Меню Рубрики

Ринофония дисфония афония различия

Дисфония – это что такое? Определение этого термина будет дано в материалах рассматриваемой статьи. Также мы расскажем о причинах этого патологического процесса, представим его симптомы и способы лечения.

Дисфония – это что такое? Этим медицинским термином обозначают качественное нарушение голоса, которое характеризуется охриплостью, гнусавостью и осиплостью. Если имеет место полная потеря голоса, то такое состояние называют афонией.

Как было сказано выше, дисфония – это изменение голоса, возникающее из-за нарушенной работы голосового аппарата. Такой патологический процесс может наблюдаться не только у взрослого человека, но и у ребенка. Кстати, причин для его развития существует великое множество. О них мы расскажем чуть далее.

По сообщениям специалистов, рассматриваемое состояние имеет 2 разные формы. Рассмотрим их особенности прямо сейчас.

Для такого состояния характерно отсутствие каких-либо серьезных патологических изменений, а также воспаления в гортани. В связи с этим функциональная дисфония, лечение которой будет описано ниже, представляет собой не очень длительный процесс. Кстати, развитию такого состояния могут способствовать различные невротические состояния.

Существует несколько видов функциональной дисфонии. К ним относят следующие:

  • Гипотонусная — характеризуется понижением мышечного тонуса голосовых складок, а также появлением быстрой утомляемости и охриплостью голоса.
  • Гипертонусная — характеризуется повышением мышечного тонуса голосовых складок, а также охриплостью голоса и болью в горле.
  • Мутационная — проявляется в основном у мальчиков в процессе полового созревания. Для такого вида дисфонии характерна неустойчивость голоса, а также резкий переход от высокого тона к низкому.

Это патология, проявляющаяся вследствие воспалительного процесса в гортани (из-за ларингита, ларинготрахеита). После угасания воспаления дисфония исчезает. Такой вид изменения голоса иногда называют кратковременным.

Причиной развития такого патологического состояния у детей является врожденный дефект гортани, заключающийся в неправильном развитии хрящей гортани, в том числе надгортанника. Такая аномалия приводит к пролабированию последнего, а также неполному открытию входа в гортань. Это состояние проявляется отрывистым и довольно шумным вдохом. В медицинской практике подобное явление называют ларингомаляцией, или врожденным стридором.

Помимо врожденных дефектов хрящей, специалисты выделяют и сосудистые аномалии гортани, то есть формирование ангиом, или так называемых сосудистых опухолей. Возникают они из-за нарушения развития лимфатических и кровеносных сосудов в эмбриональном периоде.

Причины дисфонии могут быть связаны и с недоразвитием или полным отсутствием голосовых складок. При их врожденной дисфункции у малышей проявляются симптомы, которые очень схожи с такими признаками бронхиальной астмы, как приступы одышки, хрипы и стридоры.

Нельзя не отметить и то, что причиной развития органической дисфонии нередко являются хронические или острые патологии аллергического, воспалительного, онкологического или неврологического характера в различных отделах гортани или нижних дыхательных путях.

Почему возникает дисфония функциональная? Такое состояние может быть спровоцировано следующими факторами:

  • стрессовые состояния;
  • обструкция, или так называемое нарушение просвета верхних дыхательных путей (из-за попадания в них инородных тел);
  • заболевания легких, сердца, эндокринной системы и сосудов;
  • нарушенная работа половых желез, щитовидной железы или надпочечников;
  • использование анаболиков (гормоноподобных стероидных веществ);
  • анемия, гипо- и авитаминозы;
  • профессия, связанная с постоянным использованием голоса (преподавательская деятельность, вокал);
  • болезни шейного отдела позвоночника (остеопороз, артроз и прочие);
  • хирургическое вмешательство в области шеи (то есть при повреждении голосового аппарата гортани);
  • психические и неврологические расстройства;
  • медикаментозное лечение (изменение голоса под влиянием каких-либо препаратов);
  • последствия заболеваний инфекционного характера (медленное восстановление или необратимые изменения в слизистой гортани после перенесенного острого инфекционного процесса).

Симптомы дисфонии связаны с качественным нарушением голоса. В процессе развития такой болезни у человека появляется охриплость. Также у него заметно меняется тембр или тональность.

Что касается детей, то такое состояние у них нередко сопровождается стридором, то есть громким и грубым звуком, который возникает при вдохе и выдохе из-за прохождения воздуха через просвет (суженный) гортани.

Лечить дисфонию следует только после обращения к врачу. Для диагностики такого патологического состояния специалисты обязаны в первую очередь опросить и осмотреть больного. В ходе этого они вываляют:

  • характер расстройства (боли в горле, охриплость, слабость голоса, быстрое переутомление и т. д.);
  • длительность патологического процесса;
  • сопутствующие острые и хронические болезни, на фоне которых возникла частичная потеря голоса (например, воспаление ротоглотки бактериального или вирусного характера);
  • факторы, которые влияют на развитие дисфонии (чтение вслух, пение, понижение или повышение тембра голоса и прочее).

Физикальное обследование пациента при развитии дисфонии включает в себя следующее:

  • Исследование (акустическое) голоса при нагрузке. Для этого пациента просят прочесть какую-либо статью, в ходе чего измеряют амплитуду и частоту его голоса.
  • Ларингоскопия – это визуальное исследование гортани. Такой метод является самым важным и объективным. Существует несколько видов ларингоскопии (непрямая, прямая и микроларингоскопия). Они позволяют оценить функциональность голосовых складок, а также состояние слизистых оболочек гортани.
  • Рентгеновская и компьютерная томография гортани.
  • Денситометрия – это оценка плотности кости в шейном отделе позвоночника. Такое обследование необходимо для выявления остеопороза или артроза.

Также следует отметить, что ввиду множества различных причин возникновения дисфонии, пациенту требуется консультация ряда специалистов, в том числе хирурга, логопеда, эндокринолога, терапевта, фониатора и отоларинголога.

Для выявления воспалительного процесса в гортани пациента могут отправить на:

  • общий анализ крови и мочи (для исключения воспалительных явлений, а также оценки уровня форменных элементов и гемоглобина в крови);
  • биохимический анализ крови (для оценки уровня гормонов паращитовидной и щитовидной желез, надпочечников, а также макро- и микроэлементов).

Как следует лечить заболевание? Подход к терапии дисфонии должен быть комплексным. Требуется воздействие на этиопатогенетические факторы. Другими словами, лечить необходимо не только общесоматические болезни и соматоморфные расстройства, но и очаги хронической инфекции.

Целью терапии такого состояния является повышение выносливости голосового аппарата, а также формирование навыков устойчивой фонации.

Чаще всего для лечения функциональной дисфонии используют немедикаментозные методы. К ним относят фонопедию, артикуляционную и дыхательную гимнастику. Также активно применяют массаж воротниковой зоны, психо-, иглорефлексо- и физиотерапию.

В качестве физиотерапевтических процедур при гипотонусной дисфонии больному назначают электростимуляцию мышц гортани посредством диадинамических токов, а также электрофорез и амплипульс.

Что касается мутационной дисфонии, то она не требует специального лечения, за исключением терапии сопутствующих заболеваний, фонопедии и рациональной психотерапии.

Нельзя не отметить и то, что при таком патологическом процессе больным нередко назначают и различные медикаменты. При гипотонусной дисфонии врачи рекомендуют использовать такие стимулирующие средства, как корни и корневища элеутерококка колючего, витамины группы В, а также неостигмина метилсульфат. Такие препараты улучшают микроциркуляцию голосовых складок и возвращают нормальный голос.

При ложноскладковой фонации и гипо-гипертонусной дисфонии пациенту проводят местное и общее противовоспалительное лечение гипертрофического ларингита.

Что касается терапии спастической дисфонии, то ее осуществляют вместе с неврологами. Для этого используют ГАМК-ергические препараты, массаж мышц шеи, блокады мышц гортани и фонофорез.

При стойкой и выраженной гипотонусной дисфонии пациенту показаны тиропластика и имплантационная хирургия. Их целью является усиление аддукции голосовых складок. При наблюдении ложноскладковой фонации, которая сопровождается гипертрофией вестибулярных складок, оперативное лечение заключается в удалении этих патологических участков.

В послеоперационный период, кроме противовоспалительного лечения, проводят стимулирующую терапию и фонопедию, которые направлены на повышение тонуса голосовых складок.

Для восстановления нормального голоса некоторым людям требуется продолжать фонопедию на протяжении нескольких месяцев. Если дисфония возникла у лиц голосоречевых профессий, то им необходимо длительное наблюдение с постоянной корректировкой голосовой нагрузки.

Также больному следует напомнить, что изменение голоса представляет собой явный признак заболевания голосового аппарата. Это требует незамедлительного обращения к оториноларингологу. Невыполнение всех предписаний врача может привести к формированию патологии гортани.

источник

Причины, механизмы и классификация нарушений голоса.

Нарушения голоса разделяются на центральные и периферические, каждое из них может быть органическим и функциональным. Большинство нарушений проявляется как самостоятельные, причинами их возникновения являются заболевания и различные изменения только голосового аппарата. Но они могут сопутствовать и другим более тяжелым нарушениям речи, входя в структуру дефекта при афазии, дизартрии, ринолалии, заикании.

Механизм нарушений голоса зависит от характера изменений нервно мышечного аппарата гортани, прежде всего от подвижности и тонуса голосовых складок, который проявляется обычно в виде гипо- или гипертонуса, реже в сочетании того и другого.

Органические нарушения голоса. Патология голоса, возникающая вследствие анатомических изменений или хронических воспалительных процессов голосового аппарата, считается органической. К периферическим органическим нарушениям относятся дисфонии и афонии при хронических ларингитах, парезах и параличах гортани, состояниях после удаления опухолей. Степень дефекта голоса зависит не от вида заболевания, а от его тяжести. Так, при любом из указанных заболеваний наряду с афонией может наблюдаться лишь незначительное изменение тембра (исключением является состояние после удаления гортани, которое всегда приводит к афонии).

Хронические ларингиты весьма разнообразны. Это проявляется в характерных изменениях слизистой оболочки гортани, а в дальнейшем и в поражении ее нервно-мышечного аппарата. Появляющееся несмыкание голосовых складок ведет к стойкому дефекту голоса и сопровождается субъективными неприятными ощущениями в глотке и гортани. Голос теряет нормальное звучание, появляется сильная утомляемость до полной невозможности выполнять голосовую нагрузку. Нарушения голоса, обусловленные периферическими парезами и параличами гортани, возникают при травматизации или инфекционном поражении нижнего гортанного, или возвратного нерва. Более распространенными являются односторонние нарушения (рис. 16). Положение голосовой складки на пораженной стороне может быть срединным (медиальным), боковым (латеральным) и средним между указанными (интермедиальным). При латеральной позиции более выражен дефект голоса, при медиальной — дыхания. Нарушение двигательной функции гортани ведет к неврогенным парезам внутренних мышц на пораженной стороне, которые в данном случае рассматриваются как органические. Голос отсутствует или резко охриплый, жалобы на сильное утомление при речи, поперхивание, рефлекторный кашель, затрудненное дыхание. Наступает дискоординация рефлекторных механизмов дыхания и голосообразования. Сочетание грубого дефекта голоса с расстройством дыхания делает нарушение особо тяжелым.

Центральные парезы и параличи гортани зависят от поражения коры головного мозга, моста, продолговатого мозга, проводящих путей. У детей они встречаются при детском церебральном параличе.

Часто причиной органических нарушений голоса являются опухоли и состояния после их удаления. Доброкачественные опухоли встречаются у детей и взрослых чаще злокачественных. Голосовая патология при локализации опухоли на голосовых складках развивается постепенно по мере ее роста. Множественные папилломы чаще наблюдаются у детей, они могут распространяться по всей гортани и рецидивировать после удаления. Обширный папилломатоз и рубцовые изменения после многократных операций вызывают тяжелые нарушения дыхания и голосообразования. Этиология и патогенез данного заболевания до настоящего времени не раскрыты. Ранний папилломатоз с нарушением дыхательной и голосовой функций может отрицательно влиять на формирование всей речи и личности ребенка.

Недостаточность голосового аппарата появляется после самого щадящего удаления опухоли. Полное удаление гортани по поводу злокачественной опухоли лишает человека голоса и резко нарушает функцию дыхания, так как трахея разобщается с глоткой.

Все вышеописанные нарушения голоса относятся к хроническим и самостоятельно не исчезают. Спонтанное развитие дефекта всегда отрицательное.

Нарушения голоса, как правило, не влияют на формирование речевой системы. Только особо тяжелая патология раннего возраста отрицательно сказывается на развитии речи. Это иногда наблюдается у детей с множественными папилломами и Рубцовыми стенозами гортани, если заболевание началось до формирования речи.

Многократные операции, нарушение дыхания через естественные пути при отсутствии голоса вызывают соматическую ослабленность ребенка и могут явиться причиной задержки психического развития и речи, отклонений в эмоционально-волевой сфере. Дети чувствуют свою неполноценность, становятся замкнутыми, неуравновешенными, капризными, с трудом вступают в контакт. Они с затруднениями овладевают правильным звукопроизношением, словарь их беден, что влияет на успешность обучения в школе. Такие осложненные случаи чаще встречаются в неблагополучных семьях, где детям не уделяют должного внимания. В более легких случаях нарушения голоса дети к своему состоянию относятся спокойно. Некоторые из них критически осознают дефект, стремятся к его устранению. Другие себя не слышат, остаются равнодушны к искаженному голосу.

Читайте также:  Что объединяет эти 4 слова экзофтальм алопеция розацеа афония

Взрослые независимо от степени дефекта тяжело переживают нарушения голоса. Можно выделить несколько причин, определяющих остроту этих переживаний. Одна из них — особенности личности. У лиц с лабильной нервной системой более подавленное настроение, неверие в возможность преодоления дефекта. Второй причиной является неправильная оценка, своего состояния. Многие считают, что паралич и последствия удаления опухоли необратимы. Третьей психотравмирующей причиной бывает длительность расстройства голоса и многократность недостаточно эффективного лечения. Наконец, одна из главных причин — это роль голоса в трудовой деятельности. Длительное нарушение голоса создает угрозу профессиональной непригодности, которая при некоторой предрасположенности и астенизирующих факторах приводит к развитию невротического состояния. Появляется страх перед публичными выступлениями, общая утомляемость, неуверенность в себе, тревога, бессонница, пониженное настроение.

Функциональные нарушения голоса.Наиболее распространенные и многообразные — это функциональные нарушения голоса. Они не сопровождаются воспалительными или какими-либо анатомическими изменениями гортани. Встречающиеся в педагогической литературе утверждения о более легком устранении функциональных нарушений, по сравнению с органическими, весьма спорны, так как первые представляют для специалистов значительные трудности в связи со сложностью их этиологии и патогенеза. Причины функциональной патологии могут быть самые разнообразные: голосовое переутомление, плохая постановка голоса, различные инфекционные заболевания и влияния психических факторов. Иногда несколько из перечисленных причин выступают в совокупности и определение «пускового» момента затруднительно.

Длительно протекающие функциональные изменения могут вызывать псевдоорганические наслоения в виде гиперемии (покраснения) слизистой оболочки гортани, отечности и утолщения голосовых складок. Все это затрудняет диагностику функциональных нарушений, которые могут рецидивировать, а лица, страдающие такой патологией, склонны к фиксации на своем дефекте длительное время.

К периферическим функциональным нарушениям относятся фонастения, гипо- и гипертонусные афонии и дисфонии.Фонастения — нарушение голоса в ряде случаев, особенно на начальных стадиях, не сопровождается видимыми объективными изменениями в голосовом аппарате. Данное нарушение имеет профессиональный характер и развивается у лиц голосоречевых профессий. Проявляется фонастения в нарушении координации дыхания и фонации, невозможности владения голосомусиливать и ослаблять звучание, появлении детонации и ряда субъективных ощущений. Острые формы могут сопровождаться афонией.

В литературе нет единой точки зрения на причину возникновения фонастении. Одни исследователи считают причиной психические травмы и эмоциональные перегрузки. Другие видят причину в несоблюдении охранительного голосового режима при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей.

А. Митронович-Моджеевска относит фонастению к двигательным неврозам и считает ее врожденным координационным нарушением. Аналогичные нарушения, возникающие вследствие перенапряжения и утомления голосового аппарата, она квалифицирует как ложную фонастению и четко разграничивает ее с врожденной. Отечественные исследователи такого разделения не придерживаются.

Гипотонусная дисфония (афония)обусловлена, как правило, двусторонними миопатическими парезами, т. е. парезами внутренних мышц гортани. Они возникают при некоторых инфекциях (ОРВИ, гриппе, дифтерии), а также при сильном перенапряжении голоса. Страдают мышцы, суживающие голосовые складки. При функциональных нарушениях внутренних мышц гортани повреждение затрагивает одну мышцу, чаще одну пару мышц (поскольку почти все они парные). При гипотонусе голосовые складки в момент фонации полностью не смыкаются, между ними остается щель, форма которой зависит от того, какая пара мышц страдает (рис. 17). Патология голоса может проявляться от легкой осиплости до афонии с явлениями голосового утомления, напряжения и боли в мышцах шеи, затылка и грудной клетки.

Гипертонусные (спастические)нарушения голоса связаны с повышением тонуса гортанных мышц с преобладаниемтонического спазма в момент фонации. Причины их возникновения полностью не изучены, но развиваются спастические дисфонии и афонии у лиц, форсирующих голос. Гипертонус может охватывать голосовые и вестибулярные складки. При попытках фонации голос или не возникает совсем, или появляется резко искаженный, глухой звук. Иногда наблюдается отсутствие смыкания голосовых складок (гипотонус) с напряженным смыканием вестибулярных (гипертонус). Образующийся при этом специфический грубый, монотонный звук называют ложноскладочным.

Перегрузка голосового аппарата при несоблюдении охранительного режима в период мутации может привести к нарушению функции внутренних мышц гортани в виде гипо- и гипертонуса.

Ринофония и ринолалиястоят несколько обособленно среди других голосовых нарушений, так как их патофизиологический механизм заключается в неправильной функции мягкого нёба органического или функционального характера. При закрытой ринофонии носовые согласные приобретают ротовое резонирование, гласные теряют звучность, тембр становится неестественным.

Открытая ринофония проявляется в патологической назализации всех ротовых звуков, голос при этом слабый, сдавленный. Дефекты голоса помимо нарушенного резонирования обусловлены тем, что мягкое нёбо функционально связано с внутренними мышцами гортани и влияет на симметрию и тонус голосовых складок. По данным И. И. Ермаковой (1984), ринолалия в 70—80% сопровождается фонастенией и гипотонусной дисфонией.

К функциональным нарушениям голоса центрального происхождения относится функциональная,или психогенная афония.Возникает она внезапно как реакция на психотравмирующую ситуацию у лиц, склонных к истерическим реакциям, чаще у девочек и женщин. При полном отсутствии голоса сохраняются звучный кашель и смех, это является важным диагностическим признаком. Форма несмыкания голосовых складок при обследовании очень изменчива, что тоже свидетельствует о психогенном нарушении. Функциональная афония может протекать длительно, а после восстановления голоса возможны рецидивы.

Голосовая функция нередко оказывается нарушенной у детей и подростков. Причины расстройства голоса весьма разнообразны: заболевания гортани, носоглотки, ротоглотки, легких, бронхов и трахеи, сердца и сердечно-сосудистой системы, несоблюдение правил гигиены разговорного и певческого голоса, а также правил общей гигиены, перенапряжение голоса, неправильная техника голосоподачи, снижение слуха.

Указанные этиологические факторы приводят к органическим и функциональным нарушениям голоса, между ними бывает трудно провести четкую границу, поэтому такое деление в некоторой степени условно. Первоначальным симптомом органического нарушения может быть лишь частичное расстройство функции гортани и легкая хрипота; с другой стороны, длительные функциональные нарушения являются причиной стойких органических изменений в гортани, а соответственно и длительного расстройства голоса.

Эта условная дифференциация расстройств голоса на органические и функциональные нарушения имеет значение для выбора методов фониатрического лечения и прогноза логопедических занятий. Так называемые функциональные расстройства связаны с временными, преходящими изменениями в функции гортани, голосовых складок, поэтому в результате логопедических занятий может быть восстановлен нормально звучащий голос. При органических нарушениях имеются стойкие патологоанатомические изменения в строении гортани, голосовых складок, надставной трубы, поэтому возможно восстановление коммуникативной функции голоса, но его качество по силе, высоте и тембру в большей или меньшей степени отличается от нормального звучания голоса.

Анализируя медицинский аспект расстройства голоса, мы учитываем:
а) какой из речевых анализаторов нарушен (речедвигательный или речеслуховой);
б) какой отдел анализатора нарушен (периферический или центральный);
в) каков характер нарушения (расстройства органического или функционального характера).

Кроме того, отмечается время появления дефекта. Большинство органических и функциональных нарушений голоса являются приобретенными в процессе развития детского организма, формирования личности ребенка, его речевой функции. Исключение составляют центральные органические нарушения голоса, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными (афония, дисфония при анартрии, дизартрии), а также периферические нарушения голоса, связанные с врожденным дефектом мягкого нёба (ринолалия), дисфония при врожденной глухоте. Почти все функциональные нарушения голоса приобретаются ребенком или в процессе формирования речи, или уже после того, как речь сформирована. Некоторые расстройства голоса проявляются в сочетании с речевым дефектом (дизартрия, ринолалия, нарушения речи при снижении слуха).

Представленные в таблице данные позволяют сделать предварительный вывод об анатомо-физиологическом механизме расстройств голоса. С одной стороны, последние связаны с нарушением координационной деятельности трех систем — резонаторной, дыхательной и голосообразующей. С другой стороны, изменяются анатомические условия фонации (строение и функция голосовых складок, ротоносоглоточного резонатора).

Логопедический аспект классификации называет и вскрывает сущность того или иного расстройства голоса. Основные нозологические единицы — афония, дисфония, ложносвязочный голос, ринолалия и ринофония. Каждая из форм нарушений голоса своеобразно проявляется в виде расстройства высоты, силы, модуляций голоса и ритмико-мелодико-интонаци-онной стороны речи. Своеобразие нарушения зависит от ряда факторов: степени нарушения, какой отдел анализатора пострадал, когда возникло нарушение, как комбинируется данное расстройство с речевым и т.д.

В дальнейшем будут даны детальные характеристики каждой формы нарушений голоса.
Рассмотрение органических и функциональных расстройств голоса в ином аспекте — с точки зрения нарушения качества голоса — позволило составить качественную характеристику нарушений голоса, что дает возможность более точного диагностирования расстройства и дифференцированного подхода к его устранению (табл. 2).
Психологический аспект классификации учитывает влияние расстройства голоса на коммуникативную функцию речи ребенка, на особенности его личности. Наблюдается снижение коммуникативной функции речи в связи с трудностями общения при отсутствии или нарушении голоса. Дети стесняются своего голоса, подчас общаются мимикой, жестами, иногда задания учителя выполняют только в письменной форме. Появляются и отклонения в эмоционально-волевой сфере — своеобразные черты характера: неуравновешенность, раздражительность, пессимизм, негативизм и т.д. В дальнейшем эти характерологические особенности накладывают отпечаток на трудовую и личную жизнь больных.

Психолого-педагогический и клинический, пути исследования облегчают прогнозирование дефекта. Так, при органических расстройствах голоса, в отличие от функциональных, почти невозможно полное его восстановление. Наибольшую трудность в лечении представляют периферические органические нарушения голоса, связанные с заболеваниями самой гортани.

Таким образом, комплексный и системный подход к расстройствам голоса предполагает изучение личности ребенка в целом. Исследование организма ребенка как целостной системы является наиболее плодотворным методом его изучения и позволяет оказывать эффективную помощь детям и подросткам с нарушениями речи и голоса.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 820 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

  • «Душа просит слова. «
  • Проектная деятельность
  • Акции и новости интернет-лавки
  • Аттестация
  • Билингвизм. Двуязычие.
  • Вакансии
  • Взаимодействие логопеда и воспитателя
  • Взаимодействие логопеда с родителями
  • Вузы, ведущие подготовку дефектологов (логопедов)
  • Дети с врожденной патологией ЦНС и ОДА
  • Дефектология в лицах
  • Документация логопеда
  • Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)
  • Игрушки для речевого развития
  • Издательство ЛОГОМАГ
  • Инновации в дефектологии
  • Информационный технологии в специальном образовании
  • Конкурсы для логопедов, дефектологов и их воспитанников
  • Конспекты занятий: черпаем идеи
  • Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций
  • Конференции, мастер-классы, повышение квалификации
  • Коррекционно-развивающие технологии
  • Коррекция и профилактика заикания
  • Курсовые и дипломные работы по дефектологии, логопедии, специальной педагогике
  • Лекотека
  • Логопедическая газета
  • Логопедическая работа при нарушениях голоса
  • Логопедические технологии
  • Логопедический массаж
  • Логоритмика
  • Материалы для психолого-педагогического исследования
  • Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи
  • Мелкая моторика и речь
  • Мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Немного теории для практики
  • Новости ГИЛЬДИИ
  • Новости интернет-магазина «ЛОГОМАГ»
  • Новости сайта
  • Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда
  • Обследование речевой деятельности
  • Онтогенез речевой деятельности
  • Описание занятий в центре
  • Проблемы дифференциальной диагностики
  • Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения
  • Работа с больными с афазией
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие слухового восприятия
  • Речевая гимнастика
  • Словарь
  • Современные и популярные методики развития детей
  • Специалисты центра «Логомаг»
  • Центр «Логомаг»
  • Что наша жизнь? Игра!
  • Школа Логопеда-волшебника
  • Шпаргалка студента-дефектолога
  • Персональные
  • Админ Админович
  • Валерия Ермакова
  • Гульназ Бадертдинова
  • Данильцева Марианна
  • Марианна Лынская
  • Мария Федосеева(Аркунова)
  • надежда азарова
  • Юлия Покровская

К итоговому экзамену по логопедии. Нарушения голоса → Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций

Конспекты составлены М.Лынской лично в пору ее обучения в МПГУ

Возникают, например, после оперативного вмешательства, когда задевается блуждающий нерв, иннервирующий г/с. Отмечается отсутствие при фонации приводящих движений на стороне поражения и отводящих – во время дыхания. При парезах отмечаются ослабленные, вялые колебания г/с с малой амплитудой и смещением слизистой оболочки. При параличах колебания при фонации отсутствуют. При парезах и параличах голос или отсутствует, или охриплый, сильное утомление при речи, поперхивание, кашель, затруднения дыхания.

Специфичным нарушением голоса является голос после удаления гортани (ларингоэктомии) – физиологический голос становится полностью невозможным, с помощью логопеда вызывается пищеводный голос.

К профессиональным расстройствам голоса относятся функциональные патологии, которые возникают вследствие голосового переутомления, плохой постановки голоса, повышенной речевой нагрузки на фоне инфекционных заболеваний и психотравмирующих ситуаций. Длительно протекающие функциональные расстройства могут вызвать псевдоорганические наслоения: гиперимию слизистой гортани, отечность и утолщение голосовых складок. Одним из видов профессиональных нарушений является фонастения – нарушении координации дыхания и фонации, невозможность владеть голосом – усиливать и ослаблять его. Острые формы могут сопровождаться афонией.
Гипотонусная дисфония – обусловлена двусторонними парезами внутренних мышц гортани. Возникают при сильном перенапряжении голоса особенно на фоне инфекции. Голосовые складки полностью не смыкаются, между ними остается щель. Может быть легкая осиплость, либо афония с явлениями голосового утомления.
Гипертонусная дисфония – повышение тонуса в момент фонации. Возникает у лиц, форсирующих голос. Голос или не появляется, или появляется глухой звук. Иногда наблюдается смыкание вестибулярных складок, получается неприятный звук.
Основными профилактическими мерами предупреждения патологии голоса являются закаливание организма, овладение навыками диафрагмального дыхания и мягкой атакой голоса. Недопустимы курение, алкоголь, сильно горячая и холодная пища, так как все это раздражает слизистую гортани. Нельзя работать, когда болеешь. Необходимо наблюдаться у фониатра и лора, по возможности выполнять голосовые упражнения.

Читайте также:  Что такое афония у детей

К органическим заболеваниям голосового аппарата относятся:
— дисфонии и афонии при хронических ларингитах
— парезах и параличах
— состояний после ларингоэктомии, резекции, удалении папиллом.
Ларингит приводит к несмыканию, субъективным неприятным ощущениям, появляется сильная утомляемость.
При парезах и параличах голос или отсутствует, или охриплый, сильное утомление при речи, поперхивание, кашель, затруднения дыхания.
Общие задачи для коррекции любого нарушения:
— раннее начало с целью предупреждения закрепления навыков неправильной голосоподачи и предупреждения невротизации личности
— выявление и включение компенсаторных возможностей организма
— ликвидация патологического способа голосоведения.
Для реализации этих задач требуется: активация нервно-мышечного аппарата гортани, предотвращение псевдоорганических проявлений, психотерапия, восстановление утраченных кинестезий или выработка новых, восстановление координации фонации и дыхания, автоматизация восстановленных функций.
Коррекция всех нарушений предполагает дыхательную гимнастику и/или «дутье в губную гармошку», которое используется для массажа. При коррекции нарушений голоса, кроме ларингоэктомированных применяется «мычание».
Специфические:
— при ларенгите – беззвучное произношение ы с сжатыми зубами для предотвращения покашливания.
Наиболее специфичной является методика по образованию пищеводного голоса. Включает 4 этапа. Первый – подготовительный. Второй – формирование псевдоголосовой щели и вызывание пищеводного голоса. Третий – автоматизация пищеводного голоса. Четвертый этап – расширение диапозона, модуляции и тембра нового голоса.

источник

Дисфония – понятие, обозначающее нарушение голосовой функции, которое проявляется хрипотой, гнусавостью, слабостью и осиплостью. Полная потеря звучности голоса называется афонией. При безгласии сохраняется шепотная речь, появляются моменты дребезжащего голоса.

Дисфония возникает при нарушении работы голосового аппарата. У больных происходит частичное изменение высоты, тембра или силы голоса. Данное патологическое состояние встречается в любом возрасте и хорошо поддается лечению. Невозможность говорить нормальным голосом возникает по разным причинам. Среди них: простудные заболевания, чрезмерное перенапряжение голосовых связок, стресс и волнение.

Дисфония и афония — симптомы различных соматических и психоневрологических заболеваний: дифтерийного крупа, острого ларингита, катара, опухоли гортани, неврозов. Все больные с нарушением речевой функции должны быть тщательно обследованы. Лечение афонии и дисфонии зависит от причин, вызвавших эти недуги. Правильная и своевременная терапия обеспечивает быстрое возвращение голоса с его первоначальной тональностью.

По происхождению дисфония бывает органической и функциональной. Органическая возникает на фоне воспалительных заболеваний гортани, а функциональная — на фоне различных невротических изменений. После угасания патологических процессов в организме дисфония исчезает.

Функциональная дисфония подразделяется на 3 вида: гипотонусная, гипертонусная, гипо-гипертонусная.

Патогенетическая классификация дисфонии:

  • Мутационная дисфония встречается у мальчиков пубертатного возраста и отличается резким переходом голоса от высокого тона к низкому.
  • Психогенная дисфония обусловлена сильным психоэмоциональным перенапряжением.
  • Спастическая дисфония возникает при дискоординируемой гиперфункции дыхательной мускулатуры.

По длительности дисфонию подразделяют на кратковременную и стойкую.

Виды афонии:

  1. Паралитическая афония развивается при дисфункции нижнего гортанного нерва, который травмируется во время операций на органах шеи или поражается при инфекционной интоксикации. Причиной патологии также являются хронические заболевания нервной системы – сирингомиелия, сирингобульбия.
  2. Истинная афония возникает при поражении гортани, препятствующему надлежащему смыканию и достаточной вибрации связок. Острый или хронический ларингит, паралич гортанных мышц, новообразования — причины подобных изменений.
  3. Функциональная афония – отсутствие голоса, обусловленное функциональной недостаточностью голосовых мышц центрального происхождения. Развитию патологии способствует влияние стресса и психических травм на лабильную нервную систему больных.
  4. Спастическая афония возникает при спазматическом сокращении мышц гортани, сужающих голосовую щель. Судороги гортанных мышц делают щель настолько узкой, что у больных полностью пропадает голос.

Причины дисфонии и афонии подразделяют на две большие группы: врожденные и приобретенные.

  • Основной причиной дисфонии голосовых связок является врожденный порок развития гортани. У больных с нарушенной структурой хрящевой ткани провисает надгортанник, вход в гортань неполностью отрывается, что проявляется отрывистым и шумным вдохом. Это так называемый врожденный стридор или ларингомаляция, которая развивается в процессе эмбриогенеза после появления центров хондрификации.
  • Врожденный подголосовой стеноз гортани — частая причина сужения дыхательных путей в детском возрасте, проявляющегося дисфонией или афонией. Полное или частичное недоразвитие голосовых складок у детей сопровождается одышкой, хрипами, кашлем.
  • Ангиома гортани – сосудистая патология, являющаяся следствием нарушенного эмбрионального развития кровеносной и лимфатической систем. Развивается заболевание под воздействием инфекционных агентов, травматического повреждения, гормонального дисбаланса в гестационном периоде.

Заболевания, ставшие причиной дисфонии:

  1. Аллергия,
  2. Воспаление различных отделов респираторного тракта,
  3. Доброкачественные новообразования гортани,
  4. Заболевания неврологического характера,
  5. Астеническое состояние,
  6. Гормональный сбой,
  7. Миастения,
  8. Заболевания внутренних органов в стадии декомпенсации,
  9. Эндокринопатия,
  10. Гематологические заболевания,
  11. Остеохондроз шейного отдела позвоночника,
  12. Травмы голосового аппарата,
  13. Острые инфекционные заболевания – грипп, ОРВИ, ангина.

Факторы, провоцирующие дисфонию:

  • Стрессовые состояния,
  • Вынужденное долгое молчание,
  • Обструкция дыхательных путей инородными телами,
  • Длительный прием анаболиков,
  • Профессиональный фактор, связанный с постоянным напряжением голосовых связок,
  • Психологические факторы,
  • Операции на органах шеи,
  • Медикаментозное лечение,
  • Перенапряжение голоса в компании или шумном помещении,
  • Особенности микроклимата помещения – сырость, пыль, холод или жара,
  • Чрезмерное употребление алкогольных напитков,
  • Раздражение гортани вследствие химических ожогов,
  • Курение,
  • Пожилой возраст,
  • Частый и продолжительный визг и крик у детей,
  • Профессиональные вредности — запыленность или загазованность производственного помещения.

Функциональная дисфония часто приводит к формированию органической патологии гортани – атрофического ларингита. Регулярное воздействие провоцирующих факторов обычно имеет неблагоприятный исход. В горле развиваются различные патологии – опухоли, полипы, гематомы. Длительное перенапряжение голоса часто заканчивается хроническим ларингитом, а чрезмерное увлечение алкоголем способствует усиленному приливу крови к глотке, гиперемии и отеку слизистой оболочки гортани.

У детей дисфония развивается вследствие частых и громких криков, пения в высоком звуковом диапазоне. Голос у малышей становится хриплым при увеличении и воспалении аденоидов. Нарушенное носовое дыхание способствует попаданию в гортань холодного и неочищенного воздуха, что приводит к частым ларингитам и дисфонии.

У больных с дисфонией голос становится хриплым, изменяется его тембр или тональность. У детей появляется стридорозное дыхание — свистящее и шумное, обусловленное турбулентным воздушным потоком в дыхательных путях. Стридор является важным симптомом значительной обструкции гортани.

Дисфония сопровождается постоянной или периодической охриплостью и утомляемостью голоса. У больных ларингитом голос становится слабым и осипшим, возникает сухой мучительный кашель, речь затрудняется. По мере роста опухоли голос пропадает, остается лишь шепотная речь. Развивается афония.

  1. Гипотонусная форма проявляется гиперемией голосовых складок, формированием овальной или треугольной голосовой щели, глухим, слабым и сиплым голосом.
  2. Гипертонусная дисфония — тонический мышечный спазм гортани и судорожное сближение напряженных голосовых складок, сопровождающееся хрипотой и болью в горле.
  3. Симптомами гипо-гипертонусной дисфонии являются: сухость во рту, тремолирующий, вибрирующий голос, сбивчивость дыхания.
  4. Спастическая дисфония — самая тяжелая форма патология, имеющая острое начало, обусловленное психической травмой и длительным перенапряжением голоса. Он становится хриплым, слабым, вибрирующим, фальцетным, дрожащим, срывающимся. Мышцы затылка и шеи начинают болеть в результате постоянного спазма, боль в горле усиливается при глотании. Постепенно болевой синдром и дискомфортные ощущения в горле становятся невыносимыми и требуют срочного лечения.

При обнаружении перечисленных выше симптомов следует обратиться к ЛОР-врачу, пройти всестороннее обследование и комплексное лечение.

Диагностика нарушения голосовой функции заключается в опросе и осмотре больного. При сборе анамнеза особое внимание обращают на длительность патологии, наличие сопутствующих болезней и факторов, способствующих развитию дисфонии.

Физикальное и инструментальное обследование:

Исследование основных акустических параметров голоса,

  • Глоттография и электромиография,
  • Прямая или непрямая ларингоскопия,
  • Исследование ФВД (функции внешнего дыхания),
  • Эндофиброларингоскопия,
  • Микроларингостробоскопия,
  • Трахеоскопия при необходимости,
  • Рентгенография гортани,
  • КТ,
  • Клинические анализы крови и мочи,
  • Бактериологическое исследование отделяемого ротоглотки,
  • Биопсия при подозрении на онкопатологию.
  • Лечение дисфонии комплексное, направленное на устранение заболевания, ставшего ее причиной.

    Лекарственную терапию проводят на фоне голосового режима и ортофонического лечения.

    1. Настойка лимонника, женьшеня, прочие стимуляторы и витамины — препараты для лечения гипотонусной дисфонии, улучшающие микроциркуляцию голосовых складок и возвращающие нормальный голос.
    2. Психотропные препараты, нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты, спазмолитики показаны для лечения гиперкинетической дисфонии.
    3. Для лечения спастической дисфонии больным назначают «Гамма-аминомасляную кислоту», «Аминалон».
    4. Поливитамины, АТФ, «Стрихнин», «Прозерин», седативные средства и транквилизаторы назначают больным с различным формами дисфонии.
    5. Витаминные комплексы и сосудистые препараты показаны для улучшения функций органа и быстрого восстановления всего организма.
    6. Если причиной дисфонии стала острая вирусная инфекция, больным назначают голосовой режим, обильное теплое питье, противовирусные препараты, иммуномодуляторы. При воспалительных гортанных процессах используют антибиотики, полоскания горла, проведение ингаляций.

    К немедикаментозному лечению дисфонии относятся следующие методы:

    • Фонопедические упражнения для реабилитации голосовой функции,
    • Массажирование шеи,
    • Психотерапевтическое воздействие,
    • Логопедические и голосовые упражнения,
    • Бальнеотерапия,
    • Гидротерапия,
    • Иглорефлексотерапия,
    • Электросон,
    • Физиотерапия – электростимуляция мышц гортани диадинамическим током, гальванизация, дарсонвализация, амплипульс, электрофорез.

    Ларингопластика, имплантационная хирургия, трахеостомия и тиропластика — операции, проводимые при стойкой дисфонии, не поддающейся консервативному лечению. Чтобы восстановить голосовую функцию, хирурги иссекают рубцы со связок гортани, удаляют опухоли.

    Для лечения заболеваний, проявляющихся дисфонией, широко используют рецепты народной медицины. Водочный компресс и горчичники приводят к расширению сосудов, притоку крови к пораженной области, уменьшению признаков воспаления и устранению соответствующих симптомов.

    Больным с дисфонией полезно ежедневное употреблять сок моркови, одуванчика, репы, капусты. Куриные сырые яйца и вываренные до мягкости дольки чеснока улучшают состояние голосовых связок. Ингаляционное введение в организм отваров лекарственных трав обеспечивает их быстрое терапевтическое действие. Полезно принимать отвар семян льна с яблоком и медом, полоскать горло настоем алтея и лаванды, фенхеля и молока.

    Профилактические мероприятия при дисфонии включают:

    1. Раннее выявление и грамотное лечение инфекционных заболеваний ЛОР-органов,
    2. Режим молчания,
    3. Предупреждение ОРЗ и ОРВИ,
    4. Коррекция голосовой нагрузки у певцов, лекторов, ораторов,
    5. Обеспечение носового дыхания зимой,
    6. Борьба с вредными привычками,
    7. Укрепление нервной системы,
    8. Закаливание,
    9. Ведение здорового образа жизни,
    10. Правильное питание,
    11. Соблюдение оптимального режима труда и отдыха,
    12. Повышение иммунитета.

    При появлении первых признаков голосовых расстройств необходимо немедленно обратиться к врачу. Это значительно снижает риск развития тяжелых последствий при афонии. Патологические состояния, проявляющиеся хрипотой или полным отсутствием голоса, хорошо поддаются лечению. Голосовая функция быстро приходит в норму.

    источник

    Дисфония и афония – это состояния, сопровождающиеся нарушением голосовой функции в различной степени. Если при дисфонии голос сохраняется, но становится хриплым или гнусавым, при афонии происходит полная потеря звучности. При этом сохраняется возможность разговаривать шепотом. Дисфония и афония не являются самостоятельными заболеваниями, они всегда становятся следствием других соматических и психоневрологических патологий. Своевременная терапия, в большинстве случаев, позволяет полностью восстановить голосовую функцию.

    Причины афонии и дисфонии многочисленны. Эти патологии подразделяются на врожденные и приобретенные. Врожденные патологии обусловлены пороками развития, сильным сужением дыхательных путей разной степени, или ангиомой – опухолью, развивающейся из стенок кровеносных сосудов. Последняя часто развивается на фоне инфекционных заболеваний во время беременности.

    Другие причины афонии и дисфонии могут быть следующие:

    • новообразования гортани;
    • осложнения инфекционных процессов ЛОР-органов (ангины, ларингиты);
    • слабость мышц глотки;
    • декомпенсированные патологии внутренних органов;
    • гормональные сбои в организме;
    • травмы шеи или гортани;
    • заболевания неврологического профиля;
    • чрезмерное или длительное напряжение голосовых связок;
    • инородные предметы в дыхательных путях;
    • ожоги.
    Читайте также:  Что объединяет слова экзофтальм аллопеция афония розацея

    Причины дисфонии сильно влияют на прогноз заболевания. Как правило, если удается вылечить заболевание, приведшее к расстройству голоса, симптомы афонии полностью исчезают. Нужно выделить и ряд факторов, которые непосредственно не приводят к нарушению голоса, но существенно повышают риск развития афонии. К ним относятся:

    • частые простудные заболевания;
    • пагубные привычки – большое количество спиртного, курение;
    • привычка разговаривать на повышенных тонах;
    • длительное молчание;
    • прием некоторых лекарственных средств (к примеру, анаболических гормонов);
    • вынужденное пребывание в сыром, холодном помещение;
    • постоянные стрессовые ситуации;
    • профессиональные вредности – высокая запыленность, воздействие химикатов.

    Вне зависимости от основной причины возникновения, дисфония хорошо поддается лечению, и не представляет серьезной опасности для человека. Перед началом лечения важно дифференцировать афонию от дисфонии, поскольку принципы терапии этих заболеваний несколько отличаются.

    Симптом
    Дисфония Афония
    Звучность речи Сохранена Отсутствует
    Болевой синдром в горле Отсутствует Выражен
    Затруднения при глотании Чаще отсутствуют Присутствуют
    Спазм голосовых связок Нет Чаще присутствует
    Ощущение инородного тела в горле Чаще имеется Отмечается редко

    Важно! Если причиной афонии становится длительное психоэмоциональное перенапряжение, велик риск рецидива даже после успешного лечения. Рекомендуется длительный курс психотерапии.

    Основные клинические симптомы афонии (осиплость голоса) заключаются отсутствии звучной речи при сохраненной шепотной. Потеря возможности нормально разговаривать присутствует вне зависимости от причины афонии. Присутствуют и другие симптомы осиплости голоса (афония):

    • сильная охриплость даже при разговоре шепотом;
    • боль в горле в состоянии покоя, усиливается при разговоре;
    • спазмы голосовых связок;
    • сложности при глотании твердой пищи;
    • затрудненный вдох.

    Это основные симптомы афонии. К ним могут присоединяться и общие – в зависимости от того, какое именно заболевание стало причиной заболевания. Среди наиболее частых можно выделить повышенную температуру тела, общую слабость, перепады настроения, головную боль. В большинстве случаев общие симптомы проходят достаточно быстро.

    Общие симптомы дисфонии достаточно многочисленны, но все они связаны с изменением тембра и тональности голоса. К основным признакам нужно отнести:

    • свистящее дыхание, которое слышно издалека;
    • сильная охриплость голоса;
    • утомляемость мышц гортани при разговоре;
    • сухой, непродуктивный кашель;
    • боль в горле;
    • сухость слизистых полости рта.

    Существует несколько форм патологии, для каждой из которой можно выделить наиболее характерные симптомы.

    Симптомы спастической дисфонии напрямую зависят от степени стеноза голосовых связок, и могут меняться практически ежедневно. Чаще всего этот тип патологии характеризуется напряженным, натянутым голосом. Окружающие часто отмечают его неестественность. Сам пациент отмечает быструю утомляемость при разговоре, возникновение болевого синдрома в горле. Этот тип заболевания нередко становится причиной афонии – голос становится практически беззвучным, «воздушным». Одной из особенностей спастической формы патологии является то, что при пении голос часто может быть нормальным, но при обычном разговоре его характеристики резко меняются.

    Функциональная дисфония развивается на фоне различных воспалительных заболеваний ЛОР-органов. Если причину патологии не устранить вовремя, может развиваться афония, с полным отсутствием даже шепотной речи. Симптомы функциональной дисфонии гортани следующие:

    • сильная охриплость/осиплость;
    • непроизвольный переход на шепот при длительном разговоре;
    • постоянное изменение тональности;
    • сужение диапазона голоса;
    • раздвоенность тона.

    Лечение заключается в терапии того заболевания, которое стало причиной расстройства голоса.

    Симптомы мутационной дисфонии в полной мере проявляются у юношей в период полового созревания. Основным проявлением становится невозможность воспроизводить высокие ноты, резкое снижение тембра голоса, осиплость. Болевой синдром отсутствует, часто присоединяется кашель с обильным слизистым отделяемым. Резко увеличивается кадык – до 1,5-2х раз. Лечения не требуется, это состояние никогда не становится причиной полной потери голоса.

    источник

    Нарушения голоса – различные расстройства голосовой функции, обусловленные патологическим состоянием органов голосообразования. Нарушения голоса проявляются его недостаточной силой, высотой, искажением тембра, голосовым утомлением, першением, болью, «комком» в горле. При нарушениях голоса пациент должен быть проконсультирован отоларингологом и фониатром с исследованием голосовой функции, а также обследован логопедом. Преодоление нарушений голоса включает медицинские мероприятия (медикаментозное или хирургическое лечение, ФТЛ, психотерапию) и логопедическое воздействие (голосовой режим, дыхательную и артикуляционную гимнастику, фонопедические упражнения и др.).

    Нарушения голоса – группа голосовых расстройств, характеризующихся частичным или полным отсутствием фонации. Нарушения голоса чаще встречаются у лиц голосоречевых профессий (преподавателей, лекторов, актеров, певцов и др.), испытывающих большую речевую нагрузку, у подростков в пубертатном периоде, детей и взрослых с различной речевой патологией (ринолалией, дизартрией, алалией, заиканием, афазией). Так, нарушениями голоса страдают около 60% педагогов, 6-24% подростков в период мутации и 41% детей с речевыми проблемами. В свою очередь, нарушения голоса препятствуют полноценному развитию речи и коммуникации, ухудшают нервно-психическое состояние, накладывают ограничения на выбор профессии.

    Нарушения голоса являются медико-социальной проблемой, поэтому изучаются медицинскими и педагогическими дисциплинами – отоларингологией (и ее узкоспециализированным разделом — фониатрией), неврологией, психиатрией, логопедией (и ее узкоспециализированным направлением — фонопедией).

    По степени расстройства фонации выделяют дисфонию (частичное нарушение силы, высоты и тембра голоса) и афонию (отсутствие голоса). При дисфонии голос становится глухим, хриплым, сиплым, немодулированным, срывающимся, быстроиссякающим, иногда – назализованным. Афония характеризуется полным отсутствием звука голоса и возможностью говорить лишь шепотом.

    По причинам и механизмам фонационных расстройств различают:

    Функциональные нарушения голоса:

    • центральные (психогенная афония или истерический мутизм)
    • периферические (фонастения, гипотонусная и гипертонусная дисфония или афония, патологическая мутация)

    Органические нарушения голоса:

    • центральные (дисфония и афония при дизартрии и анартрии)
    • периферические (дисфония и афония при заболеваниях гортани; ринофония).

    Центральные органические нарушения голоса связаны с параличами и парезами голосовых связок, обусловленными поражением ствола или коры головного мозга, проводящих нервных путей. Центральные органические нарушения голоса встречаются у детей с детским церебральным параличом.

    Причинами периферических органических нарушений голоса выступают различные воспалительные заболевания или анатомические изменения голосового аппарата. В их числе – хронические ларингиты, ожоги и травмы гортани, периферические парезы и параличи (при поражении возвратного нерва), «певческие узелки», опухоли (папилломатоз) гортани, послеоперационные рубцы и стенозы гортани, состояние после резекции гортани или ларингэктомии.

    При функциональных нарушениях голоса деятельность голосового аппарата нарушается при отсутствии органических повреждений. Центральные функциональные нарушения голоса (психогенная афония) является следствием острой психотравмирующей ситуации. Чаще возникает у женщин, склонных к невротическим реакциям.

    Периферические функциональные нарушения голоса по типу фонастении могут быть вызваны чрезмерными голосовыми нагрузками, несоблюдением голосового режима при респираторных заболеваниях. Патологическая мутация голоса у подростков может быть обусловлена эндокринными нарушениями, ранним курением, перегрузкой голосового аппарата в этот период. К гипотонусной дисфонии и афонии чаще всего приводит двусторонний миопатический парез (парез внутренних мышц гортани), вызванный ОРВИ, дифтерией, гриппом, сильным напряжением голоса. Развитие гипертонусной (спастической) дисфонии и афонии, как правило, связано с чрезмерным форсирование голоса.

    Нарушения голоса при хронических ларингитах обусловлены поражением нервно-мышечного аппарата гортани и несмыканием голосовых складок. Дефект голоса выражается утратой нормального звучания, сильной утомляемостью, иногда — невозможностью выполнения голосовой нагрузки. Характерны неприятные субъективные ощущения в горле – царапанье, першение, саднение, ощущение «комка», боль, давление.

    В случае периферических параличей и парезов гортани голос может отсутствовать совсем или иметь хриплое звучание. Нарушение голоса сопровождается сильным речевым утомлением, рефлекторным кашлем, поперхиванием, расстройством дыхания. Дискоординация фонации и дыхания значительно утяжеляет дефект.

    Нарушения голоса, связанные с доброкачественными и злокачественными опухолями гортани развиваются постепенно, по мере роста образований. После любого, даже щадящего оперативного вмешательства на гортани возникают преходящие голосовые нарушения. При удалении гортани человек полностью лишается голоса; при этом резко нарушается функция дыхания, поскольку происходит разобщение трахеи и глотки.

    При центральных парезах и параличах гортани, наблюдаемых при дизартрии и анартрии, голос становится слабым, тихим, прерывистым, глухим, монотонным, нередко – с назальным оттенком.

    Органические нарушения голоса, возникшие у ребенка раннего возраста, сопровождаются отставанием в речевом развитии, задержкой накопления словаря и развития грамматических структур, нарушением звукопроизношения, трудностями коммуникации и ограничением социальных контактов. Нарушения голоса, развившиеся во взрослом возрасте, могут обусловливать профессиональную непригодность.

    Будучи периферическим функциональным нарушением голоса, фонастения является профессиональным «заболеванием» лиц голосоречевых профессий. К проявлениям фонастении относятся невозможность произвольно регулировать звучание голоса, (усиливать или ослаблять), прерывание (осечки) и быстрая утомляемость голоса, охриплость. В остром периоде фонастении голос может пропадать совсем. В большинстве случаев фонастения не требует лечения; голос восстанавливается самостоятельно после периода отдыха.

    При гипотонусной дисфонии вследствие пареза внутренних мышц гортани развивается несмыкание голосовых складок, что проявляется осиплостью голоса, голосовым утомлением, болями в мышцах шеи и затылка; в тяжелых случаях возможна только шепотная речь. При гипертонусной дисфонии, обусловленной тоническим спазмом гортанных мышц, голос искажается, становится глухим, грубым; при афонии – не возникает совсем.

    Патологическая мутация может выражаться в сохранении высокого звучания голоса после истечения пубертатного периода, неустойчивости голоса (чередовании низких и высоких тонов), дисфоничном звучании и т. д.

    Функциональное нарушение голоса центрального характера (истерический мутизм, психогенная афония) характеризуется полной одномоментной потерей голоса, невозможностью шепотной речи, но при этом сохранным звучным смехом и кашлем. Важным дифференциальным признаком является изменчивость формы несмыкания голосовых складок. Течение психогенного нарушения голоса длительное, возможны неоднократные рецидивы после восстановления голоса.

    Установление причин нарушений голоса проводится отоларингологом, фониатром, неврологом; исследование основных характеристик голоса – логопедом. Для выявления анатомических или воспалительных изменений голосового аппарата выполняется ларингоскопия; с целью оценки функции голосовых складок — стробоскопия. В диагностике опухолевых поражений незаменимы рентгенография и МСКТ гортани. Для получения сведений о функции мышц гортани проводится электромиография. С помощью электроглоттографии оцениваются изменения голосового аппарата в динамике.

    Логопедическое обследование включает оценку анамнеза, жалоб, особенностей голоса, характера голосообразования и голосовой атаки, физиологического и фонационного дыхания, темпо-ритмических и интонационных характеристик речи; определение времени максимальной фонации.

    Содержание лечебной работы при различных нарушениях голоса зависит от причин и характера расстройства фонации. Так, при функциональных нарушениях голоса решающее значение придается общеукрепляющему лечению, массажу передней поверхности шеи, ЛФК, физиотерапии, соблюдению голосового режима. При органических нарушениях голоса проводится общая и местная медикаментозная терапия (эндоларингеальное введение лекарственных препаратов, ингаляции), по показаниям – хирургическое лечение ЛОР-патологии (удалении избыточной ткани голосовых складок, резекция гортани, ларингэктомия и др.).

    Логопедическую работу по восстановлению нарушений голоса следует начинать как можно раньше, чтобы предупредить фиксацию патологической голосоподачи, добиться лучших результатов, предотвратить развитие невротических реакций на дефект. Основные направления коррекционной работы включают психотерапию, коррекцию дыхания, развитие координации фонации и артикуляции, автоматизацию достигнутых навыков и введение голоса в свободное речевое общение. На логопедических занятиях по коррекции дисфонии используется дыхательная и артикуляционная гимнастика, фонопедические упражнения. У больных после экстирпации гортани проводится работа над формированием пищеводного голоса.

    Восстановленным считается громкий голос при правильном речевом дыхании, отсутствии утомляемости и неприятных субъективных ощущений. Примерные сроки логопедической работы при нарушениях голоса составляю 2-4 месяца.

    Эффективность коррекции нарушений голоса во многом зависит от их причины, сроков начала лечения и логопедических занятий. При грубых анатомических изменениях голосового аппарата и центральных параличах обычно удается достичь лишь той или иной степени улучшения. Нарушения голоса функционального характера, как правило, устраняются полностью, однако при несоблюдении рекомендаций логопеда возможны рецидивы. Важное значение в успехе коррекции нарушений голоса принадлежит организованности и настойчивости пациента.

    С целью предупреждения нарушений голоса необходимо воспитание правильных голосовых привычек (не форсировать голос), профилактика простудных заболеваний, отказ от курения и алкоголя, приема чрезмерно охлажденной и горячей пищи. Лица голосоречевых профессий должны владеть навыками диафрагмального дыхания и правильной голосоподачи. Любую, даже самую малую, простуду недопустимо переносить на ногах; в период болезни следует соблюдать щадящий голосовой режим.

    источник

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *