Меню Рубрики

Функциональное нарушение голоса при функциональной дисфонии и афонии

Функциональная дисфония – это нарушение процесса нормального голосообразования, при отсутствии анатомических изменений со стороны гортани и самих голосовых складок. При этой патологии сохраняется возможность разговаривать звучным голосом, но происходит изменение его качественных характеристик. Он становится хриплым, гнусавым, меняется привычный человеку тембр. Функциональная гипотонусная дисфония не является самостоятельным заболеванием, и всегда становится следствием соматических или психоневрологических патологий. В большинстве случаев голосовую функцию удается полностью восстановить, вылечив состояние, ставшее причиной дисфонии.

Функциональная дисфония гортани является приобретенной, и нарушений анатомического строения гортани не отмечается. Причины такого состояния различны, и среди основных из них нужно перечислить:

  • аллергические реакции;
  • воспаления верхних дыхательных путей (чаще хронические);
  • неврологические заболевания;
  • гормональные сбои в организме;
  • патологии крови и кроветворных органов;
  • травмы шеи;
  • оперативные вмешательства;
  • остеохондроз.

Важно! Расстройства голоса нередко отмечаются у людей, которые вынуждены подолгу находиться в холодных, запыленных и сырых помещениях. Провоцировать функциональную дисфонию могут и вредные привычки – курение и чрезмерное увлечение крепким спиртным.

Функциональная дисфония по гипотонусному типу развивается в том случае, когда голосовые складки теряют способность полностью смыкаться. В этом случае голосовая щель в задней трети принимает нехарактерную форму, что и провоцирует выраженное изменение привычного голоса. К основным признакам гипотонусной дисфонии относятся:

  • сильная хрипота и осиплость;
  • затруднения при произношении отдельных звуков;
  • изменение тембра/тональности голоса;
  • длительные разговоры приводят к сильной усталости, голос становится тихий, отмечаются срывы на шепот.

Если функциональная гипотонусная дисфония развивается в детском возрасте, присоединяется еще один характерный симптом – шумное и свистящее дыхание, которое хорошо различимо даже издалека. При отсутствии специализированной помощи, дисфония может приводить к полной невозможности разговаривать обычным голосом.

Функциональная афония, это более тяжелое расстройство, при котором пациент может разговаривать только шепотом – звучный голос становится невозможным. Такое состояние часто развивается на фоне различных заболеваний ЛОР-органов, туберкулеза или сильных психоэмоциональных перегрузок.

Установить точный диагноз можно в том случае, когда данные объективного осмотра будут подтверждены инструментальными методами обследования. Врач соберет анамнез, выяснит наличие производственных вредностей, проведет акустическое исследование голоса. Назначаются лабораторные исследования крови – общий и биохимический анализы позволят определить наличие воспалительных процессов, а также оценить состояние гормонального фона.

Среди инструментальных методов обследования нужно отметить несколько.

Метод
Для чего назначается
КТ гортани Позволяет визуализировать состояние щитовидной железы, мягких тканей и сосудов гортани, верхние отделы дыхательных путей
Эндофиброларингоскопия Назначается для оценки состояния хрящей и голосовых складок
Микроларингостробоскопия Во время исследования генерируются световые импульсы, позволяя увидеть характер движения голосовых складок
Ларингоскопия или микроларингоскопия Посредством введения в гортань гибкого фиброларингоскопа врач получает возможность тщательно осмотреть и оценить состояние слизистой гортани и голосовые складки

В ряде случаев для уточнения диагноза может потребоваться дополнительная консультация фониатра, хирурга или эндокринолога.

Содержание восстановительной работы при функциональной афонии или дисфонии зависит от выраженности симптоматики и причины заболевания. В первую очередь назначается лечение того заболевания, которое стало толчком для развития дисфонии. Большое значение имеет санация очагов хронической инфекции. Наряду с этим, медикаментозная терапия направлена укрепление голосовых связок. Для этого назначаются витамины группы В, растительные адаптогены/иммуностимуляторы (элеутерококк, женьшень), Неостигмина метилсульфат.

Лечение функциональной дисфонии включает и немедикаментозные способы. К ним относятся:

  • фонопедические упражнения, подобранные в индивидуальном порядке;
  • дыхательная гимнастика;
  • массаж воротниковой области шеи;
  • иглорефлексотерапия;
  • физиотерапия.

На все время терапии назначается особый голосовой режим. Требуется максимально ограничить разговоры, не допускать переход на повышенный тон, не употреблять в пищу горячие/холодные продукты, исключить специи.

Если консервативная терапия не приносит результатов, врач может принять решение о проведении хирургического вмешательства. Для коррекции дефектов гортани и глотки используется тиропластика. Перед операцией проводится гортанная стробоскопия, которая дает представление о всех нюансах работы голосовых связок.

Тиропластика проводится под местной анестезией. Разрезав мягкие ткани шеи, хирург получает доступ к гортанному хрящу. Часто во время операции пациента просят разговаривать – это позволяет доктору сразу же оценить результативность проведенной коррекции.

источник

Понятие о функциональной афонии, виды афонии, причины ее воз­никновения • Психологические особенности людей с функциональ­ной афонией

Функциональная афония — отсутствие голоса, обусловленное функциональной недостаточностью голосовых мышц централь­ного происхождения, имеющей нейродинамический характер. В литературе это голосовое нарушение представлено под назва­ниями «истерическая афония», «психогенная афония». По дан­ным О. ВбЬте (1974), функциональная афония в 8 раз чаще диа­гностируется у женщин, чем у мужчин, а по наблюдениям Ю. С. Ва­силенко (2002), это соотношение составляет 12:1.

Одним из вариантов функциональной афонии является нару­шение способности к нормальному голосообразованию у людей, перенесших острые воспалительные заболевания гортани. Нару­шение развивается как результат закрепления шепотной речи, как бы заместителя голоса, и характерно для людей, обладающих весь­ма лабильной нервной системой.

Особенностью функциональной афонии служит отсутствие звуч­ного голоса при сохранной способности к достаточно громким кашлю и смеху. Причины возникновения афонии следует искать в изменениях деятельности ЦНС, а также среди последствий пси­хических травм различного характера и интенсивности.

Функциональная афония может оказаться единственным при­знаком перенесенного стресса, но чаще она представляет собой

одно из проявлений расстройства деятельности ЦНС по истери­ческому типу. Нарушение голоса, как правило, возникает внезап­но, чаще непосредственно после перенесенного стресса или на следующий день. Одновременно появляются ощущения комка в горле, боли в сердце, общая слабость, дрожание в теле.

У некоторых больных истерическая афония может приобретать хроническое течение. Однако в состоянии эмоционального напря­жения они способны закричать достаточно громко.

Поскольку острый и хронический стрессы являются фактора­ми, нарушающими баланс процессов возбуждения и торможе­ния, в результате могут развиться гипокинетический (паретиче-ский) и гиперкинетический (спастический) варианты функцио­нальной афонии. По данным Н. Е. Финченко (1967), паретическая форма афонии встречается значительно чаще и составляет около 80 % всех выявленных случаев.

При паретической форме ларингоскопическая картина напо­минает явления комбинированного пареза внутренних мышц гор­тани. Отмечается недостаточность закрытия голосовой щели либо на всем ее протяжении, либо на отдельных участках, что создает зияющие пространства различных конфигураций: в виде овала или треугольника с заостренной вершиной. Возможно компен­саторное смыкание вентрикулярных складок. При спастической форме на фоне попыток к фонации голосовые складки смыка­ются, наступает их резкое напряжение, однако вибрация отсут­ствует.

И при паретической, и при спастической формах функцио­нальной афонии, особенно при длительном течении заболева­ния, слизистая оболочка голосовых и вентрикулярных складок становится сухой, гиперемированной, покрывается корочками засохшего секрета. Микроларингоскопическое исследование про­водить невозможно из-за отсутствия колебательных движений го­лосовых складок.

Одним из проявлений двигательных расстройств при функцио­нальной афонии может стать затруднение дыхания, связанное с парадоксальным смыканием голосовых складок на вдохе. Характер­но, что днем в присутствии посторонних у больных отмечается шумное стридорозное дыхание, но когда во время разговора они отвлекаются, дыхание становится более свободным. Во время сна пациенты дышат совершенно спокойно. При ларингоскопии пери­оды, когда голосовые складки на вдохе располагаются почти у сред­ней линии (просвет составляет 1 — 2 мм при норме 14—16 мм), чередуются с периодами расхождения голосовых складок на пол­ный объем.

Больные жалуются на ощущение «комка» в горле, «налипа­ние» слизи, отсутствие звучного голоса. Они, как правило, стре­мятся подчеркнуть тяжесть заболевания, высказывают неверие в

возможность выздоровления и восстановления голоса. У истери­ческих субъектов нередки рецидивы афоний.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Дисфония – понятие, обозначающее нарушение голосовой функции, которое проявляется хрипотой, гнусавостью, слабостью и осиплостью. Полная потеря звучности голоса называется афонией. При безгласии сохраняется шепотная речь, появляются моменты дребезжащего голоса.

Дисфония возникает при нарушении работы голосового аппарата. У больных происходит частичное изменение высоты, тембра или силы голоса. Данное патологическое состояние встречается в любом возрасте и хорошо поддается лечению. Невозможность говорить нормальным голосом возникает по разным причинам. Среди них: простудные заболевания, чрезмерное перенапряжение голосовых связок, стресс и волнение.

Дисфония и афония — симптомы различных соматических и психоневрологических заболеваний: дифтерийного крупа, острого ларингита, катара, опухоли гортани, неврозов. Все больные с нарушением речевой функции должны быть тщательно обследованы. Лечение афонии и дисфонии зависит от причин, вызвавших эти недуги. Правильная и своевременная терапия обеспечивает быстрое возвращение голоса с его первоначальной тональностью.

По происхождению дисфония бывает органической и функциональной. Органическая возникает на фоне воспалительных заболеваний гортани, а функциональная — на фоне различных невротических изменений. После угасания патологических процессов в организме дисфония исчезает.

Функциональная дисфония подразделяется на 3 вида: гипотонусная, гипертонусная, гипо-гипертонусная.

Патогенетическая классификация дисфонии:

  • Мутационная дисфония встречается у мальчиков пубертатного возраста и отличается резким переходом голоса от высокого тона к низкому.
  • Психогенная дисфония обусловлена сильным психоэмоциональным перенапряжением.
  • Спастическая дисфония возникает при дискоординируемой гиперфункции дыхательной мускулатуры.

По длительности дисфонию подразделяют на кратковременную и стойкую.

Виды афонии:

  1. Паралитическая афония развивается при дисфункции нижнего гортанного нерва, который травмируется во время операций на органах шеи или поражается при инфекционной интоксикации. Причиной патологии также являются хронические заболевания нервной системы – сирингомиелия, сирингобульбия.
  2. Истинная афония возникает при поражении гортани, препятствующему надлежащему смыканию и достаточной вибрации связок. Острый или хронический ларингит, паралич гортанных мышц, новообразования — причины подобных изменений.
  3. Функциональная афония – отсутствие голоса, обусловленное функциональной недостаточностью голосовых мышц центрального происхождения. Развитию патологии способствует влияние стресса и психических травм на лабильную нервную систему больных.
  4. Спастическая афония возникает при спазматическом сокращении мышц гортани, сужающих голосовую щель. Судороги гортанных мышц делают щель настолько узкой, что у больных полностью пропадает голос.

Причины дисфонии и афонии подразделяют на две большие группы: врожденные и приобретенные.

  • Основной причиной дисфонии голосовых связок является врожденный порок развития гортани. У больных с нарушенной структурой хрящевой ткани провисает надгортанник, вход в гортань неполностью отрывается, что проявляется отрывистым и шумным вдохом. Это так называемый врожденный стридор или ларингомаляция, которая развивается в процессе эмбриогенеза после появления центров хондрификации.
  • Врожденный подголосовой стеноз гортани — частая причина сужения дыхательных путей в детском возрасте, проявляющегося дисфонией или афонией. Полное или частичное недоразвитие голосовых складок у детей сопровождается одышкой, хрипами, кашлем.
  • Ангиома гортани – сосудистая патология, являющаяся следствием нарушенного эмбрионального развития кровеносной и лимфатической систем. Развивается заболевание под воздействием инфекционных агентов, травматического повреждения, гормонального дисбаланса в гестационном периоде.

Заболевания, ставшие причиной дисфонии:

  1. Аллергия,
  2. Воспаление различных отделов респираторного тракта,
  3. Доброкачественные новообразования гортани,
  4. Заболевания неврологического характера,
  5. Астеническое состояние,
  6. Гормональный сбой,
  7. Миастения,
  8. Заболевания внутренних органов в стадии декомпенсации,
  9. Эндокринопатия,
  10. Гематологические заболевания,
  11. Остеохондроз шейного отдела позвоночника,
  12. Травмы голосового аппарата,
  13. Острые инфекционные заболевания – грипп, ОРВИ, ангина.

Факторы, провоцирующие дисфонию:

  • Стрессовые состояния,
  • Вынужденное долгое молчание,
  • Обструкция дыхательных путей инородными телами,
  • Длительный прием анаболиков,
  • Профессиональный фактор, связанный с постоянным напряжением голосовых связок,
  • Психологические факторы,
  • Операции на органах шеи,
  • Медикаментозное лечение,
  • Перенапряжение голоса в компании или шумном помещении,
  • Особенности микроклимата помещения – сырость, пыль, холод или жара,
  • Чрезмерное употребление алкогольных напитков,
  • Раздражение гортани вследствие химических ожогов,
  • Курение,
  • Пожилой возраст,
  • Частый и продолжительный визг и крик у детей,
  • Профессиональные вредности — запыленность или загазованность производственного помещения.

Функциональная дисфония часто приводит к формированию органической патологии гортани – атрофического ларингита. Регулярное воздействие провоцирующих факторов обычно имеет неблагоприятный исход. В горле развиваются различные патологии – опухоли, полипы, гематомы. Длительное перенапряжение голоса часто заканчивается хроническим ларингитом, а чрезмерное увлечение алкоголем способствует усиленному приливу крови к глотке, гиперемии и отеку слизистой оболочки гортани.

У детей дисфония развивается вследствие частых и громких криков, пения в высоком звуковом диапазоне. Голос у малышей становится хриплым при увеличении и воспалении аденоидов. Нарушенное носовое дыхание способствует попаданию в гортань холодного и неочищенного воздуха, что приводит к частым ларингитам и дисфонии.

У больных с дисфонией голос становится хриплым, изменяется его тембр или тональность. У детей появляется стридорозное дыхание — свистящее и шумное, обусловленное турбулентным воздушным потоком в дыхательных путях. Стридор является важным симптомом значительной обструкции гортани.

Дисфония сопровождается постоянной или периодической охриплостью и утомляемостью голоса. У больных ларингитом голос становится слабым и осипшим, возникает сухой мучительный кашель, речь затрудняется. По мере роста опухоли голос пропадает, остается лишь шепотная речь. Развивается афония.

  1. Гипотонусная форма проявляется гиперемией голосовых складок, формированием овальной или треугольной голосовой щели, глухим, слабым и сиплым голосом.
  2. Гипертонусная дисфония — тонический мышечный спазм гортани и судорожное сближение напряженных голосовых складок, сопровождающееся хрипотой и болью в горле.
  3. Симптомами гипо-гипертонусной дисфонии являются: сухость во рту, тремолирующий, вибрирующий голос, сбивчивость дыхания.
  4. Спастическая дисфония — самая тяжелая форма патология, имеющая острое начало, обусловленное психической травмой и длительным перенапряжением голоса. Он становится хриплым, слабым, вибрирующим, фальцетным, дрожащим, срывающимся. Мышцы затылка и шеи начинают болеть в результате постоянного спазма, боль в горле усиливается при глотании. Постепенно болевой синдром и дискомфортные ощущения в горле становятся невыносимыми и требуют срочного лечения.
Читайте также:  Что такое афония и как ее лечить

При обнаружении перечисленных выше симптомов следует обратиться к ЛОР-врачу, пройти всестороннее обследование и комплексное лечение.

Диагностика нарушения голосовой функции заключается в опросе и осмотре больного. При сборе анамнеза особое внимание обращают на длительность патологии, наличие сопутствующих болезней и факторов, способствующих развитию дисфонии.

Физикальное и инструментальное обследование:

Исследование основных акустических параметров голоса,

  • Глоттография и электромиография,
  • Прямая или непрямая ларингоскопия,
  • Исследование ФВД (функции внешнего дыхания),
  • Эндофиброларингоскопия,
  • Микроларингостробоскопия,
  • Трахеоскопия при необходимости,
  • Рентгенография гортани,
  • КТ,
  • Клинические анализы крови и мочи,
  • Бактериологическое исследование отделяемого ротоглотки,
  • Биопсия при подозрении на онкопатологию.
  • Лечение дисфонии комплексное, направленное на устранение заболевания, ставшего ее причиной.

    Лекарственную терапию проводят на фоне голосового режима и ортофонического лечения.

    1. Настойка лимонника, женьшеня, прочие стимуляторы и витамины — препараты для лечения гипотонусной дисфонии, улучшающие микроциркуляцию голосовых складок и возвращающие нормальный голос.
    2. Психотропные препараты, нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты, спазмолитики показаны для лечения гиперкинетической дисфонии.
    3. Для лечения спастической дисфонии больным назначают «Гамма-аминомасляную кислоту», «Аминалон».
    4. Поливитамины, АТФ, «Стрихнин», «Прозерин», седативные средства и транквилизаторы назначают больным с различным формами дисфонии.
    5. Витаминные комплексы и сосудистые препараты показаны для улучшения функций органа и быстрого восстановления всего организма.
    6. Если причиной дисфонии стала острая вирусная инфекция, больным назначают голосовой режим, обильное теплое питье, противовирусные препараты, иммуномодуляторы. При воспалительных гортанных процессах используют антибиотики, полоскания горла, проведение ингаляций.

    К немедикаментозному лечению дисфонии относятся следующие методы:

    • Фонопедические упражнения для реабилитации голосовой функции,
    • Массажирование шеи,
    • Психотерапевтическое воздействие,
    • Логопедические и голосовые упражнения,
    • Бальнеотерапия,
    • Гидротерапия,
    • Иглорефлексотерапия,
    • Электросон,
    • Физиотерапия – электростимуляция мышц гортани диадинамическим током, гальванизация, дарсонвализация, амплипульс, электрофорез.

    Ларингопластика, имплантационная хирургия, трахеостомия и тиропластика — операции, проводимые при стойкой дисфонии, не поддающейся консервативному лечению. Чтобы восстановить голосовую функцию, хирурги иссекают рубцы со связок гортани, удаляют опухоли.

    Для лечения заболеваний, проявляющихся дисфонией, широко используют рецепты народной медицины. Водочный компресс и горчичники приводят к расширению сосудов, притоку крови к пораженной области, уменьшению признаков воспаления и устранению соответствующих симптомов.

    Больным с дисфонией полезно ежедневное употреблять сок моркови, одуванчика, репы, капусты. Куриные сырые яйца и вываренные до мягкости дольки чеснока улучшают состояние голосовых связок. Ингаляционное введение в организм отваров лекарственных трав обеспечивает их быстрое терапевтическое действие. Полезно принимать отвар семян льна с яблоком и медом, полоскать горло настоем алтея и лаванды, фенхеля и молока.

    Профилактические мероприятия при дисфонии включают:

    1. Раннее выявление и грамотное лечение инфекционных заболеваний ЛОР-органов,
    2. Режим молчания,
    3. Предупреждение ОРЗ и ОРВИ,
    4. Коррекция голосовой нагрузки у певцов, лекторов, ораторов,
    5. Обеспечение носового дыхания зимой,
    6. Борьба с вредными привычками,
    7. Укрепление нервной системы,
    8. Закаливание,
    9. Ведение здорового образа жизни,
    10. Правильное питание,
    11. Соблюдение оптимального режима труда и отдыха,
    12. Повышение иммунитета.

    При появлении первых признаков голосовых расстройств необходимо немедленно обратиться к врачу. Это значительно снижает риск развития тяжелых последствий при афонии. Патологические состояния, проявляющиеся хрипотой или полным отсутствием голоса, хорошо поддаются лечению. Голосовая функция быстро приходит в норму.

    источник

    Голос – это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок.

    Звук голоса – колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волнсгущения и разрежения . Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками.

    Высота звука – субъективное восприятие органом слухачастоты колебательныхдвижений . Чем чаще совершаются периодические колебания воздуха, тем выше мы воспринимаем звук. Качество высоты звука зависит от частоты колебательных движений голосовых складок в 1 сек. Сколько смыканий и размыканий осуществляют они в процессе своих колебаний и сколько порций сгущенного подскладочного воздуха пропустят, такова будет и частота рожденного звука, т.е. высота тона. Измеряется в Гц.

    Сила голоса , его энергия, мощность определяются интенсивностью амплитудыколебаний голосовых складок и измеряются в децибелах . Чем больше амплитуда колебательных движений , тем сильнее звучит голос. Сила голоса находится в прямой зависимости от подскладочного давления воздуха, выдыхаемого из легких. При нарушении определенных координационных взаимоотношений между натяжением голосовых складок и воздушным давлением голос может потерять силу, звучность и изменить тембр.

    Тембр или окраска звука является существенной характеристикой качества голоса. Он отражает акустический состав сложных звуков и зависит от частоты и силы колебаний. Все звуки речи сложные. Они состоят из основного тона, определяющего высоту, и многочисленных обертонов более высокой, чем основной тон, частоты. Частота обертонов обычно в 2,3,4 и т.д. раз больше, чем частота основного тона голоса. Возникновение обертонов связано с тем, что голосовые складки колеблются не только своей длиной, воспроизводя основной тон, но и отдельными частями. Эти частичные тоны дают общую форму колебания, которая и определяет тембр.

    Резонанс – резкое возрастание амплитуды колебаний, возникающее при совпадении частоты колебаний внешней силы с частотой собственных колебаний системы. При фонации резонанс усиливает отдельные обертоны звука, возникающего в гортани, и вызывает совпадение колебаний воздуха в полостях грудной клетки и надставной трубки. Выделяют два основных резонатора – головной и грудной. Под головным (или верхним) понимаются полости, расположенные выше небного свода, в лицевой части головы. При использовании этого резонатора голос приобретает яркий полетный характер, а у говорящего возникает ощущение, что звук проходит через лицевые кости черепа. При грудномрезонировании ясно ощущается вибрация грудной клетки. Резонатором здесь могут быть единственные воздушные полости – трахея и крупные бронхи. Тембр голоса при этом мягкий. Хороший полноценный голос одновременно озвучивает головной и грудной резонаторы. Взаимосвязанная система резонаторов накапливает звуковую энергию и в свою очередь, влияет на источник колебаний – работу голосовых складок. Оптимальные условия для функции голосового аппарата появляются при создании в надскладочных полостях (надставной трубке) определенного сопротивления порциям подскладочного воздуха, который проходит сквозь колеблющиеся голосовые складки. Это сопротивление называют импедансом, при его создании голосовые складки работают с малой затратой энергии хорошим акустическим эффектом.

    Нарушение голоса – это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. (Волкова)

    Афония – полное отсутствие голоса .

    Дисфония – частичные нарушения высоты, силы и тембра голоса.

    Дисфония проявляется в хрипоте, гнусавости, слабости, осиплости голоса, свистящем и шумном дыхании (стридор), может быть мучительный кашель, речь затруднена.Утрата силы, звучности, искажений тембра, отмечаются голосовое утомление и целый ряд субъективных ощущений связанных с сенсорными расстройствами: помехи, комок в горле, налипание пленок, постоянное першение с потребностью откашляться, давление и боли. При афонии отсутствует голос, но сохраняется шепотная речь.

    Афония и дисфония могут быть как врожденными, так и приобретенными в любом возрасте. Хорошо поддаются лечению, при условии точного определения причин нарушения и своевременном начале терапии.Самостоятельно не исчезают. Спонтанное развитие дефекта всегда отрицательное.

    Нарушения голоса, как правило, не влияют на формирование речевой системы. Только особо тяжелая патология раннего возраста отрицательно сказывается на развитии речи. Это иногда наблюдается у детей с множественными папилломами и рубцовыми стенозами гортани, если заболевание началось до формирования речи.

    Многократные операции, нарушение дыхания через естественные пути при отсутствии голоса вызывают соматическуюослабленность ребенка и могут явиться причиной задержки психического развития и речи, отклонений в эмоционально-волевой сфере. Дети чувствуют свою неполноценность, становятся замкнутыми, неуравновешенными, капризными, с трудом вступают в контакт. Они с затруднениями овладевают правильным звукопроизношением, словарь их беден, что влияет на успешность обучения в школе. Такие осложненные случаи чаще встречаются в неблагополучных семьях, где детям не уделяют должного внимания. В более легких случаях НГ дети к своему состоянию относятся спокойно. Некоторые из них критически осознают дефект, стремятся к его устранению. Другие себя не слышат, остаются равнодушны к искаженному голосу.

    Взрослые независимо от степени дефекта тяжело переживают нарушения голоса. Одна из главных причин, определяющих остроту переживаний, — это роль голоса в трудовой деятельности. Длительное нарушение голоса создает угрозу профессиональной непригодности, которая при некоторой предрасположенности и астенизирующих факторах приводит к развитию невротического состояния. Появляется страх перед публичными выступлениями, общая утомляемость, неуверенность в себе, тревога, бессонница, пониженное настроение.

    Классификация нарушений голоса:

    По месту и причине возникновения Нарушения голоса делятся на:

    Центральные органические . Центральные парезы и параличи гортани зависят от поражения коры головного мозга, моста, продолговатого мозга, проводящих путей. У детей встречается при детском церебральном параличе.

    Центральные функциональные . Функциональная или психогенная афония. Возникает внезапно как реакция на психотравмирующую ситуацию у лиц, склонных к истерическим реакциям, чаще у девочек и женщин. При полном отсутствии голоса сохраняются звучный кашель и смех, что является важным диагностическим признаком. Форма несмыкания голосовых складок при обследовании очень изменчива, что также свидетельствует о психогенном характере нарушения. Функциональная афония может протекать длительно, а после восстановления голоса возможны рецидивы.

    Периферические органические. Дисфония и афония, возникшие в результате хронических ларингитов, парезов и параличей гортани, после удаления опухолей и папиллом, в результате рубцовых изменений гортани.

    Хронические ларингиты приводят к своеобразным изменениям слизистой оболочки гортани, а в дальнейшем и к поражению ее нервно-мышечного аппарата, что дает несмыкание голосовых складок, стойкий дефект голоса, сопровождающийся неприятными ощущениями в глотке и в гортани. Голос теряет нормальное звучание, появляется сильная утомляемость, вплоть до полной невозможности голосоведения.

    При травмах и инфекционных поражениях нижнегортанного и возвратного нерва возникают периферические парезы и параличи гортани. Более распространены односторонние нарушения, дающие нарушения голоса и\или дыхания.

    Часто причиной органических нарушений голоса являются опухоли и состояния после их удаления. Доброкачественные опухоли встречаются у детей и взрослых чаще злокачественных. Множественные папилломы чаще наблюдаются у детей, они могут распространяться по всей гортани и рецидивировать после удаления. Раннийпапилломатоз с нарушением голосовой и дыхательной функций может отрицательно влиять на формирование всей речи и личности ребенка.

    Врожденные органические периферические нарушения голоса:

    • Врожденный порок развития гортани. Возникает в процессе эмбриогенеза, у больных с нарушенной структурой хрящевой ткани провисает надгортанник, вход в гортань не полностью открывается, что проявляется отрывистым и шумным вдохом(это так называемый врожденный стридор).
    • Врожденный подголосовой стеноз гортани — частая причина сужения дыхательных путей в детском возрасте, проявляющегося дисфонией или афонией. Полное или частичное недоразвитие голосовых складок у детей сопровождается одышкой, хрипами, кашлем.
    • Ангиомагортани — сосудистая патология, являющаяся следствием нарушенного внутриутробного развития кровеносной и лимфатической систем. Развивается заболевание под воздействием инфекций, травматического повреждения, гормонального дисбаланса в гестационном периоде.

    Периферические функциональные . Наиболее распространенными и многообразными являются функциональные нарушения голоса. Они не сопровождаются воспалительными или какими-либо анатомическими изменениями гортани. Причинами функциональных периферических дисфоний и афоний могут быть: голосовое переутомление, плохая постановка голоса, различные инфекционные заболевания и влияние психических факторов.

    Функциональные периферические нарушения голоса:

    · Фонастения . Имеет профессиональный характер, развивается у лиц голосоречеых профессий. Проявляется фонасения в нарушении координации дыхания и голоса, невозможности управлять голосом – усиливать и ослаблять зучание

    · Гипотонусная афония и дисфония обусловлена, как правило, двусторонними миопатическими парезами, т.е. парезами внутренних мышц гортани. Они возникают при некоторых инфекциях (ОРВИ, гриппе, дифтерии), а также при сильном перенапряжении голоса. Страдают мышцы, суживающие голосовые складки. При функциональных нарушениях внутренних мышц гортани повреждение затрагивает одну мышцу, чаще одну пару мышц (поскольку почти все они парные). При гипотонусе голосовые складки в момент фонации полностью не смыкаются, между ними остается щель, форма которой зависит от того, какая пара мышц страдает. Патология голоса может проявляться от легкой осиплости до афонии с явлением голосового утомления, напряжения и боли в мышцах шеи, затылка и грудной клетки.

    Читайте также:  Что такое афония голоса

    · Гипертонусная афония и дисфония связаны с повышением тонуса голосовых мышц с преобладанием тонического спазма в момент фонации. Причины их возникновения полностью не изучены, но развиваются спастические дисфонии и афонии у лиц, форсирующих голос. Гипертонус может охватывать голосовые и вестибулярные складки. При попытках фонации голос не возникает совсем, или появляется резко искаженный, глухой звук. Иногда наблюдается отсутствие смыкания голосовых складок (гипотонус) с напряженным смыканием вестибулярных (гипертонус). Образующийся при этом специфический грубый, монотонный звук называют ложноскладочным.

    Перегрузка голосового аппарата при несоблюдении охранительного режима в период мутации может привести к нарушению функции внутренних мышц гортани в виде гипо- и гипертонуса.

    Причины возникновения нарушений голоса:

    Врожденный порок развития гортани.

    Врожденный подголосовой стеноз гортани

    Хронический ларингит, воспаление различных отделов дыхательной системы

    Доброкачественные и злокачественные новообразования гортани

    Травмы голосового аппарата

    Острые инфекционные заболевания (грипп, ОРВИ, ангина…)

    Обструкция дыхательных путей инородными телами

    Перенапряжение голоса, частый и продолжительный крик у детей

    источник

    Образование звуков голоса требует синхронизации голосовой щели с контролируемым потоком воздуха, идущего из легких в ротоглотку. Для создания вибрации необходимо хорошее состояние голосовых связок.

    Такие факторы, как нарушение аэродинамики голосового аппарата (паралич голосовых связок) либо способности глотки создавать вибрации (кисты гортани), могут привести к дисфонии.

    Однако, иногда качество голоса значительно ухудшается и в отсутствие анатомических или неврологических причин. В этих случаях можно заподозрить функциональную дисфонию.

    Функциональная дисфония – это нарушение голосовой функции в результате неполного смыкания голосовых связок при отсутствии паталогии.

    Ранние описания функциональной дисфонии датируются концом XIX века. Изначально болезнь считалась типично женской и связанной с психологическим состоянием.

    В 1877 году Уайтфилд Уорд, сотрудник Больницы болезней горла в Лондоне пишет: «Истерическая афония чаще всего встречается у одиноких женщин». «Эта болезнь неразборчива: блондинки, брюнетки, худые, полные, бледные или румяные — она поражает любых женщин».

    Кортланд МакМахон, инструктор упражнений для голоса в Больнице Св.Варфоломея так отзывался о дисфонии в 1932 году: «Странно видеть, как некоторые образованные люди с живой речью довольствуются столько неприятными голосами

    Вот несколько примеров того, как эволюционировало название заболевания с конца XIX века до наших дней:

    • «Истерическая глотка» (1877)
    • Истерическая афония (1930)
    • Военная афония (1944) — так характеризовались посттравматические нарушения голоса у переживших военные действия
    • Психосоматическая афония (1949)
    • Гиперкинетическая дисфония
    • функциональная дисфония
    • Дисфония мышечного напряжения (гиперкинетическая, спастическая)

    Функциональная дисфония отвечает примерно за 40% расстройств голосовой функции. Считается, что причиной нарушения функции гортани являются патологические изменения тонуса ее мышц при нормальном анатомическом строении. В 90% случаев дисфонии с повреждениями голосовых связок у детей обнаруживается также сопутствующая функциональная дисфония.

    Заболевания гортани, среди которых ларингиты, доброкачественные опухоли и дисфония, являются причиной 2% случаев временной утраты трудоспособности.

    В среднем требуется 20-30 рабочих дней, чтобы восстановиться после значительных нарушений голоса.

    Классификация факторов, вызывающих функциональные расстройства, голоса была предложена основательницей Нью-Йоркского Института голоса Джэйми Коуфман в 1982 году.

    Дисфония может развиться вследствие психической или эмоциональной травмы и выступать как составляющая конверсионного расстройства (истерического невроза).

    Голос у таких пациентов обычно отсутствует (афония) либо заметно ослаблен. Ларингоскопия показывает, что связки недостаточно плотно смыкаются при попытке говорить, но этого не происходит при кашле или откашливании.

    Фальцет, то есть неспособность контролировать высоту произносимых звуков обычно встречается у молодых мужчин, иногда голос не приобретает нормального звучания и после выхода из пубертата.

    Фальцет может привести к атрофии голосовых мышц вследствие их бездействия.

    Привычная дисфония может быть вызвана длительным молчанием у пациентов, перенесших вирусную инфекцию, химический ожог гортани или хирургическую операцию.

    Голос при этом состоянии описывается как скрипучий или дребезжащий, анатомия речевого аппарата не изменена, но связки плохо смыкаются.

    Избыточное напряжение гортанных и/или внегортанных мышц приводит к нарушению фонации. Первичной причиной обычно является травма, инфекция или заболевание легких и вызванное им нарушение воздушного потока.

    У пациентов с деформацией голосовых связок спастическая дисфония возникает в 17 раз чаще, чем в среднем по популяции. Ей может сопутствовать напряженность мышц шеи и плеч.

    В результате мышечных зажимов, приводящих к спастической дисфонии, могут возникать также органические повреждения голосового аппарата: узелки, отеки и гранулёмы.

    Пациенты жалуются на дискомфорт, усталость при разговоре и необходимость прикладывать чрезмерные усилия, чтобы говорить. Узелки обычно образуются на стыке передней и средней трети связок и чаще встречаются у детей.

    Причиной их возникновения считается постоянное травмирование слизистых оболочек из-за мышечных зажимов.

    Причиной дисфонии могут выступать и отдельные серьезные заболевания, такие как:

    • болезнь Паркинсона;
    • новообразования и травмы головного мозга;
    • различные мышечные атрофии.

    К наиболее распространенным причинам возникновения функциональной дисфонии относятся:

    • достаточно сильное перенапряжение голоса;
    • разнообразные воздействия на орган психотравмирующего характера;
    • воспалительные процессы дыхательных путей;
    • хроническая усталость того или иного характера;
    • конституциональные, анатомические, а также врожденные особенности строения голосового аппарата.

    Пациенты с функциональной дисфонией часто обращаются за врачебной помощью спустя несколько месяцев или даже лет после начала изменений голоса. Обычно это происходит после значительного ухудшения на фоне перенесенного стресса или вирусного заболевания.

    Для постановки диагноза необходимо получить от пациента подробную информацию о том, как он пользуется голосом, и о перенесенных заболеваниях дыхательных путей.

    Пение, тренерская работа, травмы гортани или шеи могут серьезно повлиять на голосовой аппарат.

    Следует исключить неврологические заболевания, такие как общая мышечная дистония или злокачественная миастения.

    Пациенты с функциональной дисфонией часто склонны к депрессии и тревожным расстройствам, поэтому следует изучить психиатрический анамнез и возможные стрессовые факторы.

    Кроме того, нужно учитывать воздействие вредных факторов на производстве, табачного дыма, алкоголя, других раздражителей.

    Во время первой беседы с пациентом оцениваются характеристики голоса: диапазон, тембр, легкость говорения. Все пациенты должны пройти обследование ЛОР-органов на предмет небно-глоточной недостаточности и оценки тока воздуха через дыхательные пути.

    Частичная потеря слуха, нарушение функции внешнего дыхания или ограниченность движений грудной клетки тоже могут повлиять на качество голоса и не должны игнорироваться врачом.

    Ларингоскопия является основным инструментальным исследованием при подозрении на функциональную дисфонию. Проводят также акустический и спектральный анализ голоса, КТ гортани, электромиографию, трахеоскопию.

    Другими методами диагностики являются:

    • компьютерный анализ голоса;
    • психологическое тестирование, которое требуется для выявления всевозможных депрессивных и невротических состояний, психо-эмоционального расстройства;
    • видеостробоскопия – это метод изучения подвижности голосовых связок, в котором используется видео-наблюдение с подачей прерывистого света;
    • микроларингоскопия представляет собой инструментальный метод исследования голосового аппарата. Благодаря ему можно с огромной точностью определить степень изменения не только формы голосовой щели, но и истончения складок голосового аппарата, амплитуды их колебаний, степени смыкания;
    • лучевая диагностика гортани проводится с помощью компьютерной томографии и рентгена. Она позволяет исключить органическую патологию;
    • в некоторых случаях необходима консультация таких специалистов, как логопеда, фониатра и терапевта.

    При гипертонусной дисфонии наблюдается избыточное смыкание связок во время фонации, гиперемия слизистых оболочек и ярко выраженный сосудистый рисунок. Среди находок во время исследования могут быть узелки, гранулемы, отек слизистой гортани. Со временем развивается ложноскладковый голос, вестибулярные складки увеличиваются и даже начинают смыкаться при говорении. Аналогичная картина наблюдается и при абдукторной спастической дисфонии.

    Гипотонусная и аддукторная спастическая дисфонии характеризуются неполным смыканием звуковой щели. Причем в случае гипотонуса ее форма может представлять собой овал или треугольник в задней трети, а для спастической формы характерна щель по всей длине связок. При афонии связки не смыкаются. Встречаются также атрофические формы. При стробоскопии заметно преобладание колебаний малой и средней амплитуды.

    При мутационной дисфонии (фальцет) ларингоскопия не показывает отклонений от нормального состояния связок. В некоторых случаях обнаруживается треугольная щель в задних отделах гортани.

    Основным лечением функциональной дисфонии является фонопедия — корректировка голосовой функции, которая включает обучение правильному дыханию, постановке головы, владению мышцами речевого аппарата и их расслаблению.

    Психологическая помощь включает в себя избавление от травмирующих привычек, вызывающих органические повреждения связок, преодоление стресса и психологических травм, снижение тревожности. Особенно эффективна такая терапия при конверсионной и мутационной дисфонии.

    Для снятия мышечных зажимов применяются массаж, рефлексотерапия (иглоукалывание), физиотерапия. Недостаточный тонус мышц является показание к электрофорезу с неостигмина метилсульфатом и стимуляции динамическими токами.

    Лечение функциональной дисфонии обычно не требует назначения лекарственных препаратов. Исключение может составлять гипотоническая форма, при которой назначаются витамины группы В и другие стимулирующие средства. Медикаментозной терапии требует и хронический ларингит, который часто является причиной расстройства.

    Для снятия спазма мышц гортани или шеи могут применяться инъекции ботуллотоксина (ботокс, диспорт).

    Тиропластика применяется при гипотонусной форме, если улучшение не достигается другими методами лечения. Цель операции — улучшить смыкание голосовых связок. При гипертрофии вестибулярных складок, приводящей к ложноскладковому голосу, требуется удаление увеличенных участков и меры, направленные на восстановления смыкания истинных связок.

    Для сохранения функции голосовых связок следует избегать травмирующего поведения (откашливания, привычной задержки дыхания, напряжения голоса и крика) и раздражающих веществ (табак, аэрозоли, токсичные химикаты).

    Пациенты, страдающие желудочно-пищеводным рефлюксом должны принимать меры по купированию заболевания. Необходимо поддерживать нормальную увлажненность слизистых оболочек, употребляя достаточное количество жидкости.

    Работники профессий, связанных с большим нагрузками на голосовой аппарат, должны посещать занятия по постановке голоса.

    Прогноз обычно благоприятный. Многим пациентам достаточно нескольких занятий по фонопедии для достижения заметного улучшения.

    Длительное течение заболевания при отсутствии адекватного лечения приводит к ухудшению коммуникации и ставит под угрозу трудоспособность.

    Причины функциональной дисфонии могут быть различны — от стресса до гормональных нарушений. Следует помнить, что при стойких изменениях голоса необходимо обратиться к специалисту.

    Функциональная дисфония является неприятным, однако, не опасным заболеванием гортани. Игнорирование её симптомов может привести к развитию органических поражений речевого аппарата, требующих хирургического вмешательства и длительной реабилитации. Своевременная диагностика дисфонии и занятия фонопедией позволяют быстро улучшить качество голоса.

    источник

    Функциональной афонией называют расстройства голоса, возникающие чаще всего внезапно как реакция на психическую травму или длительно действующую психотравмирующую ситуацию. По мнению И. Максимова (1987), она представляет собой полисимптомную «неврологическую» форму истерии и встречается у людей, склонных к истерическим реакциям, чаще всего у девочек и женщин. Точнее было бы назвать функциональную афонию психогенной, или истерической. Согласно материалам разных исследований, данная патология распределяется у женщин и мужчин в соотношении 5:1.

    Голос пропадает внезапно, но, как правило, сохраняется звучный кашель и смех, что может служить диагностическим признаком. Для общения с окружающими используется шепот. Иногда он очень слабый, во многих случаях напряженный, акцентуированный, порой на его фоне появляются звучные прорывы голоса, но весьма кратковременные, высокого сиплого тона. Ларингоскопия не всегда и не сразу выявляет функциональную неполноценность голосового аппарата. Голосовые складки могут иметь естественный перламутровый цвет и нормальную подвижность, но фонация отсутствует, так как, сближаясь, они не колеблются.

    Возможны и другие варианты ларингоскопической картины — отмечается несмыкание голосовых складок различной формы по типу парезов внутренних мышц гортани, иногда наблюдается картина пареза одной половины гортани. При повторных осмотрах может обнаружиться непостоянство ларингостробоскопической картины — изменения формы голосовой щели: она то овальная, то в виде треугольника. В случаях длительного нарушения голоса появляется покраснение и сухость складок как следствие напряжения при попытках фонации, форсированного шепота. При этом характерна тенденция включения в фонацию вестибулярных складок.

    При полном отсутствии голоса и выявлении описанной симптоматики с указанием на психическую травму в качестве этиологического фактора установление функциональной афонии не представляет трудностей.

    Более сложна диагностика психогенных нарушений, когда они развертываются постепенно и проявляются в виде дисфонии. Нарушения такого типа свойственны людям с лабильной психикой, а провоцируют их перенесенные воспалительные заболевания верхних дыхательных путей и глотки, а иногда длительная и неразрешающаяся конфликтная ситуация. В подобных случаях психогенная дисфония распознается не сразу. Начинается местное лечение, не дающее улучшения; голос постепенно ухудшается, снижается его сила, звучность, усиливается охриплость. При этом голосовые складки розовые, сухие, появляется отечность вестибулярных складок, которые частично участвуют в акте фонации. Психогенные дисфонии такого типа обычно плохо распознаются, продолжаются длительно и могут перейти в афонию.

    Читайте также:  Что объединяет слова экзофтальм алопеция розацеа афония

    Если пациент своевременно не обращается к специалисту, то функциональная афония может закрепиться на длительное время, что ведет к большим трудностям восстановления голоса.

    Отсутствие голоса сопровождается жалобами на ощущения «скрежета», «налипания пленок», «комка» в гортани. Характерны стремление всячески подчеркнуть тяжесть своего состояния, неверие в возможность обрести звучный голос, некоторые черты демонстративности поведения. Нарушение голоса приобретает характер «условной приятности и желательности», так как дает некоторые привилегии, например длительную нетрудоспособность при неблагоприятной обстановке на работе или особое отношение в семье.

    Основой коррекционных занятий по устранению функциональной афонии является рациональная психотерапия. На первом занятии в форме доверительной беседы необходимо убедить человека, что его голос восстановится, что он, собственно, у него есть, только нарушилась возможность им пользоваться. Обязательно надо объяснить, что голосовой аппарат в норме, ибо при длительном безуспешном лечении многие считают, что страдают серьезным заболеванием гортани. Желательно выяснить, какого рода конфликт спровоцировал расстройства голоса, и попытаться найти пути его разрешения. Беседу следует проводить в непринужденной, но достаточно твердой форме. Чрезвычайно важно получить звучный голос уже на первом занятии, продемонстрировав таким образом наличие голоса.

    Единого универсального метода для устранения функциональной афонии не существует. Используются различные приемы стимуляции звука голоса. Сохранный звучный кашель может послужить основой в таких попытках. По инструкции логопеда, сопряженно с ним, продуцируется несколько кашлевых толчков на сильном выдохе. Затем логопед, положив руку на подбородок пациента, резко опускает его вниз, получая при этом звук близкий к [а]. После нескольких повторений обучаемый проделывает это самостоятельно, слышит свой звучный голос и постепенно начинает осознанно формировать полноценный гласный. Следующий этап — произнесение слогов, как бы от кашлевого толчка: ка-ко-ку-ке-ки. Если они звучат полноценно, сразу же предлагается повторить за логопедом простые обиходные слова: да, нет, дай, возьми, положи, пойди, купи и т.д. После этого переход к фразовой речи уже не представляет трудностей.

    Однако данный прием не всегда оказывается продуктивным. Тогда можно предложить имитировать стон на придыхательной атаке, сопровождая его активными жевательными движениями. Для облегчения к темени обучаемого прикладывается камертон, обычно С-128, так как его звучание соответствует и мужскому, и женскому тону голоса. С нескольких попыток издается стон — «мычание», к которому добавляются гласные [а, о, у, э, и] и формируются полнозвучные слоги. Аналогичный прием применяется при «нычании», т.е. от звука [н]. В дальнейшем для произнесения предлагаются слова, начинающиеся с первых ударных слогов типа: манка, море, мул, мера, мыло; набело, нож, нутрия, нефть, низкий и т.д. Постепенно приступают к тренировке произнесения рядов слов с первым ударным слогом, начинающимся со звонких согласных. На этом этапе обучаемые уже в состоянии свободно общаться нормальным, звучным голосом.

    Все логопедические занятия проводятся при ларингоскопическом контроле, консультировании у психиатра и медикаментозном лечении, главным образом транквилизаторами. После восстановления голоса картина гортани соответствует норме с хорошей вибраторной функцией голосовых складок.

    Необходимо отметить, что функциональные афонии склонны рецидивировать, так как они являются лишь симптомом невротического состояния. Возможны варианты, когда при любых эмоциональных нагрузках афония может возникать снова. Поэтому со всеми пациентами после того, как они начали общаться звучным голосом, желательно провести курс фонопедии по методике восстановления голоса при гипотонусных нарушениях. Перед такими занятиями дается твердая установка на то, что после завершения полного курса постановки голоса никаких срывов быть не должно. Курс фонопедии в данном случае носит психотерапевтический, превентивный, скорее, даже установочный характер. Продолжительность восстановительного обучения в среднем составляет 2 мес.

    Рассмотрим пример постепенного развития функциональной афонии.

    У П. Ю. К., девушки 14 лет, сложилась длительная конфликтная ситуация в школе, нарушились взаимоотношения с одноклассниками. Ей стало тяжело ходить в школу, общаться со сверстниками, отвечать на уроках, хотя успевала она хорошо. Постепенно, сначала в школе, затем и дома, у девушки начал «садиться» голос. Она обратилась в местную поликлинику (жила в небольшом поселке), где ей назначили курс ингаляций. Эффекта лечение не дало, и она была госпитализирована в оториноларингологическое отделение областной больницы. В больнице пациентка пробыла месяц, в течение которого проводилась физиотерапия, инъекции витаминов, вливания в гортань. На фоне лечения голос ухудшался и наступила афония. В таком состоянии она была выписана. В больнице никто не заподозрил психогенного характера расстройства голоса.

    После консультации в одном из клинических институтов Москвы больная была направлена в фониатрическое отделение. К этому моменту нарушение голоса продолжалось уже около года. На приеме девушка общалась слабым, еле слышным шепотом. При осмотре гортани выявлено, что голосовые складки не смыкаются, остается щель в форме овала. Консультация психиатра специфических нарушений не выявила. Нарушение голоса можно было рассматривать как моносиндром у личности, склонной к истерическим реакциям.

    Звучный голос удалось вызвать на втором занятии от «стона». Затем стали звучно произноситься слоги ма, мо, му, мэ, мы; на, но, ну, нэ, ны; потом перешли к словам с первым ударным слогом мак, море, мыло и т.д. Постепенно пациентка начала говорить звучным голосом. В заключение был проведен полный курс фонопедии по методике, принятой для гипотонусных расстройств голоса.

    Сложность восстановления голоса в большей степени зависит от длительности нарушения, ошибочной первоначальной диагностики, безуспешного лечения и закрепления таким образом афонии.

    Контрольные вопросы и задания

    1. Какова причина возникновения функциональной афонии и дисфонии?

    2. Назовите диагностические признаки психогенного расстройства голоса.

    3. Какие черты личности свойственны людям с функциональной афонией?

    4. У кого чаще возникает функциональная афония по тендерному признаку?

    5. Опишите приемы, с помощью которых можно вызвать звучный голос.

    6. Сравните протекание расстройства голоса при гипотонусных нарушениях и при функциональной афонии. Укажите их общие признаки и различия.

    7. Объясните целесообразность проведения курса постановки голоса при функциональной афонии.

    Дата добавления: 2014-12-17 ; просмотров: 3696 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

    источник

    100 р бонус за первый заказ

    Функциональные нарушения голоса у детей встречаются в логопедической практике реже, чем у взрослых. В последнее время возросло число детей с функциональными нарушениями голоса, что связано с гриппозными эпидемиями и пандемиями, острыми респираторными инфекциями и аллергическими заболеваниями. Поэтому необходимость своевременной и точной диагностики этих нарушений, соблюдения мер профилактики и гигиены голоса, а также устранения стойких нарушений голоса логопедическими упражнениями не утратила своей актуальности и в настоящее время.

    Наиболее распространенными и многообразными являются функциональные нарушения голоса. Они не сопровождаются воспалительными или какими-либо анатомичесми изменениями гортани. Встречающиеся в педагогической литературе утверждение о более легком устранении функциональных нарушений, по сравнению с органическими, весьма спорны, так как первые представляют для специалистов значительные трудности в связи со сложностью их этиологии и патогенеза.

    Причины функциональной патологии могут быть самые разнообразные: голосовое переутомление, плохая постановка голоса, различные инфекционные заболевания и влияние психических факторов. Иногда несколько из перечисленных причин выступают в совокупности и определение «пускового» момента затруднительно.

    Длительно протекающие функциональные изменения могут вызывать псевдоорганические наслоения в виде гиперемии (покраснения) слизистой оболочки гортани, отечности и утолщения голосовых складок. Все это затрудняет диагностику функциональных нарушений, которые могут рецидивировать, а лица, страдающие такой патологией, склонны к фиксации на своем дефекте длительное время.

    К периферическим функциональным нарушениям относятся фонастения, гипо- и гипертонусные афонии и дисфонии.

    1) Фонастения — нарушение голоса в ряде случаев, особенно на начальных стадиях, не сопровождаемое видимыми объективными изменениями в голосовом аппарате. Данное нарушение имеет профессиональный характер и развивается у лиц голосоречевых профессий.

    Проявляется фонастения в нарушении координации дыхания и фонации, невозможности владения голосом — усиливать и ослаблять звучание, в появлении детонации и ряда субъективных ощущений. Острые формы могут сопровождаться афонией.

    В литературе нет единой точки зрения на причину возникновения фонастении. Одни исследователи считают причиной психические травмы и эмоциональные перегрузки. Другие видят причину в несоблюдении охранительного голосового режима при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей.

    А. Митронович-Моджеевска относит фонастению к двигательным неврозам и считает ее врожденным координационным нарушением.

    Аналогичные нарушения, возникающие вследствие перенапряжения и утомления голосового аппарата, она квалифицирует как ложную фонастению четко разграничивает ее с врожденной. Отечественные следователи такого разделения не придерживаются.

    2) Гипотонусная дисфония (афония) обусловлена, как правило, двусторонними миопатическими парезами, т.е. парезами внутренних мышц гортани. Они возникают при некоторых инфекциях (ОРВИ, гриппе, дифтерии), а также при сильном перенапряжении голоса. Страдают мышцы суживающие голосовые складки. При функциональных нарушениях внутренних мышц гортани повреждение затрагивает одну мышцу, чаще одну пару мышц (поскольку почти все они парные). При гипотонусе голосовые складки в момент фонации полностью не смыкаются, между ними остается щель, форма которой зависит от того, какая пара мышц страдает (рис. 4).

    Патология голоса может проявляться от легкой осиплости до афонии с явлениями голосового утомления, напряжения и боли в мышцах шеи, затылка грудной клетки.

    3) Гипертонусные (спастические) нарушения голоса связаны с повышением тонуса гортанных мышц с преобладанием тонического спазма в момент фонации. Причины возникновения полностью не изучены, но развиваются спастические дисфонии и афонии у лиц, форсирующих голос.

    Гипертонус может охватывать голосовые и вестибулярные складки. При попытках фонации голос или не возникает совсем, или появляется резко искаженный, глухой звук. Иногда наблюдается отсутствие смыкания голосовых складок (гипотонус) с напряженным смыканием вестибулярных (гипертонус). Образующийся при этом специфический грубый, монотонный звук называют ложноскладочным.

    Перегрузка голосового аппарата при несоблюдении охранительного режима в период мутации может привести к нарушению функции внутренних мышц гортани в виде гипо- и гипертонуса.

    4) Ринофония и ринолалия стоят несколько обособленно среди других голосовых нарушений, так как их патофизиологический механизм заключается в неправильной функции мягкого нёба органического или функционального характера. При закрытой ринофонии носовые согласные приобретают ротовое резонирование, гласные теряют звучность, тембр становится неестественным.

    Открытая ринофония проявляется в патологической назализации всех ротовых звуков, голос при этом слабый, сдавленный. Дефекты голоса помимо нарушенного резонирования обусловлены тем, что мягкое нёбо функционально связано с внутренними мышцами гортани и влияет на симметрию и тонус голосовых складок. По данным И.И. Ермаковой (1984), ринолалия в 70-80% сопровождается фонастенией и гипотонусной дисфонией.

    К функциональным нарушениям голоса центрального происхождения относится функциональная, или психогенная, афония. Возникает она внезапно как реакция на психотравмирующую ситуацию у лиц, склонных к истерическим реакциям, чаще у девочек и женщин. При полном отсутствие голоса сохраняются звучный кашель и смех, это является важным диагностическим признаком. Форма несмыкания голосовых складок при обследовании очень изменчива, что тоже свидетельствует о психогенном нарушений. Функциональная афония может протекать длительно, а после восстановления голоса возможны рецидивы.

    К центральным функциональным нарушениям относятся психогенные, или истерические, или гипокинетические (СНОСКА: Гипокинезия гортани — пониженная двигательная функция гортани) афонии и дисфонии. У детей они встречаются редко, чаще у истеричных девочек в пубертатном периоде.

    На истерическом невротическом фоне при наличии сильного эмоционального стресса возникает очаг запредельного торможения в центральной нервной системе, в результате чего нарушается регуляция процесса голосообразования со стороны коры головного мозга, прекращается подача нервных импульсов определенной частоты к голосовым складкам. При этом часто диагностируется паралич возвратного нерва (функциональный, истерический), а также дряблость, слабость мышц гортани.

    Голос может появиться неожиданно на фоне эмоциональной лабильности, исчезновения истерических реакций. В других случаях происходит закрепление патологического рефлекса голосообразования и возникает стойкая афония или дисфония, требующая специального психоневрологического и логопедического воздействия.

    источник

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *