Меню Рубрики

Тактика сестринского вмешательства при ларингоспазме у детей

В детском возрасте, когда системы и органы малыша еще полностью не сформировались, велик риск развития ларингоспазма. Так называют заболевание, в процессе которого начинается непроизвольные сократительные движения мускулатуры гортани. Из-за них наступает частичное или полное перекрытие голосовой щели.

Проявления ларингоспазма у детей требует оказания неотложной помощи, так как приступ вызывает удушье, из-за которого малыш перестает дышать, что влечет за собой смерть.

Как вести себя взрослым при приступе ларингоспазма у детей, что делать до приезда медиков, а также как узнать патологию – вопросы, ответы на которые вы найдете в нашей статье.

Следует отметить, что патология может проявить себя как у ребенка, так и у взрослого человека. Однако у малыша отек гортани, вызванный мышечными сокращениями, происходит значительно быстрее. Ведь вокруг нее расположены мягкие, еще достаточно нежные ткани, в которых происходит усиленное кровообращение.

Назвать причиной ларингоспазма какой-то один фактор сложно. Ведь достаточно часто приступ случается неожиданно, без всяких видимых предпосылок к нему. Перечислим несколько провоцирующих факторов, которые могут стать причиной спазма:

  • Сбой в работе гормональной системы;
  • Инфекция вирусной природы;
  • Патологические изменения в работе метаболизма;
  • Спазмофилия;
  • Заболевания, вызванные патологиями глоточной и трахейной области;
  • Бронхопневмония.

Способствует спазму гортани и аллергическая реакция. Высокий риск отека гортани у детей вызывает аллергия, которая возникает из-за пыли или токсических веществ, находящихся в воздухе. В этом случае нарушается дыхание, вредный токсин или вещество проникает в горло, вызывая спазм.

Проявлению патологической реакции также способствуют такие факторы:

  • Прием медикаментозных препаратов;
  • Сильный стресс;
  • Неожиданный приступ кашля;
  • Истерика, сопровождающаяся громким плачем;
  • Испуг.

В группу риска входят следующие категории малышей:

  • Получающие искусственное вскармливание;
  • Больные рахитом;
  • Страдающие эпилепсией;
  • Гиперактивные;
  • При ярко выраженном авитаминозе (кальция и витамина D).

Учитывая быстрое развитие и внезапность спазматических проявлений, следует изучить признаки патологии, чтобы неотложная помощь при ларингоспазме была оказана вовремя и правильно.

Как распознать приступ ларингоспазма, чтобы не потерять драгоценное время на выполнение необходимых действий? Ведь промедление в этой ситуации крайне опасно: быстро развивающееся удушье приведет к летальному исходу.

Симптомы и лечение патологии – понятия взаимосвязанные. Поэтому их важно распознать в первые минуты проявления.

При развитии спазма у детей проявляются такие изменения:

  • Голос становится хриплым;
  • Не получается делать полноценный вдох, поэтому наблюдается прерывистая речь;
  • Голова инстинктивно опрокидывается назад;
  • Наблюдается напряжение мышц шеи;
  • Рот широко открыт;
  • Кожа бледнеет;
  • Покровы возле губ и носа синеют;
  • Вдох захлебывающийся, а дыхание прерывистое;
  • Самостоятельно восстановить дыхание не получается.

Опаснее всего ларингоспазм, при котором отек перекрыл голосовую щель полностью, так как он чаще всего приводит к удушью и смерти. Спазм проявляется такими симптомами:

  • Судорожные движения рук и ног;
  • Появление пены изо рта;
  • Обморок;
  • Мочеиспускание и дефекация непроизвольного характера.

Чаще всего приступ продолжается минуту, после чего, в результате скопившейся в организме углекислоты, центры дыхания получают раздражение. Это способствует восстановлению дыхания.

Приступ можно считать завершенным после глубокого долгого вдоха. После него ребенок начинает ровно и спокойно дышать. Обычно после прекращения спазма малыш ощущает сонливость и ложится спать.

Помните, что случившись однажды, приступ может повториться, причем его длительность, возможно, увеличится. Поэтому так важно знать правила, по которым оказывается первая помощь.

Неотложная помощь при ларингоспазме заключается в простых, но очень важных действиях. Нужно учитывать, что дети очень эмоциональны, поэтому при проявлениях спазма они пугаются, впадая в панику. Малыша нужно успокоить, объясняя, что скоро все пройдет. Далее действуют в такой последовательности:

  1. Попросите очевидцев происшествия вызвать скорую помощь, а сами вынесите малыша в спокойное прохладное место;
  2. Обеспечьте ребенку свободное дыхание, расслабив, расстегнув или сняв с него давящие элементы одежды;
  3. Откройте все окна, чтобы в комнате была свободная циркуляция воздуха;
  4. Если есть небулайзер, нужно сделать ингаляции;
  5. Давайте малышу как можно больше пить.

Помощь при ларингоспазме у детей предусматривает использование отвлекающих методик.

К ним относятся такие приемы:

  • На лицо ребенка кладут мокрое полотенце;
  • Вызывают рвотный рефлекс;
  • Щипают или щекочут;
  • Отводят в ванну и включают воду комнатной температуры.

Известный педиатр Комаровский считает, что ларингоспазм у детей быстро купируется наличием свежего и влажного воздуха. Более того, все заболевания горла, которые вызывают кашель, также нуждаются в обилии свободно циркулирующего воздуха, который необходимо постоянно увлажнять. Кашель является следствием сухости окружающего воздушного пространства, которое еще больше способствует сужению голосовой щели.

До приезда медицинских работников запрещено самостоятельно пользоваться медикаментозными средствами, так как многие из них способствуют возникновению ларингоспазма.

Родителям, уже знакомым с тем, что такое ларингоспазм по приступу у своего ребенка, нужно обязательно приобрести небулайзер, чтобы в случае внезапного повторного спазма сделать малышу ингаляции. Все время держите ингалятор под рукой. Ведь с его помощью спазм купируется очень быстро, увлажняя горло.

Для ингаляционных процедур используют следующие растворы:

  • Минеральная вода со щелочным составом;
  • Содовый раствор;
  • Суспензия «Пульмикорт».

При отсутствии ингалятора малыша садят в ванную, наполненную теплой водой с добавлением 1-2 ложек соды. Такой прием также позволит увлажнить слизистые.

Не стоит пытаться во время спазма заставлять малыша лечь. Стоя или сидя, ему намного легче дышать.

В большинстве случаев медики, прибывшие на вызов, госпитализируют малыша, чтобы выяснить причину возникновения ларингоспазма.

Лечение детей на догоспитальном этапе основывается на предотвращении возможных осложнений. С этой целью врач может использовать такие назначения:

  • Ингаляции с применением Адреналина;
  • Использование раствора Хлоралгидрата для клизмы;
  • Прием бромистого кальция внутрь.

Если спазматическое сокращение гортанных мышц вызвала аллергическая реакция, назначаются препараты против аллергии.

В особо тяжелых случаях, когда вышеперечисленные методики оказались неэффективными, срочно проводят интубацию трахеи.

Дальнейшие методы, на которых будет базироваться лечение, зависят от факторов, вызвавших ларингоспазм. Диагностические мероприятия проводят в стационарных условиях такими специалистами: педиатром, ЛОР-врачом, аллергологом или инфекционистом.

Лекарство от ларингита прописывается педиатром индивидуально, в зависимости от тяжести протекающего заболевания. Тем не менее, чаще всего при заболеваниях, связанных с воспалительными процессами в глоточной области (ларингит, фарингит), назначают бактерицидные лекарства и антибиотики.

В процессе лечения и при профилактике спазмов большое значение имеют факторы, связанные с образом жизни ребенка.

Следует обратить внимание на вопросы питания, обогащая привычный рацион малыша. Нужно использовать больше продуктов с содержанием кальция и витамина D. Витамины для горла также важны, как и для общего укрепления всего организма.

Регулярно совершайте длительные прогулки на свежем воздухе, уделяя внимание закаливанию малыша.

Помните, что психологическое давление дети воспринимают очень болезненно, поэтому важно по возможности устранять факторы, которые способствуют стрессовым состояниям малыша. Для этого нужно соблюдать следующие правила:

  • Равномерно распределяйте время отдыха и нагрузки;
  • Уделяйте внимание расслабляющим процедурам;
  • Регулярно включайте в режим дня прослушивание спокойной музыки, которая поможет снять лишнее эмоциональное напряжение.

Отсутствие психоэмоционального напряжения и здоровый образ жизни в разы уменьшает риск развития ларингоспазма.

Состояния ларингоспазма у взрослых не имеют специфических отличий от проявления его у детей. Тем не менее, во взрослом возрасте чаще фиксируются осложнения и длительное течение приступа. Поэтому использование описанных выше методик важно применять как можно быстрее, устраняя панические атаки у пострадавшего. До приезда специалистов нужно наблюдать, как себя чувствует больной, проверять функционирование жизненно важных систем: отслеживать показатели пульса, давления и дыхания. В случае необходимости провести реанимационные действия. О них вы можете прочитать здесь.

Народная медицина уже прочно завоевала доверие не только пациентов, но и профессиональных медиков, которые рекомендуют использовать ее методики в качестве вспомогательного средства при основной терапии. Однако в случае с развитием ларингоспазма следует помнить, что травяные настои не помогут устранить приступ. Их можно использовать только для профилактики патологии.

  • Всем известны способности соды устранять воспаление. Поэтому полоскание содовым раствором назначается в качестве безопасного дополнения к основной терапии при патологических состояниях горла.
  • Отвар из ромашки обладает способностью уменьшать процессы воспаления, устраняя бактериальную микрофлору.

Рецептов, которые помогут справиться с воспалительными процессами в горле, много. Однако помните, что, несмотря на эффективность, использовать их можно только после предварительной консультации с медиками. Многие лекарственные травы нельзя использовать параллельно с медикаментозными препаратами. К тому же они могут вызывать аллергические реакции.

источник

Ларингоспазм– это явная форма спазмофилии, возникает приступообразно в виде спазма голосовой щели, сопровождается цианозом, явлениями гипоксии. Вслед за спазмом наступает шумный вдох напоминающий «петушиный крик». Приступ длится от нескольких секунд до 2-х минут, в течение дня может повторяться.

1. Вызвать врача через третье лицо.

2. Обеспечить приток свежего воздуха.

3. Освободить от одежды, стесняющей дыхание.

4. Уложить ребенка на ровную мягкую поверхность.

5. Применить методы тактильной стимуляции для создания доминантного очага в головном мозге (обрызгать лицо холодной водой, похлопать по щекам и ягодицам, вытянуть язык, раздражая его корень, надавливая на него шпателем или тупым концом ложки, поднести к носу нашатырный спирт).

6. Создать спокойную обстановку.

7. По назначению врача ввести глюконат кальция 10% — 1 мл на год жизни в/в медленно и противосудорожные препараты (см. общие мероприятия п.Д).

Неотложная доврачебная помощь при карпопедальном спазме.

Карпопедальный спазм– это явная форма спазмофилии, возникает приступообразно в виде судорожного сокращения кистей и стоп.

1. Вызвать врача через третье лицо.

2. Создать спокойную обстановку.

3. Обеспечить приток свежего воздуха.

5. По назначению врача ввести глюконат кальция 10% — 1 мл на год жизни в/в медленно

6. По назначению врача ввести противосудорожные средства.

7. Госпитализировать в детское отделение.

Доклиническая практика Учебная практика Технологическая практика

№ 7. Проба Сулковича

Проба Сулковича проводится для выявления кальциурии во время лечения рахита, для исключения передозировки витамина «Д».

К 5 мл. мочи, полученной у ребенка утром натощак добавить 2,5 мл реактива Сулковича (2,5 г щавелевой кислоты, 2, 5 г щавелевокислого аммония, 5 мл ледяной уксусной кислоты, дистиллированной воды до 150 мл).

1. В норме через 30 сек. – молочно-белое помутнение мочи.

2. При пониженном содержании Са в моче – прозрачная.

3. При повышенном – осадок с белыми хлопьями.

Доклиническая практика Учебная практика Технологическая практика

№ 8. Лечебная (общая) ванна.

v Моет ванну (или ванночку для детей раннего возраста) с мылом и ополаскивает горячей водой.

v Измеряет температуру воды водным термометром.

v Укладывает ребенка в ванну так, чтобы сначала погрузились ноги, ягодицы и затем туловище; уровень воды должен доходить примерно до мечевидного отростка грудины; верхняя часть грудной клетки, включая область сердца, должна находиться над поверхностью воды; под голову подкладывает полотенце. Мыло не применяют.

v Постепенно, медленной струей подливает воду, достигая назначенной температуры.

v Выдерживает назначенное врачом время, контролируя самочувствие и состояние ребенка.

v Обливает в конце процедуры ребенка водой из кувшина, температура которой на

v Вытирает и одевает ребенка.

v Укладывает ребенка спать, т.к. лечебная ванна делается обычно перед дневным или ночным сном.

Примечание: в зависимости от температуры воды, используемой для ванны, различают прохладные – с температурой 30-33 0 , индифферентные — с температурой 34-36 0 , теплые — с температурой 37-38 0 , горячие – с температурой 39-40 0 ; погружать ребенка надо в воду при температуре 36-37 0 и затем постепенно изменять температуру; продолжительность общей ванны зависит от ее вида и возраста ребенка и колеблется от 3-7 до 7 –15 минут.

Лечебные ванны можно проводить с добавлением лекарственных веществ и трав.

В педиатрической практике наиболее широко применяются следующие ванны:

ГОРЧИЧНЫЕ при заболеваниях органов дыхания – 100 г горчицы на 10 л воды, горячие;

КРАХМАЛЬНЫЕ при экземе – 100 г крахмала на 10 л воды, теплые;

С ПЕРМАНГАНАТОМ КАЛИЯ дезинфицирующие и подсушивающие – добавляют 5% раствор перманганата калия до бледно-розовой окраски воды, теплые;

МОРСКИЕ при рахите и гипотрофии – 50-200 г морской соли на 10 л воды, индифферентные;

ХВОЙНЫЕ при функциональных расстройствах нервной системы 2-3 мл хвойного экстракта на 10 л воды, теплые

С РАСТИТЕЛЬНЫМ СЫРЬЕМ (трава череды, шалфея, зверобоя, цветы ромашки, календулы, листья подорожника, лавра). 50 гр. сырья на 1 л кипятка, настоять, добавить к 10 л воды – использовать при заболеваниях кожи; теплые.

Ручная ванна.

Цель: отвлекающее действие, способствующее рефлекторному уменьшению отека слизистой оболочки дыхательных путей.

Показания: заболевания органов дыхания.

Противопоказания: лихорадка, заболевания кожи, злокачественные новообразования, непереносимость горчицы.

Оснащение: водный термометр, таз, сухая горчица, кастрюля с горячей водой, полотенце, пеленки, одежда.

v Объясняет ребенку ход предстоящей процедуры.

v Берет тазик, наливает в него воду, температуры 37 0 , ставит на стол.

v Усаживает ребенка перед столом.

v Руки ребенка погружает в воду до локтей.

v Очень осторожно, чтобы не попасть на руки ребенка, подливает постепенно горячей воды до повышения температуры в тазике до 40 0 .

v Во время процедуры, которая длится 10-15 минут, следя за общим состоянием ребенка, разговаривает с ним, чтобы создать положительный эмоциональный фон, можно использовать мелкие игрушки.

v Руки насухо вытирает, одевает кофточку с длинным рукавом и укладывает его в постель.

Читайте также:  Аллергический ларингоспазм у детей

Примечание: такие ванны назначают при заболеваниях органов дыхания, поэтому для усиления раздражающего действия в воду можно добавить сухой горчицы (2 ст. л. на 10 л воды); для измерения температуры воды используют водный термометр.

Горячая вода доливается медленной струей так, чтобы температура повышалась примерно на 1 0 за 2 минуты.

Ножная ванна.

Теплые ножные ванны вызывают преимущественно реакции со стороны сосудов головного мозга, носоглотки. Применяют теплые ножные ванны при ринитах, назофарингитах, ларингитах.

Уровень воды должен доходить до верхней трети голени. Температуру воды в ванне постепенно повышают с 37 0 С до 40-42 0 С, длительность процедуры увеличивают до 15 мин. Для усиления действия ножных ванн добавляют 100 г сухой горчицы. Во время процедуры целесообразно закрыть ноги ребенка вместе с ванночкой байковым одеялом или махровым полотенцем. После ванны ноги ополаскивают теплой водой, насухо вытирают, ребенка тепло одевают.

Доклиническая практика Учебная практика Технологическая практика

№ 9. Уход за ребенком при ЭКД.

Цель: предупреждение инфицирования, восстановление целостности кожных покровов.

Показания:опрелости разной степени.

Если у ребенка с аллергическим диатезом имеется только себорея головы (гнейс), то в течение нескольких дней смачивают пораженные места на голове дистиллированным маслом (подсолнечное, прованское, миндальное, касторовое, рыбий жир). Затем через 20-30 минут осторожно удаляют размягченные корки шпателем или влажным тампоном.

При этом заболевании назначают примочки из растворов натрия тетрабората, фурацилина, перманганата калия, 1-2% раствора резорцина. Примочку накладывают каждые 15-20 минут до уменьшения или исчезновения воспалительных явлений и мокнутия. Затем участок поражения покрывают мазями и тальком, окисью цинка, глицерином, свинцовой водой, димедрол-цинковой мазью и др.

На лицо иногда приходится накладывать маску из марли с вырезанными отверстиями для глаз, носа, рта, смоченную каким-либо из указанных врачом составов. Назначенные лекарства в виде взвесей (болтушек) наносятся на пораженную кожу ватным тампоном.

Беспокоящий детей зуд устраняют ментоловым или салициловым спиртом, если на коже нет обширных поражений применяются мази и болтушки, содержащие димедрол и анестезин.

При экссудативном диатезе детям назначают 2 раза в неделю или через день лечебные ванны из танина (20 г на ванну), отвара коры дуба (200 г на 1 л), ванны с добавлением отрубей, крахмала, настоев ромашки и череды. Хороший эффект оказывают ванны с добавлением взбитых пол стакана молока и 1 чайной ложки оливкового масла.

Чтобы предохранить кожу от расчесов, ребенку надевают варежки, зашивают рукава, а в некоторых случаях накладывают шинки из картона на область локтевого сгиба.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10427 — | 7294 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

#Частота дыхания новорожденного в минуту:

#Гестационный возраст доношенного ребенка:

#В коже у детей вырабатывается:

#Физиологическая потеря массы тела новорожденного составляет:

#Виды докорма на первом году жизни:

+острый стенозирующий ларингит

#Для диагностики аскаридоза исследуют:

#Дошкольный период включает:

#Ежегодная прибавка массы тела со 2 года жизни ребенка составляет

#Среднюю порцию мочи собирают для исследованию по методу:

#Основной режим стерилизации в сухожаровом шкафу:

#В биксе с фильтром материал сохраняет стерильность в течение:

#При уборке процедурного кабинета кушетка дезинфицируется:

-при проведении генеральной уборки

#Растворы для дезинфекции термометров необходимо менять:

#Универсальная проба для контроля качества предстерилизационной

#Для обеззараживания использованного инструментария с целью

профилактики СПИДа применяют:

-1% раствор хлорной извести

#Химические растворы, применяемые для стерилизации инструментария:

-3% раствор перекиси водорода

+6% раствор перекиси водорода

-раствор фурациллина 1:5000

-0,5% раствором хлорной извести

#Основной режим стерилизации при автоклавировании:

#Здоровый новорожденный по шкале Апгар оценивается:

#Смешанное вскармливание предполагает использование:

+адаптированной смеси и донорского молока

+грудного молока и адаптированной смеси

-грудного молока и овощного пюре

-овощного пюре и адаптированной смеси

#Для лечения гипокальциемии (спазмофилии ) применяют:

-нарушение режима кормления

+нарушение фосфорно-кальциевого обмена

#Прогнозирование стенозирующего ларингита возможно у детей с:

#Для диагностики энтсробиоза используют:

-бактериологическое исследование кала

#Клинические симптомы аскаридоза:

+боли в животе вокруг пупка

#Предрасполагающие факторы развития рахита у детей раннего возраста:

+частые респираторные инфекции

+однообразное молочное вскармливание

#Причины возникновения врожденных пороков сердца:

+заболевание матери в первом тиместре беременности

#Тактика сестринского вмешательства при ларингоспазме:

+применение приемов тактильной стимуляции

-холод на магистральные сосуды

-проведение горячих ножных ванн

#Дезинфекция посуды в очаге кишечной инфекции:

-промыть под проточной водой

+замочить в 1% растворе хлорамина на 30 минут

-замочить в 5% растворе хлорамина на 1 час

+кипятить в 2% содовом растворе 15 минут

#Визуальные изменения мочи при пиелонефрите:

#Исход ревматического полиартрита:

-умеренная деформация суставов

-эритема в области суставов

#Детей с пороками сердца следует оберегать от контактов

#При лечении ревматизма постепенной отмены требуют препараты:

#Для профилактики рецидивов ревматизма используют препараты:

#Клинические симптомы 1 периода повышения температуры:

#Сестринское вмешательство в 1 периоде лихорадки:

-дать жаропонижающие средства

-поставить клизму с хлорной водой

#Клинические симптомы 2 периода лихорадки:

#Профилактика костных деформаций у грудного ребенка:

+избегать тугого пеленания

+жесткая постель без подушек

#Клинические симптомы пневмонии:

+втяжение уступчивых мест грудной клетки

+цианоз носогубного треугольника

#Виды прикорма на первом году жизни:

#К адаптированным смесям относятся:

#Начальные признаки рахита:

+податливость краев родничка

#Проявления спазмофилии (гипокальциемии):

#Лечебно-профилактические мероприятия при ОРВИ включают:

+точечный массаж по Уманской

#Для исследования на энтеробиоз сестра приготовит:

-чашку Петри с питательной средой

#При уходе за ребенком с энтеробиозом сестра порекомендует:

+очистительную клизму на ночь

#План лечения анемии включает:

#Факторы риска развития анемии у детей раннего возраста:

+однообразное молочное вскармливание

+анемия матери во время беременности

+частые респираторные заболевания

#Сестринские рекомендации при анемии:

+контроль за приемом препаратов железа

#Клинические симптомы обморока:

+головокружение, «розовые» круги перед глазами

+бледные, холодные, влажные кожные покровы

#Тактика сестринского вмешательства при коллапсе:

+уложить ребенка с приподнятым ножным концом

+подать увлажненный кислород

#Основные симптомы коллапса:

+кожные покровы бледные, холодные, влажные

-сухость, гиперемия кожи и слизистых

+падение АД, слабый нитевидный пульс

+сознание спутанное, зрачки расширены

#Сестринское вмешательство при кишечном эксикозе:

+дозированное дробное питание

-дегидратация мочегонными средствами

#Факторы риска при заболеваниях почек в раннем возрасте:

+очаги хронической инфекции

+аномалии развития мочевыводящих путей

#Клинические симптомы пиелонефрита:

#Изменения в моче при гломерулонефрите:

#Диета при гломерулонефрите предусматривает:

+исключение экстрактивных веществ

-повышенное содержание углеводов

#Сестринское вмешательство при одышечно-цианотическом

+не менять вынужденного положения.

+освободить от стесняющей одежды

#Клинические симптомы III периода лихорадки:

#Обязанности палатной сестры при кормлении ребенка

+обеспечивать правильное хранение смеси

+во время кормления не покидать ребенка

-заменять молочные смеси на аналогичные

+проверять правильность подогрева смеси

#Для коррекции питания на первом году жизни используют:

#Сестринские рекомендации матери при гипогалактии:

+сцеживание грудного молока

#Растворы, применяемые для оральной регидратации:

#Тактика сестринского вмешательства при носовом кровотечении:

+наклонить голову ребенка вперед

+прижать крылья носа к носовой перегородке

+провести переднюю тампонаду носа

+приложить холод на область переносицы

#Тактика сестринского вмешательства при анафилактическом шоке:

+приложить холод на место инъекции

+прекратить введение препарата

+приложить грелку на место инъекции

+мониторинг жизненно-важных функций организма

#Комплекс противоэпидемических мероприятий в очаге инфекции

+наложение карантина для контактных

+консультирование, обучение родителей, сотрудников

+проведение текущей и заключительной дезинфекции

#Функциональные обязанности палатной медсестры

+выполнять независимые сестринские вмешательства

+взаимодействовать с родителями ребенка

+соблюдать лечебно-охранительный режим

+обеспечивать противоэпидемические мероприятия

#Клинические симптомы энтеробиоза:

+расчесы перианальных складок

#Факторы риска возникновения аллергозов:

#О доношенности новорожденного судят по признакам:

#Оптимальные условия при подсчете дыхательных движений:

+при спокойном состоянии ребенка

#О развитии второй сигнальной системы Вы узнаете по признакам

#К году ребенок должен произносить:

#Количество слов в активе двухлетнего ребенка:

#Правила формирования речи:

-использование стереотипных фраз

-трудные слова заменять жестами

+взрослые должны говорить правильно

+при чтении книг учитывать возраст ребенка

#Кишечник ребенка, находящегося на грудном вскармливании .

-заселен кишечными палочками

#Для профилактики дисбактериоза кишечника необходимо:

+сохранить грудное вскармливание

+избегать самолечения антибиотиками

-соблюдать режим кормления

#Препараты железа медсестра даст ребенку одновременно с:

-4% раствором бикарбоната натрия

#Потенциальные проблемы детей, страдающих анемией:

+затяжное течение заболевания

#Признаки врожденного порока сердца у новорожденного:

-симптом «заходящего солнца»

#У детей с нарушением кровообращения появление отеков начинается с:

#При врожденном пороке сердца из-за венозного застоя

#При строгом постельном режиме для ребенка с пороком

-требовать от пациента соблюдения режима

+отвлечь ребенка от переживаний

-позволить играть с детьми в холле

+предложить игру в постели

#При ревматизме поражаются:

#Признаки ревматизма могут появиться после перенесенной:

#Признаки ревматизма могут появиться:

+через 2-3 недели после ангины

-через 2-3 месяца после ангины

#Поражение нервной системы при ревматизме называют:

#При ревматическом полиартрите поражаются суставы:

#При ревматическом полиартрите боли:

#Для профилактики рецидивов ревматизма используют препараты:

#Изменения в моче при гломерулонефрите:

#К факторам риска возникновения иммунного гломерулонефрита

#Для острого постстрептококкового гломерулонефрита характерны:

#Побочное действие кислородотерапии:

+токсическое поражение ЦНС

-токсическое поражение почек

-токсическое поражение печени

+сухость слизистых дыхательных путей

#Ответственность за неоказание медицинской помощи больному

-ст. 106 Уголовного кодекса РФ

-ст. 114 Уголовного кодекса РФ

-ст. 116 Уголовного кодекса РФ

+ст. 128 Уголовного кодекса РФ

#Законным представителем малолетнего ребенка является:

#Сенсибилизирующие факторы возникновения аллергозов:

#Проявлениями пищевой аллергии являются:

#Клиническая картина пищевой аллергии:

+повышение артериального давления

#Сенсибилизации к пищевым продуктам способствуют:

+дефицит пищеварительных ферментов

-снижение проницаемости кишечного барьера

-снижение проницаемости печеночного барьера

#Ведущей в лечении пищевой аллергии у детей является:

#При гормонозависимой форме бронхиальной астмы у детей сестра

-отказаться от применения стероидных препаратов

+точно контролировать прием стероидных препаратов

-увеличить прием поливитаминов

-уменьшить дозу стероидных препаратов

#Первичная профилактика бронхиальной астмы:

-отказ от содержания домашних животных

#Вторичная профилактика бронхиальной астмы:

+исключить контакт с причинно-значимым аллергеном

+вакцинация по индивидуальной схеме

-увеличение физической нагрузки

#Симптомы бронхиальной астмы на ранних стадиях заболевания:

+эпизоды свистящего дыхания

+дискомфорт в грудной клетке по ночам

+рецидивирующий обструктивный бронхит

#Сестринские рекомендации родителям при бронхиальной астме

+научиться оказывать неотложную помощь

+выполнять назначения врача

+уменьшить влияние бытовых аллергенов

#Для приступа бронхиальной астмы характерно:

+развитие чаще в ночное время

+»дистанционные» свистящие хрипы

#Для бронхиальной астмы средней тяжести характерно:

-обострение 1 — 2 раза в год

+купирование приступов инъекциями бронхолитиков

+обострение 3 — 4 раза в год

-регистрация астматических статусов

#Предрасполагающие факторы развитйя сахарного диабета:

#Основные клинические симптомы сахарного диабета:

#Лабораторные тесты, подтверждающие сахарный диабет:

#Основные симптомы гипергликемической комы:

+кожа сухая, холодная «румянец» щек

+глазные яблоки размягчены, мышечный тонус снижается

#Предвестники гипогликемической комы:

#Тактика сестринского вмешательства при гипогликемии:

-ввести назначенную дозу инсулина

+дать 2 — 3 кусочка сахара или булочку

#Лечебный стол при язвенной болезни желудка:

#Основные симптомы острого гастрита:

+тяжесть в животе после приема пищи

+тошнота, рвота после приема пищи

#Основные симптомы язвенной болезни желудка:

-опоясывающие нетерпимые боли

+рвота, приносящая облегчение

+голодные боли в эпигастрии

#Лечебный стол при гастрите с пониженной секреторной функцией:

#Лечебный стол при сахарном диабете:

#Сестринские рекомендации ребенку с язвенной болезнью желудка:

+поддерживать психологический комфорт

#Реанимация новорожденного начинается с:

+санации дыхательных путей

#Частота ИВЛ новорожденному методом «изо рта в рот»

#Непрямой массаж сердца новорожденному проводится с частотой:

#Соотношение между ИВЛ и компрессиями грудной клетки составляет

#Суммарный коэффициент рождаемости отражает количество детей,

которое должна родить каждая женщина:

+для простого воспроизводства населения

-для прироста населения на 1%

-для прироста населения на 2%

Дата добавления: 2015-02-22 ; просмотров: 117 | Нарушение авторских прав

источник

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Неотложные состояния у детей

Специальность34.02.01 Сестринское дело

Методический блок

Тактика медицинской сестры при оказании неотложной помощи.

Сестринский процесс при состояниях, требующих неотложной медицинской помощи в педиатрии

Перечень неотложных состояний в педиатрии

Тема: «Заболевания детей раннего возраста»

Тема: «Аномалии конституции»
Анафилактический шок.

Тема: «Болезни органов дыхания»
Вирусный круп.

Приступ бронхиальной астмы.

Тема: «Болезни органов кровообращения»
Обморок, коллапс.

Тема: «Болезни органов кроветворения»
Носовое кровотечение.

Тема: «Болезни эндокринной системы»
Диабетическая кома.

Тема: «Расстройства питания и пищеварения»
Метеоризм.

Кишечный токсикоз с эксикозом.

Тема: «Инфекционные болезни»
Помощь при менингококковой инфекции

Инороднее тело дыхательных путей.

Общие принципы оказания неотложной помощи при отравлениях.

Терминальные состояния
СЛР у детей.

5.Блок самоконтроля знаний

-вопросы для выявления исходного уровня знаний;

Методический блок

Методические рекомендации для студентов можно использовать для подготовке к практическим занятиям , для выполнения аудиторной самостоятельной работы студентов по ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах,

МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях , теме:

«Неотложные состояния у детей» специальность 34.02.01 Сестринское дело.

1. Закрепить и углубить теоретические знания по вопросам этиологии, клиники, диагностики неотложных состояний у детей.

2.Научить студентов тактике медицинской сестры при неотложных состояниях.

Читайте также:  Алгоритм оказания неотложной помощи ребенку при ларингоспазме

3. Закрепить медицинские термины по теме;

4. Научить студентов правильной диагностики и оказания неотложной помощи при неотложных состояниях.

5. Формировать навыки самостоятельной работы в изучении неотложных состояний у детей.

Развивающие:

1. Развивать умственную деятельность студентов;

2. Побуждать к творчеству и использованию дополнительной литературы, развивать логическую память, аналитические способности, избирательную внимательность;

3. Выделять прогностическую значимость, адекватную целенаправленность;

4. Сформировать умение решать ситуационные задачи;

5. Владеть методикой обследования больных с данной патологией;

6.Сформировать навыки оказания неотложной помощи детям..

7. Сформировать навыки работы по алгоритм

Воспитательные:

1.Формирование культуры общения, речи, научного мнения, деонтологических норм и правил общения с больными детьми и их родителями;

2. Умение сохранять врачебную тайну, быть терпеливым к жалобам больных.

3.Осознать необходимость индивидуального подхода к ребёнку при оказании помощи при неотложных состояниях.

Результат освоения темы.

Результатом освоения темы: «Неотложные состояния у детей» является овладение профессиональными компетенциями

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствие с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию.

С целью овладения соответствующей профессиональной компетенцией студент в ходе освоения данной темы должен:

иметь практический опыт:

-осуществления ухода при неотложных состояниях у детей;

-готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;

-осуществлять сестринский уход за пациентом детского возраста при неотложных состояниях.

-консультировать пациента детского возраста и его окружение по применению лекарственных средств;

-осуществлять фармакотерапию по назначению врача;

-причины неотложных состояний у детей;.

— клинику, диагностику неотложных состояний у детей;

-особенности неотложных состояний у детей;

-осложнения при неотложных состояниях у детей;

-организацию и оказание сестринской помощи;

-пути введения лекарственных препаратов;

-правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения

ТАКТИКА МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПРИ ОКАЗАНИИ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ.
Тактика медработника зависит от обстановки и условий, в каких оказывается помощь, от тяжести состояния пациента.
СХЕМА ДЕЙСТВИЙ

1.Почти одновременно: вызов врача через посредников, вызов скорой помощи.

2.Быстрый осмотр пациента оценка тяжести состояния (сознание, пульс, дыхание, давление, цвет кожных покровов). Быстро узнать (по возможности) причину данного состояния. Оценка своих возможностей.

3.Начать оказывать доврачебную помощь:

а) обеспечить проходимость дыхательных путей (отсасывание слизи, профилактика западения языка), расстегнуть стесняющую одежду, доступ свежего воздуха, дача кислорода;
б) создание, улучшающее состояние положение;
в) возможная конкретная для определённого состояния помощь (искусственное дыхание, понюхать нашатырный спирт, растереть, грелка, горчичники, наложение жгута и др.;
в) следить за пульсом, ЧДД, АД, цветом кожи;
г) самооценка эффективности оказания помощи.
4. Приготовить лекарственные препараты (соответственно укладке).
5.При задержке врача или скорой помощи – связь с оператором или врачом скорой для ускорения действий, при приходе или приезде врача – выполнить его назначения, помочь врачу при
оказании помощи.

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ СОСТОЯНИЯХ, ТРЕБУЮЩИХ НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ПЕДИАТРИИ

1 этап Сбор данных (оценка) Провести сестринское обследование пациента и на основании полученных данных оценить его состояние.
2 этап Интерпретация данных (медицинский диагноз) Установить предварительный сестринский диагноз и провести дифференциальную диагностику
3 этап Планирование вмешательства Определив приоритетные, настоящие и потенциальные проблемы пациента, наметить пути их решения
4 этап Реализация вмешательства Выполнить необходимые манипуляции для решения намеченных целей
5 этап Оценка эффективности Провести самооценку достигнутых целей и при необходимости внести коррективы в проводимые мероприятия

ГИПЕРТЕРМИЯ
Гипертермия –самый частый симптом заболевания у детей.
В настоящее время известно, что гипертермия – защитно-компенсаторная реакция, благодаря которой усиливается иммунный ответ организма на болезнь, так как:
— возрастает бактерицидность крови;
— повышается активность лейкоцитов;
— повышается выработка эндогенного интерферона;
— усиливается интенсивность метаболизма, который обеспечивает ускоренное поступление питательных в-в к тканям.
Кроме того, что лихорадка – защитная реакция, важна её роль как симптома, свидетельствующего о наличии в организме патологического процесса.
Однако необходимо помнить, что, как и большинство неспецифических защитных реакций (боль, воспаление, шок), лихорадка играет свою защитную адаптивную роль только до определённых пределов. При прогрессивном нарастании температуры происходит значительное увеличение нагрузки на дыхание и кровообращение (на каждый градус повышения температуры более 37*С частота дыхания увеличивается на 4 дыхания в минуту, пульс – на 10 ударов в минуту), что приводит к повышению поступления кислорода в кровь. Однако даже такое увеличенное кол-во кислорода в крови уже не обеспечивает возрастающие тканевые потребности в нём – развивается гипоксия, от которой в первую очередь страдает ЦНС, и нередко развиваются фебрильные судороги. Чаще всего они отмечаются на фоне температуры 39-40*С, хотя степень гипертермии, при которой возникают эти расстройства, очень вариабельна и зависит от индивидуальных особенностей организма ребёнка.
Классификация гипертермии

Тип гипертермии Показатели температуры
субфебрильная 37 – 38*С
умеренная 38 – 39*С
высокая 39 – 41*С
гиперпиретическая Более 41*С
Вид Механизм Клиника
Розовая (красная) Теплопродукция равна теплоотдаче кожные покровы умерено гиперемированы, горячие, влажные, конечности теплые — учащение пульса и дыхания соответствует повышению температуры (на каждый градус свыше 37 град. — одышка становится больше на 4 дыхания в минуту, и тахикардия — на 20 ударов в минуту) — поведение ребенка обычное, несмотря на повышение температуры тела до фебрильных и гипертермических цифр.
Белая Теплопродукция превышает теплоотдачу, так как происходит спазм периферических сосудов кожа бледная, с цианотичным оттенком ногтевых лож и губ, положительным симптомом «белого пятна»; конечности холодные — чрезмерная тахикардия — одышка — нарушения поведения ребёнка — безучастность вялость, возможны возбуждения, бред и судороги

Неотложная помощь при гипертермии

Этапы Обоснование
1.Вызвать врача или машину «скорой помощи» В зависимости от места нахождения больного ребёнка (дома, поликлиника, стационарное отделение)
2.ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ:
1. Уложить ребёнка в постель Повышение температуры – признак интоксикации
2.Определить тип гипертермии
При красной гипертермии
— ребенка раскрыть, максимально обнажить, обеспечить доступ свежего воздуха, не допуская сквозняков: — назначить обильное питье (от полу до литра больше возрастной нормы жидкости в сутки)

— использовать физические методы охлаждения: обдувания вентилятором прохладная, мокрая повязка на лоб холод (лед) на область крупных суставов водочно-уксусные обтирания ( водку, 9% столовый уксус, воду смешивают в равных объемах ( 1: 1 : 1). Обтирание влажным тампоном, дают ребенку обсохнуть — повторяют 2-3 раза.

Облегчение экскурсии лёгких При гипертермии развивается гипоксия
При белой гипертермии
-Ребёнка согреть: грелка к ногам -Физические методы охлаждения противопоказаны.
3.По назначению врача
при температуре тела > 38,0°С Парацетамол 10-15 мг/кг внутрь или свечи ректально или Анальгин 50%-0,1 мл/год жизни в/мышечно или в/венно Супрастин 0,1 мл/год жизни в/мышечно Анальгин и Аспирин при гриппе при бледной гипертермии противопоказаны . при бледной гипертермии Дополнительно: -Дротаверин (Но-шпа 0,1 мл/год жизни) в/мышечно У детей с отягощённым преморбидным фоном и/или наличием в анамнезе судорожного синдрома жаропонижающие препараты назначаются при температуре тела > 37,5при осложнениях: при осложнениях: — адинамия, нарушение сознания, признаки гипоксии, отказ от питья — Катетеризация вены — Стерофундин или Ионостерил или Натрия хлорид 0,9% — 10 мл/кг в/’венно капельно 10-20 кап. в мин. — Ингаляция кислорода — Пульсоксиметрия Анальгин, парацетамол обладает жаропонижающим, противовоспалительным, болеутоляющим действием . Супрастин противоаллергический препарат. Дротаверин (Но-шпа) снимает спазм.
6. Провести кислородотерапию При гипертермии повышена потребность тканей в кислороде
7. В течении 20 – 30 минут от начала проведения мероприятий постараться вызвать мочеиспускание у ребёнка Обеспечить выведение токсинов из организма
8. Через 2 – 30 минут повторить термометрию Контроль эффективности проведённых мероприятий
9. Провести коррекцию проводимых мероприятий с учётом показателей повторной термометрии Через 20 – 30 минут температура должна снизиться на 0,2-0,3*С

ЛАРИНГОСПАЗМ
Ларингоспазм –одна из форм явной спазмофилии.
Спазмофилия –заболевание детей преимущественно раннего возраста, характеризующееся склонностью к судорогам и повышенной нервно-мышечной возбудимостью вследствие снижения уровня кальция в организме. Спазмофилия всегда связана с рахитом.
Ларингоспазм –спазм голосовой щели. Чаще всего он возникает при плаче, крике, испуге ребёнка. Проявляется звучным или хриплым вдохом и остановкой дыхания на несколько секунд: в этот момент ребёнок сначала бледнеет, потом у него появляется цианоз, он теряет сознание. Приступ заканчивается глубоким звучным вдохом «петушиный крик», после которого ребёнок почти всегда плачет, но уже через несколько минут приходит в нормальное состояние и часто засыпает.
При наиболее тяжёлых случаях возможна смерть в результате внезапной остановки сердца.
Неотложная помощь при ларингоспазме

Этапы Обоснование
1. Вызвать врача или скорую помощь через третье лицо
1. Уложить ребёнка на ровную твёрдую поверхность Возможна остановка сердца, требующая реанимационных мероприятий
2. Расстегнуть стесняющую одежду Облегчение экскурсии лёгких
3. Обеспечить доступ свежего воздуха Развивается кислородная недостаточность
4. Создать спокойную обстановку Даже незначительный раздражитель может спровоцировать повторный приступ
5. Создать доминантный очаг возбуждения в мозге путём раздражения рецепторов: — слизистой оболочки носа(подуть в нос, поднести нашатырный спирт); — кожи (лицо и тело ребёнка побрызгать холодной водой, похлопать по ягодицам); — вестибулярного анализатора(встряхнуть ребёнка, изменить положение тела); Рефлекторное снятие спазма
8. При остановке сердца – провести непрямой массаж сердца Реанимационное мероприятие
По назначению врача
6. Обязательно ввести внутривенно глюконат кальция10% 0,2 мл/кг (20 мл/кг) в/в медленно Раствор седуксена 0,5% 0,1-0,2 мл./год; Причина спазмофилии – гипокальциемия Снижает возбудимость ЦНС
7. При отсутствии эффекта провести интубацию или трахеотомию Обеспечение проходимости дыхательных путей
9. После восстановления дыхания провести кислородотерапию В результате ларингоспазма развивается гипоксия
5. Госпитализировать ребёнка Необходимость проведения патогенетического лечения

Судорожный синдром.
Судороги(convulsion) – непроизвольное мышечное сокращение, вызывающее искажение тела и конечностей.
Причины:
1.Частое клиническое проявление поражения центральной нервной системы (внутричерепные родовые травмы, асфиксия, ГБН., дефекты развития нервной системы).

2.Фебрильные судороги, чаще у детей раннего возраста, из за повышенной сосудистой проницаемости и гидрофильности мозга.

Клиника:Различают судороги клонические, тонические, смешанные. Клонические судороги проявляются быстрыми мышечными сокращениями, которые следуют, друг за другом через короткий интервал времени. Они чаще начинаются чаще с подергивания мышц лица, переходят затем на конечности и свидетельствуют о возбуждении коры головного мозга. Тонические судороги характеризуются длительным сокращением мышц с вытягиванием конечностей. Они наблюдаются при возбуждении подкорковых отделов мозга.
Приступы судорог сопровождаются с неправильным сокращением дыхательных мышц, что ведет к нарушению дыхания или к остановке, кожа становиться цианотичной пульс учащается или уряжается в дальнейшем происходит потеря сознания.

Неотложная помощь.

Этапы Обоснование
1. Вызвать врача или скорую помощь через третье лицо Своевременное оказание квалифицированной помощи
1. Уложить ребенка на ровную мягкую поверхность, убрать возможные повреждающие предметы. Профилактика травматизма.
2. повернуть голову на бок. Предупреждение аспирации рвотными массами.
3. Расстегнуть стесняющую одежду. Обеспечение экскурсии легких.
4. Обеспечить доступ свежего воздуха. При судорогах возрастает потребление кислорода.
5. Между зубами заложить узел салфетки или шпатель обернутый ватой и бинтом. Профилактика прикусывания языка.
По назначению врача
6. Внутримышечно или внутривенно ввести один из препаратов: Раствор реланиума 0,5% 0,1-0,2 мл./год; Раствор оксибутирата натрия 20% 50-100 мг./кг (в1 мл. – 200мг.); Раствор аминазина 2,5% -0,1 мл./год.; Раствор дроперидола 0,25% — 0,3 мл./кг. Для снятия судорог. Снижает возбудимость ЦНС.
7. Внутривенно струйно ввести: Раствор лазикса 1% 0,1-0,2 мл./кг.; Раствор манитола 15% — 5 мл/кг.; Внутримышечно ввести раствор сульфата магния 25% — 1мл./год. Предупреждение отека головного мозга и снижение возбудимости нервной системы.
8. Внутривенно ввести: глюконат кальция 10% — 1 мл./год; или Хлористый кальций 10% — 1 мл./год. Если судороги при спазмофилии
10. Провести кислородо-терапию. Неблагоприятным фактором является гипоксия, на фоне которого развиваются судороги и к которому они могут привести.
11. Выявить причину судорог и постараться его устранить. Судорога — симптом. Пока существует причина ,ее вызывающая , судороги могут возобновиться .

АНАФИЛЛАКТИЧЕСКИЙ ШОК.
Анафилактический шок –угрожающее жизни состояние, одно из самых тяжёлых проявлений острой аллергической реакции.
Шок может возникнуть в результате контакта с любым аллергеном, чаще всего после введения пенициллина или других антибиотиков, лечебных сывороток, вакцин, рентгеноконтрастных веществ.
Сразу после попадания аллергена в организм возникает беспокойство, чувство страха, зуд кожи и слизистых оболочек, головная боль, чувство жара или озноб, одышка. В течение первых минут состояние ухудшается, наступает нарушение сознания, признаки острой дыхательной, сердечно-сосудистой и надпочечниковой недостаточности могут быть непроизвольные акты дефекации и мочеиспускания. На коже, как правило, появляется полиморфная аллергическая сыпь, может развиться ангионевротический отёк Квинке.

ВАРИАНТЫ ТЕЧЕНИЯ:

I. АШ с синдромом дыхательной недостаточности:

1. внезапная нарастающая слабость

2. чувство сдавления в груди с ощущением нехватки воздуха

4. пульсирующая головная боль

7. бледность кожи с цианозом

9. затрудненное свистящее дыхание с сухими хрипами на выдохе

II. АШ с развитием острой сосудистой недостаточности:

источник

Сестринский процесс при рахите, спазмофилии, гипервитаминозе Д

Читайте также:  Алгоритм действий при ларингоспазме у ребенка

1. Рахит. Основные причины дефицита витамина Д.

3. Клиника. Лечение. Профилактика. Диспансеризация.

4. Роль медсестры в оказании помощи ребенку с гипервитаминозом Д.

5. Спазмофилия явная и скрытая.

6. Неотложная помощь при ларинготрахеите.

Рахит –заболевание детей раннего возраста, при котором нарушается фосфорно-кальциевый обмен, процессы костеобразования и минерализации костей, а также функции НС и внутренних органов.

Причина– дефицит витамина Д (гиповитаминоз Д)

1)Дефицит солнечного облучения и пребывания на свежем воздухе, т.к. 90% вит.Д синтезируется в коже под воздействием солнечного света.

-искусственное вскармливание неадаптированными смесями;

-несвоевременное введение прикормов ( при искусств. вск-и);

-одностороннее вскармливание ( углеводистое, вегетарианское).

-недоношенность, т.к. в последние месяцы беременности поступает максимальное кол-во Са и Р.;

— нерациональное питание и режим бер-ной (мало прогулок, недостаток двигательной активности), могут привести к меньшим запасам вит. Д, Са и Р

4) недостаточная двигательная активность самого ребенка из-за перинатального повреждения НС., или ребенку не проводят массаж,т.к. кровоснабжение кости заметно повышается при мышечной деятельности.

5)Заболевания ЖКТ, приводящие к дисбактериозу с диареей, в результате нарушается всасывание Са.

6)Противосудорожная терапия, назначаемая длительно( фенобарбитал)

7)Синдром нарушенного всасывания(целиакия, муковисцидоз), заб-я печени и почек , при которых нарушается образование вит.Д

8)Наследственные аномалии обмена вит.Д

9)Экологические ф-ры — накопившиеся в окр.среде тяжелые металлы , замещают в костях Са , и приводят к остеомаляции , остеопорозам и у взрослых. Также имеет значение недостаток солнечного облучения в промышленных городах, когда дым, туман , стекло снижают эффективность УФО..

10) Пигментация кожи – уменьшает интенсивность образования вит Д в коже , что существенно значение лишь для детей с пигментированной кожей, проживающих в северных районах.

Предрасполагающие факторы рахита:

· нерациональное питание беременной женщины

· дефекты вскармливания ребенка (искусственное вскармливание, несвоевременное введение прикорма, одностороннее вскармливание)

· дефицит солнечного облучения

· недостаточная двигательная активность ребенка

· частые заболевания ребенка, особенно желудочно–кишечного тракта,

Группа риска: чаще болеют

1) дети 1года жизни, т.к. они интенсивно растут, формируется скелет.

2)Недоношенные дети – из-за недостаточности ферментативных систем и малым запасом витаминов и микроэлементов в организме.

3) Дети родившиеся с крупным весом, т.к. у них более интенсивный обмен.

Потребность в вит.Д составляет

— для взрослого – 100МЕ в день

Различают начальный период, период разгара, период реконвалисценции и остаточных явлений.

Начальный период

Первые признаки заболевания наблюдаются на 2-3мес. жизни и в основном связаны с поражением нервно-вегетативной системы. Характерны следующие симптомы:

-легкая возбудимость, раздражительность, беспокойство, нарушение сна, потливость, облысение затылка. Изменения со стороны костей нет. Длительность периода 1,5нед -1мес .

Период разгара. В этом периоде появляются изменения со стороны костной и мышечной системы:

-размягчение костей большого родничка,

-размягчение плоских костей черепа – краниотабес, мягкий череп меняет конфигурацию, уплощается затылок, возникает ассиметрия головы.

-увеличиваются лобные и теменные бугры (башенный череп, олимпийский лоб), седловидный нос

-нарушения со стороны грудной клетки: расширение нижней аппертуры, Гаррисонова борозда, «куриная» грудь, грудь сапожника, искривления позвоночника, утолщения в области эпифизов предплечья и голеней « рахитические браслеты», в фалангах пальцев «нити жемчуга», искривления костей ключиц, плечевых.

-к концу года – Х или О – образные ноги, плоскостопие.

— в тяжелых случаях «рахитический плоский таз».

Со стороны мышечной с-мы (гипотония)

Проявляется задержкой моторного развития (ребенок позже начинает ползать, садиться, ходить)

— гипотония мышц брюшного пресса –проявляется как «лягушачий живот», это приводит к запорам,

-гипотония диафрагмы и дых.мускулатуры – ведет к нарушению легочной вентиляции, возникают застойные явления в легких, часто возникают бронхо-легочные заболевания.

-гипотония миокарда нарушает работу сердца, застаивается кровь в печени, в результате она увеличивается.

В крови –анемия. В этом периоде значительно снижается уровень фосфора, кальция и повышается уровень щелочной фосфотазы( слышен запах ацетона).

Период реконвалисценции (выздоравления)характеризуется постепенным ослаблением и обратным развитием симптомов, ( восстанавливается тонус мышц, ф-ция органов, все показатели крови постепенно восстанавливаются).

Период остаточных явлений отмечается у детей 2-3лет. Когда нет признаков активного рахита, хотя налицо последствия перенесенного рахита.

По тяжести различают 1) легкую степень (нач.п-д), 2) среднюю ( умеренные изменения костей и внутренних органов) и 3)тяжелую ( выраженные деформации и изменения внутренних органов).

1) Диетотерапия: — адаптированные с-си. Своевременное введение прикорма.

2) Специфическая терапия – растворы витамина Д ( водные и масляные) На курс 200 000 – 400 000 МЕ. После окончания переходят на поддерживающую дозу -500МЕ

3) Препараты Са и Р.(карбонатСа, глицерофосфат Са)

4) УФО для профилактики рецидива рахита через 1,5-2мес после проведенного курса лечения вит.Д( исключая летние мес.)

8) Лечебные ванны (солевые, хвойные).

Профилактика.

Антенатальная— правильный режим дня, рациональное питание матери, суточная доза вит.Д 400МЕ.

Постнатальная -организация правильного питания ребенка с первых дней жизни, с 3-4 нед жизни детям назначают вит.Д по 500МЕ в течении 1-1.5мес

Диспансеризация. Детей перенесших рахит наблюдают до 3-х лет. Рекомендуют рациональное питание, гигиенический режим, гимнастику, закаливание.

Профилактические прививки проводят через 1-1,5мес после окончания основного курса вит.Д.

Профилактика

Антенатальная неспецифическая Антенатальная специфическая Постнатальная неспецифическая Постнатальная специфическая
Рациональный режим дня беременной женщины, достаточное пребывание на свежем воздухе. Достаточный сон. Рациональное витаминизированное питание. Ежедневный прием поливитаминов. Профилактика и лечение токсикозов и заболеваний. Предупреждение преждевременных родов. С 28-32 недели беременности на 6-8 недель назначаются препараты витамина Д в суточной дозе 500 МЕ (лучше поливитаминный комплекс, содержащий витамин Д, Са и Р). В солнечные месяцы витамин Д не назначается. Курс ОУФО в последние 3-4 месяца беременности в количестве 10-15 процедур. Рациональное питание кормящей матери, ежедневный прием поливитаминов. Максимальная длительность грудного вскармливания, своевременное введение прикормов и корригирующих добавок. Правильная организация смешанного и искусственного вскармливания. Соблюдение режима дня и правил ухода за ребенком. Регулярное проведение ребенку закаливающих процедур, массажа, гимнастики Назначается доношенным детям с 3-недельного возраста в дозе 500 МЕ в сутки, недоношенным детям – с 2-недельного возраста в дозе 400-1200 МЕ в сутки (индивидуально!) круглогодично, кроме солнечных месяцев. Проба Сулковича каждые 2-3 недели. При переходе на вскармливание адаптированными смесями учитывать дозу витамина Д в смеси (до 500 МЕ). Дачу препарата совмещать с препаратами Са, витаминами С и группы В. Курс ОУФО в количестве 10-15 процедур 2 раза в год (осенне-зимний период). На втором году жизни можно давать рыбий жир и проводить курс ОУФО.

Роль М/с в оказании помощи ребенку с гипервитаминозом Д- (развивается при передозировке вит.Д)

При назначении лечебных доз вит,Д необходимо каждые 7-10 дн проводить пробу Сулковича Проба на +++ является указанием на передозировку вит,Д ( отмена)

Реактив Сулковича смешиваем с с двойным количеством мочи , оцениваем ч/з 1-2мин. ( 1мл реактива и 2 мл мочи)

— при гипокальцуурии – моча прозрачная;

-при нормальном содержании – молочно-подобное помутнение

-пари повышенном кальции – появляется сразу грубое помутнение.

М/с должна тщательно контролировать используемую дозу вит.Д, систематически осматривать ребенка, при появлении первых признаков передозировки ( снижение аппетита, срыгивание, рвота)прекратить прием вит,Д.

Своевременно провести пробу Сулковича, назначается обильное питьё, овощные соки и блюда , назначают антогонисты вит.Д – вит, А ,. С и Е. на 8-10 дней

Спазмофилия

— название происходит от греческого spasmos – спазм, судорога и philia склонность, предрасположение – это заболевание детей раннего возраста, в основе которого лежит гипокальциемия, вызывающая повышенную готовность организма к тоническим и клоническим судорогам. Чаще встречается у детей от 3-х месяцев до 2-х лет. В настоящее время, в связи с проведением профилактики рахита, это заболевание встречается редко.

Основные клинические проявления спазмофилии:

Различают две формы детской тетании:

Латентная форма заболевания чаще предшествует явной форме и может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев. Под влиянием провоцирующих факторов скрытая тетания может переходить в явную форму. Характерны следующие симптомы:

· Симптом Хвостека — при легком поколачивании пальцем в области щеки между скуловой дугой и углом рта (fоssа саninае) происходит сокращение мимической мускулатуры соответствующей стороны.

· Симптом Люста — при ударе ниже головки малоберцовой кости происходит быстрое отведение стопы.

· Симптом Труссо — при сдавливании сосудисто-нервного пучка в средней трети плеча через 3-5 минут кисть судорож­но сокращается, принимая положение «руки акушера».

· Симптом Маслова — под влиянием болевого раздражения (укол) возникает кратковременная остановка дыхания.

Явная форма детской тетании может возникать на фоне латентного течения или совершенно внезапно и проявляется ларингоспазмом, карпопедальным спазмом или эклампсией.

Ларингоспазм возникает приступообразно в виде лег­кого спазма голосовой щели или полного, кратковременного ее закрытия, сопровождается цианозом, при этом ребенок испуган, покрывается липким потом, вслед за кратковремен­ным спазмом наступает шумный вдох, напоминающий «пе­тушиный крик». Приступ длится от нескольких секунд до 1-2 минут, в течение дня может повторяться.

Карпопедалъный спазм — это тоническое сокращение мускулатуры стоп и кистей; кисти при этом максимально со­гнуты, большой палец приведен к ладони, остальные пальцы согнуты под прямым углом в пястно-фаланговых сочленени­ях, а в межфаланговых суставах разогнуты («рука акушера»);стопы находятся в состоянии резкого подошвенного сгибания.

Эклампсия – самая редкая, но наиболее тяжелая форма явной тетании, представляет собой общий приступ тонико-клонических су­дорог, которые начинаются с оцепенения, заторможенности, подергивания мимической мускулатуры, далее судороги рас­пространяются на другие группы мышц, захватывая и дыха­тельные, при этом дыхание ребенка становится прерывистым, всхли­пывающим, появляется цианоз, ребенок теряет сознание, происходит непроизвольное мочеиспускание и дефекация. После приступа ребенок обычно засыпает.

Неотложная помощь при ларингоспазме.

1- Уложить ребенка на ровную твердую поверхность.

2- Расстегнуть стесняющую одежду

3- Обеспечить доступ свежего воздуха

4- Создать спокойную обстановку

5- Рефлекторное снятие спазма:

Лицо и тело ребенка сбрызнуть водой, пощекотать ватным фитилем в носу, подуть в нос. Поднести нашатырь или шпателем нажать на корень языка

6- При остановке сердца –непрямой массаж сердца

7- После восстановления дыхания – кислородотерапия.

8- Если нет дыхания интубация или трахеотомия, ИВЛ

Гипервитаминоз Д (Д — витаминная интоксикация) — это состояние, обусловленное пере­дозировкой витамина Д или повышенной чувствительностью организма к препаратам витамина Д с последующим разви­тием гиперкальциемии и токсических изменений в органах и тканях. Чаще наблюдается у детей первых 6-ти месяцев жизни.

Факторы риска развития заболевания:

§ Неконтролируемый прием препаратов витамина Д

§ Передозировка препаратов витамина Д

§ Назначение витамина Д в летнее время года

§ Применение препаратов витамина Д одновременно с адаптированными молочными смесями, без учета содержания в них кальциферола.

§ Индивидуальная повышенная чувствительность к препаратам витамина Д

Механизм развития заболевания:

В основе заболевания лежит гиперкальциемия, которая сопровождается гиперкальциурией, отложением кальция в стенках сосудов с последующим необратимым кальцинозом внутренних органов. В первую очередь при этом страдают органы, участвующие в активизации и выведении витамина Д (печень, почки и сердечно-сосудистая система), быстро реагирующие на изменение метаболизма кальция. При этом отмечается нарушение минерального обмена (гипофосфатемия), что приводит к отрицательному азотистому балансу и ацидозу.

Клиническая картина.

Различают две клинические формы гипервитаминоза Д:

Острая Д-витаминная интоксикация: чаще развивается у детей первого года жизни при бес­контрольном приеме витамина Д. Ведущими симптомами являются симптомы кишечного токсикоза, нейротоксикоза, нарушение функций жизненно важных органов.

Клинические симптомы кишечного токсикоза:

§ снижение аппетита вплоть до полной анорексии, жажда;

· упорная рвота, быстрое падение массы тела;

· развитие симптомов обезвоживания (кожа сухая, черты
лица заострены, большой родничок западает, снижен тургор тканей и мышечный тонус)

Клинические симптомы нейротоксикоза:

· повышенная возбудимость, сменяющаяся вялостью и

· вегетативные расстройства (потливость, красный дермографизм);

· помрачнение сознания вплоть развития комы;

Со стороны других органов:

· изменение сердечно-сосудистой деятельности (гипотония, тахикардия, глухость тонов сердца);

· почечная недостаточность (дизурия, полиурия, альбуми­нурия);

· изменение показателей крови (анемия, гиперкальциемия, азотемия, ацетонемия).

· костные изменения (избыточное отложение кальция в зонах роста трубчатых костей).

Хроническая Д-витаминная интоксикация возникает на фоне длительного применения препарата в умеренных дозах и характеризуется менее яркой клинической картиной:

· снижен аппетит, рвота наблюдается редко;

· отмечается беспокойный сон, раздражительность;

· быстрое заращение швов черепа и раннее закрытие боль­шого родничка;

· со стороны других органов и систем изменения выражены незначительно.

· ОПН, токсический гепатит, острый миокардит

· Раннее закрытие зон роста костей с нарушением развития скелета

· Раннее развитие склероза сосудов внутренних органов, постепенное отставание в физическом и психическом развитии.

Методы диагностики:

· Биохимический анализ крови: гиперкальциемия, азотемия, ацетонемия.

· Анализ мочи: гиперкальциурия, гиперфосфатурия.

· Резко положительная проба по Сулковичу.

Определяется тяжестью поражения органов и длитель­ностью гиперкальциемии.

При острой интоксикации возможен летальный исход в связи с развитием острой почечной недостаточности, токси­ческого гепатита, острого миокардита.

Исходом хронической формы может быть раннее разви­тие склероза сосудов внутренних органов, нарушение формирования костного скелета, постепенное от­ставание в физическом и психическом развитии.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *