Предназначено для помощи студентам в освоении практических навыков и умений.

Позволяет найти грамотный, мотивированный подход к каждому ребёнку, чётко и последовательно выполнять зависимые и независимые сестринские вмешательства.

Содержит практическую информацию по планированию сестринского вмешательства, выполнению практических манипуляций.

Каждый подраздел темы обеспечен перечнем контрольных вопросов для подготовки, заданием для самостоятельной работы, примерами решения ситуационных задач, заданиями для самоконтроля знаний разного уровня сложности.

Для обеспечения наглядности изучения темы пособие содержит иллюстрации и рисунки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. , Бабыкина оказания неотложной помощи детям в стационаре. Учебное пособие. Архангельск, 2009.

2. Берман по Нельсону. Издательство МИА, 2009.

3. Борисова инфекции дыхательных путей у детей. Учебное пособие для врачей – педиатров. Москва, 2 004.

4. Воронцов детских болезней. Фолиант. Москва. 2 009.

5. Галактионова помощь детям. Догоспитальный этап. Учебное пособие. Феникс. Ростов – на – Дону. 2007.

6. , Ежова . Практикум. Учебное пособие. Оникс. Москва. 2008.

7. Ершов препараты. Справочник. Москва, 2 006.

8. , Плаксин морфофункциональные костанты здорового ребёнка. Учебное пособие. Архангельск, 2005.

9. , Шайтор педиатрия. Руководство для врачей. ГЭОТАР – Медиа. Москва. 2007.

10. , Учайкин состояния в педиатрии. Практическое руководство для вузов. ГЭОТАР – Медиа. Москва

11. Сергеева . Учебник для вузов. С. – Петербург, 2 007.

12. , Тульчинская с детскими инфекциями. Ростов – на — Дону, 2 008.

13. Тимченко болезни у детей. Учебник для медицинских вузов. Спец. Лит. Санкт – Петербург. 2 008.

14. Цыбулькин состояния в педиатрии. Библиотека непрерывного образования врача. ГЭОТАР – Медиа. Москва. 2 007

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *