Меню Рубрики

Сестринский уход при остром ларингите у детей

Категория: Сестринское дело в педиатрии/Болезни детей грудного возраста

Ларингит — воспаление слизистой оболочки гортани. Основными симптомами заболевания являются сначала грубый, сухой, затем влажный «лающий» кашель, охриплость или осиплость голоса, иногда афония. Если воспалительный процесс распространяется на голосовые связки и подсвязочное пространство, то появляются клинические симптомы стенозирующего ларингита (ложный круп или острый стеноз гортани). Стенозирующий ларингит встречается обычно у детей от 6 месяцев до 3 лет с аллергической настроенностью.

В основе развития ложного крупа лежат:

  • воспалительный отёк слизистой оболочки;
  • закупорка просвета гортани мокротой;
  • рефлекторный спазм гортани.

Острый стеноз гортани характеризуется триадой симптомов: стенотическим дыханием (с затруднённым вдохом), изменением голоса и грубым кашлем. Обычно ложный круп развивается внезапно, чаще среди ночи. Ребёнок становится беспокойным, появляются кашель, осиплый голос, шумное дыхание, слышное на расстоянии, отмечается бледность кожных покровов.

В зависимости от выраженности стеноза и дыхательной недостаточности выделяют 4 степени тяжести крупа:

  • I степень стеноза (компенсированная) характеризуется наличием грубого, «лающего» кашля, осиплого голоса, шумного дыхания с небольшим втяжением яремной ямки при плаче или физической нагрузке;
  • стеноз II степени сопровождается более выраженными нарушениями состояния: появляется беспокойство, учащается кашель, одышка становится постоянной с участием в акте дыхания вспомогательной мускулатуры. Развивается выраженный цианоз носогубного треугольника;
  • III степень (декомпенсированная) — ребёнок возбуждён, беспокоен, испуган, мечется в постели. Кожа бледно-цианотичная, покрыта липким, холодным потом, отмечается цианоз губ и акроцианоз. Резко выражена одышка с глубоким втяжением на вдохе эпигастральной области и всех податливых мест грудной клетки. Пульс частый, становится парадоксальным, тоны сердца глухие;
  • IV степень (асфиксия) — ребёнок в изнеможении падает, запрокидывает голову, тщетно пытается вдохнуть, хватает воздух открытым ртом. Быстро нарастает цианоз, могут появиться судороги. Пульс слабого наполнения, нерегулярный, тоны сердца приглушены. Постепенно дыхание прекращается. Тоны сердца замирают, и после беспорядочных сокращений сердце останавливается.

Лечение должно быть направлено на предупреждение скопления слизи в просвете дыхательных путей. С этой целью назначают:

  • средства, разжижающие мокроту: тёплое щелочное питьё (раствор натрия бикарбоната или «Боржоми» с молоком), содовые ингаляции, протеолитические ферменты (трипсин, террелитин, ацетилцестеин), йодистый калий;
  • отхаркивающие средства: мукалтин, бромгексин, отхаркивающие микстуры (алтей, термопсис), отвары трав (мать-и-мачеха, шалфей, зверобой, чебрец);
  • бронхолитики — при необходимости снятия бронхоспазма (ингаляции с эуфиллином, эфедрином, бронхолитин или солутан — внутрь, в тяжёлых случаях — эуфиллин в/в).

При отсутствии лихорадки и симптомов сердечно-сосудистой недостаточности используется рефлекторная терапия: горячие ножные ванны, горчичники на грудную клетку и к икроножным мышцам, озокеритовые «сапожки».

Самым важным моментом ухода при ларингите является соблюдение «голосового режима», то есть создание покоя голосовым связкам. Ребёнка следует поместить в отдельную палату, обеспечив психический и физический покой, полноценный сон, свежий прохладный воздух, индивидуальный уход, при бодрствовании — организовать отвлекающий досуг.

  1. Тульчинская В. Д., Соколова Н. Г., Шеховцова Н. М Сестринское дело в педиатриии. Серия ‘Медицина для вас’. Ростов н/Д: Феникс, 2000.
  2. Бисярина В.П. Детские болезни с уходом за детьми и анатомо-физиологическими особенностями детского возраста — Москва: Медицина, 1981.

источник

Тема: Сестринский уход при заболеваниях органов дыхания у детей

4-Острый стенозирующий ларинготрахеит ( клиника стеноза

1-4 ст., помощь на догоспитальном этапе)

5 – Острый бронхит ( клиника, лечение)

6 – Острый обструктивный бронхит;

8 – Острая пневмония: классификация, клиника, лечение. Особенности течения пневмонии у новорожденных

9- интерстициальная пневмония

10- Бронхиальная астма: особенности клиники и лечения у детей.

Заболевания органов дыхания.

1. Вирусы (риносинтициальный, аденовирус, вирусы гриппа и парагриппа).

2. Микроорганизмы ( стрептококки, стафилококки и пневмококки).

3. Аллергены (чаще всего пыльца растений, шерсть домашних животных, домашняя пыль и др.).

— неблагоприятный преморбидный фон (ЭКД, ЛГД, гипотрофия, рахит, анемия)

— неблагоприятные социально – бытовые условия

— АФО строения органов дыхания – узость просветов дыхательных путей,быстрое развитие отёка слизистой гортани и др.

-это воспаление слизистой оболочки носа, вызывается чаще всего риновирусами.

Клиника: — начало заболевания постепенное;

— появляется лёгкое недомогание, затруднение носового дыхания, м. б. чихание;

— появляются водянисто – слизистые выделения из носа, которые в дальнейшем могут стать слизисто – гнойными;

— температура нормальная, редко субфебрильная;

У детей раннего возраста протекает тяжело т. к. нарушается акт дыхания и сосания.

Начало внезапное, температура нормальная , резко возникает заложенность носа из-за отёка слизистой и появляются обильные водянисто-слизистые выделения.

— капли в нос в начале сосудосуживающие ( длянос, називин, назол и др.) и противовирусные ( интерферон , гриппферон и др. ) При присоединении вторичной инфекции – протаргол, пиносол и др.

— Ножные ванны, горчичные носочки. Физиотерапия (УФО, УВЧ – на пятки).

При аллергическом рините – антигистаминные препараты , капли в нос – кромогексал, виброцил.

Осложнения ринита: воспаление придаточных пазух гайморит, фронтит и отит – воспаление среднего уха.

— это воспаление слизистой задней стенки глотки.

— отмечается першение в горле, сухость, умеренные боли при глотании, сухой кашель.

— при осмотре – слизистая задней стенки глотки зернистая, отечная, гиперемирована, иногда по ней стекает слизь.

— это воспаление слизистой оболочки гортани (вызывается чаще вирусами парагриппа и гриппа).

клиника — осиплость голоса, лающий кашель, субфебрильная температура, общее недомоганием;

— при осмотре – гиперемия и отёк слизистой глотки ( при правильном лечении к 5-7 дню температура нормализуется, кашель становится продуктивным, ребёнок начинает выздоравливать. В противном случае воспалительный процесс переходит па голосовые связки и подвязочное пространство, возникают осложнения.

Острый стенозирующий ларинготрахеит

— это воспаление слизистой оболочки гортани, связок и трахеи.

К симптомам ларингита (осиплость голоса, лающий кашель) присоединяются симптомы стеноза гортани.

Выделяют 4 степени тяжести стеноза гортани

1 степень ( стеноз компенсированный):

— дыхание становится шумным, появляется небольшой цианоз носогубного треугольника;

— одышки в покое нет, она появляется при беспокойстве ребенка (при крике, во время кормления).

— тахикардия соответствует температуре ( на 1 градус выше нормы t – ЧСС увеличивается на 10-20 ударов в 1 мин.)

2 степень (неполная компенсация):

Ребенок становится беспокойным, чаше возникают периоды затруднённого дыхания, сопровождаясь втяжением податливых мест грудной клетки при вдохе ( межрёберных промежутков, ярёмной ямки, над и подключичных ямок );

— одышка в покое инспираторного характера;

— тахикардия не соответствует температуре;

— ребенок бледный, температура повышена до 38гр. и ↑.

цианоз носогубного треугольника и конечностей;

— дыхание в лёгких ослаблено.

— отмечается значительное затруднение дыхания с выраженным втяжением податливых мест грудной клетки;

— ребёнок крайне беспокойный ( он испуган, мечется в постели);

— кожа цианотичная, температура повышена до высоких цифр;

— появляются первые признаки сердечно- сосудистой недостаточности (цианоз губ и языка, влажные хрипы в легких).

4 степень (стадия асфиксии):

Сознание спутано, дыхание частое и поверхностное, пульс нитевидный, брадикардия.

Лечение только в стационаре! Т.к. тяжесть нарастает очень быстро.

Помощь на догоспитальном этапе:.

1.Вызвать скорую помощь для госпитализации

2. Успокоить ребенка, снять стесняющую одежду

3. Обеспечить теплый, влажный воздух ( или паровые ингаляции )

4. Теплое щелочное питье давать маленькими порциями и часто ( минеральная вода, чай, молоко с содой).

5. Горячие ручные или ножные ванны (t воды 40°).

6.Горчичники на икроножные мышцы.

7. В нос сосудосуживающие капли (нафтизин, галазолин).

8. Спазмалитики (но-шпа, папаверин) по назначению врача или фельдшера СП

9. Жаропонижающие (парацетамол-10 мг/кг )

В стационаре проводятся ингаляции с муко- и бронхолитиками, в/в инфузионная терапия, антибиотики, гормоны – в тяжелых случаях, мочегонные.

При стенозе 3-4 ст.- лечение в реанимации.

Это воспаление слизистой оболочки бронхов.

— нарушается самочувствие, температура субфебрильная до 38,5 гр.;

— в легких жёсткое дыхание, выслушиваются сухие хрипы, но могут быть и влажные разнокалиберные , проводного характера, над обеими лёгочными полями, непостоянные. Длительность заболевания 1-2 недели, к 5-7 дню температура понижается, кашель становится продуктивным.

У детей с преморбидным фоном (ЭКД, ЛГД, гипотрофия, рахит, анемия) может наблюдается затяжное течение до 3-4 недель.

Лечение чаще на дому, но у детей до 1 года и ослабленных в стационаре:

— постельный режим только на период повышения температуры;

— обильное тёплое, щелочное питье;

— фитотерапия (отвары трав: мать – и – мачеха, фиалка, чебрец, калина и др.);

— отвлекающая терапия на грудную клетку( компрессы, растирки);

— отхаркивающие средства (мукалтин, пертусин, корень солодки; микстура с термопсисом, бромгексин, лазолван);

— антигистаминные – детям с аллергией и аллергическим бронхитом;

антибиотики (только детям раннего возраста и ослабленным) дают с
целью предупреждения осложнений, при выраженной интоксикации.

— Противовирусные препараты (гриппферон, виферон, арбидол).

Острый обструктивный бронхит

Встречается у детей раннего возраста. К клинике простого бронхита присоединяется обструкция (отёк слизистой , спазм бронхов и их закупорка вязкой обильной мокротой). При этом отмечается удлиненный, свистящий выдох т.е. одышка экспираторного характера).

Лечение то же + бронхолитики ( беродуал), в тяжёлых случаях гормоны.

— воспаление мелких бронхов и бронхиол. Встречается чаще у грудных детей. Состояние очень тяжёлое, температура повышена, выражена одышка до 60-90 в минуту экспираторного или смешанного характера.

При осмотре: цианоз кожи или мраморность, тахикардия. В лёгких выслушивается масса влажных хрипов мелкопузырчатых и крепитирующих над обеими лёгочными полями, а при полной обструкции дыхание не прослушивается .

Аусткультативная картина в лёгких при бронхитах в течение суток постоянно меняется (хрипы то есть , то нет).

Лечение в стационаре как при обструктивном бронхите, но здесь обязательно а/б, дезинтоксикационная терапия, противовирусные препараты ,ингаляции с муколитиками и бронхолитиками.

— это воспаление легочной ткани. Встречается очень часто, особенно у детей раннего возраста. Вызывается чаще кокками (пневмококками, стафилококками); гемофильной палочкой, хламидиями, микоплазмами, у новорожденных – вирусами.

Классификация пневмонии по локализации процесса:

1- Очаговая – (очаги диаметром 0,3-0,5-1 см чаше всего в верхней и средней долях легкого). Процесс может быть двух- или односторонний.

2 – Сегментарная – процесс занимает полностью один сегмент.

3 – Полисегментарная –воспалительный процесс распространяется на несколько сегментов. Вариант полисегментарной – крупозная пневмония, которая вызывается пневмококками, процесс занимает целую долю (верхнюю или нижнюю) чаще правого лёгкого. Встречается редко, протекает тяжело.

Интерстициальная — воспаление соединительной ткани лёгкого.

Клиника (общая): начало постепенное, чаще на фоне ОРЗ на 3-5 день; может быть острое – при крупозной пневмонии

— температура высокая, плохо поддается снижению
жаропонижающими средствами;

— выраженная интоксикация: вялость, слабость, сильная головная боль , отказ от еды;

— бледность и мраморность кожи, параорбитальный цианоз и цианоз носогубного треугольника;

— у детей раннего возраста может быть абдоминальный синдром (боли в животе, срыгивание и рвота);

— кашель (в начале сухой, затем с мокротой);

— может быть одышка смешанного или инспираторного характера, ЧДД больше 40- у старших детей, больше 50-60 у младших;

— при перкуссии отмечается притупление легочного звука над очагом воспаления;

— при аускультации- дыхание жёсткое, над очагом воспаления в первые дни ослаблено, затем появляются влажные, постоянные, хрипы (в одном месте), не связанные с актом дыхания, мелкопузырчатые или крепитирующие.

— на Rg – грамме видны очаги инфильтрации в виде затемнений.

— в общем анализе крови-лейкоцитоз со сдвигом влево, СОЭ↑.

Особенности пневмонии у новорожденных:

— температура не высокая (субфебрильная);

— выражена ДН (цианоз, одышка до 80-100 в минуту, раздувание крыльев носа при дыхании);

— при аускультации хрипы не выслушиваются.

1- Госпитализируют новорожденных и детей раннего возраста , старшие дети могут лечиться амбулаторно.

2- Режим щадящий – младших детей необходимо чаще брать на руки для улучшения вентиляции лёгких. У старших детей постельный режим только на время повышения температуры.

3- Организация питьевого режима (в острый период объем жидкости ↑на 700- 1000 мл).

4- Диета: полноценное питание по возрасту.

5- Антибиотики в/м , в/в или энтерально, в зависимости от тяжести состояния (амоксициллин, аугментин,флемоксин-солютаб). При крупозной пневмонии сочетание цефалоспоринов с пенициллинами, при подозрении на микоплазменную инфекцию (амоксициллин, азитромицин).

6- Дезинтоксикационная терапия (в/в капельно глюкозо-солевые растворы).

8- Симптоматическое лечение (жаропонижающие, бронхо – и муколитики ).

9- Фитотерапия (см. лечение бронхитов)

10- Физиолечение (УВЧ, электрофорез с лекарственными препаратами, ЛФК, массаж, кислород, дренажное положение).

11- Диспансерное наблюдение в течение года.

Вызывается вирусами, пневмоцистами, микоплазмами, реже грибами и стафилококками. Она встречается у недоношенных и новорожденных, а чаще в школьном возрасте – у ослабленных детей на фоне дистрофии, аллергического диатеза, ИДС.

Клиники: появляются симптомы интоксикации, повышение температуры. Быстро развивается дыхательная недостаточность: ЧД 80-100 в минуту, выраженный цианоз, дыхание ослабленное, хрипы не выслушиваются, тахикардия. Кашель частый, мучительный, приступообразный. На рентгенограмме – отмечается снижение прозрачности ткани легкого.

Это заболевание, характеризующееся обратимой обструкцией дыхательных путей, вызванной хроническим аллергическим воспалением и гиперреактивностью бронхов. БА проявляется у детей периодически возникающим приступообразным кашлем и приступами удушья.

Читайте также:  Белый налет на горле при ларингите

Наследственная предрасположенность к аллергии. Факторы, вызывающие сенсибилизацию организма:

— бытовые (домашняя пыль, содержащая микроскопических
клещей)

— пыльцевые (пыльца растений, деревьев, трав)

— эпидермальные (шерсть, волосы, перхоть животных)

Способствуют возникновению заболевания у ребенка – осложненное течение беременности у матери, нерациональное питание, табачный дым.

Обострение заболевания могут вызвать:

— физическое и эмоциональное напряжение;

— неблагоприятные погодные условия (сырость, туман);

— загрязнение окружающей среды (дым, химические выбросы).

Клиника:У детей приступу удушья предшествует период предвестников, который длится от нескольких часов до 2-3 суток. Ребенок становится беспокойным, раздражительным, нарушается сон, появляется чихание, заложенность и серозные выделения из носа, навязчивый сухой кашель и головная боль.

Приступ удушья – чаще развивается ночью, появляется чувство нехватки воздуха, экспираторная одышка. Вдох короткий, выдох в 2-3 раза длиннее вдоха. На расстоянии слышны свистящие хрипы. Старшие дети принимают вынужденное положение: сидя, наклонившись вперед. В дыхании учувствует вспомогательная мускулатура, беспокоит кашель с вязкой густой, трудно отделяемой мокротой. При перкуссии грудной клетки – коробочный звук, при аускультации – дыхание ослаблено, большое количество сухих и влажных хрипов. В конце приступа выделяется густая мокро

Если приступы не купируются 6-8 часов развивается астматический статус, при этом нарастают признаки ДН: усиливается эмфизема, выслушивается вначале множество сухих и влажных хрипов, которые затем исчезают, дыхание становится резко ослабленным («немое легкое»). Развивается гипоксическая кома: состояние крайне тяжелое, сознание отсутствует, общий цианоз, дыхание редкое поверхностное, гипотония.

1- разобщение с причинно значительным аллергеном;

2- воздействие на хроническое аллергическое воспаление бронхов –
(базисная терапия);

3 – проведение мероприятий по купированию приступа астмы.

При лечении бронхиальной астмы предпочтителен ингаляционный путь введения препарата — это позволяет получить быстрый эффект. Медикаментозное лечение проводится под контролем ФВД ( функции внешнего дыхания).

В качестве базисной терапии применяют:

2. Ингаляционные кортикостероиды (ИКС) и системные кортикостероиды – метилпреднизолон (бекламетазон).

В период приступа БА – назначают следующие бронхолитические препараты:

1- В2— адреномиметики короткого действия (сальбутамол, фенотерол и др.;

2 – теофиллины короткого действия (эуфиллин) в сочетании с преднизолоном (в/в капельно).

Часто используют при приступе БА комбинированные препараты- беродуал, дитэк. Они оказывают более длительный эффект.

Больных с тяжёлым приступом или астматическим статусом переводят в отделение интенсивной терапии.

В постприступном периоде ребенок продолжает получать базисную терапию до достижения устойчивой ремиссии.

Введение ингаляционных аэрозолей проводится с помощью небулайзера.

Небулайзер — приспособление, обеспечивающее поступление раствора лекарственного препарата в смеси с кислородом через маску, под давлением .

источник

Острый ларинготрахеит— это острое воспаление сли­зистой оболочки гортани и дыхательных путей.

Особенно часто встречается у детей раннего возраста на фоне ОРВИ или других инфекционных заболеваний (кори, дифтерии, коклюше и др.).

Возбудители заболевания:

— вирусы (парагриппа, кори, рино- и аденовирусы);

— гемолитический стрептококк группы А;

Предрасполагающие факторы развития острого ларинготрахеита:

— анатомо-физиологические особенности гортани: узость просвета дыхательных путей, быстрое развитие отека слизистой, рыхлость клетчатки и подсвязочного аппарата гортани;

— склонность детей раннего возраста к ларингоспазму;

— фоновые состояния (аллергический диатез).

Механизм развития заболевания.

Вследствие острого воспаления, отека, инфильтрации голосовых связок, подсвязочного пространства и возникаю­щего за этим спазма мускулатуры, закрывается голосовая щель, развивается картина стеноза — сужения гортани (ост­рый ларингит).Воспалительный процесс может распростра­няться на трахею (острый ларинготрахеит)и бронхит. На­рушение вентиляции легких приводит к ОДН.

Острый ларинготрахеит, протекающий при ярко выра­женных явлениях стеноза, носит еще название крупа или острого стенозирующего ларинготрахеита.

Различают 4 степени стеноза гортани:

1 степень (компенсированная).

2 степень (субкомпенсированная).

3 степень (декомпенсированная).

Клинические признаки острого стенозирующего ларин­готрахеита:

Возникает чаще ночью внезапно, характеризуется триа­дой симптомов:

— грубым кашлем (лающим, каркающим);

— изменением голоса (осиплостью, дисфонией);

— шумным стенотическим дыханием (с участием вспомо­гательной мускулатуры).

— кашель сухой, навязчивый, переходящий в лающий;

— состояние ухудшается, выражено беспокойство ребенка, чувство страха, потливость;

— голос осипший, кашель лающий;

— дыхание стенотическое, инспираторная одышка при нагрузке.

— состояние ребенка тяжелое, периоды беспокойства сме­няются периодами адинамии, заторможенности;

— нарастают признаки дыхательной недостаточности: акроцианоз в покое, переходящий в генерализо­ванный, при аускультации — дыхание ослаблено:

— изменения со стороны сердечно-сосудистой системы: та­хикардия, снижение АД.

— крайне тяжелое состояние ребенка, адинамия, затормо­женность, сонливость, выраженная бледность;

— аритмичное поверхностное или парадоксальное («ры­бье») дыхание;

— изменения со стороны сердечно-сосудистой системы: АД резко снижено, брадикардия.

-периодически возникают судороги.

Основные принципы лечения острого стенозирующего ларинготрахеита.

При первой степени стеноза, возможно лечение в до­машних условиях, начиная со второй — обязательная госпи­тализация в стационар.

1. Режим, щадящий с удлиненным сном.

2. Оксигенотерапия с обогревом и увлажнением вдыхаемо­го воздуха.

3. Гормонотерапия: преднизолон или гидрокортизон (на­чиная со второй степени).

4. Противомикробная терапия (по показаниям).

5. Ингаляции с муколитиками и бронхолитиками.

7. Антигистаминные препараты.

Сестринский уход.

Выявление настоящих и потенциальных проблем, нару­шенных потребностей больного ребенка и членов его семьи.

Возможные проблемы пациента:

— дефицит жидкости из-за гипервентиляции легких и недостаточного потребления;

— неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания, тяже­лая реакция на госпитализацию;

— страх перед манипуляциями и др.;

— риск возникновения тяжелых осложнений;

Сестринское вмешательство.

1. Информировать родителей о причинах развития стенозирующего ларинготрахеита, клинических проявлениях, профилактике, возможном прогнозе.

2. Убедить родителей в необходимости срочной госпитализации ребенка для ока­зания неотложной квалифицированной медицинской по­мощи и обеспечения благополучного исхода заболевания, оказать помощь в госпитализации.

3. Вовлекать родителей в планирование и реализацию сестринского ухода. Обучить их уходу за больным ребен­ком. Создать спокойную обстановку, по возможности обеспечить удлиненный сон, избегать громких звуков, яр­кого света.

4. Постоянно оценивать жизненно важные функции: ЧДД, ЧСС, АД, сознание, цвет кожных покровов и пр.

5. Своевре­менно выполнять назначения врача и оценивать эффектив­ность проводимой терапии.

6. Уметь оказать неотложную помощь при развитии при­ступа ложного крупа:

7. Применять методы отвлекающей терапии.

8. Научить родителей различным методам увлажнения воздуха в помещении (аэроионизатором, влажными про­стынями, травяными аэрозолями).

9. Своевременно саниро­вать дыхательные пути (промывать носовые ходы физио­логическим раствором, отсасывать содержимое из носа резиновым баллончиком).

10. Несколько раз в день проводить паровые ингаляции с бронхо- и муколитиками, чаще давать теплое щелочное питье (молоко пополам с Боржо­ми) и отхаркивающие настои из трав.

11. Заранее готовить ребенка к манипуляциям и дополнитель­ным методам обследования (инъекциям, ингаляциям, взятию мазков из зева и носа, исследованию крови) с помощью терапев­тической игры, учитывая возраст ребенка, любые процедуры проводить только тогда, когда ребенок спокоен.

12. Обеспечить ребенка легко усвояемой полужидкой пи­щей в соответствии с его возрастом и состоянием, давать ча­ще витаминизированное питье (отвар шиповника, сладкие фруктовые соки, разведенные водой, компоты).

13. Оказывать психологическую поддержку родителям и предоставлять интересующую информацию на разных стади­ях развития заболевания.

14. После выписки из стационара рекомендовать родителям продолжить динамическое наблюдение за ребенком врачом-педиатром.

15. Вне обострения заболевания посоветовать роди­телям, проводить ребенку общеукрепляющие мероприятия: организовать длительные прогулки на свежем воздухе, про­должить комплексы массажа и дыхательной гимнастики, по­степенно начать закаливающие процедуры, придерживаться гипоаллергенной диеты и пр.

СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ОСТРЫХ БРОНХОЛЕГОЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ.

Острый бронхит.

— это воспалительный процесс слизистой оболочки бронхов, сопровождающийся кашлем и выделением слизи.

Поражение бронхов часто сочетается с воспалением слизистой оболочки трахеи, что приводит к развитию трахеобронхита.

Иногда при бронхите поражаются мелкие бронхи и бронхиолы, что клинически протекает с явлениями бронхиолита.

— бактериальная инфекция (пневмококки, стафилококки, гемофильная палочка и др.);

— микоплазменная и цитомегаловирусная ин­фекции (особенно часто в последнее время).

Факторы риска развития бронхита:

— переохлаждение (влажные, холодные климатические условия);

— неблагоприятная экологическая обстановка (загрязнение окружающей среды токсичными газами и прочими вред­ными веществами);

— пищевая, лекарственная, бытовая аллергия;

— хронические очаги инфекции;

Механизм развития бронхита.

Для бронхита характерно наличие признаков воспаления бронхиального дерева (без поражения легочной ткани), отек слизистой оболочки, скопление патологического секрета в просвете бронхов, приво­дящего к нарушению бронхиальной проходимости.

Основные клинические проявления острого бронхита.

Основные признаки острого бронхита:

— умеренно выраженные симптомы интоксикации;

-субфебрильная температура тела;

— кашель вначале сухой, надрывистый, болезненный, без выделения мокроты, усиливающийся по ночам;

— с 3-го дня — кашель становится влажным с отделением слизистой мокроты;

— при аускультации в легких прослушиваются сначала сухие и влажные хрипы,

Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 4875; Нарушение авторского права страницы

источник

Сестринское вмешательство. 1. Информировать родителей о причинах развития стенозирующего ларинготрахеита, клинических проявлениях

1. Информировать родителей о причинах развития стенозирующего ларинготрахеита, клинических проявлениях, профилактике, возможном прогнозе.

2. Убедить родителей в необходимости срочной госпитализации ребенка для ока­зания неотложной квалифицированной медицинской по­мощи и обеспечения благополучного исхода заболевания, оказать помощь в госпитализации.

3. Вовлекать родителей в планирование и реализацию сестринского ухода. Обучить их уходу за больным ребен­ком. Создать спокойную обстановку, по возможности обеспечить удлиненный сон, избегать громких звуков, яр­кого света.

4. Постоянно оценивать жизненно важные функции: ЧДД, ЧСС, АД, сознание, цвет кожных покровов и пр.

5. Своевре­менно выполнять назначения врача и оценивать эффектив­ность проводимой терапии.

6. Уметь оказать неотложную помощь при развитии при­ступа ложного крупа:

7. Применять методы отвлекающей терапии.

8. Научить родителей различным методам увлажнения воздуха в помещении (аэроионизатором, влажными про­стынями, травяными аэрозолями).

9. Своевременно саниро­вать дыхательные пути (промывать носовые ходы физио­логическим раствором, отсасывать содержимое из носа резиновым баллончиком).

10. Несколько раз в день проводить паровые ингаляции с бронхо- и муколитиками, чаще давать теплое щелочное питье (молоко пополам с Боржо­ми) и отхаркивающие настои из трав.

11. Заранее готовить ребенка к манипуляциям и дополнитель­ным методам обследования (инъекциям, ингаляциям, взятию мазков из зева и носа, исследованию крови) с помощью терапев­тической игры, учитывая возраст ребенка, любые процедуры проводить только тогда, когда ребенок спокоен.

12. Обеспечить ребенка легко усвояемой полужидкой пи­щей в соответствии с его возрастом и состоянием, давать ча­ще витаминизированное питье (отвар шиповника, сладкие фруктовые соки, разведенные водой, компоты).

13. Оказывать психологическую поддержку родителям и предоставлять интересующую информацию на разных стади­ях развития заболевания.

14. После выписки из стационара рекомендовать родителям продолжить динамическое наблюдение за ребенком врачом-педиатром.

15. Вне обострения заболевания посоветовать роди­телям, проводить ребенку общеукрепляющие мероприятия: организовать длительные прогулки на свежем воздухе, про­должить комплексы массажа и дыхательной гимнастики, по­степенно начать закаливающие процедуры, придерживаться гипоаллергенной диеты и пр.

СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ОСТРЫХ БРОНХОЛЕГОЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ.

Острый бронхит.

— это воспалительный процесс слизистой оболочки бронхов, сопровождающийся кашлем и выделением слизи.

Поражение бронхов часто сочетается с воспалением слизистой оболочки трахеи, что приводит к развитию трахеобронхита.

Иногда при бронхите поражаются мелкие бронхи и бронхиолы, что клинически протекает с явлениями бронхиолита.

— бактериальная инфекция (пневмококки, стафилококки, гемофильная палочка и др.);

— микоплазменная и цитомегаловирусная ин­фекции (особенно часто в последнее время).

Факторы риска развития бронхита:

— переохлаждение (влажные, холодные климатические условия);

— неблагоприятная экологическая обстановка (загрязнение окружающей среды токсичными газами и прочими вред­ными веществами);

— пищевая, лекарственная, бытовая аллергия;

источник

Острый ларингит у детей одно из самых распространенных заболеваний ЛОР-органов, особенно в осенне-зимний период года. Заболевание характеризуется осиплостью голоса либо полной его утратой (афония), сухим кашлем, болью в горле и одышкой.

Острый ларингит встречается на всей территории земного шара, но в регионах с холодным, влажным климатом или в странах с развитой промышленностью, которая способствует загрязнению окружающей среды частота возникновения заболевания выше. В среднем острый ларингит у детей составляет 30% случаев всех заболеваний верхних дыхательных путей.

Прогноз для данного заболевания благоприятный, выздоровление наступает у 100% больных через 5 – 15 дней.

  1. Бактериальная инфекция, среди которой самыми значимыми микроорганизмами являются:
    • стафилококковая флора (Staphylococcus aureus);
    • стрептококковая флора (Streptococcus pyogenes, Streptococcus viridans, Streptococcus pneumoniae);
    • гемофильная палочка (Haemophilus influenza, Haemophilus parainfluenzae, Haemophilus ducreyi);
    • листерии (Listeria monocytogenes);
    • легионелла (Legionella pneumophila);
    • микоплазма (Mycoplasma pneumonia);
    • хламидии (Chlamydia pneumoniae);
    • микобактерии (Mycobacterium avium, Mycobacterium marinom Mycobacterium leprae, Mycobacterium cansasii,);
    • уреаплазма (Ureaplasma urealyticum);
    • токсоплазма (Toxoplasma gondii);
    • анаэробоные микроорганизмы (Eubacter spp., Peptococcus spp., Clostridium perfringens, Bacteroides melaninogenicus, Propionibacterium spp.);
    • Bordetella pertussis;
    • Propionibacterium acne;
    • коринебактерии (Corynebacterium spp.);
    • Pasteurella multocida;
    • Moraxella catarrhalis;
  2. Вирусная инфекция:
    • грипп;
    • парагрипп;
    • корь;
    • коклюш;
    • краснуха;
    • ветряная оспа;
    • риновирусная инфекция;
    • аденовирусная инфекция.

Все вышеуказанные бактериальные и вирусные инфекции вызывают воспалительный процесс в слизистой оболочке гортани только при условии сниженного иммунитета у ребенка – способность организма бороться с чужеродными, болезнетворными агентами.

К факторам, которые снижают иммунитет, относят:

  • плохое питание;
  • авитаминоз;
  • частые переохлаждения;
  • длительный контакт с больными детьми;
  • заболевания эндокринной системы (сахарный диабет 1-го типа, наследственный гипотиреоз);
  • болезни обмена веществ, которые приводят к ожирению;
  • ВИЧ (вирус иммунодефицита человека).
Читайте также:  Беродуал для ингаляций при сухом кашле ребенку ларингит

По степени тяжести острый ларингит делят на:

В зависимости от осложнений острый ларингит делят на:

В зависимости от распространения воспалительного процесса выделяют:

  1. Катаральный острый ларингит, при котором воспаление захватывает только слизистую оболочку и симптомы заболевания скудны.
  2. Флегмонозный острый ларингит, который характеризуется поражением слизистого, подслизистого, мышечного слоев и хрящей. Симптомы данной формы ярко выражены и практически в 15 – 25% случаев такое воспаление сопровождается осложнением – абсцессом (полость, заполненная гноем) гортани.

Общие симптомы заболевания:

  • повышение температуры тела до 38,0 С при бактериальной инфекции или до 40,0 С при вирусной инфекции;
  • отсутствие аппетита;
  • потеря веса;
  • сухость кожных покровов и слизистых оболочек;
  • вялость;
  • апатия;
  • капризность;

У детей старшего возраста (от 12-ти до 18-ти лет):

  • нарушение памяти, внимания;
  • общая слабость;
  • снижение трудоспособности;
  • сонливость;
  • головные боли;
  • озноб;
  • ломота в теле.

Симптомы поражения гортани:

  • резкая, интенсивная боль в горле;
  • покраснение миндалин и язычка;
  • першение, чувство инородного тела в области глотки;
  • осиплость голоса;
  • афония;
  • лающий, сухой кашель, не приносящий облегчения;
  • одышка при минимальной физической нагрузке или в покое.
  1. Лабораторные методы обследования:
    • общий анализ крови, для которого характерным является увеличение количества лейкоцитов, сдвиг лейкоцитарной формулы влево с появлением в ней эозинофилов, палочкоядерных и сегментоядерных нейтрофилов, а так же увеличение СОЭ (скорости оседания эритроцитов);
    • общий анализ мочи, в котором будет наблюдаться повышение лейкоцитов и клеток плоского эпителия в поле зрения.
      Данные обследования не специфичны, но являются обязательными, так как по ним определяется степень воспалительной реакции в организме.
  2. Определение возбудителя заболевания:
    • Мазок со слизистой оболочки глотки.
      Врач-лаборант стерильным шпателем опускает вниз корень языка и одновременно ватным тампоном проводит по задней стенке глотки. Полученный материал сеют на питательную среду и помещают в термостат. Спустя 7 – 10 дней на питательной среде вырастают колонии микроорганизмов, которое и послужили развитию острого ларингита.
    • Микробиологическое исследование мокроты.
      Мокроту собирают утром в стерильную баночку и отвозят в микробиологическую лабораторию. Часть мокроты сеют на питательную среду и помещают в термостат, а другую часть непосредственно изучают под микроскопом.
      Данные методы позволяют со 100% точностью определить вид возбудителя инфекции и подобрать адекватное лечение, но минусом такой диагностики является время, так как заключение обследований можно получить только через 10 – 14 дней.
    • ПЦР (полимеразная цепная реакция) – выявление в крови повышенного титра антител к возбудителю. Метод применяется только при вирусных инфекциях.
  3. Инструментальные методы обследования:
    • Ларингоскопия – осмотр слизистой оболочки гортани при помощи эндоскопической трубки из оптического волокна. Применяется при тяжелой степени острого ларингита или при наличии осложнений.

Обычно родители больного ребенка изначально обращаются к педиатрам, а после прохождения вышеизложенного обследования наблюдаются у оториноларингологов (ЛОР-врачей). При возникновении осложнений все больные дети подлежат госпитализации в специализированные ЛОР-отделения.

Лечение ребенка должно быть комплексным и воздействовать как на причину воспаления, так и на борьбу с основными симптомами и возможными осложнениями.

При вирусном остром ларингите:

  • Ребенку до 1-го года назначается Лаферобион в ректальных свечах – по 1-й – 1 раз в сутки или в виде назальных капель – по 5 капель 1 раз в сутки. Длительность лечения – 3 дня.
  • Ребенку от 3-х лет назначают Гроприносин или Изопринозин внутрь натощак, доза препарата рассчитывается по массе тела, на 1 кг – 50 мг. Длительность лечения 7 – 10 дней.

При бактериальном остром ларингите:

    Ребенку до 3-х лет назначается Сумамед, так как препарат имеет удобную форму для приема – суспензию.
    Сумамед продается во флаконах в порошке с различной дозировкой, чтобы приготовить суспензию необходимо просто добавить к порошку то количество воды, которое предусмотрено в инструкции:
  • флакон, содержащий 100 мг азитромицина в 5 мл требует добавления 12 мл кипяченой воды;
  • флакон, содержащий 200 мг азитромицина в 5 мл требует добавления 9 мл кипяченой воды.

Препарат применяется внутрь 1 раз в сутки, перед каждым приемом необходимо тщательно перемешивать содержимое флакона и хранить его в холодильнике. Курс лечения – 3 дня.
Доза Сумамеда рассчитывается по весу ребенка:

Масса тела ребенка, кг Объем лекарственного препарата, мл
5 2,5
6 3
7 3,5
8 4
9 4,5
10 и более 5
  • Ребенку от 3-х лет назначаются антибактериальные препараты в таблетках: Аугментин по 625 мг 3 раза в сутки или Цефадокс по 200 – 400 мг 2 раза в сутки. Длительность лечения составляет 5 – 7 дней.
  • При повышении температуры тела назначается Нурофен в сиропе:

    • ребенку до 1-го года препарат назначается по 2,5 мг;
    • детям от 1-го до 6-ти лет по 5 – 7,5 мг;
    • от 6-ти до 12-ти лет по 10 – 15 мг.

    Кратность приема 3 раза в сутки. Длительность лечения – 7 дней.

    Детям, старше 12-ти лет препарат назначается в таблетках по 200 мг 2 раза в день.

    При развитии отека гортани препаратом выбора является Фенистил, доза лекарственного средства рассчитывается по возрасту:

    Возраст Доза препарата
    от 1-го месяца до 1-го года 3 – 10 капель
    от 1-го до 3-х лет 10 – 15 капель
    от 3-х до 12-ти лет 15 – 20 капель
    старше 12-ти лет 60 – 120 капель (3 – 6 мл)

    Длительность лечения ребенка составляет 7 – 10 дней.

    При возникновении кашля назначается Лазолван в сиропе детям до 12-ти лет по 2,5 – 5 мг 3 раза в сутки. Детям старше 12-ти лет – Амбротард по 30 мг (1 таблетка) 3 раза в день. Курс лечения – 10 дней.

    При возникновении одышки рекомендовано использование Беродуала или Сальбутамола путем ингаляции через специальный аппарат – небулайзер.

    На 1 ингаляцию детям до 6-ти лет необходимо 10 капель, от 6-ти до 12-ти лет – 20 капель и от 12-ти лет – 40 капель. Длительность лечения – 10 дней.

    Назначается после нормализации температуры тела и проводится в физиотерапевтическом отделении. Рекомендовано:

    Выбор препаратов, кратности приема и длительности лечения в каждом конкретном случае индивидуальный и решается Вашим лечащим врачом.

    • рациональное питание;
    • закаливание организма;
    • занятие физической культурой;
    • своевременное лечение воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей;
    • санитарно-просветительная работа среди населения.

    Ребенок начал жаловаться, что чешиться горло и начался сухой кашель. Врач поставил диагноз-ларингит. Назначил нам ингаляции с ромашкой и пастилки Исла-Минт. Комплексное лечение уже через несколько дней избавило ребенка от дискомфорта в горле и от приступов кашля.

    источник

    . Острый ларингит чаще всего является следствием заболевания выше- или нижележащих отрезков дыхательных путей. При первичном поражении гортани раздражители могут быть механическими, термическими, химическими и бактериальными. Острый ларингит наблюдается чаще у детей старшего возраста.

    Заболевание проявляется повышением температуры, общим недомоганием, появлением охриплости, иногда небольшой афонией. Дети старшего возраста жалуются на щекотание, пер-шение, ощущение заложенное™, сухость в горле. Одновременно появляется кашель с мокротой, количество которой может быть различным. Это заболевание сопровождается резко выраженной чувствительностью гортани, однако болевые ощущения почти отсутствуют. Затруднения дыхания обычно нет; оно лишь иногда наступает, когда процесс распространяется на подсвязочное пространство.

    У детей раннего возраста острый ларингит может осложниться бронхитом, пневмонией.

    Лечение. Важным моментом является соблюдение голосового режима — запрещается громкий разговор, крик. Из пищи исключают горячие и острые блюда. Рекомендуются обильное тепловое питье, горчичники, банки на грудь и на спину, ингаляции гндрокарбоната натрия (1—2% раствор), токи УВЧ, суль-фапиламидные препараты внутрь. При сильном кашле — кодеин внутрь (только детям после года), при обильной мокроте — отхаркивающие микстуры.

    Профилактика. При часто повторяющихся ларингитах показаны теплые обтирания на ночь, прохладные по утрам с целью укрепления организма.

    Острый стенозирующий ларинготрахеобронхнт у детей грудного возраста относится к числу частых и тяжелых осложнений при острых респираторно-вирусных заболеваниях. Наибольший подъем заболеваемости отмечается в осеине-зимний и зимне-весенний периоды. При этом заболевании воспалительный процесс распространяется не только на вход в гортань и область истинных голосовых связок, но и на подсвязочное пространство, при этом появляются затруднение дыхания и одышка.

    Внезапно среди ночи ребенок становится беспокойным, плачет, хватается руками за рот, кашляет громко, лающим кашлем, дыхание затруднено, вдох и выдох становятся шумными, часто сопровождаются втягиванием эпигастрия и яремных ямок; ребенок бледен, губы цианотичны. Постепенно дыхание становится более спокойным, ровным. Во время приступа и после него голос сохранен. В следующую ночь приступ может повториться; иногда болезнь ограничивается одним приступом.

    Ложный круп необходимо отличать от истинного (дифтерийного) крупа. Для ложного крупа характерны внезапное появление, быстрое окончание и сохранение голоса; при истинном крупе затруднение дыхания нарастает постепенно и не оканчивается быстро, голос постепенно пропадает.

    Прогноз при этом заболевании зависит от возраста ребенка, степени стеноза гортани, степени выраженности интоксикации, наличия осложнений (пневмонии) и сопутствующих заболеваний.

    Лечение: постельный режим, горчичники, банки на грудь и на спину, горчичные ножные ванны, увлажненный воздух в комнате (кипятить воду с камфорой или с листьями эвкалипта), обильное теплое питье, фруктовые соки.

    Показана внутриносовая гидрокортизон-новокаиновая блокада [1 мл (25 мг) эмульсии гидрокортизона и 1 мл 1 % раствора новокаина, по 0,5 мл этой смеси вводят подслизисто, в передние концы нижних носовых раковин с обеих сторон].

    Применяют тепловлажные ингаляции смесей, в состав которых могут входить в различных сочетаниях спазмолитические и противоотечные средства (эфедрин, адреналин, папаверин, эуфиллин), антигистаминные препараты (димедрол, пнполь-фен), гормональные препараты (преднизолон, эмульсия гидрокортизона), антибиотики широкого спектра действия. Ингаляции рекомендуется назначать 1—3 раза в день. На одну ингаляцию расходуют 3—5 мл раствора.

    При нарастании явлений стенотического дыхания хороший эффект дает парентеральное применение бронхолитических средств в сочетании с антигистаминными препаратами. Применяют этиотропные средства (противогриппозный гамма-глобулин, противогриппозная сыворотка, интерферон, оксолиновая мазь), а также антибиотики. Показаны ультрафиолетовое облучение области носа, грудины, стоп, токи УВЧ на область гортани, трахеи, парафиноозокеритовые «сапожки».

    При ухудшении общего состояния ребенка производят прямую поднаркозную ларинготрахеоскопию, продленную назотра-хеальную интубацию.

    источник

    Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    · Выявите проблемы больного ребёнка.

    · Составьте план сестринского ухода с обоснованием

    · Продемонстрируйте технику оксигенотерапии с применением носового катетера.

    1. Нарушены потребности: двигаться, выделять, спать, поддержание нормальной температуры тела, адаптации, поддерживать безопасность свою и окружающих, общаться, учиться.

    Ø Дефицит знаний о заболевании, способах лечения и профилактики

    Ø Повышение температуры тела

    Ø Риск аспирации рвотными массами

    Ø Риск развития осложнений

    Ø Риск заражения окружающих

    Повышение температуры тела

    Краткосрочная: снизить температуру тела в течение трёх дней

    Долгосрочная: устранить симптомы заболевания через 10 – 14 дней.

    План сестринского вмешательства

    Независимые сестринские вмешательства:

    — Обеспечение пациентке постельного режима и психического покоя

    — Организация регулярной влажной уборки и проветривания палаты

    — Обеспечения обильного приёма жидкости

    — Для снятия симптомов интоксикации

    — Обеспечение приёма пищи небольшими порциями по аппетиту, обязательный приём витаминизированной пищи и питья

    — Снижение нагрузки на желудочно – кишечный тракт

    — Повышение защитных сил организма

    — Обеспечение ухода за кожей и слизистыми (влажные обтирания кожи, полоскание полости рта)

    — Профилактика инфицирования кожи и слизистых

    — Обеспечение смены нательного и постельного белья по мере необходимости

    — Создание комфортных условий

    — Измерение температуры тела 2 раза в день, наблюдение за состоянием больной

    — Контроль состояния пациентки

    — Раннее выявление осложнений

    — Проведение беседы о заболевании с ребёнком и с родственниками

    — Для устранения дефицита знаний

    — Осознанное участие в уходе

    — Выполнит назначения врача:

    — применит физические методы охлаждения,

    — введёт жаропонижающие средства,

    — введёт средства этиотропной терапии

    Участковая медсестра активно посетила ребёнка 4 лет с диагнозом: ОРВИ.

    При сестринском обследовании были получены следующие данные: ребёнок стал плохо кушать, беспокоит кашель, который усилился и носит характер сухого, болезненного. Со слов мамы болен второй день. Сначала был насморк, кашель, затем повысилась температура до 38,20.

    Объективно: ребёнок активный, температура 37,30, носовое дыхание затруднено, слизистые выделения из носовых ходов, частый сухой кашель, частота дыхания 28 в 1 минуту, частота сердечных сокращений – 112 в 1 минуту, зев умеренно гиперемирован, налётов нет.

    1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено.

    2. Выявите проблемы больного ребёнка.

    4. Составьте план сестринского ухода с обоснованием

    5. Продемонстрируйте технику проведения горячей ножной ванны.

    1. Нарушены потребности: дышать, питаться, спать, поддержание нормальной температуры тела, адаптации, поддерживать безопасность свою и окружающих, общаться.

    Ø Неэффективное очищение дыхательных путей

    Ø Повышение температуры тела

    Ø Дефицит знаний о заболевании, способах лечения и профилактики

    Ø Риск развития осложнений

    Ø Риск инфицирования окружающих

    Краткосрочная — кашель станет влажным и безболезненным к концу недели

    Читайте также:  Беродуал для ингаляций при ларингите инструкция по применению

    Долгосрочная – устранить кашель и другие симптомы заболевания к моменту выписки.

    План сестринского вмешательства

    — Обеспечение тёплого обильного питья, дополнительного витаминизированного питания

    — Для облегчения кашля и повышения защитных сил организма

    — Проведение беседы о заболевании

    — Устранения дефицита знаний

    — Профилактика возможных осложнений

    — Обеспечит проведение регулярной влажной уборки и проветривания помещения

    — Проконтролирует приём лекарственных препаратов по назначению врача

    — Выполнит назначения врача:

    — введёт лекарственные средства

    — обеспечит и обучит мать выполнению простейших физиопроцедур (горчичники, горячие ножные ванны, паровые ингаляции)

    В инфекционное отделение госпитализирован ребёнок с диагнозом: ОРВИ, стенозирующий ларинготрахеит.

    При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: температура тела ребёнка 36,40, пульс 130 ударов в 1 минуту, частота дыхательных движений 40 в 1 минуту. Кожные покровы бледные, чистые. Дыхание шумное, с затруднённым вдохом. Во время вдоха втягиваются межрёберные промежутки, надкдючичные области, яремная ямка. У ребёнка сухой лающий кашель. В лёгких пуэрильное дыхание, тоны сердца приглушены. Сон беспокойный. Физиологические отправления не нарушены.

    1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено.

    2. Выявите проблемы больного ребёнка.

    4. Составьте план сестринского ухода с обоснованием

    5. Обучите мать методам увлажнения воздуха.

    1. Нарушены потребности: дышать, спать, адаптации, поддерживать безопасность свою и окружающих, общаться.

    Ø Неэффективное очищение дыхательных путей

    Ø Дефицит знаний о заболевании, способах лечения и профилактики

    Ø Риск присоединения осложнений

    Краткосрочная – у ребёнка улучшится дыхание через 1 – 2 суток

    Долгосрочная – устранить симптомы заболевания через 7 – 10 дней.

    План сестринского вмешательства

    — Обеспечение спокойной обстановки

    — Обеспечение доступа свежего воздуха, создание возвышенного положения (порекомендовать взять ребёнка на руки)

    — Контроль состояния пациента (подсчёт дыхательных движений, пульса)

    — Профилактика ухудшения состояния

    — Проведение беседы с матерью о заболевании, способах лечения и профилактики

    — Устранения дефицита знаний

    — Обучения приёмам оказания помощи на дому

    — Выполнение назначений врача:

    — постановка масляных горчичников

    — введение лекарственных препаратов

    — дача увлажнённого кислорода

    К Вам обратилась мама ребёнка 9 месяцев с жалобами на повышение теипературы тела до 37,50. У ребёнка проявления экссудативно – катарального диатеза. Ночью внезапно проснулся, стал беспокойным, появился лающий кашель, удушье, затруднён вдох. Голос осипший.

    При осмотре: Состояние ребёнка средней степени тяжести, беспокоен. В дыхании участвует межрёберная мускулатура. На щеках шелушение, гиперемия кожи. Из носа серозное отделяемое. В зеве – гиперемия. В лёгких – жёсткое дыхание.

    1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

    2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.

    3. Продемонстрируйте технику постановки масляных горчичников.

    1. Стенозирующий ларинготрахеит (ложный круп, вирусный круп)

    Ø Вызвать машину скорой помощи

    Ø Успокоить ребёнка и маму

    Ø Обеспечить приток свежего воздуха и возвышенное положение

    Ø Создать повышенную влажность воздуха в помещении

    Ø Дать тёплое щелочное питьё

    Ø Госпитализировать в стационар

    В медицинский кабинет детского сада воспитатель привела ребёнка 4 лет с жалобами на вялость, бледность, отказ от еды.

    При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: ребёнок плачет, не контактен, зовёт маму. Температура тела 39,50. Дыхание носовое, свободное. Кожные покровы бледные, чистые, конечности холодные. Язык слегка обложен белым налётом. В зеве лёгкая гиперемия миндалин, частота дыхательных движений 30 в 1 минуту, пульс 140 ударов в 1 минуту. Живот обычной формы, участвует в акте дыхания. Стула не было. Мочится свободно.

    1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

    2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.

    3. Продемонстрируйте технику внутримышечного введения папаверина.

    1. Гипертермический синдром, «бледная гипертермия».

    Ø Вызвать врача или машину скорой помощи

    Ø Сообщить родителям о состоянии ребёнка

    Ø Обеспечить ребёнку постельный режим

    Ø Согреть (укрыть одеялом, грелку к ногам)

    Ø Обеспечить доступ свежего воздуха

    Ø Контролировать состояние ребёнка (подсчёт пульса, частоты дыхательных движений, температуры тела)

    Ø Приготовить антипиретики

    S. По 1 таблетке 2 раза в день ребёнку 7 лет в течение 3 дней.

    S. По 1 таблетке 3 раза в день до еды ребёнку 10 лет в течение 3 дней.

    S. По 1 таблетке 3 раза в день, растворив в небольшом количестве воды, в течение 5 дней.

    S. По 3 – 4 капли каждые 15 – 20 минут в течение 3 – 4 часов, затем 4 – 5 раз в сутки в течение 3 суток.

    Rp: Viferoni – 1 150 000 ME

    S. По 1 свече ректально 2 раза в сутки в течение 5 дней ребёнку 1 года.

    DS: По 2 капли 3 раза в день ребёнку 2 лет.

    В 1 мл содержится 10 000 МЕ препарата.

    II. Симптоматическая терапия.

    1. Жаропонижающие препараты.

    S. По ½ таблетки (100 мг) ребёнку 1 года при температуре.

    Rp: Susp. Nurofeni for Children 100 мл

    DS: По 5 мл 3 раза в сутки ребёнку 3 лет.

    Детяммесяцев 2,5 мл 3 раза в день

    1 – 3 года — по 5 мл 3 раза в день

    4 – 6 лет — по 7,5 мл 3 раза в день

    7 – 9 лет – по 10 мл 3 раза в день

    10 – 12 лет – по 15 мл 3 раза в день

    Нурофен (Ибупрофен) в таблетках по 0,2 для детей старше 12 лет принимать после еды.

    2. Средства, применяемые при рините

    Rp: Sol. Nazivini 0,01% — 10 мл

    DS: По 1 – 2 капли в каждый носовой ход ребёнку 6 месяцев.

    DS: По 1 – 2 капли в каждый носовой ход ребёнку 3 раза в день ребёнку 5 лет.

    Для любого возраста в растворе и в виде спрея

    DS: По 1 впрыскиванию в каждый носовой ход 2 раза в день в течение 3 дней ребёнку 6 лет.

    DS: По 15 капель ребёнку 4 лет 4 раза в день

    Сироп: 3 – 6 лет – 5 мл 3 раза в сутки

    6 – 12 лет – 10 мл 3 раза в сутки

    Старше 12 лет – 15 мл в сутки

    Капли: с 2 месяцев до 1 года – 10 капель 4 раза в день

    1 — 3 года – 15 капель 4 раза в день

    Старше 3 лет – 25 капель 4 раза в день

    S. ¾ таблетки ребёнку 10 лет не разжёвывая

    25 – 50 mg 3 – 4 раза в сутки:

    DS: 2,5 мл каждые 4 часа ребёнку 5 лет.

    Старше 12 лет – 10 мл каждые 4 часа

    DS: По 10 мл 3 раза в день ребёнку 10 лет

    3 – 10 лет – 5 мл 3 раза в сутки

    Старше 10 лет 10 мл 3 раза в сутки

    S. По 1 таблетке 3 раза в день ребёнку 10 лет вне зависимости от приёма пищи с большим количеством воды

    До 6 лет – 2 mg 3 раза в сутки

    6 – 14 лет – 4 mg 3 раза в сутки

    С 14 лет – 8 mg 3 раза в сутки

    DS: По 2,5 мл ребёнку 4 лет.

    До 2 лет – 2,5 мл 2 раза в день

    2- 5 лет – 2,5 мл 3 раза в сутки

    5 – 12 лет – 5 мл 2 – 3 раза в сутки

    С 12 лет – 10 мл 3 раза в сутки

    Rp: Inf. Herbae Thermopsidi 0,1 – 100ml

    DS: По 1 десертной ложке 3 раза в день ребёнку 5 лет

    До 2 лет – 1 ч. Л. 3 раза в день

    Дошкольникам – 1 дес. ложка 3 раза в день

    Школьникам – 1 столовая ложка 3 раза в день (из расчёта 0,2 – 200 мл)

    Rp: Inf. Rad. Altaeae 2, 0 – 100 ml

    DS: По 1 чайной ложке 4 раза в день ребёнку 5 лет.

    DS: По 1 чайной ложке 3 раза в день ребёнку 5 лет

    До 3 лет – ½ чайных ложки 3 раза в день

    Дошкольникам – 1 чайная ложка 3 раза в день

    Школьникам – 1 дес. Ложка 3 раза в день

    S. По 1 таблетке 3 раза в день ребёнку 7 лет, растворив в 1/3 стакана воды, выпить перед едой.

    Дошкольникам – ½ таблетки 3 раза в день

    Школьникам – 1 таблетка 3 – 4 раза в день

    Rp: Elixir pectoralis 25 ml

    DS: По 5 капель 3 раза в день ребёнку 3 лет

    Состав: экстракт корня солодки, анисовое масло, этиловый спирт, водный аммиак, дистиллированная вода

    На приём столько капель сколько лет ребёнку.

    VII. Тестовые задания для самоконтроля

    ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

    1. Жалобы ребёнка при остром рините

    4) Слизисто – серозные выделения из носа

    2. Ложный круп развивается при

    3. Источник болезни при гриппе

    4) Носитель – реконвалесцент

    4. Основной путь передачи гриппа

    5. При оценке дыхания у ребёнка не определяют

    6. Инкубационный период при аденовирусной инфекции

    7. Излюбленное место локализации вируса гриппа

    3) Слизистая ротовой полости

    8. Для парагриппа характерно

    2) Более выраженная, чем при гриппе интоксикация

    9. Возбудитель острых заболеваний верхних дыхательных путей

    10. Аденовирус преимущественно поражает

    ВЫБЕРИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

    1. Симптомы аденовирусной инфекции

    1) Субфебрильная температура

    2) Гнойные выделения из глаз

    6) Увеличение лимфатических узлов

    3. Для снижения температуры у детей применяют

    4. Противокашлевые препараты

    5. Травы, обладающие отхаркивающим действием

    7. Препараты специфического лечения ОРВИ

    3) Цианоз носогубного треугольника

    5) Гнойные налёты на миндалинах

    9. Анатомические особенности верхних дыхательных путей у детей

    3) Сформированы все пазухи носа

    4) Длинный слёзно – носовой канал

    5) Сухая слизистая оболочка

    10. Характер поражения дыхательных путей при парагриппе

    ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО

    1. В общем анализе крови при ОРВИ отмечается снижение содержания …

    2. При сухом кашле показаны … препараты

    3. Муколитические средства способствуют отхождению …

    4. Введение вакцины против гриппа – это профилактика

    5. Частоту дыхательных движений необходимо подсчитывать в состоянии

    6. Вдыхание жидких лекарственных веществ называется терапия

    7. Мазок из зева и носа необходимо отправить в лабораторию

    8. … – основной жаропонижающий препарат в детской практике

    9. Эуфиллин водится с целью снятия …

    10. Стенотическое дыхание – это признак ….

    VIII. Эталоны ответов к тестам самоконтроля.

    С выбором одного правильного ответа

    С выбором нескольких правильных ответов

    Вставьте пропущенное слово

    Респираторно – синцитиальная инфекция

    X. Эталон ответов к терминам.

    1. Ринит – острое воспаление слизистой оболочки носа.

    2. Фарингит – острое воспаление слизистой оболочки глотки.

    3. Ларингит – острое воспаление слизистой оболочки гортани.

    4. Тонзиллит – острое воспаление миндали.

    5. Ингаляция – это вдыхание распылённых в воздухе жидких или твёрдых веществ.

    6. Аэрозоль – вещество, распылённое в воздухе.

    7. Ингалятор – прибор для введения аэрозоля в дыхательные пути.

    8. Грипп – острое вирусное заболевание, вызываемое различными серотипами вируса гриппа, передающееся воздушно – капельным путём и характеризующееся лихорадкой, токсикозом и поражением респираторного тракта.

    9. Парагрипп – острое вирусное заболевание, характеризующееся умеренной интоксикацией и катаром верхних дыхательных путей с преимущественным поражением слизистых оболочек носа и гортани.

    10. Аденовирусная инфекция – острое инфекционное заболевание, характеризующееся лихорадкой, умеренно выраженной интоксикацией, поражением слизистых оболочек дыхательных путей, конъюнктивы глаз, лимфоидной тканью.

    11. Риновирусная инфекция – острое вирусное заболевание дыхательных путей, протекающее с преимущественным поражением слизистой оболочки носоглотки.

    12. РС – инфекция – острое вирусное заболевание, протекающее с преимущественным поражением нижних дыхательных путей (бронхов и бронхиол)

    Учебно – методическое пособие содержит дополнительную информацию к теоретическому материалу лекций и учебника.

    Предназначено для помощи студентам в освоении практических навыков и умений.

    Позволяет найти грамотный, мотивированный подход к каждому ребёнку, чётко и последовательно выполнять зависимые и независимые сестринские вмешательства.

    Содержит практическую информацию по планированию сестринского вмешательства, выполнению практических манипуляций.

    Каждый подраздел темы обеспечен перечнем контрольных вопросов для подготовки, заданием для самостоятельной работы, примерами решения ситуационных задач, заданиями для самоконтроля знаний разного уровня сложности.

    Для обеспечения наглядности изучения темы пособие содержит иллюстрации и рисунки.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. , Бабыкина оказания неотложной помощи детям в стационаре. Учебное пособие. Архангельск, 2009.

    2. Берман по Нельсону. Издательство МИА, 2009.

    3. Борисова инфекции дыхательных путей у детей. Учебное пособие для врачей – педиатров. Москва, 2 004.

    4. Воронцов детских болезней. Фолиант. Москва. 2 009.

    5. Галактионова помощь детям. Догоспитальный этап. Учебное пособие. Феникс. Ростов – на – Дону. 2007.

    6. , Ежова . Практикум. Учебное пособие. Оникс. Москва. 2008.

    7. Ершов препараты. Справочник. Москва, 2 006.

    8. , Плаксин морфофункциональные костанты здорового ребёнка. Учебное пособие. Архангельск, 2005.

    9. , Шайтор педиатрия. Руководство для врачей. ГЭОТАР – Медиа. Москва. 2007.

    10. , Учайкин состояния в педиатрии. Практическое руководство для вузов. ГЭОТАР – Медиа. Москва

    11. Сергеева . Учебник для вузов. С. – Петербург, 2 007.

    12. , Тульчинская с детскими инфекциями. Ростов – на — Дону, 2 008.

    13. Тимченко болезни у детей. Учебник для медицинских вузов. Спец. Лит. Санкт – Петербург. 2 008.

    14. Цыбулькин состояния в педиатрии. Библиотека непрерывного образования врача. ГЭОТАР – Медиа. Москва. 2 007

    источник

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *