Меню Рубрики

Сестринский уход при ангине у детей

Тема: « Сестринский уход при ангинах, скарлатине, коклюше»

это острое инфекционное заболевание с преимущественным поражением небных миндалин.

Этиология : стафилококк, В- гемолитический стрептококк группы А, но могут быть и другие возбудители (вирусы, грибы).

1. Экзогенный (т.е. от больных и бактерионосителей).

2. Эндогенный (аутоинфекция- т.е. инфицирование происходит из полости рта самого больного при наличии хронического воспаления небных миндалин или кариозных зубов).

Предрасполагающие факторы: местное или общее переохлаждение.

1. Синдром обшей интоксикации: (повышение температуры до 39-40, головная боль, озноб, общее недомогание).

2. Боль в горле при глотании.

3. Местные изменения на миндалинах зависят от формы ангины.

Ангина катаральная. Синдром интоксикации не выражен, температура субфебрильная. При осмотре глотки отмечается припухлость и гиперемия небных миндалин и дужек. Регионарные лимфоузлы увеличены и болезненны при пальпации. Катаральная ангина может быть начальной стадией для другой формы ангины, а иногда проявлением той или иной инфекционной болезни.

Ангины фолликулярная и лакунарная. Характеризуются более выраженной интоксикацией (головная боль, боль в горле, температура до 39°, озноб).

Осмотр зева при фолликулярной ангине: видны нагноившиеся фолликулы в виде белых или желтоватых горошин, просвечивающие сквозь слизистую оболочку. Иногда в лакунах желтые или сероватые, плотные пробки, имеющие неприятный гнилостный запах.

Осмотр зева при лакунарной ангине: в лакунах образуются жидкие желтовато-белые гнойные налеты, которые могут сливаться, покрывая всю поверхность миндалин. Эти налеты легко снимаются шпателем. В том и другом случае миндалины гиперемированы, отечны.

постельный режим до нормализации температуры

— антибиотики( цефуроксим, азитромицин, джозамицин )-5 дней

— полоскание зева солевым раствором, отварами трав ( ромашка, календула, эвкалипт)

— орошение зева препаратами ингалипт, биопарокс, йокс, гексорал и другими.

Если ребенок не госпитализирован , то в первый день, до назначения антибиотиков на дому берется мазок из зева и носа на дифтерию (на BL ) В первые три дня больной активно наблюдается на дому врачом и медсестрой. Домашний режим 10 дней.

— больному однократно ставится внутримышечно бициллин-3 для профилактики ревматизма и нефрита,

— делаются общие анализы крови и мочи. Через месяц больной еще раз должен быть осмотрен врачом (чтобы не пропустить осложнения). При необходимости повторить анализы крови и мочи.

— это одна из форм стрептококковой инфекции, сопровождающаяся лихорадкой, ангиной, мелкоточечной сыпью, склонная к осложнениям.

Этиология: вызывается бета – гемолитическим стрептококком группы А.

1-больной скарлатиной до 7-8 дней от начала заболевания;

Воздушно-капельный и контактно-бытовой, очень редко пищевой.

Инкубационный период 2-7 дней.

К концу 1х суток формируется 3 основных признака болезни:

2. воспаление в месте входных ворот (ангина)

3. мелкоточечная сыпь на коже.

Интоксикация проявляется повышением температуры до высоких цифр 38,5-39, нарушением самочувствия, головной болью нередко рвотой.

Ангина- жалобы на боли в горле. При осмотре зева- яркая гиперемия и отек миндалин, дужек, мягкого неба. Ангина может быть катаральной, лакунарной, фолликулярной и даже некротической.

Увеличиваются регионарные л/узлы.

Характерный вид при скарлатине имеет язык – в первые 2-3 дня он обложен в центре белым налетом, суховат. Кончик языка малинового цвета, со 2-3 дня язык начинает очищаться, становится малиновым, с выраженными сосочками. «Малиновый» язык – держится 1 -2 недели.

К концу первых, началу вторых суток одновременно по всему телу появляется мелкоточечная, густая сыпь на гиперемированном фоне кожи. Кожа на ощупь горячая, сухая, шероховатая (шагреневая кожа). Излюбленное место локализации сыпи в паховых складках, локтевых сгибах, внизу живота, в подмышечных впадинах, в подколенных ямках. Всегда свободным от сыпи остается носогубный треугольник.

Все симптомы достигают максимума к 3 дню, а затем постепенно угасают.

При угасании сыпи у большинства больных возникает крупнопластинчатое шелушение кожи, особенно выраженное на пальцах рук и ног.

Инфекционные – отит, синусит, ларингит, бронхит, пневмония, паратонзиллярный абсцесс.

Аллергические – гломерулонефрит, ревматизм, инфекционно – аллергический миокардит.

На дому, госпитализации подлежат дети из закрытых ДУ, тяжелые

и осложненные формы, дети до 3 лет.

режим постельный на весь острый период.

А/б пенициллинового ряда (амоксициллин, аугментин, флемоксин солютаб), макролиды (эритромицин, азитромицин), или цефалоспорины 1 поколения (цефалексин, цефазолин и другие ).

— Антигистаминные ( тавегил, фенкарол )- по показаниям

-симптоматическое (жаропонижающие, полоскание зева).

неспецифическая — заключается в изоляции больных на 10 дней, если к 10 дню выздоровление не наступило, то срок увеличивается.

Выздоровевших выписывают в ДДУ и школу через 21 день (во избежание осложнений, таких как миокардит, гломерулонефрит). Дети бывшие в контакте с больным скарлатиной дома и в ДДУ наблюдаются 7 дней (температура, кожа, зев).

1. карантин на 7 дней, в группе проводится заключительная дезинфекция, контактные ежедневно осматриваются ( кожа, зев, термометрия).

возбудитель коклюша грамотрицательная палочка (Bordetella pertussis). Известно 4 серотипа, которые в процессе роста и развития образуют экзо- и эндотоксины. К токсинам наиболее чувствительна ЦНС (дыхательный и сосудодвигательный центры). Во внешней среде палочка неустойчива и быстро погибает т.к. чувствительна к высокой температуре, солнечному свету, высушиванию, воздействию дезинфектантов.

Источник инфекции – больные типичными и атипичными формами коклюша.

Путь передачи – воздушнокапельный, заражение происходит при тесном и достаточно длительном контакте (радиус рассеивания возбудителя 2-2,5 метра). Коклюшем болеют дети различного возраста, в том числе и новорожденные.

Основные клинические проявления коклюша

1. Инкубационный период от 3 до 14 дней.

2. Катаральный период 1-2 недели-

состояние больного удовлетворительное, температура нормальная или

субфебрильная. Кашель сухой, навязчивый, постепенно нарастающий, может быть насморк.

3. Период спазматического кашля от 2-3 недель до 2 месяцев.

Приступ кашля представляет собой следующие друг за другом кашлевые толчки на выдохе, прерываемые свистящим, судорожным вдохом – репризом. Заканчивается приступ отхождением густой, вязкой стекловидной мокроты или рвотой. При типичном приступе кашля характерен вид больного: лицо краснеет, затем синеет, становится багрово – красным, набухают вены шеи, лица, головы, отмечается слезотечение. Язык высовывается изо рта до предела. В результате трения уздечки языка о зубы происходит надрыв или образования язвочки. Вне приступа сохраняется одутловатость лица, отечность век, бледность кожи. Возможны кровоизлияния в склеры и петехиальная сыпь на лице и шее.

4. Период разрешения от 2 до 3 недель-

кашель теряет типичный характер, возникает все реже и реже, но приступы могут провоцироваться эмоциональным напряжением или физической нагрузкой. В течении 2-6 месяцев сохраняется повышенная возбудимость ребенка, возможны следовые реакции (возврат приступообразного, судорожного кашля при присоединении ОРВИ).

Особенности современного коклюша – преобладание легких и атипичных форм вследствие массовой противококлюшной иммунизации.

Особенности коклюша у детей раннего возраста:

— укорочены 1 и 2 периоды, 3- удлинен до 50-60 дней;

— приступы кашля могут быть без реприз, но часто сопровождаются остановкой дыхания, могут быть судороги;

— чаще возникают осложнения: (диарейный синдром, энцефалопатия, эмфизема легких, коклюшная пневмония, ателектазы, нарушение мозгового кровообращения, кровотечение и кровоизлияния в головной мозг, сетчатку глаза, пупочная или паховая грыжи, выпадение прямой кишки и другие).

1) метод «кашлевой пластинок»

2) мазок с задней стенки глотки — бак посев на среду Борде-Жангу (картофельно-глицериновый агар с добавлением крови и пенициллина) или КУА (казеиново-угольный агар).

3) РПГА – для диагностики коклюша в поздние сроки или при обследовании очага. Диагностический титр 1:80.

4) молекулярный метод – ПЦР (полимерная цепная реакция).

5) OAK – лейкоцитоз с лимфоцитозом (или изолированный лимфоцитоз) при нормальной СОЭ.

Госпитализации подлежат дети с тяжелыми формами, с осложнениями, с негладким течением, неблагоприятным преморбидным фоном, с обострением хронических заболеваний и дети раннего возраста. По эпидемическим показаниям – дети из закрытых ДУ.

Режим – щадящий, с обязательными индивидуальными прогулками.

Диета – при тяжелых формах кормить чаще и маленькими порциями,

Этиотропная терапия: антибиотики- – эритромицин, рокситромицин (рулид), азитромицин (сумамед) на 5-7-10 дней, эффективны в ранние сроки заболевания.

— п/судорожные (фенобарбитал, аминазин);

— дегидратационная терапия (диакарб или фуросемид);

— муколитики и противокашлевые (туссин плюс, бронхолитин, либексин, тусупрекс,синекод);

— антигистаминные (кларитин, супрастин);

— витамины с микроэлементами;

— при тяжелых формах – преднизолон;

— оксигенотерапия, при апноэ – ИВЛ;

— эуфиллин (при бронхоабструкции и нарушениях мозгового кровообращения);

— физиотерапия, массаж грудной клетки, ЛФК;

— п/коклюшный иммуноглобулин (детям до 2 х лет).

-специфическая— АКДС (тетракокк ) с 3 х месяцев 3 х кратно, с интервалом 45 дней, ревакцинация в 18 месяцев.

Изоляция больного на 14 дней. Дети, бывшие в контакте с больным, наблюдаются в течении 7 дней, двукратное бактериологическое обследование проводится детям из семейного очага при лечении больного коклюшем на дому.. Контактным детям первого года жизни и непривитым до 2 х лет ввести антитоксический противококлюшный иммуноглобулин.

источник

Составные элементы лимфоглоточного кольца Пирогова-Вальдейера. Анализ острых и хронических тонзиллитов. Дифференциально-диагностические признаки лакунарной ангины и дифтерии ротоглотки. Роль медицинской сестры при лечении патологических состояний глотки.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Сестринский процесс при уходе за больными с заболеваниями глотки

Составные элементы лимфоглоточного кольца Пирогова — Вальдейера: небные миндалины (1, 2-я); глоточная (3-я); язычная (4-я); трубные (5, 6-я).

Ангина ( тонзиллит)- острое воспаление небных миндалин- является общим инфекционным заболеванием с ярко выраженными местными изменениями лимфаденоидной ткани глотки. Этиология- гемолитический стрептококк, стафилококк, аденовирусы, этеровирусы..Помимо небных миндалин, в острое воспаление в некоторых случаях могут вовлекаться и другие скопления лимфоидной ткани, в частности расположенные в носоглотке, на корне языка, в боковых стенках глотки и в гортани.

Среди острых тонзиллитов наиболее часто встречаются катаральная, лакунарная и фолликулярная ангины

1. Первичные: катаральная, лакунарная, фолликулярная, язвенно-пленчатая ангины.

а) при острых инфекционных заболеваниях — дифтерии, скарлатине, туляремии, брюшном тифе;

б) при заболеваниях системы крови — инфекционном мононуклеозе, агранулоцитозе, лейкозах.

2. Специфические: при инфекционных гранулемах — туберкулезе, сифилисе, склероме.

Для катаральной ангины характерно превалирование общих явлений (повышенная температура, боль в горле, недомогание, лейкоцитоз, ускоренная СОЭ), над местными (гиперемия, инфильтрация слизистой оболочки небных миндалин). Необходимо четкое представление о дифференциальнодиагностических различиях между катаральной ангиной и острым фарингитом, лакунарной ангиной и дифтерией зева, фолликулярной ангиной . тонзиллит ангина дифтерия ротоглотка

Лакунарная, фолликулярная ангины

Для этих форм ангин характерны: быстрое нарастание общих симптомов (температура, головная боль, резкая боль в горле, нейтрофильный, лейкоцитоз со сдвигом влево, ускоренная СОЭ, белок в моче, нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы (тахикардия). Фарингоскопически: при лакунарной ангине отмечается появление на гиперемированной слизистой оболочке небных миндалин вначале в устьях лакун, а затем по всей миндалине желтовато — белых, легко снимающихся «ватником» налетов, не распространяющихся за пределы миндалин.

Лечение. При лечении ангин обязателен постельный режим. Единым правилом для больного ангиной является изоляция его от окружающих, учитывая инфекционную природу заболевания. Больному выделяют отдельную посуду для приема пищи, проветривают помещение и облучают кварцевой лампой. Необходимо соблюдать правила личной гигиены (использование марлевой маски, дезинфекция рук и т. д. ). Из этиотропных средств наиболее целесообразно назначение антибиотиков пенициллинового ряда. Курс 5-7 дней. Срок нетрудоспособности — 10 — 12 дней. Критерии выздоровления при ангинах: Нормализация температуры, нормализация фарингоскопической картины, отсутствие изменений в общем, анализе крови (общее количество лейкоцитов, лейкоцитарная формула, СОЭ), мочи, отсутствие изменений на ЭКГ.

Из местных осложнений ангин наиболее частое — паратонзиллит (паратонзиллярный абсцесс), являющийся следствием распространения воспалительного процесса на околоминдаликовую клетчатку. Лечение данного осложнения должно быть комплексным: хирургическим (вскрытие абсцесса) и консервативным (местным и общим). Обязательным является повторное посещение больными ЛОР врача после вскрытия абсцесса для разведения краев разреза (на следующие сутки после операции) что является средством профилактики рецидива этого осложнения и последующей (не ранее, чем через месяц) тонзиллэктомии.

Дифференциально-диагностические признаки лакунарной ангины и дифтерии ротоглотки

Тяжелое (при распространенной форме), с тенденцией к ухудшению. Больной апатичен, вял, землистый оттенок кожных покровов

От субфебрильной до 38-38,6°, постоянная

Соответствует температуре (подъем на 1 градус — учащение пульса на 10 ударов)

В начале брадикардия, затем тахикардия. Пульс аритмичный, слабого наполнения

На сильную боль при глотании

Боль при глотании умеренная

Двусторонняя умеренная Резкое припухание небных миндалин, отек, включая инфильтрация миндалин дужки, мягкое небо, язычок. Процесс может быть од
носторонним.

Распространены в пределах миндалин, поверхностные, легко снимаются

Выхолят за пределы миндалин, распространяются на дужки, мягкое небо, боковые и задние стенки глотки. Налеты глубокие, снимаются с трудом (в типичных случаях), оставляя эрозивную кровоточащую поверхность

Желтый Серобелый, грязносерый

Увеличены, отдельные, легко прощупываются, резко болезненные

Значительное двустороннее припухание подчелюстных лимфоузлов с самого начала заболевания. Отек подкожной клетчатки шеи, сглаженность ее контуров

Кокковая форма, отрицательное на наличие дифтерийных палочек

Положительное (в большинстве случаев) на наличие дифтерийных палочек Лефлера.

При токсической дифтерии ротоглотки наблюдаются резко выраженные проявления интоксикации, «ножницы» между температурной реакцией (в среднем 38,0 — 38,5° С) и изменениями со стороны сердечной деятельности (брадикардия, а затем тахикардия, аритмия, глухие тоны).

Фарингоскопически — грязносерый трудно снимаемый «ватником» налет, распространяющийся за пределы миндалин на боковые стенки глотки, мягкое небо, язычок.

Читайте также:  Воспаление уздечки под языком ангина

При проведении дифференциальной диагностики подчеркивается необходимость обязательной срочной госпитализации в инфекционное отделение больных с подозрением на дифтерию, подача экстренного извещения в Госсанэпиднадзор, соблюдение эпидемиологического режима, введение противодифтерийной сыворотки по методу Безредки.

Хронический тонзиллит носит инфекционноаллергический характер.

а) гиперемия и валикообразное утолщение краев передних небных дужек;

б) рубцовые спайки между передними небными дужками и миндалинами;

в) разрыхленные и рубцово-измененные небные миндалины;

г) казеозный детрит или гнойноказеозные пробки в лакунах миндалин;

д) увеличенные, болезненные лимфатические узлы позади угла нижней челюсти и по переднему краю верхней трети грудинноключичнососцевидных мышц (региональный лимфаденит).

Различают компенсированную и декомпенсированную формы хронического тонзиллита.

При первой форме имеются только местные признаки воспаления небных миндалин, барьерная функция которых и реактивность организма уравновешивают состояние местного воспаления, поэтому общей реакции не возникает.

При второй форме, помимо местных признаков имеют место различные проявления декомпенсации в виде рецидивирующих ангин, паратонзиллярных абсцессов, различных заболеваний отдельных органов и систем.

Заболевания, связанные с хроническим тонзиллитом, многообразны. Это колагеновые болезни (ревматизм, системная красная волчанка, склеродермия и др. ), ряд заболеваний кожи (псориаз, экзема), тиреотоксикоз и т. д.

Хронический тонзиллит нередко является причиной субфебрильной температуры, отягощает течение вегетососудистой дистонии, вестибулярной дисфункции. В механизме тонзиллогенных поражений сердца определенное значение имеют нервнорефлекторный компонент, инфекционно-токсический и аллергический факторы.

Виды консервативного лечения хронического тонзиллита:

1. Санация небных миндалин и региональных лимфатических узлов (промывание лакун антисептическими растворами, введение в лакуны лекарственных паст, ультрафиолетовое облучение, фонофорез, УВЧ, СВЧ, грязелечение и др. ).

2. Гипосенсибилизирующие средства (препараты кальция, аскорбиновая кислота, антигистаминные препараты, малые дозы аллергенов и др. ).

3. Средства, направленные на повышение естественной резистентности организма (режим дня, рациональное питание, витамины, санаторно-курортное лечение и др.).

Курсы консервативной терапии хронического тонзиллита проводят два раза в год, лучше весной и осенью, в течение 2-3 лет. Эффективность лечения — 70-85%.

Тонзиллэктомия — полное удаление небных миндалин — показана при декомпенсации хронического тонзиллита в виде рецидивирующих ангин [при неэффективности полноценного консервативного лечения), при рецидивах паратонзиллярных абсцессов, выраженной тонзиллогенной интоксикации, заболевании отдаленных органов и систем.

Диспансерный учет больных хроническим тонзиллитом у оториноларинголога — наиболее эффективный метод активного выявления и лечения этого заболевания. Больные осматриваются 1 раз в 3 месяца. Если не отмечается обострений, количество осмотров сокращается до 2 раз в год. Если консервативное лечение оказалось эффективным, рецидивов ангин нет, пациента с диспансерного учета снимают через три года после последнего курса. Лиц, перенесших тонзиллэктомию, снимают с учета через 6 месяцев.

При аденоидах ( гиперплазия глоточной миндалины), помимо затруднения носового дыхания, имеет место нарушение роста скелета лица, могут наблюдаться расстройство сна, рассеянность и забывчивость, головная боль и головокружение, ночное недержание мочи (у 15% больных аденоидами), ларингоспазм и т. д.

«Аденоидный» тип лица — лицо вытянуто, верхняя челюсть клинообразная, «готическое небо», рот полуоткрыт, верхние зубы расположены беспорядочно, нарушение прикуса ,резцы значительно выступают вперед. Длительное ротовое дыхание ведет к нарушению формирования грудной клетки — «куриная грудь». Окончательный диагноз ставится после задней риноскопии или пальцевого исследования носоглотки. Лечение, как правило, хирургическое — аденотомия.

Острый фарингит — воспаление слизистой глотки, для которого характерны преимущественно местные изменения (сухость в горле, першение, диффузная гиперемия слизистой оболочки глотки, преимущественно ее задней стенки), отсутствие нарушений общего самочувствия.

Дифференциальная диагностика катаральной ангины и острого фарингита

Обычно незначительно повышена

Першение, щекотание, сухость в горле

Гиперемия и инфильтрация небных миндалин

Гиперемия миндалин, мягкого неба, задней стенки глотки

Реакция со стороны лимфоузлов

Небольшая припухлость, болезненность

Изменения периферической крови

Умеренный лейкоцитоз, ускоренная СОЭ

Хронический фарингит. Среди многочисленных причин хронических фарингитов существенное место занимают профессиональные вредности и экологические факторы. Клинические формы хронического фарингита: катаральный, гипертрофический, атрофический.

Принцы лечения хронического фарингита: щадящая диета, устранение причины, местные противовоспалительные средства, криотерапия.

Лечение многих патологических состояний глотки предполагает активную роль медицинской сестры.

Для лечения многих заболеваний глотки используют лекарственные вещества в виде полосканий, ингаляций, промывание лакун небных миндалин. Медсестра готовит раствор лекарственного вещества на одну процедуру. Рецептуру растворов для полоскания и схему применения определяет врач.

В обязанности медсестры входит научить больного правильному полосканию горла. Раствор должен иметь температуру 40 — 42° С объемом 200 — 250 мл на одну процедуру. Лекарство набирают в рот в небольшом количестве, не глотая, запрокидывают голову назад, полощут и выплёвывают. В течение дня полоскание повторяют 3-5 раз, обязательно после приема пищи.

Ингаляции проводит медсестра в специально оборудованном кабинете или с помощью портативного ингалятора.

Медсестра, выполняющая смазывание слизистой оболочки глотки, например, раствором Люголя, использует ватный тампон, соблюдая все требования асептики. Она должна уметь приготовить согревающий компресс на шею.

Медсестра непосредственно принимает участие в подготовке и проведении операции, чаще всего аденотомии или тонзиллэктомии. Она готовит и обрабатывает операционный инструментарий и материал, участвует в операции, фиксируя ребенка, Нужно помнить, что наиболее частым и опасным осложнением таких операций является ранее послеоперационное кровотечение. Поэтому больному после вмешательства запрещается глотать, он должен сплевывать слюну в специально приготовленную простыню. Под наблюдением медперсонала после операции (если она сделана в амбулаторных условиях), больной находится в течение 1,5-2 часов. При появлении в слюне крови медсестра обязана срочно сообщить врачу и подготовиться к остановке кровотечения. Приготовить инструментарий, ввести по назначению врача необходимые лекарственные вещества и др.

1. Приготовление глоточного ватодержателя

Для смазывания глотки пользуются длинным тонким зондом с винтовой нарезкой на конце. Наматывать вату на зонд нужно туго, острый конец его следует хорошо прикрывать ватой, чтобы не нанести травму стенке глотки. Используют стерильную вату

Мазок берется для выявления патогенной флоры. Больной открывает рот, язык отдавливают шпателем (как при фарингоскопии), стерильной палочкой с ватой берется мазок со слизистой оболочки. «Ватник» помещается в стерильную пробирку, которая направляется в лабораторию.

3. Смазывание слизистой оболочки глотки

Смазывание применяют для местного лечения хронического фарингита и тонзиллита. Используется глоточный ватодержатель, изогнув под углом. После фарингоскопии «ватником», смоченным в лекарственном веществе. одновременно смазывают небные миндалины, заднюю стенку глотки, иногда носо- и гортаноглотку. При смазывании небных миндалин (при хроническом тонзиллите) используют люголевский раствор, 5% йодную настойку, 0,25% раствор формалина и др. В случае выраженного рвотного рефлекса перед выше указанной процедурой производится поверхностная анестезия раствором лидокаина и др.

Методика смазывания лекарственными веществами слизистой оболочки глотки.

4. Промывание лакун небных миндалин

Для промывания лакун миндалин можно использовать растворы антибиотиков, антисептические растворы (2-3% водный раствор борной кислоты, раствор фурацилина 1:5000, раствор марганцевокислого калия и др. ). Используются шприцы различной емкости (20,0-100,0). С помощью резиновой трубки шприц соединяют с металлической канюлей с загнутым закругленным концом.

Канюля под контролем зрения вводится поочередно во все обозримые лакуны, и они промываются жидкостью под небольшим давлением . Промывание лакун производится ежедневно или через день, продолжительность курса — 10 промываний. В год повторяется 2-3 курса.

Промывание лакун небных миндалин при помощи гортанного шприца.

5. Наложение согревающего компресса

На переднюю поверхность шеи, на подчелюстную область укладывают сложенную в несколько слоев марлю, смоченную в теплом (+36°С) полуспиртовом растворе. Марлю закрывают вощеной бумагой или целлофаном (размеры должны быть несколько больше чем марля, чтобы прикрыть ее с избытком). Сверху кладут вату или фланель, сложенную в несколько слоев, и все это закрепляют бинтом. Компресс накладывается на 6 — 8 часов.

Место воспалительных заболеваний лимфоидного кольца глотки в структуре патологии ЛОР-органов. Проявление, симптомы и диагностика ряда заболеваний: различных видов тонзиллита, фарингомикоза, дифтерии глотки, аденоидов. Специфика лечения этих заболеваний.

реферат [78,7 K], добавлен 17.02.2012

Этиология воспаления слизистой оболочки задней стенки глотки, симптомы и клиническая картина острого фарингита. Эпидемиология ангины, бактериальная этиология поражения одного или нескольких компонентов лимфаденоидного глоточного кольца или миндалин.

презентация [5,4 M], добавлен 17.02.2015

Исследование причин, механизмов развития, клинических проявлений, диагностики, профилактики и лечения рака лёгких. Характеристика организации работы клиники пульмонологии. Анализ новых методов в процесса сестринского ухода за онкологическими больными.

курсовая работа [80,8 K], добавлен 16.09.2011

Изучение видов и способов передачи инфекционных заболеваний дыхательной системы. Описание гриппа, острых респираторных инфекций, ангины, дифтерии, кори, коклюша. Профилактика данных заболеваний, а также оказание доврачебной помощи медицинской сестрой.

курсовая работа [4,1 M], добавлен 30.10.2014

Характер, этиология и классификация инфаркта миокарда. Клиническая картина инфаркта миокарда, лечение, диагностика, профилактика. Планирование ухода за пациентом, страдающим острым инфарктом миокарда. Роль медицинской сестры в уходе за больными.

курсовая работа [1,2 M], добавлен 18.06.2013

Статистика и причины развития остеопороза — заболевания, при котором кости становятся очень тонкими и хрупкими. Основные методы исследования костей и суставов. Обязанности медицинской сестры при уходе за больными, виды физических нагрузок и упражнения.

курсовая работа [39,5 K], добавлен 10.04.2016

Медицинская реабилитация и восстановительное лечение в Российской Федерации. Роль медицинской сестры в реабилитации и санаторно-курортном лечении пациентов с сердечнососудистыми заболеваниями. Анкетирование больных для оценки состояния их здоровья.

курсовая работа [424,4 K], добавлен 25.11.2011

Этимология и симптоматика, диагностика язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Помощь медсестры данной категории больных с учетом особенностей заболевания и методов его лечения и профилактики. Сестринский процесс при кровотечении язвы.

курсовая работа [31,7 K], добавлен 16.03.2015

Основные принципы ухода за больными с сердечно-сосудистыми заболеваниями, современные технологии. Роль медицинской сестры в применении медицинских технологий. История создания и роль института кардиологии в изучении современных технологий в медицине.

курсовая работа [648,8 K], добавлен 25.11.2011

Геморрагические лихорадки как группа острых вирусных болезней, их характеристика, классификация и виды, специфические признаки и симптомы. Эпидемиология данного заболевания, его клиника и возможные осложнения. Сестринский процесс при уходе за больными.

реферат [16,0 K], добавлен 28.04.2011

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

Своевременно выявлять настоящие, потенциальные проблемы, нарушенные жизненно важные потребности паци­ента и его родителей.

Возможные проблемы пациента:

  • нарушение аппетита;
  • нарушение глотания из-за болей в горле;
  • дефицит жидкости в связи с лихорадкой;
  • нарушение формулы сна:
  • высокий риск развития осложнений;
  • неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания;
  • страх перед манипуляциями и др.

Возможные проблемы родителей:

  • дефицит знаний о заболевании и уходе;
  • недостаточное внимание к ребенку;
  • дефекты в организации режима, рационального вскармливания, ухода в связи с отсутствием навыков;
  • гиперопека;
  • неадекватная оценка состояния ребенка.

Сестринское вмешательство. Информировать родителей о причинах развития, особенностях течения ангины, принципах лечения, возможных осложнениях.

Организовать постельный режим на время лихорадки, обеспечить ребенку комфортное положение в постели, спо­койные игры, разнообразить его досуг.

Вовлечь ребенка (если позволяет возраст) и родителей в процесс ухода и лечения, помочь осознать необходимость проведения тех или иных процедур. Контролировать проведение медикаментозной терапии, объяснить ребенку и роди­телям, что курс антибактериальной терапии должен быть не менее 7 дней (для предотвращения развития резистентных форм микроорганизмов и присоединения возможных ослож­нений). Научить родителей готовить настои из трав для полоскания зева: настой из шалфея — 1 ст. ложку заварить 1 ста­каном кипятка, настоять 20 минут, процедить, полоскать зев до 4-х раз в сутки; настой из тысячелистника — 2 ст. ложки заварить 1 стаканом кипятка, настоять 60 минут, процедить, полоскать 4 раза в сутки; настой из календулы — 1 чайную ложку заварить 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, про­цедить, полоскать до 6-ти раз в сутки.

Обучить родителей технике постановки согревающего компресса на шейно-подчелюстную область: вымыть руки, подготовить марлевую салфетку из 8 слоев, компрессную бумагу, вату (каждый последующий слой должен быть боль­ше предыдущего на 2 см), смочить салфетку 45% теплым раствором этилового спирта, отжать, последовательно все слои приложить на шейно-подчелюстную область, зафикси­ровать повязкой (для более плотного прилегания к поверхно­сти кожи), через 1,5-2 часа проверить степень влажности компресса, надежность фиксации и оставить его еще на. 4-6. часов.

Рекомендовать легко усвояемую полужидкую пищу, ис­ключить из рациона питания острые и соленые, жирные и жареные блюда. Увеличить объем вводимой жидкости до 1-1,5 литров в виде витаминизированных напитков: чай с ли­моном, разбавленные некислые соки, отвар шиповника (3 столовых ложки ягод залить 2 стаканами кипятка, выдержать 10-15 минут в закрытой посуде на медленном огне, настоять, процедить, употреблять по 1/3 стакана 3-4 раза в день). После курса антибактериальной терапии включить в диету биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко.

Подготовить заблаговременно ребенка к дополнитель­ным методам обследования с помощью терапевтической иг­ры (клиническому анализу крови, взятию мазков из зева и носа, ЭКГ и др.), убедить в необходимости их проведения, объяснить на понятном ребенку языке, что и зачем нужно делать, можно показать последовательность манипуляций, используя, например, куклу. Поддерживать ребенка во время болезни и лечения, используя только позитивные утвержде­ния, поощрять положительные эмоции.

Обучить родителей санитарно-гигиеническим правилам ухода за больным ангиной (выделить отдельную посуду, по­сле использования кипятить ее, убрать на время болезни мяг­кие игрушки, оставить только те, которые легко моются, ежедневно проводить влажную уборку и проветривать по­мещение 3-4 раза в день). Рекомендовать всем членам семьи своевременно санировать хронические очаги инфекции. Про­водить ребенку профилактические мероприятия вне обостре­ния заболевания (сон на свежем воздухе, закаливание, дози­рованные физические нагрузки, ЛФК, физиотерапию, сана­цию полости рта).

Читайте также:  Сколько применять антибиотики при ангине

При повторяющихся ангинах рекомендовать динамиче­ское наблюдение за ребенком врачами — педиатром, кардио-ревматологом, отоларингологом, стоматологом.

ОСТРЫЙ ЛАРИНГОТРАХЕИТ

Острый ларинготрахеит— это острое воспаление сли­зистой оболочки гортани и дыхательных путей. Особенно часто встречается у детей раннего возраста на фоне ОРВИ или других инфекционных заболеваний (кори, дифтерии, коклюше и др.).

  • вирусы (парагриппа, кори, рино- и аденовирусы);
  • β-гемолитический стрептококк группы А;
  • коринебактерии.

Предрасполагающие факторы развития острого ларинготрахеита:

  • анатомо-физиологические особенности гортани: узость просвета дыхательных путей, быстрое развитие отека слизистой, рыхлость клетчатки и подсвязочного аппарата гортани;
  • склонность детей раннего возраста к ларингоспазму;
  • фоновые состояния (аллергический диатез). J

Механизм развития заболевания. Вследствие острого воспаления, отека, инфильтрации голосовых связок, подсвязочного пространства и возникаю­щего за этим спазма мускулатуры, закрывается голосовая щель, развивается картина стеноза — сужения гортани (ост­рый ларингит).Воспалительный процесс может распростра­няться на трахею (острый ларинготрахеит) и бронхи. На­рушение вентиляции легких приводит к синдрому кислород­ной недостаточности. При тяжелых формах заболевания, кроме дыхательной недостаточности, появляются нарушения метаболизма и гемодинамики, которые приводят к тканевой гипоксии, гипергидратации тканей и отеку головного мозга.

Острый ларинготрахеит, протекающий при ярко выра­женных явлениях стеноза, носит еще название крупа или острого стенозирующего ларинготрахеита.

Различают 4 степени стеноза гортани:

  1. степень (компенсированный круп).
  2. степень (стридор — круп неполной компенсации).
  3. степень (декомпенсированный круп).
  4. степень (асфиксия).

Клинические признаки острого стенозирующего ларин­готрахеита: Возникает чаще ночью внезапно, характеризуется триа­дой симптомов:

  • грубым кашлем (лающим, каркающим);
  • изменением голоса (осиплостью, дисфонией);
  • шумным стенотическим дыханием (с участием вспомогательной мускулатуры).

1.При компенсированном крупе:

  • кашель сухой, навязчивый, переходящий в лающий;
  • осиплость голоса;
  • инспираторная одышка (затруднен вдох, особенно при плаче, беспокойстве и физической нагрузке).

2. При крупе неполной компенсации:

  • состояние ухудшается, выражено беспокойство ребенка, чувство страха, потливость;
  • голос осипший, кашель резко лающий;
  • дыхание стенотическое, инспираторная одышка, слышимая на расстоянии с участием вспомогательной мускулатуры (втяжение межреберных промежутков, надключичных и подключичных ямок).

3. При декомпенсированном крупе:

  • состояние ребенка тяжелое, периоды беспокойства сменяются периодами адинамии, заторможенности;
  • нарастают признаки дыхательной недостаточности: периоральный цианоз в покое, переходящий в генерализованный, при аускультации — дыхание ослаблено;
  • изменения со стороны сердечно-сосудистой системы: тахикардия, снижение АД.
  • крайне тяжелое состояние ребенка, адинамия, заторможенность, сонливость, выраженная бледность;
  • аритмичное поверхностное или парадоксальное («рыбье») дыхание;
  • изменения со стороны сердечно-сосудистой системы: АД резко снижено, брадикардия, пульс малый, едва пальпируется;
  • периодически возникают судороги.

Ребенок может погибнуть, вследствие истощения дыха­тельного и сердечно-сосудистого центра.

Основные принципы лечения острого стенозирующего ларинготрахеита. Цель: восстановление проходимости дыхательных путей.

При первой степени стеноза, возможно лечение в домашних условиях, начиная со второй — обязательная госпитализация в стационар.

  1. Режим щадящий с удлиненным сном.
  2. Оксигенотерапия с обогревом и увлажнением вдыхаемого воздуха.
  3. Введение бронходилататоров: эуфиллин, солутан, бронхолитин и др.
  4. Гормонотерапия: преднизолон или гидрокортизон (начиная со второй степени).
  5. Антибактериальная терапия (по показаниям).
  6. Ингаляции с муколитиками и бронхолитиками.
  7. Витаминотерапия.
  8. Антигистаминные препараты (при аллергических проявлениях).
  9. Физиотерапия: субэритемные дозы кварца, озокеритовые «сапожки».

При стенозе третьей и четвертой степени — интубация трахеи, ИВЛ.

При остро нарастающей дыхательной недостаточности, в редких случаях, прибегают к трахеостомии.

Сестринский процесс при остром стенозирующем ларинготрахеите. Выявление настоящих и потенциальных проблем, нару­шенных потребностей больного ребенка и членов его семьи.

Возможные проблемы пациента:

  • нарушение дыхания;
  • дефицит жидкости из-за гипервентиляции легких и недостаточного потребления;
  • нарушение сна, аппетита;
  • неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания, тяжелая реакция на госпитализацию;
  • страх перед манипуляциями и др.;
  • риск возникновения тяжелых осложнений;
  • угроза для жизни.

Возможные проблемы родителей:

  • страх за ребенка;
  • дефицит знаний о заболевании и уходе;
  • психоэмоциональное напряжение;
  • неадекватная оценка состояния ребенка.

Сестринское вмешательство. Информировать родителей о причинах развития стенозирующего ларинготрахеита, клинических проявлениях, профилактике, возможном прогнозе. Убедить родителей в необходимости срочной госпитализации ребенка для ока­зания неотложной квалифицированной медицинской по­мощи и обеспечения благополучного исхода заболевания, оказать помощь в госпитализации.

Вовлекать родителей в планирование и реализацию сестринского ухода. Обучить их уходу за больным ребен­ком. Создать спокойную обстановку, по возможности обеспечить удлиненный сон, избегать громких звуков, яр­кого света.

Постоянно оценивать жизненно важные функции: ЧДД, ЧСС, АД, сознание, цвет кожных покровов и пр. Своевре­менно выполнять назначения врача и оценивать эффектив­ность проводимой терапии.

Уметь оказать неотложную помощь при развитии приступа ложного крупа:

  • срочно вызвать врача;
  • успокоить ребенка и родителей;
  • обеспечить доступ свежего воздуха или подачу увлажненного теплого кислорода;
  • применить методы отвлекающей терапии: горячие ручные и ножные ванны (начать с температуры 38°С и довести до 39,5°С) или горчичники на область передней грудной клетки (при отсутствии аллергии).

Научить родителей различным методам увлажнения воздуха в помещении (аэроионизатором, влажными про­стынями, травяными аэрозолями). Своевременно саниро­вать дыхательные пути (промывать носовые ходы физиологическим раствором, отсасывать содержимое из носа резиновым баллончиком), несколько раз в день проводить паровые ингаляции с бронхо- и муколитиками, чаще давать теплое щелочное питье (молоко пополам с Боржо­ми) и отхаркивающие настои из трав.

Заранее готовить ребенка к манипуляциям и дополнительным методам обследования (инъекциям, ингаляциям, взятию мазков из зева и носа, исследованию крови) с помощью терапевтической игры, учитывая возраст ребенка, любые процедуры проводить только тогда, когда ребенок спокоен.

Обеспечить ребенка легко усвояемой полужидкой пи­щей в соответствии с его возрастом и состоянием, давать ча­ще витаминизированное питье (отвар шиповника, сладкие фруктовые соки, разведенные водой, компоты).

Оказывать психологическую поддержку родителям и предоставлять интересующую информацию на разных стади­ях развития заболевания.

После выписки из стационара рекомендовать родителям продолжить динамическое наблюдение за ребенком врачом-педиатром. Вне обострения заболевания посоветовать родителям, проводить ребенку общеукрепляющие мероприятия: организовать длительные прогулки на свежем воздухе, продолжить комплексы массажа и дыхательной гимнастики, постепенно начать закаливающие процедуры, придерживаться гипоаллергенной диеты и пр.

Дата добавления: 2017-03-12 ; просмотров: 4204 | Нарушение авторских прав

источник

Своевременно выявлять настоящие и потенциальные проблемы, удовлетворять нарушенные жизненно важные потребности пациента, оказывать психологическую поддержку ему и его родителям.

Возможные проблемы ребенка:

• нарушение глотания из-за болей в горле;

• дефицит жидкости в связи с лихорадкой;

• страх перед манипуляциями;

• неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания;

• высокий риск развития осложнений и др.

Возможные проблемы родителей:

• дефицит знаний о заболевании и уходе;

• недостаточное внимание к ребенку;

• дефекты в организации режима, рационального вскармливания, ухода в связи с отсутствием навыков;

• неадекватная оценка состояния ребенка.

Информировать родителей о причинах развития, особенностях течения ангины, принципах лечения, профилактике возможных осложнений.

Организовать постельный режим на время лихорадки, обеспечить ребенку комфортное положение в постели, спокойные игры, разнообразить его досуг.

Вовлечь ребенка (если позволяет возраст) и родителей в процесс лечения и ухода, помочь осознать необходимость проведения назначенного лечения и процедур (полосканий, орошений и др.).

Обучить родителей оказывать первую помощь при гипертермии:

• убрать теплое одеяло, укрыть ребенка простыней;

• подвесить над головой пузырь со льдом или положить холод в местах проекции крупных

магистральных сосудов: область печени, верхняя треть бедра (при гипертермии с расширением периферических сосудов, покраснением кожiьих покровов для увеличения теплоотдачи);

• растереть кожу спиртом, разведенным водой (1:1) или раствором 6% уксуса — 1 ст.л. на 1 стакан воды (при гипертермии со спазмом периферических сосудов и резко выраженной бледностью кожных покровов);

• обеспечить ребенка частым, дробным питьем (на каждый градус повышения температуры дополнительно ввести жидкость из расчета 10 мл на 1 кг массы тела);

• создать температуру в помещении в пределах 1 8—20°С;

• выполнить назначения врача: дать панадол или парацетамол (угнетают центральный синтез простагландинов, регулирующих процесс терморегуляции) в виде сиропа или развести «шипучий» порошок в стакане теплой кипяченой воды (в разовой дозе 10—15 мг/кг), маленьким детям предпочтительнее ввести в свечах.
Контролировать проведение медикаментозной терапии, объяснить родителям и ребенку, если позволяет возраст, что курс антибактериальной терапии не должен прерываться и быть менее 7 дней (для предотвращения развития резистентных форм микроорганизмов и присоединения возможных осложнений).

Научить родителей готовить настои из трав для полоскания зева: настой шалфея, эвкалипта — 1 ст. ложку сбора заварить 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, процедить, полоскать зев до 4-х раз в сутки; настой тысячелистника — 2 ст. ложки сбора заварить 1 стаканом кипятка, настоять 60 минут, процедить, полоскать 4 раза в сутки; настой календулы — 1 чайную ложку сбора заварить 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, процедить, полоскать до 6-ти раз в сутки.

Рекомендовать в остром периоде заболевания легко усвояемую полужидкую витаминизированную диету. Исключить из рациона питания острые и соленые, жирные и жареные блюда.

После курса антибактериальной терапии включить в диету биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко для нормализации кишечной флоры.

Увеличить объем вводимой жидкости до 1—1,5 литров в виде витаминизированных напитков. Приготовление отвара шиповника: З столовых ложки ягод залить 2 стаканами кипятка, выдержать 10—15 минут в закрытой посуде на медленном огне (можно заварить ягоды крутым кипятком в термосе), настоять в течение б часов, употреблять по 1/3—1/2 стакана 3—4 раза в день.

Необходимо заблаговременно подготовить ребенка к дополнительным методам обследования с помощью терапевтической игры: клиническому анализу крови, взятию мазков из зева и носа, ЭКГ. Убедить его в необходимости их проведения, объяснить на понятном ему языке, что и зачем нужно делать, можно показать последовательность манипуляций, используя, например, куклу.

Оказывать психологическую поддержку ребенку во время болезни и лечения, используя только позитивные утверждения, поощрять положительные эмоции.
Обучить родителей санитарно-гигиеническим правилам ухода за больным ангиной (выделить отдельную посуду, после использования кипятить ее, убрать на время болезни мягкие игрушки, оставить только те, которые легко моются, ежедневно проводить влажную уборку и проветривать помещение несколько раз в день).

В периоде выздоровления необходимо провести дополнительные исследования: клинический анализ крови, общий анализ мочи, ЭКГ, затем в полном объеме их повторить через 2 недели.

Рекомендовать всем членам семьи своевременно санировать очаги хронической инфекции.

Проводить ребенку профилактические мероприятия вне обострения заболевания: сон на свежем воздухе, дозированные физические нагрузки, закаливающие процедуры, курсы физиотерании, витаминотерапии, санацию полости рта.

При повторяющихся ангинах рекомендовать динамическое наблюдение ребенка врачами: кардиоревматологом, оториноларингологом, стоматологом, педиатром.

Составьте экспертную карту сестринского процесса
при ангине

Нарушенные потребности, настоящие и потенциальные проблемы ребенка и его родителей
Краткосрочные и долгосрочные цели сестринского процесса
Планирование и мотивация сестринских вмешательств
Профилактические мероприятия

Дата добавления: 2016-03-26 | Просмотры: 4115 | Нарушение авторских прав

источник

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

· Выявите проблемы больного ребёнка.

· Составьте план сестринского ухода с обоснованием

· Продемонстрируйте технику оксигенотерапии с применением носового катетера.

1. Нарушены потребности: двигаться, выделять, спать, поддержание нормальной температуры тела, адаптации, поддерживать безопасность свою и окружающих, общаться, учиться.

Ø Дефицит знаний о заболевании, способах лечения и профилактики

Ø Повышение температуры тела

Ø Риск аспирации рвотными массами

Ø Риск развития осложнений

Ø Риск заражения окружающих

Повышение температуры тела

Краткосрочная: снизить температуру тела в течение трёх дней

Долгосрочная: устранить симптомы заболевания через 10 – 14 дней.

План сестринского вмешательства

Независимые сестринские вмешательства:

— Обеспечение пациентке постельного режима и психического покоя

— Организация регулярной влажной уборки и проветривания палаты

— Обеспечения обильного приёма жидкости

— Для снятия симптомов интоксикации

— Обеспечение приёма пищи небольшими порциями по аппетиту, обязательный приём витаминизированной пищи и питья

— Снижение нагрузки на желудочно – кишечный тракт

— Повышение защитных сил организма

— Обеспечение ухода за кожей и слизистыми (влажные обтирания кожи, полоскание полости рта)

— Профилактика инфицирования кожи и слизистых

— Обеспечение смены нательного и постельного белья по мере необходимости

— Создание комфортных условий

— Измерение температуры тела 2 раза в день, наблюдение за состоянием больной

— Контроль состояния пациентки

— Раннее выявление осложнений

— Проведение беседы о заболевании с ребёнком и с родственниками

— Для устранения дефицита знаний

— Осознанное участие в уходе

— Выполнит назначения врача:

— применит физические методы охлаждения,

— введёт жаропонижающие средства,

— введёт средства этиотропной терапии

Участковая медсестра активно посетила ребёнка 4 лет с диагнозом: ОРВИ.

При сестринском обследовании были получены следующие данные: ребёнок стал плохо кушать, беспокоит кашель, который усилился и носит характер сухого, болезненного. Со слов мамы болен второй день. Сначала был насморк, кашель, затем повысилась температура до 38,20.

Объективно: ребёнок активный, температура 37,30, носовое дыхание затруднено, слизистые выделения из носовых ходов, частый сухой кашель, частота дыхания 28 в 1 минуту, частота сердечных сокращений – 112 в 1 минуту, зев умеренно гиперемирован, налётов нет.

1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено.

2. Выявите проблемы больного ребёнка.

4. Составьте план сестринского ухода с обоснованием

Читайте также:  Бактериальная ангина у детей заразная или нет

5. Продемонстрируйте технику проведения горячей ножной ванны.

1. Нарушены потребности: дышать, питаться, спать, поддержание нормальной температуры тела, адаптации, поддерживать безопасность свою и окружающих, общаться.

Ø Неэффективное очищение дыхательных путей

Ø Повышение температуры тела

Ø Дефицит знаний о заболевании, способах лечения и профилактики

Ø Риск развития осложнений

Ø Риск инфицирования окружающих

Краткосрочная — кашель станет влажным и безболезненным к концу недели

Долгосрочная – устранить кашель и другие симптомы заболевания к моменту выписки.

План сестринского вмешательства

— Обеспечение тёплого обильного питья, дополнительного витаминизированного питания

— Для облегчения кашля и повышения защитных сил организма

— Проведение беседы о заболевании

— Устранения дефицита знаний

— Профилактика возможных осложнений

— Обеспечит проведение регулярной влажной уборки и проветривания помещения

— Проконтролирует приём лекарственных препаратов по назначению врача

— Выполнит назначения врача:

— введёт лекарственные средства

— обеспечит и обучит мать выполнению простейших физиопроцедур (горчичники, горячие ножные ванны, паровые ингаляции)

В инфекционное отделение госпитализирован ребёнок с диагнозом: ОРВИ, стенозирующий ларинготрахеит.

При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: температура тела ребёнка 36,40, пульс 130 ударов в 1 минуту, частота дыхательных движений 40 в 1 минуту. Кожные покровы бледные, чистые. Дыхание шумное, с затруднённым вдохом. Во время вдоха втягиваются межрёберные промежутки, надкдючичные области, яремная ямка. У ребёнка сухой лающий кашель. В лёгких пуэрильное дыхание, тоны сердца приглушены. Сон беспокойный. Физиологические отправления не нарушены.

1. Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено.

2. Выявите проблемы больного ребёнка.

4. Составьте план сестринского ухода с обоснованием

5. Обучите мать методам увлажнения воздуха.

1. Нарушены потребности: дышать, спать, адаптации, поддерживать безопасность свою и окружающих, общаться.

Ø Неэффективное очищение дыхательных путей

Ø Дефицит знаний о заболевании, способах лечения и профилактики

Ø Риск присоединения осложнений

Краткосрочная – у ребёнка улучшится дыхание через 1 – 2 суток

Долгосрочная – устранить симптомы заболевания через 7 – 10 дней.

План сестринского вмешательства

— Обеспечение спокойной обстановки

— Обеспечение доступа свежего воздуха, создание возвышенного положения (порекомендовать взять ребёнка на руки)

— Контроль состояния пациента (подсчёт дыхательных движений, пульса)

— Профилактика ухудшения состояния

— Проведение беседы с матерью о заболевании, способах лечения и профилактики

— Устранения дефицита знаний

— Обучения приёмам оказания помощи на дому

— Выполнение назначений врача:

— постановка масляных горчичников

— введение лекарственных препаратов

— дача увлажнённого кислорода

К Вам обратилась мама ребёнка 9 месяцев с жалобами на повышение теипературы тела до 37,50. У ребёнка проявления экссудативно – катарального диатеза. Ночью внезапно проснулся, стал беспокойным, появился лающий кашель, удушье, затруднён вдох. Голос осипший.

При осмотре: Состояние ребёнка средней степени тяжести, беспокоен. В дыхании участвует межрёберная мускулатура. На щеках шелушение, гиперемия кожи. Из носа серозное отделяемое. В зеве – гиперемия. В лёгких – жёсткое дыхание.

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.

3. Продемонстрируйте технику постановки масляных горчичников.

1. Стенозирующий ларинготрахеит (ложный круп, вирусный круп)

Ø Вызвать машину скорой помощи

Ø Успокоить ребёнка и маму

Ø Обеспечить приток свежего воздуха и возвышенное положение

Ø Создать повышенную влажность воздуха в помещении

Ø Дать тёплое щелочное питьё

Ø Госпитализировать в стационар

В медицинский кабинет детского сада воспитатель привела ребёнка 4 лет с жалобами на вялость, бледность, отказ от еды.

При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: ребёнок плачет, не контактен, зовёт маму. Температура тела 39,50. Дыхание носовое, свободное. Кожные покровы бледные, чистые, конечности холодные. Язык слегка обложен белым налётом. В зеве лёгкая гиперемия миндалин, частота дыхательных движений 30 в 1 минуту, пульс 140 ударов в 1 минуту. Живот обычной формы, участвует в акте дыхания. Стула не было. Мочится свободно.

1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.

3. Продемонстрируйте технику внутримышечного введения папаверина.

1. Гипертермический синдром, «бледная гипертермия».

Ø Вызвать врача или машину скорой помощи

Ø Сообщить родителям о состоянии ребёнка

Ø Обеспечить ребёнку постельный режим

Ø Согреть (укрыть одеялом, грелку к ногам)

Ø Обеспечить доступ свежего воздуха

Ø Контролировать состояние ребёнка (подсчёт пульса, частоты дыхательных движений, температуры тела)

Ø Приготовить антипиретики

S. По 1 таблетке 2 раза в день ребёнку 7 лет в течение 3 дней.

S. По 1 таблетке 3 раза в день до еды ребёнку 10 лет в течение 3 дней.

S. По 1 таблетке 3 раза в день, растворив в небольшом количестве воды, в течение 5 дней.

S. По 3 – 4 капли каждые 15 – 20 минут в течение 3 – 4 часов, затем 4 – 5 раз в сутки в течение 3 суток.

Rp: Viferoni – 1 150 000 ME

S. По 1 свече ректально 2 раза в сутки в течение 5 дней ребёнку 1 года.

DS: По 2 капли 3 раза в день ребёнку 2 лет.

В 1 мл содержится 10 000 МЕ препарата.

II. Симптоматическая терапия.

1. Жаропонижающие препараты.

S. По ½ таблетки (100 мг) ребёнку 1 года при температуре.

Rp: Susp. Nurofeni for Children 100 мл

DS: По 5 мл 3 раза в сутки ребёнку 3 лет.

Детяммесяцев 2,5 мл 3 раза в день

1 – 3 года — по 5 мл 3 раза в день

4 – 6 лет — по 7,5 мл 3 раза в день

7 – 9 лет – по 10 мл 3 раза в день

10 – 12 лет – по 15 мл 3 раза в день

Нурофен (Ибупрофен) в таблетках по 0,2 для детей старше 12 лет принимать после еды.

2. Средства, применяемые при рините

Rp: Sol. Nazivini 0,01% — 10 мл

DS: По 1 – 2 капли в каждый носовой ход ребёнку 6 месяцев.

DS: По 1 – 2 капли в каждый носовой ход ребёнку 3 раза в день ребёнку 5 лет.

Для любого возраста в растворе и в виде спрея

DS: По 1 впрыскиванию в каждый носовой ход 2 раза в день в течение 3 дней ребёнку 6 лет.

DS: По 15 капель ребёнку 4 лет 4 раза в день

Сироп: 3 – 6 лет – 5 мл 3 раза в сутки

6 – 12 лет – 10 мл 3 раза в сутки

Старше 12 лет – 15 мл в сутки

Капли: с 2 месяцев до 1 года – 10 капель 4 раза в день

1 — 3 года – 15 капель 4 раза в день

Старше 3 лет – 25 капель 4 раза в день

S. ¾ таблетки ребёнку 10 лет не разжёвывая

25 – 50 mg 3 – 4 раза в сутки:

DS: 2,5 мл каждые 4 часа ребёнку 5 лет.

Старше 12 лет – 10 мл каждые 4 часа

DS: По 10 мл 3 раза в день ребёнку 10 лет

3 – 10 лет – 5 мл 3 раза в сутки

Старше 10 лет 10 мл 3 раза в сутки

S. По 1 таблетке 3 раза в день ребёнку 10 лет вне зависимости от приёма пищи с большим количеством воды

До 6 лет – 2 mg 3 раза в сутки

6 – 14 лет – 4 mg 3 раза в сутки

С 14 лет – 8 mg 3 раза в сутки

DS: По 2,5 мл ребёнку 4 лет.

До 2 лет – 2,5 мл 2 раза в день

2- 5 лет – 2,5 мл 3 раза в сутки

5 – 12 лет – 5 мл 2 – 3 раза в сутки

С 12 лет – 10 мл 3 раза в сутки

Rp: Inf. Herbae Thermopsidi 0,1 – 100ml

DS: По 1 десертной ложке 3 раза в день ребёнку 5 лет

До 2 лет – 1 ч. Л. 3 раза в день

Дошкольникам – 1 дес. ложка 3 раза в день

Школьникам – 1 столовая ложка 3 раза в день (из расчёта 0,2 – 200 мл)

Rp: Inf. Rad. Altaeae 2, 0 – 100 ml

DS: По 1 чайной ложке 4 раза в день ребёнку 5 лет.

DS: По 1 чайной ложке 3 раза в день ребёнку 5 лет

До 3 лет – ½ чайных ложки 3 раза в день

Дошкольникам – 1 чайная ложка 3 раза в день

Школьникам – 1 дес. Ложка 3 раза в день

S. По 1 таблетке 3 раза в день ребёнку 7 лет, растворив в 1/3 стакана воды, выпить перед едой.

Дошкольникам – ½ таблетки 3 раза в день

Школьникам – 1 таблетка 3 – 4 раза в день

Rp: Elixir pectoralis 25 ml

DS: По 5 капель 3 раза в день ребёнку 3 лет

Состав: экстракт корня солодки, анисовое масло, этиловый спирт, водный аммиак, дистиллированная вода

На приём столько капель сколько лет ребёнку.

VII. Тестовые задания для самоконтроля

ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

1. Жалобы ребёнка при остром рините

4) Слизисто – серозные выделения из носа

2. Ложный круп развивается при

3. Источник болезни при гриппе

4) Носитель – реконвалесцент

4. Основной путь передачи гриппа

5. При оценке дыхания у ребёнка не определяют

6. Инкубационный период при аденовирусной инфекции

7. Излюбленное место локализации вируса гриппа

3) Слизистая ротовой полости

8. Для парагриппа характерно

2) Более выраженная, чем при гриппе интоксикация

9. Возбудитель острых заболеваний верхних дыхательных путей

10. Аденовирус преимущественно поражает

ВЫБЕРИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

1. Симптомы аденовирусной инфекции

1) Субфебрильная температура

2) Гнойные выделения из глаз

6) Увеличение лимфатических узлов

3. Для снижения температуры у детей применяют

4. Противокашлевые препараты

5. Травы, обладающие отхаркивающим действием

7. Препараты специфического лечения ОРВИ

3) Цианоз носогубного треугольника

5) Гнойные налёты на миндалинах

9. Анатомические особенности верхних дыхательных путей у детей

3) Сформированы все пазухи носа

4) Длинный слёзно – носовой канал

5) Сухая слизистая оболочка

10. Характер поражения дыхательных путей при парагриппе

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО

1. В общем анализе крови при ОРВИ отмечается снижение содержания …

2. При сухом кашле показаны … препараты

3. Муколитические средства способствуют отхождению …

4. Введение вакцины против гриппа – это профилактика

5. Частоту дыхательных движений необходимо подсчитывать в состоянии

6. Вдыхание жидких лекарственных веществ называется терапия

7. Мазок из зева и носа необходимо отправить в лабораторию

8. … – основной жаропонижающий препарат в детской практике

9. Эуфиллин водится с целью снятия …

10. Стенотическое дыхание – это признак ….

VIII. Эталоны ответов к тестам самоконтроля.

С выбором одного правильного ответа

С выбором нескольких правильных ответов

Вставьте пропущенное слово

Респираторно – синцитиальная инфекция

X. Эталон ответов к терминам.

1. Ринит – острое воспаление слизистой оболочки носа.

2. Фарингит – острое воспаление слизистой оболочки глотки.

3. Ларингит – острое воспаление слизистой оболочки гортани.

4. Тонзиллит – острое воспаление миндали.

5. Ингаляция – это вдыхание распылённых в воздухе жидких или твёрдых веществ.

6. Аэрозоль – вещество, распылённое в воздухе.

7. Ингалятор – прибор для введения аэрозоля в дыхательные пути.

8. Грипп – острое вирусное заболевание, вызываемое различными серотипами вируса гриппа, передающееся воздушно – капельным путём и характеризующееся лихорадкой, токсикозом и поражением респираторного тракта.

9. Парагрипп – острое вирусное заболевание, характеризующееся умеренной интоксикацией и катаром верхних дыхательных путей с преимущественным поражением слизистых оболочек носа и гортани.

10. Аденовирусная инфекция – острое инфекционное заболевание, характеризующееся лихорадкой, умеренно выраженной интоксикацией, поражением слизистых оболочек дыхательных путей, конъюнктивы глаз, лимфоидной тканью.

11. Риновирусная инфекция – острое вирусное заболевание дыхательных путей, протекающее с преимущественным поражением слизистой оболочки носоглотки.

12. РС – инфекция – острое вирусное заболевание, протекающее с преимущественным поражением нижних дыхательных путей (бронхов и бронхиол)

Учебно – методическое пособие содержит дополнительную информацию к теоретическому материалу лекций и учебника.

Предназначено для помощи студентам в освоении практических навыков и умений.

Позволяет найти грамотный, мотивированный подход к каждому ребёнку, чётко и последовательно выполнять зависимые и независимые сестринские вмешательства.

Содержит практическую информацию по планированию сестринского вмешательства, выполнению практических манипуляций.

Каждый подраздел темы обеспечен перечнем контрольных вопросов для подготовки, заданием для самостоятельной работы, примерами решения ситуационных задач, заданиями для самоконтроля знаний разного уровня сложности.

Для обеспечения наглядности изучения темы пособие содержит иллюстрации и рисунки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. , Бабыкина оказания неотложной помощи детям в стационаре. Учебное пособие. Архангельск, 2009.

2. Берман по Нельсону. Издательство МИА, 2009.

3. Борисова инфекции дыхательных путей у детей. Учебное пособие для врачей – педиатров. Москва, 2 004.

4. Воронцов детских болезней. Фолиант. Москва. 2 009.

5. Галактионова помощь детям. Догоспитальный этап. Учебное пособие. Феникс. Ростов – на – Дону. 2007.

6. , Ежова . Практикум. Учебное пособие. Оникс. Москва. 2008.

7. Ершов препараты. Справочник. Москва, 2 006.

8. , Плаксин морфофункциональные костанты здорового ребёнка. Учебное пособие. Архангельск, 2005.

9. , Шайтор педиатрия. Руководство для врачей. ГЭОТАР – Медиа. Москва. 2007.

10. , Учайкин состояния в педиатрии. Практическое руководство для вузов. ГЭОТАР – Медиа. Москва

11. Сергеева . Учебник для вузов. С. – Петербург, 2 007.

12. , Тульчинская с детскими инфекциями. Ростов – на — Дону, 2 008.

13. Тимченко болезни у детей. Учебник для медицинских вузов. Спец. Лит. Санкт – Петербург. 2 008.

14. Цыбулькин состояния в педиатрии. Библиотека непрерывного образования врача. ГЭОТАР – Медиа. Москва. 2 007

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *