Меню Рубрики

Состояние голосового аппарата при функциональной афонии

На информационном ресурсе публикуются материалы о лечении заболеваний уха, горла, носа

Афонию классифицируют как функциональное нарушение нервно-мышечного голосового аппарата.
Вместе с афонией, функциональными нарушениями нервно-мышечного голосового аппарата являются также дисфонии (гипотонусная, гипертонусная, психогенная и др.) и фонастении.

Этиология и патогенез афонии. Этиологические и патогене­тические факторы развития и возникновения афонии различны.
Некоторые специалисты объясняют возникновение афонии исключительно неправильной дея­тельностью фонаторного аппарата, другие исследователи считают, что в основе расстройств иннервации гортани лежат нервно-психические за­болевания (истерия, неврастения, психастения, функциональные неврозы и др.).

На основании исследований, проведенных в последние годы, выделено три ведущих фактора в возникновении голосовых расстройств:
• психогенный,
• перенапряжение,
• функциональная неполноценность голосового аппарата.

Гипертонусная афония ( стойкое функциональное нарушение голоса) может развиться во время предшествующих заболеваний гортани (острый ларингит, парезы и др.).

Предрасполагающими факторами к возникновению афонии являются:
• физические перенапряжения,
• психические трав­мы,
• хронические интоксикации организма.

Клиника афонии. Многообразие форм функциональных наруше­ний голоса определяет различие их клинических проявлений.
Общими симптомами для дисфонии, афонии, фонастении являются по­стоянная или периодическая охриплость, утомляемость голоса.
Каждая форма заболевания имеет характерные для нее клини­ческие проявления.
При гипокинетической (паретической) афонии голосовые складки обычно слегка гиперемированные, при фонации образуется различной формы (оваль­ная, треугольная) щель.
Голос глухой, сиплый.
Для гиперкине­тической (спастической) афонии харак­терно состояние спастического гиперкинеза мышц гортани с пре­обладанием тонического спазма.
Во время фонации отмечается судорожное сближение голосовых складок и складок преддве­рия.
Голосовые складки не изменены, подвижны, при фонации находятся в состоянии резкого напряжения.

Гипотонусная афония — стойкое функциональ­ное нарушение голоса — характеризуется дискоординацией всех отделов голосового ап­парата.
При гипотонусной афонии определяется:
• гипотонус голосовых складок,
• неполное смыкание голосовой щели,
• снижение интенсивности голоса и нарушение его тембра.

Специальными психологическими обсле­дованиями Л. Е. Гончарук (1986) установлено, что стойкие функциональные нарушения голоса представляют собой не толь­ко заболевание гортани, а связаны с нарушением нервно-психи­ческой сферы.

Лечение афонии. Функциональные нарушения голоса являются не местным патологическим процессом в гортани, а связаны с различными нарушениями, заболеваниями и повышенной ла­бильностью нервной системы.
В связи с этим лечение этих боль­ных должно быть комплексным, включающим:
• психотерапию,
• дыхательную гимнастику,
• речевую и вокальную фонопедию,
• медикаментозную терапию.

Значительное место при лечении больных занимают физические методы лечения функциональных нарушений голоса, направленные главным образом на регуляцию дея­тельности центральной нервной системы и местное воздейст­вие на гортань.

Лечение функциональных афоний должно быть направлено на устранение патологического очага застойного торможения в коре большого мозга и восстановление нарушен­ных рефлекторных механизмов.
Для улучшения процессов об­мена и проведения возбуждения в межнейронных синапсах на­значается стимулирующая медикаментозная терапия:
• поливи­тамины,
• АТФ,
• стрихнин,
• прозерин (внутримышечные инъекции),
• седативные средства,
• транквилизаторы (триоксазин, тазепам) внутрь.

Медикаментозная терапия афонии проводится на фоне голосо­вого режима в комплексе с дыхательной гимнастикой и ортофоническим лечением.

Из физических методов лечения афонии для непосредственного воздействия на нервно-мышечный аппарат гортани назначают гальванизацию, электрофорез 0,1 % раствора стрихнина.
Один электрод с прокладкой размером 40×60 мм помещают на об­ласть гортани, другой электрод размером 60X80 мм распола­гают в области нижних шейных позвонков.
Сила тока до 3- 5 мА, по 10-20 мин, на курс 10-15 процедур.

По мнению М. А. Ратенберга (1973), хорошие результаты, особенно у больных с наличием парестезии, наблюдаются при местной дарсонвализации гортани.
Грибовидный электрод мед­ленно перемещают по передней поверхности шеи в течение 5-10 мин.
Назначают также вибрационный массаж гортани.

С целью стимуляции нервно-мышечного аппарата гортани показано воздействие фарадическим и диадинамическим тока­ми.
ДД-терапию нервно-мышечного аппарата гортани проводят токами — ритм синкопа.
Электроды 80X90 мм устанавливают у пластинок щитовидного хряща между нижней и средней третью грудиноключично-сосцевидной мышцы.
Начинают лечение с двухполупериодного волнового тока.
Сила тока до появления выраженных (но неболезненных) ощущений вибрации, по 10 мин, на курс до 15.
Хорошие резуль­таты отмечены при диадинамоэлектрофорезе прозерина.
Улуч­шение нарушенных в результате болезни периферического кро­вообращения и трофики тканей, наряду с нормализацией функ­ций вегетативной нервной системы обеспечивает лечебный эффект СМТ.

Важным фактором лечебного действия СМТ при функцио­нальных нарушениях голоса является их влияние на чувстви­тельную сферу нервной системы.
Воздействие этими токами вызывает ритмически упорядоченный поток импульсации с экстеро-, интеро- и проприорецепторов в центральную нервную систему.
Воздействие СМТ проводят раздвоенным электродом (30X40 мм каждый), располагают их на боковых поверхностях гортани впереди грудиноключично-сосцевидных мышц на уров­не нижней и средней трети (область двигательной точки диафрагмального нерва), другой электрод помещают в области ниж­них шейных позвонков.
Режим 1, род работы II, частота 75- 100 Гц, длительность полупериодов 2-3 с, глубина модуляций 50-100 %, по 10 мин, на курс 10-12.
При наличии болевого синдрома показано воздействие СМТ непосредственно на об­ласть гортани, при значительных нарушениях нейрогуморальной регуляции и трофики — на область шейных симпатических узлов.

С целью восстановления нарушенных рефлекторных механиз­мов в комплекс лечебных мероприятий необходимо включать рефлекторную терапию — воздействие физическими факторами (электрофорез 10 % раствора кальция хлорида) на «воротни­ковую» область, 15-20 процедур.

В. А. Тринос и соавт. (1984) предлагают при указанной патологии проводить электростимуляцию мышц гортани под за­щитой заглушения (чтобы больной не слышал своего собствен­ного голоса).
По мере улучшения фонации голосовыми склад­ками заглушение снимается.

Для лечения стойких функциональных нарушений голоса разработан комплекс, который включает поэтапное дифферен­цированное применение фонопедии, психотерапии, психопрофи­лактики и методов физической терапии, способствующих нор­мализации функции нервной системы.
Назначается седативная терапия, гидротерапия, гальванический воротник по Щербаку, дыхательные упражнения, целью которых является выработка правильного речевого дыхания.
Следует подчеркнуть важность точной дифференциальной диагностики характера поражения и причин, вызвавших заболевание, так как нерациональная тера­пия у этих больных способствует фиксации патологического со­стояния.

По данным некоторых исследователей низкочастотное ПеМП при определенных параметрах воздействия повышает микроцир­куляцию [Лозовецкая Л. Н., 1980; Ефанов О. И., 1981], увели­чивает мышечную работоспособность и двигательную активность [Лощиков В. Н., 1977], вызывает изменение тонуса вегетатив­ной нервной системы и условнорефлекторных связей [Боголю­бов В. М., 1981; Холодов Ю. А., 1982].
Особенности биологиче­ского действия низкочастотного ПеМП позволяют считать пато­генетически обоснованным использование этого метода в терапии афонии.
Магнитотерапия применялась у больных с функциональной гипотонусной дисфонией, спастической дисфонией и стойкой функцио­нальной афонией.
В зависимости от патологического процесса применялась стимулирующая (на область гортани) и релаксирующая (на сегментарно-рефлекторную зону) методика воз­действия.
Лечение афонии проводят от аппарата «Полюс-1».
Прямо­угольные индукторы торцовой частью (площадь 50×50 мм) без давления располагают контактно на правой и левой боковой поверхности гортани при горизонтальном направлении магнит­ных силовых линий .
Форма тока пульсирующая, режим непрерывный, величина магнитной индукции 25 мТ, про­должительность процедуры 20 мин, 15-20 процедур на курс.
Воздействие ПеМП на рефлекторно-сегментарную зону проводят прямоугольным индуктором, который торцовой частью (площадью 50X50 мм) устанавливают контактно на область проекции верхних шейных симпатических узлов (СII-CVI) паравертебральной области, рефлекторно связанных с гортанью.
Используют горизонтально направленные магнит­ные силовые линии синусоидальной формы тока в непрерывном режиме при величине магнитной индукции 25 мТ, продолжи­тельность процедуры 20 мин, ежедневно, на курс 20-25.
Лече­ние афонии проводят в комплексе с дыхательной и голосовой трени­ровкой.

При стойкой функциональной афонии лечение ПеМП следует начи­нать после длительного подготовительного этапа (дыхательная и голосовая тренировка).

Полученные данные позволяют счи­тать, что применение ПеМП в комплексе с голосовой и дыха­тельной тренировкой показано при различных формах функцио­нальных заболеваний гортани: при афонии, дисфонии и фонастении.
Для достижения максимального эффекта необходимо дифференцированное определение парамет­ров и зон воздействия магнитным полем в каждом конкретном случае [Василенко Ю. С, Николаевская В. П., Демченко Е. В., 1986].
При лечении больных с функциональными заболеваниями гортани широко следует использовать методы физической тера­пии, оказывающие нормализующее влияние на нервно-психи­ческий статус организма.
Назначают:
• бальнеотерапию (углекис­лые, йодобромные, жемчужные ванны),
• электрофорез кальция, брома, магния на «воротниковую» область,
• массаж «воротни­ковой» зоны,
• общий электрофорез кальция по Вермелю,
• общее УФ-облучение,
• лечебную физическую культуру и др.

Таким образом, в комплекс лечебных мероприятий при функ­циональных нарушениях голоса входят:
• психотерапия,
• медика­ментозные средства,
• ортофоническое лечение и методы физи­ческой терапии, направленные в основном на регуляцию дея­тельности центральной нервной системы,
• местное воздействие на гортань (афферентный воспринимающий аппа­рат).
Такая комплексная патогенетическая терапия, направлен­ная на различные, связанные между собой звенья патологиче­ского процесса, обеспечивает потенцированный эффект приме­няемых лечебных факторов и позволяет получить более благо­приятные результаты.

По материалам монографии Веры Петровны Николаевской «Физические методы лечения в оториноларингологии» М,»Медицина» 1989

источник

Функциональной афонией называют расстройства голоса, возникающие чаще всего внезапно как реакция на психическую травму или длительно действующую психотравмирующую ситуацию. По мнению И. Максимова (1987), она представляет собой полисимптомную «неврологическую» форму истерии и встречается у людей, склонных к истерическим реакциям, чаще всего у девочек и женщин. Точнее было бы назвать функциональную афонию психогенной, или истерической. Согласно материалам разных исследований, данная патология распределяется у женщин и мужчин в соотношении 5:1.

Голос пропадает внезапно, но, как правило, сохраняется звучный кашель и смех, что может служить диагностическим признаком. Для общения с окружающими используется шепот. Иногда он очень слабый, во многих случаях напряженный, акцентуированный, порой на его фоне появляются звучные прорывы голоса, но весьма кратковременные, высокого сиплого тона. Ларингоскопия не всегда и не сразу выявляет функциональную неполноценность голосового аппарата. Голосовые складки могут иметь естественный перламутровый цвет и нормальную подвижность, но фонация отсутствует, так как, сближаясь, они не колеблются.

Возможны и другие варианты ларингоскопической картины — отмечается несмыкание голосовых складок различной формы по типу парезов внутренних мышц гортани, иногда наблюдается картина пареза одной половины гортани. При повторных осмотрах может обнаружиться непостоянство ларингостробоскопической картины — изменения формы голосовой щели: она то овальная, то в виде треугольника. В случаях длительного нарушения голоса появляется покраснение и сухость складок как следствие напряжения при попытках фонации, форсированного шепота. При этом характерна тенденция включения в фонацию вестибулярных складок.

При полном отсутствии голоса и выявлении описанной симптоматики с указанием на психическую травму в качестве этиологического фактора установление функциональной афонии не представляет трудностей.

Более сложна диагностика психогенных нарушений, когда они развертываются постепенно и проявляются в виде дисфонии. Нарушения такого типа свойственны людям с лабильной психикой, а провоцируют их перенесенные воспалительные заболевания верхних дыхательных путей и глотки, а иногда длительная и неразрешающаяся конфликтная ситуация. В подобных случаях психогенная дисфония распознается не сразу. Начинается местное лечение, не дающее улучшения; голос постепенно ухудшается, снижается его сила, звучность, усиливается охриплость. При этом голосовые складки розовые, сухие, появляется отечность вестибулярных складок, которые частично участвуют в акте фонации. Психогенные дисфонии такого типа обычно плохо распознаются, продолжаются длительно и могут перейти в афонию.

Если пациент своевременно не обращается к специалисту, то функциональная афония может закрепиться на длительное время, что ведет к большим трудностям восстановления голоса.

Отсутствие голоса сопровождается жалобами на ощущения «скрежета», «налипания пленок», «комка» в гортани. Характерны стремление всячески подчеркнуть тяжесть своего состояния, неверие в возможность обрести звучный голос, некоторые черты демонстративности поведения. Нарушение голоса приобретает характер «условной приятности и желательности», так как дает некоторые привилегии, например длительную нетрудоспособность при неблагоприятной обстановке на работе или особое отношение в семье.

Основой коррекционных занятий по устранению функциональной афонии является рациональная психотерапия. На первом занятии в форме доверительной беседы необходимо убедить человека, что его голос восстановится, что он, собственно, у него есть, только нарушилась возможность им пользоваться. Обязательно надо объяснить, что голосовой аппарат в норме, ибо при длительном безуспешном лечении многие считают, что страдают серьезным заболеванием гортани. Желательно выяснить, какого рода конфликт спровоцировал расстройства голоса, и попытаться найти пути его разрешения. Беседу следует проводить в непринужденной, но достаточно твердой форме. Чрезвычайно важно получить звучный голос уже на первом занятии, продемонстрировав таким образом наличие голоса.

Единого универсального метода для устранения функциональной афонии не существует. Используются различные приемы стимуляции звука голоса. Сохранный звучный кашель может послужить основой в таких попытках. По инструкции логопеда, сопряженно с ним, продуцируется несколько кашлевых толчков на сильном выдохе. Затем логопед, положив руку на подбородок пациента, резко опускает его вниз, получая при этом звук близкий к [а]. После нескольких повторений обучаемый проделывает это самостоятельно, слышит свой звучный голос и постепенно начинает осознанно формировать полноценный гласный. Следующий этап — произнесение слогов, как бы от кашлевого толчка: ка-ко-ку-ке-ки. Если они звучат полноценно, сразу же предлагается повторить за логопедом простые обиходные слова: да, нет, дай, возьми, положи, пойди, купи и т.д. После этого переход к фразовой речи уже не представляет трудностей.

Однако данный прием не всегда оказывается продуктивным. Тогда можно предложить имитировать стон на придыхательной атаке, сопровождая его активными жевательными движениями. Для облегчения к темени обучаемого прикладывается камертон, обычно С-128, так как его звучание соответствует и мужскому, и женскому тону голоса. С нескольких попыток издается стон — «мычание», к которому добавляются гласные [а, о, у, э, и] и формируются полнозвучные слоги. Аналогичный прием применяется при «нычании», т.е. от звука [н]. В дальнейшем для произнесения предлагаются слова, начинающиеся с первых ударных слогов типа: манка, море, мул, мера, мыло; набело, нож, нутрия, нефть, низкий и т.д. Постепенно приступают к тренировке произнесения рядов слов с первым ударным слогом, начинающимся со звонких согласных. На этом этапе обучаемые уже в состоянии свободно общаться нормальным, звучным голосом.

Читайте также:  Что такое афония голоса

Все логопедические занятия проводятся при ларингоскопическом контроле, консультировании у психиатра и медикаментозном лечении, главным образом транквилизаторами. После восстановления голоса картина гортани соответствует норме с хорошей вибраторной функцией голосовых складок.

Необходимо отметить, что функциональные афонии склонны рецидивировать, так как они являются лишь симптомом невротического состояния. Возможны варианты, когда при любых эмоциональных нагрузках афония может возникать снова. Поэтому со всеми пациентами после того, как они начали общаться звучным голосом, желательно провести курс фонопедии по методике восстановления голоса при гипотонусных нарушениях. Перед такими занятиями дается твердая установка на то, что после завершения полного курса постановки голоса никаких срывов быть не должно. Курс фонопедии в данном случае носит психотерапевтический, превентивный, скорее, даже установочный характер. Продолжительность восстановительного обучения в среднем составляет 2 мес.

Рассмотрим пример постепенного развития функциональной афонии.

У П. Ю. К., девушки 14 лет, сложилась длительная конфликтная ситуация в школе, нарушились взаимоотношения с одноклассниками. Ей стало тяжело ходить в школу, общаться со сверстниками, отвечать на уроках, хотя успевала она хорошо. Постепенно, сначала в школе, затем и дома, у девушки начал «садиться» голос. Она обратилась в местную поликлинику (жила в небольшом поселке), где ей назначили курс ингаляций. Эффекта лечение не дало, и она была госпитализирована в оториноларингологическое отделение областной больницы. В больнице пациентка пробыла месяц, в течение которого проводилась физиотерапия, инъекции витаминов, вливания в гортань. На фоне лечения голос ухудшался и наступила афония. В таком состоянии она была выписана. В больнице никто не заподозрил психогенного характера расстройства голоса.

После консультации в одном из клинических институтов Москвы больная была направлена в фониатрическое отделение. К этому моменту нарушение голоса продолжалось уже около года. На приеме девушка общалась слабым, еле слышным шепотом. При осмотре гортани выявлено, что голосовые складки не смыкаются, остается щель в форме овала. Консультация психиатра специфических нарушений не выявила. Нарушение голоса можно было рассматривать как моносиндром у личности, склонной к истерическим реакциям.

Звучный голос удалось вызвать на втором занятии от «стона». Затем стали звучно произноситься слоги ма, мо, му, мэ, мы; на, но, ну, нэ, ны; потом перешли к словам с первым ударным слогом мак, море, мыло и т.д. Постепенно пациентка начала говорить звучным голосом. В заключение был проведен полный курс фонопедии по методике, принятой для гипотонусных расстройств голоса.

Сложность восстановления голоса в большей степени зависит от длительности нарушения, ошибочной первоначальной диагностики, безуспешного лечения и закрепления таким образом афонии.

Контрольные вопросы и задания

1. Какова причина возникновения функциональной афонии и дисфонии?

2. Назовите диагностические признаки психогенного расстройства голоса.

3. Какие черты личности свойственны людям с функциональной афонией?

4. У кого чаще возникает функциональная афония по тендерному признаку?

5. Опишите приемы, с помощью которых можно вызвать звучный голос.

6. Сравните протекание расстройства голоса при гипотонусных нарушениях и при функциональной афонии. Укажите их общие признаки и различия.

7. Объясните целесообразность проведения курса постановки голоса при функциональной афонии.

Дата добавления: 2014-12-17 ; просмотров: 3693 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник

Дисфония – понятие, обозначающее нарушение голосовой функции, которое проявляется хрипотой, гнусавостью, слабостью и осиплостью. Полная потеря звучности голоса называется афонией. При безгласии сохраняется шепотная речь, появляются моменты дребезжащего голоса.

Дисфония возникает при нарушении работы голосового аппарата. У больных происходит частичное изменение высоты, тембра или силы голоса. Данное патологическое состояние встречается в любом возрасте и хорошо поддается лечению. Невозможность говорить нормальным голосом возникает по разным причинам. Среди них: простудные заболевания, чрезмерное перенапряжение голосовых связок, стресс и волнение.

Дисфония и афония — симптомы различных соматических и психоневрологических заболеваний: дифтерийного крупа, острого ларингита, катара, опухоли гортани, неврозов. Все больные с нарушением речевой функции должны быть тщательно обследованы. Лечение афонии и дисфонии зависит от причин, вызвавших эти недуги. Правильная и своевременная терапия обеспечивает быстрое возвращение голоса с его первоначальной тональностью.

По происхождению дисфония бывает органической и функциональной. Органическая возникает на фоне воспалительных заболеваний гортани, а функциональная — на фоне различных невротических изменений. После угасания патологических процессов в организме дисфония исчезает.

Функциональная дисфония подразделяется на 3 вида: гипотонусная, гипертонусная, гипо-гипертонусная.

Патогенетическая классификация дисфонии:

  • Мутационная дисфония встречается у мальчиков пубертатного возраста и отличается резким переходом голоса от высокого тона к низкому.
  • Психогенная дисфония обусловлена сильным психоэмоциональным перенапряжением.
  • Спастическая дисфония возникает при дискоординируемой гиперфункции дыхательной мускулатуры.

По длительности дисфонию подразделяют на кратковременную и стойкую.

Виды афонии:

  1. Паралитическая афония развивается при дисфункции нижнего гортанного нерва, который травмируется во время операций на органах шеи или поражается при инфекционной интоксикации. Причиной патологии также являются хронические заболевания нервной системы – сирингомиелия, сирингобульбия.
  2. Истинная афония возникает при поражении гортани, препятствующему надлежащему смыканию и достаточной вибрации связок. Острый или хронический ларингит, паралич гортанных мышц, новообразования — причины подобных изменений.
  3. Функциональная афония – отсутствие голоса, обусловленное функциональной недостаточностью голосовых мышц центрального происхождения. Развитию патологии способствует влияние стресса и психических травм на лабильную нервную систему больных.
  4. Спастическая афония возникает при спазматическом сокращении мышц гортани, сужающих голосовую щель. Судороги гортанных мышц делают щель настолько узкой, что у больных полностью пропадает голос.

Причины дисфонии и афонии подразделяют на две большие группы: врожденные и приобретенные.

  • Основной причиной дисфонии голосовых связок является врожденный порок развития гортани. У больных с нарушенной структурой хрящевой ткани провисает надгортанник, вход в гортань неполностью отрывается, что проявляется отрывистым и шумным вдохом. Это так называемый врожденный стридор или ларингомаляция, которая развивается в процессе эмбриогенеза после появления центров хондрификации.
  • Врожденный подголосовой стеноз гортани — частая причина сужения дыхательных путей в детском возрасте, проявляющегося дисфонией или афонией. Полное или частичное недоразвитие голосовых складок у детей сопровождается одышкой, хрипами, кашлем.
  • Ангиома гортани – сосудистая патология, являющаяся следствием нарушенного эмбрионального развития кровеносной и лимфатической систем. Развивается заболевание под воздействием инфекционных агентов, травматического повреждения, гормонального дисбаланса в гестационном периоде.

Заболевания, ставшие причиной дисфонии:

  1. Аллергия,
  2. Воспаление различных отделов респираторного тракта,
  3. Доброкачественные новообразования гортани,
  4. Заболевания неврологического характера,
  5. Астеническое состояние,
  6. Гормональный сбой,
  7. Миастения,
  8. Заболевания внутренних органов в стадии декомпенсации,
  9. Эндокринопатия,
  10. Гематологические заболевания,
  11. Остеохондроз шейного отдела позвоночника,
  12. Травмы голосового аппарата,
  13. Острые инфекционные заболевания – грипп, ОРВИ, ангина.

Факторы, провоцирующие дисфонию:

  • Стрессовые состояния,
  • Вынужденное долгое молчание,
  • Обструкция дыхательных путей инородными телами,
  • Длительный прием анаболиков,
  • Профессиональный фактор, связанный с постоянным напряжением голосовых связок,
  • Психологические факторы,
  • Операции на органах шеи,
  • Медикаментозное лечение,
  • Перенапряжение голоса в компании или шумном помещении,
  • Особенности микроклимата помещения – сырость, пыль, холод или жара,
  • Чрезмерное употребление алкогольных напитков,
  • Раздражение гортани вследствие химических ожогов,
  • Курение,
  • Пожилой возраст,
  • Частый и продолжительный визг и крик у детей,
  • Профессиональные вредности — запыленность или загазованность производственного помещения.

Функциональная дисфония часто приводит к формированию органической патологии гортани – атрофического ларингита. Регулярное воздействие провоцирующих факторов обычно имеет неблагоприятный исход. В горле развиваются различные патологии – опухоли, полипы, гематомы. Длительное перенапряжение голоса часто заканчивается хроническим ларингитом, а чрезмерное увлечение алкоголем способствует усиленному приливу крови к глотке, гиперемии и отеку слизистой оболочки гортани.

У детей дисфония развивается вследствие частых и громких криков, пения в высоком звуковом диапазоне. Голос у малышей становится хриплым при увеличении и воспалении аденоидов. Нарушенное носовое дыхание способствует попаданию в гортань холодного и неочищенного воздуха, что приводит к частым ларингитам и дисфонии.

У больных с дисфонией голос становится хриплым, изменяется его тембр или тональность. У детей появляется стридорозное дыхание — свистящее и шумное, обусловленное турбулентным воздушным потоком в дыхательных путях. Стридор является важным симптомом значительной обструкции гортани.

Дисфония сопровождается постоянной или периодической охриплостью и утомляемостью голоса. У больных ларингитом голос становится слабым и осипшим, возникает сухой мучительный кашель, речь затрудняется. По мере роста опухоли голос пропадает, остается лишь шепотная речь. Развивается афония.

  1. Гипотонусная форма проявляется гиперемией голосовых складок, формированием овальной или треугольной голосовой щели, глухим, слабым и сиплым голосом.
  2. Гипертонусная дисфония — тонический мышечный спазм гортани и судорожное сближение напряженных голосовых складок, сопровождающееся хрипотой и болью в горле.
  3. Симптомами гипо-гипертонусной дисфонии являются: сухость во рту, тремолирующий, вибрирующий голос, сбивчивость дыхания.
  4. Спастическая дисфония — самая тяжелая форма патология, имеющая острое начало, обусловленное психической травмой и длительным перенапряжением голоса. Он становится хриплым, слабым, вибрирующим, фальцетным, дрожащим, срывающимся. Мышцы затылка и шеи начинают болеть в результате постоянного спазма, боль в горле усиливается при глотании. Постепенно болевой синдром и дискомфортные ощущения в горле становятся невыносимыми и требуют срочного лечения.

При обнаружении перечисленных выше симптомов следует обратиться к ЛОР-врачу, пройти всестороннее обследование и комплексное лечение.

Диагностика нарушения голосовой функции заключается в опросе и осмотре больного. При сборе анамнеза особое внимание обращают на длительность патологии, наличие сопутствующих болезней и факторов, способствующих развитию дисфонии.

Физикальное и инструментальное обследование:

Исследование основных акустических параметров голоса,

  • Глоттография и электромиография,
  • Прямая или непрямая ларингоскопия,
  • Исследование ФВД (функции внешнего дыхания),
  • Эндофиброларингоскопия,
  • Микроларингостробоскопия,
  • Трахеоскопия при необходимости,
  • Рентгенография гортани,
  • КТ,
  • Клинические анализы крови и мочи,
  • Бактериологическое исследование отделяемого ротоглотки,
  • Биопсия при подозрении на онкопатологию.
  • Лечение дисфонии комплексное, направленное на устранение заболевания, ставшего ее причиной.

    Лекарственную терапию проводят на фоне голосового режима и ортофонического лечения.

    1. Настойка лимонника, женьшеня, прочие стимуляторы и витамины — препараты для лечения гипотонусной дисфонии, улучшающие микроциркуляцию голосовых складок и возвращающие нормальный голос.
    2. Психотропные препараты, нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты, спазмолитики показаны для лечения гиперкинетической дисфонии.
    3. Для лечения спастической дисфонии больным назначают «Гамма-аминомасляную кислоту», «Аминалон».
    4. Поливитамины, АТФ, «Стрихнин», «Прозерин», седативные средства и транквилизаторы назначают больным с различным формами дисфонии.
    5. Витаминные комплексы и сосудистые препараты показаны для улучшения функций органа и быстрого восстановления всего организма.
    6. Если причиной дисфонии стала острая вирусная инфекция, больным назначают голосовой режим, обильное теплое питье, противовирусные препараты, иммуномодуляторы. При воспалительных гортанных процессах используют антибиотики, полоскания горла, проведение ингаляций.

    К немедикаментозному лечению дисфонии относятся следующие методы:

    • Фонопедические упражнения для реабилитации голосовой функции,
    • Массажирование шеи,
    • Психотерапевтическое воздействие,
    • Логопедические и голосовые упражнения,
    • Бальнеотерапия,
    • Гидротерапия,
    • Иглорефлексотерапия,
    • Электросон,
    • Физиотерапия – электростимуляция мышц гортани диадинамическим током, гальванизация, дарсонвализация, амплипульс, электрофорез.

    Ларингопластика, имплантационная хирургия, трахеостомия и тиропластика — операции, проводимые при стойкой дисфонии, не поддающейся консервативному лечению. Чтобы восстановить голосовую функцию, хирурги иссекают рубцы со связок гортани, удаляют опухоли.

    Для лечения заболеваний, проявляющихся дисфонией, широко используют рецепты народной медицины. Водочный компресс и горчичники приводят к расширению сосудов, притоку крови к пораженной области, уменьшению признаков воспаления и устранению соответствующих симптомов.

    Больным с дисфонией полезно ежедневное употреблять сок моркови, одуванчика, репы, капусты. Куриные сырые яйца и вываренные до мягкости дольки чеснока улучшают состояние голосовых связок. Ингаляционное введение в организм отваров лекарственных трав обеспечивает их быстрое терапевтическое действие. Полезно принимать отвар семян льна с яблоком и медом, полоскать горло настоем алтея и лаванды, фенхеля и молока.

    Профилактические мероприятия при дисфонии включают:

    1. Раннее выявление и грамотное лечение инфекционных заболеваний ЛОР-органов,
    2. Режим молчания,
    3. Предупреждение ОРЗ и ОРВИ,
    4. Коррекция голосовой нагрузки у певцов, лекторов, ораторов,
    5. Обеспечение носового дыхания зимой,
    6. Борьба с вредными привычками,
    7. Укрепление нервной системы,
    8. Закаливание,
    9. Ведение здорового образа жизни,
    10. Правильное питание,
    11. Соблюдение оптимального режима труда и отдыха,
    12. Повышение иммунитета.

    При появлении первых признаков голосовых расстройств необходимо немедленно обратиться к врачу. Это значительно снижает риск развития тяжелых последствий при афонии. Патологические состояния, проявляющиеся хрипотой или полным отсутствием голоса, хорошо поддаются лечению. Голосовая функция быстро приходит в норму.

    источник

    Понятие о функциональных дисфониях • Этиология функциональных нарушений голосовой функции • Классификация функциональных на­рушений голоса

    Под функциональными дисфониями голосового аппарата пони­мают нарушения голоса, при которых не выявляется органиче­ских повреждений.

    Механизм их возникновения заключается в нарушении коор­динации процессов дыхания, голоса, артикуляции и проявляется множеством субъективных симптомов, которые распределяются на две основные группы — общеневрологические и местные рас­стройства.

    К общеневрологическим расстройствам относят своеобразное поведение больного: тревожные и мрачные переживания, угне­тенное состояние, опасение неблагоприятного исхода лечения, повышенную раздражительность, неустойчивость настроения, вспыльчивость, иногда апатию, нарушение сна. Местные прояв­ления характеризуются изменением голоса, сенсорными и секре­торными расстройствами.

    Функциональные голосовые нарушения преимущественно на­блюдаются у людей, ослабленных различными соматическими и инфекционными заболеваниями, страдающих хроническими за­болеваниями верхних дыхательных путей, а также пользующихся неправильной техникой фонации и дыхания. Акустические про­явления функциональных дисфонии не имеют ярко выраженной специфичности и на слух сходны с другими вариантами наруше­ний функции голосового аппарата, характеризуются искажения­ми силы и тембра голоса, изменением его диапазона.

    За последние годы резко возросло число людей, страдающих Функциональными расстройствами голосового аппарата, что свя­зано, по мнению многих исследователей, с увеличением нагруз­ки на нервную систему и психику человека. Заболевания горта­ни, затрудняющие речевое общение, снижают работоспособность и для многих создают угрозу профессиональной непригодности. Рассмотрим отдельные формы функциональных нарушений го­лоса.

    Квалификация дисфонии как функциональной осуществляет­ся по принципу «от противного», т.е., если при тщательном ос­мотре у пациента с акустическими нарушениями не обнаружива­ются органические повреждения голосового аппарата, такие дис­фонии квалифицируют как функциональные.

    Читайте также:  Что объединяет экзофтальм аллопеция розацея афония

    Анализировать этиологию дисфонии можно с двух позиций: во-первых, исходя из определения ядра патологического процесса в голосовом аппарате, обусловившего нарушения акустических свойств голоса и возникновение патологических ощущений у больного, и, во-вторых, учитывая своеобразие патологического фактора, нарушившего координированную работу голосового ап­парата.

    Первая точка зрения принадлежит М.И.Фомичеву (1949), ко­торый все причины возникновения функциональных нарушений голоса делит на три группы: 1) патологические изменения в мыш­цах гортани; 2) патологические изменения в органах и систе­мах, принимающих участие в голосообразовании; 3) патологи­ческие изменения в органах и системах, не входящих в голосо­вой аппарат.

    Вторая позиция отражена в работах J. Perello (1962), который выделяет дисфонии, возникшие на почве патологического воз­действия механического фактора при неправильном использова­нии голосового аппарата или превышающем физиологические возможности нормального человека, и обозначает их как фонопонозы (от греч. ‘работа’). Дисфонии, возникшие под влия­нием психогенных или неврогенных факторов, он обозначает как фононеврозы.

    Данная классификация позволяет разделить все этиологиче­ские факторы, вызывающие функциональные дисфонии, на неврогенные и поногенные. Неврогенные факторы чаще всего пред­ставлены неврозами вследствие нарушений баланса процессов воз­буждения и торможения преимущественно у людей, обладающих неврогенной предрасположенностью. Поногенные факторы явля­ются следствием перенапряжения голосового аппарата, наруше­ний гигиены голоса, значительных голосовых нагрузок, работы в условиях неблагоприятной внешней среды.

    Знание причинного (этиологического) фактора играет важную роль в определении путей коррекции, в частности оптимального сочетания медицинского, педагогического и психологического воздействия.

    А.Т. Рябченко (1964) считает, что в этиологии функциональ­ных расстройств участвуют два фактора: невротическое состояние больного, которое возникает еще до появления симптомов забо­левания, и пусковой момент — испуг, страх, болезнь. Функцио­нальные нарушения наблюдаются у людей, соматически ослаб­ленных, страдающих хроническими заболеваниями верхних дыхательных путей и органов, не входящих в состав голосового ап­парата, а также пользующихся неправильной техникой фонации и дыхания.

    При гипофункции наблюдается выраженное истощение нерв­но-мышечных элементов — астения периферического или цент­рального типа. В данном случае на первое место выходит пато­генный фактор. При гиперфункции на передний план, как пра­вило, выступает психогенный фактор. Характерной особенностью людей, страдающих функциональными дисфониями, является наличие признаков нарушения баланса процессов возбуждения и торможения в ЦНС, или так называемый двигательный не­вроз (Максимов И., 1987). У большинства больных задолго до раз­вития дисфонии отмечаются признаки вегетососудистых наруше­ний, неустойчивость артериального давления, лабильность пуль­са, гипергидроз.

    А. Т. Рябченко указывает, что в анамнезе у 90% больных дис­фониями зафиксированы сильный стресс, жизненные трудности или необходимость подавлять свои желания и чувства. Все это сверх­сильные раздражители возбудительного или тормозного процесса. Чаще всего функциональная дисфония обнаруживается у слабых, неуравновешенных личностей. Наиболее яркие клинические и аку­стические проявления функциональных дисфонии возникают на фоне нарушений высшей нервной деятельности, истерии, невра­стении или психастении.

    По мнению И.Максимова, чисто функциональных наруше­ний голосовой функции не существует, так как практически всегда тщательный анализ обнаруживает те или иные патологические органические признаки в голосовом аппарате, которые могут служить как причиной, так и следствием нарушений его функционирования. Так, при неправильном выборе разговорной тональности или при фонировании «не своим голосом» отмеча­ются выраженные нарушения кровоснабжения гортани, сопро­вождающиеся гиперемией, что в свою очередь является призна­ком органического нарушения. В то же время при восстановле­нии адекватной тональности эта «функциональная» гиперемия быстро исчезает. Данный пример иллюстрирует одну из форм перехода «функционального» нарушения в «органическое» и об­ратно. Кроме того, доказано, что значительная часть органи­ческих нарушений в своей основе имеют неправильное исполь­зование голосового аппарата. Так, узелки голосовых складок не­редко оказываются следствием неправильно осуществляемой фонации.

    В настоящее время существуют несколько подходов к класси­фикации дисфонии. Первый основан на характеристике степени крушений голосовой функции, согласно которой выделяют афо­нию и дисфонию (Mc.Leod, А.Т. Рябченко).

    Второй подход учитывает этиологический фактор, обусловив­ший возникновение дисфонии. В русле данного направления вы­деляют фонопонозы и фононеврозы (J.Perello), постановочную алиментарную и мутационную дисфонии (А. Р.Хантамиров, В.Д.Тахтамышев).

    Третий подход основывается на распределении дисфонии в зависимости от характера тонусных нарушений в мышцах голосо­вых складок. Согласно данной классификации (см. с. 35—36) выде­ляют гиперфункциональные (гипертонусные) и гипофункциональ­ные (гипотонусные) дисфонии (V. Barth, T. Pilogen, Ch. Deuster, Ю, С. Василенко). Дополнительно выделяют спастическую дисфонию и фонастению, а также паретическую и спастическую афо­нии (Л.Б.Дмитриев, Л.М.Телеляева, С.Л.Таптапова, И.И.Ерма­кова).

    Данный подход в сочетании с учетом этиологии голосового расстройства наиболее приемлем для организации патогенетиче­ски обоснованной коррекционно-педагогической работы и об­учения навыкам правильного голосоведения. Таким образом, в фонопедической работе целесообразно использовать следующую клас­сификацию:

    источник

    Голос – это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок.

    Звук голоса – колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волнсгущения и разрежения . Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками.

    Высота звука – субъективное восприятие органом слухачастоты колебательныхдвижений . Чем чаще совершаются периодические колебания воздуха, тем выше мы воспринимаем звук. Качество высоты звука зависит от частоты колебательных движений голосовых складок в 1 сек. Сколько смыканий и размыканий осуществляют они в процессе своих колебаний и сколько порций сгущенного подскладочного воздуха пропустят, такова будет и частота рожденного звука, т.е. высота тона. Измеряется в Гц.

    Сила голоса , его энергия, мощность определяются интенсивностью амплитудыколебаний голосовых складок и измеряются в децибелах . Чем больше амплитуда колебательных движений , тем сильнее звучит голос. Сила голоса находится в прямой зависимости от подскладочного давления воздуха, выдыхаемого из легких. При нарушении определенных координационных взаимоотношений между натяжением голосовых складок и воздушным давлением голос может потерять силу, звучность и изменить тембр.

    Тембр или окраска звука является существенной характеристикой качества голоса. Он отражает акустический состав сложных звуков и зависит от частоты и силы колебаний. Все звуки речи сложные. Они состоят из основного тона, определяющего высоту, и многочисленных обертонов более высокой, чем основной тон, частоты. Частота обертонов обычно в 2,3,4 и т.д. раз больше, чем частота основного тона голоса. Возникновение обертонов связано с тем, что голосовые складки колеблются не только своей длиной, воспроизводя основной тон, но и отдельными частями. Эти частичные тоны дают общую форму колебания, которая и определяет тембр.

    Резонанс – резкое возрастание амплитуды колебаний, возникающее при совпадении частоты колебаний внешней силы с частотой собственных колебаний системы. При фонации резонанс усиливает отдельные обертоны звука, возникающего в гортани, и вызывает совпадение колебаний воздуха в полостях грудной клетки и надставной трубки. Выделяют два основных резонатора – головной и грудной. Под головным (или верхним) понимаются полости, расположенные выше небного свода, в лицевой части головы. При использовании этого резонатора голос приобретает яркий полетный характер, а у говорящего возникает ощущение, что звук проходит через лицевые кости черепа. При грудномрезонировании ясно ощущается вибрация грудной клетки. Резонатором здесь могут быть единственные воздушные полости – трахея и крупные бронхи. Тембр голоса при этом мягкий. Хороший полноценный голос одновременно озвучивает головной и грудной резонаторы. Взаимосвязанная система резонаторов накапливает звуковую энергию и в свою очередь, влияет на источник колебаний – работу голосовых складок. Оптимальные условия для функции голосового аппарата появляются при создании в надскладочных полостях (надставной трубке) определенного сопротивления порциям подскладочного воздуха, который проходит сквозь колеблющиеся голосовые складки. Это сопротивление называют импедансом, при его создании голосовые складки работают с малой затратой энергии хорошим акустическим эффектом.

    Нарушение голоса – это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. (Волкова)

    Афония – полное отсутствие голоса .

    Дисфония – частичные нарушения высоты, силы и тембра голоса.

    Дисфония проявляется в хрипоте, гнусавости, слабости, осиплости голоса, свистящем и шумном дыхании (стридор), может быть мучительный кашель, речь затруднена.Утрата силы, звучности, искажений тембра, отмечаются голосовое утомление и целый ряд субъективных ощущений связанных с сенсорными расстройствами: помехи, комок в горле, налипание пленок, постоянное першение с потребностью откашляться, давление и боли. При афонии отсутствует голос, но сохраняется шепотная речь.

    Афония и дисфония могут быть как врожденными, так и приобретенными в любом возрасте. Хорошо поддаются лечению, при условии точного определения причин нарушения и своевременном начале терапии.Самостоятельно не исчезают. Спонтанное развитие дефекта всегда отрицательное.

    Нарушения голоса, как правило, не влияют на формирование речевой системы. Только особо тяжелая патология раннего возраста отрицательно сказывается на развитии речи. Это иногда наблюдается у детей с множественными папилломами и рубцовыми стенозами гортани, если заболевание началось до формирования речи.

    Многократные операции, нарушение дыхания через естественные пути при отсутствии голоса вызывают соматическуюослабленность ребенка и могут явиться причиной задержки психического развития и речи, отклонений в эмоционально-волевой сфере. Дети чувствуют свою неполноценность, становятся замкнутыми, неуравновешенными, капризными, с трудом вступают в контакт. Они с затруднениями овладевают правильным звукопроизношением, словарь их беден, что влияет на успешность обучения в школе. Такие осложненные случаи чаще встречаются в неблагополучных семьях, где детям не уделяют должного внимания. В более легких случаях НГ дети к своему состоянию относятся спокойно. Некоторые из них критически осознают дефект, стремятся к его устранению. Другие себя не слышат, остаются равнодушны к искаженному голосу.

    Взрослые независимо от степени дефекта тяжело переживают нарушения голоса. Одна из главных причин, определяющих остроту переживаний, — это роль голоса в трудовой деятельности. Длительное нарушение голоса создает угрозу профессиональной непригодности, которая при некоторой предрасположенности и астенизирующих факторах приводит к развитию невротического состояния. Появляется страх перед публичными выступлениями, общая утомляемость, неуверенность в себе, тревога, бессонница, пониженное настроение.

    Классификация нарушений голоса:

    По месту и причине возникновения Нарушения голоса делятся на:

    Центральные органические . Центральные парезы и параличи гортани зависят от поражения коры головного мозга, моста, продолговатого мозга, проводящих путей. У детей встречается при детском церебральном параличе.

    Центральные функциональные . Функциональная или психогенная афония. Возникает внезапно как реакция на психотравмирующую ситуацию у лиц, склонных к истерическим реакциям, чаще у девочек и женщин. При полном отсутствии голоса сохраняются звучный кашель и смех, что является важным диагностическим признаком. Форма несмыкания голосовых складок при обследовании очень изменчива, что также свидетельствует о психогенном характере нарушения. Функциональная афония может протекать длительно, а после восстановления голоса возможны рецидивы.

    Периферические органические. Дисфония и афония, возникшие в результате хронических ларингитов, парезов и параличей гортани, после удаления опухолей и папиллом, в результате рубцовых изменений гортани.

    Хронические ларингиты приводят к своеобразным изменениям слизистой оболочки гортани, а в дальнейшем и к поражению ее нервно-мышечного аппарата, что дает несмыкание голосовых складок, стойкий дефект голоса, сопровождающийся неприятными ощущениями в глотке и в гортани. Голос теряет нормальное звучание, появляется сильная утомляемость, вплоть до полной невозможности голосоведения.

    При травмах и инфекционных поражениях нижнегортанного и возвратного нерва возникают периферические парезы и параличи гортани. Более распространены односторонние нарушения, дающие нарушения голоса и\или дыхания.

    Часто причиной органических нарушений голоса являются опухоли и состояния после их удаления. Доброкачественные опухоли встречаются у детей и взрослых чаще злокачественных. Множественные папилломы чаще наблюдаются у детей, они могут распространяться по всей гортани и рецидивировать после удаления. Раннийпапилломатоз с нарушением голосовой и дыхательной функций может отрицательно влиять на формирование всей речи и личности ребенка.

    Врожденные органические периферические нарушения голоса:

    • Врожденный порок развития гортани. Возникает в процессе эмбриогенеза, у больных с нарушенной структурой хрящевой ткани провисает надгортанник, вход в гортань не полностью открывается, что проявляется отрывистым и шумным вдохом(это так называемый врожденный стридор).
    • Врожденный подголосовой стеноз гортани — частая причина сужения дыхательных путей в детском возрасте, проявляющегося дисфонией или афонией. Полное или частичное недоразвитие голосовых складок у детей сопровождается одышкой, хрипами, кашлем.
    • Ангиомагортани — сосудистая патология, являющаяся следствием нарушенного внутриутробного развития кровеносной и лимфатической систем. Развивается заболевание под воздействием инфекций, травматического повреждения, гормонального дисбаланса в гестационном периоде.

    Периферические функциональные . Наиболее распространенными и многообразными являются функциональные нарушения голоса. Они не сопровождаются воспалительными или какими-либо анатомическими изменениями гортани. Причинами функциональных периферических дисфоний и афоний могут быть: голосовое переутомление, плохая постановка голоса, различные инфекционные заболевания и влияние психических факторов.

    Функциональные периферические нарушения голоса:

    · Фонастения . Имеет профессиональный характер, развивается у лиц голосоречеых профессий. Проявляется фонасения в нарушении координации дыхания и голоса, невозможности управлять голосом – усиливать и ослаблять зучание

    · Гипотонусная афония и дисфония обусловлена, как правило, двусторонними миопатическими парезами, т.е. парезами внутренних мышц гортани. Они возникают при некоторых инфекциях (ОРВИ, гриппе, дифтерии), а также при сильном перенапряжении голоса. Страдают мышцы, суживающие голосовые складки. При функциональных нарушениях внутренних мышц гортани повреждение затрагивает одну мышцу, чаще одну пару мышц (поскольку почти все они парные). При гипотонусе голосовые складки в момент фонации полностью не смыкаются, между ними остается щель, форма которой зависит от того, какая пара мышц страдает. Патология голоса может проявляться от легкой осиплости до афонии с явлением голосового утомления, напряжения и боли в мышцах шеи, затылка и грудной клетки.

    · Гипертонусная афония и дисфония связаны с повышением тонуса голосовых мышц с преобладанием тонического спазма в момент фонации. Причины их возникновения полностью не изучены, но развиваются спастические дисфонии и афонии у лиц, форсирующих голос. Гипертонус может охватывать голосовые и вестибулярные складки. При попытках фонации голос не возникает совсем, или появляется резко искаженный, глухой звук. Иногда наблюдается отсутствие смыкания голосовых складок (гипотонус) с напряженным смыканием вестибулярных (гипертонус). Образующийся при этом специфический грубый, монотонный звук называют ложноскладочным.

    Читайте также:  Что объединяет эти 4 слова экзофтальм алопеция розацеа афония

    Перегрузка голосового аппарата при несоблюдении охранительного режима в период мутации может привести к нарушению функции внутренних мышц гортани в виде гипо- и гипертонуса.

    Причины возникновения нарушений голоса:

    Врожденный порок развития гортани.

    Врожденный подголосовой стеноз гортани

    Хронический ларингит, воспаление различных отделов дыхательной системы

    Доброкачественные и злокачественные новообразования гортани

    Травмы голосового аппарата

    Острые инфекционные заболевания (грипп, ОРВИ, ангина…)

    Обструкция дыхательных путей инородными телами

    Перенапряжение голоса, частый и продолжительный крик у детей

    источник

    . или: Фонастения, афония (функциональная афония), гипотонусная дисфония (гипокинетическая, гипофункциональная дисфония), гипертонусная дисфония (гиперкинетическая, гиперфункциональная дисфония), гипо-гипертонусная дисфония (вестибулярно-складковый, ложноскладковый голос)

    • Охриплость.
    • Быстрая утомляемость голоса.
    • Ухудшение голоса (снижение громкости, изменение тембра) после перенесенных вирусных заболеваний.
    • Длительное расстройство голосовой функции (от нескольких месяцев до нескольких лет).
    • У певцов – снижение диапазона голоса, изменение его тембра и звучности.
    • Перенапряжение голоса, в том числе профессионального характера (например, у певцов, учителей и др.).
    • Психотравмирующие факторы (длительные неврозы, депрессивные состояния, сильный испуг) вплоть до полной утраты речи (так называемая истерическая афония).
    • Простудные и вирусные заболевания верхних дыхательных путей.
    • Длительное молчание (например, после операций на гортани).
    • Гормональные расстройства (чаще, патологии щитовидной железы), также возможно развитие дисфонии в связи с климаксом, беременностью, гормональными изменениями менструального цикла.
    • Неврологические заболевания (например, болезнь Паркинсона (заболевание, характеризующееся постепенной гибелью нервных клеток, встречается у лиц пожилого возраста).
    • Черепно-мозговые травмы.
    • Нарушение мозгового кровообращения.
    • Возрастные изменения (у пожилых пациентов явления функциональной дисфонии могут быть обусловлены общими возрастными изменениями).
    • Воздействие различными лекарственными средствами, так называемая, медикаментозная дисфония.
    • Остеохондроз шейного отдела позвоночника (заболевание, при котором поражаются межпозвоночные диски и хрящи шейного отдела позвоночника).
    • Заболевания желудка (могут сопровождаться ларингофарингеальным рефлюксом (заброс содержимого желудка или двенадцатиперстной кишки через пищевод в глотку и гортань), что способствует развитию дисфункции гортани).

    Врач ЛОР (отоларинголог) поможет при лечении заболевания

    • Анализ жалоб и анамнеза заболевания (наличие охриплости, характер говорения, длительность присутствия симптомов дисфонии, наличие заболеваний щитовидной железы или операций на гортани в анамнезе, и др.).
    • Общий осмотр (общее состояние головы, шеи, тонус мышц шеи, осанка пациента).
    • Оценка голоса на слух (тембр, дикция, артикуляция и др.) соотношение фонации с возрастом и полом пациента (возможно проведение нагрузочных тестов, например, чтение вслух в течение нескольких минут. Такие тесты проводятся с целью определения изменений голоса после голосо-речевой нагрузки).
    • Акустический анализ голоса и компьютерный анализ голоса – исследование различных звуковых характеристик голоса (тембр, звучность, диапазон, дрожание и др.).
    • Психологическое тестирование с целью выявления возможных психо-эмоциальных расстройств, невротических, депрессивных и др. состояний.
    • Микроларингоскопия – инструментальный метод осмотра голосового аппарата, который позволяет определить изменение формы голосовой щели, строения складок голосового аппарата (их истончение) амплитуда и частота колебания голосовых складок, степень их смыкания.
    • Видеостробоскопия (метод исследования подвижности голосовых связок с помощью прерывистого света с возможностью видео-наблюдения).
    • При необходимости назначают лучевую диагностику гортани (рентген, компьютерная томография) для исключения органической патологии.
    • Возможна также консультация фониатра, логопеда, терапевта.
    • Госпитализация показана только в случаях проведения хирургического лечения.
    • Хирургическое лечение проводится в случае неэффективности других методов и заключается в пластической операции на голосовых связках, в результате которой восстанавливается их смыкание (как правило, при гипотонусной дисфонии).

    В остальных случаях назначают:

    • консультацию эндокринолога, гастроэнтеролога, невролога, психиатра и других специалистов для выявления причины функциональной дисфонии;
    • лечение основного заболевания (например, дисфункции щитовидной железы, если дисфония вызвана гормональными отклонениями);
    • прием препаратов, улучшающих микроциркуляцию голосовых связок;
    • фонопедию — комплекс специальных упражнений, направленных на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани;
    • дыхательную гимнастику;
    • физиотерапию (например, электростимуляцию мышц шеи);
    • иглорефлексотерапию;
    • массаж воротниковой зоны (например, при спастической дисфонии).
    • Своевременное выявление и лечение заболеваний, лежащих в основе развития функциональной дисфонии (например, депрессивных состояний, заболеваний щитовидной железы и др.).
    • Своевременная послеоперационная реабилитация лиц после хирургического вмешательства на гортани.
    • Профилактика простудных и вирусных заболеваний верхних дыхательных путей:
      • закаливание;
      • избегать длительного пребывания в условиях низких температур;
      • сбалансированное и рациональное питание (употребление в пищу продуктов с высоким содержанием клетчатки (овощи, фрукты, зелень), отказ от консервированной, жареной, острой, горячей пищи);
      • прием поливитаминов в осеннее-зимний период и др.
    • Соблюдение гигиены голоса (особенно у лиц голосоречевых профессий):
      • избегать потребления слишком холодной, острой, кислой, соленой или горячей пищи;
      • отказ от употребления алкоголя и курения;
      • своевременное лечение и профилактика простудных заболеваний.

    ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

    Необходима консультация с врачом

    Статья « Нарушения голоса у детей и подростков и их лечение гомеопатическим препаратом гомеовокс», « Педиатрия» 2009, том 88, № 6, С. 124-130
    Национальное руководство по отоларингологии под ред. В.Т. Пальчун 2008 г.
    Голос: фониатрические аспекты. Василенко Ю.С., 2002 г.

    • Выбрать подходящего врача ЛОР (отоларинголог)
    • Сдать анализы
    • Получить от врача схему лечения
    • Выполнить все рекомендации

    источник

    100 р бонус за первый заказ

    Нарушения голоса – это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

    Классификация нарушений голоса принята, исходя из характера патологии, ее локализации, а также исходя из этиопатогенеза. Методы коррекционной логопедической работы будут разными, в зависимости от вида нарушения. Нарушения голоса могут быть центральными и периферическими.

    Центральные нарушения связаны с патологическими изменениями в центральном отделе голосового аппарата. Периферические нарушения связаны с патологическими нарушениями в периферической части голосового аппарата.

    В свою очередь, центральные нарушения голоса бывают функциональные и органические.

    Функциональные нарушения предполагают нарушения функций, сбой в деятельности центральной нервной системы.

    Функциональная дисфония имеет место при отсутствии органических поражений в области гортани. Выделяются следующие виды функциональных нарушений голоса периферического характера:

    – гипотонусная дисфония – обусловлена снижением мышечного тонуса голосовых складок, при фонации остается щель в виде вытянутого овала или треугольной формы в задней трети гортани;

    – гипертонусная дисфония – обусловлена повышением мышечного тонуса голосовых складок, при фонации наблюдается плотное соприкосновение голосовых складок с впечатлением «наползания» одной складки на другую; спастическая дисфония – обусловлена спазмами в области гортани и дискоординацией дыхания, фонации и артикуляции; ларингоскопическая картина представлена судорожным смыканием голосовых складок;

    – фонастения – характеризуется нарушением координации дыхания, фонации и артикуляции на фоне особой невротической предрасположенности (например, страх потерять голос перед выступлением);

    – патологическая мутация – может быть: замедленной, когда изменения голоса происходят на несколько лет позже обычного; затянувшейся, когда клинические проявления мутации затягиваются на несколько лет; неполной, когда не происходит полного превращения голоса ребенка в голос взрослого человека.

    Гипертонусные нарушения голоса являются следствием патологического повышения мышечного напряжения голосовых складок, изменения их вибраторной, функции.

    Мы к этой группе относим четыре вида расстройств голосового аппарата.

    Первый — возникновение гипертонуса голосовых складок, связанное с манерой голосоподачи.

    Некоторые люди имеют природную или сложившуюся в результате каких-либо условий (даже подражания близким) твердую голосовую атаку. Таким способом голосоведения они пользуются постоянно и на работе, и в быту даже без особой необходимости форсировать звук. Голос при этом теряет нормальные акустические характеристики, становится грубым, хриплым, «надсадным», но иногда при этом и тихим.

    Второй вид возникновения гипертонуса внутренних мышц гортани является реакцией на возникновение гипотонуса вокальных мышц. Это результат компенсаторных усилий голосового аппарата более полноценно продуцировать голос.

    Наиболее часто такую картину можно наблюдать у педагогов. Они форсируют голос, чтобы преодолеть неполноценность смыкания голосовых складок. При этом излишне напрягаются как внутренние, так и наружные мышцы гортани.

    К третьему виду гипертонусных расстройств можно отнести заболевания, характерные для пациентов, которые фонируют вестибулярными складками; по терминологии И. Максимова, «привычный вентрикулярный голос».

    И. Максимов (1987) называет вестибулярные складки вентрикулярными по единственной залегающей в них мышце (ventricularis). Вентрикулярный голос встречается у детей, подростков и взрослых. Его возникновение провоцируют перенесенные заболевания — ложный круп, острый ларингит, тяжелое течение ОРВИ.

    Четвертый вид гипертонусных нарушений представляет собой сложную форму спастических расстройств голосообразования. Это тяжелая форма голосовой патологии как по характеру протекания, так и по трудности выявления причин возникновения.

    Коррекционная работа по восстановлению голоса при всех видах гипертонусных расстройств проводилась в следующей последовательности.

    1. Тщательный сбор анамнеза, который дает более точные сведения для выяснения причин патологии. При анализе выявленных данных учитывается не только начало и развитие дефекта, но и общее соматическое состояние организма, особенности психической сферы, характер реакций на расстройство голосовой функции. Отношение пациентов к собственному дефекту в большинстве случаев бывает тревожным, даже тяжелым из-за резкого ограничения коммуникативных возможностей. Прогноз восстановления, как мы уже отмечали, во многом зависит от длительности нарушения.

    2. Беседа, ставящая своей задачей нацелить пациента на возможность восстановления голоса, объяснить ему необходимость сотрудничества с логопедом, помочь понять направленность функциональных тренировок голосового аппарата, которые будут проводиться. Привлечение к участию в коррекционной терапии других специалистов, чаще всего психиатра.

    3. Коррекция дыхания и восстановление его координации с фонацией. Эта работа проводится как самим логопедом, так и в кабинете лечебной физкультуры, если таковой имеется в учреждении.

    4. Голосовые тренировки, предусматривающие формирование естественного индивидуального для каждого человека тона голоса и продуктивного способа голосоведения.

    Фонопедия, направленная на устранение гипертонусных нарушений, безусловно учитывает необходимость релаксации артикуляционного и голосового аппарата, а также всего корпуса. Это особенно актуально для людей со спастическими расстройствами.

    Функциональная афония и её коррекция

    Функциональная афония — отсутствие голоса, обусловленное функциональной недостаточностью голосовых мышц центрального происхождения, имеющей нейродинамический характер.

    Одним из вариантов функциональной афонии является нарушение способности к нормальному голосообразованию у людей, перенесших острые воспалительные заболевания гортани. Нарушение развивается как результат закрепления шепотной речи, как бы заместителя голоса, и характерно для людей, обладающих весьма лабильной нервной системой.

    Особенностью функциональной афонии служит отсутствие звучного голоса при сохранной способности к достаточно громким кашлю и смеху. Причины возникновения афонии следует искать в изменениях деятельности ЦНС, а также среди последствий психических травм различного характера и интенсивности.

    Больные жалуются на ощущение «комка» в горле, «налипание» слизи, отсутствие звучного голоса. Они, как правило, стремятся подчеркнуть тяжесть заболевания, высказывают неверие в возможность выздоровления и восстановления голоса. У истерических субъектов нередки рецидивы афоний.

    Логопедическая работа осуществляется на фоне медикаментозного, физиотерапевтического и психотерапевтического воздействий. Превалирующими задачами на первом этапе являются: торможение патологических навыков фонации и голосоведения (режим молчания); тренировка артикуляционного аппарата и активизация нервно-мышечной системы гортани.

    Указанные задачи решаются одновременно. В период соблюдения режима молчания рекомендуется проводить (беззвучно) артикуляционную гимнастику, позволяющую выработать умение произвольно расслаблять оральную мускулатуру, добиться в полном объеме легких, свободных и четких координированных движений нижней челюсти, губ, языка. Параллельно целесообразно выполнять вибрационный и гигиенический самомассаж лица и шеи в разной технике исполнения (тонизирующей или расслабляющей в зависимости от тонусных нарушений), что подготавливает голосовой аппарат к этапу постановки голоса, снимает мышечную усталость, придает бодрость.

    2. Этап постановки физиологического и фонационного дыхания.

    Задачи, поставленные на этом этапе коррекционного воздействия, решаются на занятиях лечебной физкультурой. Здесь отрабатываются равномерность дыхания, его ритм, достигается оптимальное соотношение вдоха и выдоха. Начиная с 5—7-го дня в систему занятий включают динамическую дыхательную гимнастику, направленную на координацию дыхания и фонации.

    3. Этап формирования оптимального физиологического механизма
    голосообразования.

    Целью этого этапа работы становится восстановление (создание) рационального механизма голосообразования. Занятия организуют с учетом характера тонусных или дискоординационных нарушений. Для формирования оральных и голосовых кинестезии, а также с целью достижения и закрепления плавного смыкания голосовых складок используют традиционный прием — «подачу звука в маску». Произнесение звука отрабатывается на мягкой атаке. Вводятся соноры в прямые и обратные слоги.

    При тяжелых формах гипертонусных нарушений занятия начинают с тренировки беззвучной артикуляции согласных и гласных. Прорабатывают мягкую голосоподачу на придыхательной атаке с опорой на глухие щелевые фонемы. Дает успешные результаты выполнение жевательных упражнений, которые предложил Е. Ргб5спе15 (1952). В сложных случаях рекомендуется использовать аппараты «отставленной речи» и корректофон Деражне.

    При выраженном гипотонусе вводятся упражнения, предусматривающие плотное резкое смыкание голосовых складок, — произнесение слогов «па-пи-пу», сочетания гласного с йотированным звуком : «» и т.д.

    4. Этап закрепления навыков голосообразования и голосоведения.

    Постановка голоса еще не гарантирует успешного формирования навыка пользования им в различных ситуациях, и потому коррекционная работа должна продолжаться и по достижении правильной изолированной фонации. На заключительном этапе можно выделить два основных направления фонопедической работы: введение голоса в фонацию и закрепление правильного механизма голосообразования и голосоведения; и наконец, обучение правилам гигиены голоса, определение индивидуально допустимых голосовых нагрузок и их рационального режима с целью профилактики рецидивов.

    Введение поставленного голоса в речь осуществляется с использованием вокальных упражнений и специальных текстов, в которых в зависимости от особенностей нарушений в каждом конкретном случае преобладают соноры, смычные или другие необходимые звуки.

    Обучение пациента правильному использованию голосового аппарата предполагает прежде всего определение индивидуальных нагрузок с учетом особенностей нервно-мышечной деятельности, овладение приемами нормализации мышечного тонуса, как бы «разогревания» голосового аппарата перед предполагаемыми значительными нагрузками

    источник

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *