Меню Рубрики

Развитие речи при афонии

Тяжелые и длительные заболевания гортани — папилломатоз и рубцовый стеноз — оказывают отрицательное влияние на формирование личности ребенка в целом и на развитие его речевой и голосовой функций.

Психологическое развитие ребенка происходит под влиянием социальных условий, в которых он развивается, биологических задатков и индивидуальных особенностей, эмоциональной и мотивационной сфер личности ребенка. Определяющим, ведущим в формировании личности и ее свойств является образ жизни ребенка в семье, детском коллективе, школе. Высшие психические функции — память, активное внимание, абстрактное мышление — взаимосвязаны и взаимообусловлены, формируются в процессе развития ребенка; в их основе лежат не только природные задатки, но и формы, способы деятельности ребенка и виды его общения с окружающими. Психическое развитие ребенка — сложный диалектический процесс, где каждая последующая ступень связана с предыдущей и качественно от нее отличается.

Каждый переход ребенка на новую ступень развития осуществляется под влиянием взрослых и специального обучения. Взрослые оказывают положительное влияние и на формирование эмоционально-волевой сферы ребенка. Дети рано начинают переживать сложные эмоции — радость, удовольствие, обиду, смущение, привязанность. В первые месяцы и годы жизни ребенок особенно интенсивно осваивает окружающий мир, его психика наиболее пластична, поэтому потеря этих лет практически невосполнима. Чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем больше он склонен к пассивности и апатичности. В семье дети постепенно приобщаются к сложному миру взрослых, что знакомит их с некоторыми сторонами социальной жизни. Наконец, на личность ребенка оказывает влияние и коллектив сверстников. Отношения в этом коллективе складываются своеобразно, подчас даже незначительный физический дефект может сделать ребенка менее авторитетным у сверстников, что вызывает у ребенка пониженную самооценку и может перерасти в личностные черты взрослого человека.

В дошкольном возрасте начинается формирование личности ребенка — устанавливаются те первые связи и отношения, которые в дальнейшем образуют единство деятельности и личности. Эти новые связи и отношения еще очень непрочны, неустойчивы. Физическая ослабленность, тяжелые заболевания в раннем детстве могут привести к нарушению регулирующей роли коры больших полушарий — к быстрой истощаемости, слабости процессов возбуждения и торможения, образованию очагов запредельного торможения. Отсюда — нарушение нормального развития и общего поведения ребенка, замедленное развитие его речи.

Особенности детского организма таковы, что более тяжелый исход болезни в раннем детском возрасте объясняется не только меньшей сопротивляемостью детского организма, но и тем, что заболевание нарушает дальнейшее развитие ребенка. Поэтому в клинической картине заболевания, начавшегося в раннем детстве, нередко наблюдается задержка интеллектуального развития и аномалии характера. У детей более старшего возраста опасность задержки развития в результате перенесенного заболевания меньше, а тенденции к росту и развитию еще достаточно сильны. Поэтому эмоционально-волевая сфера детей, перенесших заболевание в младшем возрасте, оказывается более нарушенной. С возрастом, по мере формирования психики, эти дети все более травмированы своим дефектом, видя, что они отличаются от своих сверстников, сторонятся окружающих, отказываются от речевого общения с ними, задания учителя выполняют в письменной форме.

Эта взаимообусловленность факторов, влияющих на формирование детского организма, отчетливо проявляется при всестороннем и комплексном обследовании ребенка, включающем обследование педагогическое (психолого-педагогическое и логопедическое) и клиническое (педиатрическое, оториноларингологическое). Такое обследование дает возможность вскрыть особенности развития ребенка и выработать пути и средства преодоления недостатков его речи и голоса. Данные клинического обследования, получаемые от врачей-специалистов, чрезвычайно важны, так как дают возможность провести анализ всех симптомов заболевания, выявить возможности ребенка и наметить пути восстановительной работы.

Логопедическое обследование позволяет выявить особенности формирования речи и голоса у детей в специфических условиях: при астенизации личности ребенка, длительном пребывании в больничных условиях, гипоксии 1 , нарушении дыхания через естественные пути — рот и нос, отсутствии голоса, длительном ношении трахеотомической трубки и т.д.

Подобное обследование дает возможность составить клиническую, психолого-педагогическую и логопедическую характеристики детей с нарушениями голоса.

В клинической характеристике отмечается отрицательное влияние многочисленных хирургических вмешательств и обследований, которым подвергается ребенок в процессе лечения (операция трахеотомии, формирование ларингостомы, иссечение рубцов гортани, удаление папиллом, прямая ларингоскопия и др.). После хирургического вмешательства ребенок в течение нескольких дней чувствует слабость, головокружение, сонливость, он апатичен и безразличен. Лекарства, получаемые ребенком, оказывают некоторые побочные действия, вызывая тошноту, головную боль, сонливость или бессонницу, возбуждение или апатию. В этих условиях понижаются работоспособность, активность, выносливость детей. Кроме того, при стенозе гортани нарушается сердечно-сосудистая система ребенка, развиваются явления катарального бронхита, пневмония. Эти заболевания физически ослабляют организм ребенка, снижают его сопротивляемость. Таким образом, неприятным последствием тяжелого заболевания гортани является астенический синдром, задерживающий не только физическое, но и психическое развитие ребенка.

Особенности высших психических процессов у описываемой группы детей требуют более детального патопсихологического изучения. Однако, обобщая некоторые данные наблюдений за их деятельностью, мышлением и речью, можно сделать вывод, что познавательная и речевая деятельность этих детей характеризуется недостаточной активностью, продолжительностью и силой. Ребенок соматически ослаблен, легко истощается, круг его ориентировок в окружающем недостаточен, память слабая; он рассеян, быстро утомляется. Во время школьных занятий отмечается плохая работоспособность и низкая продуктивность. Ребенок плохо запоминает материал, с трудом заучивает тексты наизусть, сбивается при устном счете, с трудом решает арифметические задачи.

В поведении таких детей можно наблюдать ряд особенностей: повышенную возбудимость, моторную расторможенность или моторную вялость, склонность к капризам, плаксивости. Но низкая психическая активность таких детей носит временный характер. С течением времени, при создании благоприятных условий развития (воспитания и обучения) происходит, хотя и с некоторым опозданием, выравнивание их психики.

Весьма неблагоприятно влияние заболевания гортани и на формирование эмоционально-волевой сферы этих детей. При этом предрасполагающими являются следующие факторы:

1) общее состояние организма (почти у всех детей отмечается соматическая ослабленность, астенический синдром);

2) время возникновения заболевания гортани (у большинства детей оно возникает до 3 лет);

3) трахеотомия 1 и длительное ношение трахеотомической трубки;

4) травмированность ребенка своей изоляцией от семьи, школы (дети в результате длительного пребывания в больничных условиях не учатся в школе до полного выздоровления или вынуждены пропускать занятия и оставаться на второй год).

Учитывая тяжесть, длительность заболевания гортани, можно выделить 3 группы детей с нарушением эмоционально-волевой сферы:

I группа — дети, на которых болезнь накладывает особенно глубокий отпечаток. Они ослаблены физически, угнетены болезнью, которая протекает с серьезными осложнениями, сопровождается трахеотомией и длительным ношением трахеотомической трубки (канюли). Эти дети безнадежно относятся к своему состоянию, воля к выздоровлению и восстановлению голоса подчас отсутствует. Они неуравновешены, с повышенной раздражимостью, со склонностью к аффективным вспышкам, капризам, плаксивости. Поведение их неустойчиво; установление контакта часто затруднено. Пример из наблюдений.

Диагноз: папилломатоз гортани, афония с 4 лет. Трахеотомирована. В течение 11 лет девочку не удавалось деканюлировать 1 . Многократно производилось удаление папиллом, смазывание их различными лекарственными препаратами, иссечение рубцов из гортани.

В течение 11 лет голоса не было, говорит слабым, невнятным шепотом. Учится в 7 классе школы. Уроки отвечает в письменной форме, учится хорошо.

Эмоционально-волевая сфера: девочка очень угнетена своей болезнью и особенно отсутствием голоса. У нее появились раздражительность, капризность, неустойчивость настроения. Больше не верит в успех лечения, в возможность восстановления голоса. Она терпеливо относится ко всем хирургическим манипуляциям, но нерешительна, слабовольна там, где дело касается ее лично. Мечтает о поступлении в техникум, но боится сдавать экзамены, думает, что отсутствие голоса послужит препятствием к этому. Девочка сторонится окружающих, у нее нет подруг. За 5 месяцев пребывания в больнице подруг не приобрела. С логопедами, врачами, сестрами в контакт вступила быстро, но этот контакт поверхностный, официальный.

Изменение характера и эмоционально-волевой сферы у девочки вызвано длительностью и тяжестью течения папилломатоза гортани и отсутствием голоса в течение 11 лет.

II группа — это дети, которых не угнетает болезнь и отсутствие голоса. Они безразлично относятся к своему состоянию, у них нет стремления выздороветь и восстановить голос. Эти больные недисциплинированны, к себе некритичны. В контакт вступают обычно легко, добродушны, настроение устойчивое, бодрое. Особенности поведения и характера у этой группы детей объясняются отчасти меньшей длительностью заболевания гортани и нарушения голоса.

Диагноз: хронический рубцовый стеноз гортани, афония с рождения (причина — врожденная мембрана голосовых складок). В возрасте 3 месяцев был трахеотомирован. В течение 6 лет ребенка не удавалось деканюлировать. Неоднократно производились операции по иссечению рубцов гортани.

В течение 6 лет голоса нет, речь квакающая, неприятная на слух, непонятная для окружающих.

Физически ребенок отстает от сверстников. Мал ростом, бледен, анемичен, неопрятен. Часто болеет простудными заболеваниями, пневмонией.

Умственное развитие ниже возрастной нормы. Представление об окружающем — временах года, явлениях природы, растениях, животных — весьма примитивное, поверхностное. Процессы отвлечения и обобщения характеризуются конкретностью мышления. При описании сюжетной картинки охватывает лишь отдельные факты. С трудом раскладывает по порядку последовательные картинки: временные и причинные связи оказываются недоступными. Лишнюю, неподходящую картинку определяет. На занятиях быстро устает: жалуется на головную боль. Внимание неустойчивое, быстроистощающееся. Память слабая, плохо запоминает задания, стихотворения, быстро их забывает.

Понимание обиходной речи соответствует возрастной норме. Собственная речь бедная, элементарная. Фраза стереотипная, двух- или трехсловная.

Эмоционально-волевая сфера: в контакт вступает легко. Занимается охотно. Но его больше интересует процесс занятий, чем получаемые результаты. К своему положению, болезни, отсутствию голоса относится безразлично. Потребности выздороветь, говорить громко и правильно не испытывает.

Таким образом, наблюдается нарушение умственного, речевого и психического развития у астенического ребенка.

III группа — дети, у которых при психолого-педагогическом обследовании не обнаружено значительных изменений в эмоционально-волевой сфере. Они терпеливо относятся к медицинским манипуляциям, отличаются уравновешенностью настроения, контактностью, дисциплинированностью, критическим отношением к своему дефекту, интересом к логопедическим занятиям и страстным желанием выздороветь и восстановить голос.

Диагноз: папилломатоз гортани, дисфония с 3 лет. Не была трахеотомирована. Неоднократно производилось удаление папиллом из гортани. Голос средней громкости, грубый, хриплый, немодулированный, монотонный, звучит со значительным напряжением.

Физическое развитие соответствует возрасту. Со стороны внутренних органов изменений не обнаружено.

Умственное и речевое развитие без отклонений от нормы. Учится хорошо в 4 классе общеобразовательной школы.

Эмоционально-волевая сфера: девочка живая, легко вступает в контакт. Отличается уравновешенным, спокойным характером, дисциплинированностью, терпеливостью к многочисленным операциям на гортани. Болезненно переживает нарушение голоса, очень хочет его улучшить, поэтому с большим интересом и старанием относится к логопедическим занятиям.

Анализируя причины неблагоприятного влияния заболевания гортани на состояние психической сферы детей трех перечисленных групп, мы видим, что, кроме врожденных особенностей нервной системы каждого ребенка, большое значение имеют и факторы, связанные с формой и течением заболевания. Отрицательное значение имеет раннее наступление тяжелого заболевания, в период формирования речи и голоса, операция трахеотомии и длительное ношение трахеотомической трубки, продолжительная госпитализация, оторванность ребенка от семьи и школы.

Таким образом, проявляется теснейшая связь и взаимозависимость соматических и психических функций при заболеваниях гортани. Причем изменения в соматическом и психическом состоянии подчас остаются на долгие годы, делая детей инвалидами, мешая им занять свое место в жизни и учебе. Поэтому успех восстановительной работы определяется не только чисто техническими логопедическими приемами, но и воздействием на всю личность больного ребенка.

Отрицательное влияние заболевания гортани не ограничивается психической сферой ребенка, но глубоко затрагивает его речевую, а особенно голосовую функцию.

Нормальное развитие речи идет параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Речевая деятельность имеет регулирующее и планирующее значение в осуществлении высших психических функций: восприятия, памяти, мышления и воображения.

Развитие речи в значительной степени определяет ее мотивация. Л.С. Выготский неоднократно подчеркивал, что потребность в речевом общении развивается на всем протяжении младенческого возраста и является одной из важнейших предпосылок для появления первого осмысленного слова.

У детей с тяжелыми заболеваниями гортани снижена мотивация речевой деятельности в связи с отрицательными социально-педагогическими факторами их развития — длительным пребыванием в больничных условиях, где они лишены активной и разнообразной деятельности (особенно игровой). Кроме того, речевая мотивация снижена в связи с трудностями общения этих детей при ношении трахеотомической трубки и отсутствием голоса.

Задержка психического и физического развития детей с заболеванием гортани, снижение мотивации их речевой деятельности приводят к задержке речевого развития, которая характеризуется атипичным ее формированием, проявляющимся в неполноценном развитии основных компонентов речи: фонетики, лексики и грамматики. У некоторых детей при органических заболеваниях гортани отмечается бедность словаря, ограниченного обиходными понятиями. Фраза короткая, элементарная, стереотипная, двух-, трехсловная. Речевой стимул резко понижен.

Читайте также:  Что такое афония и как ее лечить

Все указанные факторы приводят к тому, что подчас эти дети вообще отказываются от речевого общения, объясняются мимикой, жестами, задания учителей выполняют только в письменной форме.

Задержка формирования фонетической стороны речи у данной группы детей объясняется рядом причин, среди которых основное значение имеют: 1) развитие заболевания гортани в раннем возрасте (чаще всего до 3 лет), 2) трахеотомия и поздняя деканюляция, в связи с чем нарушается функция артикуляционного аппарата и дыхание. При астеническом синдроме нарушается нейродинамика основных нервных процессов — возбуждения и торможения, запаздывает развитие дифференцированного торможения, которое лежит в основе формирования звукопроизношения у детей.

Выделяются две группы детей с нарушением звукопроизношения.

I группа — дети с так называемой квакающей речью. Квакающая речь образуется при ношении трахеотомической трубки, когда на длительное время выключаются естественные пути дыхания. Вдох и выдох осуществляются через трубку, при этом вдох, неглубокий, выдох короткий и слабый. Выдыхаемая струя воздуха не попадает в ротоглоточную полость, поэтому подсвязочное и внутриротовое воздушное давление, необходимое для образования голоса и звуков речи, не образуется. В связи с этим разрушается четкость движений артикуляционного аппарата, где неартикулированный звук голоса, рожденный на голосовых складках гортани, оформляется в гласный или согласный звук под влиянием движений языка, губ, мягкого нёба, челюстей. По мнению гигиениста-физиолога П.Ф. Лесгафта, все, что упражняется, — развивается, все, что не упражняется, — атрофируется от бездействия. Именно этим физиологическим законом можно объяснить функциональные изменения в деятельности органов артикуляции у детей с заболеванием гортани. Эти изменения проявляются в вялости, неловкости движений языка, губ, щек, нижней челюсти, мягкого нёба. Шепот, образующийся в условиях неправильной, неточной артикуляции, слаб, невнятен, непонятен окружающим, а при длительном канюленошении имеет квакающий призвук. В этих антифизиологических условиях дыхания и фонации наиболее простые с по артикуляции звуки п, т, к являются единственно доступными для ребенка. Они образуются мгновенным сокращением мышц языка с таким же мгновенным последующим их расслаблением. Но артикуляция этих детей при произнесении п и т отличается недостаточно четким участием губ и кончика языка и незначительной выдыхаемой струей воздуха, поэтому звучание их слабое.

Отрывистый, квакающий характер речи обусловлен отсутствием вокализации и напряжением корня языка при артикуляции звука к, при этом преграда в ротовой полости образуется выгибанием к нёбу не задней части спинки языка, а корня языка.

Акустические признаки квакающей речи — речь монотонная, отрывистая, с примесью шумов, малопонятная для окружающих, неприятная на слух. Нет консонизации — вместо всех согласных в речи звучат лишь взрывные глухие переднеязычные п и п’, т и т‘ и заднеязычные к и к’; нет назализации — не звучат носовые согласные; нет вокализации — не звучат гласные.

Таким образом, механизм квакающей речи объясняется нарушением координации и взаимодействия артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата в специфических условиях — при выключении естественного дыхания, точной и четкой артикуляции и отсутствии звучного голоса. Квакающая речь возникает обычно у детей младшего возраста в период формирования речи, поэтому она задерживает развитие фонетической стороны речи и подчас остается единственным средством общения ребенка и в школьные годы, после деканюляции. В этом случае коррекционная работа особенно сложна, поскольку уже прочно сложился патологический рефлекс голосообразования.

II группа — дети со сложной дислалией. Отмечается задержка формирования фонетической стороны речи на фоне астенического синдрома. Чаще всего у этих детей наблюдается отсутствие озвончения, сигматизм свистящих и шипящих, ротацизм, ламбдацизм.

Диагноз: хронический рубцовый стеноз гортани дифтерийного происхождения. В 9 месяцев трахеотомирована. В течение 5 лет деканюлировать ребенка не удавалось. Резко выражен астенический синдром.

Движения артикуляционного аппарата у девочки очень вялые, неловкие. Голос отсутствует. Речь квакающая, непонятная для окружающих. Наблюдается парасигматизм свистящих и шипящих (замена их звуком т), параротацизм (р-л’), параламбдацизм (л-л’), гаммацизм и хитизм (отсутствие г, х), отсутствие озвончения, замена звуков п, б, д, т, в, ф, н звуком к, вялая артикуляция гласных. Понимание обиходной речи сохранено, но смысл пословиц, поговорок понимает примитивно. В сюжетной картинке улавливает лишь те связи и отношения, которые бросаются в глаза. Словарный запас беден, фраза короткая, элементарная, стереотипная. Речевой негативизм.

Таким образом, хронические заболевания гортани подчас приводят к стойкому нарушению артикуляции и звукопроизношения, задержке общего речевого развития у этих детей.

Дыхание в покое и при речи у детей с заболеваниями гортани характеризуется рядом особенностей, связанных со спецификой заболевания — нарушением режима дыхания в верхнем отделе дыхательного тракта и явлениями кислородной недостаточности (гипоксии).

Причина нарушения внешнего дыхания у трахеотомированных больных — «выключение верхних дыхательных путей из акта дыхания вызывает выключение зоны, в которой возникает начальный рефлекс. Этот рефлекс поддерживает деятельность дыхательного центра на определенной высоте. Выключение зоны в свою очередь вызывает дальнейшее нарушение нервной регуляции акта дыхания. На изменение частоты дыхательного ритма (учащение в первые дни после операции и снижение частоты дыхания в последующие) влияют также импульсы, исходящие из коры мозга» 1 .

При выключении естественных путей дыхания (при трахеотомии) нарушается нервная регуляция дыхательного процесса, что вызывает изменение частоты дыхательного ритма, скачкообразность амплитуды дыхательных движений, поверхностный характер вдоха и ослабление силы выдоха, недостаточное сокращение диафрагмы с одновременным усилением при фонации деятельности верхнего плечевого пояса и ключиц. У трахеотомированных

больных дыхание чаще смешанное — через трахеотомическую или Т-образную резиновую трубку и через естественные пути — нос и рот. Дыхание у них обычно шумное, поверхностное — ключичное, с втяжением уступчивых мест грудной клетки. Выдох резко укорочен, речевое реберно-диафрагмальное дыхание отсутствует за счет преобладания ключичного дыхания.

Дыхание нетрахеотомированных больных поверхностное, ключичное, диафрагмальное дыхание развито слабо. Вдох короткий, выдох слабый, непродолжительный. Часто при речи напрягаются мышцы шеи, иногда лица и брюшного пресса. Это напряжение связано с неорганизованным речевым дыханием и фонацией за счет ложных голосовых складок. Иногда наблюдается речь на высоте задержанного вдоха.

Таким образом, речевое дыхание нарушено как у трахеотомированных, так и у нетрахеотомированных больных. Трахеотомия связана, естественно, с большей глубиной и тяжестью расстройства фонационного дыхания.

Нарушение полноценности функции голосовых складок, речевого дыхания, артикуляции и их координированной деятельности отрицательно сказывается на процессе голосообразования, а в дальнейшем и на качестве восстановленного голоса.

Наблюдаются два вида нарушений голосовой функции при органических заболеваниях гортани — афония и дисфония. При афонии больные говорят лишь шепотом различной степени внятности, разборчивости, силы и четкости. Эти качества шепота зависят от точности движений артикуляционного аппарата и силы выдыхаемой воздушной струи. При попытках фонации звучный голос не появляется (ни на кашле, ни на стоне, ни при плаче).

Дисфония характеризуется нарушением высоты, силы и тембра голоса различной степени. Степень нарушения голоса зависит прежде всего от полноценности функции истинных голосовых складок, а также от деятельности ротоносоглоточного резонатора и его координации с дыхательным аппаратом. Работа периферической части речедвигательного анализатора подчинена регулирующему влиянию центральной нервной системы, которая по возвратному нерву посылает импульсы определенной частоты к голосовому аппарату. Поэтому тембр голоса зависит также от эмоционального и физического состояния ребенка.

Особую группу составляют больные с ложносвязочным голосом. Он образуется при деформации или отсутствии истинных голосовых складок. В этом случае ложные голосовые складки компенсаторно берут на себя роль истинных складок, сближаются, прикрывают истинные складки и издают хриплый, низкий, монотонный звук.

При органических заболеваниях гортани в наибольшей степени страдает качество голоса, т.е. его высота, сила и тембр.

Нарушение высоты голоса проявляется в его монотонности, дрожании (треморе), невыразительности, бедности модуляционной окраски.

При нарушении силы голоса может наблюдаться афония, т. е. полное отсутствие силы голоса, а также слабый, иссякающий голос.

Наиболее важная характеристика голоса — его тембр. При нарушении тембра голос хриплый, грубый, низкий, глухой, гортанно резкий, с металлическим оттенком, сдавленный, зажатый, писклявый, квакающий, диплофоничный (при раздвоении тона в звучащем голосе).

При органических заболеваниях гортани качество нарушенного или уже восстановленного голоса значительно отличается от нормально звучащего, что связано с нарушением полноценности в строении и функции истинных голосовых складок, а также с фонацией ложными складками.

Диагноз: хронический рубцовый стеноз гортани дифтерийного происхождения, в 5 лет афония. В связи с резким затруднением дыхания была трахеотомирована, деканюлировать удалось лишь в 15-летнем возрасте.

Данные ларингоскопии: голосовая щель широкая. Надгортанник не изменен, слегка наклонен вперед. Левый черпаловидный хрящ заходит в правый. Истинные голосовые складки деформированы, не смыкаются. При попытках фонации сближаются утолщенные ложные голосовые складки, подвижность которых больше ограничена справа. В момент фонации между ними остается щель треугольной формы в задней трети складок.

Логопедический статус: понимание речи, словарный запас и грамматический строй речи в пределах нормы.

Движения артикуляционного аппарата вялые, неловкие, мускулатура губ, щек паретичная.

Звукопроизношение: межзубный сигматизм свистящих, ротацизм, отсутствие озвончения.

Дыхание: свободное, поверхностное, ключичное, смешанное — через естественные пути и через стому. Вдох короткий, выдох недостаточной силы и продолжительности. На выдохе наблюдаются движения верхнего плечевого пояса и ключиц. Диафрагма, сокращаясь, не расслабляется (на выдохе). Речевое диафрагмально-брюшное дыхание не поставлено.

Голос: отсутствует в течение 10 лет. В повседневном речевом общении пользуется громким, внятным шепотом. При попытках фонации громкий звук голоса не появляется.

В связи с болезнью, длительным пребыванием в больничных условиях не училась до 11 лет. Очень болезненно переживает отсутствие голоса.

Диагноз: рубцовый стеноз гортани в 4 года, дисфония. Был трахеотомирован в 4 года, деканюлирован в 6 лет.

Данные ларингоскопии: голосовая щель широкая. Истинные голосовые складки рубцово изменены. Ложные голосовые складки утолщены, при фонации смыкаются не полностью. Рубцовые изменения в области межчерпаловидного пространства.

Логопедический статус: понимание речи и экспрессивная речь без отклонений от нормы.

Движения артикуляционного аппарата в полном объеме.

Звукопроизношение в пределах нормы.

Дыхание: свободное, смешанное — ключично-диафрагмальное.

Голос: громкий, грубый, сдавленный, зажатый, гортанно резкий, смодулированный, ложносвязочный. Певческий голос отсутствует. Длительность нарушения голоса — 10 лет.

Мальчик учится в 6 классе общеобразовательной школы. Очень травмирован своим дефектом, хочет улучшить звучание голоса.

Таким образом, представленный в данной главе материал доказывает, что тяжелые и длительные органические заболевания гортани оказывают отрицательное влияние на психофизическое состояние ребенка, на формирование его речевой и голосовой функции. При этом наблюдаются:

1) задержка психического и физического развития;

2) нарушение эмоционально-волевой сферы;

3) задержка речевого развития;

4) глубокое расстройство дыхания и голосообразования, вплоть до полного отсутствия голоса — афонии или значительного нарушения высоты, силы и тембра голоса — дисфонии.

источник

Аннотация: Программа предлагает систему эффективных приемов коррекционной работы, обеспечивающую восстановление речевой деятельности у больных с сенсорной афазией в первые недели после органического повреждения головного мозга.

Одним из основных условий успешного восстановления речи больных с афазией является раннее начало восстановительной терапии в период, когда наблюдается наибольшая эффективность восстановительного обучения. Программа предлагает систему эффективных приемов коррекционной работы, обеспечивающую восстановление речевой деятельности у больных с сенсорной афазией в первые недели после органического повреждения головного мозга.

Согласно статистическим данным:

  • Инсульты относятся к пяти основным неинфекционным заболеваниям.
  • В Российской Федерации заболеваемость цереброваскулярными болезнями оценивается как 350–400 человек на 100 тыс. населения.
  • К концу первого года после инсульта около 20% выживших больных трудоспособного возраста способны вернуться к работе, около 60% больных не нуждаются в посторонней помощи, полностью обслуживают себя, выполняют некоторые работы по дому, 20% — требуют помощи лишь при выполнении сложных задач (например, при пользовании ванной), 15% — более зависимы от окружающих, и только 5% полностью беспомощны в быту и нуждаются в постоянном уходе.
  • По данным Союза европейских фониатров (1994 г.), из числа лиц, выживших после мозгового инсульта, от 40 до 47% страдают афазией

Афазии занимают особое место среди различных видов нарушений речи. Это объясняется тем, что при афазии нарушается не только уже сложившаяся речевая функция, но и все стороны речи. Проблема преодоления речевых нарушений при афазии и социальной реадаптации этой большой группы больных, до сих пор остается острой.

Речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения взаимодействия людей между собой (друг с другом). Отклонения во владении речью затрудняют общение с окружающими и негативно влияет на процессы восприятия и мышления, эти расстройства наиболее тягостно переживаются пациентами, нарушение коммуникативной функции речи сильно ухудшает качество жизни, ведет к социальной дезадаптации.

Читайте также:  Что объединяет эти четыре слова афония розацея аллопеция экзофтальм

Афазия относится к числу тяжелых нарушений речи органического центрального происхождения. Чаще она возникает на почве нарушений мозгового кровообращения. Восстановление речи при афазии представляет собой одну из главных проблем современной логопедии.

Цель программы:

Подбор оптимальных методов восстановления речевой деятельности, у больных с сенсорной афазией в первые недели после органического повреждения головного мозга, адаптация классических методик коррекционной работы.

Задача программы:

1. Подобрать систему эффективных приемов коррекционной работы, обеспечивающую восстановление речевой деятельности у больных с сенсорной афазией в первые недели после органического повреждения головного мозга.

При грубой степени выраженности сенсорной афазии:

— объем понимания речи крайне ограничен. Больные в состоянии осмысливать лишь сугубо ситуативную речь, близкую им по тематике. Выявляется грубое отчуждение смысла слова при показе частей тела и предметов. Устные инструкции не выполняются или выполняются с грубыми искажениями. При восприятии речи больные усиленно опираются на мимику, жест, интонацию собеседника.

— объем слухо-речевой памяти исследовать в большинстве случаев не удается.

— спонтанная речь грубо изменена, непонятна для окружающих, состоит из случайного набора звуков, слогов, словосочетаний («жаргонофазия», «речевая окрошка» или «словесный салат»), в дальнейшем приводит к логорее, речь в целом производит впечатление «потока». Интонации богаты, темп несколько убыстрен, имеются ошибки в ударениях, лексика разнообразна, преобладают глаголы, а также междометия и другие служебные части речи. Больные сопровождают высказывание разнообразной адекватной мимикой и жестами. Несмотря на грубые искажения фонематической и лексико-грамматической стороны высказывания, его общая смысловая направленность, как правило, передается больным. Самоконтроль практически отсутствует.

— повторная речь крайне ограничена. Повторяют лишь хорошо знакомые слова, допуская в них большое число звуковых искажений.

— диалогическая речь крайне ограничена из-за трудностей понимания вопроса. В тех случаях, когда сугубо ситуативный вопрос оказывается понятным, больные дают на него ответ, который насыщен разнообразными искажениями. Конкретные сведения в ответе практически отсутствуют, улавливается (не всегда) лишь общая смысловая направленность.

— попытки называния сопровождаются многочисленными искажениями звуковой структуры слова, вербальными парафазиями на основе акустической и смысловой близости слов. Называние распространенных действий несколько легче, чем предметов.

— попытки составить фразу по сюжетной картинке сводятся к продуцированию отдельных слов или словосочетаний, не всегда связанных по смыслу и перемежаемых многочисленными междометиями.

— пересказ текстов недоступен.

— чтение в состоянии распада. Больные не могут прочитывать вслух и узнавать отдельные буквы. Ассоциативная связь «фонема—графема» грубо нарушена. Имеются лишь элементы глобального чтения.

— письмо как функция отсутствует. Больные пишут обычно лишь свою фамилию, имя, наиболее высоко упроченные слова. Списывание букв, слогов и фраз сопровождается многочисленными ошибками, обусловленными звуковой лабильностью. Самоконтроль и попытки коррекции отсутствуют. Звуко-буквенный анализ состава слова грубо нарушен.

При средней степени выраженности сенсорной афазии:

— объем понимания речи ограничен. Больные, в общем понимают ситуативную речь, однако понимание более сложных внеситуативных видов речи затруднено. Имеются парагнозии (ошибки в осмыслении), отчуждение смысла слова на названия отдельных предметов и частей тела. Иногда больные в состоянии дифференцировать слова с оппозиционными фонемами, но в соответствующих слогах допускают ошибки. Резко выраженной диссоциации между возможностью понимания слов с абстрактным и конкретным значениями не выявляется. На способность понимания речи оказывает существенное влияние темп речи собеседника и ее просодические особенности. В речевой конструкции больные, как правило, отличают грамматически искаженные от правильных, но не замечают в них смысловых несоответствий (замечаются лишь грубые смысловые искажения). Устные инструкции выполняются с частыми ошибками.

— объем слухо-речевой памяти существенно ограничен.

— спонтанная речь характеризуется наличием литеральных и вербальных парафазий, элементами логореи. Встречается аграмматизм «согласования».

Темп речи несколько убыстрен, однако имеются паузы внутри слова и между словами, которые обусловлены попытками самоконтроля и самокоррекции. Лексический состав высказывания представлен разнообразными частями речи, но чаще преобладают глаголы, междометия, местоимения. Имеются слова с конкретным и абстрактным значением. Встречаются речевые штампы, в которые вплетаются собственные парафазии. В результате этого отдельные фрагменты высказывания приобретают нестандартное, причудливо-витиеватое значение. Несмотря на ограниченность высокоинформативных слов, общий смысл высказывания в большинстве случаев удается передать. Появляются замены одного слова другим (чемодан-шкаф или колодец…). Например, «Волк увидел охотников и деликатно (потихоньку) скрылся в кустах», «Ребятенок (теленок) бегал вокруг коровы и не подчинялся пастуху». Интонирование яркое. Мимика и жесты подчеркнуты. Произносительных трудностей не выявляется.

— повторная речь — при повторении звуков отмечаются замены на основе их акустической близости, при повторении слогов обнаруживается тенденция к их трансформации, при повторении фраз характерно сохранение длины предложения, его синтаксического и просодического рисунка при грубых искажениях лексического состава.

— диалогическая речь возможна, но ответы не всегда достаточно информативны. Больной часто не понимает лаконичных по форме вопросов, приходится вводить дополнительные слова, поясняющие их.

— называние — больные в состоянии называть обиходные предметы и распространенные действия. В менее частотных номинациях допускают разнообразные искажения – литеральные и вербальные.

— составление фразы по сюжетной картинке – больные справляются с речевым изложением сюжета картинки. Однако чаще составляют всего несколько фрагментарно построенных фраз, в которых нередко сообщаются сведения, не имеющие прямого отношения к сюжету. Задание сказать лаконично (2-3 словами) практически недоступно.

— больные пересказывают текст, но часто допускают искажения, характерные для экспрессивной речи в целом. Общая смысловая направленность сюжета больным передается. Нередко отмечаются элементы логореи, некоторая вычурность стиля изложения.

— чтение вслух возможно, но сопровождается теми же искажениями, что и экспрессивная речь. Узнает отдельные буквы и прочитывает вслух.

— отмечаются грубые нарушения письменной речи. Больные списывают слова и даже простые фразы, однако письмо под диктовку изобилует многочисленными литеральными и вербальными искажениями нестандартного типа. Имеется тенденция «привязать» звук к какому-либо слову и таким образом облегчить соотнесение его акустического и графического образа. При попытках звуко-буквенного анализа состава слова допускаются грубые ошибки в определении количества и качества звуков.

При легкой степени выраженности сенсорной афазии:

— понимание — больные относительно свободно понимают речь, однако имеются определенные трудности восприятия развернутых текстов, требующих совершения ряда последовательных логических операций. Иногда в усложненных условиях обнаруживаются элементы отчуждения смысла слова. Поэтому дефекты фонематического слуха также проявляются редко, в основном в условиях истощения слухового внимания. Устные инструкции доступны.

— объем слухо-речевой памяти лишь несколько ограничен.

— спонтанная речь достаточно развернута, разнообразна по лексическому составу и синтаксической структуре. Редкие парафазии, чаще контролируемые больными. Несколько повышен удельный вес служебных частей речи, по сравнению со знаменательными. Темп речи убыстренный. Имеются отдельные ошибки в ударении. Интонации разнообразные, выразительные. Произносительные трудности отсутствуют. Иногда речь имеет «затейливый», «витиеватый» стилистический рисунок.

— повторная речь приблизительно соответствует уровню восстановления спонтанной речи. Имеются парафазии в сложных речевых конструкциях.

— диалогическая речь практически не нарушена, отдельные трудности понимания сложных по смысловой структуре вопросов.

— называние как функция практически не страдает. Иногда имеются трудности звуковой организации слов – названий.

— фраза по сюжетной картинке возможна, однако для нее характерно некоторое «усложнение» синтаксической и лексической структуры.

— с пересказом текста справляются, отмечаются элементы логореи, некоторая вычурность стиля изложения.

— состояние функции чтения – свободно читают фразы и даже тексты. Иногда отмечаются вербальные и литеральные искажения в сложных по звуковой и смысловой структуре элементах текста.

— состояние функции письма — без грубых искажений. В основном отражает состояние устной речи. Имеется письмо не только под диктовку, но и «от себя». «Витиеватость» формулирования мысли носит в письме более выраженный характер, чем в устной речи.

Исходя из этих речевых особенностей нами была разработана программа коррекции речевой функции.

Условиями успешного восстановления речи больных с афазией являются раннее начало восстановительной терапии. Рекомендуется начинать логопедические занятия уже в первые 1-2 недели после органического повреждения головного мозга. Именно в это время наблюдается наибольшая эффективность восстановительного обучения.

Задачей коррекционной работы при сенсорной афазии является восстановление фонематического слуха и вторичных нарушений экспрессивной речи, чтения, письма. Работа опирается на сохранные оптическую и кинестетическую систему.

Работа с больными, находящимися в острой стадии заболевания, должна быть строго дозирована в зависимости от особенностей общего состояния больного, носить щадящий, психотерапевтический характер. Кроме того, ставятся специальные задачи налаживания контакта с больным, вовлечения его в целенаправленную деятельность. Как правило, для этого используется метод беседы на различные близкие больному темы, а также методы, состоящие в подключении «неречевых» видов деятельности: простейшего конструирования, срисовывания, лепки из пластилина и т.д.

Перед тем, как подойти к постели больного, надо самым подробным образом ознакомиться с его историей болезни. Надо установить, расспросив по возможности близких больного, и соседей по палате, и персонал, каковы его интересы, каковы домашние условия, как зовут наиболее близких и любимых людей, нет ли таких имен и таких вопросов, которых нельзя касаться в общении с больным.

Нам неоднократно приходилось быть свидетелями того, как неосторожно поставленный вопрос или неосторожно произнесенное имя приводили больного в такое состояние, что ни о каких занятиях с ним не могло быть и речи. Поэтому в общении с больным нужна большая осторожность и деликатность. Они необходимы как в выборе темы для беседы, так и в подборе слов и выражений.

Изучив методики коррекционной работы с больными с афазией, разработанные: Оппель В.В. «Восстановление речи при афазии», «Восстановление речи после инсульта»; Визель Т.Г. «Как вернуть речь»; Шкловским В.М., Визель Т.Г. «Восстановление речевой функции у больных разными формами афазии» (типовые программы)»; Бейн Э.С., Бурлаковой (Шохор-Троцкой) М.К., Визель Т.Г. «Восстановление речи у больных с афазией»; Бурлаковой (Шохор-Троцкой) М.К. «Коррекция сложных речевых расстройств», «Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления» и «Коррекционно-педагогическая работа при афазии», исходя из того, что первичным речевым дефектом при сенсорной афазии является нарушение понимания речи, приходим к выводу, что основной задачей восстановительного обучения является преодоление одного из самых тяжелых расстройств импрессивной речи при сенсорной афазии — отчуждения смысла слова.

В рамках этого вида работы наиболее эффективными являются типовые программы разработанные Шкловским В.М. и Визель Т.Г., рассчитанные на прямые методы обучения, позволяющие подобрать рабочие материалы и адаптировать их под больных в зависимости от степени выраженности сенсорной афазии:

1. Накопление обиходного пассивного словаря
2. Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи.
3. Подготовка к восстановлению письменной речи.

1. Восстановление фонематического слуха.
2. Восстановление понимания значения слова.
3. Преодоление расстройств устной речи.
4. Восстановление письменной речи.

1. Восстановление понимания развернутой речи.
2. Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова.
4. Дальнейшее восстановление чтения и письма.

Используя вышеперечисленные методики, типовые программы разработанные Шкловским В.М. и Визель Т.Г. и методические материалы Амосовой Н.Н. ; Каплиной Н.И.; Кошелевой Н.В.; Авдеевой И.М.; Румовой А.Г. ; Клепацкой Л.Б.; Ефименковой Л.Н.; Тинина В.А.; Кочетковой Н.А., Аксенова Е.В., Петренко В.М. и др. были подобраны и апробированы упражнения, которые позволяют эффективно проводить коррекционную работу при сенсорной афазии в условиях острого неврологического отделения с больными с афазией различной степени выраженности.

Как уже говорилось выше, первостепенной задачей на данной стадии является установление контакта с больными и осознание им своего речевого дефекта. Первое занятие необходимо посвятить этой проблеме.

Больному дается ручка (карандаш) и с помощью мимики и жестов предлагается списать:

ДОМ __________
РУКА __________
СТУЛ __________

1 + 1 = _______
3 х 2 = _______

При этом больной делает ряд ошибок. В процессе выполнения заданий появляется частичное осознание своего заболевания.

Необходимо деликатно показать больному его ошибки. Так как у него нарушено понимание речи, объясняться приходится опять же с помощью мимики и жестов. Если больной игнорирует жесты и мимику логопеда, можно подчеркнуть его ошибки красным карандашом.

С целью установления контакта, организации деятельности больного, концентрации процесса внимания в начале коррекционной работы при тяжелой сенсорной афазии целесообразно применять неречевые формы работы.

Складывание разрезных картинок, конструирование фигур из элементов

  • формировать умение воссоздать целостный образ предмета из его частей.
  • тренировка внимания,
  • вызывать активную работу мышления, памяти.

Оборудование: разрезные картинки, элементы фигур.

Краткое содержание упражнения: логопед кладёт перед больным сложенную картинку и раздвигает её на части. Задание усложняется, если поменять местами две части.

Сначала предлагаются для складывания карточки с изображением предметов, разрезанные на три части, затем на 4 и больше частей.

Читайте также:  Что делать при афонии

Упражнения на развитие восприятия неречевых звуков

  1. развивать способности узнавать и различать неречевые звуки;
  2. развивать концентрацию слухового внимания, слухового
  3. гнозиса, слуховой памяти на материале неречевых звуков.

«Слушай улицу»

Краткое содержание упражнения: логопед предлагает больным внимательно послушать и определить, какие звуки за окном они слышат, отвечая на вопросы логопеда (что шумит? кто гудит? кто кричит? кто разговаривает? и т.д.).

Оборудование: металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка, карандаш, ширма.

Краткое содержание упражнения: логопед выставляет перед больным 4-5 предметов. С помощью карандаша логопед вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока больной не усвоит характер звука. Закрывает предметы ширмой, а больной отгадывают, какой предмет звучит.

Примечание: начинается упражнение со звучания 2 контрастных предметов при зрительной основе. Упражнение продолжается до достижения стойкой дифференциации звучаний.

«Отгадай, кто так поет?»

Оборудование: магнитофон, аудиокассета с голосами птиц.

Краткое содержание упражнения: логопед предлагает больным послушать голоса птиц. Логопед задает вопрос: кто так поет?

Упражнения на восстановление ритма

  • развитие слухового внимания, слуховой памяти;
  • восстановление ритмических способностей на вербальном и невербальном материале;

«Хлопни сколько точек»

Оборудование: кубик с определенным количеством точек на каждой стороне.

Краткое содержание упражнения: логопед предлагает больному бросить кубик. Больной должен хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек выпадает на верхней стороне кубика.

Примечание: целесообразно повторить на многих занятиях. Для поддержания интереса можно предложить варьировать звуки.

Последующие варианты этой игры должны проводится на вербальном материале. Варианты игры могут быть следующие:

  • произнеси звук столько раз, сколько точек на кубике;
  • произнеси слог, столько раз, сколько точек на кубике;
  • придумай слово из стольких слогов, сколько точек на кубике.

Оборудование: деревянная палочка.

Краткое содержание упражнения:

1-й вариант. Логопед предлагает больному внимательно послушать отстукиваемый им ритм и повторить его как можно точнее.

2-й вариант. Так же могут быть использованы задания с отстукиванием ритма с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка.

Краткое содержание упражнения: логопед с четкой артикуляцией произносит гласные звуки и просит больного их повторить.

— О — О — О
— А — У — И -О
— АУ — ИА — ОА
— АУИ — ИАУ
— АУИА — ИУАО

Этот этап длиться несколько дней. Затем переходим к работе с речью.

1. Упражнения на накопление обиходного пассивного словаря:

  • преодоления отчуждения слова от предмета, дейсвия
  • восстановление у больных понимания речи на слух (облегчает дифференцировку):
  • формирование обобщающего понятия.

«Показ картинок с изображением предметов, относящихся к определенным категориям («одежда», «посуда», «мебель» и т.д.)»

Оборудование: наборы картинок по категориям

Краткое содержание упражнения: логопед показывает предметы, изображенные на картинках и четко их называет.

После усвоения материала продолжение занятий по сериям мебель, посуда, овощи, фрукты, животные, транспорт и т.д.

«Показ частей тела на картинке и у себя»

Оборудование: набор картинок

Краткое содержание упражнения:

1. логопед показывает части тела, изображенные на картинках и у себя и четко их называет.

«Выбор правильного названия предмета и действия среди верных и конфликтных обозначений с опорой на картинку»

Оборудование: набор картинок

Краткое содержание упражнения: логопед задает вопросы:

— покажите платье, покажите брюки, покажи куртку и т.д.

— Девочка примеряет платье? Девочка примеряет шубу?

Когда дефекты понимания особенно выражены логопед просит показать

  • то, что одевают женщины»
  • то, одевают на ноги и т. д.

Такие развернутые эквиваленты наименований на начальных этапах обучения воспринимаются больными легче, чем названия, лаконичные по своей форме (из большего объема звучания легче выделить хотя бы какие-то фрагменты, позволяющие интерпретировать смысл)

После усвоения материала продолжение занятий по сериям мебель, посуда, овощи, фрукты, животные, транспорт и т.д., части тела.

Оборудование: набор картинок

Краткое содержание упражнения: логопед предлагает выбрать одежду и соединить со шкафом линиями

2. Упражнения на стимуляцию понимания ситуативной фразовой речи.

  • восстановление понимания ситуативной фразовой речи

«Ответы ДА и НЕТ, утвердительным или отрицательным жестом»

Краткое содержание упражнения: логопед предлагает ответить на вопросы словами «да», «нет», утвердительным или отрицательным жестом:

Вы охотились на слона? и т.д.

«Выполнение простых инструкций»

Краткое содержание упражнения: логопед предлагает больному выполнить инструкции, представленные в порядке их структурного усложнения.

«Встаньте»;
«Сядьте»:
«Подойдите»;
«Похлопайте»;

Дифференциация инструкций различных по звучанию

«Встаньте», «Похлопайте»;
«Встаньте», «Подойдите»;

Дифференциация инструкций близких по звучанию

Выполнение инструкций с 1 предметом

«Возьмите ручку»;
«Возьмите стакан»;

Выполнение инструкций с 2 предметами( на столе книга и ручка)

«Возьмите ручку»;
«Возьмите книгу»;

«Улавливание смысловых искажений в деформированных по смыслу простых фразах»

Оборудование: набор картинок

Краткое содержание упражнения: логопед предлагает ответить на вопросы словами «да», «нет», утвердительным или отрицательным жестом.

3. Упражнения для подготовки к восстановлению письменной речи

— восстановление единства графема-фонема

«Раскладывание подписей к предметным картинкам»

Оборудование: набор картинок, карточки с наименованиями предметов

Краткое содержание упражнения: логопед раскладывает в беспорядке изображения предметов и карточки с их наименованиями предлагает больному положить карточку с наименованием к соответствующему изображению

«Раскладывание подписей к простым сюжетным картинкам»

Оборудование: набор картинок, карточки с наименованиями сюжетных картинок

Краткое содержание упражнения: логопед раскладывает в беспорядке сюжетные картинки и карточки с их наименованиями предлагает больному положить карточку с наименованием к соответствующему изображению.

«Ответы на вопросы в простом диалоге с опорой на зрительное восприятие текста вопроса и ответа»

Краткое содержание упражнения: логопед предлагает дать ответ на вопросы с опорой на зрительное восприятие (ответ написан в скобках).

КОГО ВЫ УВИДЕЛИ? (ВРАЧА) _______________________
ЧЕМ ВЫ ПОДМЕТАЕТЕ ПОЛ? (ВЕНИКОМ)______________
ЧЕМ ВЫ МОЕТЕ РУКИ? (МЫЛОМ)______________________
КЕМ ВЫ ДОРОЖИТЕ? (ДРУГОМ)_______________________
КТО УЧИТСЯ В ИНСТИТУТЕ? (СТУДЕНТ)_______________
КТО СМОТРИТ КОНЦЕРТ? (ЗРИТЕЛЬ)__________________
КТО ВОДИТ МАШИНУ? (ВОДИТЕЛЬ)___________________
ЧЕГО НЕТ В ВЕДРЕ? (ВОДЫ)__________________________

Краткое содержание упражнения: логопед предлагает дать ответ на вопросы с опорой на зрительное восприятие (выбрать ответ в виде рисунка).

«Письмо слов, слогов и букв по памяти»

Краткое содержание упражнения: логопед предлагает написать пропущенную букву глядя на картинки

Краткое содержание упражнения: логопед предлагает написать пропущенные слоги глядя на картинки

«Озвученное чтение» отдельных букв, слогов»

Краткое содержание упражнения: логопед читает буквы, слоги вслух, больной пытается читать про себя

а) воспроизведение слоговых сочетаний с общими согласными и разными гласными звуками:

ТА-ТО-ТУ; ТЫ-ТА-ТО
МУ-МЫ-МА; МО-МА-МЫ
ВА-ВО-ВЫ; ВУ-ВА-ВО
ДА-ДЫ-ДО; ДУ-ДЫ-ДА
БО-БЫ-БА; БУ-БО-БА

б) воспроизведение слоговых сочетаний с общими гласными и различными согласными звуками:

ТА-КА-ПА; ПА-КА-ТА
КА-НА-ПА; ГА-ВА-ДА
ФА-ХА-КА; КА-ФА-ХА
БА-ДА-ГА; ВА-МА-НА

затем произносятся слоговые сочетания с гласными звуками – о, у, ы.

в) воспроизведение слоговых рядов с согласными звуками,

различающимися по глухости-звонкости:

ПА-БА ПА-БА-ПА КА-ГА-КА
ТА-ДА БА-ПА-БА ГА-КА-ГА
ФА-ВА ТА-ДА-ТА ВА-ФА-ВА
КА-ТА ДА-ТА-ДА ФА-ВА-ФА

затем произносятся слоговые сочетания с гласными звуками – о, у, ы.

г) воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками,

различающимися по твердости-мягкости:

ПА-ПЯ ПО-ПЁ ПУ-ПЮ ПЫ-ПИ
МА-МЯ МО-МЁ МУ-МЮ МЫ-МИ
ВА-ВЯ ВО-ВЁ ВУ-ВЮ ВЫ-ВИ
ТА-ТЯ ТО-ТЁ ТУ-ТЮ ТЫ-ТИ
ДА-ДЯ ДО-ДЁ ДУ-ДЮ ДЫ-ДИ
ФА-ФЯ ФО-ФЁ ФУ-ФЮ ФЫ-ФИ

д) воспроизведение слоговых пар с наращиванием одного согласного звука (для образования стечений):

ПА-ТКА НА-КНА
ТА-ПТА ПА-ФКА
ФА-ТФА КА-ТКА
ТА-ФТА КА-ПКА
МА-КМА ТА-КТА
НА-ФНА НА-КНА

то же самое, с гласными звуками – о, у, ы.

е) воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:

ПТА ПТО ПТУ ПТЫ
КТА КТО КТУ КТЫ
ФТА ФТО ФТУ ФТЫ
ТПА ТПО ТПУ ТПЫ
КНА КНО КНУ КНЫ

ж) воспроизведение слоговых пар со сменой позиций согласных звуков

ПТА-ТПА КТА-ТКА ФТА-ТФА
ПКА-КПА КДА-ДКА ХТА-ТХА

«Выработка связи «фонема-графема» письмо букв и слогов под диктовку»

Краткое содержание упражнения: логопед диктует буквы, слоги вслух, больной пытается написать.

Учитывая тяжесть нарушения, за время пребывания больных в остром отделении работа по коррекции дефекта на этом этапе завершается, так как больные выписываются с рекомендациями о продолжении коррекционного обучения.

Результатом первого этапа коррекционного обучение является ряд положительных изменений в состоянии речевой функции больного:

— расширяется объем понимания речи, больные в состоянии отвечать на простые ситуативные вопросы и выполнять простые инструкции;

— частично восстанавливаются функции слухового внимания, преодолеваются первичные расстройства фонематического слуха;

— в собственной речи остается словесный салат, но возрастает число адекватных слов;

— происходит рост активного словаря;

— больные начинают узнавать отдельные буквы, отмечается восстановление связи фонема-графема;

— поведение больных становится более ровным;

— при этом остаются значительные дефекты понимания, остается отчуждение смысла слова, в спонтанной речи остается логорея, словесный салат, навык самоконтроля недостаточен.

Требуется продолжение занятий. Работа должна проходить в соответствии с типовыми методиками в направлении:

4. Восстановление фонематического слуха:

— дифференциация слов, различающихся по длине и ритмической структуре;

— выделение одинакового 1-го звука в словах различной длины и ритмической структуры, например: «дом», «диван» и т.д.;

— выделение различных 1-х звуков в словах с одинаковой ритмической структурой, например, «работа», «забота», «ворота» и т.д.;

— дифференциация близких по длине и ритмической структуре слов с дизъюнктными и оппозиционными фонемами путем выделения дифференцируемых фонем, заполнения пропусков в словах и фразах; улавливание смысловых искажений во фразе; ответы на вопросы, содержащие слова с оппозиционными фонемами; чтение текстов с этими словами.

5. Восстановление понимания значения слова:

— выработка обобщенных понятий путем классификации слов по категориям; подбор обобщающего слова к группам слов, относящихся к той или иной категории;

— заполнение пропусков во фразах;

— подбор определений к словам.

6. Преодоление расстройств устной речи:

— «наложение рамок» на высказывание путем составления предложений из заданного количества слов (инструкция: «Составьте предложение из 3-х слов!» и т.д.);

— уточнение лексического и фонетического состава фразы с помощью анализа вербальных и литеральных парафазии, допущенных больным;

— устранение элементов аграмматизма с использованием упражнений по «оживлению» чувства языка, а также анализа допущенных грамматических искажений.

7. Восстановление письменной речи:

— закрепление связи «фонема-графема» путем чтения и письма букв под диктовку;

— различные виды звуко-буквенного анализа состава слова с постепенным «свертыванием» внешних опор;

— письмо под диктовку слов и простых фраз;

— чтение слов и фраз, а также простых текстов с последующими ответами на вопросы;

— самостоятельное письмо слов и фраз по картинке или письменный диалог.

8. Восстановление понимания развернутой речи:

— ответы на вопросы в развернутом неситуативном диалоге;

— прослушивание текстов и ответы на вопросы по ним;

— улавливание искажений в деформированных сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях;

— осмысление логико-грамматических оборотов речи;

— выполнение устных инструкций в форме логико-грамматических оборотов речи.

9. Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова:

— подбор синонимов в качестве однородных членов предложения и вне контекста;

— работа над омонимами, антонимами, фразеологизмами.

10. Коррекция устной речи:

— восстановление функции самоконтроля путем фиксации внимания больного на своих ошибках;
— составление рассказов по серии сюжетных картинок;
— пересказ текстов по плану и без плана;
— составление планов к текстам;
— составление речевых импровизаций на заданную тему;
— речевые этюды с элементами «ролевых игр».

11. Дальнейшее восстановление чтения и письма:

— чтение развернутых текстов, различных шрифтов;
— диктанты;
— письменные изложения;
— письменные сочинения;
— усвоение образцов поздравительных писем, деловой записи и т.д.

Используя вышеперечисленные методики, типовые программы

1. Бейн Э. С. «Афазия и пути ее преодоления». Л., Медицина 1964;
2. Бейн Э. С., Овчарова П.А. «Клиника и лечение афазий» — С. Медицина и физкультура, 1970;
3. Визель Т. Г. «Основы нейропсихологии» – М., Астрель, 2006;
4. Зимняя И.А. «Функциональная психологическая схема формирования и формулирования мысли посредством языка // Исследование речевого мышления в психолингвистике. – М., 1985;
5. Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., МГУ, 1975;
6. Лурия А.Р. «Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга» Второе дополненное издание. — М., 1969.
7. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. — М.: МГУ.1962;
8. Маклаков А.Г. «Общая психология» — СПб., Питер, 2001;
9. Хомская Е.Д. «Нейропсихология» Учебник, СПб, Питер, 2003;
10. Цветкова Л.С. «Афазия и восстановительное обучение», М., Просвещение, 1988;
11. Шкловский В.М. Визель Т.Г. «Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии» – М., Секачев, 2011;

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *