На информационном ресурсе публикуются материалы о лечении заболеваний уха, горла, носа
Афонию классифицируют как функциональное нарушение нервно-мышечного голосового аппарата.
Вместе с афонией, функциональными нарушениями нервно-мышечного голосового аппарата являются также дисфонии (гипотонусная, гипертонусная, психогенная и др.) и фонастении.
Этиология и патогенез афонии. Этиологические и патогенетические факторы развития и возникновения афонии различны.
Некоторые специалисты объясняют возникновение афонии исключительно неправильной деятельностью фонаторного аппарата, другие исследователи считают, что в основе расстройств иннервации гортани лежат нервно-психические заболевания (истерия, неврастения, психастения, функциональные неврозы и др.).
На основании исследований, проведенных в последние годы, выделено три ведущих фактора в возникновении голосовых расстройств:
• психогенный,
• перенапряжение,
• функциональная неполноценность голосового аппарата.
Гипертонусная афония ( стойкое функциональное нарушение голоса) может развиться во время предшествующих заболеваний гортани (острый ларингит, парезы и др.).
Предрасполагающими факторами к возникновению афонии являются:
• физические перенапряжения,
• психические травмы,
• хронические интоксикации организма.
Клиника афонии. Многообразие форм функциональных нарушений голоса определяет различие их клинических проявлений.
Общими симптомами для дисфонии, афонии, фонастении являются постоянная или периодическая охриплость, утомляемость голоса.
Каждая форма заболевания имеет характерные для нее клинические проявления.
При гипокинетической (паретической) афонии голосовые складки обычно слегка гиперемированные, при фонации образуется различной формы (овальная, треугольная) щель.
Голос глухой, сиплый.
Для гиперкинетической (спастической) афонии характерно состояние спастического гиперкинеза мышц гортани с преобладанием тонического спазма.
Во время фонации отмечается судорожное сближение голосовых складок и складок преддверия.
Голосовые складки не изменены, подвижны, при фонации находятся в состоянии резкого напряжения.
Гипотонусная афония — стойкое функциональное нарушение голоса — характеризуется дискоординацией всех отделов голосового аппарата.
При гипотонусной афонии определяется:
• гипотонус голосовых складок,
• неполное смыкание голосовой щели,
• снижение интенсивности голоса и нарушение его тембра.
Специальными психологическими обследованиями Л. Е. Гончарук (1986) установлено, что стойкие функциональные нарушения голоса представляют собой не только заболевание гортани, а связаны с нарушением нервно-психической сферы.
Лечение афонии. Функциональные нарушения голоса являются не местным патологическим процессом в гортани, а связаны с различными нарушениями, заболеваниями и повышенной лабильностью нервной системы.
В связи с этим лечение этих больных должно быть комплексным, включающим:
• психотерапию,
• дыхательную гимнастику,
• речевую и вокальную фонопедию,
• медикаментозную терапию.
Значительное место при лечении больных занимают физические методы лечения функциональных нарушений голоса, направленные главным образом на регуляцию деятельности центральной нервной системы и местное воздействие на гортань.
Лечение функциональных афоний должно быть направлено на устранение патологического очага застойного торможения в коре большого мозга и восстановление нарушенных рефлекторных механизмов.
Для улучшения процессов обмена и проведения возбуждения в межнейронных синапсах назначается стимулирующая медикаментозная терапия:
• поливитамины,
• АТФ,
• стрихнин,
• прозерин (внутримышечные инъекции),
• седативные средства,
• транквилизаторы (триоксазин, тазепам) внутрь.
Медикаментозная терапия афонии проводится на фоне голосового режима в комплексе с дыхательной гимнастикой и ортофоническим лечением.
Из физических методов лечения афонии для непосредственного воздействия на нервно-мышечный аппарат гортани назначают гальванизацию, электрофорез 0,1 % раствора стрихнина.
Один электрод с прокладкой размером 40×60 мм помещают на область гортани, другой электрод размером 60X80 мм располагают в области нижних шейных позвонков.
Сила тока до 3- 5 мА, по 10-20 мин, на курс 10-15 процедур.
По мнению М. А. Ратенберга (1973), хорошие результаты, особенно у больных с наличием парестезии, наблюдаются при местной дарсонвализации гортани.
Грибовидный электрод медленно перемещают по передней поверхности шеи в течение 5-10 мин.
Назначают также вибрационный массаж гортани.
С целью стимуляции нервно-мышечного аппарата гортани показано воздействие фарадическим и диадинамическим токами.
ДД-терапию нервно-мышечного аппарата гортани проводят токами — ритм синкопа.
Электроды 80X90 мм устанавливают у пластинок щитовидного хряща между нижней и средней третью грудиноключично-сосцевидной мышцы.
Начинают лечение с двухполупериодного волнового тока.
Сила тока до появления выраженных (но неболезненных) ощущений вибрации, по 10 мин, на курс до 15.
Хорошие результаты отмечены при диадинамоэлектрофорезе прозерина.
Улучшение нарушенных в результате болезни периферического кровообращения и трофики тканей, наряду с нормализацией функций вегетативной нервной системы обеспечивает лечебный эффект СМТ.
Важным фактором лечебного действия СМТ при функциональных нарушениях голоса является их влияние на чувствительную сферу нервной системы.
Воздействие этими токами вызывает ритмически упорядоченный поток импульсации с экстеро-, интеро- и проприорецепторов в центральную нервную систему.
Воздействие СМТ проводят раздвоенным электродом (30X40 мм каждый), располагают их на боковых поверхностях гортани впереди грудиноключично-сосцевидных мышц на уровне нижней и средней трети (область двигательной точки диафрагмального нерва), другой электрод помещают в области нижних шейных позвонков.
Режим 1, род работы II, частота 75- 100 Гц, длительность полупериодов 2-3 с, глубина модуляций 50-100 %, по 10 мин, на курс 10-12.
При наличии болевого синдрома показано воздействие СМТ непосредственно на область гортани, при значительных нарушениях нейрогуморальной регуляции и трофики — на область шейных симпатических узлов.
С целью восстановления нарушенных рефлекторных механизмов в комплекс лечебных мероприятий необходимо включать рефлекторную терапию — воздействие физическими факторами (электрофорез 10 % раствора кальция хлорида) на «воротниковую» область, 15-20 процедур.
В. А. Тринос и соавт. (1984) предлагают при указанной патологии проводить электростимуляцию мышц гортани под защитой заглушения (чтобы больной не слышал своего собственного голоса).
По мере улучшения фонации голосовыми складками заглушение снимается.
Для лечения стойких функциональных нарушений голоса разработан комплекс, который включает поэтапное дифференцированное применение фонопедии, психотерапии, психопрофилактики и методов физической терапии, способствующих нормализации функции нервной системы.
Назначается седативная терапия, гидротерапия, гальванический воротник по Щербаку, дыхательные упражнения, целью которых является выработка правильного речевого дыхания.
Следует подчеркнуть важность точной дифференциальной диагностики характера поражения и причин, вызвавших заболевание, так как нерациональная терапия у этих больных способствует фиксации патологического состояния.
По данным некоторых исследователей низкочастотное ПеМП при определенных параметрах воздействия повышает микроциркуляцию [Лозовецкая Л. Н., 1980; Ефанов О. И., 1981], увеличивает мышечную работоспособность и двигательную активность [Лощиков В. Н., 1977], вызывает изменение тонуса вегетативной нервной системы и условнорефлекторных связей [Боголюбов В. М., 1981; Холодов Ю. А., 1982].
Особенности биологического действия низкочастотного ПеМП позволяют считать патогенетически обоснованным использование этого метода в терапии афонии.
Магнитотерапия применялась у больных с функциональной гипотонусной дисфонией, спастической дисфонией и стойкой функциональной афонией.
В зависимости от патологического процесса применялась стимулирующая (на область гортани) и релаксирующая (на сегментарно-рефлекторную зону) методика воздействия.
Лечение афонии проводят от аппарата «Полюс-1».
Прямоугольные индукторы торцовой частью (площадь 50×50 мм) без давления располагают контактно на правой и левой боковой поверхности гортани при горизонтальном направлении магнитных силовых линий .
Форма тока пульсирующая, режим непрерывный, величина магнитной индукции 25 мТ, продолжительность процедуры 20 мин, 15-20 процедур на курс.
Воздействие ПеМП на рефлекторно-сегментарную зону проводят прямоугольным индуктором, который торцовой частью (площадью 50X50 мм) устанавливают контактно на область проекции верхних шейных симпатических узлов (СII-CVI) паравертебральной области, рефлекторно связанных с гортанью.
Используют горизонтально направленные магнитные силовые линии синусоидальной формы тока в непрерывном режиме при величине магнитной индукции 25 мТ, продолжительность процедуры 20 мин, ежедневно, на курс 20-25.
Лечение афонии проводят в комплексе с дыхательной и голосовой тренировкой.
При стойкой функциональной афонии лечение ПеМП следует начинать после длительного подготовительного этапа (дыхательная и голосовая тренировка).
Полученные данные позволяют считать, что применение ПеМП в комплексе с голосовой и дыхательной тренировкой показано при различных формах функциональных заболеваний гортани: при афонии, дисфонии и фонастении.
Для достижения максимального эффекта необходимо дифференцированное определение параметров и зон воздействия магнитным полем в каждом конкретном случае [Василенко Ю. С, Николаевская В. П., Демченко Е. В., 1986].
При лечении больных с функциональными заболеваниями гортани широко следует использовать методы физической терапии, оказывающие нормализующее влияние на нервно-психический статус организма.
Назначают:
• бальнеотерапию (углекислые, йодобромные, жемчужные ванны),
• электрофорез кальция, брома, магния на «воротниковую» область,
• массаж «воротниковой» зоны,
• общий электрофорез кальция по Вермелю,
• общее УФ-облучение,
• лечебную физическую культуру и др.
Таким образом, в комплекс лечебных мероприятий при функциональных нарушениях голоса входят:
• психотерапия,
• медикаментозные средства,
• ортофоническое лечение и методы физической терапии, направленные в основном на регуляцию деятельности центральной нервной системы,
• местное воздействие на гортань (афферентный воспринимающий аппарат).
Такая комплексная патогенетическая терапия, направленная на различные, связанные между собой звенья патологического процесса, обеспечивает потенцированный эффект применяемых лечебных факторов и позволяет получить более благоприятные результаты.
По материалам монографии Веры Петровны Николаевской «Физические методы лечения в оториноларингологии» М,»Медицина» 1989
источник
Понятие о функциональной афонии, виды афонии, причины ее возникновения • Психологические особенности людей с функциональной афонией
Функциональная афония — отсутствие голоса, обусловленное функциональной недостаточностью голосовых мышц центрального происхождения, имеющей нейродинамический характер. В литературе это голосовое нарушение представлено под названиями «истерическая афония», «психогенная афония». По данным О. ВбЬте (1974), функциональная афония в 8 раз чаще диагностируется у женщин, чем у мужчин, а по наблюдениям Ю. С. Василенко (2002), это соотношение составляет 12:1.
Одним из вариантов функциональной афонии является нарушение способности к нормальному голосообразованию у людей, перенесших острые воспалительные заболевания гортани. Нарушение развивается как результат закрепления шепотной речи, как бы заместителя голоса, и характерно для людей, обладающих весьма лабильной нервной системой.
Особенностью функциональной афонии служит отсутствие звучного голоса при сохранной способности к достаточно громким кашлю и смеху. Причины возникновения афонии следует искать в изменениях деятельности ЦНС, а также среди последствий психических травм различного характера и интенсивности.
Функциональная афония может оказаться единственным признаком перенесенного стресса, но чаще она представляет собой
одно из проявлений расстройства деятельности ЦНС по истерическому типу. Нарушение голоса, как правило, возникает внезапно, чаще непосредственно после перенесенного стресса или на следующий день. Одновременно появляются ощущения комка в горле, боли в сердце, общая слабость, дрожание в теле.
У некоторых больных истерическая афония может приобретать хроническое течение. Однако в состоянии эмоционального напряжения они способны закричать достаточно громко.
Поскольку острый и хронический стрессы являются факторами, нарушающими баланс процессов возбуждения и торможения, в результате могут развиться гипокинетический (паретиче-ский) и гиперкинетический (спастический) варианты функциональной афонии. По данным Н. Е. Финченко (1967), паретическая форма афонии встречается значительно чаще и составляет около 80 % всех выявленных случаев.
При паретической форме ларингоскопическая картина напоминает явления комбинированного пареза внутренних мышц гортани. Отмечается недостаточность закрытия голосовой щели либо на всем ее протяжении, либо на отдельных участках, что создает зияющие пространства различных конфигураций: в виде овала или треугольника с заостренной вершиной. Возможно компенсаторное смыкание вентрикулярных складок. При спастической форме на фоне попыток к фонации голосовые складки смыкаются, наступает их резкое напряжение, однако вибрация отсутствует.
И при паретической, и при спастической формах функциональной афонии, особенно при длительном течении заболевания, слизистая оболочка голосовых и вентрикулярных складок становится сухой, гиперемированной, покрывается корочками засохшего секрета. Микроларингоскопическое исследование проводить невозможно из-за отсутствия колебательных движений голосовых складок.
Одним из проявлений двигательных расстройств при функциональной афонии может стать затруднение дыхания, связанное с парадоксальным смыканием голосовых складок на вдохе. Характерно, что днем в присутствии посторонних у больных отмечается шумное стридорозное дыхание, но когда во время разговора они отвлекаются, дыхание становится более свободным. Во время сна пациенты дышат совершенно спокойно. При ларингоскопии периоды, когда голосовые складки на вдохе располагаются почти у средней линии (просвет составляет 1 — 2 мм при норме 14—16 мм), чередуются с периодами расхождения голосовых складок на полный объем.
Больные жалуются на ощущение «комка» в горле, «налипание» слизи, отсутствие звучного голоса. Они, как правило, стремятся подчеркнуть тяжесть заболевания, высказывают неверие в
возможность выздоровления и восстановления голоса. У истерических субъектов нередки рецидивы афоний.
Вопросы и задания
1. Назовите основные типы двигательных нейродинамических нарушений при афонии.
2. Каков механизм нарушений смыкательной способности голосовых складок при афонии?
3. Укажите причины возникновения функциональной афонии.
4. Составьте схему обследования больных при подозрении на истерическую (функциональную) афонию.
5. Разработайте диагностическую пробу для дифференциальной диагностики органической и функциональной афонии.
источник
Назовите основные типы двигательных нейродинамических нарушений при афонии.
Каков механизм нарушений смыкательной способности голосовых складок при афонии?
Укажите причины возникновения функциональной афонии.
Составьте схему обследования больных при подозрении на истерическую (функциональную) афонию.
Разработайте диагностическую пробу для дифференциальной диагностики органической и функциональной афонии.
Коррекционная работа при гипертонусных и спастических дисфони-ях • Цели, задачи, направления фонопедических занятий • Этапы фо-нопедической коррекции
Коррекционная работа при функциональных дисфониях строится с учетом характера двигательных нарушений и преобладающего мышечного тонуса. При гипертонусных, спастических дисфониях и функциональных афониях с преобладанием гипертонуса основной целью фонопедии является нормализация (снижение) неконтролируемого мышечного напряжения. При гипотонусных вариантах усилия логопеда направлены на активизацию смыкательной способности голосовых складок, укрепление нервно-мышечной системы артикуляционного аппарата. И при всех типах функциональных дисфоний отрабатываются наиболее физиологичные и эргономичные типы фонационного дыхания.
Коррекция нарушений голоса при гипертонусных и спастических дисфониях реализуется как комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие по следующим направлениям:
нормализация процессов возбуждения и торможения в ЦНС;
нормализация мышечного тонуса;
снятие отрицательных патологических наслоений в виде страха речи, неуверенности в себе, формирование мотивации на преодоление нарушения;
постановка физиологичного механизма голосообразования, координация фонаторного акта;
5) введение сформированного механизма голосообразования и голосоведения в повседневную речь.
Фонопедическая коррекция функциональных нарушений голоса может быть представлена на основе модели, разработанной О.С.Орловой, которая включает четыре основных этапа.
Логопедическая работа осуществляется на фоне медикаментозного, физиотерапевтического и психотерапевтического воздействий. Превалирующими задачами на первом этапе являются: торможение патологических навыков фонации и голосоведения (режим молчания); тренировка артикуляционного аппарата и активизация нервно-мышечной системы гортани.
Указанные задачи решаются одновременно. В период соблюдения режима молчания рекомендуется проводить (беззвучно) артикуляционную гимнастику, позволяющую выработать умение произвольно расслаблять оральную мускулатуру, добиться в полном объеме легких, свободных и четких координированных движений нижней челюсти, губ, языка. Параллельно целесообразно выполнять вибрационный и гигиенический самомассаж лица и шеи в разной технике исполнения (тонизирующей или расслабляющей в зависимости от тонусных нарушений), что подготавливает голосовой аппарат к этапу постановки голоса, снимает мышечную усталость, придает бодрость.
2. Этап постановки физиологического и фонационного дыхания.
Задачи, поставленные на этом этапе коррекционного воздействия, решаются на занятиях лечебной физкультурой. Здесь отрабатываются равномерность дыхания, его ритм, достигается оптимальное соотношение вдоха и выдоха. Начиная с 5—7-го дня в систему занятий включают динамическую дыхательную гимнастику, направленную на координацию дыхания и фонации.
3. Этап формирования оптимального физиологического механизма голосообразования.
Целью этого этапа работы становится восстановление (создание) рационального механизма голосообразования. Занятия организуют с учетом характера тонусных или дискоординационных нарушений. Для формирования оральных и голосовых кинестезии, а также с целью достижения и закрепления плавного смыкания голосовых складок используют традиционный прием — «подачу звука в маску». Произнесение звука отрабатывается на мягкой атаке. Вводятся соноры в прямые и обратные слоги.
При тяжелых формах гипертонусных нарушений занятия начинают с тренировки беззвучной артикуляции согласных и гласных. Прорабатывают мягкую голосоподачу на придыхательной атаке с опорой на глухие щелевые фонемы. Дает успешные результаты выполнение жевательных упражнений, которые предложил Е. Ргб5спе15 (1952). В сложных случаях рекомендуется использовать аппараты «отставленной речи» и корректофон Деражне.
При выраженном гипотонусе вводятся упражнения, предусматривающие плотное резкое смыкание голосовых складок, — произнесение слогов «па-пи-пу», сочетания гласного с йотированным звуком []]: «[айяа-ойе-уйу]» и т.д.
4. Этап закрепления навыков голосообразования и голосоведения.
Постановка голоса еще не гарантирует успешного формирования навыка пользования им в различных ситуациях, и потому коррекционная работа должна продолжаться и по достижении правильной изолированной фонации. На заключительном этапе можно выделить два основных направления фонопедической работы: введение голоса в фонацию и закрепление правильного механизма голосообразования и голосоведения; и наконец, обучение правилам гигиены голоса, определение индивидуально допустимых голосовых нагрузок и их рационального режима с целью профилактики рецидивов.
Введение поставленного голоса в речь осуществляется с использованием вокальных упражнений и специальных текстов, в которых в зависимости от особенностей нарушений в каждом конкретном случае преобладают соноры, смычные или другие необходимые звуки.
Обучение пациента правильному использованию голосового аппарата предполагает прежде всего определение индивидуальных нагрузок с учетом особенностей нервно-мышечной деятельности, овладение приемами нормализации мышечного тонуса, как бы «разогревания» голосового аппарата перед предполагаемыми значительными нагрузками. Коррекция голоса у больных с функциональными дисфониями, особенно при длительном или рецидивирующем характере течения заболевания, представляет значительные трудности. В случае рецидива коррекционная работа проводится повторным курсом, но в несколько сокращенном варианте. При вовлечении в патологический процесс личностных изменений, страха речи и тому подобного большое значение приобретает психологическая коррекция.
источник
Функциональной афонией называют расстройства голоса, возникающие чаще всего внезапно как реакция на психическую травму или длительно действующую психотравмирующую ситуацию. По мнению И. Максимова (1987), она представляет собой полисимптомную «неврологическую» форму истерии и встречается у людей, склонных к истерическим реакциям, чаще всего у девочек и женщин. Точнее было бы назвать функциональную афонию психогенной, или истерической. Согласно материалам разных исследований, данная патология распределяется у женщин и мужчин в соотношении 5:1.
Голос пропадает внезапно, но, как правило, сохраняется звучный кашель и смех, что может служить диагностическим признаком. Для общения с окружающими используется шепот. Иногда он очень слабый, во многих случаях напряженный, акцентуированный, порой на его фоне появляются звучные прорывы голоса, но весьма кратковременные, высокого сиплого тона. Ларингоскопия не всегда и не сразу выявляет функциональную неполноценность голосового аппарата. Голосовые складки могут иметь естественный перламутровый цвет и нормальную подвижность, но фонация отсутствует, так как, сближаясь, они не колеблются.
Возможны и другие варианты ларингоскопической картины — отмечается несмыкание голосовых складок различной формы по типу парезов внутренних мышц гортани, иногда наблюдается картина пареза одной половины гортани. При повторных осмотрах может обнаружиться непостоянство ларингостробоскопической картины — изменения формы голосовой щели: она то овальная, то в виде треугольника. В случаях длительного нарушения голоса появляется покраснение и сухость складок как следствие напряжения при попытках фонации, форсированного шепота. При этом характерна тенденция включения в фонацию вестибулярных складок.
При полном отсутствии голоса и выявлении описанной симптоматики с указанием на психическую травму в качестве этиологического фактора установление функциональной афонии не представляет трудностей.
Более сложна диагностика психогенных нарушений, когда они развертываются постепенно и проявляются в виде дисфонии. Нарушения такого типа свойственны людям с лабильной психикой, а провоцируют их перенесенные воспалительные заболевания верхних дыхательных путей и глотки, а иногда длительная и неразрешающаяся конфликтная ситуация. В подобных случаях психогенная дисфония распознается не сразу. Начинается местное лечение, не дающее улучшения; голос постепенно ухудшается, снижается его сила, звучность, усиливается охриплость. При этом голосовые складки розовые, сухие, появляется отечность вестибулярных складок, которые частично участвуют в акте фонации. Психогенные дисфонии такого типа обычно плохо распознаются, продолжаются длительно и могут перейти в афонию.
Если пациент своевременно не обращается к специалисту, то функциональная афония может закрепиться на длительное время, что ведет к большим трудностям восстановления голоса.
Отсутствие голоса сопровождается жалобами на ощущения «скрежета», «налипания пленок», «комка» в гортани. Характерны стремление всячески подчеркнуть тяжесть своего состояния, неверие в возможность обрести звучный голос, некоторые черты демонстративности поведения. Нарушение голоса приобретает характер «условной приятности и желательности», так как дает некоторые привилегии, например длительную нетрудоспособность при неблагоприятной обстановке на работе или особое отношение в семье.
Основой коррекционных занятий по устранению функциональной афонии является рациональная психотерапия. На первом занятии в форме доверительной беседы необходимо убедить человека, что его голос восстановится, что он, собственно, у него есть, только нарушилась возможность им пользоваться. Обязательно надо объяснить, что голосовой аппарат в норме, ибо при длительном безуспешном лечении многие считают, что страдают серьезным заболеванием гортани. Желательно выяснить, какого рода конфликт спровоцировал расстройства голоса, и попытаться найти пути его разрешения. Беседу следует проводить в непринужденной, но достаточно твердой форме. Чрезвычайно важно получить звучный голос уже на первом занятии, продемонстрировав таким образом наличие голоса.
Единого универсального метода для устранения функциональной афонии не существует. Используются различные приемы стимуляции звука голоса. Сохранный звучный кашель может послужить основой в таких попытках. По инструкции логопеда, сопряженно с ним, продуцируется несколько кашлевых толчков на сильном выдохе. Затем логопед, положив руку на подбородок пациента, резко опускает его вниз, получая при этом звук близкий к [а]. После нескольких повторений обучаемый проделывает это самостоятельно, слышит свой звучный голос и постепенно начинает осознанно формировать полноценный гласный. Следующий этап — произнесение слогов, как бы от кашлевого толчка: ка-ко-ку-ке-ки. Если они звучат полноценно, сразу же предлагается повторить за логопедом простые обиходные слова: да, нет, дай, возьми, положи, пойди, купи и т.д. После этого переход к фразовой речи уже не представляет трудностей.
Однако данный прием не всегда оказывается продуктивным. Тогда можно предложить имитировать стон на придыхательной атаке, сопровождая его активными жевательными движениями. Для облегчения к темени обучаемого прикладывается камертон, обычно С-128, так как его звучание соответствует и мужскому, и женскому тону голоса. С нескольких попыток издается стон — «мычание», к которому добавляются гласные [а, о, у, э, и] и формируются полнозвучные слоги. Аналогичный прием применяется при «нычании», т.е. от звука [н]. В дальнейшем для произнесения предлагаются слова, начинающиеся с первых ударных слогов типа: манка, море, мул, мера, мыло; набело, нож, нутрия, нефть, низкий и т.д. Постепенно приступают к тренировке произнесения рядов слов с первым ударным слогом, начинающимся со звонких согласных. На этом этапе обучаемые уже в состоянии свободно общаться нормальным, звучным голосом.
Все логопедические занятия проводятся при ларингоскопическом контроле, консультировании у психиатра и медикаментозном лечении, главным образом транквилизаторами. После восстановления голоса картина гортани соответствует норме с хорошей вибраторной функцией голосовых складок.
Необходимо отметить, что функциональные афонии склонны рецидивировать, так как они являются лишь симптомом невротического состояния. Возможны варианты, когда при любых эмоциональных нагрузках афония может возникать снова. Поэтому со всеми пациентами после того, как они начали общаться звучным голосом, желательно провести курс фонопедии по методике восстановления голоса при гипотонусных нарушениях. Перед такими занятиями дается твердая установка на то, что после завершения полного курса постановки голоса никаких срывов быть не должно. Курс фонопедии в данном случае носит психотерапевтический, превентивный, скорее, даже установочный характер. Продолжительность восстановительного обучения в среднем составляет 2 мес.
Рассмотрим пример постепенного развития функциональной афонии.
У П. Ю. К., девушки 14 лет, сложилась длительная конфликтная ситуация в школе, нарушились взаимоотношения с одноклассниками. Ей стало тяжело ходить в школу, общаться со сверстниками, отвечать на уроках, хотя успевала она хорошо. Постепенно, сначала в школе, затем и дома, у девушки начал «садиться» голос. Она обратилась в местную поликлинику (жила в небольшом поселке), где ей назначили курс ингаляций. Эффекта лечение не дало, и она была госпитализирована в оториноларингологическое отделение областной больницы. В больнице пациентка пробыла месяц, в течение которого проводилась физиотерапия, инъекции витаминов, вливания в гортань. На фоне лечения голос ухудшался и наступила афония. В таком состоянии она была выписана. В больнице никто не заподозрил психогенного характера расстройства голоса.
После консультации в одном из клинических институтов Москвы больная была направлена в фониатрическое отделение. К этому моменту нарушение голоса продолжалось уже около года. На приеме девушка общалась слабым, еле слышным шепотом. При осмотре гортани выявлено, что голосовые складки не смыкаются, остается щель в форме овала. Консультация психиатра специфических нарушений не выявила. Нарушение голоса можно было рассматривать как моносиндром у личности, склонной к истерическим реакциям.
Звучный голос удалось вызвать на втором занятии от «стона». Затем стали звучно произноситься слоги ма, мо, му, мэ, мы; на, но, ну, нэ, ны; потом перешли к словам с первым ударным слогом мак, море, мыло и т.д. Постепенно пациентка начала говорить звучным голосом. В заключение был проведен полный курс фонопедии по методике, принятой для гипотонусных расстройств голоса.
Сложность восстановления голоса в большей степени зависит от длительности нарушения, ошибочной первоначальной диагностики, безуспешного лечения и закрепления таким образом афонии.
Контрольные вопросы и задания
1. Какова причина возникновения функциональной афонии и дисфонии?
2. Назовите диагностические признаки психогенного расстройства голоса.
3. Какие черты личности свойственны людям с функциональной афонией?
4. У кого чаще возникает функциональная афония по тендерному признаку?
5. Опишите приемы, с помощью которых можно вызвать звучный голос.
6. Сравните протекание расстройства голоса при гипотонусных нарушениях и при функциональной афонии. Укажите их общие признаки и различия.
7. Объясните целесообразность проведения курса постановки голоса при функциональной афонии.
Дата добавления: 2014-12-17 ; просмотров: 3695 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
источник
Дисфония – понятие, обозначающее нарушение голосовой функции, которое проявляется хрипотой, гнусавостью, слабостью и осиплостью. Полная потеря звучности голоса называется афонией. При безгласии сохраняется шепотная речь, появляются моменты дребезжащего голоса.
Дисфония возникает при нарушении работы голосового аппарата. У больных происходит частичное изменение высоты, тембра или силы голоса. Данное патологическое состояние встречается в любом возрасте и хорошо поддается лечению. Невозможность говорить нормальным голосом возникает по разным причинам. Среди них: простудные заболевания, чрезмерное перенапряжение голосовых связок, стресс и волнение.
Дисфония и афония — симптомы различных соматических и психоневрологических заболеваний: дифтерийного крупа, острого ларингита, катара, опухоли гортани, неврозов. Все больные с нарушением речевой функции должны быть тщательно обследованы. Лечение афонии и дисфонии зависит от причин, вызвавших эти недуги. Правильная и своевременная терапия обеспечивает быстрое возвращение голоса с его первоначальной тональностью.
По происхождению дисфония бывает органической и функциональной. Органическая возникает на фоне воспалительных заболеваний гортани, а функциональная — на фоне различных невротических изменений. После угасания патологических процессов в организме дисфония исчезает.
Функциональная дисфония подразделяется на 3 вида: гипотонусная, гипертонусная, гипо-гипертонусная.
Патогенетическая классификация дисфонии:
- Мутационная дисфония встречается у мальчиков пубертатного возраста и отличается резким переходом голоса от высокого тона к низкому.
- Психогенная дисфония обусловлена сильным психоэмоциональным перенапряжением.
- Спастическая дисфония возникает при дискоординируемой гиперфункции дыхательной мускулатуры.
По длительности дисфонию подразделяют на кратковременную и стойкую.
Виды афонии:
- Паралитическая афония развивается при дисфункции нижнего гортанного нерва, который травмируется во время операций на органах шеи или поражается при инфекционной интоксикации. Причиной патологии также являются хронические заболевания нервной системы – сирингомиелия, сирингобульбия.
- Истинная афония возникает при поражении гортани, препятствующему надлежащему смыканию и достаточной вибрации связок. Острый или хронический ларингит, паралич гортанных мышц, новообразования — причины подобных изменений.
- Функциональная афония – отсутствие голоса, обусловленное функциональной недостаточностью голосовых мышц центрального происхождения. Развитию патологии способствует влияние стресса и психических травм на лабильную нервную систему больных.
- Спастическая афония возникает при спазматическом сокращении мышц гортани, сужающих голосовую щель. Судороги гортанных мышц делают щель настолько узкой, что у больных полностью пропадает голос.
Причины дисфонии и афонии подразделяют на две большие группы: врожденные и приобретенные.
- Основной причиной дисфонии голосовых связок является врожденный порок развития гортани. У больных с нарушенной структурой хрящевой ткани провисает надгортанник, вход в гортань неполностью отрывается, что проявляется отрывистым и шумным вдохом. Это так называемый врожденный стридор или ларингомаляция, которая развивается в процессе эмбриогенеза после появления центров хондрификации.
- Врожденный подголосовой стеноз гортани — частая причина сужения дыхательных путей в детском возрасте, проявляющегося дисфонией или афонией. Полное или частичное недоразвитие голосовых складок у детей сопровождается одышкой, хрипами, кашлем.
- Ангиома гортани – сосудистая патология, являющаяся следствием нарушенного эмбрионального развития кровеносной и лимфатической систем. Развивается заболевание под воздействием инфекционных агентов, травматического повреждения, гормонального дисбаланса в гестационном периоде.
Заболевания, ставшие причиной дисфонии:
- Аллергия,
- Воспаление различных отделов респираторного тракта,
- Доброкачественные новообразования гортани,
- Заболевания неврологического характера,
- Астеническое состояние,
- Гормональный сбой,
- Миастения,
- Заболевания внутренних органов в стадии декомпенсации,
- Эндокринопатия,
- Гематологические заболевания,
- Остеохондроз шейного отдела позвоночника,
- Травмы голосового аппарата,
- Острые инфекционные заболевания – грипп, ОРВИ, ангина.
Факторы, провоцирующие дисфонию:
- Стрессовые состояния,
- Вынужденное долгое молчание,
- Обструкция дыхательных путей инородными телами,
- Длительный прием анаболиков,
- Профессиональный фактор, связанный с постоянным напряжением голосовых связок,
- Психологические факторы,
- Операции на органах шеи,
- Медикаментозное лечение,
- Перенапряжение голоса в компании или шумном помещении,
- Особенности микроклимата помещения – сырость, пыль, холод или жара,
- Чрезмерное употребление алкогольных напитков,
- Раздражение гортани вследствие химических ожогов,
- Курение,
- Пожилой возраст,
- Частый и продолжительный визг и крик у детей,
- Профессиональные вредности — запыленность или загазованность производственного помещения.
Функциональная дисфония часто приводит к формированию органической патологии гортани – атрофического ларингита. Регулярное воздействие провоцирующих факторов обычно имеет неблагоприятный исход. В горле развиваются различные патологии – опухоли, полипы, гематомы. Длительное перенапряжение голоса часто заканчивается хроническим ларингитом, а чрезмерное увлечение алкоголем способствует усиленному приливу крови к глотке, гиперемии и отеку слизистой оболочки гортани.
У детей дисфония развивается вследствие частых и громких криков, пения в высоком звуковом диапазоне. Голос у малышей становится хриплым при увеличении и воспалении аденоидов. Нарушенное носовое дыхание способствует попаданию в гортань холодного и неочищенного воздуха, что приводит к частым ларингитам и дисфонии.
У больных с дисфонией голос становится хриплым, изменяется его тембр или тональность. У детей появляется стридорозное дыхание — свистящее и шумное, обусловленное турбулентным воздушным потоком в дыхательных путях. Стридор является важным симптомом значительной обструкции гортани.
Дисфония сопровождается постоянной или периодической охриплостью и утомляемостью голоса. У больных ларингитом голос становится слабым и осипшим, возникает сухой мучительный кашель, речь затрудняется. По мере роста опухоли голос пропадает, остается лишь шепотная речь. Развивается афония.
- Гипотонусная форма проявляется гиперемией голосовых складок, формированием овальной или треугольной голосовой щели, глухим, слабым и сиплым голосом.
- Гипертонусная дисфония — тонический мышечный спазм гортани и судорожное сближение напряженных голосовых складок, сопровождающееся хрипотой и болью в горле.
- Симптомами гипо-гипертонусной дисфонии являются: сухость во рту, тремолирующий, вибрирующий голос, сбивчивость дыхания.
- Спастическая дисфония — самая тяжелая форма патология, имеющая острое начало, обусловленное психической травмой и длительным перенапряжением голоса. Он становится хриплым, слабым, вибрирующим, фальцетным, дрожащим, срывающимся. Мышцы затылка и шеи начинают болеть в результате постоянного спазма, боль в горле усиливается при глотании. Постепенно болевой синдром и дискомфортные ощущения в горле становятся невыносимыми и требуют срочного лечения.
При обнаружении перечисленных выше симптомов следует обратиться к ЛОР-врачу, пройти всестороннее обследование и комплексное лечение.
Диагностика нарушения голосовой функции заключается в опросе и осмотре больного. При сборе анамнеза особое внимание обращают на длительность патологии, наличие сопутствующих болезней и факторов, способствующих развитию дисфонии.
Физикальное и инструментальное обследование:
Исследование основных акустических параметров голоса,
Лечение дисфонии комплексное, направленное на устранение заболевания, ставшего ее причиной.
Лекарственную терапию проводят на фоне голосового режима и ортофонического лечения.
- Настойка лимонника, женьшеня, прочие стимуляторы и витамины — препараты для лечения гипотонусной дисфонии, улучшающие микроциркуляцию голосовых складок и возвращающие нормальный голос.
- Психотропные препараты, нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты, спазмолитики показаны для лечения гиперкинетической дисфонии.
- Для лечения спастической дисфонии больным назначают «Гамма-аминомасляную кислоту», «Аминалон».
- Поливитамины, АТФ, «Стрихнин», «Прозерин», седативные средства и транквилизаторы назначают больным с различным формами дисфонии.
- Витаминные комплексы и сосудистые препараты показаны для улучшения функций органа и быстрого восстановления всего организма.
- Если причиной дисфонии стала острая вирусная инфекция, больным назначают голосовой режим, обильное теплое питье, противовирусные препараты, иммуномодуляторы. При воспалительных гортанных процессах используют антибиотики, полоскания горла, проведение ингаляций.
К немедикаментозному лечению дисфонии относятся следующие методы:
- Фонопедические упражнения для реабилитации голосовой функции,
- Массажирование шеи,
- Психотерапевтическое воздействие,
- Логопедические и голосовые упражнения,
- Бальнеотерапия,
- Гидротерапия,
- Иглорефлексотерапия,
- Электросон,
- Физиотерапия – электростимуляция мышц гортани диадинамическим током, гальванизация, дарсонвализация, амплипульс, электрофорез.
Ларингопластика, имплантационная хирургия, трахеостомия и тиропластика — операции, проводимые при стойкой дисфонии, не поддающейся консервативному лечению. Чтобы восстановить голосовую функцию, хирурги иссекают рубцы со связок гортани, удаляют опухоли.
Для лечения заболеваний, проявляющихся дисфонией, широко используют рецепты народной медицины. Водочный компресс и горчичники приводят к расширению сосудов, притоку крови к пораженной области, уменьшению признаков воспаления и устранению соответствующих симптомов.
Больным с дисфонией полезно ежедневное употреблять сок моркови, одуванчика, репы, капусты. Куриные сырые яйца и вываренные до мягкости дольки чеснока улучшают состояние голосовых связок. Ингаляционное введение в организм отваров лекарственных трав обеспечивает их быстрое терапевтическое действие. Полезно принимать отвар семян льна с яблоком и медом, полоскать горло настоем алтея и лаванды, фенхеля и молока.
Профилактические мероприятия при дисфонии включают:
- Раннее выявление и грамотное лечение инфекционных заболеваний ЛОР-органов,
- Режим молчания,
- Предупреждение ОРЗ и ОРВИ,
- Коррекция голосовой нагрузки у певцов, лекторов, ораторов,
- Обеспечение носового дыхания зимой,
- Борьба с вредными привычками,
- Укрепление нервной системы,
- Закаливание,
- Ведение здорового образа жизни,
- Правильное питание,
- Соблюдение оптимального режима труда и отдыха,
- Повышение иммунитета.
При появлении первых признаков голосовых расстройств необходимо немедленно обратиться к врачу. Это значительно снижает риск развития тяжелых последствий при афонии. Патологические состояния, проявляющиеся хрипотой или полным отсутствием голоса, хорошо поддаются лечению. Голосовая функция быстро приходит в норму.
источник
Этиология гипертонусных нарушений голоса и характеристика голосовой функции при данных нарушениях • Спастическая дисфония Степени выраженности голосовых нарушений при этом заболевании
Гипертонусная дисфония — нарушение голоса, вызываемое неконтролируемым повышением тонуса мышц голосовых складок. Частота возникновения гипертонусной дисфонии, по данным Ю.С.Василенко и О.М. Кажлаева (1982), составляет 2,3—2,4%. Этот вид функциональной дисфонии отмечается преимущественно у мужчин.
Основным механизмом возникновения гипертонусной дисфонии является форсированная силовая манера речи и пения, особенно в шумной обстановке при использовании жесткой атаки. Такая нагрузка приводит к постоянному перенапряжению мышц брюшного пресса, толчкообразному движению диафрагмы, напряжению мускулатуры лица и шеи, сопровождающемуся набуханием мышц шеи (Дмитриев Л. Б., 1990).
Акустическими признаками гипертонусной дисфонии являются огрубление тембра голоса, снижение динамического диапазона, появление охриплости, напряженность фонации, неконтролируемое повышение силы голоса. Среди субъективных ощущений пациенты указывают на неприятные болевые ощущения в области глотки, гортани, шеи, постоянное желание откашливаться, быструю утомляемость, периодические спазмы, ограничение способности к произвольному изменению тембра и силы голоса, сокращение времени фонации.
Ларингоскопия выявляет следующую специфическую картину. При фонации голосовые складки плотно соприкасаются друг с Другом. Они несколько отечны, поэтому создается впечатление «наползания»; их поверхность покрыта избыточным количеством вязкой слизи. Во время попыток повышения тона звука черпаловидные хрящи спастически сокращаются, вестибулярные складки сближаются.
При длительном процессе они гипертрофируются, включаясь в акт голосообразования, как следствие этого возникает вентрикулярный голос.
Микроларингоскопия демонстрирует при гипертонусной дисфонии признаки нарушения кровообращения — усиление рисунка мелких сосудов слизистой оболочки, гиперемию свободного края голосовых складок.
Ларингостробоскопическая картина характеризуется судорожными мелкоразмашистыми, но синхронными колебаниями.
При гипертонусной дисфонии четко выражены нарушения фонационного дыхания, отсутствует полноценная дыхательная опора, само дыхание поверхностное, неравномерное, легко заметны толчкообразные движения грудной клетки на выдохе.
Спастическая дисфония — нейродинамическое расстройство фонации, обусловленное дискоординацией работы внутренних и наружных мышц гортани, а также дыхательных мышц (Орлова О. С, 1980). Это нарушение встречается довольно редко и потому является наименее изученным функциональным нарушением голоса.
Возникновение этого заболевания наиболее часто связывают с психической травмой и стрессовыми перегрузками. Так, Ю. С. Василенко (1984) указывает, что спастическую дисфонию наблюдают преимущественно у женщин в возрасте 40—45 лет, перенесших психическую травму или длительно находящихся в психотравмирующих ситуациях. Вместе с тем нередко отмечается дискоординация фонаторного акта по типу спастической дисфонии у людей, перенесших острые инфекционные заболевания верхних дыхательных путей или испытывающих чрезмерную голосовую нагрузку.
К акустическим признакам спастической дисфонии относятся затрудненность при выполнении голосовых модуляций, понижение частоты основного тона голоса, появление негармоничных добавлений в звучании голоса, непроизвольные изменения тональности в течение одной фразы, постоянные колебания силы голоса, напряженная, сдавленная фонация. Следует отметить, что во время непроизвольной вокализации (плач, смех, кашель), при пении и после приема алкогольных напитков голос становится нормальным.
В качестве субъективных признаков больные со спастической дисфонией называют болевые ощущения во время фонации в гортани, в мышцах шеи и плечевого пояса, затруднения в общении из-за неспособности регулировать тембр, силу и длительность фонации, нарушения фонационного дыхания.
Различные проявления акустических нарушений и их сочетания с субъективными жалобами больных позволяют выделить три степени спастической дисфонии (Орлова О. С, 1984):
первый уровень нарушений — легкая степень спастической дисфонии — незначительные изменения голоса;
второй уровень нарушений — средняя степень — умеренные изменения голоса;
третий уровень нарушений — тяжелая степень — грубые изменения голоса.
Состояние больных со спастической дисфонией легкой степени характеризуется небольшой охриплостью, единичными кратковременными спазмами. Ларингоскопическое, микроларингоскопическое и стробоскопическое обследования не выявляют выраженных нарушений.
У больных со средней степенью расстройства наблюдаются стойкие нарушения фонации: голос низкий, грубый, напряжений с шумовыми призвуками; темп речи резко замедлен из-за частых голосовых пауз.
Совокупность дефектов фонации и артикуляции обусловливает низкую разборчивость речи. У некоторых больных фонация сопровождается артикуляционными моторными судорогами, тиком век, судорожными сокращениями лицевой и шейной мускулатуры. При ларингоскопии отмечается утолщение вестибулярных складок, движение которых опережает сближение складок голосовых, которые судорожно смыкаются на всем протяжении.
Ларингостробоскопическое исследование выявляет нарушение динамики и снижение амплитуды колебательных движений. Происходит полное смыкание голосовых складок, а время фонации уменьшается. Микроларингоскопия свидетельствует об отечности краев голосовых складок, расширении сосудистой сети.
Третьей группе пациентов — наиболее тяжелая степень заболевания — свойственны грубые нарушения голосообразования. Повышенная спастичность голосовых складок обусловливает напряженный, сдавленный, прерывающийся характер фонации. Максимальное ее время сводится к 1 — 2 с. Акустически ярко выражены охриплость и постоянные дополнительные призвуки. Разборчивость речи грубо нарушается (10—40 %), искажается динамика фонационного дыхания. Ларингоскопическое и микроларингоскопическое исследования затруднены из-за высокой спастичности мышц голосового аппарата.
Вопросы и задания
1. Каковы основные акустические признаки гипертонусной дисфонии?
2. Опишите механизм возникновения гипертонусных нарушений голоса.
3. Определите, в чем сходство и в чем различие гипертонусных и спастических дисфонии.
4. Какой вариант голосовой атаки используется большинством больных, страдающих гипертонусными дисфониями?
5. Назовите субъективные жалобы людей, страдающих гипертонусными дисфониями.
6. Для каких видов детской деятельности характерно перенапряжение голосового аппарата?
7. Составьте рекомендации для педагогов, занимающихся профилактикой гипертонусных дисфонии у детей.
2.3. Гипотонусные дисфонии. Фонастения
Этиология гипотонусных нарушений голоса. Их проявления • Этиология фонастении, ее проявления
Гипотонусная (гипофункциональная) дисфония — нарушение голоса, обусловленное снижением мышечного тонуса голосовых складок. Частота таких заболеваний, по разным данным, составляет от 13,7 (Василенко Ю.С., 1983) до 50% и более (Дмитриев Л. Б., 1968) и даже до 70—80 % (Максимов И., 1987) от общего числа обратившихся с жалобами на нарушения голоса.
Основными акустическими признаками гипотонусных дисфоний являются охриплость, уменьшение силы и «полетности» голоса, понижение звучания нот верхнего регистра, появление легких хрипловатых призвуков («песочка») в голосе. Субъективные жалобы сводятся к быстрой утомляемости, чувству «утечки» воздуха.
При осмотре слизистая оболочка гортани и трахеи не имеет воспалительных изменений, голосовые складки подвижны, но их тонус снижен, при фонации отмечается несмыкание примерно на 1 мм, в результате чего образуется щель в виде вытянутого овала, иногда в задней трети складок в форме треугольника. При ларингостробоскопии наблюдаются вялые, ослабленные колебания голосовых складок. Симптом смещения слизистой оболочки их крайних отделов положительный. Более отчетливо выражен вертикальный компонент фонаторных колебаний. При произнесении высоких или громких звуков голосовая щель полностью смыкается, обусловливая более высокое качество звука.
Микроларингоскопия обнаруживает застойные явления в венозной сети, что, по-видимому, связано со снижением тонуса мышц стенки сосудов. Анализ динамики дыхания свидетельствует об отсутствии постоянства в соотношении вдох—выдох, о чрезмерном «заборе» воздуха перед фонацией.
Причинами гипотонусных дисфонии могут быть как психогенные, так и поногенные факторы. Преимущественно в анамнезе пациентов отмечается сочетание патологических факторов, а именно голосовые нагрузки во время или после острой респираторной вирусной инфекции (ОРВИ), ангины, бронхита, трахеита; нередко подобные признаки появляются на фоне острого или хронического стресса, а также при чрезмерном голосовом напряжении у пациентов с вегетососудистыми дистониями, гормональными дисфункциями.
Фонастения — функциональное расстройство голоса, характеризующееся нарушением координации между дыханием, фонацией, артикуляцией и функцией резонаторных полостей на фоне особой невротической предрасположенности. Фонастению впервые описал в 1887 г. В. Fraenkel. Эта форма голосового расстройства наблюдается преимущественно у людей голосовых профессий. Многие авторы (Фомичев М. И., 1949; Шамшева Т. Е., Морозов В. П., 1966; Василенко Ю. С, 1978, 2002; и др.) относят фонастению к профессиональным заболеваниям, которые встречаются у педагогов с частотой 32,6 %, у певцов — 7,9 %. Значительно чаще фонастенией страдают женщины вследствие большей лабильности их нервной системы и меньшей выносливости голосового аппарата.
Мнения о причинах фонастении весьма разнообразны. Часть исследователей (Т.Е.Шамшева, В.П.Морозов, Ю.С.Василенко) квалифицируют это заболевание как нарушение согласованного функционирования мышц различных отделов голосового аппарата вследствие возникновения очагов застойного торможения в коре головного мозга. А. Митринович-Моджиевска (1965) отмечает прямую зависимость между нарушениями анатомического строения гортани и частотой возникновения фонастении. Е.В.Лаврова и А. Г.Рахмилевич (1978) в качестве причин фонастении рассматривают недостаточную постановку голоса у людей, имеющих голосоречевые профессии. Большинство исследователей едины во мнении, что фонастения развивается преимущественно у людей с лабильной нервной системой или людей, подверженных частому воздействию стрессовых факторов высокой интенсивности.
В соответствии с течением заболевания выделяют острые и хронические формы. Акустическими признаками фонастении являются снижение высоты основного тона голоса, сужение рабочего диапазона голоса, ослабление его силы и «полетности», сокращение максимального времени фонации. Жалобы пациентов: чувство давления в гортани, болевые ощущения, возникающие даже при тихом пении, отсутствие плавности звука, быстрая утомляемость. Профессионалы отмечают трудности поддержания необходимого тембра, огрубление голоса, появление фальшивых звуков. Основные субъективные ощущения больных — сухость, жжение, зуд, щекотание, першение в гортани, скопление слизи, постоянное желание откашляться. Совокупность субъективных ощущений и трудности голосоведения обусловливают формирование у пациентов чувства страха перед выступлением, невротических реакций, нарушения сна.
Видимые изменения в гортани находятся в прямой зависимости от сроков заболевания. При острой фонастении, как правило, такие изменения отсутствуют. При хронической форме возникающие изменения в гортани имеют ряд черт, сходных с таковыми при ларингите: гиперемия голосовых складок, утолщение их свободного края, неполное смыкание вследствие вторичных дегенеративных образований в голосовых мышцах. Ларингостробоскопия обнаруживает асинхронность колебаний голосовых складок, их слабое натяжение, мелкоразмашистую вибрацию либо одной, либо обеих складок. Ларингоскопическая картина непостоянна, характеризуется «вклиниванием» в обычный ход колебаний быстрых поперечных сокращений всей поверхности голосовых складок, напоминающих дрожание. У одного и того же больного ларингостробоскопическая картина может изменяться от колебаний ослабленных и равномерных по частоте к энергичным и неравномерным.
Вопросы и задания
1. Перечислите наиболее характерные жалобы больных с гипотонусными нарушениями голоса.
2. Объясните, почему гипотонусные дисфонии чаше встречаются у женщин.
3. Каковы акустические признаки гипотонусной дисфонии?
4. В чем сходство и в чем различие гипотонусной дисфониии и фонастении?
5. Назовите основные причины развития фонастении.
6. Подберите приемы обследования, с помощью которых можно дифференцировать гипотонусные дисфонии и фонастению.
7. Подготовьте речевой материал для обследования выносливости голоса у детей.
Понятие о функциональной афонии, виды афонии, причины ее возникновения • Психологические особенности людей с функциональной афонией
Функциональная афония — отсутствие голоса, обусловленное функциональной недостаточностью голосовых мышц центрального происхождения, имеющей нейродинамический характер. В литературе это голосовое нарушение представлено под названиями «истерическая афония», «психогенная афония». По данным G.Bohme (1974), функциональная афония в 8 раз чаще диагностируется у женщин, чем у мужчин, а по наблюдениям Ю. С. Василенко (2002), это соотношение составляет 12:1.
Одним из вариантов функциональной афонии является нарушение способности к нормальному голосообразованию у людей, перенесших острые воспалительные заболевания гортани. Нарушение развивается как результат закрепления шепотной речи, как бы заместителя голоса, и характерно для людей, обладающих весьма лабильной нервной системой.
Особенностью функциональной афонии служит отсутствие звучного голоса при сохранной способности к достаточно громким кашлю и смеху. Причины возникновения афонии следует искать в изменениях деятельности ЦНС, а также среди последствий психических травм различного характера и интенсивности.
Функциональная афония может оказаться единственным признаком перенесенного стресса, но чаще она представляет собой одно из проявлений расстройства деятельности ЦНС по истерическому типу. Нарушение голоса, как правило, возникает внезапно, чаще непосредственно после перенесенного стресса или на следующий день. Одновременно появляются ощущения комка в горле, боли в сердце, общая слабость, дрожание в теле.
У некоторых больных истерическая афония может приобретать хроническое течение. Однако в состоянии эмоционального напряжения они способны закричать достаточно громко.
Поскольку острый и хронический стрессы являются факторами, нарушающими баланс процессов возбуждения и торможения, в результате могут развиться гипокинетический (паретический) и гиперкинетический (спастический) варианты функциональной афонии. По данным Н. Е. Финченко (1967), паретическая форма афонии встречается значительно чаще и составляет около 80 % всех выявленных случаев.
При паретической форме ларингоскопическая картина напоминает явления комбинированного пареза внутренних мышц гортани. Отмечается недостаточность закрытия голосовой щели либо на всем ее протяжении, либо на отдельных участках, что создает зияющие пространства различных конфигураций: в виде овала или треугольника с заостренной вершиной. Возможно компенсаторное смыкание вентрикулярных складок. При спастической форме на фоне попыток к фонации голосовые складки смыкаются, наступает их резкое напряжение, однако вибрация отсутствует.
И при паретической, и при спастической формах функциональной афонии, особенно при длительном течении заболевания, слизистая оболочка голосовых и вентрикулярных складок становится сухой, гиперемированной, покрывается корочками засохшего секрета. Микроларингоскопическое исследование проводить невозможно из-за отсутствия колебательных движений голосовых складок.
Одним из проявлений двигательных расстройств при функциональной афонии может стать затруднение дыхания, связанное с парадоксальным смыканием голосовых складок на вдохе. Характерно, что днем в присутствии посторонних у больных отмечается шумное стридорозное дыхание, но когда во время разговора они отвлекаются, дыхание становится более свободным. Во время сна пациенты дышат совершенно спокойно. При ларингоскопии периоды, когда голосовые складки на вдохе располагаются почти у средней линии (просвет составляет 1—2 мм при норме 14—16 мм), чередуются с периодами расхождения голосовых складок на полный объем.
Больные жалуются на ощущение «комка» в горле, «налипание» слизи, отсутствие звучного голоса. Они, как правило, стремятся подчеркнуть тяжесть заболевания, высказывают неверие в возможность выздоровления и восстановления голоса. У истерических субъектов нередки рецидивы афоний.
Вопросы и задания
1. Назовите основные типы двигательных нейродинамических нарушений при афонии.
2. Каков механизм нарушений смыкательной способности голосовых складок при афонии?
3. Укажите причины возникновения функциональной афонии.
4. Составьте схему обследования больных при подозрении на истерическую (функциональную) афонию.
5.Разработайте диагностическую пробу для дифференциальной диагностики органической и функциональной афонии.
2.5. Коррекция функциональных дисфоний
Коррекционная работа при гипертонусных и спастических дисфониях • Цели, задачи, направления фонопедических занятий • Этапы фонопедической коррекции
Коррекционная работа при функциональных дисфониях строится с учетом характера двигательных нарушений и преобладающего мышечного тонуса. При гипертонусных, спастических дисфониях и функциональных афониях с преобладанием гипертонуса основной целью фонопедии является нормализация (снижение) неконтролируемого мышечного напряжения. При гипотонусных вариантах усилия логопеда направлены на активизацию смыкательной способности голосовых складок, укрепление нервно-мышечной системы артикуляционного аппарата. И при всех типах функциональных дисфоний отрабатываются наиболее физиологичные и эргономичные типы фонационного дыхания.
Коррекция нарушений голоса при гипертонусных и спастических дисфониях реализуется как комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие по следующим направлениям:
1) нормализация процессов возбуждения и торможения в ЦНС;
2) нормализация мышечного тонуса;
3) снятие отрицательных патологических наслоений в виде страха речи, неуверенности в себе, формирование мотивации на преодоление нарушения;
4) постановка физиологичного механизма голосообразования, координация фонаторного акта;
5) введение сформированного механизма голосообразования и голосоведения в повседневную речь.
Фонопедическая коррекция функциональных нарушений голоса может быть представлена на основе модели, разработанной О.С.Орловой, которая включает четыре основных этапа.
Логопедическая работа осуществляется на фоне медикаментозного, физиотерапевтического и психотерапевтического воздействий. Превалирующими задачами на первом этапе являются: торможение патологических навыков фонации и голосоведения (режим молчания); тренировка артикуляционного аппарата и активизация нервно-мышечной системы гортани.
Указанные задачи решаются одновременно. В период соблюдения режима молчания рекомендуется проводить (беззвучно) артикуляционную гимнастику, позволяющую выработать умение произвольно расслаблять оральную мускулатуру, добиться в полном объеме легких, свободных и четких координированных движений нижней челюсти, губ, языка. Параллельно целесообразно выполнять вибрационный и гигиенический самомассаж лица и шеи в разной технике исполнения (тонизирующей или расслабляющей в зависимости от тонусных нарушений), что подготавливает голосовой аппарат к этапу постановки голоса, снимает мышечную усталость, придает бодрость.
2. Этап постановки физиологического и фонационного дыхания.
Задачи, поставленные на этом этапе коррекционного воздействия, решаются на занятиях лечебной физкультурой. Здесь отрабатываются равномерность дыхания, его ритм, достигается оптимальное соотношение вдоха и выдоха. Начиная с 5 — 7-го дня в систему занятий включают динамическую дыхательную гимнастику, направленную на координацию дыхания и фонации.
3. Этап формирования оптимального физиологического механизма голосообразования.
Целью этого этапа работы становится восстановление (создание) рационального механизма голосообразования. Занятия организуют с учетом характера тонусных или дискоординационных нарушений. Для формирования оральных и голосовых кинестезии, а также с целью достижения и закрепления плавного смыкания голосовых складок используют традиционный прием — «подачу звука в маску». Произнесение звука отрабатывается на мягкой атаке. Вводятся соноры в прямые и обратные слоги.
При тяжелых формах гипертонусных нарушений занятия начинают с тренировки беззвучной артикуляции согласных и гласных. Прорабатывают мягкую голосоподачу на придыхательной атаке с опорой на глухие щелевые фонемы. Дает успешные результаты выполнение жевательных упражнений, которые предложил Е. Froschels (1952). В сложных случаях рекомендуется использовать аппараты «отставленной речи» и корректофон Деражне.
При выраженном гипотонусе вводятся упражнения, предусматривающие плотное резкое смыкание голосовых складок, — произнесение слогов «па-пи-пу», сочетания гласного с йотированным звуком [j]: «[айяа-ойе-уйу]» и т.д.
4. Этап закрепления навыков голосообразования и голосоведения.
Постановка голоса еще не гарантирует успешного формирования навыка пользования им в различных ситуациях, и потому коррекционная работа должна продолжаться и по достижении правильной изолированной фонации. На заключительном этапе можно выделить два основных направления фонопедической работы: введение голоса в фонацию и закрепление правильного механизма голосообразования и голосоведения; и наконец, обучение правилам гигиены голоса, определение индивидуально допустимых голосовых нагрузок и их рационального режима с целью профилактики рецидивов.
Введение поставленного голоса в речь осуществляется с использованием вокальных упражнений и специальных текстов, в которых в зависимости от особенностей нарушений в каждом конкретном случае преобладают соноры, смычные или другие необходимые звуки.
Обучение пациента правильному использованию голосового аппарата предполагает прежде всего определение индивидуальных нагрузок с учетом особенностей нервно-мышечной деятельности, овладение приемами нормализации мышечного тонуса, как бы «разогревания» голосового аппарата перед предполагаемыми значительными нагрузками. Коррекция голоса у больных с функциональными дисфониями, особенно при длительном или рецидивирующем характере течения заболевания, представляет значительные трудности. В случае рецидива коррекционная работа проводится повторным курсом, но в несколько сокращенном варианте. При вовлечении в патологический процесс личностных изменений, страха речи и тому подобного большое значение приобретает психологическая коррекция.
Вопросы и задания
1. Обоснуйте значение подготовительного этапа в общем процессе коррекции функциональных дисфоний.
2. Назовите основные направления коррекционной работы при функциональных нарушениях голоса.
3. На каком из этапов коррекционная работа строится с учетом типа мышечных нарушений? Какие из описанных этапов применимы в коррекции всех видов функциональных нарушений голоса?
4. Как организуется профилактика рецидивирования функциональных дисфоний?
5. Составьте план коррекционной работы при гипертонусной дисфоний.
6. Подберите комплекс дыхательных упражнений для гипотонусной дисфоний.
7. Сформулируйте «Правила гигиены голоса» для ребенка 5 лет с гипертонусной дисфонией.
компенсаторное повышение мышечного тонуса голосовых складок, которое при длительном
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы
источник