Меню Рубрики

Основные типы двигательных нейродинамических нарушений при афонии

На информационном ресурсе публикуются материалы о лечении заболеваний уха, горла, носа

Афонию классифицируют как функциональное нарушение нервно-мышечного голосового аппарата.
Вместе с афонией, функциональными нарушениями нервно-мышечного голосового аппарата являются также дисфонии (гипотонусная, гипертонусная, психогенная и др.) и фонастении.

Этиология и патогенез афонии. Этиологические и патогене­тические факторы развития и возникновения афонии различны.
Некоторые специалисты объясняют возникновение афонии исключительно неправильной дея­тельностью фонаторного аппарата, другие исследователи считают, что в основе расстройств иннервации гортани лежат нервно-психические за­болевания (истерия, неврастения, психастения, функциональные неврозы и др.).

На основании исследований, проведенных в последние годы, выделено три ведущих фактора в возникновении голосовых расстройств:
• психогенный,
• перенапряжение,
• функциональная неполноценность голосового аппарата.

Гипертонусная афония ( стойкое функциональное нарушение голоса) может развиться во время предшествующих заболеваний гортани (острый ларингит, парезы и др.).

Предрасполагающими факторами к возникновению афонии являются:
• физические перенапряжения,
• психические трав­мы,
• хронические интоксикации организма.

Клиника афонии. Многообразие форм функциональных наруше­ний голоса определяет различие их клинических проявлений.
Общими симптомами для дисфонии, афонии, фонастении являются по­стоянная или периодическая охриплость, утомляемость голоса.
Каждая форма заболевания имеет характерные для нее клини­ческие проявления.
При гипокинетической (паретической) афонии голосовые складки обычно слегка гиперемированные, при фонации образуется различной формы (оваль­ная, треугольная) щель.
Голос глухой, сиплый.
Для гиперкине­тической (спастической) афонии харак­терно состояние спастического гиперкинеза мышц гортани с пре­обладанием тонического спазма.
Во время фонации отмечается судорожное сближение голосовых складок и складок преддве­рия.
Голосовые складки не изменены, подвижны, при фонации находятся в состоянии резкого напряжения.

Гипотонусная афония — стойкое функциональ­ное нарушение голоса — характеризуется дискоординацией всех отделов голосового ап­парата.
При гипотонусной афонии определяется:
• гипотонус голосовых складок,
• неполное смыкание голосовой щели,
• снижение интенсивности голоса и нарушение его тембра.

Специальными психологическими обсле­дованиями Л. Е. Гончарук (1986) установлено, что стойкие функциональные нарушения голоса представляют собой не толь­ко заболевание гортани, а связаны с нарушением нервно-психи­ческой сферы.

Лечение афонии. Функциональные нарушения голоса являются не местным патологическим процессом в гортани, а связаны с различными нарушениями, заболеваниями и повышенной ла­бильностью нервной системы.
В связи с этим лечение этих боль­ных должно быть комплексным, включающим:
• психотерапию,
• дыхательную гимнастику,
• речевую и вокальную фонопедию,
• медикаментозную терапию.

Значительное место при лечении больных занимают физические методы лечения функциональных нарушений голоса, направленные главным образом на регуляцию дея­тельности центральной нервной системы и местное воздейст­вие на гортань.

Лечение функциональных афоний должно быть направлено на устранение патологического очага застойного торможения в коре большого мозга и восстановление нарушен­ных рефлекторных механизмов.
Для улучшения процессов об­мена и проведения возбуждения в межнейронных синапсах на­значается стимулирующая медикаментозная терапия:
• поливи­тамины,
• АТФ,
• стрихнин,
• прозерин (внутримышечные инъекции),
• седативные средства,
• транквилизаторы (триоксазин, тазепам) внутрь.

Медикаментозная терапия афонии проводится на фоне голосо­вого режима в комплексе с дыхательной гимнастикой и ортофоническим лечением.

Из физических методов лечения афонии для непосредственного воздействия на нервно-мышечный аппарат гортани назначают гальванизацию, электрофорез 0,1 % раствора стрихнина.
Один электрод с прокладкой размером 40×60 мм помещают на об­ласть гортани, другой электрод размером 60X80 мм распола­гают в области нижних шейных позвонков.
Сила тока до 3- 5 мА, по 10-20 мин, на курс 10-15 процедур.

По мнению М. А. Ратенберга (1973), хорошие результаты, особенно у больных с наличием парестезии, наблюдаются при местной дарсонвализации гортани.
Грибовидный электрод мед­ленно перемещают по передней поверхности шеи в течение 5-10 мин.
Назначают также вибрационный массаж гортани.

С целью стимуляции нервно-мышечного аппарата гортани показано воздействие фарадическим и диадинамическим тока­ми.
ДД-терапию нервно-мышечного аппарата гортани проводят токами — ритм синкопа.
Электроды 80X90 мм устанавливают у пластинок щитовидного хряща между нижней и средней третью грудиноключично-сосцевидной мышцы.
Начинают лечение с двухполупериодного волнового тока.
Сила тока до появления выраженных (но неболезненных) ощущений вибрации, по 10 мин, на курс до 15.
Хорошие резуль­таты отмечены при диадинамоэлектрофорезе прозерина.
Улуч­шение нарушенных в результате болезни периферического кро­вообращения и трофики тканей, наряду с нормализацией функ­ций вегетативной нервной системы обеспечивает лечебный эффект СМТ.

Важным фактором лечебного действия СМТ при функцио­нальных нарушениях голоса является их влияние на чувстви­тельную сферу нервной системы.
Воздействие этими токами вызывает ритмически упорядоченный поток импульсации с экстеро-, интеро- и проприорецепторов в центральную нервную систему.
Воздействие СМТ проводят раздвоенным электродом (30X40 мм каждый), располагают их на боковых поверхностях гортани впереди грудиноключично-сосцевидных мышц на уров­не нижней и средней трети (область двигательной точки диафрагмального нерва), другой электрод помещают в области ниж­них шейных позвонков.
Режим 1, род работы II, частота 75- 100 Гц, длительность полупериодов 2-3 с, глубина модуляций 50-100 %, по 10 мин, на курс 10-12.
При наличии болевого синдрома показано воздействие СМТ непосредственно на об­ласть гортани, при значительных нарушениях нейрогуморальной регуляции и трофики — на область шейных симпатических узлов.

С целью восстановления нарушенных рефлекторных механиз­мов в комплекс лечебных мероприятий необходимо включать рефлекторную терапию — воздействие физическими факторами (электрофорез 10 % раствора кальция хлорида) на «воротни­ковую» область, 15-20 процедур.

В. А. Тринос и соавт. (1984) предлагают при указанной патологии проводить электростимуляцию мышц гортани под за­щитой заглушения (чтобы больной не слышал своего собствен­ного голоса).
По мере улучшения фонации голосовыми склад­ками заглушение снимается.

Для лечения стойких функциональных нарушений голоса разработан комплекс, который включает поэтапное дифферен­цированное применение фонопедии, психотерапии, психопрофи­лактики и методов физической терапии, способствующих нор­мализации функции нервной системы.
Назначается седативная терапия, гидротерапия, гальванический воротник по Щербаку, дыхательные упражнения, целью которых является выработка правильного речевого дыхания.
Следует подчеркнуть важность точной дифференциальной диагностики характера поражения и причин, вызвавших заболевание, так как нерациональная тера­пия у этих больных способствует фиксации патологического со­стояния.

По данным некоторых исследователей низкочастотное ПеМП при определенных параметрах воздействия повышает микроцир­куляцию [Лозовецкая Л. Н., 1980; Ефанов О. И., 1981], увели­чивает мышечную работоспособность и двигательную активность [Лощиков В. Н., 1977], вызывает изменение тонуса вегетатив­ной нервной системы и условнорефлекторных связей [Боголю­бов В. М., 1981; Холодов Ю. А., 1982].
Особенности биологиче­ского действия низкочастотного ПеМП позволяют считать пато­генетически обоснованным использование этого метода в терапии афонии.
Магнитотерапия применялась у больных с функциональной гипотонусной дисфонией, спастической дисфонией и стойкой функцио­нальной афонией.
В зависимости от патологического процесса применялась стимулирующая (на область гортани) и релаксирующая (на сегментарно-рефлекторную зону) методика воз­действия.
Лечение афонии проводят от аппарата «Полюс-1».
Прямо­угольные индукторы торцовой частью (площадь 50×50 мм) без давления располагают контактно на правой и левой боковой поверхности гортани при горизонтальном направлении магнит­ных силовых линий .
Форма тока пульсирующая, режим непрерывный, величина магнитной индукции 25 мТ, про­должительность процедуры 20 мин, 15-20 процедур на курс.
Воздействие ПеМП на рефлекторно-сегментарную зону проводят прямоугольным индуктором, который торцовой частью (площадью 50X50 мм) устанавливают контактно на область проекции верхних шейных симпатических узлов (СII-CVI) паравертебральной области, рефлекторно связанных с гортанью.
Используют горизонтально направленные магнит­ные силовые линии синусоидальной формы тока в непрерывном режиме при величине магнитной индукции 25 мТ, продолжи­тельность процедуры 20 мин, ежедневно, на курс 20-25.
Лече­ние афонии проводят в комплексе с дыхательной и голосовой трени­ровкой.

При стойкой функциональной афонии лечение ПеМП следует начи­нать после длительного подготовительного этапа (дыхательная и голосовая тренировка).

Полученные данные позволяют счи­тать, что применение ПеМП в комплексе с голосовой и дыха­тельной тренировкой показано при различных формах функцио­нальных заболеваний гортани: при афонии, дисфонии и фонастении.
Для достижения максимального эффекта необходимо дифференцированное определение парамет­ров и зон воздействия магнитным полем в каждом конкретном случае [Василенко Ю. С, Николаевская В. П., Демченко Е. В., 1986].
При лечении больных с функциональными заболеваниями гортани широко следует использовать методы физической тера­пии, оказывающие нормализующее влияние на нервно-психи­ческий статус организма.
Назначают:
• бальнеотерапию (углекис­лые, йодобромные, жемчужные ванны),
• электрофорез кальция, брома, магния на «воротниковую» область,
• массаж «воротни­ковой» зоны,
• общий электрофорез кальция по Вермелю,
• общее УФ-облучение,
• лечебную физическую культуру и др.

Таким образом, в комплекс лечебных мероприятий при функ­циональных нарушениях голоса входят:
• психотерапия,
• медика­ментозные средства,
• ортофоническое лечение и методы физи­ческой терапии, направленные в основном на регуляцию дея­тельности центральной нервной системы,
• местное воздействие на гортань (афферентный воспринимающий аппа­рат).
Такая комплексная патогенетическая терапия, направлен­ная на различные, связанные между собой звенья патологиче­ского процесса, обеспечивает потенцированный эффект приме­няемых лечебных факторов и позволяет получить более благо­приятные результаты.

По материалам монографии Веры Петровны Николаевской «Физические методы лечения в оториноларингологии» М,»Медицина» 1989

источник

Понятие о функциональной афонии, виды афонии, причины ее воз­никновения • Психологические особенности людей с функциональ­ной афонией

Функциональная афония — отсутствие голоса, обусловленное функциональной недостаточностью голосовых мышц централь­ного происхождения, имеющей нейродинамический характер. В литературе это голосовое нарушение представлено под назва­ниями «истерическая афония», «психогенная афония». По дан­ным О. ВбЬте (1974), функциональная афония в 8 раз чаще диа­гностируется у женщин, чем у мужчин, а по наблюдениям Ю. С. Ва­силенко (2002), это соотношение составляет 12:1.

Одним из вариантов функциональной афонии является нару­шение способности к нормальному голосообразованию у людей, перенесших острые воспалительные заболевания гортани. Нару­шение развивается как результат закрепления шепотной речи, как бы заместителя голоса, и характерно для людей, обладающих весь­ма лабильной нервной системой.

Особенностью функциональной афонии служит отсутствие звуч­ного голоса при сохранной способности к достаточно громким кашлю и смеху. Причины возникновения афонии следует искать в изменениях деятельности ЦНС, а также среди последствий пси­хических травм различного характера и интенсивности.

Функциональная афония может оказаться единственным при­знаком перенесенного стресса, но чаще она представляет собой

одно из проявлений расстройства деятельности ЦНС по истери­ческому типу. Нарушение голоса, как правило, возникает внезап­но, чаще непосредственно после перенесенного стресса или на следующий день. Одновременно появляются ощущения комка в горле, боли в сердце, общая слабость, дрожание в теле.

У некоторых больных истерическая афония может приобретать хроническое течение. Однако в состоянии эмоционального напря­жения они способны закричать достаточно громко.

Поскольку острый и хронический стрессы являются фактора­ми, нарушающими баланс процессов возбуждения и торможе­ния, в результате могут развиться гипокинетический (паретиче-ский) и гиперкинетический (спастический) варианты функцио­нальной афонии. По данным Н. Е. Финченко (1967), паретическая форма афонии встречается значительно чаще и составляет около 80 % всех выявленных случаев.

При паретической форме ларингоскопическая картина напо­минает явления комбинированного пареза внутренних мышц гор­тани. Отмечается недостаточность закрытия голосовой щели либо на всем ее протяжении, либо на отдельных участках, что создает зияющие пространства различных конфигураций: в виде овала или треугольника с заостренной вершиной. Возможно компен­саторное смыкание вентрикулярных складок. При спастической форме на фоне попыток к фонации голосовые складки смыка­ются, наступает их резкое напряжение, однако вибрация отсут­ствует.

И при паретической, и при спастической формах функцио­нальной афонии, особенно при длительном течении заболева­ния, слизистая оболочка голосовых и вентрикулярных складок становится сухой, гиперемированной, покрывается корочками засохшего секрета. Микроларингоскопическое исследование про­водить невозможно из-за отсутствия колебательных движений го­лосовых складок.

Одним из проявлений двигательных расстройств при функцио­нальной афонии может стать затруднение дыхания, связанное с парадоксальным смыканием голосовых складок на вдохе. Характер­но, что днем в присутствии посторонних у больных отмечается шумное стридорозное дыхание, но когда во время разговора они отвлекаются, дыхание становится более свободным. Во время сна пациенты дышат совершенно спокойно. При ларингоскопии пери­оды, когда голосовые складки на вдохе располагаются почти у сред­ней линии (просвет составляет 1 — 2 мм при норме 14—16 мм), чередуются с периодами расхождения голосовых складок на пол­ный объем.

Больные жалуются на ощущение «комка» в горле, «налипа­ние» слизи, отсутствие звучного голоса. Они, как правило, стре­мятся подчеркнуть тяжесть заболевания, высказывают неверие в

возможность выздоровления и восстановления голоса. У истери­ческих субъектов нередки рецидивы афоний.

Вопросы и задания

1. Назовите основные типы двигательных нейродинамических нару­шений при афонии.

2. Каков механизм нарушений смыкательной способности голосовых складок при афонии?

3. Укажите причины возникновения функциональной афонии.

4. Составьте схему обследования больных при подозрении на истери­ческую (функциональную) афонию.

5. Разработайте диагностическую пробу для дифференциальной диа­гностики органической и функциональной афонии.

источник

Назовите основные типы двигательных нейродинамических нару­шений при афонии.

Каков механизм нарушений смыкательной способности голосовых складок при афонии?

Укажите причины возникновения функциональной афонии.

Составьте схему обследования больных при подозрении на истери­ческую (функциональную) афонию.

Разработайте диагностическую пробу для дифференциальной диа­гностики органической и функциональной афонии.

Коррекционная работа при гипертонусных и спастических дисфони-ях • Цели, задачи, направления фонопедических занятий • Этапы фо-нопедической коррекции

Коррекционная работа при функциональных дисфониях стро­ится с учетом характера двигательных нарушений и преоблада­ющего мышечного тонуса. При гипертонусных, спастических дис­фониях и функциональных афониях с преобладанием гипертону­са основной целью фонопедии является нормализация (снижение) неконтролируемого мышечного напряжения. При гипотонусных вариантах усилия логопеда направлены на активизацию смыка­тельной способности голосовых складок, укрепление нервно-мы­шечной системы артикуляционного аппарата. И при всех типах функциональных дисфоний отрабатываются наиболее физиоло­гичные и эргономичные типы фонационного дыхания.

Коррекция нарушений голоса при гипертонусных и спастиче­ских дисфониях реализуется как комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие по следующим направлениям:

Читайте также:  Что такое болезнь афония

нормализация процессов возбуждения и торможения в ЦНС;

нормализация мышечного тонуса;

снятие отрицательных патологических наслоений в виде стра­ха речи, неуверенности в себе, формирование мотивации на пре­одоление нарушения;

постановка физиологичного механизма голосообразования, координация фонаторного акта;

5) введение сформированного механизма голосообразования и голосоведения в повседневную речь.

Фонопедическая коррекция функциональных нарушений го­лоса может быть представлена на основе модели, разработанной О.С.Орловой, которая включает четыре основных этапа.

Логопедическая работа осуществляется на фоне медикамен­тозного, физиотерапевтического и психотерапевтического воз­действий. Превалирующими задачами на первом этапе являются: торможение патологических навыков фонации и голосоведения (режим молчания); тренировка артикуляционного аппарата и активизация нервно-мышечной системы гортани.

Указанные задачи решаются одновременно. В период соблюде­ния режима молчания рекомендуется проводить (беззвучно) ар­тикуляционную гимнастику, позволяющую выработать умение произвольно расслаблять оральную мускулатуру, добиться в пол­ном объеме легких, свободных и четких координированных дви­жений нижней челюсти, губ, языка. Параллельно целесообразно выполнять вибрационный и гигиенический самомассаж лица и шеи в разной технике исполнения (тонизирующей или расслаб­ляющей в зависимости от тонусных нарушений), что подготавли­вает голосовой аппарат к этапу постановки голоса, снимает мы­шечную усталость, придает бодрость.

2. Этап постановки физиологического и фонационного дыхания.

Задачи, поставленные на этом этапе коррекционного воздей­ствия, решаются на занятиях лечебной физкультурой. Здесь от­рабатываются равномерность дыхания, его ритм, достигается оп­тимальное соотношение вдоха и выдоха. Начиная с 5—7-го дня в систему занятий включают динамическую дыхательную гимнас­тику, направленную на координацию дыхания и фонации.

3. Этап формирования оптимального физиологического механизма голосообразования.

Целью этого этапа работы становится восстановление (созда­ние) рационального механизма голосообразования. Занятия орга­низуют с учетом характера тонусных или дискоординационных нарушений. Для формирования оральных и голосовых кинесте­зии, а также с целью достижения и закрепления плавного смы­кания голосовых складок используют традиционный прием — «подачу звука в маску». Произнесение звука отрабатывается на мягкой атаке. Вводятся соноры в прямые и обратные слоги.

При тяжелых формах гипертонусных нарушений занятия на­чинают с тренировки беззвучной артикуляции согласных и глас­ных. Прорабатывают мягкую голосоподачу на придыхательной атаке с опорой на глухие щелевые фонемы. Дает успешные ре­зультаты выполнение жевательных упражнений, которые предло­жил Е. Ргб5спе15 (1952). В сложных случаях рекомендуется исполь­зовать аппараты «отставленной речи» и корректофон Деражне.

При выраженном гипотонусе вводятся упражнения, предус­матривающие плотное резкое смыкание голосовых складок, — про­изнесение слогов «па-пи-пу», сочетания гласного с йотирован­ным звуком []]: «[айяа-ойе-уйу]» и т.д.

4. Этап закрепления навыков голосообразования и голосоведения.

Постановка голоса еще не гарантирует успешного формирова­ния навыка пользования им в различных ситуациях, и потому коррекционная работа должна продолжаться и по достижении пра­вильной изолированной фонации. На заключительном этапе мож­но выделить два основных направления фонопедической работы: введение голоса в фонацию и закрепление правильного механиз­ма голосообразования и голосоведения; и наконец, обучение пра­вилам гигиены голоса, определение индивидуально допустимых голосовых нагрузок и их рационального режима с целью профи­лактики рецидивов.

Введение поставленного голоса в речь осуществляется с ис­пользованием вокальных упражнений и специальных текстов, в которых в зависимости от особенностей нарушений в каждом кон­кретном случае преобладают соноры, смычные или другие необ­ходимые звуки.

Обучение пациента правильному использованию голосового аппарата предполагает прежде всего определение индивидуаль­ных нагрузок с учетом особенностей нервно-мышечной деятель­ности, овладение приемами нормализации мышечного тонуса, как бы «разогревания» голосового аппарата перед предполагае­мыми значительными нагрузками. Коррекция голоса у больных с функциональными дисфониями, особенно при длительном или рецидивирующем характере течения заболевания, представляет значительные трудности. В случае рецидива коррекционная работа проводится повторным курсом, но в несколько сокращенном ва­рианте. При вовлечении в патологический процесс личностных изменений, страха речи и тому подобного большое значение при­обретает психологическая коррекция.

источник

Функциональной афонией называют расстройства голоса, возникающие чаще всего внезапно как реакция на психическую травму или длительно действующую психотравмирующую ситуацию. По мнению И. Максимова (1987), она представляет собой полисимптомную «неврологическую» форму истерии и встречается у людей, склонных к истерическим реакциям, чаще всего у девочек и женщин. Точнее было бы назвать функциональную афонию психогенной, или истерической. Согласно материалам разных исследований, данная патология распределяется у женщин и мужчин в соотношении 5:1.

Голос пропадает внезапно, но, как правило, сохраняется звучный кашель и смех, что может служить диагностическим признаком. Для общения с окружающими используется шепот. Иногда он очень слабый, во многих случаях напряженный, акцентуированный, порой на его фоне появляются звучные прорывы голоса, но весьма кратковременные, высокого сиплого тона. Ларингоскопия не всегда и не сразу выявляет функциональную неполноценность голосового аппарата. Голосовые складки могут иметь естественный перламутровый цвет и нормальную подвижность, но фонация отсутствует, так как, сближаясь, они не колеблются.

Возможны и другие варианты ларингоскопической картины — отмечается несмыкание голосовых складок различной формы по типу парезов внутренних мышц гортани, иногда наблюдается картина пареза одной половины гортани. При повторных осмотрах может обнаружиться непостоянство ларингостробоскопической картины — изменения формы голосовой щели: она то овальная, то в виде треугольника. В случаях длительного нарушения голоса появляется покраснение и сухость складок как следствие напряжения при попытках фонации, форсированного шепота. При этом характерна тенденция включения в фонацию вестибулярных складок.

При полном отсутствии голоса и выявлении описанной симптоматики с указанием на психическую травму в качестве этиологического фактора установление функциональной афонии не представляет трудностей.

Более сложна диагностика психогенных нарушений, когда они развертываются постепенно и проявляются в виде дисфонии. Нарушения такого типа свойственны людям с лабильной психикой, а провоцируют их перенесенные воспалительные заболевания верхних дыхательных путей и глотки, а иногда длительная и неразрешающаяся конфликтная ситуация. В подобных случаях психогенная дисфония распознается не сразу. Начинается местное лечение, не дающее улучшения; голос постепенно ухудшается, снижается его сила, звучность, усиливается охриплость. При этом голосовые складки розовые, сухие, появляется отечность вестибулярных складок, которые частично участвуют в акте фонации. Психогенные дисфонии такого типа обычно плохо распознаются, продолжаются длительно и могут перейти в афонию.

Если пациент своевременно не обращается к специалисту, то функциональная афония может закрепиться на длительное время, что ведет к большим трудностям восстановления голоса.

Отсутствие голоса сопровождается жалобами на ощущения «скрежета», «налипания пленок», «комка» в гортани. Характерны стремление всячески подчеркнуть тяжесть своего состояния, неверие в возможность обрести звучный голос, некоторые черты демонстративности поведения. Нарушение голоса приобретает характер «условной приятности и желательности», так как дает некоторые привилегии, например длительную нетрудоспособность при неблагоприятной обстановке на работе или особое отношение в семье.

Основой коррекционных занятий по устранению функциональной афонии является рациональная психотерапия. На первом занятии в форме доверительной беседы необходимо убедить человека, что его голос восстановится, что он, собственно, у него есть, только нарушилась возможность им пользоваться. Обязательно надо объяснить, что голосовой аппарат в норме, ибо при длительном безуспешном лечении многие считают, что страдают серьезным заболеванием гортани. Желательно выяснить, какого рода конфликт спровоцировал расстройства голоса, и попытаться найти пути его разрешения. Беседу следует проводить в непринужденной, но достаточно твердой форме. Чрезвычайно важно получить звучный голос уже на первом занятии, продемонстрировав таким образом наличие голоса.

Единого универсального метода для устранения функциональной афонии не существует. Используются различные приемы стимуляции звука голоса. Сохранный звучный кашель может послужить основой в таких попытках. По инструкции логопеда, сопряженно с ним, продуцируется несколько кашлевых толчков на сильном выдохе. Затем логопед, положив руку на подбородок пациента, резко опускает его вниз, получая при этом звук близкий к [а]. После нескольких повторений обучаемый проделывает это самостоятельно, слышит свой звучный голос и постепенно начинает осознанно формировать полноценный гласный. Следующий этап — произнесение слогов, как бы от кашлевого толчка: ка-ко-ку-ке-ки. Если они звучат полноценно, сразу же предлагается повторить за логопедом простые обиходные слова: да, нет, дай, возьми, положи, пойди, купи и т.д. После этого переход к фразовой речи уже не представляет трудностей.

Однако данный прием не всегда оказывается продуктивным. Тогда можно предложить имитировать стон на придыхательной атаке, сопровождая его активными жевательными движениями. Для облегчения к темени обучаемого прикладывается камертон, обычно С-128, так как его звучание соответствует и мужскому, и женскому тону голоса. С нескольких попыток издается стон — «мычание», к которому добавляются гласные [а, о, у, э, и] и формируются полнозвучные слоги. Аналогичный прием применяется при «нычании», т.е. от звука [н]. В дальнейшем для произнесения предлагаются слова, начинающиеся с первых ударных слогов типа: манка, море, мул, мера, мыло; набело, нож, нутрия, нефть, низкий и т.д. Постепенно приступают к тренировке произнесения рядов слов с первым ударным слогом, начинающимся со звонких согласных. На этом этапе обучаемые уже в состоянии свободно общаться нормальным, звучным голосом.

Все логопедические занятия проводятся при ларингоскопическом контроле, консультировании у психиатра и медикаментозном лечении, главным образом транквилизаторами. После восстановления голоса картина гортани соответствует норме с хорошей вибраторной функцией голосовых складок.

Необходимо отметить, что функциональные афонии склонны рецидивировать, так как они являются лишь симптомом невротического состояния. Возможны варианты, когда при любых эмоциональных нагрузках афония может возникать снова. Поэтому со всеми пациентами после того, как они начали общаться звучным голосом, желательно провести курс фонопедии по методике восстановления голоса при гипотонусных нарушениях. Перед такими занятиями дается твердая установка на то, что после завершения полного курса постановки голоса никаких срывов быть не должно. Курс фонопедии в данном случае носит психотерапевтический, превентивный, скорее, даже установочный характер. Продолжительность восстановительного обучения в среднем составляет 2 мес.

Рассмотрим пример постепенного развития функциональной афонии.

У П. Ю. К., девушки 14 лет, сложилась длительная конфликтная ситуация в школе, нарушились взаимоотношения с одноклассниками. Ей стало тяжело ходить в школу, общаться со сверстниками, отвечать на уроках, хотя успевала она хорошо. Постепенно, сначала в школе, затем и дома, у девушки начал «садиться» голос. Она обратилась в местную поликлинику (жила в небольшом поселке), где ей назначили курс ингаляций. Эффекта лечение не дало, и она была госпитализирована в оториноларингологическое отделение областной больницы. В больнице пациентка пробыла месяц, в течение которого проводилась физиотерапия, инъекции витаминов, вливания в гортань. На фоне лечения голос ухудшался и наступила афония. В таком состоянии она была выписана. В больнице никто не заподозрил психогенного характера расстройства голоса.

После консультации в одном из клинических институтов Москвы больная была направлена в фониатрическое отделение. К этому моменту нарушение голоса продолжалось уже около года. На приеме девушка общалась слабым, еле слышным шепотом. При осмотре гортани выявлено, что голосовые складки не смыкаются, остается щель в форме овала. Консультация психиатра специфических нарушений не выявила. Нарушение голоса можно было рассматривать как моносиндром у личности, склонной к истерическим реакциям.

Звучный голос удалось вызвать на втором занятии от «стона». Затем стали звучно произноситься слоги ма, мо, му, мэ, мы; на, но, ну, нэ, ны; потом перешли к словам с первым ударным слогом мак, море, мыло и т.д. Постепенно пациентка начала говорить звучным голосом. В заключение был проведен полный курс фонопедии по методике, принятой для гипотонусных расстройств голоса.

Сложность восстановления голоса в большей степени зависит от длительности нарушения, ошибочной первоначальной диагностики, безуспешного лечения и закрепления таким образом афонии.

Контрольные вопросы и задания

1. Какова причина возникновения функциональной афонии и дисфонии?

2. Назовите диагностические признаки психогенного расстройства голоса.

3. Какие черты личности свойственны людям с функциональной афонией?

4. У кого чаще возникает функциональная афония по тендерному признаку?

5. Опишите приемы, с помощью которых можно вызвать звучный голос.

6. Сравните протекание расстройства голоса при гипотонусных нарушениях и при функциональной афонии. Укажите их общие признаки и различия.

7. Объясните целесообразность проведения курса постановки голоса при функциональной афонии.

Дата добавления: 2014-12-17 ; просмотров: 3695 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник

Дисфония – понятие, обозначающее нарушение голосовой функции, которое проявляется хрипотой, гнусавостью, слабостью и осиплостью. Полная потеря звучности голоса называется афонией. При безгласии сохраняется шепотная речь, появляются моменты дребезжащего голоса.

Дисфония возникает при нарушении работы голосового аппарата. У больных происходит частичное изменение высоты, тембра или силы голоса. Данное патологическое состояние встречается в любом возрасте и хорошо поддается лечению. Невозможность говорить нормальным голосом возникает по разным причинам. Среди них: простудные заболевания, чрезмерное перенапряжение голосовых связок, стресс и волнение.

Дисфония и афония — симптомы различных соматических и психоневрологических заболеваний: дифтерийного крупа, острого ларингита, катара, опухоли гортани, неврозов. Все больные с нарушением речевой функции должны быть тщательно обследованы. Лечение афонии и дисфонии зависит от причин, вызвавших эти недуги. Правильная и своевременная терапия обеспечивает быстрое возвращение голоса с его первоначальной тональностью.

По происхождению дисфония бывает органической и функциональной. Органическая возникает на фоне воспалительных заболеваний гортани, а функциональная — на фоне различных невротических изменений. После угасания патологических процессов в организме дисфония исчезает.

Функциональная дисфония подразделяется на 3 вида: гипотонусная, гипертонусная, гипо-гипертонусная.

Патогенетическая классификация дисфонии:

  • Мутационная дисфония встречается у мальчиков пубертатного возраста и отличается резким переходом голоса от высокого тона к низкому.
  • Психогенная дисфония обусловлена сильным психоэмоциональным перенапряжением.
  • Спастическая дисфония возникает при дискоординируемой гиперфункции дыхательной мускулатуры.
Читайте также:  Что такое аллопеция афония

По длительности дисфонию подразделяют на кратковременную и стойкую.

Виды афонии:

  1. Паралитическая афония развивается при дисфункции нижнего гортанного нерва, который травмируется во время операций на органах шеи или поражается при инфекционной интоксикации. Причиной патологии также являются хронические заболевания нервной системы – сирингомиелия, сирингобульбия.
  2. Истинная афония возникает при поражении гортани, препятствующему надлежащему смыканию и достаточной вибрации связок. Острый или хронический ларингит, паралич гортанных мышц, новообразования — причины подобных изменений.
  3. Функциональная афония – отсутствие голоса, обусловленное функциональной недостаточностью голосовых мышц центрального происхождения. Развитию патологии способствует влияние стресса и психических травм на лабильную нервную систему больных.
  4. Спастическая афония возникает при спазматическом сокращении мышц гортани, сужающих голосовую щель. Судороги гортанных мышц делают щель настолько узкой, что у больных полностью пропадает голос.

Причины дисфонии и афонии подразделяют на две большие группы: врожденные и приобретенные.

  • Основной причиной дисфонии голосовых связок является врожденный порок развития гортани. У больных с нарушенной структурой хрящевой ткани провисает надгортанник, вход в гортань неполностью отрывается, что проявляется отрывистым и шумным вдохом. Это так называемый врожденный стридор или ларингомаляция, которая развивается в процессе эмбриогенеза после появления центров хондрификации.
  • Врожденный подголосовой стеноз гортани — частая причина сужения дыхательных путей в детском возрасте, проявляющегося дисфонией или афонией. Полное или частичное недоразвитие голосовых складок у детей сопровождается одышкой, хрипами, кашлем.
  • Ангиома гортани – сосудистая патология, являющаяся следствием нарушенного эмбрионального развития кровеносной и лимфатической систем. Развивается заболевание под воздействием инфекционных агентов, травматического повреждения, гормонального дисбаланса в гестационном периоде.

Заболевания, ставшие причиной дисфонии:

  1. Аллергия,
  2. Воспаление различных отделов респираторного тракта,
  3. Доброкачественные новообразования гортани,
  4. Заболевания неврологического характера,
  5. Астеническое состояние,
  6. Гормональный сбой,
  7. Миастения,
  8. Заболевания внутренних органов в стадии декомпенсации,
  9. Эндокринопатия,
  10. Гематологические заболевания,
  11. Остеохондроз шейного отдела позвоночника,
  12. Травмы голосового аппарата,
  13. Острые инфекционные заболевания – грипп, ОРВИ, ангина.

Факторы, провоцирующие дисфонию:

  • Стрессовые состояния,
  • Вынужденное долгое молчание,
  • Обструкция дыхательных путей инородными телами,
  • Длительный прием анаболиков,
  • Профессиональный фактор, связанный с постоянным напряжением голосовых связок,
  • Психологические факторы,
  • Операции на органах шеи,
  • Медикаментозное лечение,
  • Перенапряжение голоса в компании или шумном помещении,
  • Особенности микроклимата помещения – сырость, пыль, холод или жара,
  • Чрезмерное употребление алкогольных напитков,
  • Раздражение гортани вследствие химических ожогов,
  • Курение,
  • Пожилой возраст,
  • Частый и продолжительный визг и крик у детей,
  • Профессиональные вредности — запыленность или загазованность производственного помещения.

Функциональная дисфония часто приводит к формированию органической патологии гортани – атрофического ларингита. Регулярное воздействие провоцирующих факторов обычно имеет неблагоприятный исход. В горле развиваются различные патологии – опухоли, полипы, гематомы. Длительное перенапряжение голоса часто заканчивается хроническим ларингитом, а чрезмерное увлечение алкоголем способствует усиленному приливу крови к глотке, гиперемии и отеку слизистой оболочки гортани.

У детей дисфония развивается вследствие частых и громких криков, пения в высоком звуковом диапазоне. Голос у малышей становится хриплым при увеличении и воспалении аденоидов. Нарушенное носовое дыхание способствует попаданию в гортань холодного и неочищенного воздуха, что приводит к частым ларингитам и дисфонии.

У больных с дисфонией голос становится хриплым, изменяется его тембр или тональность. У детей появляется стридорозное дыхание — свистящее и шумное, обусловленное турбулентным воздушным потоком в дыхательных путях. Стридор является важным симптомом значительной обструкции гортани.

Дисфония сопровождается постоянной или периодической охриплостью и утомляемостью голоса. У больных ларингитом голос становится слабым и осипшим, возникает сухой мучительный кашель, речь затрудняется. По мере роста опухоли голос пропадает, остается лишь шепотная речь. Развивается афония.

  1. Гипотонусная форма проявляется гиперемией голосовых складок, формированием овальной или треугольной голосовой щели, глухим, слабым и сиплым голосом.
  2. Гипертонусная дисфония — тонический мышечный спазм гортани и судорожное сближение напряженных голосовых складок, сопровождающееся хрипотой и болью в горле.
  3. Симптомами гипо-гипертонусной дисфонии являются: сухость во рту, тремолирующий, вибрирующий голос, сбивчивость дыхания.
  4. Спастическая дисфония — самая тяжелая форма патология, имеющая острое начало, обусловленное психической травмой и длительным перенапряжением голоса. Он становится хриплым, слабым, вибрирующим, фальцетным, дрожащим, срывающимся. Мышцы затылка и шеи начинают болеть в результате постоянного спазма, боль в горле усиливается при глотании. Постепенно болевой синдром и дискомфортные ощущения в горле становятся невыносимыми и требуют срочного лечения.

При обнаружении перечисленных выше симптомов следует обратиться к ЛОР-врачу, пройти всестороннее обследование и комплексное лечение.

Диагностика нарушения голосовой функции заключается в опросе и осмотре больного. При сборе анамнеза особое внимание обращают на длительность патологии, наличие сопутствующих болезней и факторов, способствующих развитию дисфонии.

Физикальное и инструментальное обследование:

Исследование основных акустических параметров голоса,

  • Глоттография и электромиография,
  • Прямая или непрямая ларингоскопия,
  • Исследование ФВД (функции внешнего дыхания),
  • Эндофиброларингоскопия,
  • Микроларингостробоскопия,
  • Трахеоскопия при необходимости,
  • Рентгенография гортани,
  • КТ,
  • Клинические анализы крови и мочи,
  • Бактериологическое исследование отделяемого ротоглотки,
  • Биопсия при подозрении на онкопатологию.
  • Лечение дисфонии комплексное, направленное на устранение заболевания, ставшего ее причиной.

    Лекарственную терапию проводят на фоне голосового режима и ортофонического лечения.

    1. Настойка лимонника, женьшеня, прочие стимуляторы и витамины — препараты для лечения гипотонусной дисфонии, улучшающие микроциркуляцию голосовых складок и возвращающие нормальный голос.
    2. Психотропные препараты, нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты, спазмолитики показаны для лечения гиперкинетической дисфонии.
    3. Для лечения спастической дисфонии больным назначают «Гамма-аминомасляную кислоту», «Аминалон».
    4. Поливитамины, АТФ, «Стрихнин», «Прозерин», седативные средства и транквилизаторы назначают больным с различным формами дисфонии.
    5. Витаминные комплексы и сосудистые препараты показаны для улучшения функций органа и быстрого восстановления всего организма.
    6. Если причиной дисфонии стала острая вирусная инфекция, больным назначают голосовой режим, обильное теплое питье, противовирусные препараты, иммуномодуляторы. При воспалительных гортанных процессах используют антибиотики, полоскания горла, проведение ингаляций.

    К немедикаментозному лечению дисфонии относятся следующие методы:

    • Фонопедические упражнения для реабилитации голосовой функции,
    • Массажирование шеи,
    • Психотерапевтическое воздействие,
    • Логопедические и голосовые упражнения,
    • Бальнеотерапия,
    • Гидротерапия,
    • Иглорефлексотерапия,
    • Электросон,
    • Физиотерапия – электростимуляция мышц гортани диадинамическим током, гальванизация, дарсонвализация, амплипульс, электрофорез.

    Ларингопластика, имплантационная хирургия, трахеостомия и тиропластика — операции, проводимые при стойкой дисфонии, не поддающейся консервативному лечению. Чтобы восстановить голосовую функцию, хирурги иссекают рубцы со связок гортани, удаляют опухоли.

    Для лечения заболеваний, проявляющихся дисфонией, широко используют рецепты народной медицины. Водочный компресс и горчичники приводят к расширению сосудов, притоку крови к пораженной области, уменьшению признаков воспаления и устранению соответствующих симптомов.

    Больным с дисфонией полезно ежедневное употреблять сок моркови, одуванчика, репы, капусты. Куриные сырые яйца и вываренные до мягкости дольки чеснока улучшают состояние голосовых связок. Ингаляционное введение в организм отваров лекарственных трав обеспечивает их быстрое терапевтическое действие. Полезно принимать отвар семян льна с яблоком и медом, полоскать горло настоем алтея и лаванды, фенхеля и молока.

    Профилактические мероприятия при дисфонии включают:

    1. Раннее выявление и грамотное лечение инфекционных заболеваний ЛОР-органов,
    2. Режим молчания,
    3. Предупреждение ОРЗ и ОРВИ,
    4. Коррекция голосовой нагрузки у певцов, лекторов, ораторов,
    5. Обеспечение носового дыхания зимой,
    6. Борьба с вредными привычками,
    7. Укрепление нервной системы,
    8. Закаливание,
    9. Ведение здорового образа жизни,
    10. Правильное питание,
    11. Соблюдение оптимального режима труда и отдыха,
    12. Повышение иммунитета.

    При появлении первых признаков голосовых расстройств необходимо немедленно обратиться к врачу. Это значительно снижает риск развития тяжелых последствий при афонии. Патологические состояния, проявляющиеся хрипотой или полным отсутствием голоса, хорошо поддаются лечению. Голосовая функция быстро приходит в норму.

    источник

    Этиология гипертонусных нарушений голоса и характеристика голо­совой функции при данных нарушениях • Спастическая дисфония Степени выраженности голосовых нарушений при этом заболе­вании

    Гипертонусная дисфония — нарушение голоса, вызываемое не­контролируемым повышением тонуса мышц голосовых складок. Частота возникновения гипертонусной дисфонии, по данным Ю.С.Василенко и О.М. Кажлаева (1982), составляет 2,3—2,4%. Этот вид функциональной дисфонии отмечается преимуществен­но у мужчин.

    Основным механизмом возникновения гипертонусной дисфо­нии является форсированная силовая манера речи и пения, осо­бенно в шумной обстановке при использовании жесткой атаки. Такая нагрузка приводит к постоянному перенапряжению мышц брюшного пресса, толчкообразному движению диафрагмы, на­пряжению мускулатуры лица и шеи, сопровождающемуся набу­ханием мышц шеи (Дмитриев Л. Б., 1990).

    Акустическими признаками гипертонусной дисфонии являют­ся огрубление тембра голоса, снижение динамического диапазо­на, появление охриплости, напряженность фонации, неконтро­лируемое повышение силы голоса. Среди субъективных ощуще­ний пациенты указывают на неприятные болевые ощущения в области глотки, гортани, шеи, постоянное желание откашливать­ся, быструю утомляемость, периодические спазмы, ограничение способности к произвольному изменению тембра и силы голоса, сокращение времени фонации.

    Ларингоскопия выявляет следующую специфическую картину. При фонации голосовые складки плотно соприкасаются друг с Другом. Они несколько отечны, поэтому создается впечатление «наползания»; их поверхность покрыта избыточным количеством вязкой слизи. Во время попыток повышения тона звука черпаловидные хрящи спастически сокращаются, вестибулярные склад­ки сближаются.

    При длительном процессе они гипертрофируются, включаясь в акт голосообразования, как следствие этого возникает вентрикулярный голос.

    Микроларингоскопия демонстрирует при гипертонусной дис­фонии признаки нарушения кровообращения — усиление рисун­ка мелких сосудов слизистой оболочки, гиперемию свободного края голосовых складок.

    Ларингостробоскопическая картина характеризуется судорож­ными мелкоразмашистыми, но синхронными колебаниями.

    При гипертонусной дисфонии четко выражены нарушения фонационного дыхания, отсутствует полноценная дыхательная опора, само дыхание поверхностное, неравномерное, легко замет­ны толчкообразные движения грудной клетки на выдохе.

    Спастическая дисфония — нейродинамическое расстройство фонации, обусловленное дискоординацией работы внутренних и наружных мышц гортани, а также дыхательных мышц (Орло­ва О. С, 1980). Это нарушение встречается довольно редко и пото­му является наименее изученным функциональным нарушением голоса.

    Возникновение этого заболевания наиболее часто связывают с психической травмой и стрессовыми перегрузками. Так, Ю. С. Ва­силенко (1984) указывает, что спастическую дисфонию наблюда­ют преимущественно у женщин в возрасте 40—45 лет, перенесших психическую травму или длительно находящихся в психотравмирующих ситуациях. Вместе с тем нередко отмечается дискоординация фонаторного акта по типу спастической дисфонии у лю­дей, перенесших острые инфекционные заболевания верхних ды­хательных путей или испытывающих чрезмерную голосовую на­грузку.

    К акустическим признакам спастической дисфонии относят­ся затрудненность при выполнении голосовых модуляций, по­нижение частоты основного тона голоса, появление негармонич­ных добавлений в звучании голоса, непроизвольные изменения тональности в течение одной фразы, постоянные колебания силы голоса, напряженная, сдавленная фонация. Следует отметить, что во время непроизвольной вокализации (плач, смех, кашель), при пении и после приема алкогольных напитков голос становится нормальным.

    В качестве субъективных признаков больные со спастической дисфонией называют болевые ощущения во время фонации в гор­тани, в мышцах шеи и плечевого пояса, затруднения в общении из-за неспособности регулировать тембр, силу и длительность фо­нации, нарушения фонационного дыхания.

    Различные проявления акустических нарушений и их сочета­ния с субъективными жалобами больных позволяют выделить три степени спастической дисфонии (Орлова О. С, 1984):

    первый уровень нарушений — легкая степень спастической дисфонии — незначительные изменения голоса;

    второй уровень нарушений — средняя степень — умеренные изменения голоса;

    третий уровень нарушений — тяжелая степень — грубые из­менения голоса.

    Состояние больных со спастической дисфонией легкой степе­ни характеризуется небольшой охриплостью, единичными крат­ковременными спазмами. Ларингоскопическое, микроларингоскопическое и стробоскопическое обследования не выявляют вы­раженных нарушений.

    У больных со средней степенью расстройства наблюдаются стойкие нарушения фонации: голос низкий, грубый, напряжен­ий с шумовыми призвуками; темп речи резко замедлен из-за частых голосовых пауз.

    Совокупность дефектов фонации и артикуляции обусловли­вает низкую разборчивость речи. У некоторых больных фонация сопровождается артикуляционными моторными судорогами, ти­ком век, судорожными сокращениями лицевой и шейной мус­кулатуры. При ларингоскопии отмечается утолщение вестибу­лярных складок, движение которых опережает сближение скла­док голосовых, которые судорожно смыкаются на всем протя­жении.

    Ларингостробоскопическое исследование выявляет нарушение динамики и снижение амплитуды колебательных движений. Про­исходит полное смыкание голосовых складок, а время фонации уменьшается. Микроларингоскопия свидетельствует об отечности краев голосовых складок, расширении сосудистой сети.

    Третьей группе пациентов — наиболее тяжелая степень заболе­вания — свойственны грубые нарушения голосообразования. По­вышенная спастичность голосовых складок обусловливает напря­женный, сдавленный, прерывающийся характер фонации. Макси­мальное ее время сводится к 1 — 2 с. Акустически ярко выражены охриплость и постоянные дополнительные призвуки. Разборчи­вость речи грубо нарушается (10—40 %), искажается динамика фо­национного дыхания. Ларингоскопическое и микроларингоскопи­ческое исследования затруднены из-за высокой спастичности мышц голосового аппарата.

    Вопросы и задания

    1. Каковы основные акустические признаки гипертонусной дисфо­нии?

    2. Опишите механизм возникновения гипертонусных нарушений го­лоса.

    3. Определите, в чем сходство и в чем различие гипертонусных и спа­стических дисфонии.

    4. Какой вариант голосовой атаки используется большинством боль­ных, страдающих гипертонусными дисфониями?

    5. Назовите субъективные жалобы людей, страдающих гипертонусными дисфониями.

    6. Для каких видов детской деятельности характерно перенапряжение голосового аппарата?

    7. Составьте рекомендации для педагогов, занимающихся профилак­тикой гипертонусных дисфонии у детей.

    2.3. Гипотонусные дисфонии. Фонастения

    Этиология гипотонусных нарушений голоса. Их проявления • Этио­логия фонастении, ее проявления

    Гипотонусная (гипофункциональная) дисфония — нарушение го­лоса, обусловленное снижением мышечного тонуса голосовых скла­док. Частота таких заболеваний, по разным данным, составляет от 13,7 (Василенко Ю.С., 1983) до 50% и более (Дмитриев Л. Б., 1968) и даже до 70—80 % (Максимов И., 1987) от общего числа обратившихся с жалобами на нарушения голоса.

    Основными акустическими признаками гипотонусных дисфоний являются охриплость, уменьшение силы и «полетности» голо­са, понижение звучания нот верхнего регистра, появление легких хрипловатых призвуков («песочка») в голосе. Субъективные жало­бы сводятся к быстрой утомляемости, чувству «утечки» воздуха.

    Читайте также:  Что такое афония розацея

    При осмотре слизистая оболочка гортани и трахеи не имеет воспалительных изменений, голосовые складки подвижны, но их тонус снижен, при фонации отмечается несмыкание примерно на 1 мм, в результате чего образуется щель в виде вытянутого овала, иногда в задней трети складок в форме треугольника. При ларингостробоскопии наблюдаются вялые, ослабленные колеба­ния голосовых складок. Симптом смещения слизистой оболочки их крайних отделов положительный. Более отчетливо выражен вер­тикальный компонент фонаторных колебаний. При произнесении высоких или громких звуков голосовая щель полностью смыкает­ся, обусловливая более высокое качество звука.

    Микроларингоскопия обнаруживает застойные явления в ве­нозной сети, что, по-видимому, связано со снижением тонуса мышц стенки сосудов. Анализ динамики дыхания свидетельствует об отсутствии постоянства в соотношении вдох—выдох, о чрез­мерном «заборе» воздуха перед фонацией.

    Причинами гипотонусных дисфонии могут быть как психоген­ные, так и поногенные факторы. Преимущественно в анамнезе пациентов отмечается сочетание патологических факторов, а имен­но голосовые нагрузки во время или после острой респираторной вирусной инфекции (ОРВИ), ангины, бронхита, трахеита; не­редко подобные признаки появляются на фоне острого или хро­нического стресса, а также при чрезмерном голосовом напряже­нии у пациентов с вегетососудистыми дистониями, гормональ­ными дисфункциями.

    Фонастения — функциональное расстройство голоса, характе­ризующееся нарушением координации между дыханием, фона­цией, артикуляцией и функцией резонаторных полостей на фоне особой невротической предрасположенности. Фонастению впер­вые описал в 1887 г. В. Fraenkel. Эта форма голосового расстройства наблюдается преимущественно у людей голосовых профессий. Мно­гие авторы (Фомичев М. И., 1949; Шамшева Т. Е., Морозов В. П., 1966; Василенко Ю. С, 1978, 2002; и др.) относят фонастению к профессиональным заболеваниям, которые встречаются у педаго­гов с частотой 32,6 %, у певцов — 7,9 %. Значительно чаще фонас­тенией страдают женщины вследствие большей лабильности их нервной системы и меньшей выносливости голосового аппарата.

    Мнения о причинах фонастении весьма разнообразны. Часть исследователей (Т.Е.Шамшева, В.П.Морозов, Ю.С.Василенко) квалифицируют это заболевание как нарушение согласованного функционирования мышц различных отделов голосового аппара­та вследствие возникновения очагов застойного торможения в коре головного мозга. А. Митринович-Моджиевска (1965) отмечает пря­мую зависимость между нарушениями анатомического строения гортани и частотой возникновения фонастении. Е.В.Лаврова и А. Г.Рахмилевич (1978) в качестве причин фонастении рассмат­ривают недостаточную постановку голоса у людей, имеющих голосоречевые профессии. Большинство исследователей едины во мнении, что фонастения развивается преимущественно у людей с лабильной нервной системой или людей, подверженных часто­му воздействию стрессовых факторов высокой интенсивности.

    В соответствии с течением заболевания выделяют острые и хро­нические формы. Акустическими признаками фонастении явля­ются снижение высоты основного тона голоса, сужение рабочего диапазона голоса, ослабление его силы и «полетности», сокраще­ние максимального времени фонации. Жалобы пациентов: чув­ство давления в гортани, болевые ощущения, возникающие даже при тихом пении, отсутствие плавности звука, быстрая утомляе­мость. Профессионалы отмечают трудности поддержания необхо­димого тембра, огрубление голоса, появление фальшивых звуков. Основные субъективные ощущения больных — сухость, жжение, зуд, щекотание, першение в гортани, скопление слизи, постоян­ное желание откашляться. Совокупность субъективных ощущений и трудности голосоведения обусловливают формирование у паци­ентов чувства страха перед выступлением, невротических реак­ций, нарушения сна.

    Видимые изменения в гортани находятся в прямой зависимости от сроков заболевания. При острой фонастении, как правило, та­кие изменения отсутствуют. При хронической форме возникающие изменения в гортани имеют ряд черт, сходных с таковыми при ларингите: гиперемия голосовых складок, утолщение их свободно­го края, неполное смыкание вследствие вторичных дегенератив­ных образований в голосовых мышцах. Ларингостробоскопия обна­руживает асинхронность колебаний голосовых складок, их слабое натяжение, мелкоразмашистую вибрацию либо одной, либо обеих складок. Ларингоскопическая картина непостоянна, характеризуется «вклиниванием» в обычный ход колебаний быстрых попереч­ных сокращений всей поверхности голосовых складок, напомина­ющих дрожание. У одного и того же больного ларингостробоскопическая картина может изменяться от колебаний ослабленных и рав­номерных по частоте к энергичным и неравномерным.

    Вопросы и задания

    1. Перечислите наиболее характерные жалобы больных с гипотонусными нарушениями голоса.

    2. Объясните, почему гипотонусные дисфонии чаше встречаются у женщин.

    3. Каковы акустические признаки гипотонусной дисфонии?

    4. В чем сходство и в чем различие гипотонусной дисфониии и фона­стении?

    5. Назовите основные причины развития фонастении.

    6. Подберите приемы обследования, с помощью которых можно диф­ференцировать гипотонусные дисфонии и фонастению.

    7. Подготовьте речевой материал для обследования выносливости го­лоса у детей.

    Понятие о функциональной афонии, виды афонии, причины ее воз­никновения • Психологические особенности людей с функциональ­ной афонией

    Функциональная афония — отсутствие голоса, обусловленное функциональной недостаточностью голосовых мышц централь­ного происхождения, имеющей нейродинамический характер. В литературе это голосовое нарушение представлено под назва­ниями «истерическая афония», «психогенная афония». По дан­ным G.Bohme (1974), функциональная афония в 8 раз чаще диа­гностируется у женщин, чем у мужчин, а по наблюдениям Ю. С. Ва­силенко (2002), это соотношение составляет 12:1.

    Одним из вариантов функциональной афонии является нару­шение способности к нормальному голосообразованию у людей, перенесших острые воспалительные заболевания гортани. Нару­шение развивается как результат закрепления шепотной речи, как бы заместителя голоса, и характерно для людей, обладающих весь­ма лабильной нервной системой.

    Особенностью функциональной афонии служит отсутствие звуч­ного голоса при сохранной способности к достаточно громким кашлю и смеху. Причины возникновения афонии следует искать в изменениях деятельности ЦНС, а также среди последствий пси­хических травм различного характера и интенсивности.

    Функциональная афония может оказаться единственным при­знаком перенесенного стресса, но чаще она представляет собой одно из проявлений расстройства деятельности ЦНС по истери­ческому типу. Нарушение голоса, как правило, возникает внезап­но, чаще непосредственно после перенесенного стресса или на следующий день. Одновременно появляются ощущения комка в горле, боли в сердце, общая слабость, дрожание в теле.

    У некоторых больных истерическая афония может приобретать хроническое течение. Однако в состоянии эмоционального напря­жения они способны закричать достаточно громко.

    Поскольку острый и хронический стрессы являются фактора­ми, нарушающими баланс процессов возбуждения и торможе­ния, в результате могут развиться гипокинетический (паретический) и гиперкинетический (спастический) варианты функцио­нальной афонии. По данным Н. Е. Финченко (1967), паретическая форма афонии встречается значительно чаще и составляет около 80 % всех выявленных случаев.

    При паретической форме ларингоскопическая картина напо­минает явления комбинированного пареза внутренних мышц гор­тани. Отмечается недостаточность закрытия голосовой щели либо на всем ее протяжении, либо на отдельных участках, что создает зияющие пространства различных конфигураций: в виде овала или треугольника с заостренной вершиной. Возможно компен­саторное смыкание вентрикулярных складок. При спастической форме на фоне попыток к фонации голосовые складки смыкаются, наступает их резкое напряжение, однако вибрация отсут­ствует.

    И при паретической, и при спастической формах функцио­нальной афонии, особенно при длительном течении заболева­ния, слизистая оболочка голосовых и вентрикулярных складок становится сухой, гиперемированной, покрывается корочками засохшего секрета. Микроларингоскопическое исследование про­водить невозможно из-за отсутствия колебательных движений го­лосовых складок.

    Одним из проявлений двигательных расстройств при функцио­нальной афонии может стать затруднение дыхания, связанное с парадоксальным смыканием голосовых складок на вдохе. Характер­но, что днем в присутствии посторонних у больных отмечается шумное стридорозное дыхание, но когда во время разговора они отвлекаются, дыхание становится более свободным. Во время сна пациенты дышат совершенно спокойно. При ларингоскопии пери­оды, когда голосовые складки на вдохе располагаются почти у сред­ней линии (просвет составляет 1—2 мм при норме 14—16 мм), чередуются с периодами расхождения голосовых складок на пол­ный объем.

    Больные жалуются на ощущение «комка» в горле, «налипа­ние» слизи, отсутствие звучного голоса. Они, как правило, стре­мятся подчеркнуть тяжесть заболевания, высказывают неверие в возможность выздоровления и восстановления голоса. У истери­ческих субъектов нередки рецидивы афоний.

    Вопросы и задания

    1. Назовите основные типы двигательных нейродинамических нару­шений при афонии.

    2. Каков механизм нарушений смыкательной способности голосовых складок при афонии?

    3. Укажите причины возникновения функциональной афонии.

    4. Составьте схему обследования больных при подозрении на истери­ческую (функциональную) афонию.

    5.Разработайте диагностическую пробу для дифференциальной диа­гностики органической и функциональной афонии.

    2.5. Коррекция функциональных дисфоний

    Коррекционная работа при гипертонусных и спастических дисфониях • Цели, задачи, направления фонопедических занятий • Этапы фонопедической коррекции

    Коррекционная работа при функциональных дисфониях стро­ится с учетом характера двигательных нарушений и преоблада­ющего мышечного тонуса. При гипертонусных, спастических дис­фониях и функциональных афониях с преобладанием гипертону­са основной целью фонопедии является нормализация (снижение) неконтролируемого мышечного напряжения. При гипотонусных вариантах усилия логопеда направлены на активизацию смыка­тельной способности голосовых складок, укрепление нервно-мы­шечной системы артикуляционного аппарата. И при всех типах функциональных дисфоний отрабатываются наиболее физиоло­гичные и эргономичные типы фонационного дыхания.

    Коррекция нарушений голоса при гипертонусных и спастиче­ских дисфониях реализуется как комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие по следующим направлениям:

    1) нормализация процессов возбуждения и торможения в ЦНС;

    2) нормализация мышечного тонуса;

    3) снятие отрицательных патологических наслоений в виде стра­ха речи, неуверенности в себе, формирование мотивации на пре­одоление нарушения;

    4) постановка физиологичного механизма голосообразования, координация фонаторного акта;

    5) введение сформированного механизма голосообразования и голосоведения в повседневную речь.

    Фонопедическая коррекция функциональных нарушений го­лоса может быть представлена на основе модели, разработанной О.С.Орловой, которая включает четыре основных этапа.

    Логопедическая работа осуществляется на фоне медикамен­тозного, физиотерапевтического и психотерапевтического воз­действий. Превалирующими задачами на первом этапе являются: торможение патологических навыков фонации и голосоведения (режим молчания); тренировка артикуляционного аппарата и активизация нервно-мышечной системы гортани.

    Указанные задачи решаются одновременно. В период соблюде­ния режима молчания рекомендуется проводить (беззвучно) ар­тикуляционную гимнастику, позволяющую выработать умение произвольно расслаблять оральную мускулатуру, добиться в пол­ном объеме легких, свободных и четких координированных дви­жений нижней челюсти, губ, языка. Параллельно целесообразно выполнять вибрационный и гигиенический самомассаж лица и шеи в разной технике исполнения (тонизирующей или расслаб­ляющей в зависимости от тонусных нарушений), что подготавли­вает голосовой аппарат к этапу постановки голоса, снимает мы­шечную усталость, придает бодрость.

    2. Этап постановки физиологического и фонационного дыхания.

    Задачи, поставленные на этом этапе коррекционного воздей­ствия, решаются на занятиях лечебной физкультурой. Здесь от­рабатываются равномерность дыхания, его ритм, достигается оп­тимальное соотношение вдоха и выдоха. Начиная с 5 — 7-го дня в систему занятий включают динамическую дыхательную гимнас­тику, направленную на координацию дыхания и фонации.

    3. Этап формирования оптимального физиологического механизма голосообразования.

    Целью этого этапа работы становится восстановление (созда­ние) рационального механизма голосообразования. Занятия орга­низуют с учетом характера тонусных или дискоординационных нарушений. Для формирования оральных и голосовых кинесте­зии, а также с целью достижения и закрепления плавного смыкания голосовых складок используют традиционный прием — «подачу звука в маску». Произнесение звука отрабатывается на мягкой атаке. Вводятся соноры в прямые и обратные слоги.

    При тяжелых формах гипертонусных нарушений занятия на­чинают с тренировки беззвучной артикуляции согласных и глас­ных. Прорабатывают мягкую голосоподачу на придыхательной атаке с опорой на глухие щелевые фонемы. Дает успешные ре­зультаты выполнение жевательных упражнений, которые предло­жил Е. Froschels (1952). В сложных случаях рекомендуется исполь­зовать аппараты «отставленной речи» и корректофон Деражне.

    При выраженном гипотонусе вводятся упражнения, предус­матривающие плотное резкое смыкание голосовых складок, — про­изнесение слогов «па-пи-пу», сочетания гласного с йотирован­ным звуком [j]: «[айяа-ойе-уйу]» и т.д.

    4. Этап закрепления навыков голосообразования и голосоведения.

    Постановка голоса еще не гарантирует успешного формирова­ния навыка пользования им в различных ситуациях, и потому коррекционная работа должна продолжаться и по достижении пра­вильной изолированной фонации. На заключительном этапе мож­но выделить два основных направления фонопедической работы: введение голоса в фонацию и закрепление правильного механиз­ма голосообразования и голосоведения; и наконец, обучение пра­вилам гигиены голоса, определение индивидуально допустимых голосовых нагрузок и их рационального режима с целью профи­лактики рецидивов.

    Введение поставленного голоса в речь осуществляется с ис­пользованием вокальных упражнений и специальных текстов, в которых в зависимости от особенностей нарушений в каждом кон­кретном случае преобладают соноры, смычные или другие необ­ходимые звуки.

    Обучение пациента правильному использованию голосового аппарата предполагает прежде всего определение индивидуаль­ных нагрузок с учетом особенностей нервно-мышечной деятель­ности, овладение приемами нормализации мышечного тонуса, как бы «разогревания» голосового аппарата перед предполагае­мыми значительными нагрузками. Коррекция голоса у больных с функциональными дисфониями, особенно при длительном или рецидивирующем характере течения заболевания, представляет значительные трудности. В случае рецидива коррекционная работа проводится повторным курсом, но в несколько сокращенном ва­рианте. При вовлечении в патологический процесс личностных изменений, страха речи и тому подобного большое значение при­обретает психологическая коррекция.

    Вопросы и задания

    1. Обоснуйте значение подготовительного этапа в общем процессе коррекции функциональных дисфоний.

    2. Назовите основные направления коррекционной работы при функ­циональных нарушениях голоса.

    3. На каком из этапов коррекционная работа строится с учетом типа мышечных нарушений? Какие из описанных этапов применимы в кор­рекции всех видов функциональных нарушений голоса?

    4. Как организуется профилактика рецидивирования функциональ­ных дисфоний?

    5. Составьте план коррекционной работы при гипертонусной дисфо­ний.

    6. Подберите комплекс дыхательных упражнений для гипотонусной дисфоний.

    7. Сформулируйте «Правила гигиены голоса» для ребенка 5 лет с ги­пертонусной дисфонией.

    компенсаторное повышение мышечного тонуса голосовых складок, которое при длительном

    Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы

    источник

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *