Меню Рубрики

Ситуационные задачи по афонии

Больной К., 23 лет, сельский житель. В течение многих недель почти совершенно неподвижен, лежит в постели согнувшись, колени приведены к животу. Не разговаривает, на вопросы не отвечает. Лицо амимичное, сальное, изо рта вытекает слюна. Поднятый с постели стоит неподвижно, опустив голову. Можно придать больному любую позу, которую он затем сохраняет в течение 10-15 минут. Подолгу задерживает кал и мочу. Ест после растормаживания внутривенным введением амитал-натрия и кофеина. После еды бродит по палатам, с любопытством разглядывает больных. В это время удается вступить с больным в контакт. Он сообщает, что слышит «голоса», идущие от стены, из-под пола, которые запугивают больного, угрожают избить. На стене видятся различные образы людей и тени зверей, от батареи отопления исходят синие лучи, которые действуют на больного, вызывая головную боль. Кажется, что все его мысли известы окружающим, его «на два дня умертвили, а затем воскресили», спрашивает у врача, «есть ли надежда на жизнь». Минут через 40-50 после введения амитал-натрия вновь наступает состояние заторможенности.

ОБРАЗЕЦ ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА

У больного отмечается двигательная заторможенность (ступор) с мышечным оцепенением, симптомом восковой гибкости, мутизмом, негативизмом, выражающимся, в частности, отказом от приема пищи. Характерны эмбриональная поза больного в постели, гиперсаливация, задержка мочеиспускания и дефекации. За фасадом двигательной заторможенности имеются многочисленные галлюцинаторные переживания, отрывочные бредовые идеи нелепого характера, которые удается раскрыть лишь при растормаживании больного барбамилом. Описанная картина носит название кататонического ступора.

15. КАТАТОНИЧЕСКОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ

Кататоническое возбуждение (растерянно-патетическое, гебефреническое, импульсивное и безмолвное) в первое время имеет вид растерянно-патетического возбуждения. Наряду с растерянностью для него типичны экзальтированность, вычурный пафос, бессвязная говорливость. Речь становится высокопарной, непоследовательной, непонятной, разорванной вследствие употребления символов (замена понятия образом, например понятия «надежды» — словом «якорь») или замещения конкретного обозначения отвлеченными понятиями.

В отличие от выраженной инкогеренции мышления и речи (например, в случае аменции) бессмысленные высказывания при разорванности нередко облечены в грамматически правильные предложения, часто течение мысли задерживается (закупорка мышления — шперрунг).

Поступки и отдельные движения импульсивны, неестественны, манерны. Часто проявляется негативизм: когда больному дают есть, он отворачивается, при попытке унести пищу жадно ее хватает. Нередко бывают немотивированный смех, парамимия, например улыбка при плачущих глазах. По мере усиления возбуждения оно из растерянно-патетического, становится нелепо-дурашливым — кататоно-гебефреническое возбуждение (по Е. Kraepelin). Это бессмысленное кривляние, гримасничанье, немотивированный смех, плоские шутки, кувыркание, нападение на окружающих.

На высоте своего развития кататоническое возбуждение стано­вится импульсивным (импульсивное возбуждение), речь — инкогерентной. В этом состоянии больные внезапно прыгают с кровати и стремительно бросаются бежать, кружатся на одном месте, танцуют, громко кричат; с шумом вдыхают и выдыхают воздух; цинично бранятся, срывают с себя одежду, разрушают все, что попадается под руку, с одинаковой стремительностью и силой нападают как на людей, так и на вещи; принимают вычурные позы, непрерывно гримасничают, плюются, мажутся калом, разливают и разбрасывают пищу; бессмысленно сопротивляются каждой попытке их удержать, вымыть, накормить, дать лекарство. Они при этом проявляют бессмысленную ярость (псевдоаффективные реакции-результат расторможения безусловнорефлекторной деятельности). Нередко наступает сексуальное возбуждение, сопровождающееся онанизмом.

Речь состоит из однообразного повторения одних и тех же фраз: или слов (вербигерация), иногда рифмованных, нередко наблюдается персеверация (застревание). Ответы на вопросы не по существу, невпопад (мимоговорение), в виде повторения вопроса, речи окружающих (эхолалия). Повторение распространяется не только на слова, но и на движения окружающих (эхопраксия, эхокинезия).

В тяжелых случаях кататоническое возбуждение становится хаотическим, непрерывным, неистовым с беспорядочным метанием, нанесением себе повреждений, яростным сопротивлением всему; движения иногда становятся ритмичными, напоминают хореатические или атетозные. Такое кататоническое возбуждение сопровождается молчанием (безмолвное, или немое, возбуждение)

Кататоническое возбуждение отличается от маниакального своей хаотичностью, немотивированностью, нецеленаправленностью; проявляется в очень ограниченном пространстве.

Например, больной, сидя в постели с подогнутыми под себя ногами, в течение многих часов совершает одни и те же движения: стереотипно потирает руки и через равные промежутки времени наклоняет голову, касаясь носом пальцев; все это в полном молчании.
ЗАДАЧА.

Больной Т, 22 лет, токарь. Поступил в психиатрический стационар в состоянии сильного психомоторного возбуждения. Поминутно вскакивает с постели, кричит, плюется, стучит кулаками о стену, нападает на других больных и пытается их ударить. В постели все время крутится, то обнажается, сбрасывает с себя одежду, то натягивает себе на голову одеяло, бьет себя кулаками по голове, рвет постельное белье. Большей частью все это проделывает молча, выражение лица сумрачное, озлобленное. На вопросы то не отвечает, то начинает со злобой нецензурно браниться. Повторяет движения других людей: врач, поднял руку — и больной поднял, врач хлопнул в ладоши — и больной сделал то же. Временами, наряду с двигательным возбуждением, начинает без умолку говорить, в свою речь без всякого смысла включает слова и фразы, услышанные из разговора окружающих. Вот образец речи больного: «Уберите аминазин, в постели можете курить на голодный желудок, я вам сказал, чтобы психов гнать отсюда, бросьте издеваться, я сам вам покажу, хоть вы кривые, а я косой, инъекцию галоперидола закатите на стол (услышал как врач сказал медсестре, что больному нужно сделать инъекцию галоперидола), я весь тут перемажусь, как свинья» и т. п.

ОБРАЗЕЦ ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА

У больного имеются все симптомы, характерные для кататонического возбуждения: нелепый, бессмысленный характер поступков, импульсивность (внезапно, без предварительного осмысливания нападает на больных, стучит кулаками в стену и т.п.), эхолалия, эхопраксия. Возбуждение сочетается со злобностью, стремлением к агрессии. Гиперсексуальность проявляется в грубой, элементарной форме (больной обнажается). Речь разорванная, бессмысленная. В отличие от гебефренного возбуждения, у больного отсутствуют дурашливая веселость, гримасничание, нелепые шутки, элементы пуэрильного поведения.

Синдром Корсакова — разновидность амнестического синдрома. Основой его является невозможность запоминать текущие события (фиксационная амнезия) при более или менее сохранной памяти на прошлое. В связи с этим — нарушается ориентировка (так называемая амнестическая дезориентировка). В первую очередь нарушается ориентировка во времени. Кроме того, имеется дезориентировка в месте и окружающей действительности. Имеется еще один характерный симптом этого синдрома — парамнезии, главным образом в виде конфабуляций или псевдореминисценций, но могут наблюдаться и криптомнезии.

Парамнезии – обманы памяти в виде конфабуляций.

Конфабуляции — ложные воспоминания.

Криптомнезия – искажение памяти, проявляющееся в ослаблении или исчезновении различия между действительно происходившими событиями и событиями услышанными, прочитанными, увиденными во сне.

Синдром впервые был описан С.С. Корсаковым (1889) в качестве самостоятельной болезни (энцефалопатии), возникающей в результате хронического алкоголизма. Дальнейшие исследования показали, что это расстройство бывает при очень многих органических поражениях головпого мозга. Ряд авторов ставят знак равенства между корсаковским и психоорганическим синдромами (Е. Bleuler,. К. Jaspers). Правильнее корсаковский синдром рассматривать как особую самостоятельную разновидность психоорганического синдрома.

Главное расстройство при корсаковском синдроме состоит в полной утрате памяти на события настоящего при сохранении ее на события прошлого. Все новые впечатления мгновенно исчезают из памяти. Ничего не запоминая, больные не знают, где находятся, как сюда попали, кто их окружает, какой сегодня день недели, число, год; поговорив с врачом, с кем-либо из персонала, они немедленно забывают и сам факт разговора, и лицо, с которым беседовали; увидевшись с ним вновь через минуту, встречают его как совершенно незнакомого человека; забывают расположение своей палаты, кровать, не помнят, завтракали, обедали они или нет, какие блюда ели. Все происходившее до заболевания сохраняется в памяти, воспроизводится правильно и точно. Сохраняются также приобретенные знания, вплоть до сложных. Нередко у больных возникают конфабуляции, как правило, обыденного содержания. Интенсивный наплыв конфабуляций может привести к развитию конфабуляторной спутанности.

Конфабуляторную спутанность вследствие дезориентировки в месте, времени и окружающих лицах, бессвязности мышления и неправдоподобного содержания высказываний иногда трудно отличить от помрачения сознания. Однако при помрачении сознания нарушается непосредственное отражение вещей и явлений, при конфабуляторной спутанности конкретные вещи больные воспринимают правильно. Галлюцинации и иллюзии при ней отсутствуют, нет выраженной инкогеренции.

Инкогеренция – бессвязность мышления и речи, отражающая утрату способности к образованию ассоциаций, обобщениям, анализу и синтезу; невозможность восприятия окружающего как единого целого; речь представляет беспорядочный набор слов с отсутствием смыслового и грамматического содержания.

Фантастические события относятся не к настоящему, как при помрачении сознания, а к прошлому. При помрачении сознания наблюдаются иллюзии, при конфабуляторной спутанности — ошибки суждения.

При корсаковском синдроме обычно бывают также вялость, повышенная утомляемость, иногда эйфория.

Корсаковский синдром является важнейшим компонентом алкогольного корсаковского психоза. Он также может встречаться при тяжелых органических поражениях головного мозга различного генеза.

Больной Ф., 72 лет, пенсионер. В течение нескольких недель находится на лечении в психиатрической больнице. Жалуется лишь на отсутствие зрения на правый глаз, где имеется помутнение роговой оболочки. Других жалоб не предъявляет. В отделении спокоен, подсаживается к больным пожилого возраста, о чем-то беседует с ними. В обращении с врачом, больными вежлив, предупредителен, даже несколько слащав. Приветливо здоровается, но встретив врача, спустя несколько минут, приветствует его вновь. Часто приоткрывает дверь в кабинет и вежливо осведомляется, не пришел ли консультант-окулист, а через 5 минут, опять спрашивает о том же. Числа, месяца и года назвать не может. Видя вокруг себя людей в белых халатах, догадывается, что его положили в больницу, но в какую — не помнит. Рассказывает, что только вчера приехал из деревни: «Вот лошадь-то во дворе привязал! Сейчас ходил, сена ей задал!» Вернувшись после консультации в кабинете профессора, всем рассказывал с убежденностью, что профессор угощал его шампанским; сердился, когда ему говорили, что этого не было. Любит поговорить о днях своей молодости. Помнит события школьных лет, правильно воспроизводит эпизоды Великой Отечественной войны, в которой больной принимал участие. Перечисляет своих детей, называет их имена, но внуков путает: то утверждает, что их у него вообще нет, то называет несколько имен, во всякий раз разных.

ОБРАЗЕЦ ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА

У больного имеются все признаки корсаковского амнестического синдрома, который, прежде всего, проявляется в нарушении запоминания (фиксационная амнезия). В связи с этим текущие события, происходившие после начала заболевания, оказываются забытыми или помнятся очень плохо, отсутствует способность к усвоению нового. Наряду с этим, события прошлого вспоминаются значительно лучше. В связи с нарушением запоминания больной путает события во времени (псевдореминисценции) или заполняет пробелы памяти фантастическими вымыслами (конфабуляции). Грубая патология памяти обусловливает психическую беспомощность больного. Он дезориентирован во времени, не знает, в какой больнице находится (амнестическая дезориентировка), его поведение становится неправильным, затрудняющим его адаптацию в коллективе. Все это позволяет говорить о состоянии слабоумия.

Синдром Котара (меланхолическая парафрения, меланхолический бред воображения, мегало-меланхолический бред) чаще всего состоит из сочетания тяжелой тревожно-ажитированной депрессии с бредом отрицания и громадности. Отрицание касается отдельных физических и психических качеств (нет совести, нет легких, мозг высох), индивидуально-личностных категорий (нет имени, возраста, семьи), свойств внешнего мира (мир мертв, планета остыла). В состав этого синдрома могут входить и такие бредовые идеи, как бред гибели мира, бред мучительного бессмертия и бред отрицательного величия (бред злого могущества). Бред мучительного бессмертия заключается в убежденности, что больной никогда не умрет, вечно будет жить и вечно мучиться. Бред отрицательного величия, или злого могущества, характеризуется стойкой убежденностью, что уже само существование больного приносит всем окружающим, а то и всему миру огромный вред, непоправимый ущерб. Например, больной упорно отказывается от еды, ибо «и так уже объел весь мир, скоро все люди с голоду погибнут»; другая больная уверяет, что ее дыхание — «зловонное и мерзкое» — может погубить на земле все живое.

По особенностям развития выделяют острый (преимущественно при приступообразных психозах) и хронический (при непрерывном развитии психоза) синдром Котара.

Синдром Котара встречается при инволюционных психозах и шизофрении.

Больной В., 22 лет, солдат. Психическое заболевание возникло остро, в связи с перенесенным гриппом. Стал жаловаться на постоянные боли в горле, высказывал мысль, что он болен туберкулезом гортани, горло у него сгнило, дыхание «захватывает», выпали все зубы, в груди пусто, все сгнило. Отказывался от еды на том основании, что у него «нарушилась связь горла с желудком, желудок мертвый», все внутренности склеились. Заявил, что он труп, но двигается лишь потому, что через него пропускают электри­ческий ток. В стационаре бездеятелен, одинок, тревожен. Настроение подав­ленное.

ОБРАЗЕЦ ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА

У больного чувственный бред. Он возникает подобно «озарению» и больной даже не делает попыток обосновать свои неправильные убеждения. Отрицание относится к физическим качествам («все внутри сгнило», «желудок мертвый»). Содержание бреда ипохондрическое, но от обычного ипохондрического бреда он отличается фантастичностью, крайней нелепостью. Поэтому его называют также бредом громадности. Характерен депрессивный фон настроения.

Читайте также:  Расстройства голосообразования афония и дисфония

Маниакальный синдром характеризуется повышенным, радостным настроением (гипертимия), ускорением мышления и повышенной деятельностью (маниакальная триада). Ускорение мышления и повышенная деятельность могут быть выражены относительно слабо (веселая мания) или, напротив, ускорение мышления достигает степени бессвязности, а повышение деятельности — беспорядочного возбуждения (спутанная мания). Маниакальное состояние в ряде случаев сопровождается повышенной раздражительностью, придирчивостью, гневливостью (гневливая мания).

Наряду с названными, относительно простыми вариантами маниакального синдрома существуют и более сложные его варианты: сочетание маниакального аффекта с острым чувственным бредом преследования (иногда инсценировки), острым фантастическим бредом (маниакально-бредовой синдром) или присоединение галлюцинаторных расстройств (маниакалъно-галлюцинаторно-бредовой синдром). В структуре маниакального состояния может развиваться и сновидное помрачение сознания (онейроидное маниакальное состояние).

Маниакальный синдром зачастую сопровождается идеями величия, однако они редко приобретают характер настоящего бреда, чаще всего это только переоценка своих данных, своих возможностей. Двигательное возбуждение при этом может быть очень выраженным, но всегда целенаправленным, по типу стремления к поступкам, к определенной деятельности (хотя вследствие большой отвлекаемости больной и не доводит эту деятельность до конца). Иногда у больных наблюдается склонность к гневливым вспышкам, особенно если не выполняются их многочисленные требования, не поддерживаются их новые проекты (гневливая мания).

Маниакальный синдром встречается при шубообразной и реккурентной шизофрении, инволюционных психозах, маниакально-депрессивном психозе, органических поражениях головного мозга.
ЗАДАЧА.

У самых дверей отделения врача встречает молодая женщина. Она оживлена, настроение приподнятое, глаза блестят. Поверх больничного халата у нее одета пестрая кофточка, украшенная ярким бантом. Волосы в беспорядке, но также перехвачены яркой лентой. Губы густо накрашены, глаза подведены. Все вместе создает впечатление чего-то крикливого и безвкусного. Взяв врача «под руку», больная начинает тараторить, голос у нее охрипший.

— Я вас сразу же узнала. А когда меня выпишут? Я совсем здорова, у меня только маниакальное состояние. Как говорится, не важен метод — важен результат. А вон та нянечка пришла сегодня на работу, а у нее комбинация из-под платья выглядывает. Из-под пятницы суббота. Завтра суббота, Вы меня завтра выпишите? А у Вас тоже галстук не в порядке, дайте я вам поправлю. Не думайте, что я подлизываюсь. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна. А тебе что здесь надо! (внезапно в раздражении набрасывается на другую больную, подошедшую к врачу, пытается ее ударить, но тут же на лице вновь появляется улыбка, кокетливо обращается к врачу). Я в Вас влюбилась, ну и что тут такого? Любовь не порок, а большое свинство. Я еще и Лешу люблю, студента. Он ко мне вчера приходил. Вот я ему письмо написала в стихах. Хотите, прочитаю? — и т. д.

В отделении больная вмешивается во все дела, всем мешает, никому не дает покоя. Собрав в кружок больных, поет, танцует. Спит не более 3-4 часов в сутки. Возбуждение полностью не купируется даже примене­нием очень больших доз нейролептиков.

Как Вы назовете описанное состояние?

ОБРАЗЕЦ ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА

В приведенном описании содержится триада основных симптомов маниакального синдрома.

Во-первых, повышение настроения. У больной оно проявляется как в мимике, так и в поведении (стремление ярко и крикливо одеваться, больная неистощимо весела, поет, танцует). Разумеется, это повышенное настроение ни в какой мере не соответствует ситуации, в которой находится больная. Ей характерна также раздражительность, гневливость больной, проявляющаяся на общем повышенно жизнерадостном фоне.

Во-вторых, ускорение мышления. Больная многоречива, мысли ее беспорядочно перескакивают с одного предмета на другой. Последовательность мыслей определяется, в основном, внешними ассоциациями, созвучием слов: «Из-под пятницы суббота. Завтра суббота. » Этим же определяется наклонность к употреблению в речи большого количества пословиц, поговорок, в которых используются давно знакомые и созвучные словосочетания.

В третьих, повышение активности. Оно проявляется в непрерывном стремлении больной к деятельности, причем направление этой деятельности, меняется так же стремительно, как и направление мышления.

К этому нужно добавить, что поведение больной насыщено сексуальным содержанием.

Истерическое состояние — выраженная эмоциональная лабильность с бурным проявлением чувств, быстрой сменой симпатии и антипатии. Мимика, жесты больных и все их поведение искусственны, театральны, жеманны. Содержание речи образно, сообщаемые факты преувеличены, порой вымышлены (желаемое выдается за действительное), излагаются с усиленной аффектацией. Больные внушаемы и еще более самовнушаемы. Нередки вспышки бурного возбуждения с криком, слезами, заламыванием рук, разрыванием одежды, обмороки и припадки.

Наряду с такими психическими особенностями обнаруживаются различные функциональные по природе, но чрезвычайно разнообразные по проявлениям расстройства: параличи, парезы, боли, слепота, глухота, немота и др.

Синдром Мюнхгаузена — склонность к самовнушению и псевдологии с повторными обращениями в медицинские учреждения по поводу самоповреждений (иногда очень тяжелых) или мнимых острых заболеваний. Нередко больные в связи с этим подвергаются неоправданным хирургическим вмешательствам.

Истерический припадок обычно возникает после психических по­трясений, под влиянием которых наступает помрачение сознания. В отличие от эпилептического, при истерическом припадке общего тонического сокращения мышц не бывает, поэтому больной падает не внезапно, а обессиленно постепенно опускается на пол. При истерическом припадке нет последовательной смены тонических и клонических судорог. Непроизвольные движения при нем выражаются не в виде элементарных судорог, а в виде сложных, разнооб­разных, выразительных движений. Во время подобного припадка больной катается, выгибается, опираясь на затылок и пятки (истерическая дуга), ритмически стучит ногами, щиплет руки, тело, однообразно кричит, воет, рычит, рыдает, выкрикивает отдельные фразы, причитает, поет, декламирует, вырывает у себя волосы, разрывает одежду. Истерический припадок размашист, в отличие от эпилептического требует большой площади («сцены»). Реакция зрачков на свет сохраняется.

После истерического припадка больной нередко плачет, предъявляет разнообразные жалобы, говорит о разбитости, бессилии. Воспоминания о припадке отрывочны. Его можно прервать разными раздражениями, например обливанием холодной водой (начавшийся эпилептический припадок остановить невозможно).

В последние десятилетия «классический» истерический припадок становится исключительной редкостью. Истерическое реагирование теперь ограничивается громким судорожным плачем, иногда воплем, заламыванием рук, дрожанием всего тела, подкашиванием ног с судорожной попыткой удержаться от падения, иногда медленным сползанием на пол.

Истерический синдром встречается при реактивных состояниях, психопатиях, истерическом неврозе, может предварять развитие психозов.

Больная Р., 45 лет. По характеру капризная, своенравная. В трудных жизненных обстоятельствах проявляет робость, нерешительность, непрактичность. После ухода единственного сына в армию дома осталась одна. С этого времени непрерывно лечится у разных врачей. Помещенная в психиатрический стационар, большую часть времени лежит в по­стели. Выражение лица страдальческое, руки бессильно разбросаны. При виде врача начинает охать, стонать, держится руками за голову, плачет. Жалуется на тяжелое общее состояние: «Все тело болит. Голова разламывается. Не сплю ни минуты» и т. п. При волнении появляются размашистые движения рук. При ходьбе пошатывается, широко расставляет ноги, держится руками за окружающие предметы. Дважды за время пребывания больной в стационаре у нее наблюдались однотипные припадки. Лежа в постели, она внезапно начинала глухо стонать, метаться, сжимала себе руками горло. На вопросы не отвечала, не реагировала на легкий укол. При попытке посмотреть реакцию зрачков на свет «закатывала» глаза. Сухожильные рефлексы оставались сохранными и даже повышались. После окончания припадка, длившегося 10-15 минут, больная сохраняла о нем смутные воспоминания.

Ко всем лечебным мероприятиям больная относится отрицательно, уверяет, что ей ничто не поможет. Себя считает совершенно нетрудоспособной. Просит врача добиться через военкомат возвращения ее сына из армии. Суждения больной примитивны, нелогичны. Круг интересов ограничен болезнью и бытовыми вопросами.

источник

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Ситуационная задача №1.

Мария Ивановна, женщина 30 лет. Работает вахтером в общежитие.

Страдает ожирением, при массе тела-120 кг, ее рост 165 см. Она очень любит покушать: тортики, конфеты, бутерброды с салом и ветчиной и т.д. Двигается мало. Живет на первом этаже, рядом с домом. После работы идет в магазин, и весь день смотрит сериалы по телевизору, лежа на диване. Она не замужем. Родители умерли, живет одна. Работа, еда и телевизор — это вся её жизнь. Больной себя не считает.

1.Внимательно прочитайте задачу.

2.Выявите факторы риска, имеющиеся у Марии Ивановны.

3.Определите ИМТ и объясните его значение.

4.Время выполнения задания – 15 минут.

Ответы к проблемно — ситуационной задаче №1

1.Факторы риска у Марии Ивановны:

2.Индекс массы тела-ИМТ (англ.bodymassindex(BMI))-величина, позволяющая оценить степень соответствия массы человека и его роста и, тем самым, косвенно оценить, является ли масса недостаточной, нормальной или избыточной (ожирение). ИМТ важен при определении показаний для необходимости лечения, в том числе препаратов для лечения ожирения.

Индекс массы тела рассчитывают по формуле:

· m-масса тела в килограммах

Индекс массы тела должен быть не выше 25 , а у Вас более 44 ,что говорит о выраженном ожирении;

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Ситуационная задача №2.

Семен Семенович, мужчина 40 лет, очень боится заболеть раком. Это боязнь связанна с тем, что члены его семьи: отец, мать, брат и три сестры умерли от онкологических заболеваний разной локализации (рак желудка, печени, легких).

С.С. ежегодно, с 35 лет, проходит полное клинико-диагностическое обследование в престижном медицинском центре в Израиле. Уже пять лет заключение врачей центра единодушное: здоров. С. С. курит последние два года, он считает, что курение его успокаивает. Любит загорать на пляжах Средиземноморья, алкоголь употребляет крайне редко.

1.Внимательно прочитайте задачу.

2.Выявите факторы риска, имеющиеся у Марии Ивановны.

3.Определите ИМТ и объясните его значение.

4.Время выполнения задания – 15 минут.

Ответы к проблемно — ситуационной задаче №2

Индивидуальный план профилактики онкологических заболеваний для Семена Семеновича.

· Семен Семенович, Вы очень правильно поступаете, что ежегодно проходите полное клинико-диагностическое обследование в медицинском центре. Обязательно продолжайте это делать.

· Но для профилактики онкологических заболеваний этого недостаточно. И здесь очень много зависит от Вас самого, от Вашего образа жизни.

· Бросайте курить. Если бросить курить, вероятность

появления раковой опухоли в легких снизится на 90 процентов. Кроме того, значительно повышаются шансы на жизнь

без рака губы, языка, печени и еще десятка других органов.

· Правильно питайтесь. Замена колбасы, сосисок, бекона и других мясопродуктов в рационе на обычное нежирное мясо сокращает риск рака кишечника на 20 процентов. Снижение потребления переработанного мяса до 70 г в неделю уже позволяет уменьшить риск возникновения рака на 10 процентов. Отказ от сладкой газировки и продуктов, в которых содержится рафинированный сахар, снижает риск появления рака поджелудочной железы на 87 процентов.

· Ешьте овощи и фрукты. В них содержатся натуральная защита от рака — биофлавоноиды.

· Поддерживайте нормальный вес

· Правильно загорайте. Не выходите на пляж после 11–00 и до 16-00.

· Обязательно защищайте кожу специальными солнцезащитными

· Избегайте загара в солярии.

· Научитесь противостоять стрессовым ситуациям.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Ситуационная задача №3.

Новорождённый родился у здоровой матери, роды физиологические, вес при рождении 3300г. На 5-е сутки при выписке вес 3200г.

1.Внимательно прочитайте задачу.

2.Какова потеря веса у ребенка?

3.Дайте рекомендации матери по уходу за ребенком.

4.Время выполнения задания – 15 минут.

Ответы к проблемно — ситуационной задаче №3

У ребенка физиологическая убыль массы тела, составляющая 10% от веса ( 330г).

1.Соблюдение режима труда и отдыха

2.Рациональное питание, исключить: алкоголь, употребление кофе, цитрусовых

3.Употребление жидкости в объеме 2,0 – 2,5 л

3.Соблюдение гигиены телы и одежды

4.Сцеживание грудного молока после кормления ребенка

5.Соблюдение правил ухода за ребенком(утренний туалет, прогулки, кормление по требованию в течение 1 месяца)

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Ситуационная задача №4.

Вашему брату Пете, студенту 2 курса медколледжа, дали задание составить план мероприятий по профилактике нарушений репродуктивного здоровья. Петя прогулял много занятий и обратился к Вам за помощью. Просит объяснить ему, что такое репродуктивное здоровье и помочь выполнить внеаудиторную самостоятельную работу.

1.Внимательно прочитайте задачу.

2.Составьте план мероприятий по профилактике нарушений репродуктивного здоровья.

3.Дайте понятие «репродуктивное здоровье».

4.Время выполнения задания – 15 минут.

Ответы к проблемно — ситуационной задаче №4

Репродуктивное здоровье — это не только появление здорового потомства, но и качество его наследуемых признаков.

Профилактика нарушений репродуктивного здоровья

· Обеспечение гражданам возможности получения достоверной информации о своем здоровье, методах его сохранения

· Санитарно — гигиеническое воспитание населения: пропаганда здорового образа жизни, контрацепции, планирования беременности; антипропаганда абортов, вредных привычек.

· Планирование беременности в возрасте от 20 до 30 лет и тщательная подготовка будущих родителей к ней. Возможность планирования следующих беременностей, в том числе предупреждение нежелательной.

· Ведение здорового образа жизни, в том числе отказ от вредных привычек, так как, нанося существенный урон общему состоянию здоровья человека, курение, алкоголь и наркотики, наносят сокрушительный удар и по репродуктивной функции. ЗОЖ способствует благоприятному течению беременности и родов, рождению здорового ребенка.

Читайте также:  Развитие речи при афонии

· Обеспечение квалифицированной медицинской помощи во время беременности и родов, медицинского наблюдения за состоянием здоровья, обеспечение возможности диагностики заболеваний, их лечения, в том числе с использованием современных высокотехнологичных методов (например, лечение бесплодия с использованием ЭКО и других методов);

· Забота о своем здоровье, в том числе его составляющей — репродуктивном здоровье, должна стать нормой и культурой поведения каждого человека и всего общества.

· Профилактика заболеваний передаваемых половым путем (безопасный секс с постоянным партнером).

· Данное ребенку при рождении здоровье необходимо сохранить.

· Своевременная вакцинация от детских инфекций позволит выработать иммунитет к возбудителям таких заболеваний, как краснуха и эпидемический паротит и предупредит развитие столь грозных осложнений, как сальпингоофорит у женщин и орхит у мужчин, приводящих к бесплодию.

· При наличии хронических заболеваний необходимо постоянное наблюдение у специалиста, выполнение его рекомендаций, регулярное прохождение курсов лечения или профилактики обострений, компенсация основного заболевания.

· При необходимости обращение в медико – генетические консультации.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Ситуационная задача №5.

Анна Петровна, женщина 40 лет, не замужем, работает продавцом в кондитерском отделе. Любит покушать, особенно сало, селедку, торты. В общем, ни от какой еды не отказывается. При росте 175 см весит 110 кг.

Не курит, алкоголь не употребляет. По вечерам и в выходные дни смотрит телевизор, очень любит телесериалы. На работу ездит на трамвае, всего три остановки. Живет на четвертом этаже, поднимается на этаж только на лифте. Мать и сестра умерли от сахарного диабета 2 типа.

1.Внимательно прочитайте задачу.

2.Составьте индивидуальный план мероприятий по профилактике сахарного диабета 2 типа.

3.Время выполнения задания – 15 минут.

Ответы к проблемно — ситуационной задаче №5

Индивидуальный план профилактики сахарного диабета 2 типа для Анны Петровны.

· Уважаемая Анна Петровна! Контролируйте свой вес. Постарайтесь сбросить лишние килограммы, придерживаясь здорового образа жизни: питание в соответствии с энергетическими потребностями и достаточный уровень физической активности. Снижение риска сахарного диабета 2 типа наступает сразу же после избавления от избыточного веса; так, сбросив 7% вашего веса, вы снижаете риск заболевания диабетом более чем в два раза. Если болезнь уже развилась, после похудения может наступить значительное улучшение, прогнозы на будущее будут более оптимистичными.

· Питайтесь правильно: старайтесь есть большое овощей, фруктов, сложных углеводов (каши, зерновой хлеб), нежирных белков (обезжиренные молочные продукты, нежирная рыба, белое мясо птицы).

· Готовьте пищу в пароварке!

· Нормализуйте свой рацион: питайтесь в соответствии с энергетическими тратами, употребляйте не более 170 г мяса в день, ограничьте потребление сахара (не больше 6 чайных ложек в день) и соли (не больше 5 г – примерно чайная ложка).

· Наиболее вредный в плане влияния на риски развития сахарного диабета рацион питания включает в себя обилие жирных блюд и легкоусвояемых углеводов с высоким содержанием сахара, а также жареного, копченого, соленого, продуктов, повышающих уровень холестерина в вашей крови.

· Избегайте слишком соленых блюд, откажитесь от жарки на масле.

· Больше двигайтесь. Минимальный уровень физической активности составляет 150 минут любых физических упражнений в неделю, включая прогулки и работу по дому. Ходите на работу пешком. Поднимайтесь на этаж по лестнице.

· Если вы не имеете возможности или недостаточно здоровы для того, чтобы заниматься спортом или фитнесом, включите в свое ежедневное расписание пешие прогулки и другие несложные дела, которые повысят ваш уровень физической активности.

· Контролируйте артериальное давление. Пройдите обследование, назначенное врачом, в том числе анализ крови на сахар. Если у вас повышенное артериальное давление, тщательно выполняйте все рекомендации своего лечащего врача и регулярно контролируйте уровень давления. Следите за своим самочувствием; при значительном повышении артериального давления принимайте меры, рекомендованные врачом

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Ситуационная задача №6.

Зоя Петровна, женщина 55 лет, пенсионерка. С мужем в разводе с 30 лет, одна единственная беременность завершилась абортом в сроке 12 недель. В последующем женщина безуспешно лечилась от бесплодия. Ранняя менопауза с 45лет. Зоя Петровна курит около 15 лет по 10 -15 сигарет в день. Пьет крепкий кофе и чай три – четыре раза в день. Не любит сыры и молочные продукты. В питании отдает предпочтение овощам и фруктам. Ведет активный образ жизни, дает себе большую физическую нагрузку, работая на дачном участке. У сестры и матери были переломы костей из – за наличия остеопороза.

При обследовании, включающем денситометрию, Зое Петровне поставлен диагноз: остеопороз.

1.Внимательно прочитайте задачу.

2.Составьте индивидуальный план мероприятий по профилактике остеопороза.

3.Выявите факторы риска развития остеопороза.

3.Время выполнения задания – 15 минут.

Ответы к проблемно — ситуационной задаче №6

Неизменяемые факторы риска

• этническая принадлежность (белая раса);

• переломы костей из-за остеопороза у ближайших родственников

• Курение, злоупотребление кофе, чая.

• Низкий уровень гонадотропного гормона (ранняя менопауза, отсутствие регулярной половой жизни и беременностей)

• Чрезмерная физическая нагрузка.

Вторичная профилактика должна быть направлена на предупреждение переломов костей.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Ситуационная задача №7.

Во время профилактического приема обучаете маму гигиенической процедуре «гигиеническая ванна для доношенного новорожденного».

1.Внимательно прочитайте задачу.

2.Продемонстрировать на кукле-фантоме технику проведения гигиенической ванны для

3.Перечислите критерии для оценки состояния новорожденного по шкале Апгар

4.Время выполнения задания – 15 минут.

Ответы к проблемно — ситуационной задаче №7

Цель: соблюдение гигиены тела; обеспечение универсальной потребности ребенка «быть чистым»;

формирование навыков чистоплотности; закаливание ребенка.

Показания: правильный гигиенический уход за кожей ребенка.

Противопоказания: повышение температуры тела; заболевания ребенка; нарушение целостности кожных покровов.

Оснащение: ванночка для купания; кувшин для воды; водный термометр; махровая или фланелевая рукавичка; детское мыло; большое махровое полотенце; чистый набор для пеленания или одежда, расположенные на пеленальном столике; стерильное растительное масло или детский крем; резиновые перчатки; дезинфицирующий раствор, ветошь; мешок для грязного белья.

Обязательные условия: первую гигиеническую ванну проводить после заживленияпупочной ранки; не купать

ребенка сразу после кормления; при купании обеспечить в комнате температуру 22 24*;определять температуру воды для купания только с помощью тер­мометра (не допускается определение температуры воды путем погружения локтя в воду).

Техника безопасности: не оставлять ребенка одного без присмотра в ванночке пли на пеленальном столике во избежание опасности аспирации воды или падения; обращать внимание на состояние ребенка, дыхание, цвет кожи, движения.

Подготовка к процедуре:объяснить маме цель и ход прове­дения манипуляции; подготовить необходимое оснащение; поставить ванночку в устойчивое положение; вымыть и осушить руки, надеть перчатки; обработать внутреннюю поверхность ванночки дезраствором; вымыть ванночку щеткой, ополоснуть кипятком

протереть пеленальный столик дезинфицирующим раствором и положить на него пеленку; положить в ванну водный термометр; наполнить ванну водой на ½ или 1/3 t= 36-37 °С.

Примечание: при заполнении ванны водой чере­довать холодную и горячую воду; до эпителизации пупочной ранки купать ребенка в кипяченой или пропущенной через фильтр воде; проводить контроль температуры воды только с помощью термометра; набрать из ванны воду в кувшин для ополаскивания ребенка; раздеть ребенка (при необходимости подмыть под проточной водой); сбросить одежду в мешок для грязного белья; Выполнение процедуры: 1. Взять ребенка на руки, поддерживая одной рукой спину и затылок, правой — ягодицы и бедра; 2. Медленно погрузить малыша в воду (сначала ножки и ягодицы, затем верхнюю половину туловища). Вода должна доходить до линии сосков ребенка, верхняя часть груди остается открытой. 3.Освободить правую руку, продолжая левой поддерживать голову и верхнюю половину туловища ребенка над водой. 4.Надеть на свободную руку «рука­вичку» (при необходимости намылить ее детским мылом) и помыть ребенка в следующей последова­тельности: голова (от лба к затылку) -шея –туловище- конечности(особенно тщательно промыть естес-твенные складки кожи). Последними обмыть половые органы и межъягодичную область. 5.Снять «рукавичку» Приподнять ребенка над водой. Перевернуть ребенка лицом вниз. Ополоснуть малыша водой из кувшина (вода остыла до 35-36 °С). Примечание: желательно иметь помощника. 6. Накинув полотенце, положить ребенка на пеленальный столик. Осушить кожные покровы промока­тельными движениями. Завершение процедуры

1. Обработать естественные склад­ки кожи стерильным растительным маслом или детским кремом

2. Одеть ребенка и уложить в кроватку

3. Пеленку с пеленального стола и «рукавичку» поместить в мешок для грязного белья («рукавичку» обязательно прокипятить).

Слить воду из ванночки и сполоснуть ее.

Обработать внутреннюю поверх­ность ванны и рабочую поверхность пеленального стола дезраствором.

Снять перчатки, вымыть и осушить руки

Примечание: первую гигиеническую ванну проводят после отпадения пуповинного остатка;

в первом полугодии жизни гигиенические ванны выполняют ежедневно; продолжительность ванны для детей первого года жизни не более 5-7 мин; мыло при купании детей первого года жизни используют 2 раза в неделю;

гигиенические ванны желательно проводить в определенные часы, не ранее 1 ч после кормления или за 10-15мин до него, за 1-1,5 ч до сна; предметы, необходимые для проведения ванны и ухода за ребенком, нужно приготовить заранее, чтобы купание, уход за кожей и пеленание проходили как можно быстрее; температура воздуха в поме-щении должна быть 22-24°; двери и окна следует закрыть; при необходимости рядом с ванночкой и столом для пеленания включают обогреватель

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Ситуационная задача №8.

Мать Петра Ивановича и его сестра страдают бронхиальной астмой, дед умер от туберкулеза легких.

П.И, мужчина, 35 лет, женат, детей нет, работает на хлебозаводе пекарем, до этого работал лесником. Курит с двадцати лет по 15-20 сигарет в день. В выходные дни любит смотреть все телепередачи подряд, при этом, охотно кушает. Последние дни стал замечать, что при работе с мукой, у него стало “закладывать” в груди.

1.Внимательно прочитайте задачу.

2. Составьте индивидуальный план профилактики болезней органов дыхания.

3.Время выполнения задания – 10 минут.

Ответы к проблемно — ситуационной задаче №8

Индивидуальный план профилактики болезней органов дыхания для Петра Ивановича:

· Уважаемый Петр Иванович, подумайте о том, чтобы вернуться к прежней работе, если это возможно.

· Лесник много времени проводит на свежем воздухе, на природе, много двигается. Все это для Вас очень полезно, особенно, если одеваться по погоде и не переохлаждаться.

· Рекомендую Вам обратиться за консультацией к врачу аллергологу, вероятно у Вас аллергия на муку.

· Симптомы, появляющиеся у Вас при работе с мукой, могут быть связаны с началом развития бронхиальной астмы, а у Вас есть вероятность наследственной предрасположенности к этому заболеванию.

· Вас срочно необходимо бросить курить, курение очень часто приводит к развитию заболеваний органов дыханию, в том числе к раку легких, гортани и других органов.

· Необходимо резко ограничить прием спиртных напитков.

· Резкое охлаждение вызывает спазм бронхов. Старайтесь реже выходить на улицу во время сильных морозов.

· Дыхание носом очищает и согревает воздух.

· Занятия спортом на свежем воздухе укрепляет ваш организм. Только не надо злоупотреблять нагрузками.

· Постарайтесь успокаивать дыхание при различных стрессах.

· Витамин. А активизирует защитные силы бронхов. Много этого витамина содержится в растительной пище.

· Не старайтесь заглушить кашель. Он помогает очиститься бронхам от слизи и является естественной реакцией организма на инфекции.

· При заболеваниях бронхитом делайте дыхательные упражнения. Дышите с задержкой глубоко и медленно. Учитесь управлять своим дыханием.

· Прислушайтесь к этим советам. Здоровья Вам.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Ситуационная задача №9.

Маме 18 лет, новорожденный беспокойный ребенок, она очень обеспокоена , сможет ли правильно ухаживать за своим малышом, ведь она ничего не умеет. Обучите маму проведению ежедневного ухода за ребенком.

1.Внимательно прочитайте задачу.

2.Назовите основные моменты утреннего туалета, последовательность проведения манипуляций.

3.Какие из моментов утреннего туалета следует повторять в течение дня и как часто?

4.Продемонстрируйте технику пеленания новорожденного ребенка.

5.Время выполнения задания – 15 минут.

Ответы к проблемно — ситуационной задаче №9

Утренний туалет новорожденного

Утренний туалет производится перед первым или вторым кормлением в определенной последовательности.

1 вариант – умывание проводится, не раздевая ребенка

Подмывание
Обработка пупочной ранки
Умывание лица Туалет глаз Туалет носа Туалет ушей Осмотр слизистых рта Подстригание ногтей

Обработка складок

2 вариант – в этом варианте утренний туалет сочетается с проведением воздушной ванны.

Подмывание
Обработка складок
Умывание лица Туалет глаз Туалет носа Туалет ушей Осмотр слизистых рта Подстригание ногтей
Обработка пупочной ранки

Обработку пупочной ранки можно перенести на вечер и выполнить после купания.

Читайте также:  Препараты для лечения афонии

Следует помнить о необходимости дополнительного мытья рук после подмывания.

-Принадлежности для утреннего туалета

-Емкость с кипяченой водой 36-37оС.

-Стерильное растительное масло.

Мягкое маленькое полотенце или салфетка для лица.

Для обработки пупочной ранки: стерильные ватные палочки, 3% раствор перекиси водорода, 1% спиртовой раствор бриллиантового зеленого или 1% спиртовой раствор хлорофиллипта.

Для обработки складок кожи: стерильное растительное масло, детский крем, лосьон или присыпка.

Емкость для сбора отходов.

Категорически запрещается использовать для очищения носа и ушей твердые предметы (ватные палочки и т.п.)!

Ребенка нельзя оставлять на пеленальном столе одного даже на несколько секунд! Все оснащение необходимо приготовить заранее. Если маме надо срочно отойти, ребенка следует положить в кроватку.

Действие Обоснование Примечание
1. Приготовьте все необходимое. Все предметы должны быть расположены удобно, не далее, чем на расстоянии вытянутой руки.
2. Закатайте рукава, снимите с рук кольца, часы. Посторонние предметы могут травмировать кожу малыша. Ногти у мамы должны быть коротко острижены.
3. Вымойте и осушите руки. Обеспечение инфекционной безопасности. Рекомендуется обучить маму правильно мыть руки.
Действие Обоснование Примечание
1. Смочите ватный тампон в кипяченой воде температурой 36-37оС. Температура комфорта. В ЛПУ для умывания используется стерильная вода.
2. Аккуратно протрите кожу лица ребенка.
3. Сбросьте тампон в емкость для сбора отходов.
4. Осушите кожу промокательными движениями с помощью мягкого маленького полотенца или салфетки. Необходимость просушивания кожи для предупреждения раздражения кожи.
Действие Обоснование Примечание
1. Смочите ватный тампон в кипяченой воде температурой 36-37оС. В ЛПУ для туалета глаз используется стерильная вода. При конъюнктивите можно использовать раствор фурацилина.
2. Аккуратно протрите один глаз ребенка от наружнего угла к внутреннему. Одним тампоном можно протереть глаз только один раз! Если процедуру необходимо повторить, следует взять новый тампон.
3. Сбросьте тампон в емкость для сбора отходов. Соблюдение инфекционной безопасности.
4. Избыточную влагу удалите сухой марлевой салфеткой. Ватный сухой тампон может оставить на ресницах волокна.
5. Возьмите другой влажный тампон и протрите второй глаз. Профилактика инфицирования второго глаза. Для каждого глаза используйте отдельный ватный шарик!
6. Сбросьте тампон в емкость для сбора отходов. Соблюдение инфекционной безопасности.
Действие Обоснование Примечание
1. Смочите тугой ватный жгутик в стерильном растительном или вазелиновом масле. Для смягчения и удаления корочек. Стерилизация масла в домашних условиях проводится на водяной бане в течение 10 минут, затем масло охлаждается до комнатной температуры.
2. Вращательными движениями продвиньте жгутик на 1-1,5 см вглубь носового хода ребенка. Обеспечение свободного носового дыхания Не используйте для этого плотные предметы, в том числе спички и ватные палочки. Это может привести к травме слизистой оболочки носа!
3. Сбросьте жгутик в емкость для сбора отходов. Соблюдение инфекционной безопасности.
4. Очистите второй носовой ход другим жгутиком. Профилактика инфицирования второго носового хода. Для каждого носового хода используйте отдельный жгутик!
5. Сбросьте жгутик в емкость для сбора отходов. Соблюдение инфекционной безопасности.
Действие Обоснование Примечание
1. Смочить ватный тампон в кипяченой воде температурой 36-37оС. В ЛПУ для туалета глаз используется стерильная вода.
2. Аккуратно протереть ушную раковину ребенка.
3. Сбросить тампон в емкость для сбора отходов. Соблюдение инфекционной безопасности.
4. Избыточную влагу можно просушить полотенцем или салфеткой. Предупреждение раздражения кожи
5. Взять другой тампон и протереть второе ушко. Предупреждение инфицирования.
6. Осмотреть и обработать складки за ушами специализированным детским кремом или маслом. Заушные складки частое место расположения пустул при везикулопустулезе, опрелостей и т.п.
7. Возьмите тугой ватный жгутик. Туалет наружного слухового прохода проводится не чаще 1 раза в неделю или по мере необходимости.
8. Можно смочить жгутик в стерильном растительном масле. Стерилизация масла в домашних условиях проводится на водяной бане в течение 10 минут, затем масло охлаждается до комнатной температуры.
9. Очистить слуховой проход вращательными движениями. Обеспечение свободного носового дыхания Не используйте плотные предметы, в том числе спички и ватные палочки. Это может привести к травме слухового прохода и барабанной перепонки!
10. Сбросьте жгутик в емкость для сбора отходов. Соблюдение инфекционной безопасности.
11. Очистить второй слуховой проход другим жгутиком. Профилактика инфицирования. Для каждого уха используйте отдельный жгутик!
12. Сбросьте жгутик в емкость для сбора отходов. Соблюдение инфекционной безопасности.

Осмотр слизистых полости рта

Открыть рот ребенка, слегка нажав на подбородок малыша. При отсутствии патологических изменений на слизистых полости рта обработку проводить не следует!

При появлении каких-либо изменений на слизистой необходимо обратиться за консультацией к врачу!

Ногти подстригают примерно 1 раз в неделю (беспокойным детям можно эту процедуру провести во время сна).

Но­готки не нужно стричь очень коротко: если постараться сделать это по самому краю ног­тевой пластины, то можно поранить малы­ша. Нужно следить за тем, чтобы после стрижки не оставалось острых краев.

Следует использовать специальные ножницы с за­кругленными краями.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Ситуационная задача №10.

Медицинская сестра осуществляет очередной патронаж к новорожденному ребенку. При осмотре ребенка выявлено:

— значительное проявление физиологического мастита с отделением молока,

— пупочная ранка покрыта корочкой, при удалении которой имеется чистая поверхность. Пупочное кольцо гиперемировано, кожа ребенка чистая, стул кашицеобразный 1-3 раза в сутки. Мать кормит ребенка по требованию.

1.Внимательно прочитайте задачу.

2.Выявите, удовлетворение, каких потребностей нарушено.

3.Определите проблемы ребенка, выявите приоритетные.

4.Составьте план беседы с матерью о проявлении полового криза у ребенка и профилактике гиполактации.

5.Время выполнения задания – 15 минут.

Ответы к проблемно — ситуационной задаче №10.

Нарушенные потребности: быть здоровым,

Проблемы: гиперемия пупочного кольца, отделение молока из молочной железы.

Приоритетная проблема: гиперемия пупочного кольца.

· Цель – ознакомить мать с проявлениями полового криза и профилактике гипогалактии.

· Уход за ребенком при физиологическом мастите (гигиена тела, обработка молочной железы фурацилином, наблюдение за ребенком)

· Питание женщины при кормлении грудью ребенка (употребление чая с молоком за 20-30 минут до кормления, сцеживание остатков грудного молока, массаж молочной железы, соблюдение гигиены)

источник

Больной Б. 32 лет поступил в клинику на 5 день болезни в тяжелом состоянии (носилочный), в сознании, на вопросы отвечает правильно, но говорит шепотом (афония) и невнятно. При питье воды поперхивается и вода выливается через нос. При осмотре имеется выраженный двусторонний птоз век, зрачки расширены, почти не реагируют на свет, зрение снижено, но диплопии нет. Зев- умеренная гиперемия дужек, язычек отклонен вправо, парез мягкого неба. Движение языка ограничено. Сухость во рту. Сердце – тоны приглушены, пульс 80 уд/мин., ритмичен. АД 100/80 мм рт. ст. Легкие – везикулярное дыхание. Экскурсия грудной клетки вялая, дыхание поверхностное. Из анамнеза известно, что больной 14.06. – накануне заболевания ел жареную рыбу, колбасу, суп, консервированную тушенку домашнего приготовления, пил водку, брагу. Заболел 15.06. – появилась рвота, боли в животе, стула не было, 16.09. беспокоила сильная мышечная слабость, сухость во рту затруднение при глотании, сиплый голос. 17.06. был госпитализирован в ЦРБ, а 19.06. был переведен в инфекционную клинику г. Казани.

1. Поставьте предварительный клинический диагноз, его обоснование.

2. Проведите дифференциальную диагностику.

3. Составьте план обследования и лечения.

1. Пищевой ботулизм, тяжелое течение, дыхательная недостаточность II (?) выставлен на основании

· клинико-анамнестических данных с учетом цикличности инфекционного процесса:

предполагаемый инкубационный период составил 24 часа

заболел остро с развитием в 1 д.б. симптомов гастроинтестинального синдрома: рвота, боли в животе

развитием на 2 д.б. симптомов нейроплегического синдрома: миоплегический синдром — сильная мышечная слабость, назоглоссофарингоплегический синдром — затруднение при глотании, ларингоплегический синдром — сиплый голос; симптомов поражения вегетативной нервной системы — гипосаливация

на 5 д.б. присутствуют симптомы нейроплегического синдрома:

o Офтальмоплегический синдром: выраженный двусторонний птоз век, зрачки расширены, почти не реагируют на свет, зрение снижено

o Назоглоссофарингеальный синдром: при питье воды поперхивается, и вода выливается через нос; язычок отклонен вправо, парез мягкого неба; движение языка ограничено.

o Ларингоплегический синдром: афония и дизартрия

Синдрома дыхательной недостаточности: экскурсия грудной клетки вялая, дыхание поверхностное.

синдрома поражения ССС — тоны сердца приглушены, гипотония

синдрома поражения ВНС — сухость во рту

· Эпидемиологический анамнез: больной накануне заболевания ел консервированную тушенку домашнего приготовления, в которой, по всей вероятности находились споры C. botulinum.

o кровь, кал, промывные воды желудка и кишечника, остатки пищевых продуктов на обнаружение и идентификацию ботулотоксина в биологической пробе на белых мышах.

o кал, промывные воды желудка и кишечника, остатки пищевых продуктов на бактериологический посев на C. botulinum с последующим проведением биопробы.

o Спирометрия и газы крови: pO2, pCO2 в артериальной крови. Выявление степени дыхательной недостаточность, и определения показаний к ИВЛ

o Кислотно-основное состояние: рН крови, ВЕ.

План лечения:

· Госпитализация в отделение реанимации, где возможно проведение ИВЛ в случае необходимости. Назогастральный зонд для предотвращения аспирации желудочного содержимого, постоянная аспирация слюны, очищение бронхиального дерева.

· Диета – зондовое питание энпитами.

o Зондовое промывание желудка до чистых вод. высокие сифонные клизмы,

o Дозы ПБС. 1 лечебная доза = 10’000 МЕ ПБС А + 10’000 МЕ ПБС Е + 5’000 МЕ ПБС В = 25’000 МЕ. ввести 3 ЛД. 1 ЛД ввести в/в с 30 мг преднизолона и 40 мг (2 мл 2% раствора) хлоропрамина.

o Левомицетина сукцинат 1г 3 р/день – 5 дней.

o Гипербарическая оксигенация.

o Оксигенотерапия и ИВЛ при необходимости.

o Глюкоза 5% – 400 мл + фуросемид 40 мг в/в капельно

o Витамин В1 1% – 5 мл в/м 1 р/день

  1. Дифференциальная диагностика
Пищевой ботулизм Ишемический инсульт в бассейне ствола мозга
Общие признаки
Офтальмоплегический синдром: выраженный двусторонний птоз век, зрачки расширены, почти не реагируют на свет, зрение снижено, но диплопии нет; назоглоссофарингеальный синдром: при питье воды поперхивается, и вода выливается через нос; зев – умеренная гиперемия дужек, язычок отклонен вправо, парез мягкого неба; движение языка ограничено; ларингоплегический синдром: больной говорит шепотом (афония) и невнятно; миоплегический синдром: больной в тяжелом состоянии (носилочный); синдром дыхательной недостаточности: экскурсия грудной клетки вялая, дыхание поверхностное.
Дифференциальная диагностика
Наличие гастроинтестинального синдрома Не характерен
Циклическое течение заболевания Течение ацикличное
Генерализованное нарушение нервно-мышечной проводимости Очаговые нарушения; наличие нарушений чувствительности
Эпид. анамнез: больной накануне заболевания ел консервированную тушенку домашнего приготовления
Отсутствие нарушений сознания Если бы ишемический инсульт был такой тяжести, то нарушения сознания присутствовали бы
Периферический паралич (мышечная слабость) Центральный паралич (гипертонус)
Пищевой ботулизм Синдром Гийена-Барре, спинально-мезенцефальная форма
Общие признаки
Острое начало. Офтальмоплегический синдром: выраженный двусторонний птоз век, зрачки расширены, почти не реагируют на свет, зрение снижено, но диплопии нет; назоглоссофарингеальный синдром: при питье воды поперхивается, и вода выливается через нос; зев – умеренная гиперемия дужек, язычок отклонен вправо, парез мягкого неба; движение языка ограничено; ларингоплегический синдром: больной говорит шепотом (афония) и невнятно; миоплегический синдром: больной в тяжелом состоянии (носилочный); синдром дыхательной недостаточности: экскурсия грудной клетки вялая, дыхание поверхностное.
Дифференциальная диагностика
Заболевание началось с гастроинтестинального синдрома Начало с неврологических нарушений
Изолированное поражение двигательных мотонейронов Нарушение сенсорной и моторной активности
Эпид. анамнез: больной накануне заболевания ел консервированную тушенку домашнего приготовления За 2-3 недели до начала заболевания отмечается герпетическая инфекция
Пульс ритмичен Аритмия
Пищевой ботулизм Клещевой энцефалит весенне-летний, менингоэнцефалополиомиелитическая форма
Общие признаки
Больной Б., 32 лет поступил в клинику на 5 день болезни в тяжелом состоянии (носилочный), в сознании, на вопросы отвечает правильно, но говорит шепотом (афония) и невнятно. При питье воды поперхивается, и вода выливается через нос. При осмотре имеется выраженный двусторонний птоз век, зрачки расширены, почти не реагируют на свет, зрение снижено, но диплопии нет. Зев – умеренная гиперемия дужек, язычок отклонен вправо, парез мягкого неба. Движение языка ограничено. Сухость во рту. Сердце – тоны приглушены, пульс 80 уд/мин, ритмичен. АД 100/80 мм рт. ст. Легкие – везикулярное дыхание. Экскурсия грудной клетки вялая, дыхание поверхностное. 16.09.99 беспокоила сильная мышечная слабость, сухость во рту, затруднение при глотании, сиплый голос.
Дифференциальная диагностика
Наличие гастроинтестинального синдрома в продроме, интоксикация не характерна Выраженный интоксикационный синдром
Эпид. анамнез: больной накануне заболевания ел консервированную тушенку домашнего приготовления Эпид. анамнез: укус клеща
Не характерны Явления менингита
Больной в сознании, на вопросы отвечает правильно Нарушение сознания
Вялые параличи с самого начала заболевания Судорожный синдром предшествует параличам
Изолированное поражение двигательный нейронов Вовлечение в процесс сенсорных нейронов

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9604 — | 7298 — или читать все.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *