Меню Рубрики

Функциональная психогенная афония причины клиника механизмы

Отсутствие звучного голоса (шёпотная фонация). Чаще всего в результате психотравмы. Сохранны смех, плач и кашель. Наступает запредельно торможение. Сверхсильный тонус восстановит голос. Отмечаются частые рецидивы.

Для определения точного диагноза используется метод ларингоскопии. Определяется подвижность голосовых складок при вдохе (открываются) и выдохе (закрываются).

Больные фиксированы на своём дефекте. Необходимо отвлечь пациента и внезапно вызвать голос. Используется способ отвлечения (например, приседания заставлять делать) Опора делается на сохранные анализаторы: кашель, смех, плачь.

При коррекционном воздействии используется технология нейролингвистического программирования.

Повторите за мной: М – м – м. Откройте рот.

Используется рисование по Чавелёвой (пока пациент рисует рисунок, он проговаривает фразу). Вырезывание ножницами различных фигур с одновременным проговариванием фраз: треугольник, квадрат, восьмёрку.

· Используется метод выведения звука в маску:

На этот тон начинают нанизывать обычные слоги, слова.

· Непривычное для пациента голосообразование и голосоведение.

От шёпотной фонации мы переходим к дисфонии.

Традиционно выделяют 2 основные формы дисфонии.

1 форма обусловлена несмыканием голосовых складок:

Нужно добиться тонизирующего воздействия.

Качество голоса будет зависеть от размера (чем меньше щель, тем лучше голос) и формы голосовой щели (линейная, овальная – провисают голосовые складки, треугольная – то высокий, то низкий голос).

Если не смыкаются голосовые складки, необходимо их активизировать, стимулировать (физиотерапевтическое воздействие, лекарственне воздействие, голосовые и дыхательные упражнения). Используем твёрдую атаку:

А О У (отрывисто, коротко, стокатто)

Согласные звуки взрывные глухие: [П] [Т] [К]

2 форма связана с чрезмерным напряжением голосовых складок:

Нужно добиться релаксирующего действия. Добиться расслабления гораздо труднее. Для снятия излишнего напряжения используются:

— мягкая и придыхательная атака в начале занятий;

— глухие щелевые согласные: [С] [Ш] [Х].

2. Фонастения (фон – звук, астения – слабый) – слабость голоса. До 1996 года входила в список профессиональных речевых расстройств. Может наблюдаться гипотонусная и гипертонусная картина.

Наблюдается навязчивое откашливание, сухость ротовой полости.

Отмечается асинхронность колебаний голосовых складок.

Диагноз устанавливается благодаря стробоскопическому исследованию.

Выбор упражнений будет обусловлен характером голосовых складок (несмыкание или чрезмерная активность).

Методом предупреждения нарушений голоса будет постановка голоса: развитие работоспособности голоса и его профессиональных качеств.

Базовым звуком для постановки звуков является звук [М]:

— является звуком раннего онтогенеза;

— наиболее прост при произнесении;

— участвуют в процессе произнесения все резонированные полости;

— звук наименьшего напряжения (импеданса).

Принцип используется от простого к сложному: речевого усложнения.

молока бы нам Мёд в лесу медведь нашёл.

3. Мутационная дисфония.

Может считаться обычным физиологическим процессом, если мы её наблюдаем в пубертатный период. Этот период сензитивный.

В зависимости от процессов, которые происходят в организме выделяют 3 стадии мутации:

Нужно определить сроки начала мутации. Они вариабельны. Зависят от физического развития, пола человека, от климата.

Признаки нарушения голоса проявляются в этот период наиболее ярко у вокалистов: осиплость голоса, невозможность взять ноты высокого диапазона.

2 стадия. Собственно мутационная.

Характеризуется резким увеличением размеров гортани: голосовых складок и хрящей гортани.

Пластинки щитовидного хряща выделяются на поверхности шеи у юношей, формируется кадык (в 1,5 — 2 раза увеличивается у мальчиков, у девочек – на 1/3).

Характерна гиперемия голосовых складок, отёчность, наличие слизи (в литературе это состояние характеризуется как мутационный ларингит — неправильно).

В задних отделах остаётся щель треугольной формы, которая называется мутационный треугольник.

За счёт натяжения голосовых складок формируется механизм колебания. Гортань опускается на уровень 6-7 шейных позвонков.

2 стадия продолжается до 6 месяцев.

Процесс окончательного оформления голоса происходит в постмутационной стадии (до 2 лет). Некоторые авторы считают, что окончательное оформление голоса происходит в 21 год, когда заканчивается рост позвоночника.

В зависимости от времени, когда возникают голосовые изменения, выделяют преждевременное голосовое созревание в 8-9 лет.

У кастратов не наступает полноценного гормонального развития.

Важную роль играет психоэмоциональный фактор: ребёнок не подготовлен к смене голоса или находится в болезненном состоянии.

Также причиной дисфонии является иная ориентация.

Для коррекционного воздействия максимум необходимо 3 занятия.

У Вильсона – понижение голоса при мутационной дисфонии (добиться низкого положения голоса: надавить на гортань назад и вниз и опустить голову).

Базовыми гласными будут У О (низкие звуки).

Зевок. Во время зевка гортань физиологически опускается вниз.

Необходимо подготовить артикуляционный аппарат к правильной подаче звука.

Необходимо постучать в грудную клетку при произнесении гласных звуков: А – О – У (звуки низкие по форматной структуре), добиваясь низкого звучания голоса.

Автоматизируем навык звучания по принципу от простого к сложному.

Ребёнок должен понять, что это природный физиологический голос.

4. Ятрогенная дисфония– нарушение голоса, возникшее по вине врачей.

5. Спастическая дисфония используется как дифференциальный диагноз к заиканию (ларингиальному) (Траубе в 1871 г. описал заикание на смерть близкого родственника) или к гипертонусной дисфонии.

Спастическая дисфония может быть ситуативной. При общении с близкими родственниками проблем нет: сохранна шёпотная фонация, не нарушено пение.

Расцениваем это нарушение, как психогенное эмоциональное расстройство.

У людей зрелого возраста после 45 лет возникает, связана с гормональными изменениями, преобладает в основном у женщин (в отличие от заикания, которое возникает у людей мужского пола).

Прогноз неблагоприятный. Сроком более 6 месяцев практически неизлечима. Закрепляется патологический механизм.

Дидро, Арнольд и Бройнлиц искусственный парез или паралич 1 части гортани, добиваясь новой речи.

Ботакс, используемый в косметологии и при лечении детей с неврологическими заболеваниями (в т.ч. дти с ДЦП), вводится на 6 месяцев в голосовые складки, обеспечивая нормальную фонацию для формирования нового стереотипа фонации.

Органические расстройства –изменения в структуре.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8468 — | 7307 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

100 р бонус за первый заказ

Функциональные нарушения голоса у детей встречаются в логопедической практике реже, чем у взрослых. В последнее время возросло число детей с функциональными нарушениями голоса, что связано с гриппозными эпидемиями и пандемиями, острыми респираторными инфекциями и аллергическими заболеваниями. Поэтому необходимость своевременной и точной диагностики этих нарушений, соблюдения мер профилактики и гигиены голоса, а также устранения стойких нарушений голоса логопедическими упражнениями не утратила своей актуальности и в настоящее время.

Наиболее распространенными и многообразными являются функциональные нарушения голоса. Они не сопровождаются воспалительными или какими-либо анатомичесми изменениями гортани. Встречающиеся в педагогической литературе утверждение о более легком устранении функциональных нарушений, по сравнению с органическими, весьма спорны, так как первые представляют для специалистов значительные трудности в связи со сложностью их этиологии и патогенеза.

Причины функциональной патологии могут быть самые разнообразные: голосовое переутомление, плохая постановка голоса, различные инфекционные заболевания и влияние психических факторов. Иногда несколько из перечисленных причин выступают в совокупности и определение «пускового» момента затруднительно.

Длительно протекающие функциональные изменения могут вызывать псевдоорганические наслоения в виде гиперемии (покраснения) слизистой оболочки гортани, отечности и утолщения голосовых складок. Все это затрудняет диагностику функциональных нарушений, которые могут рецидивировать, а лица, страдающие такой патологией, склонны к фиксации на своем дефекте длительное время.

К периферическим функциональным нарушениям относятся фонастения, гипо- и гипертонусные афонии и дисфонии.

1) Фонастения — нарушение голоса в ряде случаев, особенно на начальных стадиях, не сопровождаемое видимыми объективными изменениями в голосовом аппарате. Данное нарушение имеет профессиональный характер и развивается у лиц голосоречевых профессий.

Проявляется фонастения в нарушении координации дыхания и фонации, невозможности владения голосом — усиливать и ослаблять звучание, в появлении детонации и ряда субъективных ощущений. Острые формы могут сопровождаться афонией.

В литературе нет единой точки зрения на причину возникновения фонастении. Одни исследователи считают причиной психические травмы и эмоциональные перегрузки. Другие видят причину в несоблюдении охранительного голосового режима при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей.

А. Митронович-Моджеевска относит фонастению к двигательным неврозам и считает ее врожденным координационным нарушением.

Аналогичные нарушения, возникающие вследствие перенапряжения и утомления голосового аппарата, она квалифицирует как ложную фонастению четко разграничивает ее с врожденной. Отечественные следователи такого разделения не придерживаются.

2) Гипотонусная дисфония (афония) обусловлена, как правило, двусторонними миопатическими парезами, т.е. парезами внутренних мышц гортани. Они возникают при некоторых инфекциях (ОРВИ, гриппе, дифтерии), а также при сильном перенапряжении голоса. Страдают мышцы суживающие голосовые складки. При функциональных нарушениях внутренних мышц гортани повреждение затрагивает одну мышцу, чаще одну пару мышц (поскольку почти все они парные). При гипотонусе голосовые складки в момент фонации полностью не смыкаются, между ними остается щель, форма которой зависит от того, какая пара мышц страдает (рис. 4).

Патология голоса может проявляться от легкой осиплости до афонии с явлениями голосового утомления, напряжения и боли в мышцах шеи, затылка грудной клетки.

3) Гипертонусные (спастические) нарушения голоса связаны с повышением тонуса гортанных мышц с преобладанием тонического спазма в момент фонации. Причины возникновения полностью не изучены, но развиваются спастические дисфонии и афонии у лиц, форсирующих голос.

Гипертонус может охватывать голосовые и вестибулярные складки. При попытках фонации голос или не возникает совсем, или появляется резко искаженный, глухой звук. Иногда наблюдается отсутствие смыкания голосовых складок (гипотонус) с напряженным смыканием вестибулярных (гипертонус). Образующийся при этом специфический грубый, монотонный звук называют ложноскладочным.

Перегрузка голосового аппарата при несоблюдении охранительного режима в период мутации может привести к нарушению функции внутренних мышц гортани в виде гипо- и гипертонуса.

4) Ринофония и ринолалия стоят несколько обособленно среди других голосовых нарушений, так как их патофизиологический механизм заключается в неправильной функции мягкого нёба органического или функционального характера. При закрытой ринофонии носовые согласные приобретают ротовое резонирование, гласные теряют звучность, тембр становится неестественным.

Открытая ринофония проявляется в патологической назализации всех ротовых звуков, голос при этом слабый, сдавленный. Дефекты голоса помимо нарушенного резонирования обусловлены тем, что мягкое нёбо функционально связано с внутренними мышцами гортани и влияет на симметрию и тонус голосовых складок. По данным И.И. Ермаковой (1984), ринолалия в 70-80% сопровождается фонастенией и гипотонусной дисфонией.

К функциональным нарушениям голоса центрального происхождения относится функциональная, или психогенная, афония. Возникает она внезапно как реакция на психотравмирующую ситуацию у лиц, склонных к истерическим реакциям, чаще у девочек и женщин. При полном отсутствие голоса сохраняются звучный кашель и смех, это является важным диагностическим признаком. Форма несмыкания голосовых складок при обследовании очень изменчива, что тоже свидетельствует о психогенном нарушений. Функциональная афония может протекать длительно, а после восстановления голоса возможны рецидивы.

К центральным функциональным нарушениям относятся психогенные, или истерические, или гипокинетические (СНОСКА: Гипокинезия гортани — пониженная двигательная функция гортани) афонии и дисфонии. У детей они встречаются редко, чаще у истеричных девочек в пубертатном периоде.

На истерическом невротическом фоне при наличии сильного эмоционального стресса возникает очаг запредельного торможения в центральной нервной системе, в результате чего нарушается регуляция процесса голосообразования со стороны коры головного мозга, прекращается подача нервных импульсов определенной частоты к голосовым складкам. При этом часто диагностируется паралич возвратного нерва (функциональный, истерический), а также дряблость, слабость мышц гортани.

Голос может появиться неожиданно на фоне эмоциональной лабильности, исчезновения истерических реакций. В других случаях происходит закрепление патологического рефлекса голосообразования и возникает стойкая афония или дисфония, требующая специального психоневрологического и логопедического воздействия.

источник

Функциональной афонией называют расстройства голоса, возникающие чаще всего внезапно как реакция на психическую травму или длительно действующую психотравмирующую ситуацию. По мнению И. Максимова (1987), она представляет собой полисимптомную «неврологическую» форму истерии и встречается у людей, склонных к истерическим реакциям, чаще всего у девочек и женщин. Точнее было бы назвать функциональную афонию психогенной, или истерической. Согласно материалам разных исследований, данная патология распределяется у женщин и мужчин в соотношении 5:1.

Голос пропадает внезапно, но, как правило, сохраняется звучный кашель и смех, что может служить диагностическим признаком. Для общения с окружающими используется шепот. Иногда он очень слабый, во многих случаях напряженный, акцентуированный, порой на его фоне появляются звучные прорывы голоса, но весьма кратковременные, высокого сиплого тона. Ларингоскопия не всегда и не сразу выявляет функциональную неполноценность голосового аппарата. Голосовые складки могут иметь естественный перламутровый цвет и нормальную подвижность, но фонация отсутствует, так как, сближаясь, они не колеблются.

Возможны и другие варианты ларингоскопической картины — отмечается несмыкание голосовых складок различной формы по типу парезов внутренних мышц гортани, иногда наблюдается картина пареза одной половины гортани. При повторных осмотрах может обнаружиться непостоянство ларингостробоскопической картины — изменения формы голосовой щели: она то овальная, то в виде треугольника. В случаях длительного нарушения голоса появляется покраснение и сухость складок как следствие напряжения при попытках фонации, форсированного шепота. При этом характерна тенденция включения в фонацию вестибулярных складок.

Читайте также:  Конспект занятия при афонии

При полном отсутствии голоса и выявлении описанной симптоматики с указанием на психическую травму в качестве этиологического фактора установление функциональной афонии не представляет трудностей.

Более сложна диагностика психогенных нарушений, когда они развертываются постепенно и проявляются в виде дисфонии. Нарушения такого типа свойственны людям с лабильной психикой, а провоцируют их перенесенные воспалительные заболевания верхних дыхательных путей и глотки, а иногда длительная и неразрешающаяся конфликтная ситуация. В подобных случаях психогенная дисфония распознается не сразу. Начинается местное лечение, не дающее улучшения; голос постепенно ухудшается, снижается его сила, звучность, усиливается охриплость. При этом голосовые складки розовые, сухие, появляется отечность вестибулярных складок, которые частично участвуют в акте фонации. Психогенные дисфонии такого типа обычно плохо распознаются, продолжаются длительно и могут перейти в афонию.

Если пациент своевременно не обращается к специалисту, то функциональная афония может закрепиться на длительное время, что ведет к большим трудностям восстановления голоса.

Отсутствие голоса сопровождается жалобами на ощущения «скрежета», «налипания пленок», «комка» в гортани. Характерны стремление всячески подчеркнуть тяжесть своего состояния, неверие в возможность обрести звучный голос, некоторые черты демонстративности поведения. Нарушение голоса приобретает характер «условной приятности и желательности», так как дает некоторые привилегии, например длительную нетрудоспособность при неблагоприятной обстановке на работе или особое отношение в семье.

Основой коррекционных занятий по устранению функциональной афонии является рациональная психотерапия. На первом занятии в форме доверительной беседы необходимо убедить человека, что его голос восстановится, что он, собственно, у него есть, только нарушилась возможность им пользоваться. Обязательно надо объяснить, что голосовой аппарат в норме, ибо при длительном безуспешном лечении многие считают, что страдают серьезным заболеванием гортани. Желательно выяснить, какого рода конфликт спровоцировал расстройства голоса, и попытаться найти пути его разрешения. Беседу следует проводить в непринужденной, но достаточно твердой форме. Чрезвычайно важно получить звучный голос уже на первом занятии, продемонстрировав таким образом наличие голоса.

Единого универсального метода для устранения функциональной афонии не существует. Используются различные приемы стимуляции звука голоса. Сохранный звучный кашель может послужить основой в таких попытках. По инструкции логопеда, сопряженно с ним, продуцируется несколько кашлевых толчков на сильном выдохе. Затем логопед, положив руку на подбородок пациента, резко опускает его вниз, получая при этом звук близкий к [а]. После нескольких повторений обучаемый проделывает это самостоятельно, слышит свой звучный голос и постепенно начинает осознанно формировать полноценный гласный. Следующий этап — произнесение слогов, как бы от кашлевого толчка: ка-ко-ку-ке-ки. Если они звучат полноценно, сразу же предлагается повторить за логопедом простые обиходные слова: да, нет, дай, возьми, положи, пойди, купи и т.д. После этого переход к фразовой речи уже не представляет трудностей.

Однако данный прием не всегда оказывается продуктивным. Тогда можно предложить имитировать стон на придыхательной атаке, сопровождая его активными жевательными движениями. Для облегчения к темени обучаемого прикладывается камертон, обычно С-128, так как его звучание соответствует и мужскому, и женскому тону голоса. С нескольких попыток издается стон — «мычание», к которому добавляются гласные [а, о, у, э, и] и формируются полнозвучные слоги. Аналогичный прием применяется при «нычании», т.е. от звука [н]. В дальнейшем для произнесения предлагаются слова, начинающиеся с первых ударных слогов типа: манка, море, мул, мера, мыло; набело, нож, нутрия, нефть, низкий и т.д. Постепенно приступают к тренировке произнесения рядов слов с первым ударным слогом, начинающимся со звонких согласных. На этом этапе обучаемые уже в состоянии свободно общаться нормальным, звучным голосом.

Все логопедические занятия проводятся при ларингоскопическом контроле, консультировании у психиатра и медикаментозном лечении, главным образом транквилизаторами. После восстановления голоса картина гортани соответствует норме с хорошей вибраторной функцией голосовых складок.

Необходимо отметить, что функциональные афонии склонны рецидивировать, так как они являются лишь симптомом невротического состояния. Возможны варианты, когда при любых эмоциональных нагрузках афония может возникать снова. Поэтому со всеми пациентами после того, как они начали общаться звучным голосом, желательно провести курс фонопедии по методике восстановления голоса при гипотонусных нарушениях. Перед такими занятиями дается твердая установка на то, что после завершения полного курса постановки голоса никаких срывов быть не должно. Курс фонопедии в данном случае носит психотерапевтический, превентивный, скорее, даже установочный характер. Продолжительность восстановительного обучения в среднем составляет 2 мес.

Рассмотрим пример постепенного развития функциональной афонии.

У П. Ю. К., девушки 14 лет, сложилась длительная конфликтная ситуация в школе, нарушились взаимоотношения с одноклассниками. Ей стало тяжело ходить в школу, общаться со сверстниками, отвечать на уроках, хотя успевала она хорошо. Постепенно, сначала в школе, затем и дома, у девушки начал «садиться» голос. Она обратилась в местную поликлинику (жила в небольшом поселке), где ей назначили курс ингаляций. Эффекта лечение не дало, и она была госпитализирована в оториноларингологическое отделение областной больницы. В больнице пациентка пробыла месяц, в течение которого проводилась физиотерапия, инъекции витаминов, вливания в гортань. На фоне лечения голос ухудшался и наступила афония. В таком состоянии она была выписана. В больнице никто не заподозрил психогенного характера расстройства голоса.

После консультации в одном из клинических институтов Москвы больная была направлена в фониатрическое отделение. К этому моменту нарушение голоса продолжалось уже около года. На приеме девушка общалась слабым, еле слышным шепотом. При осмотре гортани выявлено, что голосовые складки не смыкаются, остается щель в форме овала. Консультация психиатра специфических нарушений не выявила. Нарушение голоса можно было рассматривать как моносиндром у личности, склонной к истерическим реакциям.

Звучный голос удалось вызвать на втором занятии от «стона». Затем стали звучно произноситься слоги ма, мо, му, мэ, мы; на, но, ну, нэ, ны; потом перешли к словам с первым ударным слогом мак, море, мыло и т.д. Постепенно пациентка начала говорить звучным голосом. В заключение был проведен полный курс фонопедии по методике, принятой для гипотонусных расстройств голоса.

Сложность восстановления голоса в большей степени зависит от длительности нарушения, ошибочной первоначальной диагностики, безуспешного лечения и закрепления таким образом афонии.

Контрольные вопросы и задания

1. Какова причина возникновения функциональной афонии и дисфонии?

2. Назовите диагностические признаки психогенного расстройства голоса.

3. Какие черты личности свойственны людям с функциональной афонией?

4. У кого чаще возникает функциональная афония по тендерному признаку?

5. Опишите приемы, с помощью которых можно вызвать звучный голос.

6. Сравните протекание расстройства голоса при гипотонусных нарушениях и при функциональной афонии. Укажите их общие признаки и различия.

7. Объясните целесообразность проведения курса постановки голоса при функциональной афонии.

Дата добавления: 2014-12-17 ; просмотров: 3694 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

источник

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Функциональная дисфония — нарушение голосовой функции, характеризующееся неполным смыканием голосовых связок при отсутствии патологических изменений в гортани; наблюдается при невротических состояниях.

Фонастения, афония (функциональная афония), гипотонусная дисфония, (гипокинетическая, гипофункциональная дисфония), гипертонусная дисфония (гиперкинетическая, гиперфункциональная дисфония), гипо-гипертонусная дисфония (вестибулярно-складковый, ложноскладковый голос).

Заболевание диагностируют у 40% больных с расстройством голосовой функции. Стойкие гипотонусные дисфонни составляют 80% в структуре функциональных расстройств голосообразования.

Скрининг голосовых расстройств осуществляют путём опенки голоса на слух, его соответствия полу и возрасту пациента. Изменение высоты, тембра, силы и рабочего диапазона голоса, быстрая его утомляемость, нарушение фонационного дыхания, разборчивости и плавности речи свидетельствует о заболевании голосового аппарата,

В зависимости от типа голосоведения и характера смыкания голосовых складок различают: афонию; гипо-, гипер- и гипо- гипертонусную дисфоний. По этиопатогенетическому фактору выделяют мутационную, психогенную и спастическую диефонию.

Причины функциональной дисфонии

Основными этиологическими факторами развития функционального расстройства голоса считают конституциональные, анатомические, врождённые особенности голосового аппарата, перенапряжение голоса, психотравмирующие факторы, ранее перенесённые заболевания дыхательных путей, астенический синдром любой этиологии. Гипотонусные расстройства могут формироваться и на фоне длительного молчания, а также после хирургических вмешательств на гортани при атрофии голосовых складок. Тревожные и депрессивные расстройства — причина развития функциональной дисфоний в 29,4% и при спастической дисфоний в 7,1% случаев. У 52% пациентов с функциональной дисфонией диагностируют гормональные расстройства, чаще заболевания щитовидной железы. Другие причины — неврологические заболевания, такие, как болезнь Паркинсона и миастения, черепно-мозговая травма, нарушение мозгового кровообращения и др.

Патогенез функциональной дисфонии

Функциональные дисфонии — проявление нарушения процессов на разных уровнях условно рефлекторных взаимоотношений. С течением времени они приобретают характер патологии преимущественно периферического отдела голосового аппарата — гортани.

Функциональные изменения обратимы, но в ряде случаев могут приводить к органическим изменениям гортани. Например, длительно текущая гипотонусная дисфония или психогенная афония приводит к развитию атрофического ларингита с формированием борозды голосовой складки. Одновременно с этим формируется ложноскладковая фонация, которая вызывает гипертрофию вестибулярных складок. Гиперкинетическая дисфония — причина формирования стойких нарушений микроциркуляции голосовых складок и появления гранулём, язв, полипов, узелков и другой патологии гортани. У пожилых пациентов развитие функциональных расстройств голосовой функции обусловлено возрастными изменениями гортани и организма в целом; для них характерны гипотонусные дисфонии.

Механизм развития заболевания во время мутации голоса связан с дискоординацией перехода от фальцетного механизма голосообразования к грудному. В период мутации происходит изменение частоты основного тона, связанного с увеличением гортани. У мальчиков высота голоса понижается на октаву, голосовые складки удлиняются на 10 мм и утолщаются. У девочек высота голоса понижается на 3-4 полутона, а длина голосовых складок изменяется на 4 мм В норме мутация завершается в течение 3-6 мес. Причинами патологической мутации могут быть гормональные нарушении и психоэмоциональные факторы.

Патогенез развития спастической дисфонии до сих пор окончательно не изучен. Заболевание относят к фокальным формам мышечной дистонии наряду с такой нозологией, как спастическая кривошея, писчий спазм и др.

Симптомы функциональной дисфонии

Клиническая картина функциональной дисфонии обусловлена нарушением голосовой функции той или иной степени выраженности.

Гипотонусная дисфония — нарушение голосовой функции, обусловленное понижением тонуса голосовых складок и других мышц, участвующих в галосообразовании. Отмечается быстрая утомляемость голоса, придыхательная охриплость.

Гипертонусная дисфония — нарушение голосовой функции, обусловленное повышением тонуса голосовых складок. Фонация осуществляется с напряжением мышц шеи, голос резкий, охриплость выраженная.

Гипо-гипертонусная дисфония (вестибулярно-складковый голос) — нарушение голосовой функции за счёт понижения тонуса голосовых складок с формированием фонации на уровне вестибулярных складок с последующим развитием их гипертрофии.

Афония — отсутствие звучности голоса при сохранении шепотной речи.

Психогенная дисфония или афония — расстройство голосовой функции, ведущим этиологическим фактором которого считают психогенный.

Мутационная дисфония — нарушения голоса, возникающие в период мутации.

Спастическая дисфония — нарушение голоса, характеризующееся напряжённо-сдавленной прерывистой фонацией, дрожанием, охриплостью, нарушением расборчивости речи. Различают абдукторную и аддукторную формы. Во время речи отмечается подёргивание диафрагмы. Диагностируют нарушение артикуляции, изменения в психоэмоциональной сфере. Клинико-неврологическое обследование выявляет органическую патологию в виде дистонических синдромов (типа писчего и блефароспазма, кривошеи и др.).

Диагностика функциональной дисфонии

Для функциональной дисфонии характерно длительное расстройство голосовой функции — несколько недель, месяцев и даже лет. Отмечается её нестабильность, ухудшение голоса после нагрузки, на фоне ухудшения общего состояния, после перенесённых вирусных инфекций.

Большое значение для диагностики голосовых расстройств, особенно функциональной природы, имеет субъективная оценка голоса, которую можно дополнить нагрузочными тестами (например, чтением вслух в течение 40 мин), а также психологическим тестированием с целью выявления соматоформных расстройств. Во время прослушивания речи обращают внимание на тональность, силу, рабочий динамический диапазон, тембр, особенности голосовой атаки, дикцию, характер фонационного дыхания, работу артикуляционного аппарата, состояние шейной мускулатуры и осанку обследуемого.

Читайте также:  Лечение афонии после простуды

Для дифференциальной диагностики голосовых расстройств проводят ларинго- микроларинго-, микроларингостробо-, вибеоларингостробо-, эндофиброларинго-, трахеоскопию, акустический анализ голоса, определение времени максимальной фонации, спектральный компьютерный анализ голоса, оценку функции внешнего дыхании, глото- и электромиографию, рентгеновскую томографию гортани и трахеи, КТ гортани.

При гипотонусной дисфонии микроларингоскопическое исследование выявляет неполное замыкание голосовой щели при фонации. Форма её может быть различной — в виде вытянутого овала, линейной щели или треугольника в задней трети голосовых складок. Для атрофической формы характерно истончение края голосовой складки в виде бороздки, атрофия голосовых складок. Микроларингостробоскопическое исследование позволяет выявить преобладание ослабленных фонаторных колебаний голосовых складок малой или средней амплитуды, равномерных по частоте. Смещение слизистой оболочки по краю голосовой складки определяется довольно чётко. Акустическое исследование выявляет уменьшение времени максимальной фонации в среднем до 11 с, снижение интенсивности голоса у женщин до 67 дБ, у мужчин — до 73 дБ. При атрофической форме фонаторные колебания отсутствуют или асинхронны по частоте и амплитуде, для всех больных характерно неполное замыкание голосовой щели. Смещение слизистой оболочки по свободному краю не определяется. При афонии отмечают отсутствие смыкания голосовых складок при ларингоскопии.

Ларингоскопическая картина при гипертонусной дисфонии характеризуется усилением сосудистого рисунка, слизистая оболочка часто гиперемирована, при фонации отмечается пересмыкание голосовых складок. Постепенно происходит формирование ложноскладкового голоса. При микроларингостробоскопии характерны удлинение фазы смыкания, колебания малой амплитуды с незначительным смещением слизистой оболочки по краю. Гинертонусная дисфония часто приводит к развитию гранулём, узелков, кровоизлияний голосовых складок, хронического ларингита. При длительном течении формируется ложноскладковый голос. Развивается гипертрофия вестибулярных складок. В некоторых случаях голосовые складки не просматриваются, а при фонации визуализируется смыкание вестибулярных.

При мутационной дисфонии лариноскопическая картина может быть нормальной; иногда обнаруживают усиление сосудистого рисунка голосовых складок, овальную щель при фонации или треугольную — в задних отделах гортани («мутационный треугольник»).

При абдукторной форме спастической дисфонии микроларингоскопичеекая картина характеризуется признаками гиперфункциональной дисфонии: пересмыканием голосовых складок, ложноскладковой фонацией и дрожанием голосовых складок, усилением сосудистого рисунка. При аддукторной форме голосовые складки не смыкаются при фонации, образуя щель но всей длине.

Дифференциальная диагностика необходима в случае афонии с двусторонним параличом гортани, когда у пациента сохраняется озвученный кашель. Возможно проведение теста с заглушением. При утрате слухового контроля за голосом возможно его полное восстановление.

Показания к консультации других специалистов

В процессе диагностики и лечения расстройств голосовой функции требуется мультидисциплинарный подход с привлечением к процессу реабилитации невролога, эндокринолога, психиатра и фонопеда.

Лечение функциональной дисфонии

Подход к лечению функциональных дисфонии должен быть комплексным. Необходимо воздействие на этиопатогенетические факторы: лечение общесоматических заболеваний, соматоморфных расстройств, санация очагов хронической инфекции.

Формирование правильных навыков устойчивой фонации, повышение выносливости голосового аппарата.

Показания к госпитализации

Госпитализация показана при необходимости проведения хирургического лечения.

Самый эффективный метод лечения функциональных расстройств голосовых функций — фонопедия. артикуляционная и дыхательная гимнастика, Активно применяют иглорефлексо-, психо- и физиотерапию, массаж воротниковой зоны. Из физиотерапевтических методов при гипотонусной дисфонии рекомендуют применять электростимуляцию мышц гортани диадинамическими токами, амплипульс, электрофорез на гортань с неостигмина метилсульфатом. Мутационная дисфония не требует специальной терапии, за исключением лечения сопутствующих заболеваний, рациональной психотерапии и фонопедии.

Лекарственная терапия при гипотонусной дисфонии включает стимулирующие средства (элеутерококка колючего корневища и корни, витамины группы В, неостигмина метилсульфат 10-15 мг внутрь 2 раза в день в течение 2 недели, и улучшающие микроциркуляцию голосовых складок препараты.

При гипотипертонусной дисфонии и ложноскладковой фонации проводят общую и местную противовоспалительную терапию гипертрофического ларингита.

Лечение спастической дисфонии проводят совместно с неврологами. Применяют ГАМК-ергические препараты, блокады мышц гортани, массаж мышц шеи и фонофорез.

При выраженной стойкой гипотонусной дисфонии показаны имплантационная хирургия или тиропластика, цель которых — усиление аддукции голосовых складок. При ложноскладковой фонации с гипертрофией вестибулярных складок хирургическое лечение заключается в удалении гипертрофированных участков вестибулярных складок. В послеоперационном периоде, помимо противовоспалительной терапии, проводят фонопедию и стимулирующее лечение, направленное на повышение тонуса истинных голосовых складок.

В некоторых случаях необходимо продолжать фонопедию в течение нескольких месяцев. При лечении лиц голосоречевых профессий, особенно вокалистов, требуется длительное наблюдение с коррекцией голосовой нагрузки.

Следует напомнить пациенту о том, что изменение голоса — симптом заболевания голосового аппарата, требующего обращения к оториноларингологу для диагностики голосового расстройства; невыполнение рекомендаций врача, и том числе по гигиене голоса, может привести к формированию органической патологии гортани.

При функциональной дисфонии сроки нетрудоспособности индивидуальны, составляют в среднем 14-21 день.

Чаще благоприятный. Стойкое нарушение голосовой функции, длительный характер течения приводит к к ухудшению коммуникации пациента. Функциональные нарушения голоса при отсутствии надлежащей терапии снижают трудоспособность практически здоровых лиц, создают угрозу трудоспособности.

Профилактика расстройства голосовой функции заключается и первую очередь в соблюдении гигиены голоса, формировании правильных навыков фонации, постановке речевого и певческого голоса, особенно у лиц голосо-речевых профессий. Большое значение имеют своевременная диагностика и лечение общесоматических заболеваний, приводящих к развитию дисфоний.

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8]

источник

Функциональной афонией называют расстройства голоса, возникающие чаще всего внезапно как реакция на психическую травму или длительно действующую психотравмирующую ситуацию. По мнению И. Максимова (1987), она представляет собой полисимптомную «неврологическую» форму истерии и встречается у людей, склонных к истерическим реакциям, чаще всего у девочек и женщин. Точнее было бы назвать функциональную афонию психогенной, или истерической. Согласно материалам разных исследований, данная патология распределяется у женщин и мужчин в соотношении 5:1.

Голос пропадает внезапно, но, как правило, сохраняется звучный кашель и смех, что может служить диагностическим признаком. Для общения с окружающими используется шепот. Иногда он очень слабый, во многих случаях напряженный, акцентуированный, порой на его фоне появляются звучные прорывы голоса, но весьма кратковременные, высокого сиплого тона. Ларингоскопия не всегда и не сразу выявляет функциональную неполноценность голосового аппарата. Голосовые складки могут иметь естественный перламутровый цвет и нормальную подвижность, но фонация отсутствует, так как, сближаясь, они не колеблются.

Возможны и другие варианты ларингоскопической картины — отмечается несмыкание голосовых складок различной формы по типу парезов внутренних мышц гортани, иногда наблюдается картина пареза одной половины гортани. При повторных осмотрах может обнаружиться непостоянство ларингостробоскопической картины — изменения формы голосовой щели: она то овальная, то в виде треугольника. В случаях длительного нарушения голоса появляется покраснение и сухость складок как следствие напряжения при попытках фонации, форсированного шепота. При этом характерна тенденция включения в фонацию вестибулярных складок.

При полном отсутствии голоса и выявлении описанной симптоматики с указанием на психическую травму в качестве этиологического фактора установление функциональной афонии не представляет трудностей.

Более сложна диагностика психогенных нарушений, когда они развертываются постепенно и проявляются в виде дисфонии. Нарушения такого типа свойственны людям с лабильной психикой, а провоцируют их перенесенные воспалительные заболевания верхних дыхательных путей и глотки, а иногда длительная и неразрешающаяся конфликтная ситуация. В подобных случаях психогенная дисфония распознается не сразу. Начинается местное лечение, не дающее улучшения; голос постепенно ухудшается, снижается его сила, звучность, усиливается охриплость. При этом голосовые складки розовые, сухие, появляется отечность вестибулярных складок, которые частично участвуют в акте фонации. Психогенные дисфонии такого типа обычно плохо распознаются, продолжаются длительно и могут перейти в афонию.

Если пациент своевременно не обращается к специалисту, то функциональная афония может закрепиться на длительное время, что ведет к большим трудностям восстановления голоса.

Отсутствие голоса сопровождается жалобами на ощущения «скрежета», «налипания пленок», «комка» в гортани. Характерны стремление всячески подчеркнуть тяжесть своего состояния, неверие в возможность обрести звучный голос, некоторые черты демонстративности поведения. Нарушение голоса приобретает характер «условной приятности и желательности», так как дает некоторые привилегии, например длительную нетрудоспособность при неблагоприятной обстановке на работе или особое отношение в семье.

Основой коррекционных занятий по устранению функциональной афонии является рациональная психотерапия. На первом занятии в форме доверительной беседы необходимо убедить человека, что его голос восстановится, что он, собственно, у него есть, только нарушилась возможность им пользоваться. Обязательно надо объяснить, что голосовой аппарат в норме, ибо при длительном безуспешном лечении многие считают, что страдают серьезным заболеванием гортани. Желательно выяснить, какого рода конфликт спровоцировал расстройства голоса, и попытаться найти пути его разрешения. Беседу следует проводить в непринужденной, но достаточно твердой форме. Чрезвычайно важно получить звучный голос уже на первом занятии, продемонстрировав таким образом наличие голоса.

Единого универсального метода для устранения функциональной афонии не существует. Используются различные приемы стимуляции звука голоса. Сохранный звучный кашель может послужить основой в таких попытках. По инструкции логопеда, сопряженно с ним, продуцируется несколько кашлевых толчков на сильном выдохе. Затем логопед, положив руку на подбородок пациента, резко опускает его вниз, получая при этом звук близкий к [а]. После нескольких повторений обучаемый проделывает это самостоятельно, слышит свой звучный голос и постепенно начинает осознанно формировать полноценный гласный. Следующий этап — произнесение слогов, как бы от кашлевого толчка: ка-ко-ку-ке-ки. Если они звучат полноценно, сразу же предлагается повторить за логопедом простые обиходные слова: да, нет, дай, возьми, положи, пойди, купи и т.д. После этого переход к фразовой речи уже не представляет трудностей.

Однако данный прием не всегда оказывается продуктивным. Тогда можно предложить имитировать стон на придыхательной атаке, сопровождая его активными жевательными движениями. Для облегчения к темени обучаемого прикладывается камертон, обычно С-128, так как его звучание соответствует и мужскому, и женскому тону голоса. С нескольких попыток издается стон — «мычание», к которому добавляются гласные [а, о, у, э, и] и формируются полнозвучные слоги. Аналогичный прием применяется при «нычании», т.е. от звука [н]. В дальнейшем для произнесения предлагаются слова, начинающиеся с первых ударных слогов типа: манка, море, мул, мера, мыло; набело, нож, нутрия, нефть, низкий и т.д. Постепенно приступают к тренировке произнесения рядов слов с первым ударным слогом, начинающимся со звонких согласных. На этом этапе обучаемые уже в состоянии свободно общаться нормальным, звучным голосом.

Все логопедические занятия проводятся при ларингоскопическом контроле, консультировании у психиатра и медикаментозном лечении, главным образом транквилизаторами. После восстановления голоса картина гортани соответствует норме с хорошей вибраторной функцией голосовых складок.

Необходимо отметить, что функциональные афонии склонны рецидивировать, так как они являются лишь симптомом невротического состояния. Возможны варианты, когда при любых эмоциональных нагрузках афония может возникать снова. Поэтому со всеми пациентами после того, как они начали общаться звучным голосом, желательно провести курс фонопедии по методике восстановления голоса при гипотонусных нарушениях. Перед такими занятиями дается твердая установка на то, что после завершения полного курса постановки голоса никаких срывов быть не должно. Курс фонопедии в данном случае носит психотерапевтический, превентивный, скорее, даже установочный характер. Продолжительность восстановительного обучения в среднем составляет 2 мес.

Рассмотрим пример постепенного развития функциональной афонии.

У П. Ю. К., девушки 14 лет, сложилась длительная конфликтная ситуация в школе, нарушились взаимоотношения с одноклассниками. Ей стало тяжело ходить в школу, общаться со сверстниками, отвечать на уроках, хотя успевала она хорошо. Постепенно, сначала в школе, затем и дома, у девушки начал «садиться» голос. Она обратилась в местную поликлинику (жила в небольшом поселке), где ей назначили курс ингаляций. Эффекта лечение не дало, и она была госпитализирована в оториноларингологическое отделение областной больницы. В больнице пациентка пробыла месяц, в течение которого проводилась физиотерапия, инъекции витаминов, вливания в гортань. На фоне лечения голос ухудшался и наступила афония. В таком состоянии она была выписана. В больнице никто не заподозрил психогенного характера расстройства голоса.

После консультации в одном из клинических институтов Москвы больная была направлена в фониатрическое отделение. К этому моменту нарушение голоса продолжалось уже около года. На приеме девушка общалась слабым, еле слышным шепотом. При осмотре гортани выявлено, что голосовые складки не смыкаются, остается щель в форме овала. Консультация психиатра специфических нарушений не выявила. Нарушение голоса можно было рассматривать как моносиндром у личности, склонной к истерическим реакциям.

Звучный голос удалось вызвать на втором занятии от «стона». Затем стали звучно произноситься слоги ма, мо, му, мэ, мы; на, но, ну, нэ, ны; потом перешли к словам с первым ударным слогом мак, море, мыло и т.д. Постепенно пациентка начала говорить звучным голосом. В заключение был проведен полный курс фонопедии по методике, принятой для гипотонусных расстройств голоса.

Сложность восстановления голоса в большей степени зависит от длительности нарушения, ошибочной первоначальной диагностики, безуспешного лечения и закрепления таким образом афонии.

Читайте также:  Классификация афоний у детей

Контрольные вопросы и задания

1. Какова причина возникновения функциональной афонии и дисфонии?

2. Назовите диагностические признаки психогенного расстройства голоса.

3. Какие черты личности свойственны людям с функциональной афонией?

4. У кого чаще возникает функциональная афония по тендерному признаку?

5. Опишите приемы, с помощью которых можно вызвать звучный голос.

6. Сравните протекание расстройства голоса при гипотонусных нарушениях и при функциональной афонии. Укажите их общие признаки и различия.

7. Объясните целесообразность проведения курса постановки голоса при функциональной афонии.

Дата добавления: 2014-10-15 ; Просмотров: 1260 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Под понятиями «психогенная афония» и «психогенная дисфония» понимаются голосовые нарушения, при которых в силу психических причин происходит, как правило, неожиданно значительное ухудшения голоса, вплоть до полного его исчезновения.

Охриплость или афония (безгласие) часто возникает одновременно с острой стрессовой или конфликтной ситуацией, которую пациент переживает исключительно тяжело. Любопытно отметить, что пациент никакой взаимосвязи здесь не видит.

Нарушение голоса в большинстве случаев неправильно интерпретируется пациентом как результат «простуды».

Психогенная афония или соответственно психогенная дисфония по клинико-морфологическим критериям не относятся к группе психических заболеваний. Пациент психически здоров. Здесь наблюдается скорее патологическое преодоление стресса, схоже с обусловленными стрессом приступами астмы или желудочно-кишечными заболеваниями.

При психогенной афонии пациент в большинстве случаев крайне остро переживает потерю голоса.Несмотря на то, что он хотел бы говорить полнозвучно, у него, как правило, получается разговор только шепотом. При этом, особенно обращает на себя внимание тот факт, что у пациента сохраняется возможность звучно кашлять и смеяться. Симуляций в данном случае практически не бывает.

Видеостробоскопия наглядно демонстрирует блокировку голосовых складок при попытке фонации. В остальном, в большинстве случаев, никаких патологических изменений голосовых складок не наблюдается.

Психогенная дисфония возникает не так внезапно. Пациент зачастую может очень точно указать начало появления симптомов. Нарушение голоса протекает в более мягкой форме и напоминает по звуку либо гиперфункциональную дисфонию с типично сдавленным, неустойчивым голосообразованием,

Психогенная дисфония возникает не так внезапно. Пациент зачастую может очень точно указать начало появления симптомов. Нарушение голоса протекает в более мягкой форме и напоминает по звуку либо гиперфункциональную дисфонию с типично сдавленным, неустойчивым голосообразованием,

Психогенную афонию следует рассматривать как «фониатрический неотложный случай». Необходимо как можно скорее начать лечение, и уже в рамках первого сеанса полнозвучный голос должен быть успешно восстановлен. Неудачи могут только закрепить нарушение.

Лечение не следует какому-либо определенному терапевтическому методу. Оно зависит от чуткости и понимания обследуемого, а также от его реакции на различные терапевтические подходы.

Здесь, в первую очередь, следует назвать осознание пациентом картины нарушения, а также различные формы голосовых упражнений, акустическую маскировку и лечение слизистой оболочки гортани местными обезболивающими средствами.

Доктор Вольт добивается больших успехов у пациентов с психогенной афонией при помощи суггестотерапии в сочетании с простыми фонационными маневрами.

Даже опытный врач, проводящий обследование, не всегда может сразу распознать психогенную дисфонию как психологически обусловленное голосовое нарушение. Лечение представляет собой, как правило, комбинированную терапию из упражнений для голоса и сопутствующей психотерапии.

Ввиду часто затяжных форм течения заболевания есть риск фиксации симптомов и образования органических изменений голосовых складок, напр., узелков голосовых связок.

У 26-летней журналистки уже три недели подряд наблюдается афония (безгласие). Со слов пациентки, еще вечером она легла спать абсолютно здоровой, а с утра проснулась с охриплостью, граничащей с афонией, которая с тех пор не улучшалась. С отоларингологической точки зрения было высказано подозрение на ларингит, лечение которого антибиотиками до настоящего времени никаких результатов не принесло.

Пациентка не курит. Ввиду своей профессиональной деятельности она, в принципе, привыкла к чрезмерным голосовым нагрузкам, однако, за последние три месяца в связи с переходом на другую работу у нее не столько в голосовом, сколько в психологическом плане возникла крайне конфликтная профессиональная ситуация.

Видеоларингоскопическое исследование показало голосовые складки, в основном, без особенностей и без признаков воспаления.

Стробоскопия обнаруживает при попытке фонации заметную блокировку аддукции (смыкания) голосовых связок. Наблюдается большая открытая щель между голосовыми складками. Голос афоничный. Однако возможен звучный кашель.

В ходе более подробных расспросов пациентка сообщила, что накануне вечером перед появлением афонии у нее был серьезный конфликт с ее спутником жизни. Это событие также легло на нее дополнительным грузом.

В тот же день врач-фониатр проводит с ней интенсивную суггестотерапию с сопутствующими упражнениями для голоса. После 30-минутной терапии пациентка вновь обрела свой звучный голос. Подробный разговор с целью осознания взаимосвязанных причин полностью разъяснил ситуацию.

источник

Психогенная афония – это отсутствие голоса при попытках вербальной коммуникации, спровоцированное психической травмой. Пациенты утрачивают способность разговаривать, но шепотная речь остается сохранной. Они могут звучно кашлять, смеяться, реагировать громким голосом на эмоционально значимые ситуации – выражать междометиями испуг, гнев, ярость, восторг, удивление. Диагностика включает обследование отоларинголога, психиатра, психолога, фониатра. Для выявления психических причин развития болезни проводится клиническая беседа и психодиагностика, для исключения органических заболеваний гортани – ларингоскопия. Лечение предполагает психотерапию и фонологические занятия по восстановлению голоса.

Термин «афония» в переводе с греческого означает «отсутствие звука», определение «психогенная» указывает на особенности происхождения нарушения, его связь с психотравмой. Данное расстройство называют также функциональной, неорганической, истерической афонией в противовес исчезновению голоса в результате заболеваний гортани. Распространенность достоверно выше среди девушек и женщин. Эпидемиологические показатели растут в периоды социально-экономических кризисов, в России максимальное количество пациентов зарегистрировано в начале 1990-х и в 1998 году. В последнее время участились случаи заболеваемости среди подростков, что вероятно связано с возрастающей информационной нагрузкой.

Утрата голоса возникает как реакция на стрессовое состояние. Причины развития расстройства всегда индивидуальны, но исследователями выделяется предрасполагающая основа – конституциональные особенности, черты характера, а также ряд триггеров – событий, запускающих патологические процессы. Таким образом, риск психогенной афонии повышается при наличии следующих факторов:

  • Низкие адаптивные способности. Неумение противостоять стрессу бывает обусловлено врожденными психофизиологическими особенностями. Невротический ответ на изменяющиеся внешние условия характерен для лиц с неустойчивым типом высшей нервной деятельности (холерики, меланхолики).
  • Истероидный тип характера. Психогенное выпадение функций организма – немота, слепота, глухота, параличи – возникает подсознательно. Такой тип психической защиты свойственен людям истероидного склада.
  • Межличностные конфликты. Невозможность продуктивного разрешения разногласий провоцирует активацию психической защиты – утрату возможности вести диалог. Примером такой ситуации может быть ссора с супругом, недостаток внимания родителя, потеря рабочего места.
  • Фрустрация потребностей. Невозможность получить желаемое иногда проявляется подсознательным протестом – афонией. Непосредственной причиной расстройства становится недостаток внимания окружающих (мужа, возлюбленного, родителя), недостаточное признание в профессиональной деятельности, неудачи в бизнесе.

Патогенетической основой психогенной афонии является сочетание трех факторов: невротического фона, пусковой ситуации (психотравмы) и фиксации неправильного голосообразования по типу патологического условного рефлекса. С позиции психологии данное расстройство рассматривается как вариант истерической реакции. Утрата способности говорить – подсознательный механизм, позволяющий больному избежать ответственности в сложной ситуации и одновременно привлечь к себе внимание, заботу других людей.

На уровне физиологических процессов психогенная афония объясняется возникновением в коре головного мозга очага запредельного торможения в ответ на воздействие сильного раздражителя (переживания страха, гнева, фрустрации). Дисбаланс нейропередачи нарушает регуляцию голосообразования. Происходит дискоординация импульсов от коры мозга к мышцам гортани. Сохранность звучного кашля, плача, смеха подтверждает отсутствие патологии голосового аппарата.

По механизму развития и характеру течения различают два типа психогенной афонии: первая возникает внезапно и быстро устраняется правильно подобранными методами психотерапии, вторая формируется постепенно – от приступов к постоянному отсутствию голоса – и требует продолжительных периодических занятий по восстановлению звонкости. По характеру физиологических нарушений также выделяют две формы расстройства:

  • Гипофункциональная афония. Встречается наиболее часто. При осмотре гортани определяется хорошая подвижность гортани. Фонационные движения сопровождаются пониженным тонусом внутренних мышц, в результате чего сохраняется щель. Лечение направлено на активацию голосовых складок.
  • Гиперфункциональная афония. Подвижность гортанных стенок сохранена. Во время фонации складки смыкаются чрезмерно плотно из-за повышенного мышечного тонуса. Терапия ориентирована на расслабление голосового аппарата.

Расстройство проявляется полной потерей звучного голоса при попытках вербальной коммуникации. Пациенты общаются с помощью шепотной речи. В редких случаях нормальный голос заменяется чрезмерно высоким, «писклявым». Сохраняется привычный смех, плач (рыдания), кашель, фонация при зевании и чихании. Многие больные так же, как и до расстройства, вскрикивают при испуге или удивлении. Нарушение двигательной функции гортани проявляется дискоординацией речевого дыхания, артикуляции и голосообразования – больные пытаются озвучить речь, но не способны контролировать движения речевого аппарата, продолжительность и глубину вдохов и выдохов при разговоре.

Возможны нарушения сенсорной функции речевого аппарата. В таких случаях пациенты жалуются на повышенную чувствительность в гортани, дискомфортные ощущения – першение, боль, пощипывание, покалывание. Изменение секреции проявляется чувством сдавливания, присутствия инородного тела в горле. Дополнительно развиваются неврологические и психические симптомы: головные боли, слабость, неустойчивый фон настроения, раздражительность, плаксивость, депрессия, бессонница.

При отсутствии коррекционной и психотерапевтической помощи возможно усиление симптомов афонии вплоть до психогенного или истерического мутизма, когда больные утрачивают не только способность звучно говорить, но и общаться с окружающими шепотом, с помощью невербальных средств коммуникации. Социально-психологическими осложнениями расстройства являются депрессия, нарастание замкнутости, ограничение непосредственного общения, снижение интереса и успехов в учебе, профессиональной деятельности. Чем дольше длится афония, тем более массивная и продолжительная терапия необходима для ее устранения.

Чаще всего за диагностикой пациенты обращаются к отоларингологу, так как органические болезни гортани, приводящие к утрате голоса, более распространены, чем психогенная афония. После исключения лор-патологии обследование проводит врач-фониатр, а также психиатр либо психотерапевт. Полный комплекс процедур включает:

  • Сбор анамнеза. В ходе опроса выясняются жалобы, характер и длительность проявления симптомов. Отоларинголог уточняет наличие признаков, характерных для инфекционных, воспалительных, опухолевых заболеваний (переохлаждение, повышение температуры, кашель, боли). Психиатр расспрашивает о случаях невротических расстройств раньше, о воздействии стрессовых, психотравмирующих ситуаций перед потерей голоса.
  • Ларингоскопию. Проводится осмотр гортани при помощи специальных зеркал. При афонии определяется нормальная подвижность голосовых складок при вдохе (открываются) и выдохе (закрываются), различные изменения тонуса во время фонации. Врач также проводит пальпацию гортани и шеи, если подозревает инфекционное заболевание, направляет на лабораторные анализы (посев крови, мазок со слизистой). Для исключения опухолевых патологий назначаются инструментальные процедуры (рентгенография, МРТ гортани).
  • Психологическое исследование личности. На заключительном этапе диагностики используются комплексные личностные опросники: СМИЛ, тест Айзенка, 16-факторный опросник Кеттелла и другие. Дополнительно применяются проективные методики – рисуночные тесты, тесты цветовых выборов, интерпретации ситуаций. Для психогенной афонии характерно выявление истероидных черт (демонстративность, эгоцентричность, эмоциональная неустойчивость), повышенный уровень невротизации.

Тактика терапии определяется индивидуально, зависит от преобладания повышенного или пониженного мышечного тонуса гортани, выраженности невротических переживаний, депрессии. Коррекционными и терапевтическими мероприятиями занимаются различные специалисты: фонологи (фониаторы), логопеды, психологи, психотерапевты. Работа ведется в трех направлениях:

  • Нейролингвистическое программирование. Основой техник данного направления является отвлечение и опора на сохранное звучание при смехе, плаче, кашле. На занятиях пациенты учатся переходить от доступных звуков, например, «мычания», к более сложным. Используется методика рисования по Чевелевой, вырезание фигур с проговариванием, произнесение слов после эмоциональной и физической нагрузки.
  • Голосовые и дыхательные упражнения. Хороший эффект при лечении расстройства дают занятия с фонологом. Применяются техники глубокого и поверхностного дыхания с фиксацией напряжения и/или расслабления в области гортани. Из голосовых упражнений распространено выведение звука «в маску» (от звука к слову), беззвучная фонация, пение, мягкая, придыхательная и жесткая атака.
  • Психоанализ. При наличии истероидных черт и глубинного подсознательного конфликта афония может быть устранена посредством сеансов психоанализа. Понимание и принятие пациентом сработавших защитных механизмов психики позволяет найти ресурсы для актуализации и преодоления вытесненных переживаний. Психотерапия длительная, но результат отличается стойкостью, рецидивы крайне редки.

При своевременном обращении к специалистам психогенная афония успешно поддается коррекции. Лечение занимает от 1-2 занятий до полугода, продолжительность определяется характером расстройства и его длительностью. Профилактика сводится к выработке навыков продуктивного преодоления стрессов. Рекомендуется освоить техники позитивного мышления, релаксации, переключения внимания, практиковать умение благополучно разрешать конфликты. При возникновении непреодолимых препятствий необходимо уметь перестраивать план действий, корректировать цели, не фокусируясь на неудачах и негативных эмоциях.

источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *